Археологическая экспозиция университетского музея как способ раскрытия информационного потенциала историко-культурного наследия | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Археологическая экспозиция университетского музея как способ раскрытия информационного потенциала историко-культурного наследия

В статье раскрываются информативные возможности археологических источников на примере археологической экспозиции Музея археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета, в которой присутствуют восемь тематических комплексов музейных предметов, свидетельствующих о различных сторонах жизни древнего населения Алтая.

Archaeological exposition of the university museum as a way of disclosureof information potential of historical and cultural heritage.pdf Целью любой экспозиции, в том числе и исторической, является передачаинформации. Необходимо при помощи экспонатов раскрыть перед зрителемпроцесс развития, т. е. не только представить музейные предметы, но и свя-зать их в последовательное и единое целое, развивая в определенном направ-лении мысли и эмоции посетителей, что еще в 1920-е гг. отмечал советскийисторик и музеевед Н.М. Дружинин [1. С. 217]. Эта мысль особенно актуаль-на сегодня, когда музей определяется как особая коммуникационная система,служащая посредником между поколениями и культурами. Музейные пред-меты в отечественном музееведении рассматриваются как знаковые компо-ненты, каналы коммуникации между посетителями и историко-культурнойсредой, явлениями и событиями исторического процесса.В учебной музееведческой отечественной литературе имеется несколькоопределений музейной экспозиции, и во всех подчеркивается, что экспозицияв музее - это:1) целостная предметно-пространственная среда;2) целенаправленная и научно обоснованная демонстрация экспозицион-ных материалов;3) основа музейной коммуникации [2. С. 197; 3. С. 306; 4. С. 429; 5.С. 225].Для превращения исторического памятника в исторический источник не-обходимо его научное изучение. Информация, запечатленная в вещественныхпамятниках, требует научного описания в целях дальнейшего научного (в томчисле и экспозиционного) использования [1. С. 218; 6. С. 24-25; 7. С. 348; 8.С. 214-217]. Требуется повышенное внимание к изучению информационногопотенциала источника.Необходимо отметить, что вузовские музеи - это явление перспективное вотечественном музейном деле, поскольку в них все направления деятельностиоснованы на новейших теоретических разработках. Несмотря на то, что музеивысших учебных заведений России официально создавались как научно-учебныеподразделения, они решали задачи культурных центров города и региона, стано-вились местом распространения знаний, культуры и пользовались огромной по-пулярностью. Экспозиционно-выставочная деятельность являлась одним из ос-новных и перспективных направлений работы музеев вузов. Тщательно проду-мывались архитектурно-художественное решение в соответствии с тематикойэкспозиции, этикетаж [11. С. 236-237; 12. С. 217-218].В настоящее время наблюдается усиление культурно-просветительскойсоставляющей в деятельности университетского музея, который активновключился в пропаганду историко-культурного наследия, пробуждая интересу населения к его сохранению. Историческое прошлое, которое отделяется отнастоящего времени огромной культурно-исторической дистанцией, всегдавызывает неподдельный интерес у современного поколения. Поэтому присоздании археологической экспозиции Музея археологии и этнографии АлтаяАлтайского государственного университета (АлтГУ) в 1996 г. перед научны-ми сотрудниками музея, преподавателями кафедры археологии, этнографии имузеологии исторического факультета АлтГУ стояли следующие задачи: сде-лать доступными археологические материалы для восприятия различнымислоями населения, составить целостную картину древнего прошлого Алтаяпо отдельным находкам, восстановить связь исторических эпох и народов,пробудить интерес к древней истории Алтайского региона [9. С. 113-117; 10.С. 28-30].Археологический материал является одним из наиболее сложных дляэкспонирования. Прежде всего, это связано с тем, что часто до нас доходитне весь предмет, а его часть. Даже если предмет сохранился целиком, его на-значение зачастую остается неясным. Тем не менее музейные свойства (ин-формативность, репрезентативность, аттрактивность, экспрессивность, ассо-циативность) археологических предметов, которые учитываются при отборепредметов музейного значения для музейного собрания и музейных предме-тов для экспонирования, могут быть наиболее полно представлены для посе-тителей лишь в экспозиции. Поэтому длясредний палеолит (100-40 тыс. лет назад), верхний палеолит (куюмская,нижнекатунская, ушлепская культуры, 40-12 тыс. лет назад), мезолит и не-олит (усть-семинская, среднекатунская, ирбинская, корначакская культуры,X - середина IV тыс. до н. э.), энеолит (лесостепной и Горный Алтай: боль-шемысская культура, середина IV-III тыс. до н. э.), энеолит Горного Алтая(афанасьевская культура, конец IV - начало II тыс. до н. э.), ранняя бронза(елунинская культура, XIX-XV вв. до н. э.), развитая бронза (андроновскаякультура, XV-XII вв.), поздняя бронза (корчажкинская и ирменская культуры,XII-VIII вв. до н. э.), переход от бронзы к железу (большереченская и бийкенскаякультуры, конец IX-VI в. до н. э.), ранний железный век (лесостепной Алтай:каменская, староалейская, быстрянская культуры, V-II вв. до н. э.; Горный Ал-тай: пазырыкская культура, VI-III вв. до н. э.), переход от раннего железа кСредневековью (лесостепной Алтай: кулайская, I в. до н. э. - середина IV в. н. э.,майминская, I в. до н. э. - середина V в. н. э., одинцовская, середина IV - сере-дина VIII в. н. э., культуры; Горный Алтай: булан-кобинская культура, I в. дон. э. - середина V в. н. э.), раннее Средневековье (лесостепной Алтай: срост-кинская культура, середина VIII-XII в. н. э.; Горный Алтай: тюркская куль-тура, середина V-XI в. н. э.), развитое Средневековье (культура Горного Ал-тая, XII-XIV в. н. э.).Музейные предметы по типам, т. е. по способу фиксации информации,подразделяются в археологической экспозиции на вещественные и изобрази-тельные источники. Вещественные источники - это предметы, представляю-щие собой вещи, сделанные человеком, которые обладают определеннойутилитарностью и несут сведения о разных сторонах жизни населения [4.С. 375], в том числе представителей какой-либо археологической культуры.По функциональному назначению вещественные источники, представленныев экспозиции музея, можно разделить на следующие комплексы.А. Предметы вооружения - это комплекс боевых средств индивидуально-го применения, предназначенный для обороны и нападения. Комплекс воо-ружения включает в себя две основные категории: средства защиты (доспехи)и средства нападения (оружие). Вооружение той или иной эпохи, археологи-ческой культуры, выступая в роли археологического источника, позволяетсудить о составе, размещении, способах применения и функционированияпаноплии (древнегреческий термин, обозначающий весь комплекс вооруже-ния), дает информацию о состоянии военного дела, уровне развития военногоискусства, который определяется экономическим потенциалом древнего об-щества и влияет на формирование его социальных институтов. Кроме того,вооружение и военное дело являлись особым объектом культурной деятель-ности человека. Вокруг них складывались определенные эстетические и ре-лигиозные культы. Вооружение в прошлом было одним из самых перспек-тивных товаров, его инновации быстро перенимались, становясь показателемналичия контактов между народами [22. С. 4; 23. С. 4].В экспозиции музея оборонительное вооружение представлено фрагмен-том пластинчатого лямеллярного (горизонтальное соединение пластин) пан-циря, остатками кольчатого панциря (кольчуги), пряжкой и пластиной от за-щитного пояса. Из наступательного вооружения экспонируется оружиеближнего боя (кинжалы, меч, сабля, поражающие части копий - наконечни-ки, боевые ножи, поражающие части боевых топоров и чеканов - байки) и ору-жие дальнего боя (части сложносоставного боевого лука - кибить и накладки,части колчана - ворворки, крюки для крепления колчана к стрелковому поясу,поражающие части стрел - наконечники). Исходя из того, что в экспозициипредставлены разнообразные виды вооружения, можно сделать вывод о важно-сти данной категории предметов в жизни древнего населения Алтая в разныеисторические эпохи, когда приходилось либо защищать свои земли, либо завое-вывать новые территории в целях обеспечения своего существования. Крометого, частые военные конфликты несомненно требовали постоянного совершен-ствования ремесла по изготовлению предметов вооружения.Б. Предметы костюма (одежда) - совокупность вещей, которые надева-ются на тело человека; специальные средства для защиты человеческого тела.По расположению на теле одежда подразделяется на следующие виды: на-тельная, плечевая, верхняя, поясная, набедренная, головные уборы, обувь,наручная. По назначению бывает праздничная, повседневная, обрядовая. Вы-деляются элементы украшения костюма, которые делятся на съемные и не-съемные. Съемные украшения классифицируются по месту ношения: голов-ные, шейные, нагрудные, наплечные, поясные, набедренные, наручные, нож-ные. Несъемные украшения определяются по принадлежности к какому-либовиду одежды [24. С. 77-78].В археологической экспозиции Музея археологии и этнографии Алтаяпредставлены части обуви: пряжки, тренчики, окончания; части наборныхпоясов: пряжки, кольчатые распределители, большие наконечники, малень-кие портупейные наконечники, тренчики. Среди элементов украшения кос-тюма экспонируются как съемные: головные (серьги), шейные (подвески,бусы, гривны, ожерелья), наручные (кольца, браслеты, перстни), так и не-съемные: украшения обуви (бляхи-накладки), украшения наборного пояса(бляхи-накладки, бляхи-нашивки, бляхи-обоймыu1089 {,тельствуют о распространении шаманизма среди алтайского населения вдревности.В. Снаряжение верхового коня - это комплекс приспособлений, надевае-мых на лошадь и служащих для управления ею во время езды верхом. Основ-ными составляющими снаряжения верхового коня являются узда и седло [26.С. 24].Узда - это приспособление, надеваемое на голову лошади и позволяющееуправлять ею. Включает следующие элементы: суголовье, удила, поводья.Суголовье - набор ремней: налобный, наносный, два нащечных, затылочный,подбородный, подгубный. Удила - приспособление для взнуздывания лоша-ди и управления ею с помощью поводьев. Поводья - ремень, который кре-пится своими концами к удилам и является одним из основных средствуправления лошадью. С его помощью всадник устанавливает положение го-ловы и шеи коня, указывая направление движения, а также замедляет илиостанавливает животное [26. С. 24-30]. В археологии широко используетсятакое понятие, как «псалии», которым обозначают посредники между удила-ми и поводом [27. С. 45].Другой частью конского снаряжения является седло - приспособление,надеваемое на спину лошади и служащее для верховой езды всадника на ней.Седло состоит из ленчика, подпруги, путлищ со стременами, нагрудника.Ленчик - каркас седла, на который крепятся его основные части. Он образо-ван передней и задней луками вместе с полками. Полки - это части седла, накоторых располагаются все его основные детали. Лука - дужка, соединяющаяправую и левую полки. Луки выполняют следующие функции: обеспечениежесткости седла, предотвращение контакта всадника с позвоночником лоша-ди, фиксация бедра и седалища всадника. Путлище - часть седла, ремень, накоторый подвешено стремя. Оба путлища имеют одинаковую длину. Стре-мя - приспособление для упора ноги всадника при посадке на лошадь и ездеверхом. Подпруга - широкий прочный ремень, который охватывает корпуслошади снизу и с обоих боков и удерживает на ней седло. Нагрудник - часть седлаки ремней, блоки для чумбура; среди принадлежностей седла: накладки налуки ленчика, стремена, подпружные пряжки; украшения узды: налобныебляхи, султанчики и бляхи-накладки. Большое разнообразие и разработан-ность предметов конского снаряжения говорит о важной роли лошади в хо-зяйстве и, несомненно, в военном деле алтайских народов. В музейной экспо-зиции видно, что уже в материале по бийкенской культуре Горного Алтая(конец IX-VI в. до н. э.) из всего комплекса выставленных предметов преоб-ладают предметы снаряжения верхового коня, свидетельствующие о распро-странении верховой езды.Г. Орудия труда - это вещественные средства, служащие посредникамимежду человеком и его деятельностью [28. С. 438]. Данная категория предме-тов является важным источником по изучению уровня развития различныхотраслей жизнедеятельности древнего прошлого Алтая.По хозяйственным целям выделяют несколько видов орудий труда [29.С. 51-55; 30. С. 125-130; 31. С. 240-245]. В археологической экспозициипредставлены следующие виды:1. Земледельческие орудия (предназначены для возделывания культурныхрастений): наконечники от ручных мотыг для обработки почвы.2. Предметы ухода за скотом: серповидные ножи для заготовки кормов.3. Орудия активной охоты: метательные (поражающие части гарпунов,дротиков, стрел - наконечники) и неметательные (ножи).4. Орудия рыболовства: индивидуального лова (поражающие части гар-пунов - наконечники, крючки для удочки) и стационарной индивидуальнойловли (грузила для сетей).5. Орудия прядения: пряслица для веретена.6. Орудия обработки дерева: ручные рубила, топоры, тесла, струги.7. Орудия обработки кожи: скребла, скребки, серповидные ножи.8. Орудия для выплавки и обработки металла и изготовления металличе-ских изделий: литейные формы, напильники.9. Орудия гончарного дела: лощила, или орнаментиры, (для нанесенияорнамента).Среди универсальных орудий экспонируются ножи, кресала для добыва-ния огня, проколки, иглы и шилья.Разнообразный набор орудий труда, который демонстрируется в археоло-гической экспозиции, позволяет сделать вывод, что хозяйство древнего алтай-ского населения строилось на комплексной основе с преобладанием скотовод-ства в горной местности и присваивающих отраслей в лесостепной зоне.Д. Предметы быта - это совокупность движимых предметов домашнегообихода. Быт - одна из важнейших сфер жизни общества, охватывающая всесуществование людей вне их производственной деятельности; материальнаяи духовная среда, в которой происходит удовлетворение потребностей в жи-лище, пище, одежде и т.д. По целевому назначению бытовые предметы под-разделяются на две большие группы: 1) домашняя утварь; 2) предметы ин-терьера жилища [24. С. 56; 32. С. 231-232].В археологической экспозиции демонстрируется несколько видов до-машней утвари: столовая посуда (кувшины, кувшиноподобные сосуды, сосу-ды с ушками, сосуды на поддонах), кухонная посуда для приготовления пи-щи и хранения продуктов (горшки, горшкоподобные сосуды, корчаги, банки),предметы личной принадлежности (зеркала, булавки, гребни), утварь дляхранения мелких продуктов (игольницы).Четко категорию предметов быта удалось обозначить в витрине с мате-риалом по мезолиту - неолиту (VII-IV тыс. до н. э.): фрагмент керамическогососуда свидетельствует о появлении посуды (пищу теперь можно было ва-рить и хранить). Отсутствие керамической посуды в материалах булан-кобинской (I в. до н. э. - середина V в. н. э.), тюркской (середина V-XI в.)культур Горного Алтая косвенно свидетельствует о кочевом образе жизни, абольшое количество предметов утвари для хранения мелких вещей толькоподтверждает это: много предметов нужно было постоянно носить с собой.Изобразительные источники - это музейные предметы, которые содержатинформацию о событиях, процессах, объектах, людях, зафиксированную по-средством их изображения. Делятся на произведения изобразительного ис-кусства (живопись, графика, скульптура) и схематичные изображения (карты,схемы, чертежи) [28. С. 298; 4. С. 375].Применяя по отношению к древним эпохам термин «искусство», необхо-димо учитывать, что в те времена искусство не являлось особой областьюкультуры. Духовная жизнь проходила в единой, не разделенной на отдельныесферы культурной среде. Процесс осознания людьми самостоятельной ролиискусства начался в эпоху античности [33. С. 5-7]. Профессор Я.А. Шер от-мечает, что целесообразнее употреблять понятие «изобразительная деятель-ность» для обозначения творчества первобытных людей, когда данное явле-ние входило в единую и целостную совокупность элементов знакового пове-дения людей [33. С. 8]. Тем не менее памятники древнего творчества выде-ляются из совокупности археологических памятников. При изучении изобра-зительного типа источников анализируются как свойства, присущие различ-ным вещественным источникам: физические, морфологические, технологи-ческие, так и свойства, относящиеся к изображениям на памятниках: стили-стические (как изображено) и содержательные (что изображено).В экспозиции Музея археологии и этнографии Алтая представлены мел-кая пластика эпохи мезолита-неолита: галька, орнаментированная заштрихо-ванными треугольниками, каменный брусок с головой оленя и монументаль-ная скульптура: каменные изваяния тюркской культуры (середина V-XI в.).Предметы мелкой пластики свидетельствуют о ранних этапах развития тако-го психологического феномена, как творчество. Тюркские каменные извая-ния дополняют характеристику погребально-поминального цикла тюрок. Ониобычно устанавливались с восточной стороны поминальной оградки [34.С. 348]. В экспозиции выставлены три каменных изваяния. На них изображенымужчины с широким лицом, усами и бородой, одетые в халат с отворотами нагруди, с узким поясом, набранным из разных по форме бляшек; на поясе висяткинжал и сабля в ножнах; в правой руке находится кувшинчик, левая рука ле-жит на поясе. Таким образом, благодаря такому роду источников возможнополучить представление о внешнем облике тюркского населения, не прибегая кантропологической реконструкции, о предметах материальной культуры, а са-мое важное, музейные предметы формируют некий образ той историческойэпохи (времен появления государств средневековых кочевников).В археологическую экспозицию помещены палеонтологический и антро-пологический материалы.Палеонтология - наука, изучающая остатки ископаемых организмов иследы их жизнедеятельности [35. С. 255]. В музейном деле под палеонтоло-гической коллекцией понимается собрание окаменелостей (фоссилий), пред-ставляющих собой остатки доисторических животных и растений, а такжеследы деятельности организмов (передвижение, питание и др.) [36. С. 185]. Взависимости от задач использования палеонтологи выделяют такие типыколлекций: а) краеведческие: собраны сотрудниками краеведческих музеев,краеведами, исследователями (местными и работавшими на территориикрая), которые затем передали предметы в местный краеведческий музей;данные коллекции несут важную познавательную информацию, экспониру-ются так, чтобы быть лучшим образом доступными для обозрения; б) регио-нально-стратиграфические: характеризуют палеонтологию и стратиграфиюкакого-либо региона, их составлением занимаются крупные естественно-научные музеи и геологические учреждения; в) систематические: создаютсяна базе образцов, принадлежащих к определенной группе ископаемых орга-низмов; монографические; г) научно описанная и опубликованная коллекцияпалеонтологических образцов [37. С. 65-67].В экспозиции Музея археологии и этнографии Алтая раздел по каменно-му веку дополняют кости животных мамонтовой фауны: нижняя челюсть ипозвонок мамонта, крышка черепа с рогами, рог, трубчатые кости ног бизона,череп шерстистого носорога, верхняя крышка черепа большерогого оленя.Большинство экспонатов выставлено на подиумах открыто, рог бизона закре-плен на стене при помощи медной проволоки. Эти приемы экспонированияпредоставляют возможности для более детального рассмотрения предметов.Посетители музея имеют возможность наглядно представить некоторые фи-зические качества объектов охоты первобытного человека.Антропология - биологическая наука о происхождении человека и эво-люции 0его физической организацииантропологический материал (скелет человека), кроме того, палеонтологиче-ский материал (скелет лошади). В отдельном застекленном шкафу выставле-ны черепа людей различных эпох. Присутствуют черепа с искусственнойтрепанацией, искусственной деформацией; наблюдается хорошая сохран-ность зубов - отсутствие кариеса указывает на то, что люди употребляли впищу в основном мясные продукты, а не грубую растительную пищу. Чтобыпродемонстрировать все эти особенности антропологического материала,используются специальные подставки.Экспонирование антропологических предметов можно назвать система-тическим, поскольку однородный материал представлен в хронологическомпорядке и на основе указанных выше характеристик предметов возможнореконструировать некоторые черты социокультурных отношений у людейпрошлых эпох. Так, традиция искусственной трепанации существовала у на-селения афанасьевской культуры. Умершему человеку путем сверления уби-рали весь мозг из головы для того, чтобы череп сохранился как можно доль-ше [42. С. 130]. Традиция искусственной деформации была распространена уплемен одинцовской культуры. Маленьким детям, особенно мальчикам, бин-товали голову с тем, чтобы придать ей вытянутую форму. Так ребенок ходилдо 15-16 лет, пока не сформируется скелет. Вытянутая форма головы, как истремление дольше сохранить череп, подчеркивали знатность происхождениячеловека и его рода, богатство семьи, особое социальное положение [43].Рассмотренная археологическая экспозиция Музея археологии и этногра-фии Алтая позволяет сделать вывод, что выставленные музейные предметынесут в себе богатую информацию, привлекающую внимание аудитории и,таким образом, содействующую внедрению археологического наследия в со-временную культуру. Для раскрытия информационного потенциала археоло-гической экспозиции и для обеспечения условий музейной коммуникацииактивно используется научно-вспомогательный материал, который представ-лен следующими видамиряда, технологически доведенные до совершенства, служат наглядным выра-жением историко-культурного наследия народов Алтая.

Ключевые слова

историко-культурное наследие, музейная экспозиция, музейный предмет, археологический источник, научно-вспомогательный материал, Historical-cultural heritage, museum exposition, a museum object, archaeological source, scientific auxiliary materials

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Нестеров Евгений АлександровичНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культурыevgeny.nesterov.1988@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Дружинин Н.М. Моя работа в Музее революции СССР // Избр. труды. М., 1990. С. 217- 218.
Музееведение: Музеи исторического профиля / под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. М. : Высш. шк., 1988. 431 с.
Музейное дело России / под ред. М.Е. Каулен. М. : ВК, 2003. 614 с.
Юренева Т.Ю. Музееведение. М. : Академ. проект, 2003. 560 с.
Основы музееведения / отв. ред. Э. А. Шулепова. М. : Либроком, 2010. 432 с.
Плахин В.П. Гносеологическая специфика археологических источников // Алтай в эпоху камня и раннего металла : сб. ст. Барнаул, 1985. С. 24-25.
Клейн Л.С. Археологическая типология. Л. : ЛФ ЦЭНДИСИ, 1991. 442 с.
Приль Л.Н. Информативность вещественного источника // Тр. Том. обл. краевед. музея : сб. ст. / отв. ред. Л.И. Боженко. Томск, 2002. Т. 7. С. 214-217.
Горбунов В.В. Новая экспозиция Музея археологии и этнографии Алтая Алтайского госуниверситета / В.В. Горбунов, И.А. Чудилин // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2000. Вып. 2. С. 113-117.
Горбунов В.В. 25 лет со времени основания Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ // Алтайский край : календарь знаменательных и памятных дат : сб. ст. Барнаул, 2009. С. 28- 30.
Бурлыкина М.И. Музеи высших учебных заведений дореволюционной России (1724- 1917 гг.). Сыктывкар : СГУ, 2000. 238 с.
Ожередов Ю.И. Музей археологии и этнографии Сибири имени В.М. Флоринского Томского государственного университета // Томск от А до Я : краткая энцикл. города / под ред. Н.М. Дмитриенко. Томск, 2004. С. 217-218.
Белоусова Н.А. Специализированный вузовский музей : современное состояние и перспективы развития // Музей и наука : материалы науч. конф. / отв. ред. М.И. Бурлыкина. Сыктывкар, 1997. С. 15-16.
Данченко Е.М. Об использовании фондов Музея археологии и этнографии Омского государственного педуниверситета // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе : материалы Всерос. науч. конф. / отв. ред. Э.И. Черняк. Томск, 2002. С. 247-251.
Тихонов И.Л. Археологическое музееведение : постановка проблемы // Музеология - музееведение в начале XXI века : проблемы изучения и преподавания : материалы Междунар. науч. конф. / отв. ред. А.В. Майоров. СПб., 2009. С. 219-228.
Горбунова Т.Г. Включение археологических памятников Алтая эпохи средневековья в экскурсионно-туристическую деятельность: перспективы и методика / Т.Г. Горбунова, А.А. Тишкин // Академические и вузовские музеи : роль и место в научно-образовательном процес
Горбунова Т.Г. Музей археологии и этнографии Алтая АлтГУ в системе учебного процесса АлтГУ / Т.Г. Горбунова, Т.С. Паршикова // Там же. С. 230-235.
Кирюшин Ю.Ф. История формирования фондового собрания Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ / Ю.Ф. Кирюшин, Т. Г. Горбунова // Там же. С. 75-80.
Олейник Т.Е. История и развитие музеев высших учебных заведений Алтайского края // Там же. С. 213-221.
Решение Всероссийской (с междунар. участием) науч. конф. «Академические и вузовские музеи : роль и место в научно-образовательном процессе». Томск, 7-10 дек. 2008 г. // Там же. С. 326-327.
Клейн Л.С. Археологические источники. Л. : Изд-во ЛГУ, 1978. 120 с.
Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в III-XIV вв. / науч. ред. А.А. Тишкин. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2003. Ч. 1: Оборонительное вооружение (доспех). 174 с.
Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в III-XIV вв. / науч. ред. А.А. Тишкин. Ч. 2: Наступательное вооружение (оружие). Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2006. 232 с.
Итс Р.Ф. Введение в этнографию. М., 1991. 168 с.
Кирюшин Ю.Ф. Археология Нижнетыткескенской пещеры / Ю.Ф. Кирюшин, А.Л. Кунгуров, Н.Ф. Степанова. Барнаул, 1995. 152 с.
Тишкин А.А. Методика изучения снаряжения верхового коня эпохи средневековья /А.А. Тишкин, Т.Г. Горбунова. Барнаул, 2004. 126 с.
Кирюшин Ю.Ф. Скифская эпоха Горного Алтая / Ю.Ф. Кирюшин, Н.Ф. Степанова. Барнаул, 2004. Ч. 3: Погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни. 292 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2007. 736 с.
Свод этнографических понятий и терминов : в 3 ч. / под ред. С.А. Арутюнова. М. : Наука, 1989. Ч. 3: Материальная культура. 223 с.
Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры (в первобытном и раннеклассовом обществе). М. : Изд-во МГУ, 1979. 304 с.
Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры. Определитель. М. : Сов. Россия, 1959. 244 с.
Кимеева Т.И. Шорцы: Каталог этнографических коллекций музеев в России. Кемерово, 1997. Ч. 3. 232 с.
Шер Я. А. Первобытное искусство. Кемерово, 2006. 351 с.
Мартынов А.И. Археология. М. : Высш. шк., 2005. 447 с.
Палеонтология и палеоэкология: Слов.-справ. / под ред. В.П. Макридина, И.С. Барскова. М., 1995. 494 с.
Барсков И.С. Палеонтологические описания и номенклатура / И.С. Барсков, Б.Т. Янин. М., 2004. 94 с.
Ксенофонтова В.В. Естественно-научные коллекции // Большая рос. энцикл. музеев, частных собраний и коллекций. М., 2009. С. 183-185.
Садохин А.П. Этнология. М. : Гардарики, 2000. 304 с.
Тавадов Г.Т. Этнология. М. : Дашков и К, 2004. 352 с.
Богатеньков Д.В. Антропология [Электронный ресурс] / Д.В. Богатеньков, С.В. Дробышевский: Элекрон. учеб. М., 2004. URL: http://www.ido.rudn.ru (дата обращения: 17.11.2011).
Мартынов А.И. Методы археологического исследования / А.И. Мартынов, Я.А. Шер. М., 2002. 240 с.
Медникова М.Б. Трепанация в древнем мире и культ головы. М. : Алетейа, 2004. 208 с.
Одинцовская культура [Электронный ресурс] // История Алтая с древнейших времен до наших дней : информ. портал АлтГУ. URL: http://www.althisto.ru (дата обращения: 17.11.2011).
 Археологическая экспозиция университетского музея как способ раскрытия информационного потенциала историко-культурного наследия | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Археологическая экспозиция университетского музея как способ раскрытия информационного потенциала историко-культурного наследия | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Полнотекстовая версия