Документация архитектуры и окружающей среды: краткий обзор технологийизучения и популяризации культурного наследия | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Документация архитектуры и окружающей среды: краткий обзор технологийизучения и популяризации культурного наследия

Культурное наследие, безусловно, испытывает положительное воздействие со стороны всё более доступного и обширного знания о зарубежных странах, а также легкого и быстрого распространения информации в рамках глобального общества. Однако, как это ни парадоксально, вместе с этим усиливается также осознание локальной идентичности и защита локальных культур. Вследствие этого создание мировой системы Знания будет возможным только в том случае, если, в дополнение к росту чисто экономической сферы, будут наличествовать также реальные условия доступности и открытости различных культур и их роста до уровня новой формы "демократии знания". В данной статье дается краткий обзор определенного опыта создания технологических оснований, разрабатываемых для развития наших знаний об архитектуре и окружающей среде с целью достижения более высокого уровня пропаганды памятников культуры, способного в возрастающей мере раскрывать мировую ценность итальянского культурного и художественного наследия.

The documentation of architecture and environment: technologies for the knowledge and the spreading of the cultural heritage, an overview.pdf Местные культуры, глобальные культурыВ конце XX в. бурный рост коммерческой глобализации был воспринят вЕвропе как проблема и одновременно как вполне установившийся феномен.Можно ли найти в этом положительные аспекты и можно ли рассматриватьглобализацию как ресурс, который сможет объединить также знание и рас-пространение культурного наследия?Существует, на наш взгляд, возможность того, что глобализация действи-тельно может стать культурным явлением более глубокого характера, чемпростое расширение и увеличение туристических рынков, но для этого необ-ходимо устранить определенный разрыв.Всё не так просто, ибо мы больше не можем мыслить в формате острыхоппозиций, - как это было в случае с комбинацией терминов «локаль-ное/глобальное», - в силу того, что современное общество характеризуетсяне жесткими категориями, но скорее направлениями, потоками (все более иболее неуловимыми и вместе с тем весьма сильными).Культурные, экономические и социальные потоки не отражают географи-ческие параметры, но являют собой своего рода пересекающиеся потоки: так,например, появилась теория, согласно которой социальное неравенство явля-ется неизбежным следствием глобализации и технологического прогресса.Форум в Давосе в январе 2011 г. показал, что следует начать движение в дру-гом направлении в силу роста имеющейся пропасти, всё более увеличиваю-щейся по линии конфронтации севера и юга в масштабах всего мира и рас-тущей всё более и более в пределах каждой страны или геополитическогоблока [1].Культурное наследие в современной цифровой культуреНет сомнения, что глобализация и наличие постоянной взаимосвязи в миресоставляют наиболее важные характерные черты того, что З. Бауман называет"текучая современность". Данный термин определяет исторический период, длякоторого свойственна утрата строгой соотнесённости с социальным, культур-ным, политическим или религиозным факторами и возвеличивание индивиду-альности и разнообразия в качестве основных ценностей [2].Взаимодействие и мультифункциональность относятся к наиболее харак-терным знакам нашего времени; именно в них мы можем, вероятно, отыскатьключ к интерпретации новой многомерной роли, которую культурное насле-дие призвано играть в обществе и экономике знаний. В действительностипостоянная взаимосвязь виртуальных сообществ сопровождается более тра-диционными формами сообществ реальных, что каждодневно предвещаетпоявление новых и всё еще развивающихся моделей поведения.Несомненно, что на деле во взаимодействии в пространстве социальнойсети понятие соседства становится, скорее, понятием логическим, нежелифизическим.Гипертекстовый поток против линейной коммуникации: новыеСМИ, новые познавательные моделиЛинейный логический алфавит, с которым западное общество построилосвое знание, потерял свою описательную власть, уступив дорогу «потоку»:разделение между созданием и использованием информации становится всёменьшим и меньшим. Происходит даже исчезновение самого процесса, кото-рый информацию фактически превращает в закрытый пакет, переходящий отисточника к пассивному наблюдателю.Человек теперь всегда находится в ситуации постоянной близости с дру-гими: мы все более и более погружаемся в текучий мир, в котором благодарягипертексту, ссылкам, умным телефонам, виртуальной реальности и сенсор-ным связям наши чувства наконец воссоединены и все одновременно способ-ствуют созиданию опыта и на его основе знания.Следующим и ҐtР jпжрубежомновление индивидуальности в отличие от культурной структуры недалекогопрошлого.Мультимедийные технологии для современного знанияТенденция развития современной культуры, строго ориентированная назнание, постоянно требует интеграции разума в нашу каждодневную среду,превращая последнюю почти в ультрафункциональную окружающую среду.В течение долгого времени термин «мультимедиа» употреблялся для обо-значения музыки и видео как добавочных компонентов, получаемых при ис-пользовании компьютера, но это было весьма ограниченное значение. В на-стоящее время изображения и движение постепенно заполняют мир, в кото-ром мы живем.Можно сказать, что компьютеру суждено исчезнуть как различимомуобъекту; вместо отдельного экрана, клавиатуры и мыши в будущем нас будетокружать множество вещей, являющихся, согласно теории Нила Гершен-фельда, «думающими вещами». Они предназначены для взаимодействия фи-зического мира с электронной информацией и превращения мира в некийинтерфейс посредством развития компьютерной технологии, менее навязчи-вой и прозрачной [3].Карты с использованием технологии радиочастотной идентификации, по-зволяющие кофейной чашке и кофеварке взаимодействовать или обуви вприхожей идентифицировать своего владельца, - это примеры, всё более иболее входящие в повседневную жизнь. Процессы записи, анализа, сохране-ния, пересылки и получения информации обеспечивают новое измерение вы-сокотехнологичного взаимодействия, уже частично реализуемого посредст-вом цифровых технологий.Основываясь на этих положениях, в начале прошлого десятилетия иссле-довательская группа во главе с автором начала экспериментировать с моде-лями массивов данных, которые были получены в ходе исследования куль-турного наследия и могли бы соотноситься в рамках программ, открытых ипредназначенных для нетрадиционного способа использования [4, 5].Документировать, собирать, общатьсяПреобразование традиционной рабочей схемы «документ - обзор - ком-муникация», применявшейся в процессе изучения исторических памятников,произошло в середине 1990-х гг. с переходом от традиционного обзора к тех-нологически продвинутому отчету. Это привело к изменениям не только тех-нологического и оперативного характера, но и к более глубоким переменам вэпистемологическом статусе дисциплины, который, возможно, только теперьмы можем полностью восстановить в рамках логической модели.На следующем этапе, фактически после серьезных инноваций в сбореданных, даже возвращение к познавательным элементам начинает становить-ся всё более сфокусированным и ориентированным на сложность элементов,представляемых согласно разработанным моделям ответа и форме данных.Систематизация баз данных, в частности геоориентированных, определя-ет важность следующей фазы, связанной с использованием многомерныхданных1. Возможность иметь точные и обширные цифровые базы данных,подвергаемые время от времени проверке, открывают для нас сегодня путь креволюционной политике демократизации культурной коммуникации.Следовательно, только теперь мы можем осознать, как оперативный про-грессивный переход к типу операций, различных по методологии, инстру-ментарию и процедурам, характеризующимся высоким уровнем интеграции,привел в результате к более динамичной конвергенции данных в рамках со-временных мультимедийных информационных платформ.Примеры исследованияПримеры исследования, которые иллюстрируются изображениями, свя-заны с различными областями применения вышеописанных рабочих методов.Эти примеры охватывают различные качественные и количественные мас-штабы и представлены с целью выдвинуть на первый план междисциплинар-ный подход.Информационные платформы для изучения археологического насле-дияПервый пример связан с документным аппаратом Некрополя Сан ЧербонеПопулонии - Баратти, самого большого этрусского поселения в центральнойИталии, чьи остатки относятся к VII-II вв. до н.э. Работа исследовательскойгруппы, начавшаяся в 2005 г., продолжается по сей день [6, 7, 8, 9] (рис. 1)2.Информационные платформы для изучения исторических городовПример исследования принадлежит к числу прикладных объектов инно-вационной программы обучения3. В ходе исследования был представлен до-кументный аппарат исторического средневекового центра Кастильон Фьо-рентино, небольшой коммуны в центральной Тоскане [12, 13]. Этот городокимеет ценную особенность, заключающуюся в прекрасной сохранности го-родского контекста и ландшафта. Работа исследовательской группы прово-дилась в 2005-2006 гг. (рис. 2).Информационные платформы для изучения архитектуры«Проект Микеланджело: исследование с использованием технологиитрехмерного измерения с целью обновления документации и оценки архитек-турных работ Микеланджело во Флоренции» является долгосрочным иссле-довательским проектом, в результате осуществления которого был произве-ден первый полный, современный научный обзор и трехмерное моделирова-ние архитектуры Микеланджело во Флоренции [12-15].1 Преимущество трехмерных координат - для продвинутого морфологического знания, необхо-димого для многих аспектов оценки метрических, геометрических параметров, а также сохранности всочетании с данными оценки качества - может быть предметом для многоуровневой интерпретации,которая не должна вытекать из факта тесной временной связи. Такая интерпретация, будучи интегри-рованной во времени и междисциплинарном пространстве, может использоваться для исследуемогоматериала (для обновления документации с целью реставрационных работ, а также для производстватаких общественных продуктов, как автоматическое производство масштабных моделей, мультиме-диа и т.д.).2 Latest surveys of the Necropolis of S. Cerbone in Populonia, multimedia dvd-rom edited for Fair theRestoration of Ferrara 2008. Seminar for Populonia, annual conference and exhibition Latest surveys of theNecropolis of S. Cerbone in Populonia, Florence, College of Architecture, march 2008.3 Данный проект представляет собой учебный курс «Разработка технических данных для доку-ментирования архитектурного наследия и окружающей среды». Учебный курс подготовлен ПаолойПума при финансовой поддержке европейских фондов в 2002-2005 гг.Трехмерный проект Микеланджело нацелен на осуществление обновле-ния документации, на распространение и развитие такого вида работ. Проектосуществлялся в сотрудничестве с Отделом архитектуры университета Фер-рары с 2003 по 2006 г. Работа была разделена на стадии годовой продолжи-тельности. Данные для обзора, полученные с помощью трехмерного лазерно-го сканера, были представлены как в масштабе городского пространства - сцелью документирования пространственных отношений с городской струк-турой, микроэкологических отношений и условий сохранения оболочек зда-ний - так и в масштабе внутреннего пространства комплекса Лауренцианы,где в первую очередь исследовались аспекты документации метрологиче-ских, лингвистических, структурных и физических параметров архитектуры(рис. 3).Предварительные итогиПланирование сложной органической стратегии, направленной на созда-ние реального проекта исследования с целью последующего распространенияполученного знания, представляет собой необходимую предварительнуюстадию в деле разработки любого проекта, направленного на сохранение иоценку памятников культуры. Процесс обработки информации обретает осо-бую важность, идет ли речь о сохранении физической формы объекта или осохранении его нематериальной формы в виде памяти об исторических, ху-дожественных, культурных ценностях, которые национальное наследие со-держит в себе и через века передает потомкам.Десятилетия опыта в осуществлении политической, научной и техниче-ской защиты итальянского культурного наследия показывают нам, что сего-дня мы практически имеем настоящий качественный прорыв в деле активи-зации более интегрированных и технологически совершенных мер по про-движению культурного и художественного наследия. Результат действий врамках критически ориентированной коммуникационной стратегии обретаетдополнительные ценности, а именно:- документное и свидетельское значение, достигаемое посредством опи-сания физических и материальных характеристик, а также характеристик со-хранности архитектуры и ее контекста;- репрезентативное значение аспекта, связанного с необходимостью ис-пользования исследуемого объекта. В данном контексте тематическая разра-ботка базовой информации является критическим ключом к правильномуиспользованию памятника культурного наследия.Примеры, представленные здесь, следует рассматривать совокупно какчасть исследовательского процесса, в рамках которого они призваны способ-ствовать выработке определения критически ориентируемого инструмента-рия документации в целях оптимальной оценки культурногомающие вещи» не ухудшают ситуацию: об этом говорит, например, 2B11,созданный в медиалаборатории с целью внедрения компьютеризации для де-тей в развивающихся странах.Утрата локальной культуры - это реальная проблема, но веб-сеть служиттакже и для того, чтобы способствовать созданию вокруг этой культуры со-общества людей, у которых не было способа общаться друг с другом до по-явления Сети.В заключение выделим такие понятия, как «включение» и «исключение»,«уникальность» и «универсальность». Связанные с ними темы являютсявесьма важными и открывают возможность взаимодействия с исследования-ми в рамках других дисциплин, чему нам хотелось бы содействовать нашимпрофессиональным, хотя и скромным вкладом.1 2В1 - Разработка недорогого портативного компьютера 2B1: The Children's Machine осуществ-лена лабораторией Media Lab Массачусетского технологического института. В 2006 г. была выпуще-на пробная партия ноутбуков в количестве 200 штук (примечание переводчика).Перевод О.А. Жеравиной

Ключевые слова

культурное наследие, архитектура, технологии, знание, cultural heritage, architecture, technologies, knowledge

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пума ПаолаУниверситет Флоренции (Италия)доктор архитектуры, старший научный сотрудник, преподаватель факультета архитектурыpaola.puma@unifi.it
Всего: 1

Ссылки

Hacker J., Pierson P. Winner-Take-All Politics: How Washington Made the Rich Richer - And Turned Its Back on the Middle Class. New York: Simon & Schuster; 2010. 368 p.
Bauman Z. Liquid Modernity. - Cambridge: Polity Press, 2004. 228 p.
Gershenfeld N. When things start to think. New York, Holt & Company, 1999. 224 p.
Puma P., Bini M., Bertocci S. Survey and digital archives for documentation and development of architecture and environment // Proceedings of the Workshop "Quality Approach to Multi-Cultural Heritage, CNR, 14 - November 15, 2006. 50 p.
Puma P., Bini M., Bertocci S. Multimedia Survey and digital archives for documentation and development of architecture and environment: technology for knowledge and the dissemination of cultural heritage // multimedia dvd-rom edited for Seminar in Technol
Puma P. The contribution of new surveys for the Project of the Archaeological Park of Populonia Necropolis -The update of documentary repertory of some artefacts of the Etruscan necropolis of San Cerbone // The documentation of the architecture and enviro
Puma P. Updating of the Necropolis Project - New surveys of the Etruscan necropolis of San Cerbone in Populonia // The Annual report by Soprintendenza for Archaeological Heritage of Tuscany. - Florence: Under the lilies ed., 2008. P. 356-358.
Puma P. New shares for Populonia project: The Last advanced surveys of Etruscan tombs from Populonia Necropolis documentation // Proceedings of the 13th International Congress "Cultural Heritage and New Technologies", 3-5 November 2008. Vienna. P. 1-10.
Puma P. Cornieti M., Masci M., Tioli F. Necropolis Project - Archaeological Park of Populonia: strategies and instruments // Materials for Populonia/8, Ghizzani F., Megale C., ETS, Pisa, 2009. P. 95-126.
The documentation of the architecture and environment - Atlas of the old town of Castiglion Fiorentino, volume by Paola Puma. Regione Toscana, Florence, 2007.
Puma P. For an atlas of the old town of Castiglion Fiorentino: strategies and tools for the documentary project of architectural heritage // The documentation of the architecture and environment - Atlas of the old town of Castiglion Fiorentino, volume by
Puma P. (with Marcello Balzani and Stefano Bertocci) Michelangelo Project - Database for 3D enhancement, restoration and preservation of Michelangelo's work in Florence // Catalogue of the Exhibition of the Restoration Fair of Ferrara, 22-25 March 2007. P
Puma P. (with Marcello Balzani and Stefano Bertocci) The Michelangelo project: 3D survey for the updating and conservation of Michelangelo's architectural works in Florence // From the survey to the project: heritage and historical town centers. Florence:
Puma P. (with Marcello Balzani and Stefano Bertocci) Basilica of San Lorenzo, New Sacristy and the Laurentian Library, (with Marcello Balzani and Stefano Bertocci) // New Images of Florence's monuments - 3D laser scanner surveys, Catalogue of the exhibiti
Puma P. (with Marcello Balzani). The Michelangelo research project: 3D laser scanner survey for documentary updating and valorisation of Michelangelo's architectures in Florence // Proceedings of Forum UNESCO / University and Heritage - 11th International
 Документация архитектуры и окружающей среды: краткий обзор технологийизучения и популяризации культурного наследия | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Документация архитектуры и окружающей среды: краткий обзор технологийизучения и популяризации культурного наследия | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Полнотекстовая версия