III Музейный форум Томской области «Бренды земли Томской» как инструмент бенчмаркетинга и развития регионального музейного сообщества | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

III Музейный форум Томской области «Бренды земли Томской» как инструмент бенчмаркетинга и развития регионального музейного сообщества

III Museum forum of Tomsk region «Brands of the Tomsk's land» as a benchmarketing tool and developments of regional museun community.pdf 17-21 октября 2011 г. в Томске прошел III Музейный форум Томскойобласти «Бренды земли Томской» (далее - Форум). Он представлял собоймасштабное многоаспектное мероприятие, направленное на модернизациюмузейного дела в регионе и реализуемое в режиме биеннале (I и II Форумысостоялись соответственно в 2007 и 2009 гг.).Целями Форума стали:1) мониторинг текущего состояния существующих субъектов музейнойдеятельности;2) выстраивание профессиональной коммуникации между музеями раз-личного профиля и ведомственной принадлежности, а также между ними иорганами власти, бизнес-сообществом и СМИ;3) позиционирование музеев Томской области в качестве одного из клю-чевых элементов формирования и продвижения привлекательного образарегиона и актуализации значимых символов региона (персоналий, событий,объектов культурного наследия);4) внедрение в практику музейной работы инновационных форм и ме-тодов деятельности, демонстрация музеев как современных организаци-онных структур и коммуникационных площадок.Организационный аспектУчредителями Форума выступили: Департамент по культуре Томскойобласти, Попечительский Совет Томского областного краеведческого музеяим. Михаила Бонифатьевича Шатилова, Департамент общего образованияТомской области, Управление начального профессионального образованияТомской области.Организаторами Форума стали: Томский областной краеведческий музейим. Михаила Бонифатьевича Шатилова, Томский областной художественныймузей (два государственных музея были и основными площадками Форума),Ассоциация музеев Томской области.В Форуме приняли участие 56 субъектов музейной деятельности(филиалы государственных музеев, муниципальные музеи, музеи системыобразования, музеи промышленных предприятий) из 16 муниципальныхобразований Томской области.Спонсорами и партнерами проекта выступили: И.Г. Кляйн, генеральныйдиректор ОАО «Томское пиво»; Н.П. Кириллов, депутат ЗаконодательнойДумы Томской области; А.Ю. Гетц, генеральный директор ОАО «Мано-томь»; И.Н. Чернышев, депутат Законодательной Думы Томской области;Г.Г. Немцева, депутат Законодательной Думы Томской области; М.Л. Гре-бенников, управляющий Томским отделением № 8616 ОАО «СбербанкРоссии»; В.Т. Резников, генеральный директор ООО «Горсети».Содержательный аспектВ структурном плане всю совокупность мероприятий Форума, исходя изих содержания и общей логики проекта, можно представить в видеследующей таблицы:Программа для музейногосообществаДеловая программа длясотрудников музеевДеятельностьорганизационногокомитета ФорумаПрезентационные мероприятия:− пресс-конференция;− торжественное открытие;− торжественное закрытиеПроведение круглых столов:− «Бренд в культуре»;− «Музейный сувенир»1. Разработка, утвержде-ние и распространениеположений о Форуме иположений о конкурсах2. Информационно-мето-дическое и организаци-онное сопровождение под-готовки, монтажа и пре-зентаций музейных про-ектовКонкурсная программа:− конкурс выставочныхпроектов;− конкурс на лучшую презен-тацию выставочного проектамузея;− конкурс музейных изданий;− конкурс сопутствующеймузейной продукции (сувениры,поделки, полиграфия и др.);− конкурс «СМИ и интернет-пространство о брендах в музеяхТомской области» (не состоялсяиз-за отсутствия поданныхзаявок)Проведение мастер-классов ипрезентаций, посвященных раз-личным аспектам модернизациидеятельности музеев:− семинар «Музейная педаго-гика»;− семинар «Учет, хранение,реставрация в музее»;− заседание Ассоциации музеевТомской области;− посещение Музея г. Северскас просмотром выставки «Выборза Вами!», театрализованнымиэкскурсиями по постояннымэкспозициям и автобуснойэкскурсией по г. СеверскуОрганизация и подготовкаосновной части ФорумаВнеконкурсная программа:− акция 5a0266025f0«Томск потаенный»;− выставочные внеконкурсныепроекты головных государ-ст-венных музеев на их площадках(«Сибирское искусство - связьвремен», форум актуальногоискусства «Artmuseum Project»,презентация галереи совре-менного искусства, поэтическаягостиная, посвященная Дню ли-цеиста, интерактивная про-грамма «Унесенные временем»)Работа жюри и экспертовФорумаОценка результативностиосуществленного проектаПараметры III Музейного форума,ставшие традиционными для томских музейных форумов1. Позиционирование Форума как инструмента мониторинга иопределение перспектив развития музеев региона, механизма привлечениявнимания к музейному делу и проблемам, стоящим перед музейнымсообществом.2. Участие в Форуме различных по профилю, объему и ценностиколлекций, а также времени существования субъектов музейнойдеятельности.3. Наличие в структуре Форума публичной и деловой программ,ориентированных как на посетителей музеев и стейкхолдеров (власть, бизнес,СМИ, экспертное сообщество), так и на самих музейных работников.4. Активное привлечение в качестве внешних экспертов и членов жюригостей из других регионов и иных (но содержательно близких к деятельностисовременного музея) сфер. Так, в работе Форума приняли участие А.В. Ша-повалов, директор Новосибирского государственного краеведческого музея,и В.А. Каплунов, директор Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница», которые не только оценили конкурсныевыставочные, презентационные, издательские и иные проекты, поделилисьопытом деятельности своих учреждений, но и по итогам мероприятия далиобщую аналитическую оценку сильных и слабых сторон Форума. Насеминарах и круглых столах также прозвучали суждения по актуальнымвопросам музейного дела И.А. Пилевина, генерального директорамедиахолдинга «Рекламный дайджест» (г. Томск), М.А. Лаптевой, канд.филос. наук, заместителя директора Гуманитарного института Сибирскогофедерального университета (г. Красноярск), С.И. Горельникова, членакомитета по инновациям СОМАР (Союз маркетологов России), ведущегоэксперта образовательного центра «BTL'STUDY», Д.Е. Крапчунова, доцентакафедры культурологи и социальной коммуникации НИ ТПУ, канд. филос.наук, консультанта по этнографии и фольклору арт-проекта «Васильеввечер». Помимо музейных2. В первый раз в истории проведения подобных форумов ряд музееввыстроил экспозиции с приглашением профессиональных дизайнеров.Благодаря этому был поднят уровень художественного оформлениявыставок, что стало положительным примером для других музеев.3. Впервые для быстрого поиска информации о мероприятиях Форумабыл использован QR-код (barcode scanner), позволивший гостям и участникамфорума оперативно получить все необходимые данные на свои мобильныеустройства. Применение данной технологии привлекло к работе Форуматомскую молодёжь, в первую очередь студентов. Использование современ-ных информационных технологий расширило горизонты деятельностиголовных музеев территории.4. Форум охарактеризовался яркими, театрализованными подходами кпрезентации музейных проектов.5. В 2011 г. презентации музеев сопровождались всем необходимымтехническим обеспечением.6. В ходе Форума Ассоциация музеев Томской области пополниласьтремя новыми членами.7. Кульминацией Форума стала акция «Томск потаенный», реализованнаяв последний день мероприятия, познакомившая томичей и гостей города синтересными, но малоизвестными широкой публике и в обычное времянедоступными объектами культурного наследия. С 19-00 до 22-00 дляпосетителей открыли свои двери не только краеведческий и художественныймузеи (и их отдельно расположенные отделы - планетарий, Мемориальныймузей «Следственная тюрьма НКВД»), Музей истории г. Томска, но и многиевузовские и корпоративные музеи (музейные комплексы ТГУ И ТПУ, Музейистории пожарной охраны Томской области, Церковно-исторический музейТомской духовной семинарии) и даже объекты, в традиционном пониманиине имеющие отношения к музеям - Государственный архив Томской области,ряд православных храмов, Центр татарской культуры, особняк купцаИ.И. Смирнова, Театр куклы и актера «Скоморох», музыкальный колледж.На каждой из площадок гости становились участниками разнообразнойинтерактивной программы и получили возможность познакомится созданиями-объектами культурного наследия в сопровождении квалифици-рованных экскурсоводов.Основные итоги Форума1. Томичи, гости нашего города, менеджеры в сфере культуры,представители музейного сообщества смогли увидеть современный уровеньразвития музейного дела региона со всеми его сильными и слабымисторонами.2. Посетители площадок Форума с 17 октября вплоть до 6 ноября 2011 г.имели возможность познакомиться с 53 выставочными проектами музеев -участников Форума, представлявших культурные ресурсы практически всех,даже самых отдаленных уголков Томской области.3. Проект стал эффективной площадкой для обмена опытом по самымразным аспектам функционирования современного музея, начиная отфондовой и выставочной деятельности и заканчивая новыми подходами корганизации работы музея и его взаимодействия с музейной аудиторией иСМИ. Это было особенно актуально для руководителей и сотрудников такназываемых «малых» музеев (школьных, корпоративных, муниципальных),которые, как правило, редко имеют специальную музеологическуюподготовку, а следовательно, крайне заинтересованы в общении с болееопытными и квалифицированными коллегами.4. Музеи-победители получили ощутимую финансовую поддержку(общий призовой фонд Форума составил 500 тыс. рублей). В зависимости отноминации и занятого места они были награждены не только дипломами, нои денежными премиями в размере от 3 до 75 тыс. рублей на реализациюновых музейных проектов. В числе победителей Форума 3 филиалагосударственных музеев, 5 муниципальных музеев, 1 корпоративный музей,8 музеев системы образования, 4 субъекта музейной деятельности, входящихв состав библиотечных или культурно-досуговых учреждений.5. В ряде музеев были выявлены ценные, в том числе раритетные иуникальные музейные предметы, например: оттиск печати XVII в. (Музейистории г. Томска), орган XVIII столетия (музыкальный инструмент иодновременно прибор), коллекция минералов семьи И.Д. Асташева, котораябыла подарена технологическому институту представителями семьи(Музейный комплекс НИ ТПУ).Перспективы ФорумаПрошедший Форум со всей очевидностью продемонстрировал необхо-димость подобного мероприятия не только для развития региональногомузейного сообщества, но и для Томской области в целом. По мнению одногоиз внешних экспертов Форума А.В. Шаповалова, в случае устранения рядапроблемных моментов (необходимость более длительной подготовки,заблаговременное определение тематики следующего форума, четкоевыделение различных категорий участников со специфической разно-уровневой конкурсной и образовательной программой) есть все перспективыдля поступательного

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ширко Константин НиколаевичДепартамент по культуре Томской областикандидат исторических наук, начальник отдела культурного наследияShyrko@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

 III Музейный форум Томской области «Бренды земли Томской» как инструмент бенчмаркетинга и развития регионального музейного сообщества | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

III Музейный форум Томской области «Бренды земли Томской» как инструмент бенчмаркетинга и развития регионального музейного сообщества | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Полнотекстовая версия