Исследование творчества в коммуникативной парадигме | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Исследование творчества в коммуникативной парадигме

Встатье выделены уровни коммуникации личности с миром на основании интенсивности коммуникации. Выявлена сущность творчества на каждом из уровней коммуникации личности с миром. Определены механизмы творчества на различных уровнях коммуникации. Дано авторское определение творческой личности в контексте коммуникативной онтологии. Проведена классификация творческой личности на основании интенсивности коммуникации с миром, а не степени влияния её предметного творчества на культуру.

Study of creativity in the communication paradigm.pdf Проблема исследования феномена и онтологических оснований творчест-ва в культурологии актуальна, поскольку творчество - сущностная характе-ристика человека и основной культурообразующий фактор бытия общества.Без творчества невозможно развитие человечества и культуры. Вместе с тембольшинство исследований творчества в культурологии носит узкоспециаль-ный характер. Это позволяет провести детальный анализ какой-либо частнойпроблемы, но не дает возможности осмыслить онтологические основаниятворчества, саму возможность его существования.Настоящая работа посвящена созданию концепции творчества в рамкахкоммуникативной онтологии - коммуникация рассматривается как онтологи-ческое основание творчества. На наш взгляд, тайна творчества лежит в самомпроцессе коммуникации, в способах коммуникации личности с миром. По-нимание сути процесса позволяет понять, почему одни люди способны ктворчеству, а другие нет, почему одни творческие результаты оказываютвлияние на широкий социокультурный контекст бытия, а другие актуальнытолько для самого творца. Кроме того, коммуникативная методология даетвозможность собрать разрозненные факты о творчестве и объединить их вконцептуальное единство. Проблема нашего исследования формулируется ввопросе: Каковы сущность и онтологические основания творчества?Рабочее определение творчества звучит следующим образом: творчест-во - это новое в любой сфере человеческой деятельности (создание новыхпродуктов, целей деятельности и способов их достижения) и самосозиданиеличности (формирование жизненной цели, стиля жизни, создание новых гра-ней собственной личности, самоизобретение, осуществление призвания). Приэтом, преобразуя внешний мир, творческая личность может не осознаватьпреобразования собственной природы, не задаваться целью самопостроения.Коммуникацию мы определили как связь личности с миром людей (об-ществом), предметным миром, миром духа, а также связь человекафундаментальная роль коммуникации в ее связи с трансценденцией, рискамииндивидуального существования. Тезис философии коммуникации К. Яспер-са заключается в необходимости различения нескольких уровней сознания исоответственно им вариативном отношении личности к самой себе, к другимлюдям и к миру в целом. Эмпирическое, наличное бытие личности определя-ет форму её коммуникации, призванную объединить индивидов перед лицомвнешней опасности. Принцип утилитаризма - фундаментальный принцип,характеризующий коммуникацию на уровне эмпирического, наличного Бы-тия. Второй уровень сознания - это «сознание вообще». На этом уровне Явыступает как тождественное с другим Я. В сфере сознания вообще действу-ют законы логической сообразности, принудительная направленность. Базис-ный принцип, определяющий форму общения на уровне «сознания вооб-ще», - конвенциально-правовой. Разрыв, существующий между сознанием науровне наличного бытия и сознанием вообще, может быть преодолен науровне «духа», где сознание предстает как целостность мышления и чувство-вания. Любая личность на уровне духа есть момент целого. Диалектичность истремление к целостности - характерные черты Я как духа. «Коммуникация всфере духа есть обнаружение в общественной субстанции Идеи целого. Ин-дивид осознает свое место, обретающее существенное значение только в этомцелом…» [1. С. 172]. Универсальное общение между людьми становитсявозможным только на уровне экзистенциальной коммуникации. Экзистенци-альная коммуникация - это процесс, в котором участники становятся тем, ктоони есть, поскольку они встречаются и противостоят друг другу в их истори-ческой ситуации как уникальное и независимое Я. Следовательно, экзистен-циальная коммуникация есть процесс самореализации Я.Глубокое описание коммуникации человека с миром дал М. Бубер. Онпишет о двойственности мира для человека и отношения с ним. Нет Я самогопо себе, а есть только Я основного слова Я-Ты и Я основного слова Я-Оно.Отношение Я-Ты завладевает человеком, это отношения вовлеченности, под-линности, это действительное отношение. Отношение Я-Ты - это взаимность.Отношения Я-Оно - это мир опыта, познание закономерностей, характерныхпризнаков. Всякая действительная жизнь есть встреча Я-Ты. Говоря словамиМ. Бахтина, есть два способа познания мира: познание вещи и познание лич-ности. Первый предел - это познание чистой мертвой вещи, имеющей тольковнешность, существующей только для другого и могущей быть раскрытой доконца односторонним актом этого другого. Второй предел - это «диалог, во-прошание, молитва» [2. С. 227]. Здесь необходимо свободное самооткровениеличности, здесь есть «внутреннее ядро, которое нельзя поглотить, потребить»[Там же] и возможно только чистое бескорыстие. В проанализированныхконцепциях коммуникации мы видим четкое разграничение уровней комму-никации в зависимости от интенсивности вовлеченности, погруженностиличности в коммуникативный процесс. Иными словами, речь идет о качествебытия человека в ситуации или отношениях - о степени его присутствия вданной ситуации, об уровне аутентичности самовыражения, чувствительно-сти к собственной внутренней реальности и актуализации подлинной заботыо себе. Именно эта сложная и трудноуловимая глубинная динамика комму-никации лежит в основе выделения ее уровней (таблица).Таблица 1Уровни коммуникацииК. Ясперс М. Бубер М. Бахтин Э. Фромм Авторские уровни ком-муникацииЭмпирическое, на-личное бытие -принципутилитаризмаПрагматическая ком-муникация - утилитар-ная, функциональнаяСознание вообще -конвенциально-правовойКонвенциальная ком-муникация - адаптив-ная, ролевая коммуника-цияУровень «духа» -стремление к целост-ности - индивидосознает свое место,обретающее сущест-венное значениетолько в этом целомЯ-ОНО - миропыта, позна-ние законо-мерностей,характерныхпризнаковПознаниевещи - по-знание чис-той мертвойвещи, имею-щей тольковнешностьИметьКоммуникация в кон-тексте культуры -стремление личности кцелостности и обретениюсвоего места в контекстекультуры- - - -Кризисная коммуника-ция - в ситуации потериориентиров и смысловЭкзистенциальнаякоммуникация -процесс самореали-зации Я, человек какуникальное и незави-симое ЯЯ-ТЫ - отно-шения вовле-ченности,подлинности,взаимностьПознаниеличности -диалог, во-прошание,молитва, всеи каждыйявляется я,все и каждыйявляетсядругимБытьЭкзистенциальнаякоммуникация (транс-коммуникация) - где«все и каждый являетсяя, все и каждый являетсядругим» - стирание гра-ниц между личностью имиромТеоретические концепции, описывающие разные уровни коммуникацииличности с миром, не раскрывают возможности перехода личности с одногоуровня коммуникации на другой: благодаря чему и каким образом это можетпроисходить. Мы полагаем, что уровни коммуникации могут меняться, чтоличность обладает гибкостью и возможностью переключения. Мы полагаемтакже, что переход с одного уровня коммуникации на другой может сопро-вождаться разного рода переживаниями, кризисами, и чем глубже погруже-ние личности в мир и собственную субъективность, чем интенсивнее ее ком-муникация с миром, тем более явным и продолжительным будет кризисноепереживание. На кризисной стадии происходит изменение, переоценка цен-ностей, прежняя устоявшаяся иерархическая система ценностей может поте-рять свою упорядоченность. Переживание личностью кризиса может вызватьтри типа реагирования: 1 - страх, пассивное отстранение, уход в себя; 2 -застревание в кризисе на длительное время при отсутствии механизмов со-владания со своим внутренним и внешним миром; 3 - избывание самозамк-нутости «Я», установление более высокого порядка отношений личности смиром, обретение целостности в предельных смыслах Бытия.Зависит ли сущность творчества от интенсивности коммуникации лично-сти с миром? Для ответа на этот вопрос исследована сущность творчества наразличных уровнях коммуникации.Творчество на уровне прагматическом понимается как изобретение но-вых решений в ответ на задачи, поставленные в процессе производственнойдеятельности. В них творчество рассматривается с практической точки зре-ния как изобретательство, цель которого - решать задачу, поставленную оп-ределённой ситуацией. Кроме того, существует такой аспект творчества, какэскапистское (от англ. «escape» - убежать, спастись) творчество - творчествона досуге, как способ отдохновения от повседневных забот. Творчество напрагматическом уровне носит исключительно предметный характер, оно незатрагивает личность, не преобразует ее сущность.Творчество на уровне конвенциальной коммуникации личности с миромможно назвать «творческой адаптивностью». Творчество как самосозиданиеавтономной личности, в рамках конвенциально-правового бытия есть сутьтакого творчества. Проблема творчества здесь связана с расчетом необходи-мых шагов для продвижения по структурной решетке существующих стан-дартов, в правильной подпитке за счет культурных образцов, в эффективномпотреблении культурного богатства.Перечисленные выше два уровня бытия не подразумевают размышленийо смыслах и ценностях бытия и творчества. Мир личности на этих уровнях -это мир непосредственной жизненности.Творчество на уровне коммуникации в контексте культуры - это стремле-ние личности к целостности и обретению своего места в контексте общества,мира. Личность может стать феноменом и субъектом культуры, когда масштабеё шире сиюминутного, утилитарного Бытия, когда она ищет свое уникальноеместо в контексте настоящего, в контексте общества. Творчество в контекстецелого мира - это не «своевольное оригинальничание» (Батищев) и тем более непротивопоставление себя миру, а построение своей судьбы и своих отношений втом времени и том сообществе, в котором оказался человек.Рассмотренные выше коммуникации происходят на рациональном уров-не - человек в каждый момент контролирует ситуацию, осознает свои взаи-модействия с миром.Творчество в кризисных коммуникациях - это преобразование своей жиз-ни в ситуации утраты личностью ориентиров и смыслов. В критической си-туации личность начинает полноценно присутствовать в событии, почти необращая внимания на имидж, сосредоточена на собственной субъективности,на актуальном и полном проживании, осознании и разрешении своих жиз-ненных проблем. Именно здесь начинает появляться аутентичность, «автор-ский» характер бытия. Личность погружается в собственную субъективность,сосредоточивается на ее осознании, что ведет к ослаблению страхов и защит,способствует высокой восприимчивости и готовности по-новому взглянутьна себя и свою жизнь. Критическая ситуация всегда несет с собой элементстраха, потому что она меняет нас, и мы не можем знать, как она повлияет нанас и как изменит. Она изменяет не только наши прежние границы и систе-мы координат, но и нашу связь с миром, и мы понимаем, что должны искатьновый фундамент. Критическая ситуация не просто уничтожает прежниевзгляды человека, но и таким образом расшатывает связи с миром. Теперьчеловек должен искать новый фундамент, новые точки опоры в этом мире.Вместе с тем, попадая в критическую ситуацию, человек может отказать-ся от преодоления ее новыми, творческими способами и выхода в трансцен-дентное. Может либо откатиться на уровни рациональных коммуникаций,либо застрять в кризисе на многие годы.Творчество на уровне экзистенциальной коммуникации - это стираниеграниц между личностью и миром. Способность человека «потеряться в на-стоящем», потерять себя слиться с наблюдаемой реальностью, увидеть скры-тую истину характеризует экзистенциальную коммуникацию. Этот опыт пе-реживается как блаженство, экстаз, восторг. О людях, способных к транс-коммуникации, можно сказать, что они знакомы с реальностью Бытия, с жиз-нью на уровне бытия, с конечными целями, с внутренними ценностями. Ониумеют все в мире воспринять с точки зрения вечности. Ценности бытия - со-вершенство, истина, красота, добро, единство, наслаждение бытием - ихглавные и важнейшие мотивы. Они более целостны в своем отношении к ми-ру, более склонны к глубокой религиозности и духовности.Творческий акт на уровне экзистенциальной коммуникации - это трансцен-дирование, выход за границы имманентной действительности, прорыв свободычерез необходимость. Творчество возможно лишь при допущении свободы, недетерминированной бытием, не выводимой из бытия, по мнению Н. Бердяева.Чтобы жить достойно и не быть приниженным и раздавленным мировой необ-ходимостью, социальной обыденностью, необходимо в творческом подъемевыйти из имманентного круга «действительности», необходимо вообразить иноймир, новый по сравнению с этой мировой действительностью.Необходимо выделить еще один важный аспект экзистенциальной ком-муникации личности с миром: творческая личность всегда имеет предназна-чение и верит в него, и это предназначение действует как божественный за-кон, от которого невозможно уклониться [3. С. 464]. Творческое развитиеличности повинуется не простому желанию, а необходимости, внешней иливнутренней.В заключение стоит заметить, что для воспроизводства общественнойсистемы важна не только деятельность творческих личностей, но и деятель-ность на уровне утилитарном и конвенциональном, и даже деятельность «нетворческих» людей. Социальная эволюция предполагает необходимость роликаждого входящего в систему.Мы утверждаем, что на каждом уровне коммуникации свои механизмытворчества. Кроме того, личность не статично зафиксирована на одном уров-не, она может «передвигаться» с одного уровня на другой.Приступая к анализу механизмов творчества, необходимо заметить, чтонаучить творческому способу решения задач можно 50-70% желающих, ночаще всего те, кто обучился решать творческие задачи, оказываются неспо-собными на инновации. Отсюда основной задачей в развитии творческойличности является «усовершенствование» человека так, чтобы он стал субъ-ектом инновации, воспитание у него творческой стратегии на жизнь. Вместес тем было показано, что личность встает на путь развития, самосозиданиятолько благодаря необходимости, никто не догадывается до авантюры само-развития без внешних или внутренних непреодолимых законов. Если можнопросто приспособиться к обществу, раствориться в коллективе, то личностьвыбирает конвенции. Человека сильнее всего подвигает на творческое разви-тие его сложный внутренний мир (наличие нескольких сильных потребно-стей, вступающих в столкновения) при трудном внешнем мире (отсутствиигарантированной обеспеченности актуализирующихся потребностей индиви-да). Во внутренне сложном и внешне трудном мире неизбежно идет само-строительство личности, активное и сознательное созидание человеком само-го себя, причем не только идеальное проектирование себя, но и чувственно-практическое воплощение этих проектов и замыслов. Таким образом, лич-ность творит в ответ на вызов ситуации, существующее противоречие междуналичной ситуацией и желаемой, имеющееся рассогласование между внеш-ним и внутренним мирами.Механизм творчества на прагматическом уровне характеризуется тольколишь изобретением материальных и идеальных предметов, а также средств,ресурсов по достижению поставленных кем-то (производственным коллекти-вом, начальником, заказчиком) целей деятельности. Существует огромноеколичество учебников, описывающих различные методы и технологии изо-бретения. Например, в современных работах предлагаются такие методы по-лучения новых идей, как генерирование ассоциаций, поиск аналогий, мета-фор; использование приемов игры, юмора, двусмысленности; использованиеметода аналогий из далеких областей знания; использование сократовскогодиалога для извлечения нового, скрытого понимания проблемы и ее решения;коллоквиум по обмену творческим опытом среди специалистов. В областинаучного творчества органично применяются следующие методы: наблюде-ние и анализ несоответствий между существующими представлениями о фе-номене и новыми данными о нём (либо выявление нового феномена); сборданных, систематика, создание классификаций, картотек; экспериментальнаяили теоретическая реконструкция феномена, т.е. постановка эксперимента исимволической модели феномена или так называемое приближённое описа-ние; экстраполяция и интерполяция.Прагматический уровень коммуникации не затрагивает личность в целом.Человек выступает здесь лишь как частица производственной деятельности.При этом надо иметь в виду, что инструменты, применяемые в творчестве науровне прагматической коммуникации, используются и на более глубокихуровнях, но при более интенсивной связи с миром появляются и личностныеновообразования.На конвенциальном уровне у личности появляются задачи не толькопредметного плана, но и приспособления к изменяющимся условиям бытия.Причем на этом уровне основная цель - самосохранение. Мир личности, су-ществующей на этом уровне, можно описать как внутренне простой. Есливнешний мир усложняется, то перед человеком стоит задача приспособленияк новым условиям.Инструменты творческого решения задач, поставленных новой ситуаци-ей, могут быть такие: установление реальных, изменившихся фактов, сборданных; оценка новой ситуации; мозговой штурм - генерирование решений;использование сократовского диалога для извлечения нового, скрытого по-нимания проблемы и ее решения; наблюдение и анализ несоответствий меж-ду существующими представлениями о феномене и новыми данными о нём;инсайт как перестройка представления о ситуации, открытие скрытой исти-ны; составление жизненных планов; выдвижение этапных целей; разработкапутей их достижения; рефлексия смысла реализации поставленных целей.Творческие решения на уровне конвенциальной коммуникации характе-ризуются не поиском новых целей (ещё не существующих в обществе), атолько поиском ресурсов и способов деятельностей, использованием сущест-вующих целей и ценностей.Механизмы творчества на уровне коммуникации в контексте культуры.Почему личность расширяет свой жизненный мир, выходя за рамки индиви-дуального бытия? От понимания того, что путь к себе лежит через мир, отусложнения внутреннего мира. Возможно, в результате избытка энергии, ко-торую человек может направить на служение обществу. На этом уровне человекс успехом использует стратегии более низких уровней коммуникации, удержи-вая в поле своего внимания задачи не только личного плана, но и задачи широ-кого контекста культуры и общества. Человек здесь «размыкается», и появляетсяжелание служить, быть полезным своей стране и миру в целом. Здесь на помощьприходят стратегии построения собственного уникального жизненного пути:глубокая личная рефлексия и конструирование своей творческой неповторимойиндивидуальности в контексте страны и мира.Г.С. Альшуллер и И.М. Вёрткин, авторы теории развития творческойличности, предлагают следующие механизмы: формулирование значитель-ной, новой и общественно полезной цели; создание пакета рабочих планов,регулярный контроль выполнения этих планов; выработку высокой работо-способности (в выполнении планов); обучение хорошей технике решениязадач; развитие способности отстаивать свои цели, умения держать удар; вы-работку качеств «результативности». Наиболее важные механизмы развитияи расширения коммуникативного мира: повышение культурного и образова-тельного уровня, гуманитарное образование, обучение у сильного учителя.Механизмы творчества на уровне кризисной коммуникацииских личностей г. Томска позволило проследить механизмы преодолениявнешних препятствий на пути к цели: терпение и вера в себя, действованияпо собственной инициативе, поиск свободы.Базовый механизм творчества на экзистенциальном уровне - это преждевсего духовная установка - трансценденция, служение, ощущение истинноговысокого призвания. Это просветление в высших ценностях (добра, истины,красоты, тайны) может настолько преображать человека, что он становитсяисточником мудрости и вдохновения для многих. Основной механизм -трансценденция смысла, самодовлеющее стремление, убеждение, что тело иум даны для принесения пользы другим. Следующий механизм бытия итворчества на уровне экзистенциальных коммуникаций - это восприятие об-щества в пространственно-временной перспективе не как «здесь-и-сейчас», акак «всегда-и-везде». Такое видение мира позволяет творить для человечест-ва в целом, веря в полезность своих произведений, поднимаясь над внешни-ми и внутренними препятствиями. Другой механизм существования на уров-не транскоммуникации - философское отношение к жизни: поиск (скрытого)смысла в происходящем, ценностное отношение к жизни, способность удер-живать метакоммуникативный план бытия. Еще один инструмент творенияна экзистенциальном уровне - духовная установка. Это наличие «живого об-раза должного пути, с которым будет установлена личная обратная связь» [6.С. 65].Проведя детальный анализ творчества, мы определили творческую лич-ность с позиции коммуникативной онтологии. Творческая личность - этоличность, которая находит свое уникальное место и свою уникальную роль впространстве культуры, имеет предназначение и верит в него, характеризует-ся самодовлеющим стремлением к чему-то самоценному в мире. Творческаяличность знакома с реальностью бытия, с жизнью на уровне бытия, с конеч-ными целями, с высшими ценностями; способна к самотрансценденции, вы-ходу за границы имманентной действительности, свободному прорыву черезнеобходимость, способна «потеряться в настоящем», слиться с наблюдаемойреальностью, увидеть скрытую истину. Личная трагедия, судьба, кризис пе-реживаются ею как трагедия, кризис. Она характеризуется глубокой лично-стной рефлексией, способностью преодолевать предрассудки, социокультур-ные стереотипы, ставить новые цели, конструировать свою неповторимуюиндивидуальность. Её восприятие мира характеризуется широкой простран-ственно-временной перспективой, философским отношением к жизни и ду-ховной установкой.Мы проанализировали типологии творческих личностей, сделанные винженерных областях и философии. Обнаружили, что существующие клас-сификации творческой личности строятся по результатам ее деятельности ипо влиянию, которое оказывают новации на общество. Классификация, ко-торая предлагается в настоящем исследовании, отличается тем, что она ори-ентируется не на результаты творчества, а на интенсивность коммуникацииличности с миром. Было доказано, что типологизировать творческие лично-сти лишь по плодам творчества не перспективно, поскольку оценка совре-менниками вклада творческой личности в развитие общества может бытьошибочной. Какие-то изобретения находят признание через много лет (чтовесьма характерно для гениальных открытий), а что-то может неверно при-знаться за полезное, и только время может расставить все на свои места. Ктому же мы отметили, что в силу различных обстоятельств гениальные от-крытия могут не пригодиться миру вовсе. Нельзя с точностью наперед пред-сказать, какие творческие продукты, действия или цели могут пригодитьсяобществу. Какие-то новации могут стать полезными в силу случайных об-стоятельств, или в силу победы в социальной гонке поддерживающего ихсообщества, или в момент кризиса системы, когда требуются новые решенияпо выходу из застоя определенной сферы деятельности человека или общест-ва. С уверенностью можно сказать только то, что творческая личность будеттворить, невзирая на признание или непризнание общества. Она подчиняетсятолько своему внутреннему закону. Ею руководят внутренние императивы.Итак, мы предлагаем следующую типологию творческой личности:Творческие личности, находящиеся на уровне коммуникации в контекстекультуры.Творческие личности, находящиеся на уровне кризисных коммуникаций.Высший тип творческой личности - личность, вступающая в экзистенци-альную коммуникацию с миром.Мы выделили творческих личностей, находящихся на уровне кризисныхкоммуникаций, как отдельный тип несмотря на то, что состояние кризиса«должно быть» временным состоянием и человек, разрешив его, «должен»перейти на более высокий уровень. Но исследования показывают, что инди-вид может годами и десятилетиями пребывать в этом состоянии, болезненнопереживая внутренние конфликты и конфликты с внешним миром. Крометого, важно помнить, что человек не есть что-то статичное, зафиксированное,он может «передвигаться» по уровням коммуникации и обозначенным типамтворческой личности.Мы воздержимся от того, чтобы назвать творческим человека, который спо-собен создавать новое лишь на первых двух уровнях коммуникации, посколькутворчество на уровне утилитарном и конвенциальном

Ключевые слова

коммуникация, творчество, творческая личность, communication, creativity, creative personality

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гумерова Римма ВасивовнаТомский университет систем управления и радиоэлектроникидоцент кафедры философии и социологииgumerova@ sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. : Республика, 1994. 527 с.
Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М.М. Автор и ге- рой : К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. С. 227-231.
Юнг К.Г. О становлении личности / Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М., 1998. С. 454- 477.
Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис : типологический анализ критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 4. С. 16-25.
Гегель Г. Идея прекрасного в искусстве, или идеал // Гегель Г. Эстетика : в 4 т. М., 1968. Т. 1. 487 с.
Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Гуманистическая и транс- персональная психология : хрестоматия. Минск; Москва, 2000. С. 54-72.
 Исследование творчества в коммуникативной парадигме | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Исследование творчества в коммуникативной парадигме | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Полнотекстовая версия