Материал как показатель информационной ценности археологическогонаследия | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Материал как показатель информационной ценности археологическогонаследия

В результате изучения археологической экспозиции Музея археологии и этнографии Алтайского госуниверситета в статье выделены и охарактеризованы следующие группы музейных предметов: каменные, костяные, стеклянные, металлические, керамические. Обозначенные виды экспонатов свидетельствуют о развитии материальной культуры древнего населения Алтая.

Material as an indicator of the informational value of the archaeologicalheritage.pdf Для того чтобы в музейной экспозиции предметы представляли научно-организованную целостность и служили раскрытию определенных тем, необ-ходимы тщательный отбор предметов как источников информации о про-шлом, целенаправленное изучение их с точки зрения восприятия музейнойаудитории, учет характера сведений, которые посетитель сможет извлечь изэкспонатов. В процессе исследования музейных предметов выявляются всесущественные признаки, важные не только для грамотной организации учетаи хранения фондов, но и для определения информации об историческом про-цессе. Существен вопрос о материалах, имеющих многовековую историю.Материал дает ценные сведения о развитии технических приемов, экономи-ки, о культурных контактах. В экспозиции Музея археологии и этнографииАлтая Алтайского госуниверситета по материалу все экспонируемые музей-ные предметы можно разделить на каменные, костяные, стеклянные, метал-лические, керамические.Камень является одним из самых ранних природных материалов, освоен-ных человеком. Понятие «камень» с точки зрения материала чрезвычайноразлично. Необходимо различать две главнейшие группы камней: природноесоединение кремния (silicium) - силикаты и природные соединения кальция имагния (известняк, мрамор, гипс, доломит). Соединения кремния с кислоро-дом (SiO2 кремнезем) есть основная часть огромного числа минералов (кре-мень, кварц, базальт, лабрадор, гранит, полевой шпат) [1. С. 37]. Под терми-ном «камень» в системе трех веков обычно понимается кремень. Кремень -это твердый, но ломкий камень, встречается в меловых и известняковых от-ложениях. По химическому составу является кварцем, но отличается микро-кристаллической структурой. Это давало большие преимущества для челове-ка, который мог раскалывать его в любом направлении, получая желаемуюформу. Кремень широко распространен во всем мире, и там, где он был до-ступен, становился основным материалом для орудий до начала металлургии[2. С. 124]. Камень обычно подвергается только механической обработке:скалывание, шлифование, полирование, сверление, обтачивание [1. С. 38].В разделе по каменному веку изделия из камня демонстрируются в четы-рех витринах. В первой витрине представлен материал по эпохе среднего па-леолита (100-40 тыс. лет назад): каменные орудия труда (ручные рубила,скребки и скребла) и заготовки (нуклеусы, отщепы) из кремня. Период сред-него палеолита был значительным шагом вперед в развитии производитель-ных сил первобытного общества. Появляется разнообразный по производст-венным функциям каменный инвентарь. В данную эпоху окончательнооформляется леваллуазский способ изготовления каменных пластин. Их ска-лывали с нуклеуса (ядро камня), нанося удары от центра с двух сторон камня.В результате получались крупные пластины-сколы, которые были заготовка-ми для последующей обработки. Дальнейшей обработкой ударами пластинепридавали нужную форму. Применение леваллуазской техники обработкикамня улучшило качество орудий труда, сделало их более разнообразными.Большинство орудий использовалось для разделки туш животных и выделкикожи [2. С. 136; 3. С. 74; 4. С. 40; 5. С. 102-104]. На Алтае леваллуазскиеприемы начинают проявляться также с памятников среднего палеолита [6.С. 48].Перейдем к характеристике орудий труда из камня, представленных вэкспозиции музея. Отщеп - фрагмент, отколотый от более крупного камня(нуклеуса) ударом или отжимом, которые оставляют на нуклеусе и отщепеследы. Эти следы дают возможность отличить изделие человека (артефакт) отприродных обломков. Отщепы часто являются заготовками для более слож-ных орудий [2. С. 184; 4. С. 47]. Ручное рубило - орудие миндалевидной илигрушевидной формы, характерное для нижнего и среднего палеолита, слу-жащее для рубки, резания, скобления, выкапывания [2. С. 213; 4. С. 52].Скребок - орудие из оббитого кремня с выпуклым рабочим краем. Большин-ство скребков использовалось для выскабливания шкур и при деревообработ-ке [2. С. 226; 4. С. 53]. Скребло - одно из наиболее характерных среднепалео-литических орудий; служило в качестве ножа или скребка [2. С. 226; 4. С. 53].Необходимо отметить прием показа находок, отражающий последователь-ность этапов изготовления орудий труда: сначала идут заготовки (нуклеусы),затем отщепы и готовые изделия.Верхний палеолит (30-10 тыс. лет назад) - это время формирования чело-века современного физического типа, расширения освоенных территорий,новых достижений в технике изготовления орудий труда. Большинство ору-дий труда теперь делали из ножевидных пластин, имеющих правильную уд-линенную форму. Их скалывали не с массивного дисковидного нуклеуса, какв среднем палеолите, а с более тщательно подготовленного, вытянутого ядрапризматической формы. Пластины были лишь заготовками, а новые приемыобработки пластин получили в археологии название «техника отжимной ре-туши». Это прием так называемой вторичной подправки пластины по краюили на конце - в зависимости от назначения [2. С. 46-47, 183, 194; 3. С. 79-82; 4. С. 17, 46, 49; 5. С. 120-123]. В витрине по верхнему палеолиту Алтая(30-10 тыс. лет назад, куюмская, нижнекатунская, ушлепская культуры)представлены кремневые нуклеусы, ножевидные пластины, ручные рубила,скребла, свидетельствующие о дальнейшем развитии каменной индустрии.На отдельной малой витрине экспонируются составные (комбинирован-ные) орудия труда: рабочая часть изготовлена из кремня, рукоять - из костиили рога, что позволяло в случае повреждения одной из частей не выбрасы-вать вещь целиком, а заменить сломанную на новую.Четвертая витрина в разделе каменного века посвящена мезолиту и не-олиту (усть-семинская, среднекатунская, ирбинская, корначакская культуры,X - середина IV тыс. до н. э.). Мезолит - это переходная эпоха, которая ха-рактеризуется переменами в природе, хозяйстве, инвентаре. В результатетаяния ледникового массива создаются иные, по сравнению с палеолитом,климатические условия. Климат стал более теплым и сухим; ледник отступилна север. С изменением климата связано формирование современных ланд-шафтов и растительных зон, исчезновение многих животных мамонтовойфауны. Большое место в хозяйстве человека занимали индивидуальная охота,рыболовство и собирательство, что требовало более легких, мобильных ипрочных орудий труда.Получают развитие микролитическая (микролит - мелкое орудие геомет-рической формы, выполненное на пластине или отщепе) и вкладышевая тех-ники, которые обеспечивали большую производительность орудий [2. С. 155;3. С. 96-99; 4. С. 42]. Неолит - последний период каменного века; эпоха ис-пользования всех предшествующих достижений в обработке камня (пластин-чатая, микролитическая, отжимная техники) и появления новых приемов об-работки камня: шлифования, сверления, пиления, полирования. Шлифован-ные топоры и тесла были довольно совершенными орудиями труда. С их по-мощью стала возможной постройка деревянных жилищ, лодок, и осуществи-мо освоение лесных территорий Евразии [2. С. 174; 3. С. 107-109; 4. С. 44; 7].В эпоху неолита продолжает развиваться изобразительная деятельность че-ловека. Значительное место в творчестве занимают мелкая пластика и графи-ка - орнаменты на различных предметах [3. С. 134-139; 8. С. 49-50].В витрине музея выставлены предметы кремневой индустрии, свидетель-ствующие о новых способах обработки камня: мезолитические микролиты,неолитические шлифованные топоры и тесла, сверла, а также предметы изо-бразительной деятельности: галька, орнаментированная заштрихованнымитреугольниками, и каменный брусок с изображением головы оленя.Каменные изделия, в основном орудия труда и предметы быта, встреча-ются в Алтайском регионе в инвентаре археологических культур и после-дующих эпох. Из камня (порода - гнейс) созданы изваяния воинов тюркскойкультуры Горного Алтая (середина V-XI в. н. э.). Экспонируемые изваянияотносятся к курайской группе алтайских каменных изваяний, которые лока-лизуются в долине Курайской степи Горного Алтая [9. С. 16-17]. Изваяниявыполнялись на специально подобранных каменных блоках, уже внешне на-поминающих человеческую фигуру. Затем эти блоки подтесывались, их гра-ни округлялись обивкой и последующей шлифовкой. Главным материаломслужили мягкие породы: песчаник, гнейс, сланцы, алевролит [9. С. 18-20].Работа над изваянием проходила в несколько этапов: а) грубая первоначаль-ная обработка каменного блока, т.е. контурное выявление основных объемов:головы, плеч, рук, талии; б) острием ножа делался эскиз лица, украшений,деталей костюма, сосуда, оружия; в) специальными ударными инструмента-ми типа долота углублялся фон вокруг намеченных деталей; г) шлифовка фи-гуры [9. С. 21]. По иконографии данные музейные изваяния относятся к пер-вому типу по классификации В.Д. Кубарева [9. С. 21-22]: выполнены в тех-нике барельефа, из мягких пород камня, мужчины-воины изображены анфас,с сосудом в правой руке, левая рука опирается на рукоять сабли или кинжала,на поясе находится оружие. Каменные изваяния воинов тюркской культурыявляются частью поминального комплекса вместе с поминальной оградкой иизображают умершего [4. С. 22].Выставленный археологический материал убедительно показывает, чтоосновным материалом для изготовления орудий труда в эпохи среднего иверхнего палеолита, мезолита, неолита у населения Алтая являлся камень.Представленные способы обработки камня, такие как отжимная ретушь, мик-ролитическая и вкладышевая техники, шлифование, наглядно свидетельст-вуют о высоком уровне развития каменной индустрии. Наиболее распростра-ненными орудиями труда были ручное рубило, скребло, скребок, топор, тес-ло, часто имеющие универсальное назначение.Кость - это материал органического происхождения, в котором присутст-вуют одновременно два элемента: минеральный и органический. Минераль-ный скелет кости строится из фосфорнокислой извести, которая отличаетсянеобычайно высокой прочностью. Органическим наполнителем кости явля-ются жировые вещества [1. С. 83]. Кости и рога диких и домашних животныхс древнейших времен применялись для изготовления орудий труда, предме-тов быта, вооружения, украшений костюма. Обработка кости по своим тех-ническим приемам имеет много общего с деревообработкой и каменотеснымделом. Мастера изготовляли вещи различными способами: пилили, сверлили,срезали, стесывали. Данный материал позволяет достигать высокой точностиотдельных деталей предметов [10. С. 267-270].Чаще всего среди археологических находок встречаются предметы, соз-данные из бивней (клыков) мамонта, костей и рогов крупных и мелких рога-тых животных. Каждый из названных материалов обладает своими особенно-стями строения, что отражается на характере создаваемых явлений [11.С. 169]. Клык мамонта имеет три основных слоя: эмаль - верхний тонкийслой, дентин - средний, основной слой, пульпа - внутренний слой. Эмальлегко отслаивается, плохо шлифуется, поэтому при обработке бивня поверх-ностные слои обычно срезаются. Дентин составляет основную массу костнойткани, наиболее ценную для создания изделий, и представляет собой минера-лизованное органическое вещество. Дентин разрастается внутри: ранее обра-зовавшиеся слои отодвигаются ближе к наружным слоям, а поздние - ближек пульпе. Содержание солей кальция отражается на плотности слоев дентина:чем больше солей кальция, тем плотнее слои дентина. Дентин - это пластич-ный материал, наиболее ценный для обработки. В силу своей твердости, дол-говечности, пластичности, однородности строения бивень мамонта ценилсякак материал для изготовления различных предметов [11. С. 169-170].Кость животных представляет собой упругую соединительную ткань, со-стоящую из органических и минеральных веществ. Органическая часть кости(оссеин) пропитана солями кальция. Плотность кости зависит от возрастаживотного и его пищевого рациона. Из кости первого сустава передней изадней ног (цевки) животного, а также кости второго сустава передней и зад-ней ног (трубки) создавались наконечники стрел и гарпунов, накладки на лу-ки [11. С. 171]. Рога животных - это материал, применявшийся народами Се-вера, Сибири, Дальнего Востока с глубокой древности. Роговой чехол, по-крывающий вырост костей черепа, имеет слоистую структуру и обладаетбольшой упругостью. Он использовался для изготовления предметов цели-ком или спрессованным после кипячения в пластины. Рог пластичен и про-чен, что позволяет применять разные приемы обработки [11. С. 171].В разделе каменного века экспозиции Музея археологии и этнографииАлтая в отдельной малой витрине демонстрируются орудия активной охотыпериода верхнего палеолита. Именно в эту эпоху стал активно использовать-ся такой материал, как кость [5. С. 115]. В витрине представлены роговыенаконечники с зазубринами для гарпунов, наконечники из бивня мамонта длядротиков, рукояти ножей - также из бивня мамонта. Гарпун - это метатель-ное копье, навершие которого из кости или рога представляет собой заост-ренный стержень с зазубринами. Обычно практиковалась свободная насадка,когда древко легко отделялось от наконечника при попадании в цель, а при-вязанная к наконечнику веревка не давала раненому зверю скрыться [2.С. 57].В эпоху неолита человек украшал себя подвесками и нашивками из зубовживотных, которые имели отверстия для подвешивания и крепления [3.С. 139]. В витрине по мезолиту - неолиту представлены шейные украшения -подвески из клыков животных. В витрине по большемысской культуре (сере-дина IV-III тыс. до н. э.) энеолита среди орудий труда экспонируются орудиядля индивидуального лова - роговые крючки от удочки; по категории костю-ма: шейные украшения - подвески и бусы из клыков кабана и медведя, зубовлошади и бобра; атрибуты шамана, погребенного в Нижнетыткескенской пе-щере [12. С. 51]: распиленные пополам и выскобленные изнутри клыки мед-ведя, которые налагались на пальцы и крепились к ним с помощью ремней.В инвентаре последующих археологических культур Алтайского региона,представленных в экспозиции музея, присутствуют следующие изделия изкости. В витрине по елунинской культуре (XIX-XV вв.) эпохи ранней бронзысреди предметов быта даны костяные игольницы для хранения мелких пред-метов; универсальные орудия - костяные проколки. В витрине с материаламипо бийкенской культуре (конец IX-VI в. до н. э.) Горного Алтая (переходныйпериод от бронзы к железу) среди предметов материальной культуры пред-ставлены орудия активной охоты - роговые наконечники стрел, орудия гон-чарного дела - роговые орнаментиры для нанесения орнамента на сосуды,украшения костюма - шейные подвески из клыков хищников, костяные же-лобчатые застежки для застегивания сумки, снаряжение верхового коня -части узды (роговые псалии). В этой же витрине даны предметы большере-ченской культуры (конец IX-VI в. до н. э.) лесостепного Алтая. Резко выде-ляются среди привычного набора категорий предметов более ранних культурданной территории роговые псалии, свидетельствующие о том, что и в Гор-ном, и в лесостепном Алтае распространяется верховая езда на лошадях.Прием расположения материалов, существующих на разных территориях, носинхронных культур в одной витрине позволяет сравнивать хозяйственныйуклад людей, живущих в различных географических нишах.В витрине по пазырыкской культуре (VI-III вв. до н. э.) Горного Алтаяэпохи раннего железного века экспонируются части снаряжения верховогоконя - роговые псалии для узды, части седла - роговые подпружные пряжки,украшения узды - подвески из клыков кабана. Демонстрируются элементыкостюма: шейные украшения - бусы из рыбьих позвонков и раковин каури(раковина моллюсков семейства морских брюхоногих класса переднежабер-ных; часто встречается в курганах Горного Алтая, они попадали сюда из Ин-дийского океана через Китай торговыми путями и использовались как укра-шения [4. С. 51]). Подобные экспонаты позволяют проследить направлениякультурных контактов в древности.Множество изделий из кости выставлено в разделе переходного времениот раннего железа к Средневековью. В витрине по булан-кобинской культуре(I в. до н. э. - середина V в. н. э.) Горного Алтая экспонируются предметывооружения - части сложносоставного боевого лука - роговые накладки накибить, предметы быта - костяные футляры-игольники, предметы личнойпринадлежности - костяные булавки. В витрине с материалами по археоло-гическим культурам (кулайская, I в. до н. э. - середина IV в. н. э.; маймин-ская, I в. до н. э. - середина V в. н. э.; одинцовская, середина IV - серединаVIII в. н. э.) лесостепного Алтая данного периода интересен роговой гребеньдля расчесывания волос.Предметы, задействованные в экспозиции, свидетельствуют, что в мате-риальной культуре древнего населения Алтайского региона кость как мате-риал для изготовления различных изделий начинает использоваться уже вэпоху верхнего палеолита, поскольку в силу пластичности данного сырьяможно было достигнуть формы предмета, максимально соответствующей егоназначению. Это наглядно подтверждают археологические материалы: ору-дия охоты и рыболовства, предметы вооружения и быта. Кроме того, костьшла на изготовление украшений для костюма человека и элементов снаряже-ния верхового коня. В этом направлении она вытеснила камень, которыйимел тяжелый вес и высокую степень сложности для механической обработ-ки (в костяных изделиях легче было просверлить отверстие для подвешива-ния и крепления).Стекло - искусственный материал, получаемый в результате высокотем-пературного сплава кремнезема (кварцевого песка), известняка (извести, ила),щелочей (соды, поташа, золы древесных и травянистых растений). Кромеэтого в состав стекол входят красители, глушители, окислители, восстанови-тели. Стекло получают путем варки шихты (сырьевой смеси), превращенияее в стекломассу с последующем затвердением. В жидком состоянии стеклообладает уникальной способностью к выдуванию, лепится, тянется, отлива-ется. Твердое стекло обладает способностью легко пропускать и преломлятьсвет, легкостью, долговечностью (не подвержено химическому воздействию,не горит), легко поддается холодной обработке (гранению, гравировке, шли-фовке, полировке), но отличается хрупкостью [11. С. 100, 103-106; 13.С. 183].Как самостоятельная отрасль древнего ремесла стеклоделие сложилось ксередине II тыс. до н. э. Как правило, в искусстве Древнего мира изделия изстекла (вазочки, чаши, блюдца, бусы, серьги) изготавливались посредствомпрессования в открытых глиняных формах или путем навивания стекломассына палочку [11. С. 101]. В археологической экспозиции Музея археологии иэтнографии Алтая в разделе по раннему железному веку в двух витринах: поархеологическим культурам (каменская, староалейская, быстрянская культу-ры, V-II вв. до н. э.) лесостепного Алтая и по пазырыкской культуре ГорногоАлтая представлены такие шейные украшения, как стеклянные бусы. Подоб-ные находки демонстрируются и в разделе переходного времени от раннегожелеза к Средневековью: в витрине по археологическим культурам лесостеп-ного Алтая и в витрине по булан-кобинской культуре Горного Алтая. Стек-лянные бусы были импортными предметами, что позволяет датировать ар-хеологические памятники и выявлять культурные контакты в древности. Длядревнейших времен данные вещи импортировались из Египта, Месопотамии,Финикии, для античности - из Сирии и Рима, государств Северного Причер-номорья [14. С. 7]. Экспонируемые пазырыкские бусы отличаются поли-хромностью. Техника полихромного стекла предполагает сплавление в одноцелое пучка разноцветных тонких стеклянных палочек и их вытягивание вовремя вторичной плавки, после чего полученный стержень разрезали попе-рек, открывая рисунок [14. С. 7].В силу того, что стеклянные изделия представлены в археологическойэкспозиции только шейными украшениями и в небольшом количестве, мож-но сделать предположение об их импортном происхождении и о наличиикультурных связей алтайского населения с древними государствами и наро-дами.Среди изобретений, ставших достоянием людей, необходимо назвать на-чало горнорудного дела и освоение способов получения металла, т. е. новогоматериала для изготовления орудий труда и предметов быта. Палеометалли-ческая эпоха в истории человечества охватывает период с конца IV тыс.до н. э. по VIII в. до н. э. Она начинается с появления первых металлическихпредметов, сделанных из меди и бронзы. В то же время на протяжении всегопериода сохраняются и играют значительную роль в трудовых процессах ибыту изделия из камня и кости [3. С. 143].Металлы - твердые (кроме ртути) минеральные вещества кристалличе-ского строения с характерным блеском, обладающие высокой тепло- и элек-тропроводностью, а также их сплавы. Встречаются в природе в составе руд, ввиде самородков, в рассеянном состоянии (пыль), в метеоритах. По физиче-ским характеристикам, важным в металлообработке, металлы и их сплавыобладают высокой прочностью, хрупкостью, упругостью, вязкостью, пла-стичностью, плавкостью. Все металлы делятся на черные (железо и его спла-вы), цветные, драгоценные [13. С. 62].Бронза - сплав меди с оловом на основе меди. Цвет бронзы изменяется суменьшением количества меди от красного и розового (древние бронзы с ко-личеством меди не менее 85 %), желтого (меди не менее 80 %), белого (медине менее 50 %) до серого (меди не менее 35 %). Обычно бронза содержит от 3до 12 % олова. Добавки цинка и свинца увеличивают твердость и пластич-ность сплава. Бронза, покрытая естественной или искусственной патиной(налет окислов меди), становится зеленоватой или дымчатой. Бронза долго-вечна, прочна, пластична, хорошо поддается обработке [13. С. 57].Медь - цветной металл красного цвета. Температура плавления -1083 градуса. Мягкий, пластичный, тугоплавкий металл с высокой теплопро-водностью. Легко обрабатывается: куется, шлифуется, гравируется, чеканит-ся, но трудно отливается, пилится, сверлится. Обладает высокой антикорро-зийной стойкостью, но во влажной и кислотных средах образует поверхност-ную патину. Обычно используется в виде сплавов на основе меди и в качест-ве добавок к благородным металлам [13. С. 61].Исторически известны два способа обработки меди - холодный и горя-чий. Орудия могли быть изготовлены холодным способом, т. е. ковкой. При-меняя к кускам самородной меди традиционную обработку, человек открылтакое свойство материала, как способность коваться. Наряду с этим познава-лись и другие свойства самородной меди и кусков медной руды - способ-ность плавиться в костре и принимать любую форму. В III тыс. до н. э. впредгорных районах, а во II тыс. до н. э. повсеместно в Евразии распростра-няются изделия из бронзы [3. С. 144-145].Олово - цветной металл серебристо-серого цвета. Температура плавле-ния - 232 градуса. Получают из окиси олова. Металл мягкий, легкоплавкий,вязкий. Используется только в соединении со свинцом, который придаетсплаву большую твердость, окрашивает олово в более темный цвет, но по-вышает чувствительность к кислотной среде. Металл не стойкий - при тем-пературе ниже 13,5 градуса олово постепенно разрушается, превращаясь впорошок [13. С. 63].В экспозиции музея бронзовый инвентарь представлен в витрине по елу-нинской культуре эпохи ранней бронзы, население которой занималось брон-золитейным производством [15. С. 17-28]: универсальные орудия труда -ножи, оружие ближнего боя - кинжалы, дальнего боя - поражающая частькопья - наконечник , украшения костюма - головные - серьги, наручные -браслеты и кольца. Археологические находки из бронзы свидетельствуют ораспространении металла, который в эпоху ранней бронзы являлся редким идорогим, что подтверждается использованием его в основном в изготовлениипредметов вооружения и украшений. В дальнейшем бронза (c распростране-нием железа, VII в. до н. э.) продолжает использоваться при изготовленииукрашений костюма и предметов снаряжения верхового коня. Например, ввитрине с материалами тюркской культуры эпохи Средневековья даны укра-шения костюма: украшения наборного пояса - большой наконечник, прорез-ные бляхи-накладки, маленькие портупейные наконечники, пряжка, украше-ния (бляхи-накладки) и составные части (пряжки и тренчики) обуви, голов-ные украшения: серьги. В витрине по сросткинской культуре (середина VIII -XII в. до н. э.) лесостепного Алтая экспонируются бронзовые украшения уз-ды коня: султанчик, бляхи-накладки, налобная бляха.Ранним железным веком в археологии называют следующий за эпохойбронзы исторический период, отмеченный освоением способа получения же-леза, началом изготовления и широким распространением изделий из него.Переход от бронзы к железу занял несколько столетий и протекал неравно-мерно. Но в основном в VII-VI вв. до н. э. народы, обитавшие на территорииРоссии, освоили новый металл [3. С. 221].Железо - черный металл серого цвета. В природе в чистом виде встреча-ется только в составе метеоритов, добывается из железных руд в доменныхпечах. Во влажной среде легко окисляется, образуя бурую ржавчину. Ковкий,пластичный металл. По способу выплавки исторически известно сыродутное(кричное) железо. В качестве поделочного использовалось и метеоритноежелезо. Температура плавления - 500 градусов. Для литья нужна температурав 1530 градусов [13. С. 58]. Технология получения железа более сложна, чемспособ получения бронзы. Необходимы специальные печи с искусственнойподачей воздуха, навыки ковки металла, его пластической обработки. Причи-ной повсеместного перехода к плавке железа явилось то, что железо в приро-де встречается почти повсеместно, но в виде окиси и закиси. Такое железо всостоянии ржавчины и использовалось в древности [2. С. 82; 4. С. 222-223].В экспозиции музея множество железных предметов выставлено в разде-ле по раннему железному веку. В витрине с материалами по археологическимкультурам лесостепного Алтая возрастает доля предметов вооружения, иименно для данной категории фиксируется применение железа: оружиеближнего боя - кинжалы, поражающая часть чекана - баек. В витрине по па-зырыкской культуре Горного Алтая железные предметы присутствуют в раз-ных категориях: орудия труда - ножи, части конской узды - удила, вооруже-ние - кинжалы.Использование металла (сначала бронзы, а затем железа) в качестве сы-рья для изготовления практически всех категорий предметов материальнойкультуры наглядно доказывает существование на Алтае древнего центра ме-таллургии и металлообработки.Термин «керамика» (от греч. keramos - глина) имеет два значения: 1) ма-териалы керамического производства (глины и смеси на основе глин); 2) го-товые изделия, получаемые из этих материалов. На основе качества глин,состава формовочных масс и технологических особенностей производствавыделяют основные группы керамики: грубокерамические гончарные изде-лия и материалы, терракота, майолика, каменная масса, фаянс, фарфор [11.С. 75-77; 13. С. 118]. Исключительно важным в эпоху неолита было изобре-тение глиняной посуды, которая позволяла варить пищу. Самые древние гли-няные сосуды делали на плетеной из прутьев основе или путем накладываниядруг на друга свернутых в кольцо жгутов сырой глины. Слепленная посудабыла грубой, плохо и неровно обожженной. Появление в жизни человечествакерамической посуды является значимым событием, поскольку человек по-лучил возможность варить пищу. Благодаря возникновению данного искус-ственного материала археологическая наука располагает большим количест-вом источников для различных исследовательских реконструкций [3. С. 111].В витрине по мезолиту - неолиту представлен фрагмент керамическогососуда - первый искусственный материал и показатель «неолитической рево-люции». В витрине по большемысской культуре энеолита среди орудий трудадано орудие гончарного дела - каменное лощило для полировки поверхностисосуда в целях повышения его водостойкости. Воспроизведение женскогопогребения афанасьевской культуры (конец IV - начало II тыс. до н. э.) Гор-ного Алтая на основе подлинных материалов включает и два керамическихсосуда. Таким образом, керамика уже на ранних этапах сопровождает чело-века в его загробной жизни. Керамика афанасьевской культуры демонстриру-ется в стеклянном шкафу. Это круглодонные сосуды, экспонирующиеся безподставок (перевернуто) либо с помощью треножника. Благодаря продуман-ной группировке возможно проследить развитие форм сосудов и их орнамен-та в пределах существования одной археологической культуры, что можноназвать систематическим методом показа. В витрине по большемысскойкультуре керамический сосуд дан на специальной подставке-держателе, ко-торая позволяет рассмотреть особенности предмета.Керамика елунинской культуры эпохи ранней бронзы экспонируетсятакже в стеклянном шкафу. Необходимо отметить новую форму керамиче-ских сосудов - плоскодонность, не характерную для предшествующих пе-риодов. В отдельном же застекленном шкафу выставлена керамика развитойи поздней бронзы. Первую и вторую полки этого шкафа занимает посуда ан-дроновской культуры (XV-XII вв. до н. э.), третью и четвертую - посуда ир-менской и корчажкинской культур (XII-VIII вв. до н. э.). Андроновскую по-суду можно разделить на три вида: горшковидные сосуды с геометрическиморнаментом, банки, украшенные рядами елочек, сосуды с поддонами. Про-слеживается связь в формах и орнаментации керамики между культурамибронзового века, что является показателем культурной преемственностидревних обществ. Подобную группировку материалов также можно назватьсистематической, так как посуда одной археологической культуры представ-ляет собой ряд однородных предметов, и данный ряд отражает развитие ука-занных выше признаков.На подиумах открыто экспонируется посуда пазырыкской культуры, вкоторой уже четко прослеживается деление на кухонную (горшки и корчаги)и столовую (кувшины и кувшиноподобные сосуды). Открытое экспонирова-ние позволяет лучше разглядеть особенности каждогоность наглядно, с помощью зрительного восприятия, представить историче-ский процесс, и прежде всего его материальную сторону. Соприкосновение сподлинниками рождает чувство переживания исторической действительно-сти. Археологическая экспозиция Музея археологии и этнографии Алтая приАлтГУ наглядно демонстрирует, что наиболее представительными при ха-рактеристике культур и эпох древней истории региона являются находки изкамня, металлов и керамики. Именно музейные предметы представляют со-бой историко-культурное (археологическое) наследие региона.

Ключевые слова

музейная экспозиция, музейный предмет, исторический процесс, археологическая культура, материал, камень, кость, стекло, металл, бронза, железо, керамика, the museum exposition, museum object of the historical process, the archaeological culture, material, stone, bone, glass, metal, bronze, iron, ceramics

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Нестеров Евгений АлександровичНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культурыevgeny.nesterov.1988@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Фармаковский М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций. М., 1947. 144 с.
Брей У. Археологический словарь / У. Брей, Д. Трамп. М. : Прогресс, 1990. 368 с.
Мартынов А.И. Археология : учеб. М. : Высш. шк., 2005. 447 с.
Соенов В.И. Археологический словарь Горного Алтая. Горно-Алтайск : Горно-Алт. гос. пед. ин-т, 1993. 150 с.
Кунгуров А.Л. История открытия и изучения палеолита Алтая / А.Л. Кунгуров, А.Г. Цыро. Барнаул : Азбука, 2006. 144 с.
Деревянко А.П. Палеолит Чуйской котловины, Горный Алтай / А.П. Деревянко, С.В. Маркин. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1987. 114 с.
Неолит Алтая [Электронный ресурс] // История Алтая с древнейших времен до наших дней: информационный портал / Алтайский государственный университет. [Электронный ресурс]. Барнаул. URL: http://www.althisto.ru (дата обращения: 15.11.2011).
Шер Я.А. Первобытное искусство. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2006. 351 с.
Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1982. 232 с.
Овчинникова Б.Б. Косторезное искусство древних тюрков Алтая // Степи Евразии в древности и средневековье : материалы Науч-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения М.П. Грязнова. СПб., 2003. С. 267-270.
Кимеева Т.И. Основы консервации и реставрации археологических и этнографических музейных предметов / Т.И. Кимеева, И.В. Окунева. Кемерово, 2009. 252 с.
Кирюшин Ю.Ф. Археология Нижнетыткескенской пещеры / Ю. Ф. Кирюшин, А.Л. Кунгуров, Н.Ю. Степанова. Барнаул, 1995. 152 с.
Атрибуция музейного памятника : классификация, терминология, методика / под ред. И.В. Дубова. СПб., 1999. 352 с.
Бородовский А. Скифские модницы с Нижней Катуни // Наука в Сибири. 2003. Вып. 34- 35. С. 7.
Грушин С.П. Культура населения эпохи ранней бронзы лесостепного Алтая : автореф. дис. … канд. ист. Наук. Барнаул, 2002. 25 с.
 Материал как показатель информационной ценности археологическогонаследия | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Материал как показатель информационной ценности археологическогонаследия | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Полнотекстовая версия