Реклама в сельских библиотеках Томской области: виды и возможности | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Реклама в сельских библиотеках Томской области: виды и возможности

Статья посвящена анализу опыта сельских библиотек Томской области по применению рекламных технологий. Рассмотрены виды и средства распространения рекламы, разновидности печатной рекламной продукции, формы взаимодействия со средствами массовой информации. В статье охарактеризованы возможности библиотечной рекламы, выявлены перспективы и отмечены проблемы, возникающие при осуществлении сельскими библиотеками рекламной деятельности.

Advertising in rural libraries of Tomsk region: kinds and possibilities.pdf В настоящее время реклама органично вошла в жизнь российских биб-лиотек и стала неотъемлемой частью их работы. Реклама является одним изнаиболее востребованных компонентов маркетинговой коммуникации, по-этому феномен библиотечной рекламы неоднократно рассматривался вобобщающих работах, посвященных библиотечному маркетингу. В россий-ском библиотечном деле формирование маркетинга протекало на фоне ста-новления рыночной экономики в начале 1990-х гг. Это время отмечено появ-лением первых научных публикаций, посвященных библиотечному марке-тингу, авторами которых были Л.Н. Герасимова, В.К. Клюев, И.М. Суслова,Е.М. Ястребова и другие исследователи. В 2000-х гг., помимо обобщающихисследований, появляются работы, посвященные отдельным элементам мар-кетингового комплекса. Так, актуальные вопросы рекламно-информационнойдеятельности библиотек, ее организационно-технологические, правовые,психолого-педагогические, этические аспекты рассматриваются в исследова-ниях С.Г. Матлиной, С.И. Головко, О.О. Борисовой [1. C. 76-77].О.О. Борисова приводит следующее определение библиотечной рекла-мы - это «реклама библиотечных ресурсов, услуг и продукции, осуществляе-мая библиотекой или библиотечной корпорацией, комплекс мероприятий исредств, которые воздействуют на потребителя информации в желательномдля библиотеки направлении» [2. С. 17].В настоящее время не существует единой классификации библиотечнойрекламы. Например, в зависимости от приоритетных задач выделяют рекламуинформационную, побудительную, сравнительную. По методике целевоговоздействия на потребителя выделяют рациональную и эмоциональную(внушающую) рекламу. Одной из наиболее востребованных является класси-фикация рекламы в соответствии со средствами ее распространения: наруж-ная и интерьерная реклама, газетно-журнальная, радио-, теле-, интернет-реклама, прямая межличностная реклама.Специфика рекламной деятельности в библиотечной сфере определяетсятем, что «реклама одновременно выступает и как элемент маркетинга, и вкачестве существенного компонента культуры» [3. C. 125]. Библиотечнаяреклама призвана приобщать людей к культурным и духовным ценностям,воспитывать, социализировать, демонстрировать готовые формы поведения втой или иной ситуации. Экономическая функция библиотечной рекламы сво-дится к информированию об услугах, предоставляемых библиотекой, их по-пуляризации, повышению спроса, а следовательно, к расширению финансо-вых возможностей библиотеки. Но экономическая функция библиотечнойрекламы не является приоритетной по отношению к культурно-просве-тительской, социальной, воспитательной функциям. Ключевое отличие откоммерческой рекламы состоит в том, что библиотечная реклама не ставит напервое место получение прибыли. Основной целью коммерческой рекламыявляется стимулирование продаж рекламируемого товара. В некоммерческойсфере важнее позиционировать товар или услугу, информировать о ней.Рекламная деятельность включает в себя определенную совокупностьэтапов: постановку целей и задач рекламной кампании, установление ответ-ственности, определение бюджета, разработку рекламных тем, выборсредств, создание рекламных объявлений, выбор времени выхода рекламы,определение ее эффективности. Определяется, какой характер будет носитьреклама: информативный, убеждающий, напоминающий; определяется, покаким каналам она будет распространяться и кто будет отвечать за организа-цию и проведение рекламной кампании. Выбор средств и носителей рекламызависит от избранной целевой группы, читательского поведения. Самый дос-тупный способ обеспечить запоминание рекламной информации - повторе-ние. Оно действует довольно эффективно, но необходимо соблюдать разум-ный баланс, чтобы реклама не надоела постоянными повторами. Кроме того,существуют такие способы стимулирования запоминания рекламы, как пра-вильно подобранная цветовая гамма, использование юмора и нестандартныхслоганов, применение ассоциативных полей, включение в рекламное сооб-щение узнаваемых знаков и символов, обеспечение преемственности узнава-ния и др. [3. C. 138-139].Цели библиотечной рекламы заключаются в том, чтобы привлекать вни-мание потенциального пользователя; раскрывать преимущества предостав-ляемых библиотекой услуг; создавать благоприятный имидж библиотеки унаселения, администрации, деловых партнеров; поддерживать определенныйуровень информированности читателей о деятельности библиотеки; форми-ровать читательские потребности и постоянный круг читателей; стимулиро-вать спрос; напоминать населению о библиотеке, ее деятельности и услугах[3. C. 125].Следует отметить, что в настоящее время рекламные технологии занялисвое место в библиотеках разных типов и уровней по всей стране. Обратимсяк опыту сельских библиотек Томской области∗. Сельская библиотека сегодня∗ По данным на начало 2012 г., в Томской области насчитывается 225 сельских библиотек [12].выступает в роли подлинного центра общественной и культурной жизни села,хранительницы культурного наследия, образовательного и досугового центра[4]. Поэтому спектр рекламируемых библиотеками ресурсов и услуг весьмаширок.В настоящее время наиболее распространенными видами библиотечнойрекламы являются: наружная и внутренняя реклама, реклама в средствахмассовой информации, почтовая реклама, сувенирная реклама. Сельскиебиблиотеки используют весь спектр визуальной рекламы: баннеры, плакаты увхода в библиотеку, информационные стенды. Плакаты и листовки с библио-течной рекламой размещают в магазинах, клубах, домах культуры, образова-тельных учреждениях, на автобусных остановках. Переносные рекламныещиты используются для проведения акций и мероприятий на улицах.Характерные особенности наружной рекламы - мгновенное восприятие,широкая аудитория, массовый контакт с населением. При этом наружнойрекламе свойственно отсутствие конкретной целевой группы пользователей,трудно проследить их ответную реакцию. Библиотеки используют разнооб-разные средства внутренней рекламы: объявления, плакаты, указатели, стен-ды. В библиотеке поселка «Победа» Шегарского района реклама размещенана крутящемся шаре, на котором представлена информация о писателях-юбилярах, победителях различных конкурсов [5. C. 20].Проведение крупных мероприятий сопровождается выпуском афиш, бук-летов, закладок, календарей, программ, открыток, пригласительных билетов.Закладки с собственными логотипами вручаются читателям абонемента, чи-тальных залов или посетителям мероприятий, в которых участвуют библио-теки. Буклеты и визитки обеспечивают пользователей мобильной информа-цией о структуре учреждения, наборе услуг, работе клубов по интересам.Карманные, настенные и настольные календари с фотографиями библиотеки,адресом и расписанием ее работы - отличный подарок и в то же время рек-лама Нововасюганской библиотеки Каргасокскогодательные указатели литературы. К примеру, в 2011 г. Каргасокской библио-текой были изданы такие указатели, как «Семейный очаг» и «Профессио-нальное чтение: путь к успеху». Первый из них знакомит читателя с литера-турой по психологии общения, воспитанию детей и подростков, семейнымпраздникам [9]; второй - рассказывает библиотекарям о новинках научно-практической, научно-методической, учебной литературы по библиотечномуделу [10]. Помимо тематических указателей, Каргасокская библиотека регу-лярно издает буклеты со списками новой художественной, исторической икраеведческой литературы.По мнению специалистов, выставки являются одним из самых сложных,но при правильной организации и наиболее эффективным инструментомбиблиотечного маркетинга [8. C. 40]. Среди традиционных форм библиотеч-но-библиографической рекламы можно отметить книжные выставки, посвя-щенные творчеству местных писателей и поэтов, истории и географии края,экологии, праву и многим другим темам. Для того, чтобы систематическиинформировать читателей о новинках, в библиотеках устраиваются специ-альные выставки новых поступлений. Организация любой книжной выставкипреследует цель сформировать и закрепить интерес к какому-либо вопросу ив конечном счете увеличить спрос на литературу по данной теме и по отраслизнания в целом, привлечь внимание к самой библиотеке [8. C. 82].Особой рекламы требуют библиотечные фонды. Так, разделы библиотеч-ного фонда рекламируются посредством ярких, броских разделителей, а так-же при помощи книжных выставок. Для повышения эффективности исполь-зования книжного фонда в Парабельской библиотеке применяются привле-кающие внимание сигнальные разделители: «Внимание! Памятная дата Рос-сии», «Золотая коллекция», «Библиотека школьника», «Ступень к Парнасу»,«Романы о любви» и т. д. [11. C. 29].Большинство библиотек Томской области в рамках продвижения чтениястроят имиджевую стратегию, поддерживая связи с печатными средствамимассовой информацииС местным телевидением сотрудничают библиотеки в Белом Яре, Карга-ске, Кривошеино. Уникальная особенность телевизионной рекламы - в соче-тании звукового и зрительного воздействия на массовую аудиторию. Карга-сокская телевизионная студия выпускает в год примерно десять сюжетов,посвященных библиотекам. Тематика сюжетов: репортажи о проводимыхбиблиотекой мероприятиях, эколого-познавательные издания библиотеки,информация о новых книгах [6. С. 25]. Кривошеинская библиотека подгото-вила информационную программу для местного телевидения «Флора в Кри-вошеинском районе» [12]. Телевизионная реклама является наиболее дорого-стоящей, поэтому большинство библиотек имеют возможность обращаться кней только при встречной необходимости местного телевидения снять сюжет,затрагивающий библиотечно-информационную сферу. Телевизионная рекла-ма наиболее эффективна, поскольку предлагает аудитории зрительные обра-зы - самые наглядные и убедительные из всех рекламных средств.Радиореклама имеет такие преимущества, как практически круглосуточ-ное вещание и фоновое воздействие на слушателя. Неоднократно повторен-ное название библиотеки имеет шансы быть запомненным слушателем. Нобиблиотечная радиореклама достаточно редка.Контакты со СМИ носят взаимовыгодный характер. С одной стороны,представители районных газет, телевидения, радио могут получить материа-лы, а библиотека - публичное освещение своей деятельности. Основные пре-имущества рекламы в СМИ - это доступность для широкого круга читателей,универсальность целевой аудитории, гибкость, оперативность, возможностьпредоставления полной, подробной информации, удобство отслеживания,сохранения и долговременного использования рекламной информации.Еще один вид рекламы - почтовая реклама, представляющая собой рас-сылку рекламных сообщений. Адресный и гибкий вид рекламы - директ-мейл (прямая почтовая рассылка). В качестве директ-мейл могут рассылатьсяпроспекты, календари, приглашения, информация о новых поступленияхкниг и периодических изданий.К сожалению, отсутствие доступа к сети Интернет во многих сельскихбиблиотеках Томской области делает невозможным создание и распростра-нение данного вида рекламы. То же можно сказать и о рекламе на библио-течных сайтах. В отдельных случаях проблема решается следующим обра-зом: например, Зырянская библиотека, не имея собственного сайта, размеща-ет анонсы проводимых мероприятий и иную информацию на сайте админи-страции Зырянского района [13. C. 12]. Сельские библиотеки размещают со-общения о своей работе на сайте Томской областной универсальной научнойбиблиотеки (ТОУНБ) им. А.С. Пушкина [12].На данный момент в сети Интернет представлены сайты сельских биб-лиотек Томского, Асиновского, Парабельского, Колпашевского, Чаинского,Молчановского районов. Поэтому многим сельским библиотекам Томскойобласти еще предстоит работа по созданию сайтов и размещению интернет-рекламы - этого современного, востребованного и экономичного инструмен-та презентации и продвижения библиотечных ресурсов.Следует отметить, что создание качественной рекламы требует не толькоспецифических знаний, но и практических навыков. Поэтому в настоящеевремя актуально проводить обучающие семинары, круглые столы, а такжеконкурсы библиотечной рекламы, направленные на выявление наиболее яр-ких рекламных работ. Например, ТОУНБ им. А.С. Пушкина проводит в рай-онах области выездные обучающие семинары на темы: «Продвижение биб-лиотечных услуг (брендовые технологии)», «Выставочная деятельность биб-лиотек» [12].Многозначно и оперативно раскрыть перед пользователями то новое, чемрасполагает библиотека, привлечь внимание, повысить популярность биб-лиотеки в глазах общества, проинформировать - вот предназначение библио-течной рекламы. Безусловно, реклама не способна решить всех стоящих пе-ред современными библиотеками проблем, но она является эффективнымспособом привлечь и удержать читателя, рассказать о коллективе и нагляднопоказать возможности библиотеки. Реклама способна помочь сельским биб-лиотекам, несмотря на финансовые трудности, занять достойное место средидругих общественных институтов.

Ключевые слова

библиотечный маркетинг, библиотечная реклама, сельские библиотеки, Томская область, library marketing, library advertising, rural libraries, Tomsk region

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кузоро Кристина АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыclio-2002@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Кузоро К.А. Менеджмент и маркетинг библиотечно-информационной деятельности : опыт исследования в отечественном библиотековедении // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2011. № 2. С. 70-80.
Борисова О.О. Реклама в библиотеке. М. : Либерея-Бибинформ, 2005. 216 с.
Суслова И.М. Практический маркетинг в библиотеках. М. : Либерея, 2005. 143 с.
Кузоро К.А. Сельские библиотеки Томской области как культурно-просветительские учреждения (на примере библиотек Кривошеинского и Молчановского районов) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2011. № 4. С. 73-79.
Аналитическая справка о деятельности библиотек Шегарской МЦБС за 2010 г. Мельниково, 2011. 45 с.
Аналитическая справка о деятельности межпоселенческой центральной районной библиотеки и сельских библиотеках Каргасокского района за 2011 г. Каргасок, 2012. 47 с.
Аналитическая справка о работе библиотечного комплекса МУ «КСК» Александровского сельского поселения за 2010 г. Александровское, 2010. 34 с.
Борисова О.О. Рекламные и выставочные технологии в библиотечно-информационной деятельности. М. : Литера, 2010. 153 с.
Семейный очаг : рекомендательный указатель литературы / сост. Т.А. Эльшайдт, О.К. Кичигина. Каргасок, 2011. 40 с.
Профессиональное чтение : путь к успеху : рекомендательный указатель литературы / сост. Т.А. Эльшайдт, О.К. Кичигина. Каргасок, 2011. 32 с.
Анализ деятельности МУК «Межпоселенческая библиотека» Парабельского района за 2011 г. Парабель, 2012. 48 с.
Томская областная универсальная научная библиотека (ТОУНБ) им. А.С. Пушкина : официальный сайт. URL: http://www.lib.tomsk.ru (дата обращения: 20.04.2012).
Ежегодный обзор деятельности библиотек Зырянского района за 2011 г. Зырянское, 2011. 43 с.
 Реклама в сельских библиотеках Томской области: виды и возможности | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Реклама в сельских библиотеках Томской области: виды и возможности | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Полнотекстовая версия