Библиотекарь и читатель: особенности общения (по материаламисследований в Научной библиотеке Томского государственного университета) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Библиотекарь и читатель: особенности общения (по материаламисследований в Научной библиотеке Томского государственного университета)

Статья посвящена исследованию особенностей и перспектив процесса общения между библиотекарем и читателем. Освещена актуальность применения в библиотечном общении диалога. Показана заинтересованность читателей в грамотном, адекватном общении с библиотекарем. Выявлена необходимость профессиональной подготовки библиотекаря к процессу общения с различными категориями читателей. Приведены результаты социологического опроса, проведенного в 2012 г. среди читателей Научной библиотеки ТГУ в залах открытого доступа.

The librarian and the reader: the peculiarities of the communication,based on researchers from the scientific library of Tomsk State University.pdf В современных условиях проблема общения библиотекаря с читателемвесьма актуальна, поскольку именно общение лежит в основе процесса об-служивания - одного из ключевых направлений работы библиотеки.Об актуальности темы также свидетельствует изменение характера биб-лиотечной работы в сфере обслуживания пользователей. Читатель больше невоспринимается лишь как объект, пассивно испытывающий информационноевоздействие со стороны библиотекаря. В 1990-е гг. в библиотечном обслу-живании возникла новая парадигма субъект-субъектного взаимодействиябиблиотекаря и читателя. В это время происходит выстраивание совершеноиных отношений, базирующихся на гуманистических принципах, где приоб-ретает приоритетное значение личность читателя.Поскольку понятие «общение» является междисциплинарным и исполь-зуется специалистами многих гуманитарных наук, существует достаточнобольшое количество его трактовок. Так, например, в философии общениепонимается как «одна из форм совместной (коммуникативной) жизнедея-тельности людей, взаимодействие одного человека с другими» [1]. В психо-логии общение - сложный многоплановый процесс установления и развитияконтактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгруп-повое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности. Со-циологи трактуют общение как особую форму взаимодействия и межлично-стных отношений людей. Общение как процесс лежит в основе любой дея-тельности, в том числе и библиотечной.Библиотечное общение является разновидностью делового общения, так как впроцессе его решается конкретная задача - обслуживание читателей. Также оно вклю-чает в себя черты ролевого (поскольку библиотекарь и читатель в процессе своего об-щения играют определенные социальные роли) и личностного (поскольку оно можетзатрагивать их личные интересы, потребности) общения.Наиболее приемлемой формой общения является диалог. Данное понятиетрактуется как тип речевой коммуникации, осуществляющейся в виде сло-весного обмена репликами, между двумя и более равноправно взаимодейст-вующими собеседниками, проявляющими уважение друг к другу [2. С. 46].В данной работе мы рассматриваем диалог между библиотекарем и читателем какключевой элемент библиотечного общения.Библиотечный диалог - это диалог между библиотекарем и читателем, входе которого библиотекарь может составить представление об информаци-онных потребностях читателя, его целях и мотивах обращения в библиотеку,выявить его личностные и профессиональные установки.Библиотечный диалог можно услышать на всех участках работы, где проис-ходит обслуживание читателей. Его цель - создать оптимальную психологиче-скую атмосферу, которая будет способствовать максимальному удовлетворениюинформационных запросов читателя. В связи с этим к каждому читателю пред-полагается найти определенный подход, исходя из индивидуальных характери-стик личности, возрастных и психологических особенностей.Таким образом, диалог между библиотекарем и читателем должен бытьвыстроен так, чтобы способствовать благоприятному библиотечному обще-нию с целью качественного удовлетворения информационных потребностейчитателя.Для изучения особенностей общения между библиотекарями и читателя-ми в процессе практической ежедневной деятельности Научная библиотекаТГУ проводит тематические социологические исследования. Одним из нихявляется опрос, проведенный в 2012 г. кафедрой библиотечно-информа-ционной деятельности совместно с отделом обслуживания НБ ТГУ средиразличных категорий читателей в залах открытого доступа библиотеки.В контексте нашего исследования опрос понимается как метод сбора пер-вичной социологической информацииравномерно и адекватно отражающих особенности всех составных частейгенеральной совокупности. Генеральной совокупностью в нашем исследова-нии являлись все категории читателей НБ ТГУ, число которых превышает20 тыс. При определении выборочной совокупности мы исходили из того,что в отраслевых читальных залах открытого доступа НБ ТГУ равномернопредставлены все основные читательские категории: студенты младших истарших курсов всех факультетов, аспиранты, преподаватели, а также гостибиблиотеки, не являющиеся студентами или сотрудниками ТГУ. В связи свышеизложенным мы сочли возможным привлечь к участию в опросе по 25человек, произвольно выбранных в каждом отраслевом читальном зале от-крытого доступа. Таким образом, итоговая выборочная совокупность респон-дентов в нашем исследовании составила 100 человек.Следующим этапом исследования явилась подготовка анкеты-опросника.В анкете было предложено 10 вопросов, отвечающих основным задачам ис-следования. Сначала выявлялись статусная характеристика респондента, час-тота и цели посещения библиотеки. Следующий блок вопросов был посвя-щен библиотекарю и его личностным характеристикам, представляющимсяособенно важными для читателей: коммуникабельности, доброжелательностии др. Также мы интересовались мнением читателей о качестве общения впроцессе библиотечно-информационного обслуживания в НБ ТГУ. Послед-ним вопросом мы дали читателям возможность выразить свое мнение о пер-спективах распространения в библиотечной среде новых информационныхтехнологий и, в частности, роли и необходимости личного общения с биб-лиотекарем в новых условиях.По итогам проведения опроса мы получили следующие данные. По ста-тусной характеристике опрашиваемых (открытый вопрос) большинство -студенты (88%), оставшиеся проценты распределились среди аспирантов(7%) и преподавателей (5%). По признаку принадлежности к факультетам:преимущественно студенты гуманитарного профиля таких факультетов, какЮИ (15 %), ФилФ (14%), ФсФ (13 %), ИФ (11%), ИИК (7%). Кроме того,присутствовали 5 студентов и преподавателей из других вузов - ТПУ,ТУСУР, ТГАСУ.На вопрос «Цель Вашего общения с библиотекарем» (закрытый вопрос,один ответ) подавляющее большинство ответили, что это способ удовлетво-рить свою информационную потребность - 92%. На все остальные варианты(обмен эмоциями, времяпрепровождение, этикет) пришелся минимальныйпроцент ответов).Отвечая наа вопрос о том, какие свойства библиотекарей максимальновлияют на качество общения с читателями (закрытый вопрос на установлениепоследовательности), большинство (53 %) указали профессионализм, 20 %выбрали этикет и 14 % - личностные качества. Тех, кто считал бы наиболееважным для библиотекаря внешний вид, не оказалось.Что касается источника инициативы при общении между библиотекареми читателем (закрытый вопрос, один ответ), от кого она должна исходить, то68 % респондентов ответили, что все будет зависеть от ситуации и от обста-новки, при которой происходит общение.Вопрос «Обращаетесь ли Вы за помощью к библиотекарю?» предполагалответы «да» или «нет» и просьбу обосновать ответ. 84 % из числа опрошен-ных респондентов ответили, что они обращаются за помощью в случае поис-ка необходимой литературы. 8 % сказали, что не обращаются, потому чтосами хорошо ориентируются в библиотеке, поскольку пользуются ею давно иактивно. Кому-то из опрашиваемых помогают электронный каталог и учеб-ный курс по основам информационной культуры, поэтому потребность в по-мощи библиотекаря отпадает сама собой.Вопрос «Довольны ли Вы уровнем общения между библиотекарем и чи-тателем в НБ ТГУ?» (один ответ с обоснованием) дал нам следующие резуль-таты: 89 % ответили, что они довольны, так как все библиотекари очень от-зывчивые люди и с легкостью идут на контакт. Всего 2 % опрашиваемыхответили «нет», потому что были не удовлетворены библиотечной услугой,оказанной им в процессе общения. Также нашлись и те, кто предложил соб-ственный вариант ответа: «не всегда (по-разному)», «редко обращаюсь».В последнем вопросе анкеты респондентам был предложен открытый типвопроса, где предлагалось выразить собственное мнение на тему распростра-нения в библиотечной среде онлайн-общения и, соответственно, перспективличного общения между библиотекарем и читателем.Все ответы опрашиваемых разделились на две категории, отражающиедиаметрально противоположные мнения.Большинство исключило возможность того, что онлайн-общение можетвытеснить непосредственное общение библиотекаря с читателем. Эта катего-рия читателей - приверженцы мнения, что онлайн-общение, конечно, будетсуществовать в практике работы библиотеки, так как у него есть свои пре-имущества перед прямым контактом (например, удобство - можно получитьконсультацию, не выходя из дома), но оно будет лишь дополнением традици-онного общения. Другие же уверены в том, что онлайн-общение может вы-теснить традиционное и не видят в этом ничего плохого, так как в условияхразвития информационного общества технический прогресс в библиотечномделе вполне может стать началом новых форм обслуживания. Тем не менеевывод очевиден: пока ничто не может заменить искреннего открытого обще-ния между библиотекарем и читателем.Таким образом, на основании результатов исследования мы можем ут-верждать, что в НБ ТГУ уровень библиотечного общения является достаточ-но высоким. Кроме того, читатели, имея потребность в общении с библиоте-карем, нуждаются в сформированных и развитых профессиональных комму-никативных навыках у сотрудников библиотеки. Не вызывает сомнений тотфакт, что эффективное библиотечное общение позволит библиотеке эффек-тивно выполнять свою миссию и способствовать качественному удовлетво-рению информационных запросов читателей.

Ключевые слова

библиотекарь, читатель, общение, диалог, социологический опрос, Научная библиотека Томского государственного университета, the librarian, the reader, communication, dialogue, sociological poll, the Scientific library of Tomsk State University

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бахарева Лилия АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстудентка кафедры библиотечно-информационной дея-тельности Института искусств и культурыbahareva-liliya@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Человек : философско-энциклопедический словарь. М. : Наука, 2000. 516 с.
Богданова И.А. Библиотечный диалог : аспекты речевого общения : учеб.-метод. пособие. М. : Либерея-Бибинформ, 2006. 120 с.
Крейденко В. С. Библиотечные исследования. М. : Книга, 1980. 142 с.
Филатова О.Г. Общая социология. М. : Гардарики, 2005. 464.
 Библиотекарь и читатель: особенности общения (по материаламисследований в Научной библиотеке Томского государственного университета) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Библиотекарь и читатель: особенности общения (по материаламисследований в Научной библиотеке Томского государственного университета) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Полнотекстовая версия