Музейный праздник в исторической перспективе и научной рефлексии | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Музейный праздник в исторической перспективе и научной рефлексии

В данной статье предпринята попытка рассмотреть музейный праздник в исторической перспективе и научной рефлексии, в результате чего выявлено, что музейный праздник повышает роль музея в формировании новых форм праздничной культуры и расширяет музейную аудиторию. Автором предложена классификация музейных праздников, выявлены их функции.

Museum celebration in historical perspective and scientific reflection.pdf Сегодня музеи все чаще используют в своей культурно-образовательнойработе нетрадиционные формы. На смену экскурсиям, урокам, лекциям при-ходят игровые или основанные на игровых методах формы - игра, бал, теат-рализованное занятие, реконструкция, музейный праздник. Появление и раз-витие новых форм работы с музейной аудиторией требует специального ис-следования. В данной статье рассмотрена одна из нетрадиционных формкультурно-образовательной деятельности - музейный праздник.Появлению музейного праздника способствовали различные формы рабо-ты с аудиторией не только в музеях, но и в других учреждениях культуры инауки, на которые была возложена функция сохранения и популяризациикультурного наследия. В начале XX в. получили широкое распространение«этнографические вечера», что хорошо проявилось в деятельности научныхобществ. Обычно программа вечера включала в себя чтение научных этно-графических докладов, которые иллюстрировались подлинными предметамиили «живыми картинами». Не менее важная роль отводилась исполнениюстихов, песен и поэм под традиционный аккомпанемент. Исполнялись такжеи традиционные обряды [1. C. 384; 2. С. 233; 3. С. 156].В это же время этнографическая тематика начала проникать и в самодея-тельную театральную деятельность. Так, в 1923 г. в Петрограде В. Всеволод-ский-Гернгросс, объединив группу выпускников Института живого слова,основал Экспериментальный театр. В 1928 г. театр расположился в Мрамор-ном зале этнографического отдела Русского музея, в 1930 г. был переимено-ван в «Этнографический театр», а в 1932 г. включен в штат музея. Летомтого же года театр закрыли по решению Ленискусства. Несмотря на столькороткий срок существования, театр подготовил около 500 представлений наэтнографические темы. Это были программы русских, украинских, цыган-ских песен и танцев [4. С. 36].В 1930-е гг. основными формами массовой работы с посетителями сталиэкскурсии, лекции, доклады, кружки, передвижные выставки. Традиционные57026cформы включали в себя демонстрацию соответствующей экспонатурыраспространение детские утренники разнообразной тематики. Например, вПолитехническом музее проводились технические утренники [5. С. 50]. Час-то они включали в себя демонстрацию моделей, соревнования в каких-либотехнических навыках, например в работе на токарных станках, задачи насмекалку, инсценировки. Для детей в музее организовывались и «массовки»[6. С. 76]. Своеобразие этой формы заключается в том, что экскурсия по му-зею совмещалась с рядом оздоровительных и культурно-массовых мероприя-тий на воздухе. При музее были созданы специальные «комнаты школьника»,где ежедневно проводились массовые игры и устраивались пляски с участиемспециально приглашенного массовика. Популярными были также выездныеэкскурсии «на место исторического события» [7], литературные вечера [8.С. 37].С 1930-х гг. традиционная культура была официально объявлена анахро-низмом и стала демонстрироваться в музеях лишь как негативный фон дляпоказа преимуществ новой социалистической культуры. Активно шло моде-лирование элементов последней, в частности в обрядово-праздничной сфере.Создавались и внедрялись праздники, соответствующие новой идеологии ибыту. Постепенно музеи активно включились в общегородские праздничныепрограммы, организуя на своей территории массовые празднества. Так, в Пе-тергофе начиная с 1931 г. каждое лето 6 июля устраивался общеленинград-ский праздник, посвященный годовщине конституции СССР. Эти праздникис десятками оркестров, сотнями артистов, с массовыми действиями, охваты-вающими до несколько тысяч человек, пользовались огромной популярно-стью [9. С. 47]. Музеи также принимали участие в организации профессио-нальных праздников. Например, в день празднования Военно-морского фло-та СССР в Переславле-Залесском музейная выставка была перенесена наплощадь перед музеем и возле этого места было организовано народное гу-лянье [10. С. 41].Охарактеризованные формы работы с музейной аудиторией, являясь от-личными от стандартных форм, повлияли на формирование музейного празд-ника, определив его основные специфические черты. Этнографические вече-ра и этнографический театр заложили принцип аутентичности, так как ихкомпонентом стала демонстрация форм традиционной культуры с помощьюносителей культуры или посредством научной реконструкции, театрализациис включением музейных предметов. Выездные экскурсии на место историче-ского события и литературные вечера определили в качестве важных состав-ляющих музейной практики мемориальность и привязку содержания меро-приятия к ландшафтному фону. Детские утренники предопределили выра-ботку принципа сопричастности и активизации посетителя, а также утверди-ли необходимость игровых методов. Участие музеев в общегородских и про-фессиональных праздниках внесло в них элементы массовости, зрелищности,определило их привязку к календарю и комплексный характер организуемыхмероприятий - использование звуковых эффектов, театрализации.Начиная с 1980-х гг. можно говорить о музейном празднике как о сфор-мировавшемся явлении. Именно в это время многие музеи внедряют этуформу в свою деятельность. На наш взгляд, этому способствовали две тен-денции. Во-первых, находящееся в этот период на пике своей активности мо-лодежное фольклорное движение. На волне этого движения в начале 1980-х гг.возникла идея праздновать традиционные календарные праздники в городах сучастием молодежных ансамблей. Первым опытом послужило проведениеМасленицы в музее-заповеднике «Коломенское» в 1983 г. [11. С. 76]. Во-вторых, на становление музейного праздника повлияло внедрение новойкоммуникативной модели в культурно-образовательную деятельность музе-ев. В этом направлении упор делается на создание «особой психологическойатмосферы, которая не оставляет посетителя сторонним наблюдателем на-родной культуры, а способствует ее активному познанию, сопереживанию»[12. С. 29]. Музейный праздник как раз и стал той формой, которая отвечалаэтим требованиям.В ходе изучения периодических изданий, и прежде всего журнала «Со-ветский музей», за период с 1980-х по начало 2000-х гг. было выявлено38 публикаций, связанных как с практикой проведения музейных праздников,так и с теоретическим осмыслением этого явления. В указанный период му-зейный праздник активно практиковался в следующих музеях: Эрмитаж,Ивановский государственный объединенный историко-революционный му-зей, Бородинский музей, Архангельский музей деревянного зодчества, Рос-товский историко-архитектурный музей-заповедник, Архитектурно-этно-графический музей «Хохловка», Пензенский музей театра, музей-заповедник«Куликово поле», Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», музей-заповедник «Ясная Поляна», музей-заповедник «Томская Писаница», Этно-графический музей народов Забайкалья.Во всех мероприятиях хорошо обозначились общие составляющие му-зейного праздника: массовость, театрализованность (если это фольклорныепраздники, то необходимым элементом стало включение фольклорных кол-лективов), звуковые эффекты и, конечно, включенность музейных реликвий,активизация посетителей. Что касается функций, то музейные праздники вформе фольклорных праздников оказались нацеленными на популяризациютрадиций и обычаев какого-либо народа, а главной темой военно-патриотических праздников стала «защита Отечества в единстве прошлого,настоящего и будущего».К началу 2000-х гг. музейный праздник закрепился в музейной практикеи терминологии. Существуют два определения этого термина. Первое: «му-зейный праздник - это комплексная форма культурно-образовательной дея-тельности музея, в которой единой темой объединены элементы экскурсии,творческого вечера, театрализованного представления и пр.» [13. С. 485]. Не-смотря на то, что в определении раскрыта лишь формальная характеристикаявления - его собирательность и комплексность по отношению к другимформам культурно-образовательной деятельности музея, в следующем за оп-ределением дополнении оговорены главные условия, при которых мероприя-тие можно считать музейным праздником. Это «музейность» и «празднич-ность». Праздничность подразумевает не только развлечение, но и наличиеобрядности. Музейность заключается в том, что во время мероприятиядолжна быть задействована музейная атрибутика и в его основе должен ле-жать квалифицированный сопроводительный рассказ музейного работника.Подчеркивается, что посредством музейного праздника духовные традициинарода, выраженные прежде всего в обрядовой сфере, приобретают музейноезначение. Рассмотрим второе определение: «праздник музейный - комплекс-ная форма культурно-образовательной деятельности музеев, основанная наразличных приемах активации музейной аудитории, усиливающих эмоцио-нальное воздействие: театрализации, игре, применении особой атрибутики,ритуалов…» [14. С. 109]. Относительно предыдущего определения здесь до-бавлены следующие характеристики: наличие сценария, использование не-движимых памятников истории и культуры, массовость, активизация аудито-рии, эмоциональное воздействие.Таким образом, в 1980−2000-е гг. музейный праздник сформировался каксамостоятельная форма музейной практики. Были осуществлены попыткитеоретического осмысления этого явления, получившего широкое распро-странение в практике отечественных музеев.В последнее время музейный праздник не теряет своей актуальности ипривлекательности. Однако наметилась тенденция, которая усложняет ос-мысление этого явления, - включение музейного праздника в категорию ин-терактивных форм культурно-образовательной деятельности. Попадая в кате-горию интерактивных форм, музейный праздник становится в один ряд синтерактивными занятиями, интерактивными экскурсиями, живыми экспози-циями, реконструкциями игр, забав, различными мастер-классами и т.д.Несмотря на появление множества интерактивных форм, музейныйпраздник продолжает быть популярным в практике музеев. Исходя из специ-фики праздника, лежащего в основе и способах его презентации, предлагаемразделить многообразие музейных праздников на четыре группы.1. Реконструированные музейные праздники.Такие праздники распространены во многих музеях-заповедниках и крае-ведческих музеях. В последнее время они обычно включаются в циклы ка-лендарных праздников − Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица,Иван-Купала. Эти праздники сопровождаются народной музыкой, инсцени -ровкой обрядов, традиционными угощениями, играми и танцами. Такиепраздники проводятся регулярно и рассчитаны на разные категории посети-телей. Они могут представлять собой наиболее аутентичные формы реконст-рукции народных обрядов.2. Стилизованные личные праздники.Эта группа праздников во многих музеях реализуется как индивидуаль-ная услуга. Примерами служит проведение «Свадьбы» и «Дня рождения».Так, в музее-заповеднике «Александровская Слобода» молодоженам предла-гают совершить необычное «романтическое путешествие» по Александров-ской слободе. Торжество начинается «сватовством» по-деревенски, «гостева-ние» проходит по-царски, а завершается «смотринами приданого» по-мещански. Красивейшая легенда о смотринах царских невест, проходивших вАлександровской слободе в XVI в., оживает в программе «Выбор царскойневесты» в исполнении самих молодоженов, переодетых в стилизованныекостюмы. Такой праздник представляет собой синтез разных традиционныхэлементов. В результате получается обобщенный собирательный образ наоснове традиционного праздника.3. Оригинальные профильные музейные праздники.Такие музейные праздники не связаны с традиционными обрядами. Этоновые, уникальные, созданные музейными работниками праздники. Их тема-тика обычно связана с профилем музея и имеет региональную специфику.Например, в музее-заповеднике «Спасское-Лутовиново», посвященномИ.С. Тургеневу, широко распространены литературные праздники, такие как«Дворянских гнезд заветные аллеи», праздник на «Бежином лугу», «Турге-невская осень». Другой пример: в музее-заповеднике «Изборск» с 2000-х гг.практикуется музейный праздник «Пирожковые забавы», посвященный из-борским мастерам выпечки. К этой группе также можно отнести и многочис-ленные «ночи в музее». Наиболее удачные варианты музейных праздниковмогут стать не только визитной карточкой музея, но и городскими объектамикультурного туризма.4. Массовые музейные праздники, вписанные в общегородские.Музейные праздники данной группы являются составной частью общего-родских праздников. Музей выступает в этом случае одной из площадок, ипервоочередной задачей участия является расширение музейной аудитории.Обычно это самый массовый музейный праздник, который нередко перерас-тает в фестивали разного уровня. Например, в Кирилло-Белозерском истори-ко-архитектурном и художественном музее с 2002 г. проходит праздник «За-снеженный город». Он проводится в рамках районного праздника «В снегахКириллова». В июне в рамках Дня города в этом же музее проходит праздник«Город и его музей». Музей-заповедник «Изборск» реализует праздничныепрограммы в рамках фестивалей «Исаборг», «Железный град», «Ярмарка ре-месел».Таким образом, современные тенденции характеризуют музейный празд-ник как явление развивающиеся. Зародившись как способ отражения тради-ционных обрядов музейными средствами, музейный праздник во многом иныне не отходит от решения этой задачи. Однако появились «музейныепраздники», не связанные с традиционными, представляющие собой само-стоятельные явления в культуре. Реконструированные музейные праздникиимеют перспективы дальнейшего развития в рамках работы музея с немате-риальным наследием. Стилизованные музейные праздники также частичномогут использоваться в этих целях, адаптируя традиционные элементы к со-временным условиям. Профильные и массовые музейные праздники выпол-няют другие немаловажные функции - повышают роль музея в формирова-нии новых форм праздничной культуры и расширяют музейную аудиторию.

Ключевые слова

музей, музейный праздник, культурно-образовательная работа, методы, museum, museum holiday, cultural and educational work, the methods

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мавшенко Евгения ВикторовнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстудентка кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культурыmuseology_77@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Герасимов Б. Этнография в работах Семипалатинского отдела государственного русского географического общества // Сов. этнография. 1927. № 2. С. 381−385.
Славнин П. Сибирский этнографический вечер // Сов. этнография. 1927. № 1. С. 233.
Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902−1924 гг. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд- во, 1994. 560 с.
Степанов З.В. Культурная жизнь Ленинграда в 1920-е − начале 1930-х гг. Л. : Наука, 1976. 286 с.
Шумский И.П. Политехнический музей-форпост изобретательской мысли пионеров и школьников // Советский музей. 1935. № 3. С. 47−53.
 Музейный праздник в исторической перспективе и научной рефлексии | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Музейный праздник в исторической перспективе и научной рефлексии | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Полнотекстовая версия