Система повышения квалификации сотрудников Научной библиотеки Томского государственного университета на современном этапе | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Система повышения квалификации сотрудников Научной библиотеки Томского государственного университета на современном этапе

Встатье рассматриваются опыт организации повышения квалификации сотрудников Научной библиотеки ТГУ, особенности работы по данному направлению. Анализируются формы, виды и уровни повышения квалификации, которые применяются в библиотеке в настоящее время.

The system of staff development in the research library of Tomsk StateUniversity at the present stage.pdf Эффективность работы библиотеки во многом зависит от уровня квали-фикации и степени профессионализма сотрудников. Сегодня высокая квали-фикация, а также востребованность и успешность специалиста определяютсяне только и не столько обладанием базовым набором знаний, сколько готов-ностью постоянно дополнять его, получать и применять новые знания, уме-ния, навыки, адаптировать уже полученные к изменяющимся условиям [1.С. 34].Достаточная профессиональная подготовка библиотекарей не только по-вышает качество оказания библиотечно-библиографических и информацион-ных услуг читателям, обеспечение их профессиональных, культурных, само-образовательных потребностей и запросов, но и формирует социальныйимидж библиотеки, позволяет глубже осознать её роль в обществе. Поэтомуповышение квалификации должно проходить постоянно, охватывать все ка-тегории специалистов, строиться по принципу непрерывности [2].Сам термин «повышение квалификации библиотекарей», используе-мый в профессиональной сфере, трактуется как «совершенствование профес-сиональных знаний, навыков и умений, повышение общеобразовательногоуровня библиотекарей в соответствии с новейшими достижениями культуры,науки и техники, передовым библиотечным опытом» [3. С. 116].В статье «Что такое повышение квалификации» Институт ЮНЕСКО поинформационным технологиям в образовании рассматривает термин «по-вышение квалификации» более широко - это формальное и неформальноеобучение, необходимое для того, чтобы штат учреждения или коллектив былспособен выполнять полный спектр своих служебных обязанностей. В ходеповышения квалификации необходимо научиться, не просто выполнять рабо-ту принятым в настоящее время образом, а постоянно изменять и совершен-ствовать методы работы, улучшая ее качество [4].Каждая библиотека вправе выбрать свой путь организации повышенияквалификации сотрудников, заимствуя из библиотечной практики то, что со-ответствует особенностям ее работы и потребностям пользователей.В Научной библиотеке Томского государственного университета (далееТГУ) начиная с 50-х гг. XX в. уделялось большое внимание обновлению иуглублению как теоретических, так и практических знаний сотрудников. Этобыло обусловлено созданием методического семинара, на котором обсужда-лись вопросы, связанные с теоретической и практической деятельностьюбиблиотеки.Методический семинар как форма повышения квалификации не мог ре-шить задачи организационного характера, поэтому в 1956 г. был создан ме-тодический совет Научной библиотеки, в состав которого вошли 12 специа-листов (руководители отделов и сотрудники с высшим библиотечным обра-зованием). Одним из важнейших направлений деятельности методическогосовета становится повышение квалификации сотрудников библиотеки [5.С. 121].Ежегодно совет дирекции совместно с профбюро анализировал состав со-трудников библиотеки по образованию и стажу работы, намечая основныезадачи в работе с кадрами и разрабатывая план повышения квалификации.Работа приобрела плановый и целенаправленный характер, занятия проводи-лись регулярно, организованно и приносили хорошие результаты [6. С. 37].Таким образом, в Научной библиотеке ТГУ сложилась система повыше-ния квалификации, обеспечивающая рост профессионального уровня каждо-го библиотечного сотрудника и строящаяся дифференцированно по группамспециалистов, уровням организации занятий и содержанию мероприятий.Опыт работы Научной библиотеки ТГУ по организации повышения ква-лификации сотрудников лег в основу типового положения, принятого в1976 г. на заседании Методического объединения вузовских библиотекг. Томска (Положение о системе повышения квалификации работников ву-зовских библиотек г. Томска).На сегодняшний день штат сотрудников НаучнойТГУ является полноправным участником различных образовательных про-грамм университета. В рамках этих программ библиотеке удалось запланиро-вать и осуществить стажировки её сотрудников в ведущие библиотеки и цен-тры на международном и российском уровне по актуальным и перспектив-ным направлениям.Так, в 2007 г. Научная библиотека участвовала в Инновационной образо-вательной программе ТГУ по направлению «Развитие системы непрерывногодополнительного образования». Одной из задач программы было повышениепрофессиональной квалификации библиотечных кадров, участвующих в ор-ганизации информационной поддержки научно-образовательной деятельно-сти. В рамках данной программы были организованы стажировки для 13 спе-циалистов библиотеки по таким направлениям, как «Международный ин-формационный центр» (Берлин); «Электронные информационные ресурсыбиблиотек» (Москва, ГПНТБ); «Электронные библиотечные системы» (Мо-сква, РГБ); «Организация информационного и справочно-библиографи-ческого обслуживания в библиотеке» (Санкт-Петербург, РНБ) и др.В ходе реализации университетом Инновационной образовательной про-граммы (2006-2007 гг.) Научная библиотека использовала такие формы по-вышения квалификации, как тренинги и семинары с приглашением ведущихспециалистов из Барселоны (Мюрелл Войд, библиотекарь корпорации VTLSInc.) и Кемерова (И.С. Пилко профессор, зав. кафедрой КемГУКИ, и др.)Участие в этой программе для сотрудников Научной библиотеки ТГУоткрыло широкие возможности не только повышения квалификации и при-обретения новых знаний, но и получения опыта работы в крупном нацио-нальном проекте. В рамках программы прошли обучение 104 специалиста.С 2010 г. Научная библиотека участвует в программе развития Нацио-нального исследовательского Томского государственного университета поприоритетному направлению «Информационно-телекоммуникационные исуперкомпьютерные технологии». В рамках данного направления были осу-ществлены дSІХ стажировки по изучению английского опыта создания и испольтеки, включая не только его руководящий состав, но и главных/ведущих биб-лиотекарей и библиографов.Большую роль в повышении квалификации кадров на российском и ре-гиональном уровне играет выступление сотрудников библиотеки с докладамина научно-практических конференциях и семинарах, таких, как, например,Макушинские и Румянцевские чтения, «Музейные библиотеки в современ-ном обществе» и многие другие. В 2011 г. сотрудниками Научной библиоте-ки были представлены 46 докладов на 23 конференциях и семинарах.Традиционной формой повышения квалификации библиотечных работ-ников на университетском уровне является обучение в Институте дистанци-онного образования ТГУ по краткосрочным программам от 12 до 42 часов.Сотрудники прошли обучение на таких курсах, как «Создание эффективныхпрезентаций в программе PowerPoint», «Использование в профессиональнойдеятельности технологий web 2.0», «Пользователь ПК» и др.Различные формы повышения квалификации сложились и внутри биб-лиотеки, среди них можно отметить семинары, конференции, круглые столы,занятия, отчеты о стажировках.В течение нескольких лет ведущими специалистами Научной библиотекидля её сотрудников проводится обучение по программе «Электронные базыданных библиотеки» в объеме 20 часов.В связи с тем, что ежегодно возрастает потребность в использовании вбиблиотечной сфере таких программ, как Flash, Publisher, Photoshop и др.,специалисты библиотеки, освоившие эти программы, разрабатывают не-большие курсы обучения для сотрудников, которым это необходимо в рабо-те. Так, например, в 2011 г. сотрудником отдела Электронной библиотекибыла разработана программа курса «Аdobe Macromedia Flash для созданиявизуальных материалов», рассчитанная на 4 часа.В соответствии с программой повышения квалификации осуществляетсяпостоянное обучение библиотекарей на рабочем месте, проводятся занятия исеминары внутри отдела.В помощь сотрудникам на сайте библиотеки создан раздел «Библиотека-рям - обучение», где представлен планрастет. Если в 2007 г. была сделана рассылка 17 специалистам, то в 2011 г.уже 46, при этом информирование становится ежеквартальным.С 2011 г. сектор научно-методической работы начинает ежемесячное ин-формирование о профессиональной периодике. В марте этого года была соз-дана страничка сайта, где представлены обложки журналов с их содержаниеми интерактивной ссылкой в электронный каталог на полную запись журнала.Здесь же предложена веб-форма для заказа статей из поступивших журналов.В целях экономии и рационального использования рабочего времени сотруд-ники в кратчайшие сроки получают интересную и полезную информацию опрофессиональной периодике. За год была разослана информация 46 сотруд-никам библиотеки, из них 47 специалистов сделали запросы на 121 статью.Таким образом, налажена обратная связь с сотрудниками библиотеки,специалисты стали заказывать электронные статьи. Параллельно этому начи-нает увеличиваться спрос на печатные издания журналов, что способствуетповышению уровня профессионального чтения.Анализ сложившейся системы повышения квалификации сотрудниковНаучной библиотеки ТГУ показывает, что она характеризуется определеннойструктурой, отличается использованием разнообразных форм и видов обуче-ния, охватывает практически всех сотрудников библиотеки. Процесс повы-шения квалификации в библиотеке идет непрерывно, постоянно совершенст-вуются формы и методы, меняется тематика обучения.Работа по повышению квалификации библиотекарей способствует вы-полнению одной из важнейших задач библиотеки - повышению и развитиюпрофессионального уровня библиотечных специалистов в соответствии с со-временными требованиями и профессиональными стандартами.

Ключевые слова

повышение квалификации библиотекарей, система повышения квалификации, обучение, Научная библиотека, professional development of librarians, System Training, training, Research Library

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Медведева Екатерина ВладимировнаНациональный исследовательский Томский государственный университетбиблиотекарь Научной библиотеки; соискатель кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культуры5katilda5@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Авраева Ю.Б. Библиотеки - методические центры : инициаторы профессионального развития: научно-практическое пособие / Ю.Б. Авраева, Э.С. Очирова. М. : Литера, 2009. 96 с.
Куминова Л.А. Новые формы в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов в условиях информатизации библиотек [Электронный ресурс] // Алтайская государственная академия культуры и искусств. Электрон. текст. дан. АлтГАКИ, 2009-2010. URL: htt
Словарь библиотечных терминов / общ. ред. О.С. Чубарьян. М. : Книга, 1976. С. 116- 117.
ИИТО ЮНЕСКО. Что такое повышение квалификации [Электронный ресурс] // WebSoft: IT-решения для управления эффективностью персонала. Электрон. текст. дан. М., 2009-2012. URL: http://websoft.ru/db/wb/1AE35D3CA08D4DDEC3256F310047E8A7/doc.html (дата обращения:
Филимонов М.Р. Книжная сокровищница Сибири. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1982. 179 с.
Серебрякова М.П. Система повышения квалификации в Научной библиотеке Томского университета // Вузовские библиотеки Западносибирской зоны: Опыт работы. Томск, 1975. Вып. 4. С. 37-42.
Положение о системе повышения квалификации работников вузовских библиотек г. Томска // Организационно-методические документы. Томск, 1983. Т. 4. С. 196.
 Система повышения квалификации сотрудников Научной библиотеки Томского государственного университета на современном этапе | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Система повышения квалификации сотрудников Научной библиотеки Томского государственного университета на современном этапе | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Полнотекстовая версия