Коллекция литографированных копий портретов Военной галереи Зимнего дворца из книжного собрания Строгановых Научной библиотеки Томского государственного университета | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Коллекция литографированных копий портретов Военной галереи Зимнего дворца из книжного собрания Строгановых Научной библиотеки Томского государственного университета

Статья посвящена изучению коллекции литографированных копий портретов сподвижников Александра I, входящей в состав книжного собрания Строгановых, хранящегося в Научной библиотеке Томского государственного университета. Рассматривается история создания и техника выполнения портретов для Военной галереи Зимнего дворца, а также созданная на её основе коллекция литографированных работ. Приводятся примеры некоторых портретов и биографии изображенных лиц.

The collection of lithographed copies of portraits of the Military Galleryof the Winter Palace from Stroganoff collection of books in Tomsk State University Researchlibrary.pdf Коллекция литографированных копий портретов Военной галереи Зимне-го дворца представляет несомненную ценность. Особую актуальность онаприобретает сегодня, в год празднования 200-летнего юбилея победы Россиив Отечественной войне 1812 г.Научная библиотека Томского государственного университета - одна изкрупнейших библиотек Томска и Сибири. Фонд библиотеки отличается об-ширностью и уникальностью. В его основу легли ценные книжные собрания[1]. Одно из таких собраний принадлежало графу Григорию АлександровичуСтроганову (1770-1857). Он был известным русским дипломатом, посланни-ком России в Швеции, Испании и Турции, общественным деятелем, членомГосударственного совета.Собрание Строгановых стало первым вкладом в библиотеку Томскогоуниверситета. Число книг в собрании - более 22 тыс. томов. Антиквары оце-нивали его в полмиллиона рублей, а по наличию редких и редчайших ино-странных изданий оно считалось одним из лучших в России. В нем былипредставлены вышедшие в Европе на французском, итальянском, английскоми других языках наиболее значимые произведения по гуманитарным и, час-тично, естественным наукам. Особую ценность собранию придавали перио-дические издания времен Великой французской буржуазной революции кон-ца XVIII в., а также редкие издания мировой классической литературы, ху-дожественные альбомы и гравюры.К числу таких редких изданий принадлежит коллекция «ИмператорАлександр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814 и 1815 гг.: Военная галереяЗимнего дворца, издаваемая с высочайшего соизволения». Издание содержитобширный документальный и мемуарный материал, представляет подробноеописание и анализ военных действий России и Франции на протяжении Оте-чественной войны 1812 г. Оно объединило портреты и биографии российскихгенералов, участвовавших в Отечественной войне и заграничных походах.Коллекция состоит из шести томов, выходивших на протяжении 1845-1849 гг. в Петербургской типографии Карла Крайя. Главным редактором, атакже составителем многих биографий стал Александр Иванович Михайлов-ский-Данилевский (1790-1848) - участник Отечественной войны 1812 г., ге-нерал-лейтенант, военный историк и академик Санкт-Петербургской Акаде-мии наук. Он являлся автором многих трудов по истории войн Российскойимперии.Портреты в издании «Император Александр I и его сподвижники…» бы-ли гравированы на стали и литографированы с живописных оригиналов, ко-торые были выполнены известным английским живописцем Джорджем Доу(Дау) (1781-1829). Д. Доу учился в Лондонской академии художников и за-нимался гравированием и живописью. В 1814 г. Лондонская академия избра-ла его в свои члены. Написанные им портреты многих высших офицеров анг-лийской армии распространили его известность за пределы его отечества.В 1819 г. специально по приглашению императора Александра I Дж. Доуприбыл в Петербург. Здесь он провел девять лет, создав свыше 400 портретоврусских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном в 1812-1814 гг. Стех пор эта коллекция портретов украшает особую галерею Зимнего дворца[2. С. 143].В Научной библиотеке Томского государственного университета хранят-ся 3 тома издания «Александр I и его сподвижники…». Объектом нашегоизучения стал третий том.Автором статьи было осуществлено описание портретов и составлениекратких биографий. Были определены размеры листа и изображения каждогопортрета, составлено библиографическое описание.Первый портрет собрания - портрет Барклая де Толли - гравирован вЛондоне английскими граверами Гудлетом и Моррисом. Все остальныепортреты литографированы художником Иваном Абрамовичем Клюквиным(1818-186(?)). С 1834 г. он поступилКак особый вид искусства гравюра возникла в Западной Европе в XV в.Появление ее было связано с ремёслами, где применялись процессы гравиро-вания: резьба, ювелирное дело, украшение оружия. В России гравированиевозникло в одно время с книгопечатанием - во второй половине XVI в. В1564 г. по царскому повелению в Москве Иван Федоров выпустил книгу«Апостол». В виде приложения к ней появилась первая гравюра, изображав-шая евангелиста Луку. Расцвет гравюры связан со временем правления ПетраВеликого, когда по его приглашению в страну приезжают иностранные мас-тера, с которыми заключаются контракты, обязывающие брать учеников иобучать навыкам этого искусства русских мастеров. Петр I придавал огром-ное значение этому виду искусства, использовал его и в образовательных, и впропагандистских целях.Литография (от греч. lithos - камень и grapho - пишу, черчу) представляетсобой разновидность печатной графики. В отличие от гравюры она основанана технике плоской печати [5. С. 600]. При создании литографии поверхностьспециального литографского камня (род плотного известняка) обрабатывает-ся литографским жировым карандашом либо жирной тушью, причем худож-ник может рисовать по камню кистью или пером. После травления поверх-ность камня смазывают смесью азотной кислоты, воды, гуммиарабика. Затемс помощью валика на увлажненный камень наносят типографскую краску,которая ложится только на непротравленные участки, что в точности соот-ветствует рисунку, сделанному художником. Оттиски печатают на специаль-ном типографском станке.Литография была изобретена в XVIII в., но ее расцвет связан с XIX в.Первое сообщение о литографии в России появилось в 1803 г., а в 1810 г. ху-дожник А.О. Орловский начинает увлеченно заниматься литографией и изда-ет альбомы типовых и жанровых сцен.Техника литографии быстро привлекла к себе большой круг лиц и былатворчески воспринята. Так, русскими мастерами-литографами были усвоеныи развиты самые разнообразные способы литографскоймой распространенной техникой среди художников. Меньшая стоимость от-тисков по сравнению с гравюрой на металле или дереве позволила распро-страниться литографии как репродуктивной технике.На первом портрете издания «Александр I и его сподвижники…» в техникегравюры изображен Михаил Богданович Барклай де Толли (1757-1818) - вы-дающийся российский полководец, генерал от инфантерии, военный министр,главнокомандующий 1-й Западной армией, герой Отечественной войны1812 г., полный кавалер ордена Св. Георгия. В Бородинском сражении он ру-ководил войсками, оборонявшими центр и правый фланг, лично водил в ата-ку кавалерию. Участвовал в Лейпцигском сражении. За взятие Парижа19 марта 1814 г. был произведен в генерал-фельдмаршалы. В 1815 г. коман-довал российскими войсками во время 2-го похода во Францию. Барклай деТолли изображен в полный рост на фоне Парижа в общегенеральском мунди-ре с различными наградами.Среди литографированных портретов представлен Алексей АндреевичАракчеев (1769-1834) - в 1812 г. начальник Департамента военных делГосударственного совета. А.А. Аракчеев находился при императоре Алек-сандре I в составе Императорской квартиры, ведал комплектованиемвойск и ополчения. Участвовал в российско-шведских переговорах. Со-провождал императора во время Заграничных походов 1813-1814 гг., ис-полнял роль начальника Императорской походной канцелярии.А.А. Аракчеев изображен в генеральском мундире. На левой стороне егогруди - звезда ордена Св. Александра Невского, на шее - портрет импера-тора Александра I в овальном медальоне.На одном из портретов изображён Игнатий Петрович Де-Росси (1765-1814). В 1812 г. он командовал 1-й бригадой 4-й пехотной дивизии в 1-й За-падной армии, сражался при Смоленске. Во время Бородинского сражениябыл тяжело контужен в голову. В Лейпцигском сражении командовал 13-йпехотной дивизией, за отличие удостоен ордена Св. Анны 1-й степени Напортрете И.П. Де-Росси представлен в общегенеральском мундире. На пра-вой стороне груди

Ключевые слова

литография, гравюра, Военная галерея Зимнего дворца, библиотека Строгановых, Научная библиотека Томского государственного университета, lithography, engraving, the Military Gallery of the Winter Palace, the Stroganoff library, Tomsk State University Research library

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пашкевич Екатерина АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстудентка кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыekaterina_pashkevich@bk.ru
Всего: 1

Ссылки

Томский государственный университет. Научная библиотека. О библиотеке. URL: http://www.lib.tsu.ru/index_about.php?id=1 (дата обращения: 12.04.2012).
Энциклопедический словарь : в 82 т. / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1893. Т. 10. 865 с.
Кондаков С.Н. Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. М. : ЗАО Антик-Бизнес-Центр, 2002. 354 с.
Современный словарь-справочник по искусству. М. : Олимп, 2000. 813 с.
Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 8 т. СПб. : ЛИТА, 2001. Т. 2. 848 с.
 Коллекция литографированных копий портретов Военной галереи Зимнего дворца из книжного собрания Строгановых Научной библиотеки Томского государственного университета | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Коллекция литографированных копий портретов Военной галереи Зимнего дворца из книжного собрания Строгановых Научной библиотеки Томского государственного университета | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Полнотекстовая версия