Офорты И.И. Шишкина в Научной библиотеке Томского государственногоуниверситета | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Офорты И.И. Шишкина в Научной библиотеке Томского государственногоуниверситета

Статья посвящена коллекции «Офорты профессора И.И. Шишкина», которая хранится в фонде Научной библиотеки Томского государственного университета. Автор приводит предысторию создания данной коллекции и краткую характеристику техники офорта. Анализируются особенности альбома и история его появления в библиотеке. Коллекция рассматривается как часть наследия великого русского художника, которая характеризует его как талантливого офортиста.

Etchings of I.I. Shishkin in the Scientific library of Tomsk State University.pdf Иван Иванович Шишкин является одним из самых крупных русских пей-зажистов второй половины XIX в. Чтобы понять его картины, ощутить свое-образие его незаурядной личности, необходимо познакомиться с его творче-скими позициями, взглядами, процессом духовного становления, развитиемталанта пейзажиста.Человек исключительного трудолюбия, Шишкин занимался живописью снастоящим упоением, с радостью и порой даже с ожесточением. «Художники ученый совершенствуется до конца своих дней», - написал он на одном изрисунков, сделанном в Московском училище живописи, ваяния и зодчества[1. С. 598-600].Шишкин сумел в своем творчестве наиболее полно выразить народныепредставления о русской природе, русском лесе. Именно поэтому он считает-ся одним из крупнейших представителей русской реалистической пейзажнойживописи второй половины XIX в. «Шишкинский лес» стал таким же типич-ным понятием, как «тургеневская девушка» или «левитановская осень».Шишкин принадлежал к кругу передовой академической молодежи, ко-торая воспитывалась на идеях прогрессивной материалистической эстетики илитературы и восставала против искусства, чуждого современности, противказенно-бюрократических порядков. Для Шишкина долгом художника быловойти в жизнь русского общества, заинтересоваться его судьбой, проник-нуться «идеями века» [2. С. 8-9].Основанный на углубленном аналитическом исследовании природы,творческий метод Шишкина был созвучен эпохе просветительства со свойст-венным ей интересом к точным наукам, и в частности к естествознанию. Ут-верждение этого нового реалистического метода, который развенчивал освя-щенные академическим авторитетом установки псевдоромантического пей-зажа, явилось важнейшей заслугой художника.Ясное понимание задач, стоявших перед русским реалистическим искус-ством, ярко выраженный демократизм взглядов, неприятие академическойсистемы естественно привели художника в ряды передвижников. Здесь, вТовариществе передвижных художественных выставок, одним из учредите-лей которого в 1870 г. стал Шишкин, он нашел истинных друзей-единомышленников, а его произведения - отзывчивого зрителя. С основанияТоварищества передвижных художественных выставок Шишкин до концасвоей жизни оставался в числе его членов [3].Наряду с живописным наследием Шишкина большим и значительнымвкладом в сокровищницу национальной художественной культуры являютсятакже рисунки и многочисленные офорты, исполненные художником.Офорт - способ изготовления авторской печатной формы, который со-единяет методы ручного гравирования с химическим травлением. Меднуюили цинковую пластину толщиной от 0,5 до 2,5 мм покрывают кислотоупор-ным лаком или кислотоупорным грунтом, в состав которого входят воск, ка-нифоль, асфальт. Линии рисунка процарапывают по лаковой пленке (грунту),обнажая поверхность металла. Затем пластину в несколько приемов травят:медную - раствором хлорного железа, цинковую - азотной кислотой, получаяуглубленные печатающие элементы. После первого травления, достаточногодля незначительного углубления штрихов в самых светлых местах изображе-ния, эти места закрывают защитным лаком, исключая их в дальнейшем изпроцессов травления. Затем подвергают пластину второму травлению, вы-крывают лаком участки следующей градации тона и т.д. Благодаря этомуштрихи получаются различной глубины и притом более простыми средства-ми, чем в резцовой гравюре. В конце лак удаляют.Офортом называют и оттиск, полученный на бумаге с авторской печатнойформы, изготовленной по данной выше технологии. Офорт - тиражная тех-ника, где каждый оттиск пронумерован и является самостоятельным произ-ведением. Как правило, это в среднем от 5 до 20 оттисков [4. С. 25-26].Много и серьезно работая в области гравирования, Шишкин добился боль-ших успехов и занял почетное место в истории русского офорта XIX в. Склон-ность к занятиям гравированием обнаружилась у Шишкина еще в бытность еговоспитанником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Существу-ет единственный отпечаток офорта «Горная дорога», подписанный «И.Ш.»(1853). Он воспроизводит, вероятно, какой-то чужой оригинал, но в манере ис-полнения уже чувствуется знакомство с правилами гравирования.Посвящая летнее время работе над этюдами, Шишкин в зимнее времяпродолжал усиленно заниматься офортом, часто воспроизводя мотивы своихлетних этюдов. Можно сказать, что опыт Шишкина в работе над живопис-ными этюдами бесконечно обогатил и его офорты. Так, к 1886 г. художниквыпустил уже три альбома офортов, последний из которых заключал в себе25 листов. Некоторые листы художник печатал сам.В 1894 г. петербургский издатель А.Ф. Маркс начал работать над послед-ним альбомом офортов Шишкина, который вышел в свет в 1895 г. Шишкинпередал в распоряжение издателя офортные доски, частью переработанные иисправленные им для данного издания. В результате этого был составленальбом, включавший лучшие офортные листы художника и вышедший подназванием «60 офортов профессора И.И. Шишкина».Именно данное издание и было найдено в отделе книжных памятников ирукописей Научной библиотеки Томского государственного университета.Данное издание содержит в себе 54 офорта и 1 офорт-фронтиспис с заглавиеми фамилией автора. На титульном листе было обозначено: «Счет Макушина.9 января 1916 года. 25 рублей. Продано Профессору Михайловскому (фило-софия права)» [5].Действительно, преодолевая огромные трудности и совершенствуя своемастерство, Шишкин как офортист представлял собой выдающееся явление.Его офорты составляют как бы энциклопедию русского пейзажа и не в мень-шей степени, чем живописные работы, показывают широту и многогранностьего таланта. Многие листы даны в различных «состояниях». Это показывает,что Шишкин в каждом выбранном им сюжете добивался не только удачногоразрешения своего оттиска, но прежде всего внутренней завершенности соз-даваемого им образа. В этом отношении ярким примером служит его офорт«В Крыму», изображающий горный пейзаж. Он имеет ряд последовательновыполненных досок одного и того же мотива, в которых художник искал пу-ти к созданию обобщенного возвышенного образа. Среди выполненныхШишкиным офортов имеется и автопортрет художника (1886).В собрании помимо самих офортов, титульного листа присутствует такжеполный перечень офортов и предисловие, написанное издателем А.Ф. Мар-ксом. Он отмечает особенности данного издания, рассказывает биографиюхудожника и охарактеризовывает офорты и то, как Шишкин создавал их. «Онне только печатал листы, но и варьировал их до бесконечности, - пишетА.Ф. Маркс о подлинно творческом участии самого художника в изданииальбома. - Шишкин рисовал на доске краской, клал новые тени... делал дру-гие пятна, звезды, лунные блики. Весь в краске, возбужденный работой,сильный, уверенный, он являлся действительно большим мастером и повто-рял собой столь дорогой тип великих мастеров былого времени».А.Ф. Маркс рассказывает и о художественной стороне альбома, отмечая,что почти все офорты проникнуты поэзией; что в каждом из них присутству-ет огромное «мастерство дела и рисунка».Оставленные художником листы его офортов, вместе с досками, над ко-торыми он так упорно работал, должны стать предметом серьезного и глубо-кого изучения. Для молодого поколения художников офорты Шишкина мо-гут явиться настоящей школой, не только знакомящей с техническими прие-мами гравирования, но и вооружающей очень цельным методом, в основекоторого лежала работа на натуре.Офортные работы И.И. Шишкина отличаются тонким знанием природы,прекрасным и верным рисунком и совершенной техникой. Кроме обычногоприема иглой, художник применял мягкий лак, акватинту, сухую иглу. Мате-риалами для граверных произведений служили его многочисленные натур-ные рисунки. Своими автографическими офортными произведениямиИ.И. Шишкин намного расширил круг своих зрителей, привлекая их внима-ние к родной русской природе.Творчество Шишкина является замечательным наследием русской куль-туры, имеющим мировую ценность. Высоко оцененный еще при жизни пред-ставителями передовой художественной общественности, Шишкин в нашевремя стал предметом подлинной гордости России. В свете современных ху-дожественных интересов оставшийся огромный живописный материалШишкина представляет собой богатое наследие, отразившее передовые ху-дожественные идеи XIX в.Офорты Шишкина, хранящиеся в Научной библиотеке Томского государ-ственного университета, позволяют изучить бытование изданных знамени-тым русским художником произведений. Также они обращают внимание нароль российских меценатов и издателей, таких как П.И. Макушин иА.Ф. Маркс, в судьбе российской живописи, в частности офортного искусст-ва. Все это представляет собой огромный материал для изучения историиискусства, и составляющую часть культурного и духовного наследия страны.

Ключевые слова

И.И. Шишкин, офорты в Научной библиотеке Томского государственного университета, офорты И.И. Шишкина, I.I. Shishkin, etchings in the Science Library of Tomsk State University, etchings of I.I. Shishkin

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Петрова Мария АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстудентка кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыauraniya@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

История русской живописи. М. : Эксмо, 2010. 604 с.
Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике / сост. и вступ. ст. И.Н. Шувалова. Л. : Искусство, 1978. 463 с.
Мальцева Ф. Мастера русского пейзажа. Иван Шишкин [Электронный ресурс] / Товарищество передвижных художественных выставок. Электрон. дан. М. : Товарищество художников-передвижников, 2011. URL: http://tphv.ru/shishkin_malceva.php (дата обращения: 22.12.201
Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт : техника, история. СПб., 2004. 269 с.
От издателя (предисловие А.Ф. Маркса) // 60 офортов профессора И.И. Шишкина. СПб.: Артистическое заведение А.Ф. Маркса, 1894.
 Офорты И.И. Шишкина в Научной библиотеке Томского государственногоуниверситета | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Офорты И.И. Шишкина в Научной библиотеке Томского государственногоуниверситета | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Полнотекстовая версия