Etchings of I.I. Shishkin in the Scientific library of Tomsk State University.pdf Иван Иванович Шишкин является одним из самых крупных русских пей-зажистов второй половины XIX в. Чтобы понять его картины, ощутить свое-образие его незаурядной личности, необходимо познакомиться с его творче-скими позициями, взглядами, процессом духовного становления, развитиемталанта пейзажиста.Человек исключительного трудолюбия, Шишкин занимался живописью снастоящим упоением, с радостью и порой даже с ожесточением. «Художники ученый совершенствуется до конца своих дней», - написал он на одном изрисунков, сделанном в Московском училище живописи, ваяния и зодчества[1. С. 598-600].Шишкин сумел в своем творчестве наиболее полно выразить народныепредставления о русской природе, русском лесе. Именно поэтому он считает-ся одним из крупнейших представителей русской реалистической пейзажнойживописи второй половины XIX в. «Шишкинский лес» стал таким же типич-ным понятием, как «тургеневская девушка» или «левитановская осень».Шишкин принадлежал к кругу передовой академической молодежи, ко-торая воспитывалась на идеях прогрессивной материалистической эстетики илитературы и восставала против искусства, чуждого современности, противказенно-бюрократических порядков. Для Шишкина долгом художника быловойти в жизнь русского общества, заинтересоваться его судьбой, проник-нуться «идеями века» [2. С. 8-9].Основанный на углубленном аналитическом исследовании природы,творческий метод Шишкина был созвучен эпохе просветительства со свойст-венным ей интересом к точным наукам, и в частности к естествознанию. Ут-верждение этого нового реалистического метода, который развенчивал освя-щенные академическим авторитетом установки псевдоромантического пей-зажа, явилось важнейшей заслугой художника.Ясное понимание задач, стоявших перед русским реалистическим искус-ством, ярко выраженный демократизм взглядов, неприятие академическойсистемы естественно привели художника в ряды передвижников. Здесь, вТовариществе передвижных художественных выставок, одним из учредите-лей которого в 1870 г. стал Шишкин, он нашел истинных друзей-единомышленников, а его произведения - отзывчивого зрителя. С основанияТоварищества передвижных художественных выставок Шишкин до концасвоей жизни оставался в числе его членов [3].Наряду с живописным наследием Шишкина большим и значительнымвкладом в сокровищницу национальной художественной культуры являютсятакже рисунки и многочисленные офорты, исполненные художником.Офорт - способ изготовления авторской печатной формы, который со-единяет методы ручного гравирования с химическим травлением. Меднуюили цинковую пластину толщиной от 0,5 до 2,5 мм покрывают кислотоупор-ным лаком или кислотоупорным грунтом, в состав которого входят воск, ка-нифоль, асфальт. Линии рисунка процарапывают по лаковой пленке (грунту),обнажая поверхность металла. Затем пластину в несколько приемов травят:медную - раствором хлорного железа, цинковую - азотной кислотой, получаяуглубленные печатающие элементы. После первого травления, достаточногодля незначительного углубления штрихов в самых светлых местах изображе-ния, эти места закрывают защитным лаком, исключая их в дальнейшем изпроцессов травления. Затем подвергают пластину второму травлению, вы-крывают лаком участки следующей градации тона и т.д. Благодаря этомуштрихи получаются различной глубины и притом более простыми средства-ми, чем в резцовой гравюре. В конце лак удаляют.Офортом называют и оттиск, полученный на бумаге с авторской печатнойформы, изготовленной по данной выше технологии. Офорт - тиражная тех-ника, где каждый оттиск пронумерован и является самостоятельным произ-ведением. Как правило, это в среднем от 5 до 20 оттисков [4. С. 25-26].Много и серьезно работая в области гравирования, Шишкин добился боль-ших успехов и занял почетное место в истории русского офорта XIX в. Склон-ность к занятиям гравированием обнаружилась у Шишкина еще в бытность еговоспитанником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Существу-ет единственный отпечаток офорта «Горная дорога», подписанный «И.Ш.»(1853). Он воспроизводит, вероятно, какой-то чужой оригинал, но в манере ис-полнения уже чувствуется знакомство с правилами гравирования.Посвящая летнее время работе над этюдами, Шишкин в зимнее времяпродолжал усиленно заниматься офортом, часто воспроизводя мотивы своихлетних этюдов. Можно сказать, что опыт Шишкина в работе над живопис-ными этюдами бесконечно обогатил и его офорты. Так, к 1886 г. художниквыпустил уже три альбома офортов, последний из которых заключал в себе25 листов. Некоторые листы художник печатал сам.В 1894 г. петербургский издатель А.Ф. Маркс начал работать над послед-ним альбомом офортов Шишкина, который вышел в свет в 1895 г. Шишкинпередал в распоряжение издателя офортные доски, частью переработанные иисправленные им для данного издания. В результате этого был составленальбом, включавший лучшие офортные листы художника и вышедший подназванием «60 офортов профессора И.И. Шишкина».Именно данное издание и было найдено в отделе книжных памятников ирукописей Научной библиотеки Томского государственного университета.Данное издание содержит в себе 54 офорта и 1 офорт-фронтиспис с заглавиеми фамилией автора. На титульном листе было обозначено: «Счет Макушина.9 января 1916 года. 25 рублей. Продано Профессору Михайловскому (фило-софия права)» [5].Действительно, преодолевая огромные трудности и совершенствуя своемастерство, Шишкин как офортист представлял собой выдающееся явление.Его офорты составляют как бы энциклопедию русского пейзажа и не в мень-шей степени, чем живописные работы, показывают широту и многогранностьего таланта. Многие листы даны в различных «состояниях». Это показывает,что Шишкин в каждом выбранном им сюжете добивался не только удачногоразрешения своего оттиска, но прежде всего внутренней завершенности соз-даваемого им образа. В этом отношении ярким примером служит его офорт«В Крыму», изображающий горный пейзаж. Он имеет ряд последовательновыполненных досок одного и того же мотива, в которых художник искал пу-ти к созданию обобщенного возвышенного образа. Среди выполненныхШишкиным офортов имеется и автопортрет художника (1886).В собрании помимо самих офортов, титульного листа присутствует такжеполный перечень офортов и предисловие, написанное издателем А.Ф. Мар-ксом. Он отмечает особенности данного издания, рассказывает биографиюхудожника и охарактеризовывает офорты и то, как Шишкин создавал их. «Онне только печатал листы, но и варьировал их до бесконечности, - пишетА.Ф. Маркс о подлинно творческом участии самого художника в изданииальбома. - Шишкин рисовал на доске краской, клал новые тени... делал дру-гие пятна, звезды, лунные блики. Весь в краске, возбужденный работой,сильный, уверенный, он являлся действительно большим мастером и повто-рял собой столь дорогой тип великих мастеров былого времени».А.Ф. Маркс рассказывает и о художественной стороне альбома, отмечая,что почти все офорты проникнуты поэзией; что в каждом из них присутству-ет огромное «мастерство дела и рисунка».Оставленные художником листы его офортов, вместе с досками, над ко-торыми он так упорно работал, должны стать предметом серьезного и глубо-кого изучения. Для молодого поколения художников офорты Шишкина мо-гут явиться настоящей школой, не только знакомящей с техническими прие-мами гравирования, но и вооружающей очень цельным методом, в основекоторого лежала работа на натуре.Офортные работы И.И. Шишкина отличаются тонким знанием природы,прекрасным и верным рисунком и совершенной техникой. Кроме обычногоприема иглой, художник применял мягкий лак, акватинту, сухую иглу. Мате-риалами для граверных произведений служили его многочисленные натур-ные рисунки. Своими автографическими офортными произведениямиИ.И. Шишкин намного расширил круг своих зрителей, привлекая их внима-ние к родной русской природе.Творчество Шишкина является замечательным наследием русской куль-туры, имеющим мировую ценность. Высоко оцененный еще при жизни пред-ставителями передовой художественной общественности, Шишкин в нашевремя стал предметом подлинной гордости России. В свете современных ху-дожественных интересов оставшийся огромный живописный материалШишкина представляет собой богатое наследие, отразившее передовые ху-дожественные идеи XIX в.Офорты Шишкина, хранящиеся в Научной библиотеке Томского государ-ственного университета, позволяют изучить бытование изданных знамени-тым русским художником произведений. Также они обращают внимание нароль российских меценатов и издателей, таких как П.И. Макушин иА.Ф. Маркс, в судьбе российской живописи, в частности офортного искусст-ва. Все это представляет собой огромный материал для изучения историиискусства, и составляющую часть культурного и духовного наследия страны.
История русской живописи. М. : Эксмо, 2010. 604 с.
Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике / сост. и вступ. ст. И.Н. Шувалова. Л. : Искусство, 1978. 463 с.
Мальцева Ф. Мастера русского пейзажа. Иван Шишкин [Электронный ресурс] / Товарищество передвижных художественных выставок. Электрон. дан. М. : Товарищество художников-передвижников, 2011. URL: http://tphv.ru/shishkin_malceva.php (дата обращения: 22.12.201
Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт : техника, история. СПб., 2004. 269 с.
От издателя (предисловие А.Ф. Маркса) // 60 офортов профессора И.И. Шишкина. СПб.: Артистическое заведение А.Ф. Маркса, 1894.