Митрополит Макарий (Невский): просветительская деятельностьи вклад в развитие православного библиотечного дела Томска | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Митрополит Макарий (Невский): просветительская деятельностьи вклад в развитие православного библиотечного дела Томска

Вданной статье рассматривается деятельность митрополита Макария (Невского), направленная на просвещение жителей Томской епархии, и его вклад в развитие православного библиотечного дела. Статья включает в себя факты из биографии митрополита, характеризует его деятельность по переводу книг на алтайский язык, его миссионерские труды. Особое внимание уделяется заботе митрополита Макария (Невского) о просвещении детей и взрослых, об открытии православных библиотек в Томске.

Metropolitan Makary (Nevsky): enlightenment activity and contributionindevelopment of orthodox library science.pdf Православные библиотеки в Томске являлись центрами образования исамообразования для горожан, где можно было получить ответы не только повопросам веры, но и по истории, праву, медицине, естественным наукам,иностранным языкам, сельскому хозяйству, домоводству. Они способствова-ли воспитанию, развитию и просвещению населения в духе православныхтрадиций. Один из церковных деятелей, внесших существенный вклад в ду-ховное просвещение жителей епархии, а также в развитие православных биб-лиотек, - митрополит Макарий (Невский).Преосвященный Макарий, в миру Михаил Андреевич Парвицкий, родил-ся 1 октября 1835 г. в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губер-нии в семье причетника сельского храма. Восьмилетним ребенком вместе сродителями, братьями и сестрами он оказался в Сибири, где отец стал слу-жить пономарем в селе Верх-Ануйском на Алтае. Обучаясь в Тобольской ду-ховной семинарии, Макарий получил там вслед за старшими братьями про-звище Невский, которое впоследствии закрепилось в его документах какмирская фамилия [1. C. 41].Весь свой досуг Макарий посвящал переводу богослужебных книг на ал-тайский язык. Макарий был командирован в Казань, где в течение полуторалет занимался работой по пересмотру, исправлению и изданию грамматикиалтайского языка. Изданная им грамматика, по мнению специалистов, и ныневходит в золотой фонд мировой тюркологии. Перу Макария принадлежаттакже первая азбука для алтайцев и несколько других книг (в основном бого-служебных) на алтайском языке. В Казани на Пасху 1869 г. Макарий совер-шил первую литургию на татарском языке, тем самым положив начало пра-вославному богослужению на языках местных народов.В начале зимы 1869 г. Макарий отбыл на Алтай, где был возведен в санигумена. 13 марта 1875 г. Макарий был определен помощником начальникамиссии, 29 июня 1883 г. возведен в сан архимандрита, а позже назначен на-чальником Алтайской миссии [1. C. 43].26 мая 1891 г. «апостол Алтая» (так назвали Макария за его многолетниемиссионерские труды) был назначен епископом Томским и Семипалатин-ским. С образованием самостоятельной Омской епархии, куда вошла Семи-палатинская область, Макарий стал именоваться епископом Томским и Бар-наульским.Высочайшим указом на имя Святейшего Синода от 6 мая 1906 г. Макарийбыл возведен в сан архиепископа. Под управлением Макария число церквей вТомской епархии так возросло, что пришлось ходатайствовать перед Сино-дом о назначении второго викарного епископа. В 1908 г. появился Барнауль-ский епископ, викарий Томской епархии, после чего Макарий стал имено-ваться архиепископом Томским и Алтайским [1. C. 43].Макарий много заботился о просвещении и обучении детей и взрослых.Именно его заботами была широко развернута работа по созданию новыхприходов, открытию духовных учебных заведений (даже был разработанпроект создания Томской духовной академии).В 1891 г. он открыл церковную школу при архиерейском доме в памятьпосещения Томска наследником престола Николаем Александровичем. Сна-чала она была только школой грамоты. В дальнейшем школу расширили,превратив во второклассную учительскую школу для подготовки учителейцерковно-приходских школ. В это время в программу томских духовно-учебных заведений были введены новые предметы - космография, гигие-на, естественная история, химия, музыка, пение, рисование. В сентябре1896 г. Макарий участвовал в торжестве освящения здания и открытия самойшколы. В том же сентябре он освятил закладку здания духовной семинарии, воктябре освящал церковно-приходскую школу при Воскресенской церкви,выстроенную на средства купцов Кухтериных. В 1904 г. Макарий освятилтолько что выстроенное здание епархиальногоЧрезвычайно важной задачей в деле духовного просвещения епископ Ма-карий считал открытие православных библиотек. Он предписывал духовен-ству читать побольше духовных журналов и книг религиозно-нравственногосодержания, участвовать в религиозных чтениях и внерелигиозных беседах[3. C. 15].Преосвященный Макарий сделал распоряжение о том, чтобы новооткры-тые женские общины озаботились заведением библиотек, в основу которыхприобрели Библию, святоотеческие книги, патерики, прологи, троицкие ли-стки и т.д. Существующие монастыри обязаны были ежегодно пополнятьбиблиотеки новыми книгами, полезными и назидательными для монастыр-ской братии. Назначались для ревизии монастырских библиотек особые лица,а если нужно, то и ревизионные комиссии, которые осматривали тщательнобиблиотеки и о их состоянии доносили епископу [4. Л. 1]. Благочинные от-правляли в духовную консисторию ведомости о количестве книг, журналов иброшюр, выписанных для библиотеки.Преосвященный Макарий в 1891 г. учредил при архиерейском доме бес-платную епархиальную библиотеку, в которой к тому же читались лекции побогословию, истории, географии. В библиотеку приобретались книги, одоб-ренные Святейшим Синодом и министерством народного просвещения, попреимуществу религиозно-нравственного содержания. Изыскание средств иответственность за состав книг епископ брал на себя. Помещением для чи-тальни служила комната в приходском доме Макария [5. Л. 2].Митрополит выразил желание, чтобы при каждой церковной библиотекеимелся печатный каталог книг и периодических изданий и чтобы по одномуэкземпляру каталога каждой библиотеки было доставлено в библиотеку ар-хиерейского дома. Кроме этого, предписывалось, чтобы при каждой церков-ной библиотеке «имелись особые книги для записи, - кто и какие книги беретдля чтения; для этого необходимо при каждой библиотеке иметь библиотека-ря» [3. C. 17].В одной из бесед Макарий высказал мнение, что «потребность к религи-озному чтению у народащитник монархии, Макарий не встречал сочувствия в либерально-демократических кругах, пользовался у них репутацией реакционера.Скончался Макарий 2 марта 1926 г. в селе Котельники Люберецкого рай-она Московской области, куда он был изгнан из монастыря властями. МогилаМакария была ограблена, и только в 1957 г. прах его был перенесен в Трои-це-Сергиеву лавру. Архиерейский собор Русской православной церкви, со-стоявшийся 13-16 августа 2000 г., принял решение причислить Макария клику святых для общецерковного почитания как «ревностного миссионера,молитвенника и аскета, обильно облагодарствованного дарами Святого духа»[1. C. 48].И словом и делом архипастырь Макарий постоянно напоминал духовен-ству о его великом призвании к святому делу просвещения русского народа, встрогом духе православной церкви и на пользу Отечества.

Ключевые слова

митрополит Макарий (Невский), православное библиотечное дело, Томск, Metropolitan Makary (Nevsky), orthodox library science, Tomsk

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Толкачева Мария АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстудентка кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыchordeva@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Исаков С.А. Томские архиереи : Библиограф. словарь. 1834-2002 / С.А. Исаков, Н.М. Дмитриенко. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2002. 112 с.
Михайловский М. Отчет о введении религиозно-нравственных чтений в г. Томске за 1891/92 читальный год // Томские епархиальные ведомости. 1892. 15 дек. № 24. С. 13-26.
Архипастырская беседа Преосвященного Макария с градо-томским духовенством // Томские епархиальные ведомости. 1892. 15 янв. № 2. С. 11-18.
Дело о библиотеках и читальнях // Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 170. Оп. 2. Д. 3276.
Дело по предложению Его преосвященства по заведению новооткрытыми женскими общинами библиотек // ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 3113.
 Митрополит Макарий (Невский): просветительская деятельностьи вклад в развитие православного библиотечного дела Томска | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Митрополит Макарий (Невский): просветительская деятельностьи вклад в развитие православного библиотечного дела Томска | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Полнотекстовая версия