Возможности работы с детьми и подростками в сельских и районных библиотеках (на примере Отдела по работе с детьми Зырянской централизованной библиотечной системы) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Возможности работы с детьми и подростками в сельских и районных библиотеках (на примере Отдела по работе с детьми Зырянской централизованной библиотечной системы)

В статье рассказывается о деятельности отдела по работе с детьми Зырянской централизованной библиотечной системы (ЦБС). Приводятся сведения по истории библиотеки Зырянского района Томской области, о состоянии библиотечной сети на современном этапе. Определяются основные направления работы с детьми и подростками. Основными источниками для написания статьи стали отчеты о деятельности библиотек Зырянского района.

Opportunities to work with children and teenagers in rural and regional libraries (for example, the Department for work with children Zyriansky centralized library system (CLS).pdf Зырянский район, расположенный в Томской области, был образован в1925 г. Несмотря на то, что по возрасту он довольно молод, само село Зырян-ское имеет почти четырехсотлетнюю историю [1]. Село Зырянское образова-но в 1620 г., когда земли Сибири начали осваивать переселенцы из европей-ской части России.История библиотеки села не оставила нам фактов участия в ней таких из-вестных людей, как Флорентий Федорович Павленков и Петр Иванович Ма-кушин. До XX в. никаких сведений о библиотеке в селе Зырянском отыскатьне удалось. Население либо обходилось без нее, либо библиотека была и су-ществовала на средства земства и общественности [2].Первая библиотека в селе Зырянское появилась в период массового от-крытия изб-читален уже в советское время, примерно в 1925 г. Находиласьона в местном клубе, который назывался Домом социальной культуры1.Современная библиотечная сеть Зырянского района включает централь-ную библиотеку и 17 филиалов: Беловодовский, Берлинский, Богословский,Вамболинский, Высоковский, Громышовский, Дубровский, Иловский, Крас-ноярский, Михайловский, Мишутинский, Окунеевский, Причулымский, Се-меновский, Цыгановский, Чердатский, Шиняевский [3]. Практически всебиблиотеки в Зырянском районе находятся при деревенских клубах, школах,детских садах, поэтому основной контингент читателей - дети и молодежь.В ЦБС используются инновационные формы работы с пользователями,оказываются платные услуги, в том числе и связанные с новыми информаци-1 Со слов Надежды Александровны Сливкиной (заведующая библиотечно-информационным от-делом Зырянской центральной библиотеки).онными технологиями, а кроме того, библиотекари оказывают квалифициро-ванную помощь читателям в поиске нужной литературы.Среди сегодняшних проблем нашего общества социальная обездолен-ность детей и подростков является наиболее трагичной по своим последстви-ям. Важным фактором воспитания и социализации детей и подростков видит-ся обеспечение разнообразного досуга на базе различных учреждений.Сельская местность имеет ряд преимуществ в обеспечении социальныхсвязей: возможность чаще встречаться из-за близости расстояний, иметь бо-лее доверительные и душевные отношения между людьми, чаще оказывать иполучать помощь. Но есть и ряд недостатков, среди которых плохо развитаясеть досуговых учреждений. Это приводит к тому, что детям и подросткампопросту нечем занять свободное время, поэтому библиотека, как социаль-ный и культурный институт, должна стать центром организации детскогодосуга. Эту важную функцию осуществляет отдел по работе с детьми, кото-рый был создан в 2006 г. после объединения детской и центральной библио-тек, находящихся в селе Зырянское.Используя различные формы и методы работы, сотрудники отдела по ра-боте с детьми стараются достичь результата - морально-нравственного оздо-ровления подрастающего поколения, следовательно, и общества в целом. Це-лью работы является возрождение незыблемой ценности таких человеческихкачеств, как порядочность и честность, доброта и отзывчивость, душевнаячуткость и нравственная чистота. Работники отдела стремятся к тому, чтобыатмосфера в детской библиотеке была пронизана духом любви и взаимногоуважения [4].Отдел по работе с детьми координирует работу с другими организациями(школы, детские сады, ОГОУ «Зырянский детский дом», расположенный вселе Зырянское), изучает интересы и запросы читателей (анкетирование, оп-рос), а также создает условия для самообразования и самовоспитания, обще-ния, досуга и творчества [4].Работа со школами проводится по несколькимвизация краеведческой, историко-поисковой работы, привлечение к чтениюпатриотической литературы и др. Патриотическому воспитанию призваныспособствовать такие мероприятия, как различные вечера, выставки, конкур-сы, посвященные Великой Отечественной войне, дню защитника Отечества идругим военно-патриотическим праздникам. Отдел по работе с детьми в годпразднования 65-летия Победы советского народа в Великой отечественнойвойне проводил циклы мероприятий по военно-патриотическому воспитанию(создание альбомов, стендов, уголков, клубов, конкурсов чтецов «Стихов по-бедный звон», книжных выставок - «Уж сколько лет… все о войне», «И кни-га тоже воевала»). Каждый год устраиваются вечера-воспоминания ветеранови тружеников тыла, совместные чаепития [4]. В февральские дни, в преддве-рии 23 февраля, подбирается литература о великих полководцах, и организо-вываются книжные выставки. Среди школьников проводятся беседы, обзо-ры, конкурсы на самого смелого, умелого, ловкого [5].Немаловажное значение придается духовно-нравственному воспитаниюмолодежи. Целью проведения программы является знакомство детей с обще-человеческими нормами нравственности. Формирование потребности пони-мать другого и уважать его позицию, точку зрения, а также научить детейуважать себя, верить в свои собственные силы и творческие возможности. Врамках этой программы проводятся библиотечные уроки нравственности,чередующиеся с практическими занятиями: практикумами, собеседованиями,диспутами, играми, разбором ситуаций. При подготовке к этим мероприяти-ям используется различная литература (притчи, сказки, былины, мифы, по-эзия, афоризмы, классическая, художественная, научно-популярная литера-тура по этике, истории, психологии, педагогике, философии). Мероприятияпроводятся для смешанной аудитории, состоящей из детей-инвалидов и здо-ровых детей, для того чтобы дети с ограниченными возможностями не чувст-вовали себя изолированными от общества [4].На протяжении всего года центральная библиотека работает с учениками10-11-х классов Зырянской средней общеобразовательной школы, проводитмероприятия по курсу школьной программы, по заявкам учителей литерату-ры, биологии, истории.Ежегодно отдел проводит работу по профориентированию юношества,осуществляется профориентационное тестирование. Создаются выставки овузах Томска, оформляются тематические выставки «Ни пуха, ни пера! Иликак стать студентом», «Самый главный выбор». Также проходят встречи соспециалистами района, которые рассказывают юношеству о своих професси-ях, о вакансиях, о социальных мерах поддержки молодых специалистов.В дни школьных каникул библиотека сотрудничает с ГИБДД и комисси-ей по делам несовершеннолетних, совместно они проводят ежегодную про-грамму «Лето и дети». В эту программу входят такие мероприятия, как«Знать, чтобы жить», «Правила дорожного движения» и т.д., их задача -снижение травматизма и сохранение здоровья детей во время каникул. Такжесотрудники библиотеки организуют летние детские площадки, где ребенокможет прийти в библиотеку, поиграть, почитать, пообщаться со сверстника-ми [4].В отделе по работе с детьми и сельских филиалах создаются комфортныеусловия и для малышей - будущих читателей. Для них выделяются специ-альные игровые уголки, где ребята читают, играют в настольные игры. Эле-ментами интерьеров являются и детские поделки, рисунки, которые распола-гаются на низких полках, журнальных столах, чтобы каждый ребенок сам могвсе посмотреть. Проводятся мероприятия для малышей и молодых мам, гдедети могут поиграть, а мамы поделиться опытом.В 2005 г. Детская библиотека начала сотрудничать с ОГОУ «Зырянскийдетский дом». Был создан совместный проект под названием «Сопровожде-ние опекунских семей в Зырянском районе». Это сотрудничество оказываетположительное влияние на детей-сирот, позволяет реализовать новые формыработы с замещающими семьями. Отдел по работе с детьми ежегодно прово-дит различные мероприятия, выставки для сирот и патронатных семей [4].Таким образом, работа с детьми начинается еще с дошкольного возраста,библиотека занимается этой деятельностью как на собственной базе, так и набазе других учреждений, таких как детские сады, школа, детский дом, стара-ясь использовать максимум возможностей.Отдел по работе с детьми выполняет колоссальную работу по воспита-нию в подрастающем поколении таких важных качеств, как самоуважение,взаимопонимание, доброта, чувство прекрасного, прививает любовь к книгамс детства, повышает интерес к новым знаниям и развивает интеллектуальныеспособности, которые им пригодятся в жизни.

Ключевые слова

Зырянская ЦБС, сельские библиотеки, экологическое воспитание, патриотическое воспитание, морально-нравственное воспитание, Zyriansky CLS, rural libraries, environmental education, patriotic education, moral education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фадеева Дарья АндреевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстудентка кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыdaria1684@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Моторина Л.Л. Исторический аспект формирования толерантного сознания подростков и молодежи Зырянского района // Детско-юношеские библиотеки в формировании установок толерантного сознания молодого поколения: Межрегиональная конф., Томск, 24-25 марта 2011 г
Гусева С.К. Сокровенное из памяти старожилов [Электронный ресурс] / Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина. Электрон. дан. Томск, 2010. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/page/4 / (дата обращения: 11.05.2012).
Ситникова Ю.В. История возникновения и развития Зырянской центральной библиотеки // Этюды культуры. Материалы науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов, Томск, 29 апреля 2011 г. Томск, 2011. С. 200-204.
Содержание и организация работы с читателями // Отчет по деятельности библиотек Зырянского района за 2010 г. с. Зырянское, 2011. С. 27-30.
Содержание и организация работы с читателями // Отчет по деятельности библиотек Зырянского района за 2011 г. с. Зырянское, 2012. 38 с.
 Возможности работы с детьми и подростками в сельских и районных библиотеках (на примере Отдела по работе с детьми Зырянской централизованной библиотечной системы) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Возможности работы с детьми и подростками в сельских и районных библиотеках (на примере Отдела по работе с детьми Зырянской централизованной библиотечной системы) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Полнотекстовая версия