Что значит быть успешным студентом? («Круглый стол» студентов, магистрантов и преподавателей Института искусств и культуры Томского государственного университета) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Что значит быть успешным студентом? («Круглый стол» студентов, магистрантов и преподавателей Института искусств и культуры Томского государственного университета)

What means to be the successful student? (Discussion for students,masters and teachers of Institute of arts and culture Tomsk State University).pdf Проведенный 21 декабря 2011 г. «круглый стол» студентов, магистран-тов, аспирантов и преподавателей Института искусств и культуры ТГУ былпосвящён вопросу, который для университета всегда оставался одним изглавных: что значит быть успешным студентом. Состоявшийся разговор, од-нако, оказался на более широкую тему. Были подняты вопросы относительноспецифики классического университета вообще, о его трансформациях в ус-ловиях современности и, соответственно, о трансформациях в образе студен-та. Как главный волновал вопрос: способствует ли классическое универси-тетское образование с его фундаментальной направленностью и гуманитар-ной насыщенностью тому, чтобы в наше прагматистское время выполнитьфункцию подготовки выпускника к успешной жизни и профессиональнойдеятельности? В самом деле, может ли современный университет сохранитьклассическое понимание знания? Могут ли в нынешних условиях остатьсянеизменными его доминирующие характеристики: бескорыстное служение,эстетическое наслаждение от встречи с истиной, духовная высота и элитар-ная ориентация на знание ради знания? Вопросы встают как следствие того,что эмпирические факты свидетельствуют: сегодня такое понимание знанияуступает место его прагматистскому назначению и коммерческим целям, оностановится товаром. Образование на подобного рода трансформацию отзыва-ется по-своему: оно превращается в образовательные услуги, приобретаетплатный характер. Образовательное знание, соответственно, перестаёт бытьсвязанным с любопытством и любознательностью по поводу открытия исти-ны, с чистой потребностью её познания - потребностью высокой, без какой-либо примеси меркантильного интереса. Напротив, как пишет современныйфранцузский философ Ж.-Ф. Лиотар, «знание производится и будет произво-диться для того, чтобы быть проданным, оно потребляется и будет потреб-ляться, чтобы обрести стоимость в новом продукте, и в обоих этих случаях -чтобы быть обмененным. Оно перестаёт быть самоцелью, теряет свою "по-требительскую стоимость"» [1. C. 18].Что же в этом случае есть успех и кто может рассматриваться успешнымстудентом, а затем - и успешным специалистом?Студенты и магистранты Института искусств и культуры на «кругломстоле» представили доклады, раскрывающие специфику классического уни-верситетского образования в условиях современности и возможности его ис-пользования для достижения профессионального и жизненного успеха. В ре-зультате коллективной рефлексии они смогли сформировать определённыйобраз выпускника университета как субъекта, обладающего возможностьюсоответствия своему времени. Важно отметить, что участники обсуждениясмогли дифференцировать успех в его социальном и индивидуальном пони-мании. С одной стороны, успех - это социальное явление, свидетельствую-щее о степени и качестве реализации субъектом универсального значимого всоциокультурном отношении профессионального статуса (финансы, автори-тет, занимаемая должность, продвижение по карьерной лестнице). С другой -категория успеха используется для обозначения индивидуального экзистен-циального состояния (чувство успеха и осознание себя успешным).Актуально звучали доклады относительно исторических контекстов и ихвоздействия на духовно-образовательную практику, которая возникла ещё вантичной Греции и которая тогда оформилась как «забота о себе». Чтобыбыть успешным, надо «заботиться о себе». Современная интерпретация этоготезиса была связана с пониманием «заботы» как необходимой работы по по-стоянному созиданию себя. Этого требует мобильность современных куль-турных и профессиональных миров. И не случайно интерпретация обнаружи-ла вполне понятную сегодня коннотацию: успех, оказывается, не толькоэтимологически, но и в социокультурном плане связан с необходимостьюуспевать за всеми изменениями, которые происходят в самых разных сферахпрофессиональной и в целом культурной жизни. Античная идея «заботы осебе» была весьма удачно спроецирована на проблему достижения успеха вусловиях современности.Интересными были вопросы, в которых высказывался прогноз относи-тельно будущей жизни в качестве выпускника и молодого специалиста. Гдеможет работать культуролог? Показательно, что этот вопрос обсуждался воптимистической тональности. Культурология даёт широкий взгляд на мир,она междисциплинарна по своему характеру и позволяет специалисту-культурологу устроиться на работу в самых разных сферах социальности.Главное в этой специальности - нести фундаментальную идею красоты, ко-торая должнапить свои тезисы примерами из окружающей действительности и личногоопыта. Тем самым доклады носили не только абстрактно-теоретический, но иприкладной характер. Эксперты обратили внимание и на недостатки «кругло-го стола». Они, считается, обусловлены особенностями организации меро-приятия. Ограниченность во времени не позволила каждому выступавшему вполной мере изложить проблему, а всем присутствующим - должным обра-зом обсудить услышанное. Поэтому в будущем, чтобы повысить эффектив-ность таких «круглых столов», следует выделять больше времени на прове-дение мероприятия. Недостаток времени сказался и на качестве выступлений:участники порой торопливо пересказывали тезисы, отвлекаясь от заявленнойтемы. Многие доклады начинались с предварительной дефиниции понятия«успех», что значительно затягивало выступление.В целом с учётом достоинств и недостатков «круглого стола» следует от-метить, что он прошёл успешно и эффективно. Все участники ответственноотнеслись к мероприятию, подготовили весьма интересные, а в чём-то и ори-гинальные доклады. Эффективность подобного рода дискуссий заключаетсяв формировании у студентов способности критического мышления, что осо-бенно актуально для гуманитарной сферы. В процессе обсуждения студентыне были ограничены лишь темами своих докладов, но имели возможностьвыражать аргументированную личную позицию по отношению ко многимявлениям современности. Проведение подобных межфакультетских меро-приятий должно быть перспективно в будущем.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Скомский Леонид ВладимировичИнститут развития образовательных систем (г. Томск)аспирантkulturtsu@yandex.ru
Петрова Галина ИвановнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор философских наук, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультетаkulturtsu@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

 Что значит быть успешным студентом? («Круглый стол» студентов, магистрантов и преподавателей Института искусств и культуры Томского государственного университета) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Что значит быть успешным студентом? («Круглый стол» студентов, магистрантов и преподавателей Института искусств и культуры Томского государственного университета) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Полнотекстовая версия