Балет Диониса. Рецензия на книгу: Маликова Е.В. Миф и танец. Опыт занимательной герменевтики: научная монография / под ред. М.С. Кухта. - М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. - 304 с. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Балет Диониса. Рецензия на книгу: Маликова Е.В. Миф и танец. Опыт занимательной герменевтики: научная монография / под ред. М.С. Кухта. - М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. - 304 с.

<

Dionysus ballet. The review of book: Malikov E.V. Myth and dance. Experience entertaininghermeneutics: the scientific monography / ed. by M.S. Kuhta. - М.: «The Canon+»«Rehabilitation», 2012. - 304 с..pdf В юности многие хотят танцевать. В танце образ раскрепощения, выходаиз себя, соединения с многоликой реальностью, когда уже нет зеркала, про-веряющего твою состоятельность. Даже в пульсирующей музыке школьнойдискотеки есть адекватный ответ страсти молодого человека на вызов мира,который призывает не только оценить все его стихии, но и поучаствовать вих движении.Некоторым танцевать мешает стеснение, некий рано сформировавшийсязапрет на открытые, незащищенные эмоции, доступные внешнему взгляду.Возможно вытеснение несостоявшегося танца в иные сферы. Сдержанная,подавленная энергия находит путь и стремится образовать целостную дея-тельность. Свой танец будущий ученый часто переносит в познание. Понача-лу смирив житейскую легкость и страстность, танцует в филологии: в лек-ционном слове, в диалогическом общении со студентами, в статьях и диссер-тациях, в трансформациях научных жанров, которым пытается дать силу ху-дожественного стиля. В литературной критике может увидеть возможностьнового ритма, когда важнее соучастие в литературном творении, нежели егоироничное вскрытие и отрицание.Мне близка книга Евгения Маликова. Она - и для тех, кто рад находить вискусстве эстетику искушения, побежденного в повседневности. Значит, кни-га «Миф и танец» для многих. Автор ищет Диониса - бога безумия и потря-сающих превращений, иррациональных погружений в хтонические областисознания. При этом использует инструмент ученого, опытного технаря, стре-мится показать логику присутствия алогичного духа, конкретные формы егобалетного воплощения, чтобы читатель мог увидеть этапность, закономер-ность и красоту мифологических подтекстов.Книга посвящена онтологии танца. Композиторы и хореографы, артистыи другие творцы сценического действия - не на первом плане, они рядом сним. Евгению Маликову интереснее то, что танцуется в балетном спектаклекак архаичная, но никогда не стареющая истина. Танец - исполненный, реа-лизованный миф. Танец есть мир, целостно охватывающий зрителя. В основетанца - ключевой сюжет, восходящий к Античности. Мы знаем лишь егоконтуры.Дионис родился в контексте смерти. Возможно, его матерью была Демет-ра или Персефона, тесно связанные с подземным миром. В самой известнойверсии Дионис - сын Семелы, погибшей до рождения ребенка. Его сопрово-ждало безумие и те, кто потерял разум. Вино этого бога дает счастье всемир-ной солидарности, посылая похмелье одиночества и экзистенциальной тоски.Он связан с бесконечными превращениями, со священной жесткостью. Дио-нис - мучитель и жертва, освободитель от греха индивидуализации и тот, ктоубивает в процессе слишком затянувшегося освобождения. С ним связановоскресение - безличной природы, но есть мысль о том, что в вечном воз-вращении - сохранение нашей сущности, которая и за пределами земнойжизни может узнать себя. Впрочем, дионисизм мы изучали не по книжнымпересказам древних мифов…Евгений Маликов скрупулезно собирает и оценивает знаки присутствияДиониса, ищет «отпечатки пальцев»: плющ и качели, меандр и венки. Диони-сийской игрой оказывается танец «Ручеек». На примере постигших его исто-рических изменений показано, как происходит ниспадение ритуала, знающе-го бога, в культ, который о боге лишь вспоминает. Потом происходит времяобряда. Здесь уже многое забыто, священное хочет затеряться в игре. Мирстремится к десакрализации. Евгений Маликов призывает вернуться, вновьоценить значимость архаического переживания, которое определяет глубинупроизведения искусства. Балет и есть сохранение сакральности, театральноедействие, в котором ключевая роль принадлежиттоды исследования. Все это в интересах четкости изложения. Читатель сразувидит границы предстоящей ему работы. Но порою мне кажется, что так дос-тигается еще один результат: автор, зная, сколь непредсказуем Дионис, уси-ливает защиту, создает буферную зону критического познания между мифоми читателем, а ведь каждый из пишущих является и первочитателем того, чтосам он и придумал.Стиль Евгения Маликова часто склоняется в сторону классного эссеизма,когда воображение и чувство готовы забыть о научности. И тут приходитвремя для «алгебраического подхода к танцу». Аполлон научный может бытьформой повествования о Дионисе страстном. Филология, как основа позна-ния мифотекстовой основы балета, не менее важна для автора «Мифа и тан-ца», чем музыкальность. Избранная форма изложения представляется мнерезультативной: Дионис балета открывается в сократической мысли о нем.Но разве не дионисийская мощь пребывает в призыве «с холодным отчаяни-ем веселой злости смотреть на мир в его бесконечном и бессмысленном ста-новлении»?В книге Евгения Маликова есть особенно необходимая для сегодняшнегодня интуиция - потребность мирооправдания. Сколько наших соотечествен-ников пропало в трагическом упрощении стихийности, в страсти к унынию ипессимизму, когда танец вертит человека в сторону самоистребления и вино-градная лоза начинает быть символом Диониса разрушения и деградации,рядом с которым уже никогда не станет Аполлон эстетики. Балет - не един-ственное лекарство против катастрофы обезличивания, но в фокусе данногоисследования он играет роль целителя. Книга Маликова показывает, как не-обходимо человеку касание трагедии, чтобы не сполз он в ту бездарную ра-циональность, которую наша современность вынашивает как апокалиптиче-скую пародию на разумного Аполлона.Не надо брезгливо сторониться боли, утрат и смерти, нельзя боятьсяжертвоприношения, которое выбирает для себя и мифологический герой, иподлинный человек. «Миф и танец» посвящен исследованию общеэстетиче-ского принципа: новый мир творится жертвой - смертью героя, которыйдолжен стать зерном, уходящим в землю ради победы над энтропией разло-жения. В этом ключе и национальный вектор книги Евгения Маликова. Напоследней странице появляется образ русского Диониса, призванного остано-вить наступление «деградирующей культуры». Балет может быть оружием.Книга Евгения Маликова «Миф и танец» готовит зрителя к возвращениюв искусство балета, показывает, какой мир желает в нем нашего присутствия.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Татаринов А.В.Кубанский государственный университетдоктор филологических наук, профессор,заведующий кафедрой зарубежной литературы и сравнительного культуроведения
Всего: 1

Ссылки

 Балет Диониса. Рецензия на книгу: Маликова Е.В. Миф и танец. Опыт занимательной герменевтики: научная монография / под ред. М.С. Кухта. - М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. - 304 с. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Балет Диониса. Рецензия на книгу: Маликова Е.В. Миф и танец. Опыт занимательной герменевтики: научная монография / под ред. М.С. Кухта. - М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. - 304 с. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 2 (6).

Полнотекстовая версия