Деятельность библиотек Томской области по формированиюэкологической культуры читателей (на примере Верхнекетского и Чаинского районов) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 3 (7).

Деятельность библиотек Томской области по формированиюэкологической культуры читателей (на примере Верхнекетского и Чаинского районов)

Статья посвящена экологической деятельности муниципальных библиотек Верхнекетского и Чаинского районов Томской области. Исследованы содержание, формы и особенности работы по формированию экологической культуры читателей. Рассмотрены состав и способы раскрытия содержания и структуры фонда экологической литературы. Обозначены цели и результаты экологической деятельности сельских библиотек.

Activity of Tomsk region libraries for forming readers environmentalculture (examples are from Verkhneketsky and Chainsky districts).pdf Экологическая деятельность является одним из приоритетных направле-ний современной государственной политики. В течение последних лет про-исходит реорганизация и развитие системы государственного и регионально-го управления в сфере охраны природы и решения экологических проблем,постоянное совершенствование экологического законодательства, активноепривлечение внимания общества к проблемам эксплуатации окружающейсреды и сохранения природных ресурсов. Реализация указанных задач стано-вится возможной посредством фор-мирования экологической культуры насе-ления, под которой понимается система экологических знаний, умений, на-выков и привычек, позволяющих человеку устанавливать и систематическиподдерживать гармоничные взаимоотношения с окружающей его действи-тельностью [1. С. 675].Одним из актуальных путей формирования экологической культуры населе-ния является экологическое просвещение, которое представляет собой разновид-ность образовательной деятельности, рассчитанную на обширную разнороднуюаудиторию и имеющую своей задачей широкое распространение знаний и дос-тижений культуры, способствующих правильному пониманию жизни в целомили отдельных ее сторон; пропаганда экологических идей [1. С. 477]. Также эко-логическое просвещение рассматривается как формирование экологическогомировоззрения библиотечно-библиографическими средствами [2].Создание целостной системы экологического просвещения в библиоте-ках - один из путей решения проблемы формирования экологической куль-туры, вовлечения населения в дело улучшения ситуации в регионе, районе,каждом селе. Вопросы организации данной деятельности неоднократно об-суждались на конференциях и семинарах различного уровня, например насекции «Библиотека как центр экологической культуры» в рамках ежегодноймеждународной крымской конференции; на обучающем семинаре «Библио-тека - центр информации по вопросам охраны окружающей среды и форми-рованию экологической культуры в муниципальном образовании» (Ханты-Мансийск, 2012); на методическом семинаре «Библиотеки и экологическоепросвещение» (Ульяновск, 2012); на межрегиональной научно-практическойконференции «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт,перспективы» (Томск, 2006), на ежегодных всероссийских школах-семинарах«Библиотека как центр экологической информации и культуры».Томская область активно участвует в реализации государственной эколо-гической политики как в сфере законотворчества, разработки и реализацииэкологически ориентированных научно-практических разработок, так и в сфе-ре образования и воспитания. Формированием экологической культуры насе-ления Томской области занимается разветвленная сеть образовательных икультурно-просветительских учреждений, в которой значительное место зани-мают библиотеки. Библиотеки располагают уникальными возможностями дляраспространения экологических знаний, пропаганды экологических принципови ценностей, поддержки экологического образования и просвещения - раз-ветвлённой библиотечной сетью, информационной базой на традиционных иэлектронных носителях, наличием квалифицированных специалистов, бес-платным доступом к информации, современными технологиями обработкиэкологической информации.Предметом внимания данной статьи является изучение деятельности му-ниципальных библиотек Верхнекетского и Чаинского районов Томской об-ласти по формированию экологической культуры населения. Чаинский районнаходится на северо-западе Томской области, в 228 км от Томска. На терри-тории района расположены особо охраняемая природная территория област-ного значения государственный природный заказник «Поскоевский» и 3 па-мятника природы: древостой черного тополя в пойме р. Оби, остров липы направом берегусударственными и общественными организациями, работающими в областиэкологии.Библиотеки координируют деятельность по экологическому просвеще-нию с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей средыТомской области, в частности с Областным комитетом охраны окружающейсреды и природопользования (ОГБУ «Облкомприрода»), созданным в 2000 г.с целью осуществления функций в сфере охраны окружающей среды и обес-печения экологической безопасности. Также целями деятельности данногоподразделения является улучшение экологической обстановки в Томскойобласти, формирование экологической культуры населения, обеспечениеправ граждан на безопасную окружающую среду.Помимо повышения экологической культуры населения района, одним изрезультатов такого координирования является дополнительное финансирова-ние библиотек. На основании анализа плановой и отчетной документациибиблиотек можно сделать заключение, что объем денежной помощи опреде-ляется по результатам областного конкурса «Информа-ционно-методическоеобеспечение процесса экологического образования и воспитания». Так, в2008 г. Областным комитетом по охране окружающей среды библиотекамЧаинского района было выделено 10000 руб. [3], в 2009 г. - 15 000 руб., изкоторых 10 000 руб. было потрачено на поощрение наиболее активных уча-стников библиотечных мероприятий и 5 000 руб. на комплектование книжно-го фонда (было приобретено 30 книг экологической тематики) [4]. В 2010 г.библиотеки получили 20 000 рублей, из которых более 9000 было потраченона приобретение традиционных (68 экз.) и электронных (15 экз.) изданий поэкологии [5]. В 2011 г. также было получено 20 000 руб. [6]. Помимо этого,на средства ОГБУ «Облкомприрода» частично приобретаются призы и по-дарки читателям - победителям конкурсов и игр, проводимых библиотеками.В рамках совместной с ОГБУ «Облкомприрода» деятельности централи-зованная библиотечная система (ЦБС) Чаинского района с 1998 г. осуществ-ляет экологический проект «Жить в согласии с природой», целью которогоявляется привлечение внимания населения к экологическим проблемам род-ного края, формирование гражданской ответственности в области природо-пользования, вовлечение жителей района в конкретные мероприятия, направ-ленные на охрану природы и окружающей среды [6]. Прежде всего, данныйпроект рассчитан на юных читателей, поскольку именно в детстве формиру-ется чувство эмоциональной близости с природой, закладываются основывзаимоотношений с окружающей средой. Реализация проекта предполагаетпроведение комплекса мероприятий экологической направленности, форми-рование представления о многообразии окружающей среды, воспитания бе-режного и уважительного отношения к природе. Помимо администрацииТомской области, партнерами в этой работе выступают специалисты район-ного комитета охраны природы, преподаватели биологии, экологии, приро-доведения, сотрудники клубов и домов культуры. За время реализации дан-ной программы в 2010 г. было проведено 54 экологических мероприятия, накоторых присутствовало 919 человек [4], в 2011 г. - 68 экологических меро-приятий, которые посетило 1189 человек [5].В рамках проекта «Жить в согласии с природой» библиотеками Чаинско-го района проводились такие значительные мероприятия, как семейные твор-ческие конкурсы «Домашний экологический музей» и «Жалобная книга при-роды Чаинского района», экологический конкурс «Природа просит помощи»,просветительская программа «Экологическая азбука».Так, например, семейный творческий конкурс «Домашний экологическиймузей» был проведен детской библиотекой Чаинского района в 2009 г. длячитателей в возрасте от 7 до 17 лет [4]. Целью конкурса явилось формирова-ние экологической культуры детей посредством активизации совместноготворчества всех членов семьи и создания оригинальных изделий из различ-ных нетрадиционных подсобных материалов - всего того, что является мусо-ром (пустых коробочек, флаконов, упаковочных материалов, элементов од-норазовой посуды и др.), а также из природных материалов (кожа, мех, перо,крупа). Во время подготовки к конкурсу сотрудники детской библиотекипредлагали участникам разнообразные методические материалы, содержащиевсевозможные идеи и практические советы. Работы представлялись в сле-дующих номинациях: игрушка, сувенир, украшение, сюжетная композиция -и оценивались по таким критериям, как творческий подход, оригинальность исоответствие заявленной теме.Активное участие читатели библиотек принимали также в районном се-мейном творческом фотоконкурсе «Жалобная книга природы Чаинского рай-она» (2010 г.) [5]. На этот конкурс принимались фотографии экологическинеблагополучных мест района, несанкционированных свалок, примеров вар-варского отношения к природе и др. Подведение итогов конкурса проводи-лось по следующим номинациям: портрет, пейзаж, натюрморт, репортаж.Результатом конкурса стал одноименный фотоальбом, который регулярноиспользуется библиотекой при проведении самых разнообразных мероприя-тий экологической направленности.В рамках формирования экологической культуры юных читателей дет-ская библиотека Чаинского района с 2005 г. реализует просветительскуюпрограмму «Экологическая азбука», целью которой является не только фор-мирование системы экологических знаний, информирование о современныхпроблемах природоохранной деятельности, но и приобщение детей к пони-манию роли природы в жизни каждого человека, осознание своей причастно-сти к сохранению растительного и животного мира [5]. За время реализацииданной программы было проведено множество мероприятий, в частностиэкологическая встреча «Ядовитые растения: друзья или враги?». Встречапрошла в форме медиаурока и включала демонстрацию слайдов и книжно-иллюстративную выставку с изображением и описанием ядовитых растений,произрастающих в Томской области. Также можно отметить высокую эффек-тивность экологической игры «По следам Красной книги», при подготовке ккоторой юные читатели прочитали большое количество литературы о расте-ниях и животных Томской области. Умению находить и структурироватьэкологическую информацию способствуют тематические книжные выставки,являющиеся неотъемлемым элементом программы «Экологическая азбука».В частности, это выставка-путешествие «Раз, два, три, четыре, пять - вышелтигр погулять», выставки по произведениям писателей, рассказывающих оприроде («Планета чудес Николая Сладкова: к 90-летию автора», «В странедремучих трав: по произведению Я. Ларри «Приключения Карика и Вали»).Необходимо отметить, что в дополнение к последней выставке библиотекариподготовили обзор литературы, посвященной насекомым и растениям, опи-санным в этой книге.Реализация экологического проекта «Жить в согласии с природой» пред-полагает, помимо проведения конкурсов, организацию игровых познаватель-ных мероприятий, таких как экологический час «Лекарственные травы Том-ской области», познавательный час «Открывая Красную книгу», экологиче-ское лото «Твои соседи по планете» и др.Результатами данного проекта является совершенствование работы поэкологическому воспитанию в Чаинском районе; формирование и предостав-ление пользователям библиотек новых информационных услуг; формирова-ние экологической культуры населения района; положительная динамикароста спроса экологических изданий.Также одним из результатов деятельности в рамках проекта «Жить в со-гласии с природой» стало присвоение в 2009 г. Чаинской ЦБС статуса базо-вого центра второго уровня в области экологического образования и просве-щения населения Томской области [4].Культурно-просветительская деятельность библиотек по экологии прово-дится в течение всего календарного года, но особенно активизируется в пе-риод знаменательных дат экологического календаря. Прежде всего, это Днизащиты от экологической опасности, начиная с 1993 г. ежегодно отмечаемыев России с 15 апреля по 5 июня. Библиотеки приурочивают к этому периодузначительное количество мероприятий. Так, в библиотеках Чаинского районав 2008 г. проводился районный творческий экологический конкурс «Природапросит помощи», призванный через изобразительное творчество детей от 6до 16 лет выразить отношение к природе родного края. В конкурсе, вклю-чавшем такие номинации, как рисунок и плакат, приняло участие более 40человек, представивших около 50 работµ»ЇЈ°¤˜, что говорит о стабильно высокомчитательском интересе к данной тематике [3]. В Новоколоминской библиоте-ке Чаинского района к этой же дате были проведены экологическая виктори-на «Угадай растение» и лесная игра «Земля - наш дом».Всемирный день окружающей среды, ежегодно отмечаемый 5 июня, яв-ляется одним из основных способов привлечь внимание мировой обществен-ности к проблемам окружающей среды. Праздник был учрежден согласнорезолюции, принятой в июне 1972 г. на Стокгольмской конференции по про-блемам защиты природы. Всемирный день окружающей среды в России -«народное событие», сопровождающееся такими красочными зрелищами, какуличные митинги, «зеленые» концерты, конкурсы сочинений и плакатов вшколах, посадка деревьев, а также информационно-библиотечные мероприя-тия, посвященные экологии. Примерами такой деятельности можно назватьэкологический час «Дайте планете шанс» (Чаинский район) и выставку-диспут «Все хорошее на Земле - от человека?!» (Верхнекетский район) [7].Международный день птиц - интернациональный экологический празд-ник, который отмечается в России 1 апреля. В СССР он был впервые отмеченв 1927 г., впоследствии значимость его была утрачена. Вторую жизнь этотпраздник получил в России в 1994 г. В образовательных и культурных учре-ждениях страны в этот день проходят разнообразные акции - как информа-ционного характера, так и практического. Так, в массовых библиотеках Ча-инского района прошла игра «Птичий базар», в школьной библиотеке селаПодгорное - викторины «Что такое зоопарк?», «В мире животных», а такжеконкурс-беседа «День птиц». Лисицинский филиал Верхнекетской ЦБСпредставил читателям книжную выставку «Не поется птицам без небес» [8].Всемирный день защиты животных впервые был отмечен 4 октября воФлоренции (Италия) в 1931 г., на проходившем там международном конгрес-се сторонников движения в защиту природы. Библиотеки России активноподдерживают инициативу охраны животных, проводя различные информа-ционно-познавательные мероприятия. В частности, школьная библиотекасела Подгорное Чаинского района провела для учеников 1-4-х классов эколо-гический турнир «Эти забавные животные».День земли, являющийся проявлением гражданской инициативы по охра-не окружающей среды на нашей планете, не привязан к конкретной дате иотмечается в период с 22 марта (день весеннего равноденствия) по 22 июня(день летнего солнцестояния). В этот период библиотеки Верхнекетскогорайона проводили турнир знатоков природы «Крутится, вертится шар голу-бой» (Центральная детская библиотека), книжную выставку «Эти забавныеживотные: к 100-летию В. Чаплиной».16 сентября в России отмечается День работников леса (День лесника).Учитывая, что в северных районах Томской области действуют преимущест-венно предприятия лесной промышленности, одним из направлений своейдеятельности обозначающие экологические мероприятия по защите леса,праздник приобретает особенную актуальность. Библиотека поселка НибегаВерхнекетского района приурочила к данному празднику игровую экологи-ческую программу «Осеннее настроение», а центральная библиотека БелогоЯра провела викторину «По лесным тропинкам мы идем с друзьями…».Одним из основных направлений деятельности библиотек является рабо-та по созданию, хранению и распространению информации о родном крае.Поскольку в Томской области активно разрабатываются вопросы защиты исохранения окружающей среды, особую актуальность приобретает экологи-ческое краеведение, связанное с изучением экологической ситуации на тер-ритории своего района и области в целом. Библиотеки формируют специали-зированный документный фонд, включающий местные издания, и раскрыва-ют его содержание с помощью разнообразных выставок и игровых мероприя-тий. Так, в Чаинском районе детская библиотека разработала и провела игры«Занимательное краеведение» и «Люби и знай свой Томский край», основан-ные на составлении и решении кроссвордов и загадок по названиям рек, рас-тений, животных и природных явлений в Томской области. Закрепить изу-ченный материал помогла викторина «Занимательное путешествие по родно-му краю». Высокую познавательную эффективность имела презентация «За-поведные места России», где читатели узнали о 18 природных заказникахТомской области, из которых 1 имеет федеральное значение, а 17 - регио-нальное. Особую актуальность мероприятию придало то, что один из регио-нальных заказников находится на территории Чаинского района. Созданныйв 1981 г., он расположен на территории Поскоевско-Добринского лесничест-ва и предназначен для защиты популяции соболя и охраны кедровых масси-вов. В Коломиногривском филиале Чаинской ЦБС для школьников младшихи средних классов прошел экологический утренник «Сохраним родную при-роду», на котором в доступной для усвоения форме говорилось о памятникахприроды Томской области - геологических (памятник у села Обское, гдепредставлено богатое разнообразие ископаемой пресноводной флоры), вод-ных (озеро Кирек), ботанических (Богашевский и Магадаевский кедровники),зоологических (Осетрово-нельмовый заказник на реке Чулым) и комплекс-ных. Завершился данный познавательный утренник викториной «Знаешь литы особо охраняемые природные территории Томской области?». Для болеестарших читателей в библиотеке села Обское была организована конферен-ция «Как живешь ты, край родной?», на которой многие выступления былипосвящены охране природы своего села. Библиотеки Верхнекетского районатакже ведут активную работу по пропаганде экологических и краеведческихзнаний. В частности, детской библиотекой была проведена экологическаявикторина «Берегите Землю, берегите!» по материалам Красной книги Том-ской области. Библиотека поселка Катайга разработала экологические викто-рины «Деревья и травы нашего края», «Край таежный - Катайга», «Лесныебогатства», «На рыбалке у реки», а в Ягодненском филиале была подготовле-на викторина-выставка «Растения Верхнекетья» [8].В настоящее время в школах изучаются разнообразные дисциплины эко-логического направления, такие как «Сибиреведение», «Экология Томскойобласти», «Окружающий мир», «Мир вокруг нас», в связи с чем библиотекипостоянно корректируют свою деятельность со школьной программой. В ре-зультате такого сотрудничества библиотекари ощущают постоянный спросна информацию по экологии и краеведению. Помимо этого, читатели-школьники обращаются в библиотеки за помощью при подготовке самостоя-тельных работ, написании рефератов и докладов, в частности на тему «Эко-логическое загрязнение рек Чая и Обь». Так, детская библиотека Чаинскогорайона тесно сотрудничает с Подгорнской средней школой, принимая уча-стие в уроках, проводя тематические беседы, знакомя учащихся и учителей сновыми поступлениями в фонд библиотеки. В частности, на уроке в 8-м клас-се традиционно проходит экологическая беседа «По страницам Красной кни-ги», сопровождаемая книжной выставкой «Я хочу дружить с природой». Вначальных классах библиотекари регулярно проводят уроки экологии на та-кие темы, как «Учимся наблюдать природу», «Люблю тебя, природа, в любоевремя года», «Зеленая аптека», «Жить теплей, когда с тобой существо живоерядом…». Также в тесном контакте со средней школой работает и Белоярскаядетская библиотека Верхнекетского района. В помощь изучению школьнойпрограммы организуются тематические выставки («Землянам - чистую пла-нету», «Человек и природа - враги и друзья», «Мой ласковый и нежныйзверь», «Эти забавные животные» и др.), а также мероприятия, посвященныетворчеству писателей-натуралистов - В. Бианки, И. Акимушкина, В. Чапли-ной, Н. Сладкова.Деятельность по формированию экологической культуры осуществляетсяв самых разнообразных формах, как традиционных (выставки, беседы, экс-курсии, тематические уроки, конкурсы и викторины), так и с использованиемсовременных информационных технологий (материалы Интернета, компью-терные презентации, цифровые видео- и фотоматериалы, сканирование иксерокопирование). Форма мероприятия выбирается в зависимости от воз-раста и информационных потребностей читательской аудитории. Читателистаршего возраста предпочитают межличностное общение, непосредствен-ный обмен мнениями, консультации специалистов, школьники же хорошовоспринимают занятия с использованием игровых элементов. Одной из важ-нейших особенностей экологических мероприятий является их творческая ипознавательная направленность, а также обязательное сопровождение слай-довой презентацией и обзором литературы. Широко используются всевоз-можные творческие конкурсы, беседы, экскурсии, викторины, путешествия,диспуты, научные познавательные часы, содержательно адаптированные дляразличной читательской аудитории. В частности, в библиотеках Чаинскогорайона для младших школьников проводились энтомологическое лото «Мирпод ногами», зоотурнир для эрудитов «Мы с вами где-то встречались…», бе-седа-дискуссия «Человек на планете Земля», устный журнал «Страницы ор-нитолога». С более старшими учащимися Подгорнского филиала Томскогоэкономико-промышленного колледжа и профессионально-технического учи-лища № 26 села Подгорное было проведено познавательное мероприятие«Сигнал опасности: час-размышление», посвященное обзору экологическиопасных мест планеты. Для детей из социально-реабилитационного центранесовершеннолетних Чаинского района в центральной библиотеке успешнопрошла игра «Тайны морских глубин». Игроки не только демонстрировалисвои знания о Мировом океане, но и получили дополнительную информациюо редких и удивительных рыбах. В свете того, что максимальным воспита-тельным эффектом обладают те мероприятия, где дети имеют возможностьбрать пример со своих родителей, в ЇЈ°¤˜ЙБундюрском филиале Чаинской ЦБС быгическую тему и «Поле чудес» на тему «Цветущий мир». Нужно отметить,что младшие школьники с азартом готовятся к мероприятиям, выполняя раз-нообразные домашние задания - прочитать книгу, найти ответ на вопрос, из-готовить оригинальные поделки, подготовить рисунок на заданную тему, со-ставить кроссворд.Читатели младшего возраста с удовольствием принимают участие в раз-личных театрализованных представлениях. Так, в библиотеке села Коломин-ские гривы Чаинского района проводился театрализованный информацион-но-познавательный час «В будущее под зеленым парусом». Театрализован-ный экологический праздник «Давайте вместе сохраним…» с большим успе-хом прошел в библиотеке села Гришкино. В Обском филиале Чаинской ЦБСюные читатели с энтузиазмом приняли участие в театрализованной экологи-ческой игре «Королевская охота». У младших школьников любовь к природезачастую начинается с любви к домашним животным. В библиотеке селаБундюр было проведено театрализованное шоу «Мисс Киска», где дети рас-сказывали стихи и истории о кошках, в том числе и о культе кошки в Древ-нем Египте, искали в литературе приметы и суеверия о кошках, изображалиповадки своих домашних животных. В селе Новоколомино совместно сошкольными учителями был проведен театрализованный праздник «На леснойполянке». Подгорнская школьная библиотека организовала для учеников на-чальных классов выпуск экологического журнала «Берегите Землю!», кото-рый провели участники агитбригады «Друзья леса» - ученики 6-го класса.Школьный библиотечный актив «Улыбка» (в который входят наиболее ак-тивные и заинтересованные читатели) подготовил для учеников начальныхклассов театрализованное путешествие «Полна загадок чудесница-природа»,а читатели-шестиклассники приняли активное участие в проведении «Осен-него бала».Не вызывает сомнений, что максимальной воспитательной эффективно-стью обладают мероприятия, вызывающие сильный эмоциональный отклик.В качестве примера можно назвать беседу «Четвероногим - за верность ипреданность», посвященную памятникам, которые люди ставили своим чет-вероногим друзьям (Чаинский район, 2010 г.). Дети не только подробно озна-комились с темой, но и нарисовали собственные эскизы подобных памятни-ков, вспомнили примеры любви и преданности домашних животных своимхозяевам.Эффективному усвоению экологических знаний, формированию интересак природоохранной деятельности способствует участие читателей в разнооб-разных районных и областных конкурсах, проводимых библиотеками. Вовремя проведения конкурса участники выполняют не только аудиторные, нои домашние задания, воспринимают подготовленную заранее информацию исоздают собственные произведения, представляя их на суд жюри. Так, Бун-дюрская библиотека Чаинского района проводит конкурсы «Животный мирнашей планеты», «За цветущий палисад», экологический фотоконкурс. Ново-коломинская библиотека приняла активное участие в районном фотоконкурсе«Эко-чудо Чаинского района» и в областном конкурсе «Экология родногокрая» (2011 г.), представив проект «Узнать. Понять. Сберечь». В 2008 г. Ча-инская ЦБС проводила районный конкурс «Край сибирский - край родной».Детские библиотеки Чаинского и Верхнекетского района в рамках экологи-ческого воспитания читателей ежегодно принимают участие в областномконкурсе гербариев и флористических работ «Цветик-семицветик», органи-зованном Томской областной детско-юношеской библиотекой (ТОДЮБ).Активная работа по экологическому просвещению проходит в периодшкольных каникул на всех летних детских площадках. Это позволяет разно-образить деятельность библиотеки, иллюстрировать предлагаемый материалпрактическими примерами из окружающей жизни. Кроме того, мероприятия,проводимые в лесу, поле, саду вызывают у школьников живой неформальныйинтерес, в итоге формируя высокую познавательную активность в областиэкологии. Например, Гореловский филиал Чаинской ЦБС провел летнююигровую программу «Птичий базар», а в селе Бундюр в период летних кани-кул маленькие читатели совместно с библиотекарями регулярно принимаютучастие в уборке территории и обработке цветников. Более взрослые юношии девушки Чаинского района ежегодно участвуют в акции «Убери свою ули-цу», на практике постигая искусство взаимоотношений с окружающей сре-дой. Интересной формой экологической работы библиотеки представляютсявеселые летние испытания «Шуточный поход по родному краю», посвящен-ные правилам поведения в лесу и на пикнике, умению отличать съедобныегрибы от несъедобных, находить лекарственные растения и сварить навари-стую уху. В летнем школьном оздоровительном лагере села Новоколоминобиблиотекари провели игру-путешествие «В лесном царстве, премудром го-сударстве». Детская библиотека Белого Яра (Верхнекетский район) в периодлетних каникул сотрудничает с участниками детского спортивного лагеря,например, представив познавательно-игровую программу «Щедрое лето».Кроме того, не остаются без внимания и самые маленькие читатели - воспи-танники детского сада «Солнечный зайчик», для которых была подготовленалетняя экологическая программа «Цветной Ѕ±РДёЕкалейдоскоппредставлены не только фотографии цветов, овощей и фруктов, но и ориги-нальные дизайнерские композиции участников клуба [5].Эффективное формирование экологической культуры населения и вы-полнение информационных запросов соответствующей тематики осуществ-ляется с помощью грамотно сформированного документного фонда. В работеиспользуются издания как в традиционной, так и в электронной форме. Ста-бильный интерес у читателей библиотек вызывает художественная и научно-популярная литература в виде книг и брошюр, справочные и периодическиеиздания, ресурсы Интернета и мультимедийные документы, аудиовизуальныематериалы экологической направленности.Фонды библиотек Чаинского и Верхнекетского районов насчитываютзначительное количество книг о природе, посвященных экологии, биологии,многие из которых выходят в рамках серий «Я познаю мир», «Что есть что»,«Жизнь планеты», также активно используются периодические издания, та-кие как «Тошка и компания», «Свирель», «Юный натуралист», «Зеленыймир», «Природа и человек», «Вокруг света» и др. Значительное количествоинформационных запросов выполняется с помощью таких электронных до-кументов на оптических дисках, как «Экологический мониторинг Томскойобласти» и «Красная книга Томской области». При выполнении справок поэкологической тематике библиотекари и читатели обращаются к материаламсайтов Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Том-ской области и Томской областной универсальной научной библиотеки (ТО-УНБ) им. А.С. Пушкина, а также к справочно-правовой системе «Консуль-тантПлюс».Для повышения эффективности использования библиотечного фонда поэкологии необходим ряд мер по его раскрытию. Прежде всего, это достигает-ся с помощью справочно-поискового аппарата - библиотечных каталогов икартотек. Каталоги в библиотеках Чаинского и Верхнекетского районов ве-дутся как в карточной, так и в электронной форме и включают структуриро-ванные разделытолько рисунками, фотографиями, дизайнерскими композициями, ориги-нальными изделиями, выполненными читательской аудиторией, но и музы-кой, песнями, танцами, стихами в исполнении читателей. Выставки могутбыть как самостоятельными, так и приуроченными к определенному меро-приятию. Различаются выставки и по форме (в зависимости от информаци-онных потребностей, социальных и возрастных особенностей читательскойаудитории): выставка-планшет, выставка-предупреждение, выставка-рассказ,выставка-размышление, выставка-диспут (Верхнекетский район), выставка-путешествие, выставка-призыв (Чаинский район). В зависимости от располо-жения экспонируемых документов выделяются выставки-просмотры и внут-риполочные выставки.Информированию о содержании библиотечного фонда также служат те-матические подборки книг, помогающие читателю определиться с выборомлитературы. В частности это «тематические полки», как, например, в биб-лиотеке села Леботер Чаинского района. В детской библиотеке поселка Бе-лый Яр Верхнекетского района для самых маленьких читателей действуют«ящики выбора» (подборки книг по определенной тематике, находящиеся вкрасочно оформленной коробке или ящике, что способствует привлечениювнимания малышей), например «Лес и его жители» [9].Деятельность по формированию экологической культуры читателей от-личается многообразием форм, постоянно требует развития методики ее вы-полнения, поэтому библиотекари, повышая свою профессиональную квали-фикацию, регулярно участвуют во Всероссийских, областных, районныхконференциях, семинарах, совещаниях по совершенствованию экологическойдеятельности. Так, в 2010 г. центральная библиотека Чаинского района при-няла участие в работе V Всероссийского лагеря сельских библиотекарей,предоставив для творческой лаборатории «Мое село - красивый уголок Рос-сии» электронную презентацию «Родина малая, в сердце ты не меньше Роди-ны большой…», которой -было присуждено второе местоежный экспресс», а также отражается в программах местного телевидения.Это статьи и выступления корреспондентов, письма и отзывы читателей, ин-формация и репортажи о наиболее значимых мероприятиях, обзоры литера-туры. Помимо этого, информация о запланированных и уже проведенныхконкурсах, выставках, проектах экологической направленности представля-ется на официальном сайте Межпоселенческой централизованной библио-течной системы Чаинского района [10].Таким образом, мы можем видеть, что работа библиотек по формирова-нию экологической культуры населения является одним из ведущих направ-лений деятельности. Подведение итогов, регулярная оценка этой работы спо-собствуют ее дальнейшему развитию и оптимизации. Эффективность массо-вой работы с читателями, в том числе и по экологическому просвещению,оценивается библиотекарями с использованием статистических и социоло-гических (анкетирование, опрос, наблюдение, беседа и др.) методов по такимкритериям, как развитие познавательной активности читателей, увеличениеколичества информационных запросов и выданной литературы, повышениеуровня заинтересованности читателей в информации по определенной тема-тике. В Чаинском и Верхнекетском районах данная деятельность находится встадии становления, накапливая сведения для дальнейших исследований.Помимо официальных результатов, существуют и такие, которые трудноподдаются измерению и связаны с личностным ростом читателя, изменениемв его эмоционально-волевой сфере, формированием новых черт характера.Это является особенно актуальным в работе с детьми и подростками, по-скольку именно в этом возрасте закладываются основные свойства личности,определяющие всю дальнейшую жизнь человека. Библиотекари неоднократ-но отмечали подобный эффект от проведенных мероприятий. Юные читателичасто делятся своими переживаниями, рассказывают о том, как они спаслизамерзающую птицу, приютили брошенного щенка, смастерили кормушкудля птиц, нарисовали картинку или написали стихотворение о животных.Таким образом, изучив деятельность сельских библиотек по формирова-нию экологической культуры читателей, можно сделать вывод о том, что запоследние годы произошли значительные перемены не только в подходе крешению экологических проблем, но и в осмыслении роли библиотек в об-ласти экологического образования и просвещения.

Ключевые слова

экология, сельские библиотеки, Томская область, ecology, rural libraries, Tomsk region

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Масяйкина Евгения АнатольевнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыeamasyaikina@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Рапацевич Е.С. Педагогика : современная энциклопедия / под общ. ред. А.П. Астахова. Минск : Современная школа, 2010. 720 с.
Егорова Н.А. Информационная и просветительская деятельность библиотек в области экологии [Электронный ресурс] : дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 290 с. URL : http:// www. dissercat.com/content/ (дата обращения: 27.08.2012).
Аналитическая справка о деятельности Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района» за 2008 год. Подгорное, 2009. 49 с.
Аналитическая справка о деятельности Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района» за 2009 год. Подгорное, 2010. 36 с.
Аналитическая справка о деятельности Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района» за 2010 год. Подгорное, 2011. 42 с.
Аналитическая справка о деятельности Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района» за 2011 год [Электронный ресурс]. Подгорное, 2012. 40 с. URL: http://libpg.tomsk.ru/plans_and_reports.html (д
Аналитическая справка о деятельности Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система Верхнекетского района» за 2010 год. Белый Яр, 2011. 28 с.
Аналитическая справка о деятельности Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система Верхнекетского района» за 2009 год. Белый Яр, 2010. 29 с.
Аналитическая справка о деятельности Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система Верхнекетского района» за 2008 год. Белый Яр, 2009. 28 c.
Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района» : официальный сайт [Электронный ресурс]. URL : http:// libpg.tomsk.ru/biblioteka.html (дата обращения: 27.08.2012).
 Деятельность библиотек Томской области по формированиюэкологической культуры читателей (на примере Верхнекетского и Чаинского районов) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 3 (7).

Деятельность библиотек Томской области по формированиюэкологической культуры читателей (на примере Верхнекетского и Чаинского районов) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 3 (7).

Полнотекстовая версия