Деятельность школьной библиотеки села Подгорное Чаинского района Томской области | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 4 (8).

Деятельность школьной библиотеки села Подгорное Чаинского района Томской области

Статья посвящена деятельности библиотеки средней школы села Подгорное Чаин-ского района Томской области. Рассмотрена история возникновения школьной библиотеки. Исследованы содержание, формы и особенности работы библиотеки по формированию и пропаганде документного фонда, развитию информационной, нравственной и экологической грамотности читателей, участию в районных, областных и всероссийских конкурсах. Обозначены цели, результаты и значение деятельности школьной библиотеки.

Activities of the school library of the village podgornoe in Chainsky district of Tomsk region.pdf Школьная библиотека является важнейшим элементом образовательной деятельности, предоставляющим информацию, необходимую для успешного существования в современном обществе, содействующую социальному, экономическому, нравственному и культурному развитию человека. Предметом исследования данной статьи является деятельность библиотеки средней общеобразовательной школы села Подгорное Чаинского района Томской области. Чаинский район расположен на северо-западе Томской области в бассейне реки Чая, являющейся притоком реки Оби. Подгорное является административным центром района и находится на удалении 321 км от Томска [1. С. 890]. Первые упоминания об открытии школы в Подгорном относятся к 1914 г. В сентябре 1924 г. был образован Чаинский отдел народного образования -это позволило поставить обеспечение школьников учебниками на регулярную основу. К сентябрю 1926 г. фонд школьной библиотеки насчитывал, помимо учебников, 39 экз. детских и 48 экз. педагогических изданий. В начале учебного года поступило дополнительно еще 120 книг. В этом же году районному клубу юных пионеров библиотекой была передана 41 книга. Со временем фонд школьной библиотеки увеличивался. В 1937 г. в нем числилось 73 издания, а к 1941 г. их количество возросло до 1000. В этот же период появилась ставка штатного библиотекаря, которую поначалу занимал ученик 10-го класса. Библиотеке было выделено собственное помещение, где размещался фонд и осуществлялась выдача литературы. Помимо учебных и художественных изданий, в библиотеке хранились и наглядно-методические пособия для уроков - географические и исторические карты, таблицы, картины. В 1973 г. Подгорнская школа въехала в новое просторное здание, где нашлось достойное место и для библиотеки, фонды которой насчитывали уже около 30 000 экз. [2. С. 307-319]. В настоящее время библиотека Подгорнской школы осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения и Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения, реализуя образовательную, информационную и культурно-просветительную функции. В данных документах указаны основные направления деятельности школьной библиотеки: обеспечение участникам образовательного процесса (учащимся, педагогам и сотрудникам школы, родителям) доступа к информации, воспитание культурного и гражданского самосознания, развитие творческого потенциала школьников. Одним из важнейших направлений названо обучение поиску, отбору и критической оценке информации. Реализация означенных направлений возможна при условии совершенствования предоставляемых библиотекой услуг, внедрения в работу новых компьютерных технологий, формирования комфортной пользовательской среды. Анализируя деятельность библиотеки Подгорнской средней школы, мы видим, что в ней реализуются все виды традиционной библиотечной работы - комплектование и сохранность библиотечного фонда, создание справоч-но-поискового аппарата (с использованием автоматизированной библиотечно-информационной системы «MARC-SQL»), выдача литературы всем категориям читателей, информационно-библиографическая работа. Библиотечное обслуживание читателей реализуется в воспитательном, экологическом и профориентационном направлениях. Неотъемлемой частью работы библиотеки также можно считать пропаганду библиотечной профессии и знакомство школьников с особенностями современного библиотечного дела. Одним из видов деятельности школьной библиотеки по взаимодействию с культурным пространством Томской области можно считать участие в районных и областных конкурсах и проектах. Результаты работы библиотеки отражаются и анализируются в текстовых, табличных и статистических отчетных документах. Особенностью отчетной деятельности школьной библиотеки является то, что данные приводятся по итогам учебного, а не календарного года. В библиотеке средней школы села Подгорное в настоящий период зарегистрированы 687 читателей, число которых не является стабильным и меняется каждый год в зависимости от количества учеников и педагогов в школе. Так, в 2006/07 уч. г. их количество составляло 860 человек [3], а в 2008/09 -уже 671 человек [4]. Для характеристики производственной деятельности библиотеки используются такие показатели, как «посещаемость» и «книго-выдача», которые сегодня составляют соответственно 10 731 человек и 20 011 экземпляров. Библиотечный фонд насчитывает 61 748 экз., в их числе 10 650 экз. учебников [5]. Таким образом, мы видим, что показатель книго-обеспеченности в данной библиотеке достаточно благополучен - на одного ученика приходится около 100 экз., в число которых входят основные и дополнительные учебные издания, а также периодика, художественная, научно-популярная и социально-политическая литература. Тем не менее одной из основных проблем библиотеки является обновление и актуализация фонда, который должен формироваться в соответствии с активно изменяющимися образовательными программами школы. Эта проблема в течение трех последних лет решалась за счет привлечения субвен-циональных средств («субвенция» - целевая денежная помощь местному бюджету со стороны государства [6]) для обновления фонда учебников. На их приобретение было затрачено в 2008 г. 450 тыс. руб., в 2009 г. - 920 тыс. руб., в 2010 г. - 500 тыс. руб. Начиная с 2008 г. приобретено более 8000 экз. и заключен контракт на поставку около 3000 экз. В современных условиях источники финансирования не являются стабильными, что вынуждает руководство школ и библиотек постоянно вести активную работу по поиску финансовых партнеров. Так, в 2001/02 уч. г. школьная библиотека села Подгорное приобрела на средства местного бюджета 467 экз. изданий на сумму 14 690 руб., на средства спонсоров (которыми выступили родители учеников) - 2802 экз. на сумму 11 7548 руб. [7]. Также была приобретена художественная и справочная литература в количестве более 200 экз. на средства пилотного проекта Министерства культуры РФ «Сельская библиотека». В 2006/07 уч. г. фонд пополнился собранием методической литературы для педагогов, полученным в дар от районного отдела образования на сумму более 3000 руб. Таким образом, в результате активной финансовой политики школы учебный фонд полностью соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному Минобрнауки России в 2010 г. Положительный эффект в привлечении детей к чтению дало увеличение ассигнований на подписку периодических изданий. К детским журналам, имеющимся в наличии («Детская академия», «Читайка») добавились познавательные издания для подростков: «Тайны природы», «Эрудит», «Чудеса и приключения». Используя публикации из этих журналов, библиотека организует множество мероприятий для учеников различного возраста, например: цикл бесед по нравственному воспитанию для малышей «Как быть хорошим», обзоры новинок в науке и технике, сообщения о современных тайнах и загадках для подростков. Кроме того, большим спросом у администрации школы и учителей пользуются современные педагогические издания, содержащие много актуального методического и практического материала. Это «Лучшие классные часы для выпускников», «Профессиональный журнал работы классного руководителя», серия изданий «Библиотека администрации школы». Учитывая значительность усилий, направленных на комплектование актуального и качественного фонда, библиотека Подгорнской средней школы проводит активную работу по его сохранности. Сохранность фонда обеспечивается различными методами, доступными библиотеке в существующих условиях. К ним относятся обеспечение физической сохранности и безопасности документов (строгий учет поступающей и выбывающей литературы, контроль повреждений и своевременного возврата), экологические и климатические методы (соблюдение светового, температурного, влажностного и гигиенического режимов). Также это реставрационные методы, включающие различные виды ремонта поврежденных документов. Общепризнано, что максимальной эффективностью обладает социальный метод - проведение просветительной работы с учениками, привлечение их к пропаганде и деятельности по сохранению библиотечного фонда. Формы такой работы многообразны - назначение ответственных в каждом классе за своевременный возврат литературы, составление памяток, проведение инструктажей, проведение воспитательных мероприятий по бережному отношению к книге. Большим успехом пользуется регулярная «Выставка испорченных учебников», где школьники могут наглядно убедиться, какой физической нагрузке подвергаются некоторые книги. Одним из важнейших направлений деятельности школьной библиотеки является участие в районных, областных и всероссийских конкурсах и проектах. В частности, интересен опыт взаимодействия с общероссийским общественным движением в защиту прав родителей и детей Всероссийское родительское собрание, одним из направлений деятельности которого является духовное развитие ребенка. В рамках поддержки и пропаганды данной идеи библиотекой в сотрудничестве с классными руководителями в 2008/09 уч. г. было организовано родительское собрание по теме «Развитие семейного чтения». Собранию предшествовала активная подготовительная работа - выявление и анализ читательских предпочтений учеников и их родителей. Для всех участников собрания (а среди них присутствовали не только родители, но и бабушки учеников) были подготовлены памятки, включающие рекомендации по развитию детского и семейного чтения. Также можно отметить участие библиотеки в культурно-просветительной акции Томской областной детско-юношеской библиотеки (ТОДЮБ) «Читающее общество - духовная Россия», которая проводится по инициативе департамента по культуре Томской области. В рамках этой акции состоялся областной смотр-конкурс библиотек «Читаем вместе». Библиотека Подгорнской школы подготовила театрализованное представление по сказке П. Ершова «Конек-горбунок», проиллюстрированное художественными аппликационными работами и кроссвордами, выполненными учениками 4-го класса. Результатом явилось награждение участников почетной грамотой Администрации Томской области и книжным призом. В октябре 2007 г. библиотека участвовала в районном конкурсе рисунка «Дизайн костюма» по теме «Сказочный костюм. Новая сказка на старый лад». В конкурсе принимали участие дети с 5-х по 8-е классы. По итогам 1-го тура библиотека заняла 1-е место, представив проект костюма божьей коровки «Пятнистое чудо». По итогам конкурса данная работа в паре с проектом маски «Паучок» была представлена на областной конкурс «Грим. Маска», где жюри присудило им звание лауреатов и наградило почетными грамотами и памятными подарками. Также библиотека регулярно принимает участие в ежегодном областном конкурсе «Лучший читатель года». На конкурс представляются работы учеников с 1-го по 9-е классы, пропагандирующие чтение. Ученики школы села Подгорное регулярно становятся призерами и победителями конкурса в различных номинациях (например, «Самый читающий класс», «Лучший читательский отзыв» и «Лучшая творческая работа»), где им присуждаются призовые дипломы, сертификаты и памятные подарки. Одним из приоритетных направлений в работе школьной библиотеки является экологическая деятельность, в рамках которой формируется ответственная гражданская позиция в отношении к окружающему миру и потребность в здоровом образе жизни. Активный интерес читателей вызвало представление Детского театра моды, прошедшее в 2008 г. Ученики 6-го класса под руководством библиотекарей и классного руководителя подготовили театральную постановку и показ-дефиле костюмов на тему «Из жизни продвинутых насекомых». Высокое воспитательное воздействие имели такие мероприятия, как театрализованная игра-путешествие («Полна загадок чудесница-природа»), экологический журнал, представленный агитбригадой «Друзья леса», интеллектуальные турниры и викторины («Здравствуйте, пернатые!», «Ботанический поезд» и др.). В подготовке мероприятий участвуют школьники с 4-х по 9-е классы под руководством не только педагогов и библиотекарей, но и своих сверстников - участников библиотечного актива. В Подгорнской школе многоплановую работу проводит библиотечный актив «Улыбка», который объединяет школьников, интересующихся не только чтением художественной и познавательной литературы, но и организацией работы библиотеки. Активисты помогают библиотекарям в проведении разнообразных мероприятий - формировании выставок, подготовке и проведении театрализованных представлений, викторин, библиотечных конкурсов, также пропагандируют бережное отношение к книге и контролируют своевременный возврат учебников в своем классе. Наиболее увлеченные и ответственные ученики помогают проводить библиотечные уроки, во время которых проходят экскурсии по библиотеке для первоклассников, оказывается помощь малышам в оформлении собственного читательского формуляра, осуществляется знакомство с правилами пользования библиотекой. Помимо этого, на библиотечных уроках школьники самостоятельно создают средства наглядной агитации и рекламы библиотеки - книжные закладки, плакаты с изображением «книжных героев» - Читайки, Совенка и Книговенка. Тематические уроки по темам «Умеешь ли ты читать художественную литературу?», «Гардероб для книги», «Читать - значит искать и находить» оказывают слушателям неоценимую помощь в поиске и оценке информации. Участники библиотечного актива плодотворно реализуют свой творческий потенциал -сочиняют и исполняют стихи, песни и частушки о книгах, участвуя в школьном конкурсе «Минута славы». Для учеников младших классов они подготовили и многократно с большим успехом представили мини-спектакль «Суд книжки над неряхой-мальчишкой». Некоторые школьники настолько увлекаются помощью библиотеке, что работают в активе по нескольку лет. Данное направление работы с уверенностью можно считать также профориента-ционной деятельностью по подготовке кадрового резерва современных библиотек, поскольку нередко библиотечная карьера многих специалистов начинается с малого - создания педагогической «ситуации успеха» в школьной библиотеке. Профессиональные и творческие достижения в работе школьной библиотеки стали возможны благодаря ее сотрудникам - Л. И. Васильевой и Э.Ф. Отто, которая заведует библиотекой с 1993 г. Высшее профессиональное образование, полученное ею в Кемеровском государственном институте культуры, а также творческий беспокойный характер заставляют ее непрерывно искать новые формы и возможности в работе, повышать профессиональную квалификацию. Библиотекари регулярно знакомятся с новыми публикациями журнала «Школьный библиотекарь», участвуют в заседаниях методического объединения библиотекарей Чаинского района, а в 2008 г. принимали участие в районном семинаре «Формы и методы школьной библиотеки по привлечению детей к чтению». Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что библиотека средней школы села Подгорное Чаинского района вносит значительный вклад в приобщение детей к чтению, тем самым способствуя повышению культурно-просветительного потенциала Томской области.

Ключевые слова

Томская область, школьные библиотеки, комплектование фонда, библиотечное обслуживание, Tomsk region, school libraries, fund acquisition, library services

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Масяйкина Евгения АнатольевнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыeamasyaikina@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Непомнящих С.Е. Чаинский район // Энциклопедия Томской области. Томск, 2009. Т. 2. С. 890-891.
Холин А.А. «Школьные годы чудесные..»: (Подгорненская средняя школа) / лит. обр. Я.А. Яковлева // Земля Чаинская : сб. науч.-попул. очерков к 100-летию с. Подгорного / отв. ред. Я.А. Яковлев. Томск, 2001. С. 305-321.
Отчет о деятельности библиотеки СОШ с. Подгорное Чаинского района Томской области за 2006/7 учебный год / сост. Э.Ф. Отто. Подгорное, 2007. 9 с.
Отчет о деятельности библиотеки СОШ с. Подгорное Чаинского района Томской области за 2008/09 учебный год / сост. Э.Ф. Отто. Подгорное, 2009. 10 с.
Отчет о деятельности библиотеки СОШ с. Подгорное Чаинского района Томской области за 2009/10 учебный год / сост. Э.Ф. Отто. Подгорное, 2010. 10 с.
Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М. : Книжный мир, 2009. 860 с.
Отчет о деятельности библиотеки СОШ с. Подгорное Чаинского района Томской области за 2001/02 учебный год / сост. Э.Ф. Отто. Подгорное, 2002. 4 с.
 Деятельность школьной библиотеки села Подгорное Чаинского района Томской области | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 4 (8).

Деятельность школьной библиотеки села Подгорное Чаинского района Томской области | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 4 (8).

Полнотекстовая версия