Кардинал Франсиско Хименес де Сиснерос как основатель университета в Алькала де Энарес (к изучению серии портретов выдающихся испанцев из книжного собрания Строгановых) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 2 (10).

Кардинал Франсиско Хименес де Сиснерос как основатель университета в Алькала де Энарес (к изучению серии портретов выдающихся испанцев из книжного собрания Строгановых)

В статье рассматривается роль выдающегося исторического деятеля Испании кардинала Сиснероса в основании университета в Алькала, вошедшего в число трех крупнейших в Кастилии XVI в. В качестве одного из направлений многоплановой деятельности архиепископа Толедо, политика, государственного деятеля, духовника Изабеллы Кастильской, анализируются реформаторские начинания Сиснероса в области обучения и воспитания испанского клира. Жизненный путь кардинала и его успешный университетский проект показаны в контексте исследования серии портретов выдающихся испанцев в коллекции графических работ библиотеки Строгановых.

Cardinal Francisco Ximenez de Cisneros as the founder of the university in alcala de henares (to studying of a series of portraits of outstanding spaniards from Stroganov's book collection).pdf Изучение одного из редких изданий строгановской библиотеки - серии портретов выдающихся испанцев, которая издавалась в Мадриде с 1791 по 1819 г., - представляет интерес в различных аспектах. Актуальным оно может быть с точки зрения истории издательской деятельности в Испании; особенностей развития искусства испанской гравюры; творчества художников и граверов, привлеченных к осуществлению одного из значительных издательских проектов эпохи испанского Просвещения. Портреты данной серии привлекают наше внимание и с другой, содержательно-предметной стороны, отражающей феномен обострения интереса испанского общества к собственной истории и ее знаменитым деятелям. Сам отбор выдающихся соотечественников, в разные столетия прославивших страну, дает представление о ценностях, традициях, исторической памяти народа и эпохи, этот отбор осуществляющей. Указанная серия портретов является весьма информативной в плане отмеченных в ней значимых и одновременно реальных областей созидания, характеризующих особенности исторического развития Испании. Наше внимание среди прочих интересных сфер деятельности выдающихся испанцев привлекают личности, внесшие свой весомый вклад в создание университетов и университетских коллегий. Масштаб такого рода свершений в реалиях испанского мира - прерогатива выдающихся церковных иерархов, выступающих одновременно в качестве успешных государственных и политических деятелей. Примером тому служит знаменитый исторический деятель XIV в. кардинал Хиль де Альборнос, основатель Испанской Коллегии святого Климента в Болонье, чьи труды были рассмотрены нами в предшествующей статье [1]. Продолжая в этом ключе изучение серии портретов выдающихся испанцев, обратимся к фигуре кардинала Сиснероса (1436-1517), чей портрет находим в рассматриваемой графической коллекции. Эта работа представляет Сиснероса сидящим в кресле в кардинальской мантии на фоне декоративного занавеса, приоткрывающего вид на морские просторы со скалистого берега. Кардинал изображен вполоборота; его чеканный профиль хорошо узнаваем, благодаря имеющейся весьма обширной иконографии знаменитого испанца. Портрет Франсиско Хименеса де Сиснероса. 1796. Художник Хосе Маэа, гравер Фернандо Сельма Портрет кардинала Хименеса де Сиснероса выполнен Фернандо Сельмой (1752-1810) в технике резцовой гравюры по меди по рисунку Хосе Маэа и был издан в составе десятой тетради серии портретов выдающихся испанцев. Известно, что за портрет Хименеса в августе 1796 г. граверу заплатили 3000 реалов. Относительно мастера, выполнившего гравированный портрет Хименеса, сошлемся на авторитетное мнение Сальвадора Кармоны (1734-1820) - выдающегося испанского мастера гравюры. Кармона, который возглавлял с 1777 г. отделение гравюры в Академии Св. Фердинанда в Мадриде и на кого была возложена почетная обязанность руководства по реализации плана создания гравированных портретов, а также координации работы других граверов, в своем отчете по подготовке к реализации плана издания серии Ф. Сельму называет первым из лучших. «Что касается дела, связанного с созданием гравированных портретов выдающихся людей Испании, должен ответить, - писал он, - что в первую очередь нужно выбрать тех граверов, которые, как мне представляется, согласно чести, которой могут быть удостоены такой работой, должны быть из тех, кто обладает наивысшими способностями, и к таким относятся Сельма, Мунтанер, Бальестер и Морено.» [2. С. 660]. Автор портрета кардинала Хименеса Хосе Маэа (1760-1826) был известным художником, членом мадридской Академии Св. Фердинанда. В 1812 г. он стал заместителем директора Академии, а в 1823 г. назначен ее директором. Отметим, что и гравер Сельма, и Маэа были уроженцами Валенсии; оба завоевали честь быть членами столичной Академии, приглашались к участию в престижных художественных проектах, много работали; оба закончили свои дни в Мадриде. Как и все работы серии, портрет Сиснероса снабжен подписью, содержащей лаконичную характеристику изображенного лица: «Архиепископ Толедо, кардинал и правитель Кастилии. Превосходный прелат и знаменитый политик. Родился в Торрелагуне в 1437 г. и умер в 1517 г.». Более подробно жизненный путь и деяния кардинала представлены в кратком биографическом описании, сопровождающем портрет. Согласно замыслу организаторов издания жизнеописания лиц, чьи портреты вошли в рассматриваемую серию, должны напомнить соотечественникам о тех, кто «завоевал неувядаемую славу Испании». При этом в Прологе к изданию со всей очевидностью обозначен полемический посыл, направленный против недобросовестных интерпретаций иностранцами испанской истории и ее деятелей. Там говорится: «Таланты великих могут иметь разную оценку. Но кто из героев не застрахован от того, чтобы молва завистников не преувеличила его ничтожных несовершенств, назвав их большими прегрешениями, тогда как сами достоинства представив как пороки?» [4]. Хименес де Сиснерос, при всей неоднозначности с позиций современных оценок отдельных сторон его деятельности, является одной из достаточно защищенных испанских исторических фигур не только в национальном сознании, но и в значительной части вариантов восприятия этой личности иностранными авторами. Повествования о жизни и деятельности кардинала Сиснероса, ранние из которых датируются XVI в., весьма многосчисленны. П. Фернандес Пульгар в своей книге, вышедшей в 1673 г. и озаглавленной «Жизнь и причины всеобщего и единодушного провозглашения святым преосвященного слуги Божьего Дона Франсиско Хименеса де Сиснероса», приводит список трудов, написанных об этом знаменитом деятеле. В этом списке, в который вошли сочинения, вышедшие до 1673 г., Пульгар указывает 430 работ различных авторов - испанских и иностранных [5. С. 199-245]. Роль кардинала Хименеса де Сиснероса в истории его страны остается актуальной темой и для современных авторов. Один из наиболее значимых аспектов этой темы связан с успешной деятельностью Сиснероса по реализации его плана создания в Испании нового университета для обучения и воспитания испанского клира. Так случилось, что идея создания университета как мечта, воплощенная в жизнь, оказалась для знаменитого церковного реформатора и государственного деятеля Испании своеобразным фокусом, вобравшим в себя все направления его деятельности. В пространстве самого жизненного пути Сиснероса университет занимал, по сути, всеобъемлющее место. Выпускник Саламанки, францисканский монах, на деле следующий основополагающим принципам учения основателя своего Ордена; глава церкви и государственный деятель эпохи Католических королей; сторонник укрепления и единения обретающей свою силу страны; создатель одного из крупнейших университетских центров Испании раннего нового времени. Университет и талант, дарованный свыше, сделали Сиснероса гуманистически мыслящим, пытливым исследователем, опирающимся на передовые идеи отечественных и зарубежных гуманистов в своих практических делах. Университет, подчеркнем, - как созидающий в своем питомце жажду познания и стремления к истине; образование Сиснерос получал еще до широкого распространения гуманистических идей в Саламанке. Не случайно именно университет, по его убеждению, был способен укрепить и, по существу, модернизировать интеллектуально-нравственные основы воспитания и образования испанского клира; привести теологическое знание и обучение ему в соответствие с современными тенденциями развития гуманистической мысли в стране и за ее рубежами. Сиснерос не мог не опираться на опыт своей альма матер - старинного университета Саламанки, где, по его убеждению, прекрасно преподавали гражданское и каноническое право, но весьма неудовлетворительно обучали теологии. Именно для изучения богословских наук и предназначен был университет, создаваемый в его епархии. Гражданское же право преподавать в нем не предусматривалось [6. С. 24-25]. К осуществлению своего грандиозного проекта Сиснерос приступает в 1498 г., уже будучи духовником королевы Изабеллы, архиепископом Толедо и главой испанской церкви, а также канцлером Кастильского королевства. Он выбирает сравнительно небольшой, однако по испанским меркам второй по величине в его епархии городок Алькала де Энарес, основанный на месте древнего римского города Комплютума. Положение архиепископа позволяло Сиснеросу принять решение о вложении значительной части средств Толед-ской епархии, второй по величине и богатству после Римской, в создание в Алькала центра теологии и гуманизма. Благодаря развернувшимся работам, город получает ощутимый импульс для своего развития. Через два десятка лет он превращается в настоящий университетский город. Исследуя население Толедской епархии, Х. Гарсия Оро приводит для этого времени цифру в 1200 человек (число местных жителей, прихожан Алькала де Энарес) [7. С. 21]. В апреле 1499 г. была получена булла папы Александра VI, которая давала право основать в Алькала «Коллегию студентов с преподаванием на факультетах теологии, канонического права и артистическом» [8. С. 163]. Получив разрешение папы, Сиснерос, приглашает знаменитого архитектора Педро Гумиэля и поручает ему возведение главного здания университета. 14 марта 1500 г. был заложен первый камень в строительство Коллегии Св. Ильдефонсо. Одновременно велись работы по изменению самого облика Алькалы. Постепенно город обретал характер университетского, была существенно изменена его структура: возводились не только новые здания, но и целые кварталы и улицы, где разместились пансионы для студентов, книжные лавки. Создавалось, по сути, новое городское пространство. Как замечает В. де ла Фу-энте, другие строили в городе здание для университета, «Сиснерос же взялся не менее чем за то, чтобы превратить свой университет в город, построив все заново» [9. P. 52-53]. Сиснерос спешил со строительством; сам нередко инспектировал ход работ; его можно было увидеть среди каменщиков с отвесом в руках, проверяющим вертикальность стен, дающим конкретные указания. Архиепископа в городе называли строителем, признавая, что престол Толедский никогда еще не занимал архиепископ, который во всех смыслах был бы большим созидателем, чем Сиснерос. Коллегия св. Ильдефонса. Университет. Алькала де Энарес. Фото автора, 1996 г. Летом 1508 г. строительство университетского здания было завершено. 24 июля 1508 г. в Алькала из Саламанки прибыли 7 бакалавров, ставших первыми членами новой университетской Коллегии. На следующий день по случаю праздника апостола Иакова (Сантьяго) бакалавры в сопровождении более пятисот студентов направились в приход св. Иакова, чтобы помолиться за основание нового университета и препоручить себя покровительству Сантьяго, святому патрона Испании. Сиснерос, будучи уже кардиналом, освятил их мантии и перевязи. Так был открыт университет в Алькала де Энарес. 18 октября 1508 г., в день св. Луки, Коллегия Св. Ильдефонсо впервые открыла свои двери небольшой группе студентов. Название свое Коллегия получила по имени святого патрона Толедского собора. Именно она задумывалась как ядро университета, а ее ректор должен был стать его главой. В Коллегии Св. Ильдефонсо насчитывалось 33 преподавателя и студента, по числу лет Христа; как и апостолов, в коллегии было 12 священников. Все преподаватели Коллегии были теологами, часть из них занимала также университетские административные должности. Среди первых преподавателей университета было немало лиц первоклассного уровня. Из Парижа Сиснерос пригласил группу ученых, из среды которых был выбран первый канцлер - Педро де Лерма, который ввел в Аль-кала методы обучения, практиковавшиеся в Сорбонне. Первыми профессорами стали Мигель Пардо, Агустин Перес де Оливан, Гонсало Хиль, Педро Сируэло, Санчо Карранса де Миранда, Хуан де Ангуло, Антонио де Моралес, Антонио Картахена, Алонсо де Самора и др. Этот список мог украсить собой и Эразм Роттердамский, которому Сиснерос предложил кафедру в своем университете, но, не питая симпатий к Испании, Эразм отказался от предложения. Несколько лет спустя профессором университета в Алькала стал и один из выдающихся гуманистов того времени Антонио Небриха. Следует подчеркнуть, что, будучи францисканцем, Сиснерос был в то же время открыт всем тенденциям и всем методам в тогдашней теологии. Он был далек от намерения допустить в свой университет исключительно школу Скотта, которой придерживался его орден. Напротив, вместе с нею в его университете были представлены и два других важных направления: томизм и номинализм. Для Сиснероса все школы и тенденции имели свою значимость; по его убеждению, для начинающих студентов и ученых было полезным иметь возможность знакомиться с каждой из них. Обучение теологии в Алькала осуществляли три кафедры, помимо этого его бакалавры должны были читать Библию и Петра Ломбарда. По воле Сиснероса в его университете главенствовал принцип терпимости, и в отличие от того, что происходило в большинстве других университетских центров, в Алькала получили право гражданства все три главных теологических направления того времени - схоластика св. Фомы, Дунса Скотта и номинализм Оккама. Для университетской Испании того времени это было поистине революционным явлением: в Саламанке, к примеру, глубоко приверженной традиционным позициям, изучали схоластику лишь в духе Петра Ломбарда. В университетах северной Европы как максимум допускался Скотт вкупе со св. Фомой, доктрина же Оккама вызывала бурные дебаты, в которых участвовало и немало испанцев. Номинализм тем временем получал все большее признание, и Сиснерос, обладая достаточной проницательностью, дает ему официальное признание в своем университете. Последствия такого новаторства оказались молниеносными: уже в 1508 г. в Саламанке из страха перед перемещением студентов в Алькала и опустением саламанкских аудиторий поспешили открыть сразу три кафедры номинализма - теологии, философии и логики. Каждый профессор теологии в университете Сиснероса в обязательном порядке каждый день читал две часовые лекции - утром и вечером. Таким образом, студенты ежедневно имели шесть часов теологии. Структура, распорядок жизни университета были подробно изложены в Уставе старшей Коллегии Св. Ильдефонса. Устав был разработан Сиснеро-сом и был принят 22 января 1510 г. В этот день документ был подписан самим основателем Коллегии, а также всеми присутствовавшими епископами в часовне Коллегии Св. Ильдефонса. Положения Устава предписывалось зачитывать вслух по меньшей мере один раз в год после праздника св. Луки, с которого начинался учебный год в университете [10]. Подчеркнем, что Коллегия Св. Ильдефонса стала ядром большого университетского комплекса, созданного Сиснеросом в Алькала де Энарес. В этот комплекс входили также основанные Сиснеросом 7 младших коллегий, включая женскую коллегию для девушек из бедных семей. В этих коллегиях изучали грамматику, философию, медицину; из среды младших колле-гиалов вырастали претенденты на место обучения в старшей Коллегии. Уже после смерти основателя во исполнение его желания была открыта знаменитая Коллегия Трилингве. Ее создал ректор Матео Паскуаль Каталан в 1528 г. в соответствии с проектом основателя университета. Здесь обучали риторике, латинскому, греческому и древнееврейскому языкам. Обучение переводу и сочинению на этих трех языках было столь интенсивным, а усердие студентов столь отменным, что в короткий срок эта коллегия завоевала огромную славу, которой так и не удалось достичь в этой сфере Саламанке, хотя оттуда в Алькала посылали специалистов для изучения опыта работы этой коллегии в Алькала, ее организации и методики преподавания лингвистических дисциплин. Университет в Алькала располагал также построенным по распоряжению Сиснероса госпиталем для лечения заболевших студентов и другими, обеспечивавшими полноценную жизнь корпорации учреждениями и необходимыми для этого объектами недвижимости. Подчеркнем, что руководство всеми университетскими учреждениями, а также их финансирование было сосредоточено в Коллегии Св. Ильдефонса. Созданная Сиснеросом система обучения в новом университете во многих аспектах отличалась от той, что царила в главном испанском университете - Саламанкском. Система Алькала не стала и полной копией парижской. Теология в университете Алькала, обогащенная гуманистическими исследованиями, утратила схоластический догматизм, обрела дух терпимости и творчества. Обучение здесь базировалось на глубоком освоении источников. Не случайно одновременно с основанием нового университета Сиснерос задумал и осуществил впоследствии еще один важный проект своей жизни -издание многоязычной Библии с учетом достижений филологии гуманистов. Внутренний дворик Коллегии Трилингве. Университет. Алькала де Энарес. Фото автора, 1996 г. Университет Сиснероса воплощал в себе целостную систему образования - от начального в грамматических малых коллегиях - до высшего - в старшей Коллегии Св. Ильдефонсо. Важно отметить, что эта система образования была открытой и для выходцев из не самых состоятельных слоев общества. Хотя, по замыслу основателя, университет изначально не был предназначен для широкой и тем более светской публики. В жизнеописании кардинала Ф. Хименеса де Сиснероса, сопровождающем его запечатленный в гравюре образ в серии портретов выдающихся испанцев, содержится краткое, но весьма глубокое по своему содержанию и значению упоминание о свершениях Сиснероса на ниве университетского созидания: «Он воздвиг и снабдил всем необходимым Университет в Алькала; издал на свои средства труды знаменитого Тостадо; организовал со своим прямым участием создание Библии Полиглотты, полностью оплатил ее первое издание, которое стало известным в Европе. Во всё он вкладывал огромные средства, что свидетельствовало о его любви к наукам и о его щедрости. Все замыслы его были великими.» [4]. Эти несколько процитированных выше строк, высвечивая лишь одну из многих областей деятельности и лишь часть выдающихся личностных качеств Сиснероса, умещают в себе вместе с тем целый ряд интереснейших сюжетов, связанных и с наукой в жизни Сиснероса, и с его сотрудничеством с учеными-гуманистами, и с воплощением его же идеи создать уникальную многоязычную Библию, и даже с. чудесами в этой связи, способностью к которым национальное сознание испанцев наделяло своего святого Сиснеро-са. Сошлемся на чудесное спасение из морской пучины переписанных по указанию Сиснероса текстов трудов ученого теолога и епископа Алонсо Фернандеса де Мадригала, известного также по своему прозвищу «Эль Тос-тадо» [11. С. 222-223]. Вглядываясь в черты знаменитого испанца, запечатленного среди своих именитых соотечественников, мы попытались кратко осветить одну из сторон его созидательной деятельности, снискавшей ему долгую посмертную славу. И можно ли не закончить словами благодарности строгановской широте, связавшей миры испанского и сибирского университетов.

Ключевые слова

портреты выдающихся испанцев, кардинал Франсиско Хименес де Сиснерос, университет в Алькала де Энарес, библиотека Строгановых, Научная библиотека Томского государственного университета, The University in Alcala de Henares, Stroganoffs library, Scientific Library of Tomsk State University

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Жеравина Ольга АлександровнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыtoledo@mail.tomsknet.ru
Всего: 1

Ссылки

Жеравина О.А. Кардинал Альборнос как основатель Испанской Коллегии святого Климента в Болонье (К изучению серии портретов выдающихся испанцев из книжного собрания Строгановых) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2013. №1 (9). С. 5
AlvaroMolina. La mision de la historia en el dieciocho espanol. Arte y cultura visual en la im-agen de America // Revista de Indias. Vol. 65, № 235, 2005. P. 651-682.
HISPANIA NOVA. Revista de Historia Contemporanea. Niimero 7 (2007) [Электронный ресурс] URL: http://hispanianova.rediris.es (дата обращения: 25.04.2013).
Retratos de los espanoles ilustres con un epitome de sus vidas. Prologo. Madrid: En la Im-prenta Real de Madrid. 1791. 108 retratos.
Fernandez delPulgarP. Vida y motivos de la comiin aclamacion de santo del venerable siervo de Dios D. Fr. Francisco de Ximenez de Cisneros. Madrid: por la Viuda de Melchor Alegre, 1673. 245 p.
Alvar Ezquerra A. La Universidad de Alcala de Henares a principios del siglo XVI. Alcala de Henares: Universidad de Alcala, Servicio de Publicaciones, 1996. 97 p.
Garcia Oro J. La Iglesia de Toledo en tiempo del Cardenal Cisneros: 1495-1517. Toledo: I.T. San Ildefonso, 1992. 270 p.
Jimenez A. Historia de la Universidad Espanola. Madrid: Alianza Editorial, 1971. 522 p.
De la Fuente, V. Historia de las Universidades, Colegios y demas establecimientos de en-senanza en Espana. Vol. 2. Madrid: Imprenta de la viuda e hija de Fuentenebro, 1884. 631 p.
Gonzalez Navarro Ramon. Universidad Complutense. Constituciones originales Cisnerianas. Alcala de Henares: Ediciones Alcala, 1984. 579 p.
Esprit Flechier. Historia de el cardenal don Fray Francisco Ximenez de Cisneros. Tomo Se-gundo. Amberes: Marcos-Miguel Bousquet, 1740. 333 p.
 Кардинал Франсиско Хименес де Сиснерос как основатель университета в Алькала де Энарес (к изучению серии портретов выдающихся испанцев из книжного собрания Строгановых) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 2 (10).

Кардинал Франсиско Хименес де Сиснерос как основатель университета в Алькала де Энарес (к изучению серии портретов выдающихся испанцев из книжного собрания Строгановых) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 2 (10).

Полнотекстовая версия