Исламская экономика в свете общественно-экономических формаций | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 4 (24).

Исламская экономика в свете общественно-экономических формаций

В статье делается попытка проанализировать принадлежность исламской экономики к традиционным общественно-экономическим формациям. Однако исследование показывает, что каждая экономическая модель имеет собственные характеристики, не позволяющие отнести их к традиционной классификации. В работе приводятся мнения ученых, отражаются различные взгляды на качественное содержание понятия «исламская экономика», проводятся параллели между социалистическими и капиталистическими характеристиками, присущими альтернативной экономической формации.

Islamic economics in the light of socio-economic systems.pdf Отслеживая ход мировой истории, мы имеем возможность не только пронаблюдать деление эпох по временному признаку, но и выделить экономические признаки, присущие тому или иному отрезку времени. Становление общества происходит по мере развития его производительных сил и соответствующим историческим типом экономических производственных отношений. Согласно учению Маркса, идеолога научного коммунизма, основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая и коммунистическая. Экономическая теория Карла Маркса отличалась тем, что он не считал капиталистический строй «естественным» и «вечным» и всегда говорил, что будет революция. Эта революция сметет капиталистический строй и заменит его другим, где не будет места частной собственности, неравенству и нищете. Такие выводы были сделаны, основываясь на изучении экономического закона о развитии современного общества. Будучи сторонником социалистических идей, Карл Маркс считал, что капиталистическое общество обязательно превратится в социалистическое посредством революционного вмешательства и не иначе. Сегодня проводится немало научных и прикладных исследований, в рамках которых решается вопрос о последовательности формаций, о степени реализации экономических законов. Однако, на наш взгляд, ключевым предметом рассмотрения становится вопрос о приемлемости функционирующего строя для населения той или иной страны. Тип формации не должен заключаться только в определении экономико-теоретических аспектов, а в первую очередь быть социально-ориентированным, т.е. «сделано людьми - сделано для людей». Проводя сравнительный анализ теории экономических систем между разными общественно-экономическими типами экономик, в капиталистической идеологии мы обнаруживаем, что экономика - это то, что изучает потребности человека и средства их удовлетворения только лишь с материальной стороны человеческой жизни. И строится она на трёх основах: 1) дефицит товаров и услуг относительно потребности, т.е. недостаточность товаров и услуг для удовлетворения многочисленных и возобновляющихся потребностей человека; 2) ценность произведенных товаров; 3) цена и её роль, которую она играет в производстве, употреблении и распределении. Что же касается духовности и духовных потребностей любого человека, то они не признаются важными с экономической точки зрения и не принимаются во внимание в большинстве экономических исследований. Ключевым аспектом в развитии производства и всего, что с ним связано, являются средства удовлетворения, которые в традиционном капиталистическом учении называются товарами и услугами. Товары - это средства удовлетворения ощутимых и осязаемых потребностей, услуги - это средства удовлетворения ощутимых, но неосязаемых потребностей. А то, что мы находим в качестве своих материальных потребностей при применении товаров и услуг является пользой. Эта польза и есть особенность, при наличии которой вещь становится пригодной для удовлетворения потребности. С точки зрения распространенной экономической мысли потребность - это все то, что желается, равно является ли оно необходимым или нет, и независимо от того, считают ли некоторые люди её полезной, а другие вредной. К примеру, алкоголь и табачные изделия считаются товарами, приносящими колоссальную прибыль, а налоги, уплачиваемые с этих категорий товаров, - бюджетообразующими. На наш взгляд, очевидным заблуждением является и тот факт, что сегодня средства удовлетворения - товары и услуги - рассматриваются такими, какие они есть, а не такими, какими они должны быть. Так выглядят потребности и средства их удовлетворения в капиталистическом понимании, при этом в расчет не берется то, в каком положении должно находиться общество, а экономика в данном случае призвана выполнять лишь одну цель - удовлетворять потребности. Одним из достижений экономической мысли считается теория потребностей А. Маслоу, который предположил, что все потребности человека организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. На рис. 1 схематически представлена эта концепция иерархии потребностей в мотивации человека. Потребности в порядке их очередности: - физиологические потребности; - потребности безопасности и защиты; - потребности принадлежности и любви; - потребности самоуважения; - потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования. Рис. 1. Схематическое представление иерархии потребностей Маслоу [1] В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации[1]. Что касается самого желания работать и зарабатывать, то, по мнению большинства, цена является единственным стимулом для производства, потому что к любому труду человека побуждает материальное вознаграждение. Считаем это правило верным, но не исчерпывающим. Говоря о желании человека, мы зачастую подразумеваем только материальные потребности, однако не столько опровергая, сколько дополняя теорию потребностей Маслоу, мы можем увидеть достаточно примеров, когда человек трудится ради морального вознаграждения, чтобы обладать нравственными качествами, например, быть верным или ради духовного вознаграждения. Потребности человека могут быть материальными и духовными, равно и прибыль может быть соответствующей. Поэтому выделять потребности только как материальные и ограничиваться этим, по нашему мнению, неправильно. Бывает, что человек может тратить больше на удовлетворение духовной или моральной потребности, чем на удовлетворение материальной. Следовательно, цена не является единственным стимулом для производства, в качестве побуждающего средства могут выступать и другие вещи. Это относительно капиталистической экономической системы. А что касается социалистической экономической системы, в том числе и коммунистической, то она является противоположностью капиталистической, хотя, как порой представляется, не во всем. Возможно, оболочка менялась, но суть была та же - подмена истинных ценностей ложными, и наращивание капитала лишь для ограниченных социумов или государств. Причиной появления социализма стал гнет капиталистический экономический системы, причинявший обществу страдания, а также наличие в ней множества ошибок. При рассмотрении социалистических направлений становится ясно, что они едины в трех вещах, отличающих их от других экономических направлений: 1. Реализация, до некоторой степени, практического равенства. 2. Частичная или полная отмена частной собственности. 3. Регулирование производства и распределение посредством общественности. Общественный строй в любой период времени является результатом экономического положения. Изменения, постигающие этот режим, происходят по одной причине - это классовая борьба, направленная на улучшение материального положения. История свидетельствует, что эта борьба постоянно заканчивается победой многочисленной прослойки, находящейся в худшем состоянии, чем богатая и малочисленная прослойка, что именуется «законом общественной эволюции». Это относится как к прошлому, так и к будущему. В прошлые века эта борьба существовала между рабами и свободными, потом между знатью и простонародьем, в дальнейшем между аристократами и крестьянами в классовых режимах. Всегда эта борьба заканчивалась тем, что угнетенное большинство одерживало верх над угнетающим меньшинством. Однако после своей победы угнетенный класс превращается в консервативный, угнетающий класс. После французской революции эта борьба стала иметь место между буржуазией и рабочим классом. Буржуазия стала возглавлять экономические отрасли и обладать большими капиталами, превратившись в консервативный класс. Противостоящей капиталистам стороной стал рабочий класс, не обладающий ничем из капитала, но превышающий их по численности. Между этими двумя классами имеется противоречие в интересах, возникшее по экономическим причинам. Поскольку сегодняшняя система производства не находится в соответствии с системой собственности, производство перестало быть индивидуальным, напротив, стало общественным, т.е. индивидуумы участвуют вместе. В то время как система собственности не изменилась в соответствии с этим, а продолжает существовать и быть основой режима в нынешнем обществе. Разница между социализмом и капитализмом состояла в вопросе собственности; считалось, что с упразднением частной собственности, свойственной капиталистам, исчезнут межклассовые различия. Однако равенство по своей сущности является нереальным и непрактичным. Люди по своей природе отличаются друг от друга в умственных и физических способностях, а также в достижении удовлетворения своих потребностей. Таким образом, между ними невозможно установить равенство. Даже если принудительно установить между ними равенство в товарах и услугах, они не смогут быть равными в применении этого имущества в производстве и в пользовании им. И невозможно установить равенство между ними согласно количеству того, что удовлетворяет их потребности. Таким образом, установление равенства между людьми является теоретической и утопической идеей. Что касается полного упразднения частной собственности, то это также противоречит природе человека. Потому что собственность или обладание является проявлением человеческого эго, и это ещё одно доказательство в пользу того, что экономика имеет человеческое лицо, а следовательно, должна быть ориентирована на человека. Для четкости исследования хотелось бы обратиться к теории вопроса, чтобы определить необходимость нацеливания экономических реформ на людей. Слово «экономика» произошло из греческого языка, буквально означает «правила ведения домашнего хозяйства» - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. То есть поначалу все укладывалось в семейный процесс: кто способен работать из членов семьи, тот участвует в производстве товаров и выполняет услуги, а употребляют и пользуются ими все члены семьи вместе. Затем люди стали применять это слово на уровне общества, которым управляет государство. В данном случае под словом «экономика» подразумевается не словарное значение, т. е. сбережения или богатство, а терминологическое значение, означающее ведение дел, касающихся богатства, либо путем их увеличения и нахождения, что рассматривается экономической наукой, либо путем метода их распределения, что рассматривается экономической системой. Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н.э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике - отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, исследованных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов, это сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества в целом. Ни для кого не секрет, что ислам посредством своих экономических систем правильно решает экономические проблемы жизни. В этой связи важным является определить, что такое исламская экономика, при этом считаем ключевой задачей развенчать привычное понимание этого понятия. Важно уяснить, что исламская экономика - это не ведение учета в мечетях, а концепция, учение, модель ведения дел, парадигма. Впервые термин «исламская экономика» появился в книге «Исламская экономика» мусульманского ученого из Индии Сайида Маназира Ахсана Ги-лани в далеком 1947 г. Гилани писал о некой идеальной экономической системе, соответствующей исламу. Однако лишь через 15 лет после издания «Исламской экономики» в мире начали возникать первые исламские финансовые институты - банки. Сам же термин «исламская экономика» утвердился в научной литературе лишь с середины 1970-х гг. С тех пор в экономической литературе, в том числе издаваемой в немусульманских странах, делаются попытки придать этому понятию некую строгую форму, помочь влиться в понятийный аппарат, но по сей день так и не было предложено единого общепринятого и внятного определения понятия «исламская экономика». При этом нужно не просто обрисовать термин, важно именно придать соответствующие характеристики, позволяющие дать четкие представления о том, чем исламская экономика отличается от экономики капиталистической или социалистической. Раскрытие понятия «исламская экономика» должно стать результатом совместной работы ученых-богословов и ученых-экономистов. Что касается современных источников, то, обращаясь к ряду исследований на эту тему, мы видим различные толкования понятия «исламская экономика». В частности, по мнению известного мусульманского экономиста Умара Чапры, исламская экономика - это отрасль знания, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения редких ресурсов в соответствии с пятью исламскими ценностями - без нарушения индивидуальных свобод, без возникновения продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса, без ослабления семейных уз и ущерба для социальной солидарности, без морального разложения общества [2]. Понятие исламской экономики или исламской модели развития подразумевает два момента: 1) что эта модель может быть реализована только в условиях исламского правления; 2) она должна включать принципы исламской экономической традиции. Однако уже доказано, что исламская экономика раздвигает пределы экономического знания в их традиционном понимании, поэтому ограничивать только исламскими принципами жизни считаем не совсем целесообразным, это подтверждается и тем, что сегодня ведущие мировые державы обращаются к исламскому банкингу, исламскому страхованию - такафул, используют при заключении сделок именно исламскую линейку продуктов. Приведем и другие мнения ученых, среди которых исламская экономика характеризуется как экономическая политика, основанная на Коране и сунне (Сайфад-динТадж ад-дин); как общественная наука, которая изучает экономические проблемы людей сквозь призму исламских ценностей (М.А. Ман-нан); как ответ мусульманских мыслителей на экономические вызовы их времени (М.Н. Сиддики); как модель поведения мусульманина в типичном мусульманском обществе (С. Н.Х. Накви); как учение о поведении мусульманина, который управляет ресурсами, представляющими собой доверительную собственность Аллаха, в целях достижения благоденствия (М. Ариф); как знание и применение запретов и предписаний шариата с целью предотвращения несправедливости, которая может возникнуть в процессе приобретения материальных ресурсов и распоряжения ими (Хасан аз-Заман) и др. [3]. Каждое из вышеприведенных понятий по-своему отражает сущность, заложенную Творцом в регулирование хозяйственных процессов как на уровне отдельно взятого человека, так и на уровне больших государств. Но самое главное в исламской экономике - это подлинная её социальная ориентированность, то, к чему стремятся сегодня все страны, но чего так трудно добиться, используя современные экономические подходы. Выше мы писали об общественно-экономических формациях: капитализме и социализме. Капитализм отметается исламом полностью, поскольку эксплуатация труда, бесконечное наращивание капиталов, безудержное расширение рыночных границ, рост риба (ссудного процента) и рисковых сделок противоречат всем канонам шариата. Что же касается социализма, то здесь стоит обратиться к значению слова «социум», что означает общество, стало быть, социализм - это строй, нацеленный на интересы общества, государства. «Исламский социализм» резко отличается от подлинных социалистических принципов. И поскольку мы говорим об экономике, то развить её вполне можно и должно, используя при этом законы шариата. Просто следуя запретам и дозволениям, можно повысить темпы и уровень роста благосостояния государства и индивида, проживающего на его территории. Хотелось бы привести в пример экономические аспекты жизни ливийцев, которые оказались на порядок выше, чем во многих развитых и развивающихся странах. «Партнеры, а не наемники» - именно такая цель ставилась лидером Джамахирии Муаммаром Каддафи при построении всех экономических отношений в стране. По его мнению, все несчастья современного мира проистекают из того, что в основе экономической организации общества лежит принцип наемного труда, когда человек, по сути, лишен возможности зарабатывать на себя. Наоборот, работник превращает свой труд в стоимость, которую соглашается оплатить его работодатель. Далее все просто: наемный рабочий выполняет возложенные на него функции, определяя стоимость затраченного труда, а зачастую просто соглашаясь на то, что ему предложили, а работодатель посредством труда своих подчиненных формирует прибавочную стоимость, которая являлась краеугольным камнем теории К. Маркса. «Прибавочная стоимость есть разница между стоимостью, создаваемой трудом наемного рабочего, и стоимостью его рабочей силы. Капиталист получает ее тогда, когда созданные трудом наемных рабочих товары будут реализованы и сумма денег, полученная от их продажи, превысит его затраты на производство этих товаров. Таким образом, капиталист получит свой доход после завершения кругооборота капитала. Доход капиталиста выступает как разница между продажной ценой товара и суммой капитала, затраченного на его производство, как порождение капитала», - писал классик мировой экономической мысли. Настоящее исследование не является критикой великого экономиста и его «Капитала», который в годы минувшего кризиса снова вышел на первые строчки продаж, скорее его осмыслением. Суть в другом - любые хозяйственные, финансовые, коммерческие, налоговые, международные и прочие экономические отношения должны строиться на заранее определенных условиях и принципах, которые позволят заработать согласно вложенному труду и участию, а в случае потерь - быть готовыми разделить убытки, так велит ислам. Так что какой общественно-экономической формацией является исламская экономика, это вопрос, на наш взгляд, второстепенный, важнее определить, для чего и во имя кого существует, работает, богатеет и развивается человек.

Ключевые слова

социализм, социально-ориентированная экономика, исламская экономика, исламские финансы, socialism, social-oriented economy, Islamic economy, Islamic finance

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ахмедова Эльвира СиражудиновнаДагестанский государственный институт народного хозяйствакандидат экономических наук, завкафедрой налогов и налогообложенияelvira-dginh@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Maslow A.H. Motovation and Personality. New York: Harpaer& Row, 1954.
Chapra M.U. What is Islamic Economics? Jcddah: IRTI, 2001. P. 33.
Алишоев Х.Х. Концептуальные основы учений об исламской экономике: дис.. канд. экон. наук. Душанбе, 2009.
 Исламская экономика в свете общественно-экономических формаций | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 4 (24).

Исламская экономика в свете общественно-экономических формаций | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 4 (24).

Полнотекстовая версия