Система подготовки кадров в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2014. № 1 (25).

Система подготовки кадров в оборонно-промышленном комплексе (ОПК)

Оборонная промышленность функционирует в непривычных для нее рыночных условиях и имеет значительный объем нерешенных задач. Одной из главных задач ОПК является воссоздание высококвалифицированного персонала. За прошедшие два десятилетия произошла невосполнимая утеря кадровых работников. Причины разные: сокращение персонала, отсутствие работы, невысокая зарплата, отсутствие престижности труда, выход на пенсию и т. д. Образовательные учреждения не обеспечивают требования рынка труда необходимыми специалистами. Молодые специалисты не спешат связывать свою трудовую деятельность с военной промышленностью, несмотря на то, что этих специалистов ждут предприятия ОПК.

Training system in the military-industrial complex (MIC).pdf Оборонная промышленность, действующая в непривычных для нее рыночных условиях, имеет внушительный объем нерешенных в полной мере стоящих перед ней задач. Одной из главных задач является воссоздание высококвалифицированного персонала. За прошедшее два десятилетия произошла до сих пор невосполнимая утеря кадровых работников. Причины разные: сокращение персонала, отсутствие работы, невысокая зарплата, падение престижности труда, выход на пенсию и т. д. А вот необходимого притока кадров в ОПК недостаточно. Образовательные учреждения не обеспечивают требования рынка труда нужными специалистами. Молодые кадры не спешат связывать свою трудовую деятельность с военной промышленностью, несмотря на то, что их как специалистов ждут предприятия ОПК, находят применение своим знаниям в других отраслях. Поставка ОПК для нужд армии современной военной продукции, обладающей высокими техническими характеристиками на уровне лучших мировых аналогов и выше, осуществима, только если военная промышленность будет иметь высококонкурентный кадровый состав в необходимой численности, и необходимой специализации, и требуемого уровня образования. В свое время военная промышленность имела мощную сеть институтов повышения квалификации (ИПК) по разным направлениям. У ИПК была хорошая материально-техническая база, и там работали квалифицированные специалисты. ИПК изучали наиболее прогрессивные методы работы передовых предприятий и передавали эти новшества обучающимся. Таким образом, это новаторство становилось достоянием родственных предприятий отрасли. Система ИПК занималась поставкой для предприятий ОПК до 80 % востребованных квалифицированных кадров. Таблица 1. Ситуация на рынке труда в СФО 2013 г. [1] Новосибирская Омская Кемеровская Томская Красноярский Алтайский Показатели область область область область край край Уровень безработицы, %: по региону 1,7 1,0 1,7 1,8 6,5 2,4 в центре региона 0,6 0,6 0,9 0,7 Наименьший Юристы, Юристы, Юристы, Юристы, Экономисты, Юристы, спрос экономисты экономи экономисты, экономисты банковские слу банковские сты, управлен психологи жащие, админи служащие, цы страторы админист раторы Наибольший Рабочие Врачи, Рабочие для Специальности Высококва Продавцы, спрос специальности, строители, сельского для промышлен лифициро строители, инженеры, водители, хозяйства, ности, врачи, ванные учителя, врачи строители, специальности специальности водители, про рабочие, водители, для промыш для промышлен давцы строители, продавцы ленности ности водители, инженеры Средняя зарплата, руб. Свыше 21000 18000 23772 26000 20442 14673 Анализируя рынок труда Сибирского федерального округа (СФО), можно сделать вывод, что здесь давно в дефиците рабочие профессии (табл. 1), в то же время многие безработные имеют высшее образование и хотят работать по специальности [1]. Поскольку во всех приведенных примерах в регионах СФО похожие проблемы на рынке труда, поэтому на примере Новосибирской области, используя оперативную информацию на 15.03.2013 и на 09.08.2013 г., определим наиболее востребованные профессии (табл. 2) [2]. Таблица 2. Информация о наиболее востребованных профессиях (специальностях) Количество вакансий, ед. Процент от общего спроса на рынке труда Профессии на на на на 15.03.13 г. 09.08.13 г. 15.03.13 г. 09.08.13 г. Рабочие профессии для про мышленного производства 12023 39418 36,1 43,9 Кадры для сферы услуг 11635 28765 34,9 32,1 Строительные профессии 2938 1394 8,8 1,6 Здравоохранение 2585 7933 7,8 8,8 Рабочие для сельского хозяй ства 1945 4825 5,8 5,4 Специалисты, военнослужа щие, преподаватели, полицейские, библиотекари, дизаинеры, товароведы, эконо мисты и др. 2210 7397 6,6 8,2 Итого 33336 89732 100 100 В оборонной промышленности, как ни в какой другой отрасли, работают специалисты самых разных направлений и уровней образования. Благополучное будущее военной промышленности зависит от создания отлаженного механизма обеспечения ее необходимыми классными специалистами, умеющими ориентироваться в быстро эволюционирующем рынке. Здесь важны и специалисты с начальным профессиональным образованием (НПО), и средним специальным образованием (СПО), и высшим профессиональным образованием (ВПО), и ученые, разрабатывающие новую военную технику и технологии, т.е. специалисты всех ступеней производства военной техники и технологии. Только в тесном взаимодействии учреждений образования, государственной власти на всех уровнях с организациями ОПК можно сгенерировать самые важные качества, которыми должен обладать специалист для оборонной промышленности, и подготовить его. Приказом Минпромторга России от 13 апреля 2009 г. № 256 утверждена «Стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе системы много-уровнего непрерывного образования на период до 2015 года». В систему входят учреждения НПО, СПО, ВПО и дополнительного профессионального образования (ДПО). Стратегия предусматривает ряд льгот для работников ОПК, направленных на сокращение текучки кадров в отрасли. Намечено создать учебные учреждения при крупных холдингах ОПК, которые будут осуществлять переподготовку кадров для оборонной промышленности с учетом требований времени. Стратегия нацелена на полное обеспечение военной отрасли умелыми специалистами всех уровней с учетом требований завтрашнего дня, что будет способствовать и решению главной задачи ОПК - обеспечению защищенности страны от внутренних и внешних угроз. С 2014 г. предусматривается каждому работнику ОПК раз в 5 лет проходить обучение, повышать свою квалификацию. Профессиональные возможности работников оборонной промышленности, их конъюнктура являются залогом прогресса, успешного продвижения передовых технических решений во все отрасли народного хозяйства. Успешное выполнение военной промышленностью Государственной программы вооружений на 2007-2015 гг. и поставки для армии современной военной продукции будет реализовано, если в организации ОПК в ближайшее время (лучше сегодня) придут высококвалифицированные специалисты, которых ждут там уже много лет. От решения задачи воспроизводства необходимых специалистов всех уровней для ОПК и их сбережения зависит безопасность государства. Для закрепления кадров в ОПК осуществляется комплекс мероприятий. Указом Президента от 15.02.2012 г. «Об учреждении стипендии Президента РФ для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики» назначается стипендия в размере 20000 руб. ежемесячно на срок до 3 лет для молодых ученых и аспирантов (до 30 лет), осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям российской экономики. Согласно Указу Президента РФ от 14.10.2012 г. № 1381 «О повышении эффективности мер государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» с 2013 г. начнут выплачиваться разовые жилищные стипендии работникам оборонной промышленности в размере до 500 тыс. руб. в год - за выдающиеся достижения (201 стипендия) и до 350 тыс. руб. в год - за значительный вклад (685 стипендий). Опыт жилищного строительства в г. Королеве корпорацией «Тактическое военное вооружение» может быть применен и в других регионах, где предприятия ОПК, находящиеся в центре города, имеют значительные площади, не нужные им для производства. На этих свободных площадях строится жилье для своих работников, затраты на 1 кв. м в этом случае в 2,5 раза меньше, чем общегородское строительство. Планируется повышение заработной платы в оборонной отрасли в 2015 г. в 1,5 раза по сравнению с 2011 г. и в 2018 г. в 2 раза [3]. Это хорошие примеры, но их мало в масштабах страны. В сегодняшней ситуации в оборонном комплексе по недокомплекту специалистов всех уровней особенно важно, но и сложно соблюдать необходимое соотношение переподготовки менеджеров и инженерного состава. Трудность этого процесса и в том, что нынешние структуры ДПО не всегда предусматривают в своих учебных планах освоение дисциплин, которые способствовали бы развитию творческого подхода к новым техническим открытиям, внедрению новейших достижений в производство. А такое несоответствие учреждений ДПО поставленным задачам объясняется низкой материально-технической базой, недостатком денежных средств, дефицитом высококвалифицированного преподавательского состава, отсутствием новых образовательных технологий. К препятствиям эффективной работы учреждений ДПО нужно отнести их разную подчиненность, отсутствие должной аккредитации их деятельности с учетом особенностей подготовки и переподготовки кадров для ОПК. Следует законодательно предусмотреть льготы по налогам для предприятий военной промышленности, направляющих свои средства на переобучение, повышение квалификации своих работников. Объединение усилий учреждений образования, науки и организаций ОПК по совместным проектам обычно дает хороший результат, но в настоящее время такое содружество наблюдается все реже, теряются связи науки и производства. В СФО есть примеры успешного содружества образования, науки и промышленности. Красноярский Сибирский государственный университет им. академика М.Ф. Решетнева имеет долговременные договоры на подготовку молодых специалистов по госзаказу для предприятий оборонной промышленности, отбор студентов на специальности для ОПК конкурсный, поэтому выбирают лучших. Студенты проходят на базовых предприятиях годовую и полугодовую практику, связанную с будущей профессией. 95-97 % выпускников вуза трудоустраиваются на предприятиях оборонной промышленности: на Красноярском машиностроительном заводе и ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнева [4]. С целью дальнейшего дополнительного обучения научных кадров для ОПК в учреждениях ДПО уже к 2010 г. были оснащены 9 вузов современным специальным оборудованием [5]. Алтайский край в числе первых подготовил программу обеспечения занятости населения, где предусматривалось и опережающее профессиональное обучение работников [6]. При организации переподготовки кадров служба занятости имеет тесные контакты с работодателями, по заявкам которых и осваивают требуемые специальности пришедшие на переподготовку. Трудоустройство в таком случае гарантировано [7]. Для становления образовательной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров, необходимых оборонной промышленности, надо располагать соответствующими образовательными учреждениями на той же местности, где сосредоточены предприятия оборонной промышленности, имеющие дефицит специалистов. Для большей эффективности таких образовательных учреждений они должны быть обеспечены всеми передовыми технологиями, оборудованием для обучения студентов (слушателей). Давно пришло время создания Министерства оборонной промышленности, которое в том числе и обеспечивало бы прогнозирование необходимых кадров требуемой специализации и квалификации для организаций ОПК. До 2020 г. такая система по обеспечению кадрами военной промышленности должна быть создана, а в дальнейшем только корректироваться с учетом потребностей по новым направлениям специальностей для ОПК. На современном этапе уже есть некоторый опыт взаимодействия учреждений образования и организаций ОПК по воспроизводству специалистов для военной промышленности, который может стать базисом для усовершенствования этого сотрудничества. Первостепенная роль в прогнозировании необходимой численности требуемых специалистов для организаций ОПК отводится государственным структурам, которые должны в комплексе учитывать и переподготовку управленцев, научных работников, инженерно-технического персонала, подготовку специалистов рабочих профессий, подготовку молодых специалистов всех уровней образования, т.е. конструировать жизнеспособную систему многоступенчатого непрерывно действующего обучения специалистов для нужд военной промышленности. Решению вопроса дефицита кадров в оборонной промышленности может способствовать переход на трехсторонний договор обучения студентов: вуз -студент - организация ОПК. Эти договоры должны мотивировать молодых людей на качественное изучение избранной профессии для работы в ОПК, там должны быть предусмотрены и возможность карьерного роста молодого специалиста, и достойная зарплата, и привлекательная работа, и льготы по приобретению жилья, и социальные льготы, и др. Учебные программы учреждений образования, выпускающих молодые кадры для оборонной промышленности, должны быть увязаны с требованиями должностных инструкций по штатным расписаниям предприятий ОПК, согласно которым на рабочие места придут будущие молодые специалисты. Профиль подготовки, численность выпускников технических вузов должны отвечать ожиданиям и потребностям военной промышленности. Для соответствия предложения и спроса на рынке труда для организаций ОПК необходимо возродить практику госзаказов учреждениям ВПО на обучение необходимых специалистов, которые затем придут по направлению работать в организации ОПК, определяющие безопасность страны и ее объективную независимость. Молодые специалисты, получившее образование на договорной основе, должны возместить расходы на обучение своим трудом в оборонной промышленности по специальности не менее 5 лет. Должностные инструкции на идентичные профессии у предприятий ОПК несколько отличаются по содержанию, по требованиям к персоналу, поэтому необходимы государственные профессиональные стандарты, на которые и будут сориентированы инструкции. Концепция подготовки кадров для ОПК является основой для обеспечения национальной безопасности страны. Возродить прежнюю престижность работы в оборонной отрасли в краткие сроки невозможно. Для этого должна быть планомерная согласованная многолетняя работа, поскольку на глазах наших соотечественников уже два десятилетия рушился этот монолит - оборонно-промышленный комплекс. И теперь молодые люди после окончания вузов по техническим специальностям идут работать куда угодно, только не в промышленность. Так по анкетированию 82 выпускников инженерных специальностей Юргинского технологического института филиала Национального исследовательского Томского политехнического университета (ЮТИ (филиал) НИ ТПУ) в 2012/13 учебном году только 7 студентов изъявили желание пойти работать на бывшее предприятие ОПК - Юргинский машиностроительный завод. В Кузбасском политехническом университете из 33 выпускников 2013 г. - будущих инженеров только 2 решили связать свою профессиональную деятельность с промышленным производством. И это не отдельные факты, к сожалению, это существующая тенденция и сложившаяся угроза безопасности страны. Такое положение надо исправлять на государственном уровне. При разработке федеральных программ научного или промышленного направления необходимо включать в них положения по привлечению и обучению кадров для промышленности, в том числе и для военной. Интерес к техническим знаниям нужно развивать у школьников, начиная с младших классов. Создавать проекты, касающиеся развития технического творчества детей, популяризовать, мощно рекламировать техническое творчество. Школьников, проявляющих способности к точным наукам, надо обучать по индивидуальным, более сложным программам, а не по стандартным, ориентированным на ученика со средними способностями. В этом отношении очень интересна система образования в Германии, которая считается одной из самых лучших в мире. В Германии нет значительных природных запасов. Ее экономическая устойчивость обусловлена высоким уровнем специалистов, получивших образование в Германии и работающих в этой стране. После окончания начальной школы немецким школьникам, в зависимости от его способностей, желания родителей, предоставляется возможность получить среднее обязательное образования, имеющее пять видов. Так что уже в 10-12 лет, после окончания начальной школы, человек определяется, будет ли он поступать в университет, или хочет получить рабочую специальность, или для него достаточно среднего профессионального образования, - все это предусматривает среднее образование в Германии. Конечно, все полностью копировать для России нельзя, но образовательная система нашей страны должна развиваться с учетом лучших примеров мировой практики, а также с учетом подписанной Болонской декларации. Но такой проблемы, как острый дефицит специалистов для оборонной промышленности, в Германии нет. В настоящее время на технические специальности приходят поступать слабо подготовленные абитуриенты, с плохими знаниями физики, химии, математики. Это вопросы уже к школьному образованию. К примеру, средний балл в России ЕГЭ по физике в 2011 г. был 51,5, в 2012 г. - 47,3. Соответственно по математике в 2011 г. - 48,2, в 2012 г. - 45,2. Данные по химии за 2011 г. - 58, за 2012 г. - 57,8 [8]. Из приведенных цифр можно сделать вывод, что в общеобразовательных школах страны мало создано классов с физико-математическим уклоном, а при базовой программе по физике в 1011-х классах по 2 ч в неделю (при прежней системе образования в неделю было 4 часа занятий и на подготовку к экзамену еще отводилось время) невозможно подготовить конкурентоспособного абитуриента. Для возрождения привлекательности инженерного образования на должном уровне требуется активизация государственных структур и общества в целом. Это длительный период. И если сегодня начать готовить школьников к этой профессии, то хочется надеяться, что лет через 10 можно насытить рынок труда для ОПК высококлассными специалистами требуемого профиля. Необходима адресная финансовая и правовая помощь для воспитания будущих поколений инженеров для инновационной экономики России [9]. В «Основах политики Российской Федерации в области развития ОПК до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом 19 марта 2010 г., обозначены главные задачи по сохранению и развитию кадрового потенциала: создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи, создание системы непрерывной подготовки кадров высшей квалификации в области инноваций. Предлагаю следующие кардинальные решения, которые нужно принимать в этом году: 1. Рабочие и инженеры в ОПК должны иметь освобождение (бронь) от службы в армии. 2. Молодые семьи следует обеспечивать служебным жильем с последующим выкупом (по примеру жилья для контрактников). 3. Осуществлять массовую рекламу в СМИ о престижности рабочих профессий в военной промышленности. 4. Доплата молодым инженерным кадрам ОПК в размере 10 тыс. руб. в месяц до возраста 30 лет. 5. Средняя зарплата в ОПК должна быть на 20 % выше, чем средняя зарплата по региону. Для воссоздания эффективной системы ДПО для военной промышленности предлагается основать центры подготовки и переподготовки кадров, которые будут осуществлять свою деятельность в составе крупных структур ОПК. В 2015 г. предполагается создать прочную систему многоуровнего непрерывного образования работников для оборонной промышленности, снять острую проблему нехватки кадров для ОПК. Научно-производственные организации ОПК, занимающиеся созданием новейших технологий и техники, должны иметь налоговые льготы. Заработная плата ученого в России в десятки раз ниже, чем у зарубежных коллег. Поэтому зарплату ученого не следует сравнивать со средней зарплатой по стране. Сравнивать ее нужно с оплатой труда заграничных ученых. Такое отношение к элите ученых является мотивацией для них работать именно в России. Нужно учитывать при этом, что подготовка высококвалифицированного специалиста в области создания новой наукоемкой продукции - довольно длительный процесс. Нынешнее состояние оборонной промышленности, испытывающей острый дефицит в квалифицированной работниках, представляет собой реальную угрозу национальной, экономической безопасности страны. Исправить создавшееся положение, применяя только рыночные механизмы, нереально, нужна действенная государственная поддержка, законодательная база, контроль за происходящими процессами в ОПК и политическая воля.

Ключевые слова

дефицит специалистов, подготовка кадров, рынок труда, закрепление кадров, система непрерывной подготовки кадров, воспроизводство необходимых специалистов, государственная поддержка, shortage of specialists, training, labour market, personnel retention, system of continuous training, reproduction of necessary specialists, government support

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Есаулов Владимир НиколаевичТомский политехнический университеткандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инженерно-экономического факультетаelaresy@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Обзор рынка труда по регионам России [Электронный ресурс]. - URL: http://www. shef-dostal.ru/najti-rabotu/obzor-rynka-truda.html (дата обращения: 29.10.2013).
Текущая ситуация на зарегистрированном рынке труда и деятельность государственной службы занятости Новосибирской области на 15.03.2013 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.home/info/rinoktruda/situaciarinok.aspx (дата обращения: 17.03.2013) и на 09.
Рогозин Д. ОПК будет гордостью России // Военно-промышленный курьер 06.02.2013 г. № 5 (473) [Электронный ресурс]. - URL: http://www/vpk-news.ru/articles/14300. (дата обращения: 05.04.2013).
Лукьянова А. Кадры для ОПК: проблемы и мнения: материалы III Всероссийского совещания «Проблемы реализации государственного плана подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса». Ижевск, 21 10.2010 [Электронный ресурс]. - URL: http://w
Караваев И. Об основных аспектах влияния реформирования и развития. ОПК на обеспечение национальной безопасности // Промышленник России. 03.03.2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nationalsafety.ru/n50277 (дата обращения: 31.10.2013).
Бушмин И. Программа поможет найти работу // Рынок труда Алтая. 2009. № 1. С. 3-4.
Кузнецова Н. О ситуации в сфере занятости города Заринска // Рынок труда Алтая. 2009. №1. С. 48-51.
Итоговый аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2012 года [Электронный ресурс]. -URL: http://www.fipi.ru/binaries/1353/1.pdf (дата обращения: 05.04.2013).
Александров А. Забыли аксиому «кадры решают все»? // Военно-промышленный курьер [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vpk-news.ru/articles/8294 (дата обращения: 05.04.2013).
 Система подготовки кадров в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2014. № 1 (25).

Система подготовки кадров в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2014. № 1 (25).

Полнотекстовая версия