К вопросу об оптимизации налогообложения в современной экономике России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2014. № 1 (25).

К вопросу об оптимизации налогообложения в современной экономике России

В связи с переходом к рыночным отношениям в России в большинстве сфер деятельности произошли существенные изменения принципиального характера. В результате действия законов конкуренции возникла потребность рационального использования всех ресурсов предприятий и эффективного использования налоговой политики. Особое значение приобретает теоретическое осмысление факторов, обусловливающих изменение налоговых отношений, изучение способов оптимизации налогообложения, как этап в его объективном развитии, изучение мирового опыта перехода к эффективным в этих условиях способам управления предприятием.

To the question of optimization of taxation in the modern economy of Russia.pdf Рыночные отношения хозяйствующих субъектов, сложившиеся на современном этапе развития, оказывают непосредственное влияние на состояние экономики страны в целом. Специфика этих отношений во многом зависит от налоговой политики, проводимой государством. Уплачивать законно налоги и сборы - одна из основных обязанностей субъектов предпринимательства, однако при осуществлении своей деятельности любой субъект рыночных отношений стремится к уменьшению своих налоговых обязательств. Актуальность данного вопроса не оспаривается ни наукой, ни практикой и заключается в том, что в современных условиях субъекты предпринимательской деятельности стремятся максимально сократить свои расходы, зачастую используя агрессивные методы оптимизации налогообложения. Бюджет государства при такой политике предприятий теряет значительные средства, а это, в свою очередь, является препятствием в развитии государства в целом (не хватает средств для финансирования науки, медицины, образования, правопорядка, инновационной сферы, культуры, строительства и т.д.). Наряду с этим следует отметить, что российской налоговой системе присущи определенные концептуальные недоработки, к которым следует отнести: недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства и обновления основных фондов, а также значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики. В связи с этим возникает необходимость в разработке такой модели оптимизации налогообложения, которая, с одной стороны, будет оптимизировать расходы одних участников хозяйственного взаимодействия (предприятий, физических лиц), и с другой - обеспечивать достаточную по объему доходную часть бюджета государства для производства общественных благ последним. Для решения вопросов оптимизации налогообложения следует прежде всего выявить закономерности возникновения оппортунистического поведения в отношениях между государством и налогоплательщиками при налогообложении. В связи с чем необходимо исследование экономических моделей, включающих в себя оппортунистическое поведение; выявление условий, при которых возникает оппортунистическое поведение; выявление форм оппортунистического поведения и зависимостей формы такого поведения от типа контрактной угрозы. В период становления рыночных отношений российская налоговая система претерпела значительные изменения, общее направление которых можно охарактеризовать как перенос налоговой нагрузки на сырьевой сектор при ее снижении в остальной экономике. При этом общий уровень налоговой нагрузки до начала международного финансового кризиса оставался сравнительно стабильным, составляя 35-36 % ВВП. По величине налоговой нагрузки Россия формально близка к странам Восточной Европы (Польша, Венгрия, Чехия), где этот показатель составляет 35-39 % ВВП. Однако следует учитывать, что абсолютный уровень налоговой нагрузки в целом по экономике в России лишь относительно иллюстрирует действительную налоговую нагрузку на реальный сектор экономики. Причиной этого является особенность механизма расчета рентных платежей, ведущая к тому, что данный показатель растет в период высоких цен на нефть и падает в период низких. Для того чтобы исключить воздействие колебаний внешней конъюнктуры на налоговую нагрузку, целесообразно определять «стандартную налоговую нагрузку, «рассчитанную при постоянных мировых ценах на нефть (20 долл. за баррель) [1. С. 3]. Несмотря на относительно низкий абсолютный уровень налоговой нагрузки, административное бремя по сбору налогов достаточно высоко. Это относится и ко времени, затрачиваемому плательщиками для уплаты налогов, и к усилиям, прилагаемым налоговыми органами для сбора налогов. Международные исследования, проведенные Всемирным банком в рамках проекта Doing business, показывают, что существует огромный потенциал улучшения условий ведения бизнеса в России. Согласно последней оценке, в среднем по показателю «простота ведения бизнеса «Россия занимает 123-е место из 183 стран. Показатели простоты уплаты налогов немного лучше - 105-е место из 183. Одной из основных проблем российской налоговой системы, с точки зрения налогоплательщика, является время, затрачиваемое на оформление документов для уплаты налогов и получения соответствующих льгот. В России это показатель составляет 320 часов год [1. С. 17]. Понимая необходимость упрощения процедуры налогового учета для предприятий, в последние годы правительство приняло ряд мер по решению этой проблемы, в том числе развивается система налоговых платежей через Интернет, совершенствуется механизм расчета налоговых льгот, амортизационная политика. С точки зрения налоговых органов, главную проблему составляет высокая доля теневого сектора экономики и, как следствие, значительный процент уклонения от налогообложения. Согласно последним исследованиям, масштаб теневого сектора российской экономики очень высок - порядка 41 %, что существенно превышает показатели других, сопоставимых с Россией стран. Так, в Бразилии этот показатель составляет 37 %, в Турции - 29 %, в Индии - около 20 %. Снижение размеров теневого сектора экономики и повышение качества налогового администрирования являются приоритетными задачами программы комплексной модернизации российской экономики. Разрабатываются новые меры по совершенствованию рыночных и демократических институтов, борьбе с трансфертным ценообразованием и выводом прибыли в офшоры [1. С. 19]. Налоговое законодательство Российской Федерации меняется довольно часто. С момента принятия Налогового кодекса объемы налоговых поступлений, их структура значительно менялись. Как видно из табл. 1, в 2012 г. объемы поступлений в различные уровни бюджета увеличились незначительно. Таблица 1. Поступления по уровням бюджета за 2011-2012 гг. [2] Вид бюджета млрд руб. Темп роста 2011 г. 2012 г. % Консолидированный бюджет РФ 9720,0 10959,3 112,8 Федеральный бюджет РФ 4480,8 5166,2 115,3 Консолидированный бюджет субъектов РФ 5239,1 5793,1 110,6 В свою очередь структура поступлений по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2011-2012гг выглядит следующим образом и существенно не изменилась. Таблица 2. Поступления по видам налогов в бюджет РФ за 2011-2012 гг . [2] Вид налога млрд руб. Темп роста 2011 г. 2012 г. % НДПИ 2042,5 2459,4 120,4 Налог на прибыль 2270,3 2355,4 103,7 НДФЛ 1994,9 2260,3 113,3 НДС 1753,2 1886,1 107,6 Имущественные налоги 678,0 785,3 115,8 Акцизы 603,9 783,6 129,8 Таким образом, очевидно, что увеличение налоговых поступлений в бюджет РФ в 2012 г. связано с увеличением всех видов налогов и сборов, а наиболее значительный прирост наблюдается лишь от акцизов, что обусловлено политикой государства в отношении алкогольной и табачной продукции, как наиболее эффективного инструмента пополнения бюджета страны. В целом налоговая нагрузка на предприятия остается существенной, что представляет противодействие налогам как объективное явление, не зависящее от выбранных приоритетов государственной политики или морального облика граждан страны. В свою очередь, эффективная оптимизация налогообложения (т.е. оптимизация налогообложения, осуществляемая законными методами) и прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, так как позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности [3. С. 56]. Таким образом, целью государства является разработка такой политики в области налогообложения, чтобы размер налоговых поступлений был достаточен для обеспечения всех стоящих перед ним задач по воспроизводству общественных благ и в то же время чтобы налоговое бремя не было чрезмерным и не подавляло экономическую деятельность и активность налогоплательщика. Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением общей безопасности как самой организации, так и ее должностных лиц. Одна из целей организаций и индивидуальных предпринимателей - выработка оптимальных решений в производственной и хозяйственной деятельности, позволяющих осуществлять легальные операции с минимальными налоговыми потерями. Таким образом, политика оптимизации налогообложения в реальном секторе экономики есть система различных схем и методик, позволяющая выбрать оптимальное решение для конкретного случая хозяйственной деятельности организации [3. С. 57]. Процесс работы по созданию и внедрению системы оптимизации налогообложения в уже действующей организации должен включать следующие этапы: - проверку бухгалтерского и налогового учета, базы хозяйственных договоров и первичных документов; устранение обнаруженных ошибок; обеспечение необходимого объема и качества первичных документов; - разработку собственно системы оптимизации налогообложения, предусматривающей разделение функций бизнеса хозяйствующего субъекта между несколькими структурными подразделениями и (или) ликвидацию лишних звеньев бизнес-процессов; - обновление и оптимизацию договорной базы, внутренних организационных документов организации, создание системы автономного внутреннего контроля; разработку новых форм договорных отношений с контрагентами; - разработку необходимых инструментов регулирования равномерности и размеров уплаты налогов для созданной системы оптимизации [3. С. 59]. Следует отметить, что в современной российской экономической литературе термин «налоговое планирование» отождествляется с термином «налоговая оптимизация», что не вполне корректно, так как планирование представляет собой лишь организационно-подготовительную стадию какого-либо процесса, а оптимизация - это активные действия, направленные на уменьшение налоговых выплат. В таком случае налоговое планирование - это подготовка к налоговым платежам, деятельность по управлению налоговыми выплатами, а под оптимизацией налогообложения следует понимать налоговое планирование, акцентированное на уменьшении налоговых обязательств [4]. По некоторым оценкам, если удельный вес налогов не превышает 15 % общего чистого дохода организации, то потребность в налоговом планировании минимальна, и в такой ситуации за состоянием налоговых платежей может вполне следить главный бухгалтер или его заместитель (рис. 1). При уровне налогового гнета в пределах 20-35 % в мелких и средних фирмах целесообразно иметь специалиста, а в крупных фирмах - группу специалистов, ориентированных исключительно на контроль за налоговыми обязательствами (рис. 2) [5. С. 36]. □ удельный вес налогов общ&го чистого дохода организации ■ остальные статьи Потребность в налоговом Планировании минимальна Рис. 1. Вариант 1 Организации нужны специалисты (группа специалистов), занимающиеся налоговым контролем Следует заметить, что уклонение от уплаты налогов не является налоговой оптимизацией, так как использование нелегальных схем уклонения от уплаты налогов, снижение размеров налоговых обязательств достигаются путем нарушения налогового законодательства. Государственная налоговая система в своей основе ориентирована на решение фискальных задач, на обеспечение финансовыми ресурсами доходной части бюджета путем изъятия денежных средств у предприятий, предпринимателей, населения, однако налоги не должны угнетать деятельность предприятий, налоги должны способствовать формированию стимулов в развитии и улучшении производственной деятельности. Предприятия не должны испытывать налоговый пресс, который бы не позволял производству нормально функционировать. В указанном контексте важным видится рассмотрение оптимизации налогообложения как комплекса мер, которому следует уделять особое внимание не только предприятию, но и государству, так как в системе взаимодействия государства и налогоплательщика оптимизация налогообложения затрагивает интересы обоих участников этих отношений. Сокращение налоговых ставок и реформирование самих налогов для удобства взаимодействия с налогоплательщиками, предоставление льгот -самые эффективные меры оптимизации налогообложения, предлагаемые государством. Даже в случае сокращения налоговых поступлений это улучшает условия для инвестирования, что очень важно для экономики любого уровня. Рис. 2. Вариант 2 В долгосрочной перспективе это позволит поднять уровень производства товаров, работ и услуг, повысить занятость населения и, как следствие, увеличить доходную часть бюджета государства. Впервые попытка установить графическую зависимость между собираемостью налоговых платежей и размером налогового бремени предпринял американский экономист Артур Лаффер. Расчет Лаффера строился на том, что при сокращении налоговых ставок собственники предприятий, получив в распоряжение дополнительные средства и увеличив с их помощью объемы производства, обеспечат резкое увеличение налоговых платежей. Такой рост, по мнению американского экономиста, в перспективе должен существенно превысить недостаток налогов от первоначального снижения ставок. Однако налоговая реформа, проведенная в США в последней четверти XX в., в основе которой лежали концептуальные выводы Лаффера, не дала ожидаемого результата. Резкое снижение ставок налогов в расчете на расширение производства не привело к последующему росту налогов в ожидаемых объемах. Все это вызвало в совокупности с рядом других причин сокращение налоговых доходов и появление в 1983 г. огромного дефицита бюджета в 200 млрд долл. [6]. Таким образом, при сокращении налогового бремени предприятий (к примеру, за счет снижения государством налоговых ставок) необходимо учитывать, что минимизация объема налоговых поступлений должна мотивировать субъектов налогообложения к развитию производства и одновременному наполнению бюджета в объеме, достаточном для финансового обеспечения деятельности государства. Для реализации этой сложной задачи при сокращении налоговых ставок требуется проведение количественных оценок: • периода, в течение которого налоговые платежи будут поступать в меньшем объеме; • максимальных потерь бюджета; • момента, когда ожидается положительный эффект; • масштабов ожидаемого роста доходов; • реальности темпов роста объемов производства. Не оценив эти показатели, предпринимать радикальные меры по реформированию системы налогообложения небезопасно, что делает весьма актуальной задачу теоретического анализа возможных последствий сокращения налоговых ставок [6]. Согласно «Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе [7]. Рассмотренные предложения по проведению мероприятий по оптимизации налогообложения и предотвращению оппортунистического поведения наглядно показывают перспективы снижения налоговых платежей предприятия, снижения его налоговой нагрузки, за счет чего ожидается высвобождение значительной части финансовых ресурсов предприятия и создание условий для дальнейшего функционирования. Перспективы предотвращения оппортунистического поведения хозяйствующих субъектов, в свою очередь, позволяют определить степень дальнейшего оздоровления экономики страны.

Ключевые слова

оптимизация налогообложения, налоговая система, налоговая нагрузка, финансовый кризис, налоговая политика, tax optimisation, tax system, tax burden, financial crisis, tax policy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Никулина Ольга МихайловнаТомский государственный университет; Томский государственный архитектурно-строительный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учета экономического факультета; доцент кафедры экономикиolganikulyonok@yandex.ru
Косова Юлия ВладимировнаТомский государственный архитектурно-строительный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры экономикиukoss@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Гуревич Е., Суслина А. Российская налоговая система - общие и особенные черты // Экономический бюллетень Министерства промышленности, туризма и торговли Испании. 2011. № 3019.
Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - URL: http:// analytic. nalog.ru/ portal/index.ru-RU.htm
Лермонтов Ю.М. Оптимизация налогообложения: рекомендации по исчислению и уплате налогов. М.: Налоговый вестник, 2008.
Налоговое планирование [Электронный ресурс]. URL: http://www.pnalog.ru/ material/ nalogovoe-planirovanie-rossiyskie-kompanii
Изотова Т.Г. Налоги и налогообложение. Теория налогообложения и характеристика налоговой системы России: учеб. пособие по дисциплине «Налоги и налогообложение». М.: Изд-во МИИГАиК, 2010.
Российский налоговый курьер [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rnk.ru/journal/ archives/2006/18/nalogovyj_klub/nalogovaja_reforma/71475.phtml
Российский налоговый курьер [Электронный ресурс]. - URL: http://rnk.ru/ documents/ new/document146500.phtml
 К вопросу об оптимизации налогообложения в современной экономике России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2014. № 1 (25).

К вопросу об оптимизации налогообложения в современной экономике России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2014. № 1 (25).

Полнотекстовая версия