Значение кредитных ресурсов в социально-экономическом развитии Республики Беларусь | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2014. № 2(26).

Значение кредитных ресурсов в социально-экономическом развитии Республики Беларусь

Статья обнаруживает проблему необходимости диверсификации источников финансирования государственных программ социально-экономического развития в РБ. Проведенный анализ позволяет оценить современное положение по достижению важнейших приоритетных задач развития страны за счет бюджетных ресурсов и сделать вывод об ограничительных факторах их использования. Статья выявляет недостатки механизма финансирования государственных программ и посвящена вопросу повышения роли банковского кредитования на современном этапе как одного из возможных вариантов перспективных направлений его совершенствования.

The role of credit resources in the social and economic development of the republic of Belarus.pdf В рамках системы государственных прогнозов в Республике Беларусь разрабатывается программа социально-экономического развития на пять лет. Основной целью социально-экономического развития РБ в 2011-2015 гг. является рост благосостояния и улучшение качества жизни населения в условиях достижения баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Важнейшими приоритетными направлениями развития определены такие, как развитие человеческого потенциала, инновационный путь развития экономики, модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких производств, стимулирование предпринимательства и деловой инициативы, рост экспорта и развитие импортозамещающих производств, строительство доступного жилья, устойчивое развитие регионов, а также повышение эффективности АПК. Основными целевыми ориентирами от реализации Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 гг. являются следующие: увеличение ВВП на 62-68%, инвестиций в основной капитал в 1,9-1,97 раза, экспорта товаров в 2,1 раза; снижение энергоемкости ВВП на 29-32%, материалоемкости продукции на 5-7% [1]. Традиционно финансовой базой для реализации задач в области социально-экономического развития являются бюджетные средства (табл. 1). Действительно, в РБ реализуются различные бюджетные программы, которые частично или полностью финансируются из бюджета, по различным направлениям, главным образом в реальном секторе экономики и социальной сфере. Наибольший удельный вес в финансировании бюджетных программ занимает Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 гг.-около 32,5% всех средств. Таблица 1. Бюджетное финансирование социально-экономических программ развития в РБ Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Финансирование бюджетных программ, трлн руб. 8,6 9,3 9,7 16,3 20,0 Финансирование государственной инвестиционной программы, трлн руб. 1,49 1,53 1,96 3,17 5,55 Финансирование из республиканских инновационных фондов, трлн руб. 3,22 2,10 1,30 4,53 1,58 Доля финансирования в расходах бюджета, % 23,1 33,8 32,7 25,9 22,3 Источник: собственная разработка на основе [2]. Несмотря на то, что бюджетное финансирование государственных программ получило широкое распространение на практике, его использование объективно ограничено возможностями пополнения доходной базы бюджета и его доля в расходах бюджета имеет тенденцию к сокращению. Ведь достижение сбалансированного бюджета предполагает актуализацию вопроса оптимизации бюджетных расходов - например, в период кризисных явлений в 2011 г. была проведена ревизия государственных программ, что позволило получить резервы в размере около 500 млрд руб. В этой связи все большее внимание должно уделяться привлечению альтернативных источников финансирования - собственных средств организаций, банковских кредитов и т. п. Что касается использования собственных источников финансирования организаций, то они в большей степени ограничиваются возможностями по генерированию прибыли на фоне общего нестабильного финансового состояния организаций, а также необходимостью первоочередного финансирования текущих затрат, погашения задолженности по кредитам и т.д., что делает необходимым использование заемных средств. Заметим, что если бюджетные расходы по программе устойчивого развития села предусматриваются в размере 29,8 трлн руб., то потребность в заемных ресурсах на выполнение всех мероприятий по развитию АПК составляет в 2 раза больше. Несмотря на то, что одной из важных задач развития финансового рынка в РБ является развитие всех его сегментов, привлечение различных финансовых институтов (в том числе небанковских кредитно-финансовых организаций) к финансированию экономики, именно банковское кредитование традиционно остается основным источником заемных средств для большинства организаций республики (табл. 2). Таблица 2. Кредитные вложения банков РБ в экономику Показатель 01.01.2009 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 Кредитные вложения, трлн руб. 44,8 63,6 88,8 147,9 201,9 В т.ч.: краткосрочные 12,2 17,8 22,2 36,1 55,1 долгосрочные 32,6 45,8 66,6 111,8 146,8 Источник: собственная разработка на основе [3]. Банковская система предлагает субъектам хозяйствования разнообразные кредитные продукты, дифференцированные по сумме, валюте, сроку, целям предоставления денежных средств. Вместе с тем возможности привлечения банковских кредитов различными отраслями экономики ограничиваются низкой доходностью самих организаций на фоне высоких процентных ставок по кредитам (табл. 3). По данным НБ РБ, ставка рефинансирования, которая является ориентиром для кредитного рынка в целом, хотя и снизилась с 30,5% по состоянию на 01.09.2012 г. до 23,5% на 01.09.2013 г., тем не менее достаточно высока, что не способствует свободному доступу организаций к кредитным ресурсам и даже в некоторой степени сдерживает развитие большинства отраслей экономики республики. Таблица 3. Динамика процентных ставок по кредитам и доходности организаций Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Полная ставка по кредитам в нац. валюте для юр. лиц, % годовых: на срок до 1 года 13,3 19,5 14,4 28,2 39,1 на срок свыше 1 года 6,8 7,4 7,8 18,1 24,9 Рентабельность реализованных товаров, продукции, работ, услуг организациями 14,0 9,9 9,6 13,3 н/д Источник: собственная разработка на основе [3, 4]. В этой связи государство вынуждено предпринимать меры по удешевлению заемных средств для организаций за счет использования различных государственных финансовых инструментов развития национальной экономики, среди которых можно выделить возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами, предоставление финансовой помощи из бюджета, бюджетные ссуды и займы и др. Применение таких мер является устоявшейся практикой и способствует не только улучшению финансового состояния организаций, но и повышению привлекательности секторов экономики для банковской системы, несмотря на имеющиеся недостатки такого механизма государственной поддержки национальной экономики. К примеру, только на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами (в размере не более 50% ставки рефинансирования НБ РБ по кредитам в национальной валюте или 50% ставки по кредиту в иностранной валюте) юридическим лицам предусматривается более 11 трлн руб., или около 9% расходов республиканского бюджета на 2013 г. В целях совершенствования организации финансирования государственных программ и социально значимых инвестиционных проектов в республике с 2011 г. действует ОАО «Банк развития Республики Беларусь», который на льготных условиях осуществляет кредитование инвестиционных и других проектов в приоритетных отраслях экономики, в первую очередь развитие АПК, создание или развитие высокотехнологичных производств, жилищное строительство на селе и др. Между тем основным критерием для получения финансирования является не только экономическая целесообразность проекта и обязательное включение его в государственную программу, но и участие не менее 20% собственных средств организации в проекте [5]. Примечательно, что помимо государственной поддержки отраслей экономики в республике широкое распространение получило льготное кредитование граждан, в первую очередь на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, на газификацию, на обучение молодым специалистам и др. В целом расширение льготного кредитования граждан способствует росту платежеспособного спроса, более полному удовлетворению потребностей граждан, что, в свою очередь, стимулирует развитие целого ряда отраслей национальной экономики, создавая мультипликативный эффект. Поэтому потребительское кредитование также может сыграть заметную роль в достижении ожидаемых результатов государственных программ. По нашему мнению, можно выделить некоторые проблемы в области финансирования государственных программ в РБ: во-первых, невозможность обеспечения всех программ и мероприятий только за счет бюджетного финансирования в условиях необходимости достижения сбалансированности государственного бюджета; во-вторых, ограниченность использования собственных средств организаций для выполнения государственных программ по причине низкой доходности; в-третьих, все возрастающая роль банковских кредитов как относительно доступного источника финансирования в условиях их льготирования государством. Перспективными направлениями развития механизма финансирования государственных программ, на наш взгляд, могут стать: 1) дальнейшее сокращение бюджетного финансирования мероприятий в сфере реального сектора экономики в рамках государственных программ и направление бюджетных средств на реализацию социальных проектов с целью оптимизации государственных расходов; 2) формирование и вовлечение новых участников в систему финансирования государственных программ (небанковские кредитно-финансовые институты, институты кредитной кооперации и др.) для развития конкуренции на кредитном рынке и возможного снижения процентных ставок по кредитам; 3) активизация развития долгового финансирования за счет выпуска корпоративных облигаций на финансовом рынке как неиспользуемого организациями альтернативного источника финансирования; 4) более полное использование возможностей потребительского кредитования и его мультипликативного эффекта на социально-экономическое развитие государства. В целом можно говорить о сложившейся в РБ комбинированной системе реализации программ социально-экономического развития, кредитным ресурсам в которой в силу различных причин придается все большее значение на современном этапе. Вместе с тем, представляется необходимой оптимизация финансирования государственных программ для максимально эффективной реализации запланированных мероприятий в рамках приоритетных направлений развития РБ.

Ключевые слова

государственная программа, бюджетное финансирование, кредитные вложения, Public program, Budgetary financing, Provision of crediting

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Самоховец Мария ПавловнаПолесский государственный университет (Пинск)кандидат экономических наук, доцент кафедры финансовsamkhvec@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Указ Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 № 136 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.» // Система КонсультантПлюс (дата обращения: 27.08.2013).
Закон РБ «О республиканском бюджете» (на 2009-2013 годы) // Система Консультант-Плюс (дата обращения: 26.08.2013).
Бюллетень банковской статистики (ежегодник)-2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nbrb.by/statistics/bulletin/ (дата обращения: 28.08.2013).
Республика Беларусь: стат. сб. 2012 г. Минск, 2013.
Кредитные операции [Электронный ресурс]. URL: http://brrb.by/activities/credit-transactions/ (дата обращения: 05.09.2013).
 Значение кредитных ресурсов в социально-экономическом развитии Республики Беларусь | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2014. № 2(26).

Значение кредитных ресурсов в социально-экономическом развитии Республики Беларусь | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2014. № 2(26).