Методические основы моделирования механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2014. № 4(28).

Методические основы моделирования механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Статья посвящена методическим основам моделирования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В ней обозначена актуальность проблематики, раскрыты терминологические аспекты, выбраны подходы, вид и стандарт моделирования, определено место механизма господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства в графической модели. Представлен фрагмент разработанной графической модели действующего механизма господдержки предпринимательства. Уточнен подход к определению эффективности этого механизма.

Methodical bases of modeling the mechanism of state support for small and medium businesses.pdf Роль малого и среднего предпринимательства в условиях рыночной экономики является одной из ключевых. Такие компании способны быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создают дополнительные рабочие места, являются основным источником формирования среднего класса. Именно малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) способно дать отечественной экономике необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен и конкурентную среду, мотивирующую на внедрение новых технологий и повышение качества товаров. А в союзе с крупными компаниями субъекты МСП могут получать значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Тем не менее на практике отечественное МСП оказывает на макроэкономические показатели не столь существенное влияние, как в других странах: доля МСП в ВВП России составляет около 22%, в США -50%, в Китае - более 60%. В связи с этим государственная поддержка МСП является одним из приоритетных направлений долгосрочного социальноэкономического развития России. Поставленная перед авторами задача состояла в моделировании механизма государственной поддержки субъектов МСП в России с целью разработки предложений по его совершенствованию. Эта задача потребовала, прежде всего, определения методических основ моделирования такого механизма. В более подробном виде она раскрывается в следующих вопросах: - что именно понимается под механизмом государственной поддержки субъектов МСП; - какие подходы и вид моделирования следует использовать в данном случае; - с помощью каких методик и технических средств можно представить модель государственной поддержки субъектов МСП; - где в этой модели находится механизм государственной поддержки МСП; - как оценить эффективность действующего механизма государственной поддержки субъектов МСП с целью его совершенствования [1. С. 55]. В различных источниках под механизмом государственной поддержки МСП понимается совокупность взаимосвязанных элементов, инструментов, методов организации и управления, обеспечивающих функционирование системы государственной поддержки МСП [2. С. 295]. Такое определение раскрывает сущность предмета исследования и акцентирует внимание на его важнейших составляющих, среди которых ключевое значение имеют государственные программы (подпрограммы). И, по мнению многих авторов, наиболее значимым направлением господдержки субъектов МСП является финансовая поддержка. Исследование существующих процессов, механизмов - обязательная часть любого проекта развития системы. В процессе моделирования выявляются «узкие места» системы, что служит отправной точкой для ее совершенствования. Для решения поставленной задачи может подойти математическое, экономико-математическое, компьютерное, статистическое, графическое моделирование. Исследуемой теме посвящено довольно много публикаций, и в основном авторы приводят различные графические модели или схемы, в которых в обобщенном виде отражаются ключевые элементы господдержки субъектов МСП, наличие связей, иерархии между ними и желаемые результаты. Основное преимущество графических моделей - наглядность и наилучшее восприятие этих моделей сторонними читателями. Так, в работе Н.Б. Завьяловой и др. схематично показана иерархия программ государственной поддержки МСП: федеральная, региональная, муниципальная программы [3. С. 84]. От последней в качестве результатов исходит расширение деловых возможностей, финансово-имущественная поддержка субъектов МСП, обучение и консультирование предпринимателей, улучшение условий ведения бизнеса, информационное обеспечение. Эта схема акцентирует внимание на самых главных организационно-правовых инструментах системы господдержки МСП (программах) и в общем виде - на ожидаемой полезности этой поддержки с точки зрения ее получателей. Р.Б. Гамидуллаев приводит структурную схему системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, в которой выделяет программно-целевой блок (подразумевающий программно-целевое обеспечение государственной поддержки), организационно-правовой блок (нормативно-правовое обеспечение господдержки, содействие внешнеэкономической деятельности, международное сотрудничество, интеграция с крупным бизнесом) и функционально-ресурсный блок (кадровое, информационное, финансово-кредитное, инфраструктурное, технологическое обеспечение) [2. С. 298]. Более подробно суть схемы раскрывается в текстовой и табличной форме. В статье О.Н. Зубатых, Е.А. Колесниченко схематично отражены инструменты поддержки малого бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, такие как правовое обеспечение и защита малого предпринимательства, финансово-кредитная, информационно-методическая, налоговая поддержка и антимонопольная политика [4. С. 57]. Компиляция подобных схем приведена на рис. 1. Рис. 1. Пример графического отображения механизма государственной поддержки субъектов МСП Из него видно, что механизм государственной поддержки субъектов МСП включает организационно-правовой, программно-целевой и функционально-ресурсный блоки. Основным инструментарием реализации этого механизма являются государственные программы. В результате субъекты МСП получают финансово-имущественную, информационную и иную поддержку. Однако представленный рисунок и подобные ему, строго говоря, можно назвать схемой, но не моделью. Для комплексного анализа и моделирования государственной поддержки субъектов МСП наиболее приемлем системный подход, при котором объектная область исследования рассматривается как система. А непосредственно для моделирования механизма господдержки МСП следует использовать стандарты графического моделирования. Отметим, что, несмотря на множество трактовок понятия системы, существует общепризнанное понимание ее как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих целостность, единство. Зачастую смешиваются понятия системного подхода и системного анализа или ведутся дискуссии о взаимосвязи между ними. Во избежание терминологической нечеткости обозначим, что системный анализ - строгая математическая теория анализа сложных систем. В отношении оценки эффективности управления федеральными программами системный подход применяют В.А. Да-далко, Е.Р. Михалко, Э.А. Савчук и др. [5]. Статическое (структурное) и динамическое (процессуальное) состояние системы неразрывно связаны между собой, что определяет использование наряду с системным процессного подхода. Он рассматривает деятельность и управление как процесс, что соотносится с нашим пониманием механизма государственной поддержки субъектов МСП и в отличие от функционального подхода ориентирует на результат, а не на функцию, на что указывают А.О. Блинов, О.С. Рудакова [6. С. 57] и другие авторы. В процессном подходе контролируются «входы» (ресурсы) и «выходы» (результаты) на границах функций и бизнес-процессов (рис. 2). А сам бизнес-процесс понимается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. Рис. 2. Отличие процессного и функционального подходов Определившись с видом и подходами к моделированию господдержки субъектов МСП, необходимо выбрать стандарт моделирования. Наиболее удобным языком графического моделирования системы считается методология IDEF0 (Integrated DEFinition), предполагающая графическое и текстовое описание модели [7]. Модель IDEF0 в общем виде отображает выполняемые системой функции и связи между ними. Сначала создается контекстная диаграмма (рис. 3), отражающая основную функцию системы, а затем она декомпозируется (детализируется) до необходимого уровня. Вход функционального блока представляет материал или информацию, которая должна быть использована или преобразована блоком в результат (выход). Стрелки входа необязательны, так как не все действия могут преобразовать или изменять что-либо. При решении нашей задачи входом модели могут быть денежные средства - ресурс, обеспечивающий результативность механизма (выход модели). К управляющим элементам модели следует отнести нормативноправовые документы. Влияние на механизм должны оказывать цели более высокого уровня - цели развития экономики страны, отдельных отраслей и видов деятельности, реализации социально-экономической политики. Механизмом модели являются министерства, ведомства, иные органы власти и подразделения, участвующие в процессе государственной поддержки МСП, программное обеспечение и иной инструментарий. В модели обязательно должна присутствовать обратная связь. К ней относятся информация об эффективности и результативности механизма, неизрасходованные ресурсы. Конечная цель моделирования - создание модели «как будет», в которой отразятся предложения исследователей по совершенствованию механизма государственной поддержки МСП. Управление С1 ( Выход О1 Вход I1 Основная функция системы Механизм М1 Рис. 3. Принцип построения контекстной диаграммы модели в стандарте IDEF0 Широкое распространение стандарта IDEF0 позволяет в рамках данной статьи не рассматривать его подробно, а сразу обратить внимание на следующий момент. В соответствии с терминологией IDEF0 механизм в модели обозначается дугой, входящей в функциональный блок снизу. Здесь механизмы показывают средства, инструментарий, с помощью которого осуществляется выполнение функций. То есть механизм является частью системы, которая «запускает» и поддерживает ее функционирование. Такой аспект приводит к вопросам: где именно в графической модели будет отражен механизм государственной поддержки субъектов МСП? он займет всю модель или только ее часть (нижние дуги)? Взаимосвязь между элементами механизма не так четко просматривается на IDEF0-диаграммах, как взаимосвязь между функциями системы, хотя она есть. Например, одно подразделение министерства может выполнять различные функции системы государственной поддержки предпринимательства. С другой стороны, для выполнения определенной функции может понадобиться совместная работа нескольких подразделений и использование одного инструментария, программного обеспечения, методик и источника информации. Тем не менее, приравнивая понятия механизма господдержки субъектов МСП и механизма как нижних дуг модели, мы искусственно создадим ограничения, которые не позволят рассмотреть проблему в полном объеме. То есть созданная графическая модель со всеми элементами, функциями, взаимосвязями и будет представлять механизм государственной поддержки субъектов МСП. Небольшие графические модели можно создавать в ручном режиме или средствами текстовых редакторов со встроенными графическими приложениями. Однако для решения серьезной задачи используются так называемые CASE-средства (англ. Computer-Aided Software Engineering) - программные продукты для моделирования программ, систем. Есть мнение, что их выбор во многом зависит от личных предпочтений разработчиков. Но для реализации структурного (функционально ориентированного) подхода и использования IDEF0-методологий наилучшим образом подходит All Fusion Process Modeler (ранее BPwin). Этот программный продукт содержит стандарты моделирования, обладает интуитивно-понятным графическим интерфейсом, быстр и легок в освоении, что позволяет сосредоточиться на анализе самой предметной области. Наличие в All Fusion Process Modeler встроенных стандартов моделирования снимает необходимость создания «Соглашения по моделированию бизнес-процессов» - документа, в котором прописываются правила моделирования, внешний вид и сущность всех используемых графических объектов. В качестве иллюстрации созданных моделей господдержки субъектов МСП на рис. 4 представлена диаграмма верхнего уровня модели «как есть». В модели сложно отразить всю многовариатность системы (механизма) государственной поддержки МСП, поэтому на модель накладываются определенные ограничения. Отправной точкой моделирования механизма государственной поддержки субъектов МСП послужили указанные на федеральном портале малого и среднего предпринимательства программы господдержки субъектов МСП (www.smb.gov.ru). Методическим центром по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования развития субъектов МСП выступает Минэкономразвития РФ. В то же время господдержка субъектов МСП осуществляется по линии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства образования и науки РФ и др. За исключением подпрограммы по линии Минтруда, в других подпрограммах (по линии указанных министерств) присутствуют цели и ключевые индикаторы, касающиеся непосредственно субъектов МСП. Анализ нормативных документов относительно указанных на рис. 4 госпрограмм и интервьюирование экспертов позволили декомпозировать эту диаграмму, выявить особенности и недостатки действующего механизма. Однако подробная демонстрация практических результатов исследования выходит за рамки данной публикации, поэтому вернемся к методическим вопросам. В отношении господдержки субъектов МСП в разных источниках употребляются понятия эффективности и результативности, что потребовало дополнительного изучения этих понятий. М.А. Волкова отмечает, что оценка эффективности государственной поддержки МСП может осуществляться с позиции различных заинтересованных сторон: государства, региона и самих малых и средних предпринимательских структур [8. С. 439]. В зависимости от того, кто выступает субъектом оценки, могут применяться различные целевые установки, методы, критерии и выводы. В работе Р.Б. Гамидуллаева предложена методика оценки эффективности господдержки малого инновационного предпринимательства, однако в заключении автор говорит о результативности поддержки, т.е. не разграничивает эти понятия [9. С. 4]. С.А. Попов проводит анализ эффективности про- Рис. 4. Верхний уровень модели механизма государственной поддержки субъектов МСП «как есть» (as-is) грамм государственной поддержки малого предпринимательства [10. С. 2249]. В то же время официальные документы оперируют понятием результативности предоставления субсидий региональным бюджетам в рамках государственной поддержки МСП [11]. В Приказе Минэкономразвития России от 14.07.2011 № 343, посвященном подготовке Соглашения по софинан-сированию мероприятий государственной поддержки МСП, говорится о том, что оценка эффективности использования субсидии осуществляется путем анализа достижения значений показателей результативности предоставления субсидии [12]. Итак, результативность отражает взаимосвязь между поставленными в программных документах целями и достигнутыми результатами. Она оценивается с позиции того, все ли результаты соответствуют установленным целям и в какой мере. Понятие эффективности имеет несколько трактовок. В общем виде она определяется через отношение конечного результата (эффекта) к затраченному на его достижение ресурсу. Соответственно, чем большее значение принимает это отношение, тем эффективность выше. Социологический подход связывает эффективность с достижением результата [13. С. 102], что практически приравнивает понятия эффективности и результативности. Но здесь важно не уйти в крайность, когда цель оправдывает средства, например, использование незаконных методов управления. Такую потенциальную проблему можно свести к нулю, указав в модели определенные принципы функционирования механизма государственной поддержки МСП. Обобщая проведенный анализ понятий, закрепим, что эффективность механизма государственной поддержки проявляется не только в достижении значений результативности программных документов. Использование исключительно этого критерия не позволит «приподняться» над проблемой. Поэтому оценка эффективности механизма господдержки МСП должна учитывать и объективные мнения экспертов в этой области. Кроме того, очевидна необходимость разработки критериев оценки развития МСП в регионах, на основании которых и можно судить об эффективности механизма господдержки субъектов МСП. Подводя итоги исследования, еще раз подчеркнем, что под механизмом государственной поддержки МСП понимается совокупность взаимосвязанных элементов, инструментов, методов организации и управления, обеспечивающих функционирование системы господдержки МСП. Для моделирования механизма господдержки субъектов МСП с целью анализа его эффективности и разработки предложений по его улучшению целесообразно использовать системный и процессный подходы. Системный поход здесь означает, что государственная поддержка субъектов МСП является элементом более крупной системы и не только влияет на малые и средние хозяйствующие субъекты, но и выступает инструментом реализации социально-экономической политики страны. Процессный подход подводит к использованию широко известного стандарта графического моделирования IDEF0, позволяющего создавать наглядную функциональную модель, для чтения которой практически не требуется специальной подготовки. А это может являться большим преимуществом для заказчиков моделирования. Сформированная таким образом модель «как есть» (as-is) раскрывает участников, этапы, инструментарий и особенности действующего механизма господдержки субъектов МСП. На ее основе создается модель «как будет» (to-be), отражающая предложения по повышению ее эффективности. Последняя проявляется не только в достижении запланированных в госпрограммах целей и индикаторов, но и в оценке этого механизма экспертами регионального уровня с использованием специально разработанной системы показателей.

Ключевые слова

малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, графическое моделирование, Small and Medium Business, State support, Graphic modeling

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Карпов Валерий ВасильевичОмский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерациидоктор экономических наук, профессор, директорVVKarpov@fa.ru
Кораблева Анна АлександровнаФедеральное государственное бюджетное учреждение науки Омского научного центра Сибирского отделения Российской академии науккандидат экономических наук, ст. научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского отдела региональных проблемanna412@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Карпов В.В., Кораблева А.А. Методико-методологические основы моделирования государственной поддержки предпринимательства // Двадцатые Апрельские экономические чтения: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. д.э.н., проф. В.В. Карпова и д.э.н., проф. А.И. Ковалева. Омск: РОФ «ФРСР», 2014. С. 55-58.
Гамидуллаев Р.Б. Анализ механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства // Изв. ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 295-301.
Завьялова Н.Б., Сагинова О.В., Сидорчук Р.Р., Скоробогатых И.И. Уровень государственной поддержки малого бизнеса с точки зрения ее получателей // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2013. № 2 (104). С. 82-93.
Зубатых О.Н., Колесниченко Е.А. Государственно-частное партнерство как фактор развития малого бизнеса в регионах России в посткризисный период // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9. С. 53-57.
Дадалко В.А., Михалко Е.Р., Савчук Э.А. Экономико-математическая модель оценки эффективности управления комплексом федеральных целевых программ в сферах обеспечения безопасности и научно-технического развития России // Экономические науки. 2010. № 6. С. 223-230.
Блинов А.О., Рудакова О.С. Процессный подход в системе менеджмента современных организаций // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 1. С. 56-62.
Методология функционального моделирования IDEF0. Руководящий документ. М.: Госстандарт России, 2000. 75 с.
Волкова М.А. Оценка эффективности государственного механизма управления экономикой региона в сфере поддержки малого бизнеса // Вестн. Сиб. гос. аэрокосм. ун-та им. академика М.Ф. Решетнева. 2009. № 2 С. 438-442.
Гамидуллаев Р. Б. Разработка методики оценки эффективности государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в РФ // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 32. С. 4.
Попов С.А. Комплексный анализ оценки эффективности управления программами поддержки малого предпринимательства // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-10. С. 2249-2252.
Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 № 178 (ред. от 28.06.2012) «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // Справ. правовая система «Консультант-Плюс».
Приказ Минэкономразвития России от 14.07.2011 № 343 (ред. от 13.07.2012) «Об утверждении формы соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
Литвинова О.С. Понятие «эффективность» и его критерии в парламентской деятельности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 5-2 (31). С. 101-107.
 Методические основы моделирования механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2014. № 4(28).

Методические основы моделирования механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2014. № 4(28).