Методика комплексной оценки деятельности и эффективности использования ресурсов организациями, реализующими программы профессиональной подготовки кадров | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2015. № 1(29).

Методика комплексной оценки деятельности и эффективности использования ресурсов организациями, реализующими программы профессиональной подготовки кадров

Даны обоснования целесообразности нового подхода к оценке деятельности и эффективности использования ресурсов организациями, реализующими программы профессиональной подготовки кадров. Представлена авторская методика комплексной оценки на основании анализа соотношения ресурсов и результатов, создающая предпосылки для повышения результативности управления и научно обоснованного стратегического планирования и развития образовательных организаций, в частности рынка профессиональной подготовки кадров в целом.

Methodology of integrated assessment activities and resource efficiency organizations that implement professional traini.pdf Теоретико-прикладные исследования однозначно доказывают определяющую роль образования в развитии современного общества. В свою очередь, система профессионального образования обеспечивает за счет качественного опережающего развития человеческих ресурсов формирование профессионального общества. Система профессионального образования Российской Федерации в последние годы находится в состоянии модернизации: внедряются современные организационные формы, принципиально новые технологии и методы обучения, развивается ее материально-техническое обеспечение. Определены основные направления государственной (региональной) политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена на долгосрочную перспективу, разработаны и утверждены соответствующие документы: - Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [1]. - Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [2]. - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.» [3]. - План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [4]. - Государственные программы развития профессионального образования до 2020 г. субъектов Российской Федерации. Тем не менее проблемы в профессиональном образовании остаются, и в первую очередь они связаны с эффективностью деятельности образовательных организаций. Решение обозначенной задачи возможно только путем определения рациональности управления имеющимися ресурсами в контексте достижения при этом целей, стоящих перед образовательными организациями и системой профессионального образования в целом. Между тем эта проблема крайне сложна, поскольку исторически в нашей стране комплексная оценка управления через соотношение ресурсов и результатов в сфере профессионального образования практически не осуществлялась и соответствующие подходы и технологии фактически отсутствуют. Более того, возможности методов, существующих в других социальных отраслях, оказываются крайне ограниченными, когда возникает необходимость их приложения к некоммерческим организациям, которыми являются государственные профессиональные образовательные организации. С другой стороны, кроме решения названной задачи, стоящей на государственном уровне, наличие системы оценки управления деятельностью образовательными организациями позволяет уделять больше внимания вопросам анализа их функционирования и создает предпосылки для научно обоснованного стратегического планирования и развития. В международной и российской литературе представлено значительное число теоретических и практических методов анализа деятельности как коммерческих, так и некоммерческих организаций, однако соответствующей методики комплексной оценки образовательных организаций, реализующих программы профессиональной подготовки кадров, не разработано. Анализ различных точек зрения отечественных и зарубежных исследователей показал большое разнообразие концепций и измерителей эффективности организации. Вместе с тем, обобщая их, можно в достаточной мере утверждать, что, как правило, эффективность (лат. efficientia) рассматривают как продуктивность использования ресурсов в достижении какой-либо цели. В общем понимании эффективность системы оценивается через систему показателей, отражающих каждый из обозначенных признаков. Данный подход к пониманию сущности и оценки эффективности системы получил широкое распространение как в зарубежных, так и в отечественных системах оценки эффективности деятельности организаций и соответственно может быть частично применим для оценки деятельности образовательных организаций. Итак, следуя ключевым постулатам теории, целесообразно выделить следующие направления анализа различных сторон эффективности как слагаемых общей эффективности организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования: - экономический анализ контингента обучающихся; - анализ материально-технических ресурсов образовательной организации и эффективность их использования; - эффективность финансовых инвестиций и расходов; - эффективность интеллектуальных ресурсов. Вместе с тем оценивать эффективность образовательных организаций в контексте стратегических целей и перспективного долгосрочного развития следует на основании: - Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г.; - государственных программ развития профессионального образования до 2020 г. субъектов Российской Федерации; - Программы развития образовательной организации до 2020 г. Далее рассмотрим каждую группу ресурсов и представим обоснования показателей и критериев их оценки. 1. Контингент (в том числе общая численность) обучающихся образовательной организации, по сути, является индикатором ее устойчивости на рынке образовательных услуг. Следует также отметить, что показатели контингента (в том числе общей численности) являются основой для анализа эффективности использования материально-технических, финансовых и интеллектуальных ресурсов, следовательно, в дальнейшем основой для оптимизации ресурсов и развития образовательной организации в целом. 1.1. Объем оборота образовательных услуг отражает общую численность обучающихся, включая численность обучающихся по краткосрочным программам профессионального обучения и по краткосрочным программам дополнительного образования за определенный период времени. Объем оборота образовательных услуг позволяет оценить общую загруженность образовательной организации за определенный период времени. Объем оборота образовательных услуг рассчитывается как сумма контингента обучающихся (т. е. количество обучающихся по очной, очно-заочной и заочной формам обучения), численность обучающихся по краткосрочным программам профессионального обучения и численность обучающихся по краткосрочным программам дополнительного образования. 1.2. Индекс устойчивого рыночного спроса образовательных услуг отражает восстребованность образовательных услуг в рыночном пространстве и степень устойчивости образовательной организации в социально-экономической системе региона. Индекс устойчивого рыночного спроса - это относительный показатель, характеризующий соотношение численности обучающихся на внебюджетной основе к объему оборота образовательных услуг. 1.3. Для более детального анализа целесообразно провести анализ структуры оборота образовательных услуг с помощью расчета долей численности по формам и видам программ профессионального обучения: a) доля численности обучающихся по очной форме от объема оборота образовательных услуг; b) доля численности обучающихся по очно-заочной форме от объема оборота образовательных услуг; c) доля численности обучающихся по заочной форме от объема оборота образовательных услуг; d) доля численности обучающихся по краткосрочным программам профессионального обучения от объема оборота образовательных услуг; e) доля численности обучающихся по краткосрочным программам дополнительного образования от объема оборота образовательных услуг. 1.4. В контексте стратегических целей анализ контингента обучающихся направлен на решение задачи по «... оптимизации региональных сетей государственных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, включая реструктуризацию сетей образовательных организаций в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона, их социальной инфраструктуры, укрупнение профессиональных образовательных организаций до средней численности 200-600 человек» [1. С. 18]. Вместе с тем для более полной картины текущей ситуации целесообразно провести сравнительный анализ фактического значения контингента обучающихся, объема оборота образовательных услуг и минимально допустимого значения. 2. Материально-технические ресурсы образовательной организации создают инфраструктурную основу для функционирования образовательной организации, эффективное использование которых характеризуется: - во-первых, количественным соответствием площадей, имеющихся в распоряжении образовательной организации, объему оборота образовательных услуг и характеру образовательного процесса; - во-вторых, качественным соответствием фактического объема работ, производимых при эксплуатации ресурсов перспективной образовательной политики образовательной организации в частности, а также региона и государства в целом. 2.1. Показатели, отражающие количественное соответствие материально-технических ресурсов объему оборота образовательных услуг и характеру образовательного процесса следующие: a) общая площадь, имеющаяся в распоряжении образовательной организации, приходящаяся на 1 обучающегося (м2/чел.); b) общая учебная площадь, имеющаяся в распоряжении образовательной организации, приходящаяся на 1 обучающегося (м2/чел.); c) общее количество часов теоретического обучения, в течение которых задействованы кабинеты, определяется как сумма: - количества часов теоретического обучения, в течение которых задействованы кабинеты для реализации основных образовательных программ (ООП) СПО и профподготовки, - количества часов теоретического обучения, в течение которых задействованы кабинеты под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования, - количества часов теоретического обучения, в течение которых задействованы кабинеты (из них) под реализацию программ сетевого взаимодействия; d) общее количество часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории, определяется как сумма: - количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории для реализации основных образовательных программ (СПО и профподготовки), - количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории под краткосрочные программы профобу-чения и дополнительного образования, - количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории (из них) под реализацию программ сетевого взаимодействия; e) загруженность учебных площадей определяется как отношение суммы общего количества часов теоретического обучения, в течение которых задействованы кабинеты, и общего количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории, к учебной площади, имеющейся в распоряжении образовательной организации (ч/м2). 2.2. Показатели качественного соответствия площадей имеющихся в распоряжении образовательной организации. a) Одной из ключевых задач системы профессионального образования является повышение практической направленности обучения, что, в свою очередь, повышает качество и скорость адаптивности выпускника в реальном производстве, а также в целом способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. При этом следует отметить, что особо важна практикоориентированность при освоении учебных дисциплин. Информационной основой для анализа степени практиориентированности обучения и, следовательно, эффективности использования учебных кабинетов, мастерских и лабораторий в образовательной организации являются соответствующие индексы: - индекс обеспеченности практикоориентированного обучения при освоении учебных дисциплин основных образовательных программ СПО и профессиональной подготовки, рассчитывается как отношение количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории для реализации ООП СПО и профподготовки, к сумме количества часов теоретического обучения, в течение которых задействованы кабинеты для реализации ООП СПО и профподготовки и количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории для реализации ООП СПО и профподготовки, - индекс обеспеченности практикоориентированного обучения при реализации краткосрочных программ профобучения и дополнительного образования, рассчитывается как отношение количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования, к сумме количества часов теоретического обучения, в течение которых задействованы кабинеты под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования и количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования. b) Реализация сетевых образовательных программ является одним из инструментов повышения качества профессионального образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами. Для количественного анализа данного инструментария целесообразно произвести расчет таких индексов глубины сетевого взаимодействия образовательной организации, как: - индекс глубины сетевого взаимодействия теоретического обучения, рассчитывается как отношение количества часов теоретического обучения, в течение которых задействованы кабинеты под реализацию программ сетевого взаимодействия, к общему количеству часов теоретического обучения, - индекс глубины сетевого взаимодействия практического обучения, рассчитывается как отношение количества часов практического обучения, в течение которых задействованы мастерские и лаборатории под реализацию программ сетевого взаимодействия, к общему количеству часов практического обучения. 3. Финансовые ресурсы образовательной организации представляют собой совокупность государственных субсидий и привлеченного капитала, которые используются для формирования активов и осуществления образовательной деятельности. В свою очередь, анализ эффективности финансовых ресурсов образовательной организации следует рассматривать: - во-первых, с точки зрения инвестиционной активности образовательной организации и тем самым создания условий для повышения финансово-хозяйственной самостоятельности; - во-вторых, с точки зрения эффективности расходования денежных средств. 3.1. Показатели структуры государственных инвестиций: a) доля субсидирования на выполнение государственного задания в общем объеме инвестиций в образовательную организацию; b) доля субсидирования на иные цели в общем объеме инвестиций в образовательную организацию; c) доля субсидирования на иные цели, выделенная в рамках выполнения государственных программ в общем объеме инвестиций в образовательную организацию. 3.2. Показатели динамики инвестиционной активности: a) индекс роста дохода от внебюджетной образовательной деятельности (1р.д.(внеб.обр.д) рассчитывается как отношение 1р.д.(внеб.обр.д)=-Д(внебобр/д)-х 100, Гос.субсидии(всего)+Д(внеб.обр.д) где Д(внеб.обр/д) - доход от внебюджетной образовательной деятельности; b) индекс роста дохода от реализации продукции (1р. д. (реализ.прод)): ^.д.Среализ.прод^-Жрсализ.прад)-х100, Гос.субсидии(всего)+Д(внеб.обр.д) + Д (реализ. прод) где Д(реализ.прод) - доход от реализации продукции; c) индекс роста дохода от привлечения средств от работодателей (1р.д.(ср.работод)): Ip.д.(ср.работод)=-Д(работод)-х100, Гос.субсидии(всего)+Д(внеб.обр.д) + Д (реализ. прод) + Д (работод) где Д(работод) - доход от привлечения средств от работодателей; d) индекс роста дохода от привлечения денежных средств, переданных работодателем в виде оборудования, материалов, техники и т.д. (1р .(дох.р. оборуд.техн)): ^.д^дох.р.оборуд.техн^ _ Д(ср.работод) -х100, Гос.субсидии(всего)+Д(внеб.обр.д) + Д (реализ. прод) + Д (ср.работод) +Д(р.оборуд.техн.) где Д(р.оборуд.техн) - доход от привлечения денежных средств, переданных работодателем в виде оборудования, материалов, техники и т.д.; e) индекс роста дохода от сетевого взаимодействия (1р.(дох.сет.вз)): ^.д.Сдох.сет.вз^ =-Д(сет.вз)-х100, Г°с.субсидии(всег°)+Д(внеб.°бр.д) + Д (реализ. прод) + Д (ср.работод) +Д(р.оборуд.техн.) +Д(сет.вз.) где Д(сет. вз.) - доход от привлечения средств в рамках сетевого взаимодействия. 3.3. В контексте стратегических целей показатель доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования на конец 2014 г. - должен составлять 5%, на конец 2020 г. - 30% [1. С. 25]. Сравнительный анализ фактического значения доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования с его оптимально допустимым целевым значением, в совокупности с полученными результатами вышеобозначенных показателей финансовых ресурсов, позволит определить потенциал финансовой устойчивости образовательной организации и сформировать соответствующую перспективную финансовую политику. 4. Эффективность интеллектуальных ресурсов характеризует адаптационную способность образовательной организации к требованиям научно-технического прогресса и развития системы профессионального образования, а также изменениям социальных условий рынка труда. 4.1. Показатели качественного анализа трудового потенциала: a) индекс развития трудового потенциала (1(разв.тр.пот)), характеризует уровень обновленности знаний и навыков преподавателей и мастеров производственного обучения (п/о) образовательной организации: ч Ч(пов.квал) + Ч(стажир) 1(разв.тр.пот.)=-------- х 100, Ч (шт) где Ч(шт) - количество преподавателей и мастеров п/о (по штату); Ч(пов.квал) - количество преподавателей и мастеров производственного обучения, которые прошли повышение квалификации за последние 3 года; Ч(стажир) - количество преподавателей и мастеров п/о, которые прошли стажировку за последние 3 года; b) индекс технологичной продуктивности трудового потенциала (1(тех.прод.)), отражает степень применения преподавателями и мастерами производственного обучения прогрессивных содержательных техник учебного процесса: Ч(внедр. нов. тех) 1(тех.прод.)=------ х 100, Ч (шт) где Ч(внедр.нов.тех) - количество преподавателей и мастеров п/о, внедряющих новые педагогические технологии в учебный процесс; c) индекс перспективной технологичной продуктивности трудового потенциала (1(персп.тех.прод)), характеризует степень активности в совершенствовании и разработке преподавателями и мастерами п/о прогрессивных содержательных техник учебного процесса: т, , Ч(подг.нов.тех) 1(персп.тех.прод.)=-х 100, Ч (шт) где Ч(подг.нов.тех) - количество преподавателей и мастеров п/о, подготовивших новые педагогические технологии; d) индекс личной профессиональной активности трудового потенциала (1(л.проф.акт)), отражает степень активности участия преподавателей и мастеров производственного обучения в региональных, российских, международных конкурсах: Ч(прин.уч.конк) 1(л.проф.акт.)=------ х 100, Ч (шт) где Ч(прин.уч.конк) - количество преподавателей и мастеров п/о, принявших участие в региональных, российских, международных конкурсах; e) индекс результативности личной профессиональной активности трудового потенциала (1(рез.л.проф.акт)), отражает степень результативного участия преподавателей и мастеров производственного обучения в региональных, российских, международных конкурсах: т, л, ч Ч(побед.конк) 1(рез.л.проф.акт.)=-х 100, Ч (шт) где Ч(побед.конк) - количество преподавателей и мастеров п/о, победивших в региональных, российских, международных конкурсах. 4.2. Целевой показатель численности обучающихся в расчете на 1 педагогического работника (включая мастеров производственного обучения) согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. на конец 2014 г. должен составлять 12,8 чел. на одного работника, на конец 2020 г. -13,5 чел. на одного работника: Контингент обучающихся Ч (студ.на 1 работ.)=-х100. Ч (шт) 4.3. Показатели профессиональной самореализации студентов: a) индекс вовлеченности студентов в проектную деятельность (1(вовл.ст.проект.д)), показывает активность студентов в профессиональной самореализации через участие в проектной деятельности: Ч(студ. вовл.проект.д.) 1(вовл. проект. д. студ.)=-х 100. Контингент обучающихся где Ч(студ.вовл.проект.д) - количество студентов, вовлеченных в проектную деятельность; b) индекс результативности проектной деятельности студентов, отражает степень результативной профессиональной самореализации студентов через участие в проектной деятельности: т, \ Ч(студ. реализ.проект.д.) 1(рез.проект. д.студ.)=-х 100, Ч(студ. вовл. проект. д.) где Ч(студ.реализ.проект.) - количество студентов, реализовавших проекты; c) индекс глубины проектной деятельности студентов (1(гл.проект)), характеризует степень результативности и завершенности студенческих проектов: т, , Число реализ.проектов или готовы к реализации ... 1(гл.проект.)=-------х 100. Число подгот. проектов студ. или на стадии завершения 4.4. Показатели активности преподавателей и мастеров п/о в профессиональной самореализации студентов - это показатели, в совокупности характеризующие эффективность работы преподавателей и мастеров п/о в профессиональной самореализации студентов через участие в конкурсах и проектной деятельности: a) индекс активности работы преподавателей и мастеров производственного обучения со студентами в проектной деятельности (1(акт.работ.в проект. д. студ)): т, . . К(привл.пр. на 1 работ) Цакт.работ. в проект.д.студ.)=-х 100, Ч(студ. на 1 работ) где К(привл.пр.на1работ) - контингент обучающихся, привлеченных в проектную деятельность на 1 преподавателя и мастера п/о; b) индекс результативности работы преподавателей и мастеров в проектной деятельности со студентами (1(рез.работ.в проект.д.студ.) = 1(рез.проект. д.студ.)): К(реализ. пр. на 1 работ) 1(рез.работ. в проект.д.студ.)=-х 100, К(привл. пр. на 1 работ) где К(реализ. пр. на1 работ) - контингент обучающихся, подготовивших и реализовавших проекты на 1 преподавателя и мастера п/о; c) индекс активности работы преподавателей и мастеров со студентами по участию в конкурсах (1(акт.работ.конк.студ.)): т, _ , К(уч.конк. на 1 работ.) Цакт.работ. конк.студ.)=-х 100, Ч(студ. на 1 работ.) где К(уч.конк.на1работ) - контингент обучающихся, подготовленных для участия в конкурсах на одного преподавателя и мастера п/о; d) индекс результативности участия в конкурсах студентов (1(рез.раб.уч.конк.студ)): т, _ , К(побед.конк. на 1 работ) 1Г1Г1 1(рез.раб. уч.конк.студ.)=-х 100, Ч(уч.конк. на 1 работ) где К(побед.конк.на1 работ) - контингент обучающихся, победивших в конкурсах, на одного преподавателя и мастера п/о. После расчетов каждой группы показателей проводится комплексный анализ полученных результатов. Следует отметить, что представленные группы показателей, характеризующих соответственно контингент, материально-технические ресурсы, финансы и интеллектуальные ресурсы образовательной организации, нельзя рассматривать изолированно, поскольку они являются составляющими единого организационно-экономического механизма. Конечные результаты деятельности любой организации определяются тем, насколько правильно его руководители оценивают реальное значение факторов повышения эффективности, как в отдельности, так и в совокупности. Представленная методика комплексной оценки деятельности и эффективности использования ресурсов организациями, реализующими программы профессиональной подготовки кадров, была апробирована на 11 образовательных организациях Томской области. В процессе апробации было выявлено, что данный подход к оцениванию позволяет расширить границы стандартной общепринятой оценки деятельности и эффективности использования ресурсов образовательными организациями, обеспечивая не только контроль за результативностью различных направлений деятельности, но и определение условий, возможностей и факторов повышения эффективности отдельных сторон и аспектов деятельности образовательной организации с учетом различий влияния времени, риска и ликвидности. Следует особо подчеркнуть, что данная методика может быть использована для повышения эффективности и совершенствования деятельности образовательных организаций и системы профессионального образования в обеспечении достижения поставленных стратегических целей как на макро-, так и на микроуровне.

Ключевые слова

Index of networking penetration for an educational organization, Index of provision of practice-oriented training, Index of steady demand for educational services, Turnover of educational services, Integrated assessment оf activity and resource efficiency of organizations, Organizations implementing programs of professional training, индекс глубины сетевого взаимодействия образовательной организации, индекс обеспеченности практикоориентированного обучения, индекс устойчивого рыночного спроса образовательных услуг, объем оборота образовательных услуг, реализующими программы профессиональной подготовки кадров, комплексная оценка деятельности и эффективности использования ресурсов организациями

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Герман Мария ВикторовнаТомский государственный университетдоцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры системного менеджмента и экономики предпринимательства экономического факультетаgermanmaria@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р).
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 20132020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р).
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).
Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрено Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн).
 Методика комплексной оценки деятельности и эффективности использования ресурсов организациями, реализующими программы профессиональной подготовки кадров | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2015. № 1(29).

Методика комплексной оценки деятельности и эффективности использования ресурсов организациями, реализующими программы профессиональной подготовки кадров | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2015. № 1(29).