Эффективная реализация человеческого капитала как важный фактор экономического роста | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2015. № 2 (30).

Эффективная реализация человеческого капитала как важный фактор экономического роста

В статье рассмотрены основные эндогенные модели экономического роста с учетом человеческого капитала. Автором были выявлены достоинства и недостатки названных моделей и предложен новый подход к оценке роли человеческого капитала в экономическом росте стран. В частности, рассмотрена предпосылка о возрастающей отдаче человеческого капитала и предложен показатель эффективности реализации человеческого капитала.

Effective realization of human capital as an important factor of economic growth.pdf Происходящие в последние десятилетия в мире серьезные технико-экономические изменения значительно расширяют предмет изучения экономической теории. Мир вступил на принципиально новый - инновационный путь развития, который обусловливает необходимость переосмысления основных экономических категорий и законов. Это нашло свое отражение в эволюции теории капитала, теории циклов, теории развития, теории экономического роста. С одной стороны, эти теории лежат в основе объяснения механизма функционирования инновационной экономики и постиндустриального общества, т.е. экономики, основанной на знаниях, а с другой - они пытаются адекватно отразить происходящие изменения как с точки зрения выявления новых закономерностей и факторов развития, так и с позиции их количественного измерения. Сегодня как никогда традиционные ресурсы выявляют признаки исчерпания и экономический рост все в большей мере должен обеспечиваться за счет интенсивного использования новых, инновационных ресурсов. Главным генератором, внедрителем и пользователем инновационных ресурсов является человек. Поэтому в современных условиях существенно возрастает роль человека, способного не только воспринимать знания, но и обобщать, анализировать, создавать новое в виде передовых научных идей, информационных технологий, услуг и продуктов. Трудно переоценить роль человека в экономическом развитии общества, ибо человек в любую эпоху играл ключевую роль. Но в доиндустриальном обществе в связи с неразвитостью средств производства ключевым фактором производства была земля, а роль человека отодвигалась на второй план. В индустриальном обществе, где экономика основана на использовании не только сырья, но и энергетических ресурсов, эффективность производства растет прежде всего за счет использования капитала. В постиндустриальном обществе, «где возникает новый класс, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов и технократов», труд все в большей степени становится интеллектуальным, творческим, а, следовательно, деятельность, связанная с производством, хранением, передачей и использованием знаний, приобретает существенное значение. Особая роль в этой деятельности принадлежит образованию. Темпы и качество экономического роста стали определяться в первую очередь уровнем развития самого работника, накопленным им человеческим капиталом. Экономисты всегда подчеркивали роль и значение творческих способностей человека в экономическом развитии общества, но начиная с 50-60-х гг. прошлого века теория человеческого капитала приобрела особое значение и с 1960-х гг. она стала использоваться для объяснения различий в темпах экономического роста разных стран. Мировой кризис 1975-1976 гг. обусловил скептическое отношение некоторых экономистов к роли образования в экономическом росте, но впоследствии, с 1980-х гг., повысился интерес к вкладу образования в процесс создания богатства [1. С. 126]. Появились новые разработки в области теории эндогенного роста в трактатах таких исследователей, как Р. Нельсон, Э. Фелпс, К. Эрроу, Х. Узава и др. Очевидно, что взаимосвязь темпов экономического роста с человеческим капиталом достаточно сложна, противоречива и не лежит на поверхности социально- экономического развития. Не до конца ясен и сам механизм воздействия человеческого капитала на экономический рост. В связи с этим исследователи предлагают различные методы оценки человеческого капитала и измерения вклада человеческого капитала в экономический рост. Так, в «старой» неоклассической теории роста решающую роль играет прежде всего рост сбережений, который, в свою очередь, обусловлен ростом количества и качества рабочей силы, накоплением капитала и прогрессом в технологиях [2. С. 92]. Еще в 1965 г. Х. Узава показал, что постоянный экономический рост в неоклассических моделях может быть объяснен не экзогенными, а эндогенными факторами. Он интерпретировал величину А (общую факторную производительность) как приходящуюся на одного работника величину человеческого капитала. В. Нордхаус в 1969 г. и К. Шелл в 1973 г. предложили модели роста, в которых научно-технический прогресс рассматривается как результат сознательного выбора экономических субъектов, имеющих целевую установку на извлечение квазиренты за счет новых технологий. Традиционное объяснение экономического роста заключается в том, что технологические сдвиги возникают благодаря накоплению знаний, генерируемых фундаментальной наукой. Таким образом, накопление знаний рассматривается как экзогенный фактор. Но в 1980-х гг. сформировались два основных подхода к построению модели эндогенного роста. Первый подход определяет прямую зависимость между экономическим ростом и уровнем накопления человеческого капитала. Этот подход называют неошумпетерианским в силу того, что стремление к извлечению максимальной прибыли инициирует производство новых знаний и реализацию инноваций. А они, в свою очередь, обусловливают дальнейший рост экономики. Данный подход впоследствии был развит в работе П. Агиона и П. Ховита [3]. Второй подход, обоснованный Р. Лукасом [4], делает акцент на накоплении человеческого капитала, как фактора, объясняющего экономический рост. Вместе с тем Лукас уделяет большое внимание социальным эффектам образования. В свою очередь, Р. Нельсон и Э. Фелпс исследовали роль человеческого капитала как фактора экономического роста, который способствует как генерации технологических изменений, так и их внедрению [4]. Они исходили из того обстоятельства, что существует общий мировой фонд знаний, который доступен всем странам. Однако возможности стран по внедрению новых технологий зависят от их абсорбционных способностей, которые напрямую обусловлены образовательным уровнем работников, т. е. уровнем накопленного ими человеческого капитала. Человеческий капитал они трактовали как запас знаний, навыков и умений, накопленных в процессе образования и профессиональной подготовки. Используя производственную функцию Солоу - Свана, Р. Нельсон и Э. Фелпс выразили рост параметра А (остаток Солоу) следующим образом: dA d Tt - At -ML = C(H) ■!-L A At где Tt - уровень фактических знаний в t-м периоде; At - теоретически возможный уровень знаний в данном периоде; C(H) - уровень накопленного человеческого капитала в данном периоде. Многие авторы, исследуя взаимосвязь человеческого капитала с экономическим ростом, обсуждают следующий вопрос: экономический рост - это результат самого процесса инвестирования в человеческий капитал или результат уже накопленного человеческого капитала? Г. Барро, Х. Селла и Г. Мартин на основе анализа обширных статистических материалов 87 стран (1965-1975 гг.) и 97 стран (1975-1985 гг.) выявили существенную корреляцию между экономическим ростом и образовательным уровнем населения [5. С. 147]. Более того, рост общественных расходов на образование существенно влияет на экономический рост. Так, рост удельного веса государственных расходов на образование в структуре ВНП на 1,5% обусловливает ускорение темпа экономического роста на 0,3%. И. Бенхабиб и М. Шпигель развили модель Р. Нельсона и Э. Фелпса, указав на то, что разрыв между теоретически возможным и фактическим уровнем знаний в развивающихся странах можно уменьшить путем внедрения технологических инноваций. На основе анализа расширенной производственной функции они пришли к выводу, что запас человеческого капитала оказывает гораздо большее воздействие на рост темпа ВНП на душу населения, чем темп его формирования и накопления. Прикладную модель экономического роста с учетом вклада человеческого капитала разработали Г. Менкью, Д. Ромер и Д. Уейл (1992 г.), которая, по существу, является модификацией производственной функции Кобба - Дугласа и базовой модели Солоу, основанной на учете человеческого капитала. Модель имеет следующий вид [6] Yt = K t H t (A t Lt)1-a-p, где Het - запас человеческого капитала в данном периоде; At - темп научно-технического прогресса; Kt - запас физического капитала; a - коэффициент эластичности физического капитала, 0< a

Ключевые слова

человеческий капитал, экономический рост, отдача от масштаба, инновационная экономика, постиндустриальное общество, модели роста, убывающая предельная производительность, положительные экстерналии образования, реализация человеческого капитала, качество экономического роста, Human capital, Economic growth, Returns to scale, Post-industrial society, Growth models, Diminishing marginal productivity, Positive externalities of education, Realization of human capital, Quality of economic growth, Innovation economy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Маилян Фируза НорайровнаГосударственный экономический университет Армении (Ереван)кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономикиfmayilyan77@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Мельместер Ж.Л., Дьебо К.В. Экономика образования: невыполненные обещания // Экономика образования. 2009. №6.
Тодаро М.П. Экономическое развитие. пер. с англ. / под ред. С.М. Яковлева, Л.З. Зевина. М.: Юнити, 1997.
Aghion P.M., HowittP.W. Endogenous growth theory. Cambridg (Mass): MIT: Press, 1998.
Nelson R.R., Phelps E.S. Investment in humanas technological diffusion, and economic growth // American Economic Review: Paper and Proceedings. 1966. № 51(2). P. 69-75.
Шараев Ю.В. Теория экономического роста: учеб. пособие для вузов. М: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.
Mankiv G.N., Romer D.H, Weil D.N. Contribution to the Empirics of Economic Growth // Quanterly Journal of Economic. May 1992. № 107. P. 407-438.
Hall J.R., Jones G.R. Why Do Some Countries Produce so Much More Output per Worker than others ? // Quarterly Journal of Economics. 1999. Vol. CXIV. P. 83-116.
ParkB.U. Revisting Mankiv G.N., Romer D.N. Weil D.N. (1992)'s A contribution to the Empirics of Economic Growth University of Micigan (http//241/212177.75/ecom//)/
Romer D.H. Increasing returns and long-run growth // Journal of Political Economy. 1986. Vol. 94 (5).
 Эффективная реализация человеческого капитала как важный фактор экономического роста | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2015. № 2 (30).

Эффективная реализация человеческого капитала как важный фактор экономического роста | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2015. № 2 (30).