Применение МСФО в общественном секторе экономики России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2015. № 3(31).

Применение МСФО в общественном секторе экономики России

В мировой практике действуют две системы МСФО: для коммерческого сектора и для общественного сектора (public sector). Исходя из экономического содержания, общественный сектор рассматривается ими как состоящий из трех подсекторов: государственного, добровольно-общественного и смешанного. Многообразие субъектов государственного сектора экономики, преследующих разные цели деятельности, свидетельствует, что лишь некоторые из них могут выступать отчитывающимися предприятиями в системе МСФО ОС. В составе общественного сектора экономики помимо государственного представлены также добровольно-общественный и смешанный подсектора.

Application of the International Financial Reporting Standards (IFRS) in the public sector of Russian economy.pdf В мировой практике действуют две системы МСФО: для коммерческого сектора и для общественного сектора (public sector). Международные стандарты для коммерческого сектора разрабатывает и вводит в действие Совет по МСФО. Международные стандарты для общественного сектора устанавливаются Советом по МСФО для общественного сектора (МСФО ОС), который является постоянным комитетом Международной федерации бухгалтеров. Министерство финансов РФ в 2011 г. инициировало работы по осуществлению официального признания МСФО ОС в России как основы для разработки федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета в общест-1 венном секторе . Толчком к созданию системы международных стандартов послужили интернационализация бизнеса и усложнение механизмов взаимодействия с инвесторами и потребителями в разных странах, проявившиеся к 1970-м гг. Деятельность Международной федерации бухгалтеров, основанной в 1977 г., осуществляется через специально созданные комитеты, один из которых, организованный в 1986 г., устанавливает МСФО ОС. Первый из МСФО ОС был принят в 2000 г. В настоящее время разработан 31 стандарт для общественного сектора на основе метода начислений и еще один - на основе кассового метода. «Это - высококачественные и независимо разработанные стандарты, которые пользуются поддержкой правительств, профессиональных бухгалтерских органов и международных организаций, включая Всемирный банк, Азиатский банк развития, Организацию экономического сотрудничества и развития, Международный валютный фонд, Совет по МСФО и Международную организацию высших ревизионных учреждений.»9 Применение одной из двух систем международных стандартов зависит от того, какую цель преследует экономический субъект в ходе осуществления своей деятельности: Совет по МСФО разрабатывает и продвигает стандарты, которые предусмотрены для применения при составлении финансовой отчетности общего назначения и иной финансовой отчетности всех коммерческих организаций. МСФО ОС предназначены к применению в финансовой отчетности общего назначения всеми организациями общественного сектора. В МСФО ОС не дается определения общественного сектора, а приводится лишь раскрытие этого понятия через перечисление относимых к нему институциональных единиц. Так, в предисловии к МСФО ОС указано, что к организациям общественного сектора относятся национальные органы государственного управления, региональные органы государственного управления (к примеру, на уровне штата, провинции, территории), местные органы власти (к примеру, города, района) и их подразделения (департаменты, ведомства, комитеты, комиссии), если не указано иное. Существует несколько точек зрения на определение понятия «общественный сектор»10. То есть понятия «общественный сектор» и «государственный сектор», по сути, отождествляются; расширенную трактовку общественного сектора экономики можно встретить у других авторов, например, у Е.В. Пономаренко и В.А. Исаева. Авторы отмечают сходство терминов «общественный сектор» и «государственный сектор», но признают имеющиеся между ними различия по экономическому содержанию; более полную характеристику общественного сектора дают, на наш взгляд, Г.А. Ахинов и Е.Н. Жильцов [1]. Они допускают в определенной степени отождествление понятий «общественный сектор» и «государственный сектор», объясняя это тем, что в общественном секторе доминирует деятельность государства. Но в то же время общественный сектор определяется как совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций. Отличительными признаками общественного сектора экономики авторы считают: - преобладание нерыночного способа организации и координации; - производство, распределение и потребление общественных благ; - обеспечение экономического равновесия между спросом и предложением общественного (коллективного) блага с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь бюджетно-финансовой политики. Исходя из экономического содержания, общественный сектор рассматривается ими как состоящий из трех подсекторов: государственного, добровольно-общественного и смешанного (рис. 1) Государственный подсакшор Смешанный подсектор Добровольно оСщестионный подсектор Рис. 1. Состав общественного сектора Таким образом, МСФО, предназначенные для субъектов общественного сектора экономики, ориентированы, как следует из предисловия к ним, на представителей государственного подсектора. Состав государственного подсектора экономики в РФ был определен Постановлением Правительства РФ от 04.01.1999 № 1 «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации». В данном документе используется термин «государственный сектор», а в п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.01.1999 № 1 установлено, что к ним следует относить: - государственные унитарные предприятия, в том числе казенные; - государственные учреждения; - хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в государственной собственности; - хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору экономики. Таким образом, возможность управления и полного контроля со стороны государства является основным признаком для отнесения субъектов к государственному сектору экономики. К субъектам государственного сектора также можно отнести государственные корпорации и государственные компании, организационно-правовой статус которых как некоммерческих организаций был установлен ст. 7.1 и 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Основным критерием является наличие в структуре их капитала 100%-ного или доминирующего государственного капитала. В то же время классификация только по этому основанию объединяет разнородные субъекты по другим качественным характеристикам - целям создания. В связи с этим все экономические субъекты с полным или преобладающим государственным участием могут быть разделены на две группы: - субъекты, имеющие целью деятельности получение прибыли; - субъекты, имеющие целью деятельности удовлетворение общественных интересов. Через предприятия первой группы государство ведет свою предпринимательскую деятельность, направляя получаемые доходы на формирование бюджета. К первой группе можно отнести коммерческие государственные предприятия, а ко второй - некоммерческие государственные учреждения11. Одним из основных различий субъектов государственного сектора является характер предоставляемых ими экономических благ. Некоммерческие государственные предприятия - государственные учреждения ориентированы на предоставление чистых и смешанных общественных благ: - организацию государственного и муниципального управления; - охрану границ; - услуги правопорядка; - таможенные услуги. «Значительную долю в объеме услуг государственных учреждений занимает предоставление социально значимых благ, к которым относятся услуги образования, здравоохранения, культуры и т.д.»12 В системе национальных счетов (СНС) государственные предприятия не имеют отдельной идентификации, так как группировка по секторам экономики производится в соответствии с типами экономического поведения по способу получения доходов. Поэтому государственные субъекты в СНС представлены в двух секторах: - секторе нефинансовых предприятий (унитарные предприятия и хозяйственные общества); - секторе общего государственного управления (государственные учреждения, государственные корпорации и государственные компании). Многообразие субъектов государственного сектора экономики, преследующих разные цели деятельности, свидетельствует, что лишь некоторые из них могут выступать отчитывающимися предприятиями в системе МСФО ОС. В составе общественного сектора экономики помимо государственного представлены также добровольно-общественный и смешанный подсектора. Добровольно-общественный подсектор включает негосударственные некоммерческие организации, которые выделены в виде отдельного сектора экономики в системе национальных счетов. Специфика таких организаций -это оказание нерыночных услуг личного характера населению, в основном в сфере образования, здравоохранения, культуры и искусства, рекреации и т.д., а также удовлетворение коллективных потребностей путем деятельности политических партий, профсоюзных организаций, обществ, ассоциаций и других общественных организаций. Принципиальными отличиями негосударственных некоммерческих организаций от государственных являются добровольность создания и независимость функционирования. Это предполагает значительно более существенную открытость и ответственность негосударственных некоммерческих организаций перед членами общества. В качестве источников финансирования члены добровольно-общественного подсектора используют добровольные взносы и пожертвования населения, а также доходы от собственности. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. В исследованиях, посвященных общественному сектору экономики, некоммерческие организации классифицируются по различным признакам: по критерию наличия или отсутствия института членства, по статусу лиц, их учредивших, по имущественным правам участников и др. Для оценки перспектив и направлений использования организациями добровольно-общественного подсектора МСФО наиболее целесообразна, на наш взгляд, классификация, основанная на соотнесении предоставляемых благ и получаемых доходов.

Ключевые слова

Public sector, IFRS accounting systems, Accounting, система МСФО, общественный сектор, бухгалтерский учет

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Квасов Сергей АлександровичРоссийский экономический университет им. Г.В. Плеханова (г. Москва)аспирант кафедры бухгалтерского учетаKvasov.07@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учеб. для вузов / Европейская комиссия ЕС (TACIS). М.: ГУ ВШЭ, 2000. 367 с.
Рыбакова О.М., Гирбасова Е.М. Основы системы национального счетоводства (методические рекомендации) // Бухгалтер и закон. 2007. № 11.
Пономаренко Е.В., Исаев В.А. Экономика и финансы общественного сектора. М.: ИНФРА-М, 2007. 432 с.
Предисловие к Международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора. URL: http://www1.minfin.ru/ru/budget/sfo/msfo/
О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.01.1999 № 1.
О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
Домбровская Е.Н. Влияние характеристик организационно-правовых форм государственных предприятий на постановку бухгалтерского учета // Управленческий учет. 2010. № 11. С. 53-61.
Гусарова Л.В. Актуальность внедрения международных стандартов российскими некоммерческими организациями // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 2 [Консультант-Плюс]
Вербицкая Ю.О. Классификация некоммерческих организаций (к вопросу о совершенствовании гражданского законодательства) // Российское право: образование, практика, наука. 2009. № 9 (62). С. 47-56.
Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. М.: ИНФРА-М, 2009. 345 с.
Батурина М.В. О бухгалтерском учете и аудите разных видов НКО // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. № 3.
 Применение МСФО в общественном секторе экономики России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2015. № 3(31).

Применение МСФО в общественном секторе экономики России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2015. № 3(31).