Проблемы и перспективы развития образовательной деятельности в условиях экономики, основанной на знаниях | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2015. № 4(32).

Проблемы и перспективы развития образовательной деятельности в условиях экономики, основанной на знаниях

Обоснована необходимость модернизации системы высшего образования, которая требуется в силу того, что высшая школа осуществляет подготовку кадров нового поколения и относится к одним из основных субъектов экономической системы. Это является важным фактором ускорения научно-технического прогресса и приоритетным условием инновационного развития. Рассмотрены преимущества и недостатки российской образовательной системы, перспективы развития высшего образования, новые задачи, стоящие перед системой высшего образования.

Problems and prospects for the development of educational activity in the knowledge-based economy.pdf Современный этап развития мировой экономики характеризуется ускорением научно-технического и социального прогресса, формированием «новой экономики», в которой воспроизводство знаний оказывает существенное влияние на динамику экономического роста. Вследствие этого Россия, как и весь мир, стоит на пороге новой научно-цивилизационной трансформации, базирующейся на знаниях. Открывающиеся перед человечеством новые инновационные и технологические возможности вместе с кардинальными трансформациями в экономике, науке и других сферах общественной жизни, несомненно, обеспечат последовательное движение к цивилизационному прогрессу и новой экономике [1]. Необходимость перехода к новой экономике определяется путем опережающего накопления интеллектуального и научно-инновационного потенциала. Формирование в России новой экономики, основанной на знаниях, связано с качественными изменениями в структуре и уровне развития народнохозяйственного комплекса. Оно требует выработки новой идеологии, пронизывающей все общество, ориентированной на нововведения [2]. Решающая роль в этом процессе отводится взаимосвязи власти, общества, бизнеса и научного сообщества. В долгосрочной перспективе именно научно-инновационный сектор экономики, а не топливно-сырьевые отрасли смогут обеспечить прорыв России в инновационную экономику, или в «экономику знаний». Главной ценностью такой новой экономики, основанной на знаниях, и ее бесценным ресурсом становится человеческий интеллект, а качество труда будет характеризоваться способностью конкретного индивидуума генерировать новые знания, идеи, открытия. Прогресс знаний и инноваций в будущем позволяет предвидеть еще более значительный прогресс и установление социально справедливого способа применения трудовых и творческих способностей человека. В сложившейся в общемировой экономической и политической ситуации обеспечения стратегической конкурентоспособности перед Россией возникают четыре основные группы взаимосвязанных задач: Необходимо обеспечить: • стратегическую модернизацию существующего сырьевого комплекса; • процесс хозяйственного переосвоения пространства России под инновационную экономику, при этом создать необходимый комплекс коммуникационных инфраструктур, а также определить основные регионы, которые станут приоритетами развития на долгосрочную перспективу; • инновационное развитие социальной системы, базирующейся не только на коммерциализации и внедрении научных и проектных разработок, но и на становлении творческой подсистемы национальной инновационной инфраструктуры, способной обеспечить взаимосвязь прорывной науки с инновационным образованием и подготовкой кадров; • создание системы целостности образования и воспитания с целью сохранения культурной общности российских граждан. Решение первых двух задач напрямую зависит от решения третьей и может полагаться лишь на ресурсы, создаваемые национальной инновационной системой. Модернизация системы науки и сферы высшего образования будет воздействовать на потенциал создаваемой инновационной системы. Она же, в свою очередь, будет оказывать влияние на стратегические позиции России в процессах глобальной кооперации и конкуренции [3]. При этом следует отметить, что основой модернизации инновационной экономики России выступают: • свобода творчества; • свобода предпринимательства; • свобода конкуренция; • модернизация системы образования; • реформирование сферы науки; • формирование индустрии инноваций. А основной составляющей модернизации является достижение целостности рыночной системы. В силу этого предпосылкой модернизации инновационной экономики России является формирование неоэкономики - экономики, основанной на знаниях, которая связана с повышением качества подготовки персонала и соответственно расширяет занятость высококвалифицированных кадров. Основным фактором производства формирующейся неоэкономики являются знания, при этом традиционные факторы: природные ресурсы, рабочая сила, земля и капитал - становятся второстепенными. Таким образом, знания при их эффективном использовании становятся главным фактором экономического роста [4. С. 214-229]. Вместе с тем знания являются результатом образовательной деятельности, вследствие чего высокий уровень образования выступает необходимой предпосылкой становления инновационной экономики. При этом большое значение отводится роли высшего образования в инновационной экономике. В связи с этим необходимо совершенствование и самого высшего учебного заведения, так как оно осуществляет подготовку кадров нового поколения и относится к одному из основных субъектов экономической системы. Это является важным фактором ускорения научно-технического прогресса и приоритетным условием инновационного развития. Модернизация высшей школы ставит перед собой решение двух основных задач: Первая задача - сохранение и упрочнение позиций высшей школы в научной сфере, повышение качества и уровня исследований. В этой связи перед высшей школой ставится задача, с одной стороны, сохранения значимости высшего учебного заведения как центра науки и образования, а с другой -обеспечения необходимых условий для эффективной деятельности высококвалифицированных кадров, научных коллективов и научно-педагогических школ. Вторая задача - расширение самостоятельности вузов как основных субъектов научно-технической деятельности в стране. Решение данной задачи помогает разобраться во многих вопросах, связанных с развитием науки, повышением конкурентоспособности продукции, обновлением и повышением качества [4. С. 326-328]. При решении данных задач необходимо учитывать преимущества российской образовательной системы (высшей школы): • она способна вести подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства; • по масштабам подготовки высококвалифицированных специалистов и обеспеченности кадрами занимает одно из ведущих мест в мире; • обладает высоким уровням фундаментальной подготовки, особенно по естественно-научным направлениям; • ориентирована на профессиональную деятельность и тесно связана с практикой. Наряду с рассмотренными преимуществами российской образовательной системы (высшей школы) имеются следующие недостатки: • отсталость учебных образовательных программ (используемые в учебном процессе программы зачастую отстают от аналогичных программ передовых стран); • нехватка квалифицированных преподавателей (низкий уровень оплаты труда преподавательского состава порождает дефицит педагогических кадров и снижает уровень квалификации преподавателей, эта проблема оказывает влияние и на качество обучения в вузах); • внутренняя и внешняя утечка мозгов (уход талантливых людей из системы образования в бизнес или отъезд их за границу); • крайняя неравномерность уровня образования в стране (данная проблема вызывает необходимость создания единого образовательного пространства, но при этом следует учитывать то, насколько различны уровни образования в столице и на периферии); • наличие большого количества «фальсифицированных учебных программ» (во многих случаях фактически читаемые курсы не соответствуют заявленному в программе материалу); • коррупция и бюрократизм высшей школы (коррупция в образовании приводит к существенному снижению его качества); • недофинансирование системы высшего образования (следствием этого является коррупция, которая пронизывает всю образовательную систему); • высокая степень износа основных фондов образовательных учреждений (это негативно сказывается на организации всего учебного процесса в целом); • недостаточно эффективно организован учебный процесс (подбор кадров, информативность, наглядность) во многих учебных заведениях (из-за плохой организации продуктивность обучения снижается, а временные затраты на него повышаются). Рассмотрев преимущества и недостатки российской образовательной системы, приходим к выводу, что реформирование высшей школы является необходимым условием перехода к новой экономике, основанной на знаниях. Для этого нужно осуществить кардинальные нововведения в содержании, структуре и организации всей системы высшего образования. При этом необходимо учитывать потенциал высшей школы. Образование будущего должно иметь следующие характерные черты: • общедоступность, создание условий для получения качественного образования для всех; • многообразие форм, обеспечение получения качественного образования для каждого; • непрерывность, творческий и новаторский характер, дальнейшее развитие системы оперативно обновляемого образования в течение всей жизни; • фундаментальность и глубина теоретических и практических общеобязательных основ высшего образования; • практическая направленность образования, полноценная подготовка кадров для использования полученных знаний, умений, навыков в практической деятельности; • соответствие образования задачам и потребностям развития инновационной экономики на всех территориальных уровнях; • международный характер образования, соответствие российской системы высшего образования международным стандартам [5]. Для реализации этих идей в настоящее время в сфере высшего профессионального образования разрабатывается и реализуется комплекс нормативных документов на уровне доктрин, концепций, национальных проектов, программ и законов. В комплексе нормативных документов стратегическая цель государственной политики в сфере образования до 2020 г. обозначена как повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационной экономики и удовлетворяющего потребностям общества и каждого гражданина. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. ставит перед российской наукой и системой образования принципиально новые цели и задачи [6]. Стратегическая цель государственной политики в области образования -повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Реализация этой цели связана с решением следующих приоритетных задач: 1. Обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными учреждениями. 2. Создание структуры образовательной системы, которая будет соответствовать требованиям инновационной экономики. 3. Обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и места жительства потребителей образовательных услуг. Решение поставленных задач позволит сформировать человеческий и квалификационный капитал, который необходим для перехода к инновационной экономике и повышения конкурентоспособности страны. На наш взгляд, говоря о перспективах развития высшего образования, которые заложены в нормативных документах, следует также отметить и проблемы, решения которых во многом и определят место и роль высшего профессионального образования в новой экономике, основанной на знаниях. В настоящее время России требуются специалисты, которые не только не выпускаются сейчас, но и для подготовки которых образовательная система еще не имеет научно-методической базы. В последние годы происходит девальвация ценности высшего образования, это связано с подготовкой специалистов, которые чаще всего являются невостребованными на рынке труда. Теряется элитарность, связанная с развитием интеллектуального уровня человека; теряется статус, который обеспечивает личности определенное социальное и материальное благополучие. Наблюдается деградация нравственных ценностей, падение престижа вы-сокообразованности. Это связано с усредненным подходом к личности, невостребованностью интеллекта, таланта, профессионализма и с неординарностью подхода ученых к процессу обучения. Тоталитарное управление системой высшего образования, унификация требований также подавляют инициативу и ответственность преподавательского состава. В связи с этим возникает вопрос о смене модели образования. Для общества важно, чтобы студенты, ещё обучаясь в системе высшего образования, приобретали необходимые знания, умения и навыки, которые будут востребованы в условиях инновационной экономики. Этим объясняется необходимость изменения подходов к системе высшего образования, переход от старых моделей, ориентированных на потребности индустриального общества, к новым, в большей степени отвечающим запросам современной экономики, основанной на знаниях [7]. Необходимо сформировать новые модели, в которых будет четкое представление о закономерностях поведения и развития человека, а также модели взаимодействия между людьми внутри образовательной системы и самой системой образования с обществом. Новый внешний вид системы образования определит цели, структуру системы, принципы ее организации и адаптации к изменяющимся условиям жизни. Новый облик системы высшего образования должен отвечать требованиям инновационной экономики. Высшие учебные заведения должны выпускать специалистов, готовых к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, так как это является необходимыми условиями новой экономики, основанной на знаниях. Из вышесказанного следует, что главными направлениями российской образовательной системы должны стать поворот к человеку, обращение к его культурным ценностям и традициям. Вместе с тем программа развития высшего профессионального образования должна содержать основные механизмы, которые будут гарантировать: • единство федерального образовательного пространства; • открытое восприятие и понимание единства мирового и образовательного опыта; • приоритет фундаментальных прав и свобод личности; • восстановление духовно-нравственных идеалов, присущих преподаванию и исследованию [8]. Одним из основных факторов, оказывающих значительное влияние на систему высшего образования, является демографический спад населения (рис. 1). 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 201? 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 Рис. 1. Прогноз численности студентов в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации до 2025 г. Из рис. 1 видно, что за рассматриваемый период максимальная численность студентов учреждений высшего профессионального образования была в 2008 г. и составляла 6 248, 2 тыс. чел., а минимальная будет в 2021 г. и составит 5 003,8 тыс. чел. Падение численности студентов, начавшееся в 2008 г. будет продолжаться до 2021 г. и составит 20%. На наш взгляд, ключевыми последствиями демографического спада населения в высшей школе являются следующие: • сокращение количества высших учебных заведений; • сокращение численности профессорско-преподавательского состава; • снижение качества высшего профессионального образования; • увеличение поляризации вузов (деление на элитные университеты и «обычные», в которых кадровый состав, материально-техническая база и уровень образования будут отставать от первой группы); • расширение высшими учебными заведениями неочных форм обучения (заочное, сокращенно-заочное, очно-заочное, дистанционное образование) с целью увеличения набора студентов; • применение все большего количества «небольших» программ подготовки», переподготовки, курсов повышения квалификации, которые являются основой непрерывного образования; • появление представительств и филиалов более успешных вузов. Из вышесказанного следует, что в ближайшей перспективе демографическая ситуация в России будет продолжать оказывать серьезное негативное влияние на систему высшего образования, ставя перед ней новые задачи и проблемы. Необходимо также обратить внимание и на качественно новые задачи, стоящие перед системой высшего образования [9]: • Обеспечение непрерывности и всеобщности высшего образования. • Интернационализация образования. • Интеграция науки и высшего образования. • Индивидуализация образования (усиление индивидуальных тенденций в образовании, индивидуализация программ учебного заведения). • Международная аккредитация и взаимное (многостороннее) признание университетских курсов. • Внедрение инновационных технологий в процесс обучения. Эти многоаспектные задачи, способствующие формированию образовательной системы инновационного типа, требуют незамедлительного, комплексного решения. Однако, несмотря на существующие проблемы становления образовательной деятельности в России, есть и предпосылки ее развития. Это связано с тем, что в среднесрочной перспективе именно высшее образование является инструментом перехода страны на инновационный путь развития. Для этого необходимо реализовать тот потенциал, который в нем заложен, что позволит создать новое качество образования на основе усовершенствованной финансово-экономической модели высшей школы.

Ключевые слова

инновационная экономика, новая экономика, высшее учебное заведение, инновационное развитие, модернизация, образовательная система, Innovation economy, New economy, High School, Modernization, Educational system, Innovative development

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Милова Юлия ЮрьевнаИркутский государственный технический университеткандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджментаMilova88@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Новицкий Н.А. Инновационная экономика России: Теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты. М. : ЛИБРОКОМ, 2009. 328 с.
Мызрова О.А. Развитие и современное состояние теории инновации // Инновации. 2006. № 7. С. 79-83.
Глазычева В.Л. Вызовы перед системой образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.smi-svoi.ru/content/?fl=579&sn=1117, свободный.
Белокрылова О.С. Теория инновационной экономики: учеб. пособие Ростов н/Д: Феникс, 2009. 376 с.
Волков А. Э. Проблемные вопросы развития высшего профессионального образования в социально-экономических условиях России // Сегодня и завтра российской экономики: сб. науч. тр. М.: Экономика, 2006. С. 14-16.
Шудегов В.Е. Как помочь образованию // Бюджет. 2009. № 1. С. 10-15.
Харченко И.И., Бусыгин В.П. Система высшего образования и вызовы модернизации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hse.ru/data/623/943/1224/
Мызрова К.А. Современные тенденции развития высшего образования // Креативная экономика. 2011. № 9 (57). С. 48-52.
Песьякова Т.Н. Классификация показателей эффективности промышленных комплексов // Молодой ученый. 2012. № 1. С. 139-141.
 Проблемы и перспективы развития образовательной деятельности в условиях экономики, основанной на знаниях | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2015. № 4(32).

Проблемы и перспективы развития образовательной деятельности в условиях экономики, основанной на знаниях | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2015. № 4(32).