Переход на международные стандарты финансовой отчетности в российской практике | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2016. № 2 (34). DOI: 10.17223/19988648/34/10

Переход на международные стандарты финансовой отчетности в российской практике

Современные процессы глобализации требуют единых стандартов, оценивающих показатели экономик разных стран. Одним из универсальных инструментов для оценки экономических показателей во всем мире является отчетность, составленная в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В статье дается анализ предпосылок и этапов перехода на международные стандарты отчетности, характеризуются результаты применения международных стандартов отчетности в мире и России. Сформулированы преимущества и недостатки применения международных стандартов финансовой отчетности. Акцентируется особое внимание на необходимости мониторинга эффективности внедрения МСФО в России.

About world experience transition to international financial reporting standards and his account in Russian practice.pdf В условиях экономического кризиса, непростой внешнеполитической ситуации для России остается важным вопросом интеграция в мировые финансовые рынки. Остаются актуальными место и роль страны в мировом экономическом пространстве, процесс вхождения в ВТО, активное участие в БРИКС, взаимодействие с международными финансовыми институтами. Аналитики отмечают, что России крайне необходима диверсификация своих рынков и укрепление отношений со странами-партнерами [1]. В целях эффективного мирового сотрудничества принципиально значимым вопросом для страны остается переход на международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО), под которыми по сложившейся практике принято понимать признанные во всем мире единые стандарты ведения бухгалтерской отчетности. Отчётность по МСФО, ориентированная прежде всего на потребности инвесторов, изначально строилась на обеспечении защиты их интересов путем представления достоверных данных о результатах финансовой деятельности и имущественном положении организации. На сегодня многолетняя работа по формированию и усовершенствованию правил МСФО на основе анализа практики международного масштаба позволяет признать презумпцию качества МСФО как правил, позволяющих формировать достоверную отчетность. Именно эта презумпция служит базой для внедрения МСФО в бухгалтерский учет России. Априорное признание качества МСФО формально подтверждено в Концепции развития бухучета в РФ. Так, в п. 2.1 прямо сказано: «Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности» [2]. Процесс перехода на МСФО начался еще в 1998 г. и был призван привлечь дополнительные инвестиции в нашу страну. Для России важен вопрос оценки эффективности внедрения МСФО, стоит отметить, что данный вопрос также актуален для всех стран, использующих МСФО. В теоретическом осмыслении практики внедрения МСФО в настоящее время авторы не анализируют возможные и реальные результаты их внедрения, описывая лишь цели и этапы реализации МСФО в российской действительности. Рассмотрим подробнее особенности применения и этапы становления МСФО в мире и России и проанализируем эффект применения МСФО в нашей стране. Предпосылки разработки и внедрения МСФО в мире в значительной степени были связаны с экономическим кризисом 1929-1933 гг. Крах 1929 г. на мировых фондовых рынках, породивший многолетний глобальный экономический кризис в индустриально развитых странах и регионах, определил недостаточность применявшейся системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Так как концептуальные принципы составления финансовой отчетности в разных странах и даже на разных предприятиях одной страны существенно отличались, для пользователей информация оказывалась несопоставимой, непригодной в деловом отношении Данное обстоятельство приводило к неоднозначным и ошибочным выводам о финансовом положении и результатах деятельности предприятий, представивших отчетность. Уже в начале 1930-х гг. в США начали разрабатывать систему национальных общепризнанных стандартов бухгалтерского учета (далее - ГААП) и отчетности, которые добровольно применялись крупными компаниями, представленными на фондовых биржах. На основе данных стандартов со временем возникла система ГААП США, которая дошла до наших дней. Сейчас Федеральная комиссия по ценным бумагам США требует применения ГААП всеми крупными компаниями, входящими в листинг на американских фондовых биржах. Европейские страны пошли по пути обязательного применения компаниями национальных планов счетов бухгалтерского учета по модели, разработанной известным австрийским бухгалтером Э. Шмалленбахом. В период до Второй мировой войны все потребности европейских стран в финансировании удовлетворялись за счет внутренних источников, ситуация резко изменилась после войны. Специальные программы помощи восстановлению разрушенных стран способствовали значительному росту международных рынков капитала. Для учета внутреннего валового продукта и других показателей национальной экономической статистики после Второй мировой войны из планов счетов бухгалтерского учета Э. Шмалленбаха возникла система национальных счетов. Национальные общепризнанные стандарты бухгалтерского учета, зародившиеся в США, получили свое распространение в Мексике, Канаде, Англии, Италии и других странах. ГААП в каждой из них имели свою специфику, но везде обеспечивали определенные стабильность и единство подходов к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, гарантировали ее сопоставимость с отчетностью других национальных предприятий. Данный подход к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности привел к тому, что достоверность и надежность отчетной информации повысились и, как следствие, возросло доверие к ней со стороны разных пользователей. Национальные ГААП постепенно, но неотвратимо и неуклонно вытеснялись МСФО. Хотя МСФО впитали в себя многие «общепризнанные принципы бухгалтерского учета», но пошли дальше последних в разработке стандартных норм по отражению в финансовой отчетности новых явлений в финансах и экономике. Разработка проблем МСФО началась в 1960-е гг. под эгидой Центра Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям. В начале 1960-х гг., выступая на Генеральной Ассамблее ООН, президент США Джон Кеннеди обратил внимание мирового сообщества на развитие глобальных экономических отношений, возникающих на основе транснациональных корпораций. Для нормального функционирования новых отношений необходим «универсальный язык общения бизнесменов». В качестве данного языка он назвал бухгалтерский учет и финансовую отчетность, доступную и понятную всем заинтересованным лицам. Центр ООН по транснациональным корпорациям начал непосредственную работу над МСФО. Позднее, в 1973 г., в Лондоне был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (Комитет МСФО). Комитет по МСФО был создан профессиональными бухгалтерскими организациями ряда стран как независимый орган частного сектора. В состав данных стран вошли США, Канада, Австралия, Франция, Ирландия, Нидерланды, Мексика, Великобритания, Германия и Япония [3]. Все профессиональные организации - члены Международной федерации бухгалтеров с 1983 г. стали членами Комитета МСФО. Целью Комитета МСФО является унификация принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями во всем мире для составления финансовой отчетности. По своей природе Комитет МСФО является независимой частной организацией, цель которой - разработка единых принципов бухгалтерского учета, используемых коммерческими предприятиями и другими организациями всего мира при составлении финансовой отчетности. До 1989 г. Комитет работал над обобщением практики ведения учета в 10 странах. В итоге был издан документ в виде набора правил и объяснений под названием «Международные стандарты бухгалтерского учета». Периодом формирования МСФО в современном виде принято считать 1989-1995 гг. В эти годы к 10 странам присоединяются еще несколько (Кипр, Сингапур, Малайзия). Утверждается еще одна причина появления МСФО -необходимость введения конкретного механизма, который бы помог привлечь иностранные инвестиции. Универсальность новых стандартов и их прозрачность как раз и способствовали увеличению потока иностранного капитала. 1995-2000 гг. - появление ключевых наборов МСФО. Начинается тесное сотрудничество с авторитетными международными организациями. Европейские страны внедряют МСФО на уровне законодательства, хотя национальные стандарты продолжают играть первоочередную роль. С 2000 г. началась конвергенция международных и национальных стандартов, что и привело к глобализации финансовых стандартов. Произошло реформирование Комитета по международным стандартам: его функции передали Совету (IASB), а Совет в итоге стал частью Фонда Комитета по МСФО (IASCF). Попечителями данного Фонда являются всего лишь 22 человека [4]. В России же предпосылкой для внедрения МСФО явился переход от плановой экономики к рыночной экономике, который состоялся в 90-е гг. XX в. [5]. Стержнем реформы бухгалтерского учета на правительственном уровне были определены международные стандарты финансовой отчетности. Толчком к началу реформы послужил семинар по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившийся Центром ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 г. в Москве, на котором были выявлены основные несоответствия российской и международной практики учета, намечены пути адаптации и интеграции системы учета России в международную учетную практику [6]. Но процесс реформирования национальной системы учета не поспевал за общим процессом экономических реформ в России [7. С. 20]: • лишь в 1998 г. была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета [8]; • лишь в 2003 г. вышло указание Центрального банка РФ, на основании которого с 1 января 2004 г. банковская сфера переводилась на МСФО [9]; • в 2004 г. одним из обязательных условий для включения в котировальный список А первого уровня было введено наличие у эмитента подтвержденной аудиторским заключением годовой финансовой отчетности, составленной по МСФО и (или) US GAAP [10]. В июле 2010 г. произошло знаковое событие для применения МСФО в России - был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому: • международные стандарты финансовой отчетности получили официальный статус на территории России (п. 3 ст. 3: «На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по МСФО и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства РФ Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ»); • был определен круг организаций, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории РФ [11]. Согласно данному закону МСФО кроме кредитных и иных организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, МСФО должны применять и страховые организации. Федеральный закон от 05.05.2014 № 111-ФЗ внес изменения в 208-ФЗ, круг организаций был расширен и распространил свое действие: 1) на негосударственные пенсионные фонды; 2) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; 3) клиринговые организации. Данные организации обязаны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность, начиная с отчетности за 2015 г. Также применять МСФО будут: 1) федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; 2) открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Данные организации обязаны применять МСФО, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором они включены в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации. Осуществляемая реформа учета и отчетности в РФ показала, что Россия пошла не по пути тотального применения МСФО взамен национального регулирования учета, а по пути разумного взвешенного их применения. Суть такого подхода заключается: - с одной стороны, в конвергенции международных стандартов в российскую систему учетных стандартов: индивидуальная финансовая отчетность составляется по российским стандартам, которые, в свою очередь, разрабатываются на основе МСФО; - и с другой стороны, в введении обязательного требования составления консолидированной отчетности по МСФО, а также ее обязательный аудит и публикация: консолидированная финансовая отчетность публичных компаний составляется по МСФО (причем каждый документ МСФО вводится в правовое поле путем принятия решения Правительства РФ, которому предшествует экспертиза негосударственного экспертного органа его применимости на территории Российской Федерации). Такой подход позволяет, во-первых, на государственном уровне непосредственно регулировать бухгалтерский учет и отчетность в стране (индивидуальная отчетность формируется по российским стандартам); во-вторых, осуществлять стратегию повышения привлекательности российского рынка для зарубежных инвесторов за счет использования такой технической меры, как введение требования представления консолидированной отчетности по МСФО для публичных компаний. Следует отметить, что де-факто сегодня большинство публичных российских компаний уже составляет отчетность по МСФО. Их действия объясняются либо наличием иностранного инвестора, либо необходимостью привлечения внешнего финансирования с помощью первоначального выпуска акций (IPO, Initial Public Offering), выпуска облигаций, либо желанием получить инструмент консолидации финансовой отчетности холдинга, а также заинтересованностью в повышении положительного имиджа (PR). В последние годы число хозяйствующих субъектов, составляющих отчетность по МСФО, в России неуклонно возрастает. Остановимся подробнее на мировом опыте использования МСФО - по состоянию на январь 2013 г. более 120 стран требуют или разрешают применение МСФО. Далее на основе информации сайта Фонда МСФО [12] представим краткий обзор применения МСФО в некоторых странах (таблица). Применение МСФО в некоторых странах мира Страна Статус применения МСФО Австралия МСФО обязательны для подготовки отчетности всех предприятий частного сектора и как основа для отчетности предприятий государственного сектора с 2005 г. Великобритания6 МСФО обязательны в рамках процедур их принятия и внедрения в Евросоюзе начиная с 2005 г. Германия* МСФО обязательны в рамках процедур их принятия и внедрения в Евросоюзе начиная с 2005 г. Евросоюз Начиная с 2005 г. все государства-члены ЕС должны применять МСФО, которые были приняты в ЕС для листинговых компаний Италия* МСФО обязательны в рамках процедур их принятия и внедрения в Евросоюзе начиная с 2005 г. Франция* МСФО обязательны в рамках процедур их принятия и внедрения в Евросоюзе начиная с 2005 г. Япония* МСФО разрешены с 2010 г. для некоторых международных компаний Канада* МСФО обязательны с 2011 г. для листинговых компаний, разрешается их применение для компаний частного сектора, включая некоммерческие организации Россия С 2012 г. МСФО обязательны для листинговых компаний, банков, страховых компаний и при составлении консолидированной отчетности по другим основаниям США* С 2007 г. МСФО разрешены для иностранных эмитентов Китай Разработаны национальные стандарты, существенно совпадающие с МСФО В связи с тем, что основной целью МСФО является унификация принципов и методик бухгалтерского учета, используемых компаниями разных стран для составления финансовой отчетности и повышения инвестиционной привлекательности данных стран, в качестве показателя, оценивающего повышение инвестиционной привлекательности страны, выберем приток прямых иностранных инвестиций. Прямые иностранные инвестиции - вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. На рис. 1 представлен уровень ежегодного притока прямых иностранных инвестиций в странах независимо от даты перехода на МСФО. Источник: UNCTADstat. Рис. 1. Доля прямых иностранных инвестиций в ВВП, % Исходя из данных рис.1, можно сделать вывод, что в 2008 г. снижение притока прямых иностранных инвестиций было характерно для всех анализируемых стран, за исключением Японии и Китая. В целом динамика данного показателя у всех стран положительная - доля прямых иностранных инвестиций имеет тенденцию к росту. Определим рост данного показателя в странах, использующих МСФО (рис. 2). Анализируя данные рис. 2, также можно сделать вывод, что с момента введения МСФО в представленных странах отмечается рост притока иностранных инвестиций в экономики данных стран, за исключением 2008 г. Проецирование периода внедрения МСФО и доли прямых иностранных инвестиций в ВВП данных стран не позволяет однозначно ответить на вопрос: привело ли введение МСФО или ряда других факторов к росту данного экономического показателя, но констатировать рост данного показателя в странах, применяющих МСФО, несомненно, можно. С момента внедрения МСФО во всех странах, выбранных для исследования, доля прямых иностранных инвестиций увеличилась, за исключением Японии, поддерживающей данный показатель на одном уровне. Рост отмечается на протяжении всех лет, кроме периода мирового финансового кризиса 2008 г., приведшего к значительному сокращению доли прямых инвестиций во всех исследуемых странах, за исключением Японии. -*- •- -•- -•- -• 2005 2006 2007 200S 2009 2010 2011 2012 2013 Ф Австралия I Канада i Франция )( Германия -I- Италия -•- Япония Российская Федерация - Великобритания Источник: UNCTADstat. Рис. 2. Доля прямых иностранных инвестиций в ВВП стран с момента перехода на МСФО, % Анализ внедрения МСФО в России был основан на законодательной обязанности составления отчетности по МСФО для банков и страховых организаций. Так как первыми обязанными применять МСФО являются банки, проведем анализ деятельности банков за период с 2002 по 2014 г. В качестве показателя выберем соотношение активов банков к ВВП России (рис. 3). Как видно на рис. 3, доля активов банков к ВВП России ежегодно растет, финансовые показатели банков улучшены. По мнению президента РФ Владимира Путина: «Это хороший показатель надежности и стабильности банковской системы» [13]. Отметим, что более сложное исследование практики применения российскими кредитными организациями с помощью многомерной модели анализа было проведено А.А. Дарякиным в 2008 г., где данный специалист приходит к выводу, что наиболее уязвимыми являются местные банки, так как процесс перехода на МСФО для них непредсказуем [14]. Данные компании, чьи ценные бумаги попадали в котировальный список А, которые применяют МСФО с 2004 г., сложно обобщить, так как в течение указанного периода менялся состав компаний. Остановимся на анализе следующих субъектов, обязанных применять МСФО, - субъектах страхового дела. 70 60 50 40 Источники: ЦБ РФ, Росстат. Рис. 3. Доля активов банков к ВВП России, % В качестве показателя выберем соотношение страховых премий к ВВП России (рис. 4). Показатели не столь впечатляющие, как показатели банков, но это всего за три года применения МСФО. Стоит упомянуть о проблемах, с которыми столкнулись и, возможно, столкнутся предприятия, перешедшие (обязанные перейти) на МСФО. Вот некоторые из них: • Неверный состав структур организации, включенных в консолидированную отчетность. • Отсутствие информационных систем обеспечения МСФО или их низкое качество. Неразвитость рыночной инфраструктуры. Высокая стоимость внедрения МСФО. • Неверный выбор способа получения финансовой отчетности. • Несоответствие отчетности требованиям организации. • Отсутствие необходимой организационно-штатной структуры. Недостаток квалифицированных кадров как с позиции работодателей, так и с позиции компаний - заказчиков услуг по МСФО. Высокая стоимость обучения для получения международных сертификатов по МСФО. • Неверный выбор учетной политики [15]. • Недостаток информации (сложность текстов стандартов). Причем сложными для понимания являются как оригинальные тексты стандартов, так и переведенные, введенные для применения российскими компаниями Минфином (ввиду их прямого перевода, без разъяснения новых для отечественных специалистов понятий). • Отсутствие обобщения и анализа положительной практики применения МСФО российскими компаниями, а также разъяснений и комментариев к стандартам Минфина и других компетентных органов. • Высокая стоимость услуг аудиторских и консалтинговых компаний [16]. В результате преодоления вышеназванных проблем и прочих других на фоне повышения финансовых показателей банков их число резко падало (в 2002 г. число банков было 1329, к 2014 г. - 834). Связано ли данное падение количества банков с применением МСФО, невозможно выяснить, но то, что количество субъектов в банковской сфере, применяющих МСФО, падает, можно утверждать однозначно. Аналогичная ситуация со страховщиками, возможно, количество страховщиков снизилось и по другим причинам, но переход на МСФО для многих компаний не прошел бесследно. Так, с 2012 по 2014 г. количество субъектов страхового дела снизилось на 12%. Мы провели корреляционный анализ между финансовыми показателями и количеством субъектов, применяющих МСФО (банков и страховщиков), и получили, что коэффициент корреляции близок к минус 1, что доказывает тесную взаимосвязь этих показателей и свидетельствует об укрупнении субъектов, применяющих МСФО в данных секторах экономики. Стоит отметить, что очень важной стороной внедрения МСФО в России является повышение ответственности за качество активов субъектов, применяющих МСФО, это позволило регулятору рынка оценить фактическое качество активов, что могло привести к сокращению количества данных субъектов. Позитивные стороны внедрения МСФО освещены в докладе о практике применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» в 2013-2014 гг. Согласно ему введение и реализация МСФО: • способствуют повышению прозрачности и открытости деятельности организаций. В частности, заинтересованные пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности получили возможность анализировать информацию о финансовых и операционных рисках организаций и способах управления ими. Кроме того, сведения, раскрываемые в консолидированной финансовой отчетности, дают представление о том, как руководство отчитывающейся организации анализирует информацию и принимает управленческие решения в отношении распределения ресурсов (данные об операционных и географических сегментах деятельности); • обеспечивают единообразие и сравнимость финансовой отчетности российских организаций с аналогичными хозяйствующими субъектами за рубежом, повышают инвестиционную привлекательность организаций и расширяют возможности доступа их к международным финансовым рынкам; • обеспечивают инвесторов дополнительной информацией, необходимой для принятия инвестиционных решений; • способствуют повышению качества информационной базы для принятия решения руководством отчитывающихся организаций; • способствуют дальнейшему сближению национальных и международных стандартов бухгалтерского учета. На основании проведенного анализа можно утверждать, что в целом мировой опыт использования МСФО положительный, в странах, использующих МСФО, отмечается приток иностранных инвестиций, но утверждать, что причиной данного притока является применение МСФО, невозможно. Противоречивость опыта внедрения МСФО не позволяет оценить влияние внедрения на экономику России вообще и ее субъектов в частности. Необходимо отметить, что важно организовать постоянный мониторинг эффекта внедрения МСФО для отдельных отраслей экономики и России в целом.

Ключевые слова

the effectiveness of the implementation of IFRS, especially the introduction of IFRS in Russia, IFRS implementation stages, International Financial Reporting Standards, эффективность внедрения МСФО, этапы внедрения МСФО, особенности внедрения МСФО в России, международные стандарты финансовой отчетности

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Аземша Екатерина АлександровнаСибирский федеральный университет аспирант Института управления бизнес-процессами и экономикиcatenka1986@mail.ru
Каячев Геннадий ФедоровичСибирский федеральный университет доктор экономических наук, завкафедрой экономики и управления бизнес-процессами Института управления бизнес-процессами и экономикиkayachev@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Абдурагимова Р.М., Рабаданова Ж.Б. Проблемы внедрения МСФО и пути их решения // Актуальные вопросы современной экономики. 2014. № 3. С. 396-399.
Никифорова Е.А. Анализ основных проблем и рисков, связанных с внедрением и применением международных стандартов финансовой отчетности // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. № 11. С. 6-19.
Дарякин А.А. Исследование практики применения российскими кредитными организациями с помощью многомерной модели анализа // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 5. С. 117.
Jurisdiction profiles. URL: http://www.ifrs.org/Use-around-the-world/Pages/Jurisdiction-profiles.aspx
Саломатин О. Путин: Активы банков впервые превысили ВВП России [Электронный ресурс]. URL: http://www.baltinfo.ru/2015/04/16/Putin-Aktivy-bankov-vpervye-v-istorii-prevysili-VVP-Rossii-489229
Хапланова Э.Ю., Хахонова Н.Н. Анализ этапов внедрения МСФО в российскую практику финансового учета // Вестн. Таганрог. ин-та управления и экономики. 2011. № 1. С. 28-31.
Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам № 04-1245/пз-н от 15.12.2004 г. «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг».
Указание Центрального банка Российской Федерации № 1363-У от 25.12.2003 г. «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями».
Зачем нужны международные стандарты финансовой отчетности // Коммерсанть [газ.] 09.06.2003. № 99.
Постановление Правительства РФ № 283 от 6.03.1998 г. «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности».
Модеров С.В., Генералова Н.В. МСФО в России: применение, отношение к ним со стороны Я.В. Соколова и их влияние на отечественный учет [Электронный ресурс]. URL: http://ifrs-audit.ru/?page_id=14
Структура комитета по международным стандартам финансовой отчетности [Электронный ресурс]. URL: http://allmsfo.ru/komitet-msfo.html
Как развивались стандарты МСФО: немного истории [Электронный ресурс]. URL: http://finacademy.net/materials/article/prichinu-pojavlenija-msfo
Бугаев Д.А., Рябченко А.В. Исторические аспекты МСФО в России // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2014. № 2 (141).
Концепция развития бухгалтерского учета в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 № 180.
История БРИКС [Электронный ресурс]. URL: http://nkibrics.ru/ pages/history-brics
 Переход на международные стандарты финансовой отчетности в российской практике | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2016. № 2 (34). DOI:  10.17223/19988648/34/10

Переход на международные стандарты финансовой отчетности в российской практике | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2016. № 2 (34). DOI: 10.17223/19988648/34/10