Обоснование эффективности управления инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера при реализации программы «Жилье для российской семьи» на территории Брянского региона | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2016. № 2 (34). DOI: 10.17223/19988648/34/16

Обоснование эффективности управления инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера при реализации программы «Жилье для российской семьи» на территории Брянского региона

Практические рекомендации применения кластерного подхода при реализации проектов комплексного освоения территории в рамках программы «Жилье для российской семьи» предложены с учетом особенностей управления инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера Брянского региона. Построена структурная модель системы управления инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера [1], предусматривающая формирование механизма управления и обеспечивающая оптимальную организацию инновационной деятельности посредством участия всех субъектов инновационного предпринимательства. Разработана методика оценки качества системы управления инновационным потенциалом жилищностроительного кластера [2], основанная на теории эффективной конкуренции, отражающая величину получаемого предприятиями-участниками синергетического эффекта.

Justification of the effectiveness of management in innovative potential of housing and construction cluster in the impl.pdf Цель статьи - разработка практических рекомендаций по управлению инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера при реализации программы «Жилье для российской семьи». Научное исследование базируется на основных принципах общенаучной методологии, предусматривающей использование методов системного, сравнительного анализа, диалектики, наблюдения и логики. В настоящее время стратегической задачей как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации является решение жилищной проблемы, повышение уровня и качества жизни населения. Состояние, уровень развития жилищного строительства не удовлетворяют современным требованиям развития региональной экономической системы. В большинстве регионов РФ проблема строительства доступного жилья решается неэффективно. Поэтому представляется важной задачей выработка таких механизмов развития жилищного строительства, которые, с одной стороны, будут соответствовать стратегии, учитывающей особенности развития региональной социально-экономической системы, а с другой - смогли бы быть восприняты как участниками инвестиционно-строительного комплекса, так и потребителями жилой недвижимости. Многие современные экономисты обосновывают применение кластерных структур как эффективного способа повышения качества взаимодействия субъектов инвестиционно-строительного комплекса. Учитывая специфику и особенности создаваемых на территории РФ строительных кластеров, можно говорить о том, что в современной экономике кластеры становятся одной из наиболее эффективных форм интеграции финансового и интеллектуального капитала в рамках инвестиционно-строительного комплекса, обеспечивая необходимые конкурентные преимущества для его участников [3]. Формирование конкурентных преимуществ жилищно-строительного кластера обусловлено тем, что в его рамках создаются оптимальные условия для генерирования и восприятия инноваций, эффективного развития инновационного потенциала строительных организаций, стимулирования деятельности организаций инновационной инфраструктуры. Регулирование процессов развития инновационного потенциала жилищно-строительного кластера значительно расширит возможности строительных организаций при решении жилищной проблемы. В рамках существующей системы управления имеющийся инновационный потенциал субъектов инвестиционно-строительного комплекса не трансформируется в полной мере, поэтому устойчивое развитие строительных организаций неразрывно связано с формированием новых подходов к управлению инновационным потенциалом в рамках создаваемого объединения. Управление инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера представляет собой координацию действий его структурных элементов при производственно-коммерческом использовании инновационных ресурсов с учетом особенностей разработки, апробации и внедрения в производственный процесс технологических, продуктовых и организационно-управленческих инноваций в соответствии с инновационной, инвестиционной и экономической стратегией предприятий-участников. Система управления инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера строится на тесном взаимодействии с главными элементами управления инновационным потенциалом основных участников кластера. В соответствии с сущностью системного подхода структурная модель системы управления инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера состоит: из внешнего окружения, включающего «вход», «выход», связи с внешней средой, процессы управления ресурсами, обратную связь; внутренней структуры, включающей шесть элементов (обеспечивающая подсистема, управляющая подсистема, инструменты управления, механизмы управления, управляемая подсистема, процесс управления) (рис. 1). В общем виде процесс управления инновационным потенциалом представляет собой целенаправленное, систематическое информационное воздействие субъекта управления на объект с корректирующим учетом изменений, происходящих в его состоянии как с точки зрения взаимодействия с другими элементами системы управления, так и с внешней средой [4]. При этом процесс управления инновационным потенциалом строится с учетом существующего уровня инновационного потенциала участников кластера и предполагает выбор оптимального для конкретного участника инструментария и методологии управления. Влияние внутренней среды кластера а управления элементами инновационного потенциала кластера) Влияние внешней (макро-, мезо) среды кластера Г / Л Г / / Управляющая подсистема (субъект) СУИП ЖСКл: Совет координации деятельности участников жилищно-строительного кластера Обеспечивающая подсистема СУИП ЖСКл: -научноисследовательская; -ресурсная; -кадровая; -информационная. + Инструменты управления (функции): -функциональная подсистема «Планирование» -функциональная подсистема «Организация» -функциональная подсистема «Мотивация» -функциональная подсистема «Контроль» -функциональная подсистема «Регулирование» * Механизм управления инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера Управляемая подсистема (объект) СУИП ЖСКл: Инновационный потенциал кластера, процесс его наращивания Выход: Инновационн потенциал функционирования иразвития жилищно-строит Инновационный потенциал формирования жилищностроительного (Наращивание инновационного потенциала эфф работы кластера) СУИП ЖСКл - система управление инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера; ЦУ - цели управления; КУ - критерии управления; ФУ - факторы управления; МУ - методы управления; РУ - ресурсы управления. Рис. 1. Структурная модель системы управления инновационным потенциалом жилищностроительного кластера В качестве управляемой подсистемы выступает инновационный потенциал (в состоянии движения - инновационный поток, в состоянии покоя - инновационные запасы), а в качестве управляющей - подразделение, служба, отдел или ответственное лицо по управлению инновационным потенциалом предприятий, входящих в «ядро» кластера, а также Совет координации деятельности участников жилищно-строительного кластера. В управляющей подсистеме с помощью модели, отражающей управляемый процесс, вырабатываются управленческие решения, которые преобразуются в конкретные управляющие воздействия и доводятся до управляемой подсистемы в виде совокупности организационных мероприятий. Принятие решений по любому направлению развития инновационного потенциала должно не только основываться на научной значимости полученных результатов исследований, но и учитывать имеющиеся возможности системы. Управление инновационным потенциалом кластера предусматривает осуществление функций, связанных с планированием, организацией, мотивацией, контролем и регулированием развития инновационного потенциала жилищно-строительного кластера. С целью обеспечения эффективности данного процесса на предприятиях-участниках кластера должны создаваться соответствующие системы реализации указанных функций, т. е. необходимо уделять отдельное внимание формированию эффективного организационно-экономического механизма управления инновационным потенциалом кластера (рис. 2). Организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера Стратегическое планирование иннова ционного развития кластера Разработка плана инновационного развития жилищно-строительного кластера Новый уровень взаимодействия строи тельных организаций с научно-исследовательскими, проектно-изыскательскими и опытно-конструкторскими организациями Снижение материальных затрат за счет повышения эффективности планирования, организации, разработки и внедрения новых видов продуктовых, технологических, организационных и управленческих инноваций Мотивация и стимулирование инновационной деятельности участников кластера Рост производительности труда Достижение стратегических и тактических целей участниками кластера Активизация инновационного мышления участников жилищностроительного кластера Повышение восприимчивости к внедрению продуктовых, технологических и организационно-управленческих инноваций Контроль и регулирование эффективности развития инновационного потенциала кластера Рост инновационной активности, увеличение финансовых активов участников кластера Регламентация процессов управления инновационным потенциалом кластера Создание нормативно-правовой базы инновационной деятельности участников кластера Синергетический эффект от реализации организационно-экономического механизма _ _ _ | _ _ ~ Экономический Производственный Структурный Коммуникативный Социальный Имиджевый Рис. 2 Механизм управления инновационным потенциалом жилищностроительного кластера представляет собой активный компонент системы управления и обеспечивает (посредством воздействия на внутренние и внешние факторы) повышение эффективности деятельности управляемого объекта - инновационного потенциала кластера и процесс его наращивания. Главной целью механизма является обеспечение благоприятных организационных и экономических условий для осуществления инновационной деятельности в рамках жилищно-строительного кластера с учетом неопределенности и риска конкурентной среды. Взаимодействие элементов механизма позволит обеспечить реализацию циклически повторяющегося процесса, направленного на успешное осуществление деятельности от генерации идеи до дальнейшей ее формализации в новый продукт, востребованный потребителями. Управление инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера возможно только посредством участия всех субъектов инновационного предпринимательства, каждый из которых занимает определенное место в цикле инноваций, так как обладает разной способностью к реализации инновационного потенциала (рис. 3). Субъекты инновационной деятельности Технологические инновации Организационно-управленческие инновации Первый этап - проведение исследований в области разработки инноваций Научные организации государственных учреждений высшего профессионального образования Разработка инновационных строительных материалов и добавок к ним Разработка моделей и методов организации и управления жилищностроительным кластером на основе внедрения инновационных механизмов реализации инновационного потенциала Научные школы, действующие на основе государственных учреждений высшего профессионального образования Научно-исследовательские организации Второй этап - проведение апробации инноваций Конструкторско-технологические институты Проведение опытноэкспериментальных работ Апробация разработанных инновационных организационно-управленческих моделей на уровне администрации области; ген-, субподрядных и специализированных строительных организаций Научно-внедренческие, научно-производственные, экспериментальные фирмы Третий этап - внедрение инноваций в производственный процесс Промышленные предприятия, выполняющие инновационные разработки и исследования, принимающие участие в функционировании жилищно-строительного кластера Проведение внедренческих работ в технологический процесс апробированных инновационных материалов Внедрение в управленческий процесс на всех уровнях функционирования жилищно-строительного кластера инновационных организационно-управленческих моделей Рис. 3. Этапы разработки и внедрения технологических и организационно-управленческих инноваций основными участниками жилищно-строительного кластера Внутренний контроль и регулирование эффективности реализации инновационного потенциала кластера осуществляет Совет координации деятельности участников жилищно-строительного кластера. Внешний контроль осуществляется со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти в зависимости от выполняемых ими функций. Помимо регулирующей функции государство выполняет функцию поддержки в формировании и развитии инновационного потенциала кластера, которая включает в себя поддержку в разработке инновационных проектов, создание центров кластерного развития, предоставление инвестиционных и налоговых льгот для инновационно ориентированных организаций; субсидирование процентных ставок по кредитам для инновационных предприятий; предоставление грантов на поддержку инновационных проектов, выделение бюджетных средств в рамках целевых программ, обеспечение гарантированного спроса на продукцию кластера через государственный заказ [5]. Разработка эффективной системы управления инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера позволит повысить качество строительства, устойчивость его участников к негативному воздействию внешних и внутренних факторов посредством создания нового ресурса развития экономической системы на базе применения новых технологий. От качества управления инновационным потенциалом зависят уровень инвестиционных затрат, размер получаемой прибыли и конкурентные позиции предприятий на рынке. Поэтому разработка методики оценки качества системы управления инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера является необходимым аспектом успешного функционирования участников интегрированной структуры. Дополнительный эффект предприятие может получить только при условии оптимального использования всех ресурсов, снижения объемов незавершенного строительства и транзакционных издержек, а соответственно, и величины необходимых запасов, чего можно добиться при эффективной интеграции в рамках кластерной структуры. Получение синергетического эффекта от совместной деятельности положительно скажется на окупаемости инноваций, степени их внедрения и практической реализации, что в конечном итоге повысит показатели рентабельности производственной деятельности, продаж и капитала, а также показатели качества готовой строительной продукции [6]. Основные составляющие синергетического эффекта представлены в табл. 1. Для оценки качества системы управления инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера наиболее комплексным авторы полагают применение метода, основанного на теории эффективной конкуренции. Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех структурных звеньев на всех этапах жизненного цикла строительной продукции. Финансовые показатели оценки качества системы управления являются следствиями влияния организационно-управленческих факторов протекающих в кластере производственных процессов. Это связано с тем, что финансовые коэффициенты не способны сами по себе выявить и обосновать причины влияния внешних и внутренних факторов на результаты деятельности предприятия, поэтому они являются переменными второго порядка, т. е. следствиями происходящих в кластере процессов. К элементам первого порядка, т.е. причинам происходящих бизнес-процессов, относятся организационные составляющие инновационного потенциала, связанные прежде всего с управленческой деятельностью участников кластерной структуры. При оценке эффективности управленческой деятельности особое внимание должно уделяться оценке качества организационной структуры управления инновационным потенциалом, так как от качества менеджмента, его способности рационально приобретать и сочетать ограниченные ресурсы для достижения поставленных целей зависит эффективность функционирования и развития предприятий-участников кластера. Таблица 1 Составляющие синергетического эффекта, получаемого в результате эффективного управления инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера региона Эффект Для предприятий регионального жилищно-строительного кластера Для региона Для конечных потребителей строительной продукции 1 2 3 4 1. Экономический Снижение транзакционных издержек Рост инновационной привлекательности региона Снижение стоимости 1 кв.м жилья Сокращение удельных затрат на строительство жилья Рост инвестиционной привлекательности региона Сокращение эксплуатационных затрат в результате применения высоких технологий Увеличение количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы Снижение себестоимости жилищного строительства Развитие инновационной инфраструктуры Повышение показателей энергоэффективности жилья Снижение риска финансирования инновационных проектов 2. Производственный Повышение качества строительства Развитие промышленных производств на инновационной базе Снижение периода ожидания жилья при участии в долевом строительстве Сокращение сроков строительства Улучшение технико-экономических характеристик строительных объектов 3. Структурный Тесная взаимосвязь структурных компонентов инвестиционно-строительного комплекса: промышленных, строительных, научных организаций за счет совместного использования инфраструктурных объектов Формирование условий для структурной перестройки экономики региона Свободная планировка квартиры за счет разнообразия применяемых конструктивных решений Диверсификация и появление новых направлений инновационного бизнеса и новых участников инновационно-инвестиционного процесса Наращивание инновационного потенциала региона Повышение разнообразия применяемых материалов и конструкций Развитие транспортной, инженерной инфраструктуры 4. Коммуникативный Появление новых форм взаимодействия участников кластера Взаимовыгодное сотрудничество с малым и средним бизнесом, научными, образовательными организациями, госструктурами Увеличение спроса на жилье, построенное с использованием инновационных технологий Свободное распространение новых знаний в рамках кластера по коммуникационным каналам 5. Социальный Повышение квалификации кадров Увеличение количества рабочих мест Повышение доступности жилья и уровня жилищной обеспеченности Реализация социальных программ и проектов Повышение эффективности системы профессионального образования Формирование сети устойчивых связей, обеспечивающих эффективную трансформацию изобретений в инновации Улучшение условий и качества жизни населения региона Повышение качественных характеристик жилья Окончание табл. 1 1 2 3 4 6. Имиджевый Увеличение спроса на кредитные ресурсы, направляемые на финансирование жилищного строительства Формирование имиджа инновационного развития региона Повышение доверия к инновациям Формирование имиджа и репутации инновационно-активного строительного предприятия, увеличение спроса на его продукцию Привлечение инвесторов в регион Оценка качества инновационных товаров конечными потребителями Развитие кредитного рынка и банковской сферы Коэффициент эффективности организационной структуры системы управления развитием инновационного потенциала кластера (Корг) характеризует соответствие организационной структуры достигнутым показателям качества производственных, организационных и управленческих процессов: зуд х к к =, °суип jy (1) Корг " 1 " И ХИ , (1) воор отд. где ЗСдУИП - затраты на управление инновационной деятельностью, приходящиеся на одного работника аппарата управления предприятия кластера; Куп - удельный вес работников системы управления инновационной деятельностью в общей численности работников предприятия кластера; Ивоор - показатель, представляющий отношение стоимости инновационных ресурсов к общей численности работников предприятия; Иотд - показатель отдачи от инновационной деятельности, представляющий отношение объема реализованной продукции к стоимости затраченных инновационных ресурсов. Результат функционирования предприятия, его деловая активность определяются интенсивностью притока денежных средств, который находится в прямой пропорциональной зависимости от частоты оборота активов. Данная взаимосвязь параметров носит устойчивый характер, т.е. является системной закономерностью, которая позволяет сформировать унифицированную систему показателей второго порядка оценки качества системы управления, представляющей собой отношение интегрального экономического эффекта, полученного в результате эффективного взаимодействия предприятий в составе жилищно-строительного, кластера к величине капитальных вложений, инвестированных в системную интеграцию на базе стимулирования инновационной деятельности участников и реализации их инновационного потенциала: n m n m ZZ( Щ + A77j) -Z^Ij Е = -i=1 j=1 > 0, (2) n m 7 4 y ZZ^i=1 j =1 где i - количество участников инвестиционного проекта, i=1, ..., n; j - количество инвестиционных проектов, реализуемых за отчетный период, j=1, ..., m; П. - прибыль от реализации j-го инвестиционного проекта, получаемая при автономных условиях функционирования i-й организации за отчетный период времени, млн. руб.; ДП.. - прирост прибыли от реализации j-го инвестиционного проекта, получаемый i-й организацией за отчетный период в результате эффективного взаимодействия с другими участниками в составе кластера, млн. руб.; I. - величина инвестиций в интеграцию и развитие инновационного потенциала i-й организации за j-й инвестиционный проект, реализуемый за отчетный период, млн руб.; Рн - стоимость ресурсов (себестоимость продаж), располагаемых i-ой организацией и направляемых на реализацию за j-ого инвестиционного проекта, реализуемый за отчетный период, млн руб. В качестве дополнительного экономического эффекта от реализации инновационного потенциала может рассматриваться часть выручки от реализации продукции, полученной в результате сокращения длительности производственно-финансового цикла инновационно-инвестиционного проекта, которое приводит к уменьшению транзакционных издержек, росту оборачиваемости ресурсов организации, повышению качества и снижению себестоимости продукции, позволяющие получить добавочную стоимость в цене товаров и увеличить объемы реализации. В количественном выражении совокупный прирост прибыли можно определить как часть выручки, дополнительно полученной в результате роста оборачиваемости активов участников кластера за вычетом находящихся в обороте ресурсов: n m n m ДПj=ТЕПВ>Р>О) -LL^В>Р>О)>при о'. > О., (3) i=1 j =1 i=1 j =1 где П. - прибыль от реализации j-го инвестиционного проекта, получаемая i-й организацией за отчетный период времени, при условии синергетического взаимодействия с другими организациями в рамках кластерной структуры, рост которой обусловлен реализацией инновационного потенциала, млн руб.; Вi. - выручка от реализации j-го инвестиционного проекта, получаемая за отчетный период времени, при условии синергетического взаимодействия i-й организации с другими организациями в рамках кластерной структуры, рост которой обусловлен реализацией инновационного потенциала, млн руб.; В. - выручка от реализации j-го инвестиционного проекта, получаемая за отчетный период времени при автономных условиях функционирования i-й организации, млн руб.; Р. - стоимость ресурсов (себестоимость продаж), располагаемых i-й организацией и направляемых на реализацию за j-й инвестиционный проект, реализуемый за отчетный период при условии синерге-тического взаимодействия с другими организациями в рамках кластерной структуры, снижение которой обусловлено реализацией инновационного потенциала, млн руб.; Оj - коэффициент оборота ресурсов при реализации j-го инвестиционного проекта за отчетный период времени, при условии синергетического взаимодействия i-й организации с другими организациями в рамках кластерной структуры, рост которой обусловлен реализацией инновационного потенциала; Оj - коэффициент оборота ресурсов при реализации j-го инвестиционного проекта за отчетный период времени при автономных условиях функционирования i-й организации. Для определения вклада конкретного участника в получение совокупного синергетического эффекта необходимо разработать классификацию организаций в зависимости от качества системы управления инновационным потенциалом: - супероптимальная (СУСо), при которой достигается самый максимальный синергетический эффект (ЭСО); - оптимальная (СУО), при которой достигается значительный синергетический эффект (ЭО); - рациональная (СУР), при которой достигается средний синергетический эффект (Эр); - нерациональная (СУн), при котором наносится ущерб (Эн). Выбор и расчет синергетического эффекта (Э) в зависимости от качества принятия управленческих решений в области реализации инновационного потенциала (Уп) можно определить по зависимости 3 (Уп ) = Э (СУ ), если У еУ , со V со Л п ов > Эо (СУо), если Уп е У в, Эр (СУр), если Уп е Ус, { Эн (СУн), если Уп е Ун, (5) ДЭсо = Эсо (Уов )-Эо (Ув ) Эсо (Уов )-Эр (Ус ) Эсо (Уов )-Эн (Ун ) где Эсо (Уов) - экономический эффект, полученный при принятии супероптимальных решений при уровне реализации инновационного потенциала Уов; Эо (Ув) - экономический эффект, полученный при принятии оптимальгде Уов, Ув, Ус, Ун - уровни качества управленческих решений при реализации инновационного потенциала, соответственно очень высокий, высокий, средний и низкий. Приращение экономического эффекта ДЭ определяется соотношениями: 1) при уровне качества управленческих решений при реализации инновационного потенциала Уов: ных решений при уровне реализации инновационного потенциала Ув; Эр (Ус) - экономический эффект, полученный при принятии рациональных решений при уровне реализации инновационного потенциала Ус; Эн(Ун) - экономический эффект, полученный при принятии нерациональных решений при уровне реализации инновационного потенциала Ун.; 2) при уровне качества управленческих решений при реализации инновационного потенциала Ув: да 4Э"(У-)-Эр (Ус)- (6) • |Э„ (У, )-Э„ (У.); 1 ' 3) при уровне качества управленческих решений при реализации инновационного потенциала Ус: ДЭр =а (Ус )-Эн (Ун). (7) В то же время и экономический ущерб от более низкого уровня реализации инновационного потенциала определяется по аналогичным соотношениям. В целях определения синергетического эффекта в результате создания кластера на территории Брянского региона произведен расчет реализации инвестиционных проектов комплексного освоения территории в рамках программы «Жилье для российской семьи» на основе сравнения показателей эффективности при двух вариантах реализации - вне кластера и в его рамках [7]. Результаты сравнительного анализа свидетельствуют об улучшении экономических показателей реализации проектов: росте чистой прибыли в среднем на 34%, снижении себестоимости в среднем на 6,4%, снижении стоимости квадратного метра жилья в среднем на 3 тыс. руб. (рис. 4). Рис. 4 . Синергетический эффект от реализации инвестиционных проектов комплексного освоения на территории Брянского региона в рамках программы «Жилье для российской семьи», получаемый в результате создания жилищно-строительного кластера Таблица 2 Оценка рентабельности производственной деятельности и продаж вне кластера и в рамках кластера Значение показателя, млн руб. № п/п Показатель Жилой микрорайон по ул. Флотской, г. Брянск ЖК «Андреевский», 2 этап, мк-н Мичуринский, Брянский район Проект КОС территории бывшего аэропорта, Советский район, г. Брянск вне кластера в рамках кластера вне кластера в рамках кластера вне кластера в рамках кластера 1 Выручка от реализации продукции, млн руб. 23316,83 22256,71 14041,76 13413,93 41172,55 39028,48 2 Себестоимость, млн руб. 22377 20 976,79 13476 12 669,33 39513 36 807,51 3 Чистая прибыль, млн руб. 751,86 1 023,94 452,61 595,68 1327,64 1 776,78 4 Сумма инвестированного капитала, млн руб. 22 377 22 377 13476 13476 39513 39513 5 Рентабельность производственной деятельности, % 3,36 4,88 3,36 4,70 3,36 4,83 6 Рентабельность продаж, % 3,22 4,60 3,22 4,44 3,22 4,55 7 Рентабельность капитала, % 3,36 4,58 3,36 4,42 3,36 4,50 В связи с тем, что создаваемое в инвестиционно-строительном комплексе Брянской области кластерное объединение рассматривается как эффективная система управления инновационным потенциалом, соответственно целесообразно исследовать влияние синергетического эффекта, возникающего в рамках кластера, на изменение показателей, характеризующих рентабельность производственной деятельности, капитала и продаж (табл. 2). Полученные результаты свидетельствуют о том, что вложение инвестиций в развитие инновационного потенциала жилищно-строительного кластера обеспечит рост рентабельности производственной деятельности на 43,8%, рентабельности продаж на 42%, рентабельности капитала на 34%. Качественным индикатором эффективности системы управления инновационным потенциалом служит получаемый готовый продукт, т.е. построенные жилые дома и их соответствие качественным, техническим, эксплуатационным, эстетическим характеристикам, определяющим уровень конкурентоспособности не только самой строительной организации, но и эффективность интеграционной деятельности всех участников инвестиционно-строительного процесса. Результаты расчета прогнозных значений показателей конкурентоспособности продукции, производимой в рамках кластера, свидетельствуют о снижении стоимости квадратного метра жилья к 2020 г. до уровня 67,4% от прогнозной рыночной цены квадратного метра жилья на территории Брянского региона. Безусловно, это станет одним из определяющих факторов спроса на жилые объекты, построенные предприятиями-участниками интегрированного объединения. Рост экономической эффективности выпуска продукции к 2020 г. по прогнозу достигнет 11,435%, в 2016 г. величина данного показателя по прогнозу ровна 9,487% (табл. 3). Таблица 3 Прогнозные значения показателей, характеризующих конкурентоспособность строительной _продукции, производимой предприятиями кластера_ Значения показателей Прогнозный период, годы 2016 2017 2018 2019 2020 Коэффициент новизны производимой про дукции кластером, Кнов 0,002 0,004 0,007 0,022 0,053 Коэффициент, показывающий уровень цены на соответствующую продукцию предприятий кластера по отношению к средней цене на аналогичную продукцию предприятийконкурентов, Кцен 0,743 0,761 0,734 0,720 0,674 Коэффициент, характеризующий долю покупателей продукции кластера, Кпок 0,002 0,006 0,007 0,020 0,036 Экономическая эффективность выпуска продукции кластером, Э1ов1р™ 9,487 9,854 10,293 10,707 11,435 Формирование на территории Брянского региона жилищностроительного кластера позволит повысить не только качество управления инновационным потенциалом инвестиционно-строительной деятельности, так и доступность жилья категории эконом-класса, отвечающего эксплуатационным, эстетическим, конструктивным требованиям. Выводы 1. Сформирована структурная модель системы управления инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера, построенная на тесном взаимодействии его основных элементов, предусматривающая формирование механизма управления и обеспечивающая оптимальную организацию инновационной деятельности посредством участия всех субъектов инновационного предпринимательства. 2. Разработана методика оценки качества системы управления инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера Брянской области, основанная на теории эффективной конкуренции, выполненная с учетом анализа переменных первого и второго порядка, отражающих величину получаемого предприятиями-участниками синергетического эффекта. 3. Обосновано, что эффективное взаимодействие участников интегрированной структуры позволит получить синергетический эффект от совместной деятельности, повысить качество строительной продукции, стать важным условием для создания рынка доступного жилья.

Ключевые слова

control system, innovation potential, building cluster, система управления, инновационный потенциал, жилищно-строительный кластер

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Прокопенкова Вера ВасильевнаБрянский государственный инженерно-технологический университет ст. преподаватель кафедры экономики и менеджментаvera-galyanova@yandex.ru
Филиппова Татьяна ЯковлевнаБрянский государственный инженерно-технологический университеткандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджментаt.ya.filippova@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Асаул В.В. Влияние интеграционных процессов на повышение инновационной активности предприятий / В.В. Асаул. Набережные Челны: Изд-во Кам. гос. политехи. ин-та, 2003.
Жилье для российской семьи [Электронный ресурс]. URL: http://admin.bryansk.ru/zhil-dlya-rossiyskoy-sem-i-bryansku.html
Алферов В.А. Стратегия управления инновационной деятельностью хозяйственных субъектов / В. А. Алферов. СПб., 2006. 356 с.
Хрусталев Б.Б. Особенности регионального управления инновационным развитием строительного комплекса [Электронный ресурс] / Б.Б. Хрусталев, В.Н. Горбунов, Д.О. Жели-ховский, И.В. Оськина // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: www.science-education.ru/117-13609 (дата обращения: 06.01.2016).
Гумба Х.М. Оценка качества системы управления инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера / Х.М. Гумба, И.А. Кузовлева, В.В. Прокопенкова // Научное обозрение. М., 2015. № 10-2. С. 247-250.
Грабовый П. Г. Перспективы развития организации инновационно-технологического строительства жилья на региональном уровне / П.Г. Грабовый, Е.А Гусакова, А.М. Крыгина // Недвижимость: экономика, управление. 2013. № 2. С. 14-19.
Гумба Х.М. Методика оценки инновационного потенциала жилищно-строительного кластера региона / Х.М.Гумба, И.А.Кузовлева, В.В. Прокопенкова // Экономика и предпринимательство. М., 2015. № 42(57-2). С. 227-233.
 Обоснование эффективности управления инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера при реализации программы «Жилье для российской семьи» на территории Брянского региона | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2016. № 2 (34). DOI:  10.17223/19988648/34/16

Обоснование эффективности управления инновационным потенциалом жилищно-строительного кластера при реализации программы «Жилье для российской семьи» на территории Брянского региона | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2016. № 2 (34). DOI: 10.17223/19988648/34/16