Проект «5-100» и интеграция России в международное образовательное пространство | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2016. № 2 (34). DOI: 10.17223/19988648/34/21

Проект «5-100» и интеграция России в международное образовательное пространство

В 2013 г. 15 ведущих вузов России представили программы по повышению конкурентоспособности образования, получив при этом субсидии на их реализацию. Динамично развивающийся рынок международного образования показывает, насколько важным является привлечение иностранных студентов. В статье исследуются задачи проекта «5-100» как способа реализации Концепции экспорта образовательных услуг РФ. Сделаны выводы о значениях целевых показателей российских исследовательских университетов по проекту «5-100» в контексте реализации ряда задач Концепции экспорта образовательных услуг РФ. Сформулированы и описаны маркетинговые подходы, которые эффективно используются и адаптированы к среде высшего профессионального образования. Приведена их практическая иллюстрация на примере трех ведущих исследовательских университетов - участников проекта «5-100»: ДВФУ, ННГУ им. Н.И. Лобачевского и ТПУ.

The 5-100 project and integration of Russia in the global market of education services.pdf Повышение конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров потребовало принятия ряда административных и правовых документов: • Концепции экспорта образовательных услуг РФ на период 20112020 гг., направленной на укрепление международных позиций России в области образования (2011 г.) (далее - Концепция); • указа Президента - проект «5-100» (2013 г.). Стратегическими целями Концепции являются [1]: • повышение качества, привлекательности и конкурентоспособности российской системы образования в мировом и региональном образовательном пространстве; • обеспечение эффективного участия России в глобальном и важнейших региональных процессах развития образования; • повышение доли экспорта образовательных услуг в российском ВВП. Для повышения качества российского высшего образования до мирового приняты два ключевых решения, рассчитанных на максимизацию значения конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ: • административное - учрежден Совет по повышению конкурентоспособности [2] ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно - образовательных центров; • нормативно-правовое - принят проект «5-100» [3], работа по которому началась в 2013 г. и рассчитана на 7 лет. В 2013 г. 15 ведущих российских вузов12 представили программы по повышению конкурентоспособности образования и получили субсидию на их реализацию, в течение 2015 г. к списку ТОП-15 присоединились еще 6 российских вузов. Динамично развивающийся рынок образовательных услуг, составляющий, по разным оценкам, от $100 млрд до 2 трлн, предполагает постоянное повышение профессиональных компетенций для поддержания высокого уровня конкурентоспособности вузовского комплекса. Одним из наиболее важных аспектов на рынке образования является обучение иностранных студентов, увеличение данного показателя в РФ - одна из целей Концепции. Достижение 7%-ной доли России на мировом рынке обучения иностранных студентов, с одной стороны, невозможно без повышения конкурентоспособности университетов; а с другой - повышение конкурентоспособности университетов означает возможность привлечь дополнительные средства в страну, ускорить внедрение достижений российской науки в практику в кооперации с мировым образовательным и научным сообществом. Ответим на вопросы: какое место в программах по повышению конкурентоспособности российских исследовательских университетов занимает международное образование и как данные программы коррелируются с Концепцией экспорта образовательных услуг РФ. Будет ли достижение задач проекта «5-100» одновременно достижением задач Концепции? В данной статье проведем оценку деятельности университетов, которые стремятся попасть в ТОП-100 (реализующие проект «5-100») и должны сыграть главную роль в реализации Концепции. При этом сфокусируем анализ на совместной или, напротив, сепаратной деятельности университетов - участников проекта «5-100». Перед университетами данной группы стоят следующие задачи [2]: • наращивание исследовательского потенциала университета; • реализация и разработка общесистемных, институциональных и инфраструктурных мероприятий; • приведение состава и качества общеобразовательных программ к уровню лучших международных стандартов; • производство интеллектуальных продуктов мирового уровня; • интеграция образования, предпринимательства и инноваций, рост экспорта образовательных услуг. К 2020 г. ведущие университеты России должны достичь следующих результатов [2]: • число иностранных преподавателей - не менее 10%; • число иностранных студентов - не менее 15%; • позиция в мировых рейтингах - не ниже ТОП-100. В каждом вузе из ТОП-21 сформулированы стратегические инициативы, цели и методы их достижения. В основном они затрагивают образование, научную деятельность, сервис и инфраструктуру, управление и финансы. Такие направления, как кадры, международная репутация, повышение языковых компетенций, развитие системы образования с выдачей двойного диплома, совместные программы и развитие системы онлайн образования, также находятся в процессе разработки и улучшения показателей деятельности. Каждое из этих направлений предполагает реализацию большого количества задач, в том числе: Sобразование: обновление портфеля образовательных программ, управление качеством образовательных программ, внедрение современных технологий в образовательный процесс и др.; ■Sнаучная деятельность: повышение научной результативности, создание и развитие инновационной инфраструктуры на основе лучших практик ведущих мировых университетов, кооперация с научно - исследовательскими и предпринимательскими структурами и пр.; ■Sкадры: привлечение новых перспективных работников, поддержка молодых и ценных сотрудников, поддержка и привлечение в вузы талантливых студентов, абитуриентов, аспирантов и пр.; Sсервис и инфраструктура: создание и развитие кампусов, увеличение лабораторных площадей кампуса; Sуправление и финансы: эффективное управление финансовыми ресурсами; Sмеждународная репутация: повышение узнаваемости среди целевой аудитории, позиционирование университетов в международных деловых и академических кругах, улучшение взаимодействия с выпускниками и повышение их вовлеченности в деятельность университета; Sповышение языковой компетенции студентов и сотрудников университетов и др. [4]. В рамках программы повышения конкурентоспособности все университеты приняли ряд общих и дополнительных целевых показателей, оформленных в дорожные карты, в которых представлены планы мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности вузов на 20132020 гг. (таблица). Дорожные карты каждого ведущего исследовательского университета включают в себя общие и дополнительные показатели достижения целей. Дополнительные показатели каждого университета в большинстве своем индивидуальны, так как базируются на сильных сторонах вуза, его перспективах и возможностях. Это такие показатели, как количество организованных международных мероприятий (конференций, выставок, ярмарок, симпозиумов, форумов и т.п.) в кампусе на о. Русский (ДВФУ), количество зарегистрированных зарубежных патентов и заявок в год (МИСиС), доля дохода от международных программ и грантов в общем объеме приносящей доход деятельности (ТПУ). Дополнительными показателями являются: увеличение количества аспирантов, кандидатов и докторов наук в общей численности вуза, их вовлеченность в научную деятельность вуза, количество проектов НИОКР на 1 НПР. Общие показатели конкурентоспособности ведущих вузов России и их вклад в реализацию Концепции экспорта образовательных услуг РФ на период 2011-2020 гг. [1][5] Общие показатели конкурентоспособности Вклад в Концепцию экспорта образовательных услуг РФ на период 2011-2020 гг. Позиция вуза в ведущих мировых рейтингах Повышение доли экспорта образовательных услуг в российском ВВП (соответствует одной из задач реализации целей и приоритетов Концепции) Количество статей в базах научного цитирования Web of Science и Scopus* Повышение уровня интегрированности российского образования и науки в международные образовательные и исследовательские сети на различных уровнях (экспертных сообществ, профессиональных объединений, вузов, государства) Средний показатель цитируемости на 1 НПР* Повышение уровня интегрированности российского образования и науки в международные образовательные и исследовательские сети на различных уровнях (экспертных сообществ, профессиональных объединений, вузов, государства) Доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности НПР* Повышение качества, привлекательности и конкурентоспособности российской системы образования в мировом и региональном образовательном пространстве Доля иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах, - увеличение более чем на 10% Увеличение доли иностранных студентов в России Средний балл по ЕГЭ студентов вуза, принятых для обучения по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалистов Повышение качества, привлекательности и конкурентоспособности российской системы образования в мировом и региональном образовательном пространстве Доля доходов из внебюджетных источников в структуре доходов вуза Повышение качества участия российских государственных, общественно-профессиональных и образовательных организаций в международных и региональных организациях, проектах, программах и процессах, использование их потенциала для продвижения российской системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также изучение передового опыта и внедрение наилучших разработок в российскую практику * В каждом вузе принимается собственная прогнозная динамика показателей. Университеты - участники проекта «5-100» - как в общих, так и дополнительных показателях делают упор на увеличение численности иностранных студентов. Значения данного показателя, который напрямую коррелиру-ется с целью Концепции, варьируются от чуть более 10% (ГУ ВШЭ - 12%, СГАУ - 13,5%, МФТИ - 14,5%) до 30% (ДВФУ - 30%, МИСиС - 33%). Расширение международных связей осуществляется через проведение выставок, ярмарок и обучение студентов, аспирантов и преподавателей за рубежом с привлечением зарубежных вузов-партнеров. Таким образом, разработка и реализация поставленных в дорожных картах целей и задач университетов сопоставимы с целями Концепции, что позволит повысить уровень и качество российского образования через обмен опытом с ведущими университетами мира, привлечение талантливых абитуриентов, повысить квалификацию не только ППС, но и всего административно-управленческого персонала отечественного вузовского комплекса. В настоящее время доля России на мировом рынке обучения иностранных студентов составляет 3,8%, что значительно меньше, чем во времена СССР. Самая большая доля - 7,7% - приходилась на 1990/1991 академический год [6. C. 15]. Большинство иностранных студентов сегодня - это студенты из бывших республик СССР (Казахстан, Туркмения, Таджикистан, Украина), которые имеют возможность не только поступать и обучаться за счет федерального бюджета России, но и получать российские стипендии. Увеличение числа иностранных студентов даст прирост притока денежных средств как в бюджеты образовательных учреждений, так и городов и страны в целом. Например, по исследованию, проведенному европейской структурой European Migrant Network, которые анализировали показатели 24 стран Евросоюза, в бюджет Великобритании и Ирландии иностранные студенты принесли 2,6 млрд евро и 140 млн евро соответственно. Иностранные студенты, обучающиеся в Италии, приносят в экономику страны 718,5 млн евро за счет расходов на проживание, что составляет 0,05% ВНП Италии. А Голландия, в свою очередь, ожидает получить 740 млн евро от налогов, уплачиваемых иностранными студентами, которые остаются работать в стране после завершения обучения [7]. Реализация этих целей в России возможна при условии создания комфортной инфраструктуры для жизни иностранных студентов и преподавателей, обеспечения социальной защиты, медицинского страхования, безопасности [1]. При этом заметим, что образование, сохраняя признаки общественного продукта, в связи с автономизацией вузов принимает черты бизнес-деятельности, которая для достижения поставленных цели и задач требует использования рыночных (в частности, маркетинговых) подходов. К маркетинговым подходам, которые эффективно применяются и адаптированы к рынку образования, можно отнести следующие: • участие в международных выставках и рейтингах; • создание Ассоциации выпускников; • наличие атташе по вопросам образования при посольстве; • наличие сайта (в том числе сайтов сотрудников учебных заведений) на иностранном языке. В качестве примера использования маркетинговых подходов для повышения конкурентоспособности вузов проанализируем деятельность по реализации проекта «5-100» трех вузов из ТОП-21: - Дальневосточного федерального университета (ДВФУ); - Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ им. Н.И. Лобачевского); - Томского политехнического университета (ТПУ). Данные вузы были выбраны по географическому признаку: они находятся в разных федеральных округах. Проанализируем сходства и различия средств достижения цели «продвижение на мировой образовательный рынок». Преимуществами ДВФУ, обеспечивающими его международную конкурентоспособность, являются: • уникальное геополитическое расположение университета, позволяющее ему играть роль форпоста российской науки и образования, связующего и коммуникационного центра между двумя глобальными регионами - Европой и АТР; • уникальность инфраструктуры единого университетского кампуса, включающей, кроме самых современных возможностей для развития личности, ведения образовательной, исследовательской и инновационной деятельности, бизнес-объекты мирового уровня: конгресс-центр и современную медицинскую клинику; • позиционирование университета как центра трансграничной мобильности с возможностью организации международных коммуникаций и сотрудничества с исследовательскими, образовательными и инновационными структурами Азиатско-Тихоокеанского региона как дружественной площадки для урегулирования региональных напряженностей; • свободный доступ к ресурсам Мирового океана как объекту исследований, обеспечивающий возможность развития исследований в зонах глобальных цивилизационных вызовов (защита интересов России в Арктике по направлениям: транспортная логистика, освоение углеводородных ресурсов арктического шельфа, защита гидротехнических сооружений от ледовых нагрузок, энергоэффективность практического освоения береговой зоны Северного Ледовитого океана; проблема влияния Тихоокеанского тектонического разлома на возникновение и развитие природных и техногенных катастроф, в том числе подводная робототехника, экологическая безопасность, системы мониторинга состояния природных и техногенных объектов; проблемы АТР, затрагивающие все население региона) и эффективную реализацию потенциала развития исследований совместно с РАН и университетами АТР [8]. К маркетинговым подходам, используемым ДВФУ, можно отнести следующие: - доработку сайта, включая англоязычную версию. Цель: вхождение и университета в рейтинг Webometrics и улучшение его позиции. Система ДВФУ - электронный университет - базируется на современных технических решениях, применяемых в ведущих зарубежных университетах; - создание Ассоциации выпускников, что в перспективе приведет к увеличению размера эндаумент-фонда, а также будет способствовать продвижению вуза в профессиональных и деловых сообществах (например, участие выпускников в целевых мероприятиях, проводимых ДВФУ); - сотрудничество с зарубежными вузами-партнерами (США, Китай и др.), что дает возможность обмена опытом между преподавателями, студентами и научными работниками, внедрения достижений российской науки и технологий в международное пространство, а также тесной кооперации с академическим сообществом; - участие в международных глобальных рейтингах - к 2020 г. ТОП-200 общего рейтинга QS. QS, in natural sciences - ТОП-100; - участие в международных и всероссийских выставках. Например, в 2014 г. на о. Русский в кампусе ДВФУ прошла международная туристская выставка «PITE-2014» [9]; в 2015 г. - первая международная выставка архитектуры и дизайна ARCH'PACIFIC [10]. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского также имеет партнерские отношения со многими зарубежными университетами и образовательно-научными центрами - в более чем 40 странах мира. Для ННГУ им. Н.И. Лобачевского приоритетными являются такие направления исследований, как индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, науки о жизни, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика. К конкурентным преимуществам ННГУ им. Н.И. Лобачевского, позволяющим университету быть конкурентоспособным не только на российском, но и зарубежном рынке, можно отнести: - востребованность выпускников ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Специфика университета состоит в том, что он расположен в регионе с большим количеством предприятий высокотехнологичных отраслей, прикладных научно-исследовательских и академических институтов, что и формирует основной рынок работодателей. Выпускники ННГУ им. Н.И. Лобачевского востребованы как на российском, так и зарубежном рынке труда (значительное количество выпускников естественно-научных специальностей работают в ведущих университетах и научных центров России, США и Европы). Ежегодно трудоустраиваются более 90% выпускников ННГУ; - высокую квалификацию ППС; - наличие современного оборудования для исследований; - систему обеспечения качества образования, разработка которой осуществлялась при поддержке ряда совместных европейских проектов программы Темпус; ННГУ им. Н.И. Лобачевского является одним из наиболее активных российских участников программы Темпус Европейской комиссии (всего с 1994 г. реализовано 18 проектов); - реализацию ряда образовательных программ на английском языке, которые ориентированы на международную студенческую аудиторию; - на протяжении многих лет осуществление ряда совместных международных образовательных программ с зарубежными университетами: • Российско-Итальянским (совместно с университетом Калабрии, Италия); • Российско-Французским и программа двойных дипломов по экономике и управлению (совместно с Гренобльским университетом им. Пьера Мендеса Франса, Франция); • программы студенческого обмена в сфере филологии и экономики (совместно с университетом им. Масарика, г. Брно, Чехия); • программы студенческого обмена в сфере туристического образования (совместно с университетом Флориды, США); • программы совместной аспирантуры с Университетом Палермо в области физических наук и некоторые другие; - долгосрочные устойчивые научные связи с Нижегородским научным центром РАН (ННЦ), включающим 5 крупных академических институтов в области физики, химии и машиноведения. Маркетинговые подходы, используемые ННГУ им. Н.И. Лобачевского, включают: • сайт на английском языке, позволяющий вузу привлекать большее количество иностранных студентов в университет по средствам распространения всей интересующей информации по обучению и поступлению; • организацию совета - Ассоциации выпускников[11]; • участие в международных выставках. Например, с 4 по 8 марта 2015 г. ННГУ им. Н.И. Лобачевского представлял российскую высшую школу как участник Программы повышения конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров в рамках объединенного стенда проекта 5-100; также в 2015 г. принял участие в международной образовательной выставке AULA-International Educational Opportunities Exhibition 2015 (Мадрид, Испания) [12] и образовательной выставке «Mexico Agent Workshop & EduExpos 2015» [13]; в 2014 г. ННГУ был единственным российским вузом на международной специализированной образовательной выставке в Бразилии [14]; • участие в специализированных образовательных выставках в странах, наиболее перспективных с точки зрения массового поступления зарубежных абитуриентов (пример, СНГ, Китай, Турция). ННГУ в основном ориентирован на абитуриентов - иностранных граждан стран Азии, Африки и СНГ. Но ставится задача увеличения иностранных студентов из ведущих мировых вузов в рамках программ двух дипломов и студенческого обмена. Маркетинговая стратегия на рынке обучения иностранных студентов, кроме указанного выше, включает [15]: - запуск университетских стипендиальных программ для привлечения на обучение талантливых иностранных абитуриентов; - системное участие в специализированных образовательных выставках в странах, наиболее перспективных с точки зрения массового поступления зарубежных абитуриентов (например, в странах СНГ, Китае, Турции); - развитие сотрудничества с международными и национальными рекру-тинговыми агентствами, содействующими в выборе трансграничных образовательных траекторий иностранными студентами. Миссией Томского политехнического университета является повышение конкурентоспособности не только образовательной среды г. Томска и СФО, но и страны в целом за счет интернационализации и интеграции исследований, образования и практики подготовки инженерной элиты, генерации новых знаний, инновационных идей и создания ресурсоэффективных технологий. Программа предусматривает становление ТПУ как сетевого центра превосходства в области ресурсоэффективных технологий, объединяющего 6 научно-образовательных кластеров: 4 базовых и 2 обеспечивающих [16]. Кластеры построены по сетевому принципу, объединяющему разные научно-образовательные структуры ТПУ и стратегических партнеров, работающих в 6 ключевых областях [16]: 1) безопасная среда обитания: неразрушающий контроль и диагностика; материалы для экстремальных условий; утилизация бытовых и промышленных отходов; 2) устойчивая энергетика: технологии высокотемпературной сверхпроводимости для энергетики; ядерное и водородное топливо нового поколения; гибридное моделирование в энергетике; ресурсоэффективная генерация; 3) медицинская инженерия: биоинженерные материалы и технологии; радиационные технологии в биоинженерии; электрофизические биомедицинские комплексы; 4) ресурсы планеты: ресурсоэффективное недропользование; чистая вода; «зеленая» химия; 5) когнитивные системы и телекоммуникации: программно-аппаратные комплексы; беспроводные телекоммуникационные системы и технологии; 6) социально-гуманитарные технологии инженерной деятельности: социально-гуманитарный контекст инженерной деятельности; механизмы возникновения технических инноваций и формирование инженерного предвидения. Основными отраслями промышленности, для которых в ТПУ выполняются НИОКР, являются: ТЭК, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, ракетно-космическая промышленность, машиностроение, приборостроение, электроника, ОПК, геология и горное дело, охрана окружающей среды, информационные технологии и телекоммуникации, медицина и фармацевтика, транспорт, строительство, ЖКХ и др. ТПУ в течение последних 15 лет занимается обучением иностранных студентов, получив право разработки и реализации программ на английском языке в 1999 г. [17]. Сегодня международная среда университета - это более 1 611 иностранных студентов из 30 стран мира. На английском языке реализуется 4 бакалаврских и 12 магистерских программ, в том числе 7 программ уровня «двойной диплом», а также более 200 курсов в рамках программ академической мобильности. Отметим конкурентные преимущества ТПУ, которые обеспечивают высокую конкурентоспособность университета среди ведущих российских и ряда зарубежных вузов [16]: • подготовка специалистов в рамках многоуровневой системы по широкому спектру образовательных программ в интересах развития ключевых отраслей экономики России. Образовательные программы ТПУ разработаны с учетом требований национальных и международных общественных профессиональных организаций, таких как Ассоциация инженерного образования России, Washington Accord, ENQHEEI, ENAEE, а также критериев международной сертификации профессиональных инженеров FEANI, WFEO, APEC Engineer Register, EMF [18]; • наличие договорных отношений с более чем 400 партнерами, в том числе Российская академия наук, ведущие российские и зарубежные вузы, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, ПАО «Газпром», ГК «Росатом», ПАО НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», Роскосмос, ПАО «Алроса», ПАО «АК «Транснефть»», ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы», ПАО «Системный оператор единой энергетической системы», АО «Р-Фарм», Межотраслевое производственное объединение работодателей Томской области, Lapp Group, Woodward, Siemens PLM и др.; • членство в ассоциации ведущих европейских университетов в области инженерного образования и исследований ^ESAER), Консорциума ведущих европейских и азиатских технических университетов (CLUSTER), Ассоциации технических университетов T.I.M.E., участник международного проекта CDIO Initiative по модернизации инженерного образования; • научно-исследовательская материально-техническая база университета, состоящая из сети центров коллективного пользования. Это уникальный комплекс современного оборудования и крупных установок, к которым, в частности, относится единственный за Уралом исследовательский ядерный реактор ИРТ-Т, обеспечивающий проведение широкого круга исследований по приоритетным направлениям в области ресурсоэффективных технологий; • наличие собственного стандарта основных образовательных программ ВПО подготовки инженеров (бакалавров, специалистов и магистров), соответствующего международным стандартам. Более 40 основных образовательных программ ТПУ (23% от общего количества) прошло международную аккредитацию в авторитетных международных организациях: Accreditation Board for Engineering and Technology (ABET), Canadian Engineering Accreditation Board (СЕАВ) и Ассоциации инженерного образования России (АИОР) с присвоением европейского знака качества EUR-ACE Label. В университете реализуется 13 совместных с зарубежными вузами образовательных магистерских программ уровня «двойной диплом» (12% от общего количества); • наличие патентов. Ежегодно ТПУ получает более 120 патентов. По количеству поддерживаемых патентов вуз занимает второе место среди университетов России; • высокая квалификация ППС; • деятельность системы элитного технического образования, в рамках которой обучается 4% студентов; • реализация 4 бакалаврских и 12 магистерских программ на английском языке, в том числе 7 программ уровня «двойной диплом», а также более 200 курсов в рамках программ академической мобильности. Маркетинговые подходы, используемые ТПУ, охватывают весь спектр перечисленных выше маркетинговых подходов, адаптированных к образовательной среде: • наличие сайта на английском языке; • фактическое участие университета в рейтингах. План - участие и занятие к 2020 г. соответствующих позиций в трех основных международных образовательных рейтингах: в QS - 51-100, THE - 251-300, ARWU - 401-500; • функционирование Ассоциации выпускников, которая была создана в 1992 г. с целью укрепления связи выпускников с вузом; • наличие более 200 договоров и контрактов о сотрудничестве в области образования и научных исследований с партнерами в 35 странах мира; • заключение 8 договоров с университетами, входящими в Т0П-500. Среди зарубежных вузов - стратегических партнеров ТПУ - признанные лидеры, которые являются площадкой для повышения квалификации сотрудников и преподавателей университета, реализации программ академических обменов и совместных (Double Degree) образовательных программ; в 2014 г. заключено 28 новых договоров с вузами и организациями 14 стран мира (Германия, Италия, Казахстан, Франция, Вьетнам, Бразилия, Финляндия, Индия, Дания, Израиль, Китай, США, Великобритания, Таджикистан); • сотрудничество с ведущими зарубежными университетами и научными организациями в рамках 10 международных ассоциаций и консорциумов (CDIO, CESAER, T.I.M.E, CLUSTER, SEFI, EUA, IGIP, EAIE, iNEER, EARMA); • участие в международных и всероссийских выставках. На 2015 г. в ТПУ было запланировано принять участие в 89 международных и всероссийских выставках, которые прощли как в разных городах России, так и за рубежом (Германия, Белоруссия, Казахстан, Швейцария, Китай, Таиланд, Киргизия, Узбекистан, Корея, Бельгия). В 2016 г. ТПУ планирует участвовать в 64 подобных выставках [19]; • организация и участие в международных и всероссийских научно-практических конференциях. В 2015 г. в ТПУ планировалось проведение 45 международных, всероссийских и межрегиональных конференций. На 2016 г. запланировано проведение и участие в 31 аналогичной конференции. Все задачи, сформулированные в дорожных картах, нацелены на повышение качества образования, разработку новых стандартов и применение методик по улучшению научного и образовательного процесса с учетом опыта ведущих мировых университетов. Показатели, которых вузы данной группы планируют достичь, коррели-руются с показателями Концепции, а именно: • привлечение иностранных студентов и преподавателей позволит выполнить ряд основных задач Концепции (увеличить долю России на мировом рынке образовательных услуг); • привлечение иностранных преподавателей даст возможность улучшать качество преподавания и исследований через обмен опытом и использование новых методик; • кооперация с зарубежными вузами и исследовательскими центрами обеспечит участие России в международной образовательной деятельности, обмен опытом между преподавателями и исследователями разных стран; • дополнительное финансирование на реализацию проектов даст возможность не только повысить качество образовательных программ, но и профинансировать разработки и новые научные исследования, что внесет свой вклад в реализацию задач Концепции, в том числе распространение достижений российской науки, культуры и технологий; • увеличение количества иностранных студентов позволит привлечь дополнительный приток денежных средств не только в экономику конкретного региона, в котором обучаются студенты, но и страны в целом. Выгоду в экономику страны иностранные студенты будут приносить через оплату обучения, налогов, расходов на проживание и других социальных затрат. Это даст возможность повысить качество образовательного процесса вузовского комплекса, а также конкурентоспособности всей национальной экономики в целом.

Ключевые слова

leading research university, international competitiveness improvement of the Russian education, Project «5-100», concept for exporting educational services of the Russian Federation, ведущий исследовательский университет, повышение международной конкурентоспособности российского образования, проект «5-100», экспорт образовательных услуг РФ

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Еремина Софья ЛеонидовнаТомский политехнический университет; Сибирский государственный медицинский университет доктор экономических наук, профессор кафедры инженерного предпринимательства Института социально-гуманитарных технологий; завкафедрой экономики, социологии, политологии и праваesofia@tpu.ru
Яловега Ирина ЕвгеньевнаСибирский государственный медицинский университет ; Томский политехнический университет ассистент кафедры экономики, социологии, политологии и права; аспирант кафедры организации и технологии высшего профессионального образования Института социально-гуманитарных технологийyalovegairina@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Выставки в ТПУ, России и за рубежом [Электронный ресурс] // Официальный сайт ТПУ. URL: http://portal.tpu.ru/science/vistavki (дата обращения: 05.04.2016).
Программа повышения конкурентоспособности Национального исследовательского Томского политехнического университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс] // Официальный сайт ТПУ. URL: http://tpu.ru/ f/1128/viu.pdf. (дата обращения: 05.04.2016).
Лучшие практики ТПУ: сб. / под общ. ред. П.С. Чубика; Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2013. 103 с.
О проведении в Томском политехническом университете эксперимента по экспорту образовательных услуг в страны дальнего зарубежья: приказ министра образования Российской Федерации от 28.06. 99 № 48.
ННГУ им. Н.И. Лобачевского принял участие в международной специализированной образовательной выставке «Brazil EDUEXPOS» (Бразилия) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ННГУ. URL: www.unn.ru/news/?id=3122 (дата обращения: 05.04.2016).
План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт КФУ. URL: http://kpfu.ru/portal/docs/ F103051 5716/ Nizhegorodskij.gosudarstvennyj.universitet.pdf (дата обращения: 05.04.2016).
ННГУ им. Н.И. Лобачевского принял участие в образовательной выставке «Mexico Agent Workshop & EduExpos 2015» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ННГУ. URL: www.unn.ru/news.html?id=3555 (дата обращения: 05.04.2016).
ННГУ им. Н. И. Лобачевского принял участие в международной образовательной выставке AULA-International Educational Opportunities Exhibition 2015 (Мадрид, Испания) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ННГУ. URL: http://www.unn.ru/ news. Html ?id = 3606. (дата обращения: 05.04.2016).
Состав Совета Ассоциации выпускников Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского [Электронный ресурс] // Официальный сайт ННГУ. URL: http://www.unn.ru/90/?main=congress&sub=itogi. (дата обращения: 05.04.2016).
В ДВФУ пройдет первая международная выставка архитектуры и дизайна ARCH'PACIFIC [Электронный ресурс] // Официальный сайт ДВФУ. URL: http://www.dvfu.ru/-/v-dvfu-projdet-pervaa-mezdunarodnaa-vystavka-arhitektury-i-dizajna-arch-pacific (дата обращения: 05.04.2016).
Международная туристская выставка «PITE-2014» проходит в кампусе ДВФУ [Электронный ресурс] // Официальный сайт ДВФУ. URL: http://www.dvfu.ru/-/ mezdunarodnaa-turistskaa-vystavka-pite-2014-prohodit-v-kampuse-dvfu (дата обращения: 05.04.2016).
Исследование: иностранные студенты положительно влияют на экономику Евросоюза [Электронный ресурс] // Сайт «OnCampus.ru». URL: http://oncampus.ru/publicacii/ issledovanie-inostrannye-studenty-polozhitelno-vliyayut-na-ekonomiku-evrosoyuza (дата обращения: 05.04.2016).
План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт КФУ. URL: http://kpfu.ru/portal/docs/F99432293/Dorozhnaya.karta.DVFU.pdf (дата обращения: 05.04.2016).
Программы повышения конкурентоспособности ведущих университетов России [Электронный ресурс] // Официальный сайт КФУ. URL: http://kpfu.ru/dorozhnye-karty-vuzov-pobeditelej-konkursa-na-71570.html (дата обращения: 05.04.2016).
Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2014. 228 с.
Программы повышения конкурентоспособности ДВФУ и МФТИ [Электронный ресурс] // Официальный сайт КФУ. URL: http://kpfu.ru/portal/docs/F99432293/ Dorozhnaya. karta.DVFU.pdf http://kpfu.ru/portal/docs/F339547354/MFTI.pdf (дата обращения: 05.04.2016).
О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента Российской Федерации № 599 от 07.05.2012 г.: [Официальный сайт Администрации Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15236 (дата обращения: 05.04.2016).
Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://5top100.ru (дата обращения: 05.04.2016).
Концепция экспорта образовательных услуг РФ на период 2011-2020 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального фонда подготовки кадров. URL: http://intpr.ntf.ru/p43aa1.html (дата обращения: 05.04.2016).
 Проект «5-100» и интеграция России в международное образовательное пространство | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2016. № 2 (34). DOI: 10.17223/19988648/34/21

Проект «5-100» и интеграция России в международное образовательное пространство | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2016. № 2 (34). DOI: 10.17223/19988648/34/21