Состояние нормативно-правовой базы и ее влияние на развитие малого бизнеса в Республике Узбекистан | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2016. № 2 (34). DOI: 10.17223/19988648/34/22

Состояние нормативно-правовой базы и ее влияние на развитие малого бизнеса в Республике Узбекистан

В данной статье рассматриваются тенденции совершенствования нормативно-правового поля, создающего благоприятные институциональные условия для развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Республики Узбекистан, и его влияние на экономическое состояние субъектов данного сектора экономики, в частности на налоговую нагрузку субъектов малого бизнеса

Institutional conditions for the development of small businesses and private entrepreneurship in the Republic of Uzbekis.pdf В современных условиях важную роль играет процесс развития малого бизнеса, представляющего собой важнейший стратегический ресурс, способный обеспечить экономический рост, эффективность структурных преобразований в экономике и повышение уровня благосостояния населения. В процессе становления и развития рыночных отношений малый бизнес способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, росту производства товаров и услуг и насыщению ими внутреннего рынка, созданию новых рабочих мест, решению важных социальных проблем в регионах. Как отмечает в своих выступлениях Президент Республики Узбекистан И. Каримов, усиление государственной поддержки малому бизнесу и частному предпринимательства «создаст новые стимулы и перспективы для становления и укрепления среднего класса собственников, который мы рассматриваем как надежную опору и фундамент строящегося в стране гражданского общества» [1]. В целях развития малого бизнеса и создания благоприятной бизнес-среды принят целый ряд нормативно-правовых актов, гарантирующих его свободы и обеспечивающих защиту и поддержку предпринимателей. Законодательством установлена широкая система льгот, преференций и гарантий по защите прав и интересов предпринимателей и инвесторов. Приняты новые законы, изменения и дополнения в законах, указы президента и широкий ряд постановлений, касающихся предпринимательства и кардинально улучшающих деловую среду в стране и регионах. Важным шагом в создании максимально благоприятной бизнес-среды стало провозглашение 2011 года «Годом малого бизнеса и частного предпринимательства» и принятие Программы по развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, в результате реализации которой было проделано следующее: - на законодательном уровне установлен принцип приоритета прав предпринимателей, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности нормативно-правовых актов толкуются в пользу предпринимателей; - принято четыре закона Республики Узбекистан, более 20 решений Президента и Правительства, направленных на сокращение проверок субъектов предпринимательства, упрощение и удешевление регистрационных и пострегистрационных процедур, создание более благоприятных условий для их деятельности; - указы Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему сокращению проверок и совершенствованию системы организаций контроля деятельности субъектов предпринимательства» (№ УП-4296 от 04.04.2011), «О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства» (№ УП-4354 от 24.08.2011), «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» (№ УП-4453 от 16.07.2012), «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» (№ УП-4455 от 18.07.2012), Постановление Президента «О мерах по устранению бюрократических барьеров и дальнейшему повышению свободы предпринимательской деятельности» (№ ПП-164 от 25.08.2011) и другие правовые акты, которые подняли нормативно-правовую базу и социально-экономическую защиту интересов малого бизнеса на качественно новый уровень. Таким образом, значительно упрощены и стали более прозрачными процедуры их регистрации, введен принцип «единого окна». Разрешение на открытие своего бизнеса предприниматель теперь может получить в течение двух дней. Гораздо проще, чем раньше, происходят и подключение к инженерно-коммуникационным сетям, таможенное оформление экспортной продукции. В 2013 г. продолжилась тенденция по совершенствованию деловой среды в Узбекистане, и прежде всего она направлена на улучшение функционирования и создания благоприятной среды для малого бизнеса и частного предпринимательства. Так, 26.03.2013 г. вышел Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4522 «О внесении дополнения и изменений в некоторые Указы Президента Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности». Данные документы вносят изменения в плановые налоговые проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств, которые должны осуществляться не чаще одного раза в четыре года, частных банковских и финансовых институтов - не чаще одного раза в пять лет, других субъектов предпринимательства - не чаще одного раза в три года. В целях активизации внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, а также содействия развитию их экспортного потенциала Президентом Республики Узбекистан принято Постановление от 08.08.2013 № ПП-2022 «О дополнительных мерах по поддержке экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства», по которому предусмотрено создание Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства при Национальном банке внешнеэкономической деятельности, которое также направлено на формирование сети территориальных филиалов в регионах республики. Важным показателем улучшения среды для функционирования малого бизнеса является налоговая нагрузка на субъекты хозяйствования в данном секторе экономики. Так, благодаря принимаемым мерам за годы независимости совокупная налоговая нагрузка снизилась более чем в 3 раза, при этом государством предоставлены дополнительные льготы предприятиям-экспортерам, субъектам малого бизнеса и предприятиям, осуществляющим инвестиции и осваивающим новые виды продукции. Как показывает анализ статистических данных, совокупная налоговая нагрузка на субъекты малого бизнеса в 2000 г. составила 37,1%, в 2005 г. -31,7%, а в 2013 г. - 20,5%, т.е. произошло снижение на 16,6 п.п., если сравнивать с 1993 г., то в 2 раза (рис. 1). Результатом такого уменьшения совокупной налоговой нагрузки на малый бизнес стал стабильный рост удельного веса субъектов данной сферы в производстве ВВП республики, а именно за 2005-2013 гг. доля в ВВП увеличилась с 38,2 до 55,8% [2, 3]. Другими словами, при снижении налоговых выплат субъектами малого бизнеса растет налогооблагаемая база (численность субъектов малого предпринимательства) и государственный бюджет пополняется доходами за счет растущего сектора экономики. Анализ динамики изменения единого налогового платежа субъектами МБ в сфере промышленности показывает, что снижение данного показателя за период с 2000 по 2013 г. было очень значительным - в 6 раз, или на 26 п.п. -с 31 до 5%. Примечательно, что во время мирового финансово-экономического кризиса руководство нашей страны пошло на дальнейшее уменьшение налоговых ставок по единому платежу: в 2009 г. данный показатель составил 8% против 15% в 2005 г. и затем на 1 п.п. ежегодно снижался до 5% в 2013 г. (рис. 2). В результате этих мер были созданы новые рабочие места, соответственно растет уровень доходов населения, а значит, и уровень платежеспособного спроса, что напрямую влияет на состояние реального сектора экономики в частности и на экономический рост страны в целом. Малое предпринимательство является одним из звеньев цепочки факторов, которые позволили нашей республике сохранить высокие темпы роста экономики на фоне финансово-экономического кризиса, стагнации и рецессии всего мирового хозяйства. Активная государственная поддержка малого бизнеса и формирование максимально благоприятной деловой среды способствовали вхождению Узбекистана в десятку стран, добившихся наибольших успехов по направлениям проводимых реформ: создание предприятий, получение кредита, внешнеторговая деятельность и разрешение проблем неплатежеспособности предприятий, отмеченных в отчете «Ведение бизнеса - 2013» Всемирного банка. Источник: данные Госкомстата Республики Узбекистан. Рис. 1. Динамика совокупной налоговой нагрузки, % ВВП Источник: данные Госкомстата Республики Узбекистан. Рис. 2. Динамика изменения единого налогового платежа для субъектов предпринимательства в сфере промышленности, % Нормативно-правовая база по малому бизнесу в Республике Узбекистан существует, развивается и требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого и частного предпринимательства. Основными направлениями в развитии малого бизнеса в стране остаются защита прав собственности, развитие рыночных институтов, повышение конкурентоспособности бизнеса, обеспечение прозрачности государства и развитие социальной ответственности бизнеса, а также противодействие коррупции и бюрократизму. Для развития бизнеса в республике созданы свободные экономические зоны и действуют специальные налоговые льготы для субъектов предпринимательства, которые работают в малых городах и сельской местности. В целом за анализируемый период было разработано множество нормативно-правовых актов и приняты действенные меры: - по предоставлению большей свободы малому и частному бизнесу, упрощению процедур создания и регистрации субъектов предпринимательства; - предоставлению льгот и преференций по налоговым, таможенным и другим платежам, в том числе снижению ставки единого налогового платежа и др.; - совершенствованию и унификации системы отчетности и механизма предоставления отчетов в финансовые, налоговые и статистические органы, включая широкое использование их электронных форм; - обеспечению широкого доступа к кредитно-финансовым и сырьевым ресурсам; - значительному упрощению и либерализации процедуры регистрации экспортных контрактов и в целом таможенного администрирования; - упрощению порядка регистрации и подключения субъектов малого бизнеса к электро- и инженерно-коммуникационным сетям; - расширению доступа субъектов малого бизнеса к получению государственных заказов на поставку товаров и услуг. Последующее усиление государственной политики в данном направлении предусмотрено Указом Президента Республики Узбекистан от 7.04.2014 г. № УП-4609 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан», на основе которого утверждена Программа дополнительных мер по дальнейшему улучшению инвестиционного климата и деловой среды, повышению эффективности стимулирования развития предпринимательской деятельности в 2014-2015 гг. Данная программа направлена на коренное улучшение деловой среды и снижение препятствий со стороны органов государственного и хозяйственного управления для ведения инвестиционной деятельности субъектами предпринимательства, в том числе и малого и частного бизнеса. Так, с 1 июня 2014 г. запрещается применять к данным хозяйствующим субъектам меры ответственности за нарушение нормативно-правовых и иных актов государственного и хозяйственного управления, не опубликованных на их официальных веб-сайтах, а также нормативно-правовые акты, которые усложняют ведение предпринимательской деятельности, и возложение на данных субъектов новых юридических обязанностей. Также указ Президента предусматривает продление до 1 января 2017 г. моратория на проведение налоговых проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, своевременно уплачивающих налоги и другие обязательные платежи, а также обеспечивающих устойчивые темпы роста и рентабельность производства (за исключением внеплановых проверок при ликвидации юридических лиц в рамках возбужденных уголовных дел и связанных с использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов). Кроме этого, указом установлен порядок приостановления операций по счетам хозяйствующих субъектов в коммерческих банках в случаях непредставления ими налоговой, финансовой отчетности и их отсутствия, которое может быть осуществлено по заявленному адресу органами государственной налоговой службы только по соответствующему решению суда. Также вновь созданные субъекты малого предпринимательства (за исключением организаций розничной торговли), начиная со второго квартала 2014 г., уплачивают ЕНП и ЕСП, исходя из фактически выполненных объемов работ, без учета установленных минимальных размеров указанных платежей, в течение 6 месяцев с утверждения акта приемки законченного строительством объекта, но не более одного года с даты их государственной регистрации. Примечательно, что с 1 января 2015 г. субъектам малого предпринимательства разрешается представлять статистическую отчетность на годовой основе с ежеквартальным проведением органами статистики выборочных обследований по соответствующим направлениям и сферам деятельности. Кроме этого, увеличена с 1 июля 2014 г. предельная среднегодовая численность работников малых предприятий по отдельным трудоемким отраслям промышленности, что в дальнейшем будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест в данной сфере экономики. В части облегчения процедур, связанных с осуществлением субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства предпринимательской деятельности, а также совершенствования деловой среды и создания благоприятных условий для ведения бизнеса в стране Президентом Республики Узбекистан было принято Постановление от 15.04.2014 г. №ПП-2164 «О мерах по дальнейшему совершенствованию процедур, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и предоставлением государственных услуг», в котором утверждены: - перечень разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, отменяемых с 1 июня 2014 г.; - перечень лицензируемых видов деятельности и документов разрешительного характера, отменяемых с 1 июня 2014 г. путем объединения; - перечень лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур, по которым сокращаются сроки их оформления; - перечень лицензируемых видов деятельности, по которым сокращаются размеры сборов при их оформлении; - меры по сокращению и упрощению процедур при получении лицензий и документов разрешительного характера; - перечень лицензируемых видов деятельности, по которым вводится оформление по принципу «одно окно»; - перечень проектов по внедрению приоритетных интерактивных услуг для субъектов предпринимательства через Единый портал интерактивных государственных услуг. Принятое постановление четко оговаривает все виды процедур и направлено на дальнейшее совершенствование и улучшение хозяйственной среды для субъектов предпринимательства, которое влияет на состояние национальной экономики, соответственно на экономический рост и благосостояние населения страны. Таким образом, в настоящее время продолжается процесс совершенствования нормативно-правовой базы функционирования малого бизнеса и частного предпринимательства с целью создания благоприятной деловой среды для осуществления хозяйственной деятельности субъектами данного сектора экономики. Все принимаемые нормативные акты, прежде всего, направлены на устранение препятствий для ведения бизнеса, ограничение вмешательства со стороны контролирующих органов в хозяйственную деятельность субъектов бизнеса, а также на стимулирование предпринимательской активности населения. Снижение налоговой нагрузки позволяет предпринимателю, с одной стороны, инвестировать дополнительные ресурсы в расширение бизнеса, а значит, создавать новые рабочие места, а с другой - влияет на рост благосостояния населения республики и формирование среднего класса в обществе, что важно для стабильного и устойчивого экономического роста страны.

Ключевые слова

the tax burden, legal and regulatory framework of small business, налоговая нагрузка, small business, private entrepreneurship, нормативно-правовая база малого бизнеса, малый бизнес, частное предпринимательство

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Курбанова Дилфуза МахсудовнаИнститут прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистанкандидат экономических наук, доцент, ст. научный сотрудникtumarisbegim@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Каримов И.А. Доклад Президента на торжественном собрании, посвященном 22-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан // Народное слово. Ташкент, 2014. 6 дек.
Социально-экономическое положение Узбекистана за 2005 г.: стат. бюл. Госкомстата РУз. Ташкент, 2006.
Социально-экономическое положение Узбекистана за 2013 г.: стат. бюл. Госкомстата РУз. Ташкент, 2014.
 Состояние нормативно-правовой базы и ее влияние на развитие малого бизнеса в Республике Узбекистан | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2016. № 2 (34). DOI:  10.17223/19988648/34/22

Состояние нормативно-правовой базы и ее влияние на развитие малого бизнеса в Республике Узбекистан | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2016. № 2 (34). DOI: 10.17223/19988648/34/22