Обзор инвестиционного климата Казахстана | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2016. № 4 (36). DOI: 10.17223/19988648/36/15

Обзор инвестиционного климата Казахстана

Целью данной работы является предоставление объективной информации о современных тенденциях и перспективах развития инвестиционного климата Казахстана. Рассматриваются основные аспекты делового климата, государственной политики в отношении инвестиций, взаимодействия с ключевыми партнерами и привлекательные для инвестиций отрасли. За последние 10 лет в экономику Казахстана было привлечено свыше $220 млрд прямых иностранных инвестиций, что делает эту страну одним из региональных лидеров по привлекательности для капиталовложения. Работа призвана продемонстрировать, что, несмотря на обострение ситуации в непосредственной близости от Казахстана и тенденции спада в мировой экономике, ситуация в этой стране стабильна. Приводятся обширные и актуальные статистические данные из международных и казахстанских источников.

Overview of investment climate in Kazakhstan.pdf Привлечение инвестиций является краеугольным камнем успешного развития любого государства. Они, как лакмусовая бумажка, отражают состояние экономики и перспективы для бизнеса. Казахстан в этом плане не исключение. Эта довольно большая по территории страна рассматривается как наиболее благополучная и устойчивая в Центрально-Азиатском регионе. Благоприятный деловой климат и политическая стабильность стали ключевыми факторами привлекательности для зарубежных инвесторов. К конкурентным преимуществам Казахстана относят выгодное географическое положение вблизи быстро растущих рынков Индии, Китая и России. Через эту страну проходят основные трансконтинентальные маршруты, соединяющие Азиатско-Тихоокеанский регион с Европой и Ближним Востоком. Казахстан обладает значительными резервами ископаемых источников энергии, высокой долей трудоспособного населения и либеральным инвестиционным законодательством. Если взять отчет Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность, 2015-2016 годы», то Казахстан в нём находится на 42-м месте среди 140 стран (Россия - на 45-м, Армения - на 82-м и Кыргызстан -на 102-м) [1]. В условиях мирового финансового кризиса 2007-2009 гг., когда потоки прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ) сократились вдвое, Казахстан смог привлечь рекордное количество ПИИ. Сегодня он входит в двадцатку стран-лидеров по этому показателю. По данным Конференции ООН по торговле и развитию, у Казахстана 1-е место в мире среди стран, не имеющих выхода к морю, и 2-е место в СНГ после России по объему чистого притока инвестиций [2]. За последние 10 лет в Казахстан привлечено свыше $220 млрд ПИИ. Из них только на 2015 г. приходится $15 млрд. Основными инвесторами в прошлом году стали Нидерланды ($5,7 млрд, 26%), США ($2,8 млрд, 5,3%), Швейцария ($1,9 млрд), Франция ($1 млрд), Бельгия ($700 млн), Россия ($600 млн), Китай ($440 млн), Великобритания ($400 млн), Япония ($400 млн), Республика Корея ($400 млн) и Германия ($320 млн). По видам экономической деятельности основная часть полученных средств была направлена в геологоразведку (33%), нефтегазовый сектор (15%) и обрабатывающую промышленность (12%), остальные - в финансовый сектор, строительство, транспорт и связь [3]. Привлечь миллиарды долларов в экономику Казахстана стало возможным благодаря комплексным мерам руководства страны по улучшению инвестиционного климата: приняты стратегические программы, проведены экономические реформы, пересмотрена законодательная база, улучшены таможенный и налоговый режимы, усилена инвестиционная инфраструктура и защита инвесторов, обучены кадры. В целях поддержания благоприятных условий для инвестиций в Казахстане действуют совет иностранных и национальных инвесторов при президенте страны, совет по улучшению инвестиционного климата под председательством премьер-министра, а также институт инвестиционного омбудсме-на. Бизнес-омбудсмену присвоен более высокий правовой статус посредством подотчетности напрямую президенту. Во всех регионах открыты центры обслуживания инвесторов, где государственные услуги оказываются по принципу «одного окна». С начала 2016 г. всем инвесторам из одного источника предоставляется свыше 350 государственных услуг и разрешений. Комплексная деятельность этих институтов создает эффективную диалоговую площадку между государственными органами и деловыми кругами, нацеленную на решение вопросов бизнеса и учет предложений инвесторов. В Казахстане работают 10 тыс. компаний с участием иностранного капитала, в том числе входящих в список Fortune Global-500. Сегодня Казахстан заинтересован, прежде всего, в инновационных проектах с применением новейших достижений и технологий. Для их реализации страна обладает всей необходимой финансовой и институциональной инфраструктурой и готова выступать не только в качестве получателя инвестиций, но и сотрудничать с инвесторами как активный партнер. В этой связи Казахстан осуществляет точечное привлечение крупных зарубежных компаний для совместной реализации инвестиционных проектов. Выстраивается система взаимодействия с национальными компаниями, как основными драйверами привлечения транснациональных корпораций. Так, национальная компания «Казахстан тем1р жолы» (Казахстанские железные дороги) сотрудничает с Talgo, Alstom, General Electric, а национальная атомная компания «Казатомпром» - с Areva, CEIS, Marubeni, Cameco и др. Отраслевая программа по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта на 2010-2014 гг. стала неотъемлемой частью правительственного плана по диверсификации экономики. Она была нацелена на увеличение инвестиций в несырьевые экспортно ориентированные и высокотехнологичные производства, а также экспорт обработанных товаров. Результатом этой работы стали практические рекомендации экспертов ОЭСР по улучшению делового климата, процедурные послабления для предпринимателей, благоприятные условия для нахождения зарубежных инвесторов в стране. В прошлом году введен безвизовый режим для инвесторов из 19 государств, в том числе из Великобритании, Германии, Италии, Малайзии, Нидерландов, ОАЭ, США, Франции, Южной Кореи, Японии и др. Инвестиционная политика Казахстана является одним из ключевых факторов успешного выполнения Государственной программы индустриально-инновационного развития, начатой в 2009 г. За первые 5 лет индустриализации страны было реализовано 700 проектов на общую сумму $17 млрд, создано более 70 тыс. рабочих мест. Каждый седьмой из этих проектов был осуществлен с помощью ПИИ. К примеру, компания Alstom организовала в г. Астане производство электровозов, которые перевозят миллионы людей по всей стране и успешно экспортируются. Совместно с компаниями Renault, Nissan и «Автоваз» в г. Усть-Каменогорске строится завод полного цикла по производству автокомпонентов. С участием польской компании Polpharma был модернизирован и расширен фармацевтический завод «Химфарм» в г. Шымкенте. В Костанайской области производятся внедорожники с участием концернов Toyota и Ssang-Yong. В целях дальнейшей диверсификации экономики страны реализуется второй этап этой госпрограммы (20152019 гг.). Среди его приоритетов: металлургия высоких переделов, нефтепереработка, нефтехимия и химическая промышленность, агрохимия и производство химикатов для промышленности, пищевая промышленность, машиностроение и производство строительных материалов. Для инвесторов в Казахстане предусмотрено немало льгот и преференций. Кроме того, в последние годы правительством была проведена работа по совершенствованию законодательства в части расширения пакета инвестиционных преференций и дальнейшего развития СЭЗ. Остановимся подробнее на нововведениях законодательного характера. В 2014 г. был принят закон по вопросам совершенствования инвестиционного климата [4. C. 149-151], который для приоритетных проектов предусматривает следующие меры: - освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога и земельного налога на 10 лет, налога на имущество на 8 лет; - компенсация до 30% капитальных затрат инвестора со стороны государства после ввода объекта в эксплуатацию (инвестиционная субсидия); - гарантия стабильности при изменении налоговых ставок в соответствии с Налоговым кодексом и законодательства в сфере занятости населения; - право на привлечение иностранной рабочей силы на весь период реализации инвестиционного проекта и один год после ввода объекта в эксплуатацию, вне квоты и без разрешений, в рамках заключаемых контрактов. Также законом внедрен принцип «одного окна» - новый механизм взаимодействия между государственными органами и инвесторами, который минимизирует их участие в подготовке документов и максимально упрощает взаимодействие с госорганами. Теперь инвесторам достаточно обратиться в Комитет по инвестициям при Министерстве по инвестициям и развитию, и всю дальнейшую бумажную работу он сделает сам. Поскольку львиная часть инвестиций идёт в недропользование, нельзя не упомянуть о прогрессивных новшествах в этой сфере. Основная трансформация закладывается в Кодекс о недрах. Ожидается, что с его принятием в 2016 г. сроки заключения контрактов на разведку по упрощенному порядку будут сокращены с 15 до трех дней. Параллельно вносятся изменения в закон «О недрах», что позволит Казахстану использовать успешный опыт Австралии, Канады и Чили. Казахстаном уже принят упрощенный порядок предоставления права на разведку по опыту Австралии и внедрен метод выбора победителя тендера путем аукциона, как наиболее открытого вида конкурса. По объемам привлечения инвестиций в геологию, горнодобывающий сектор Казахстан уступает Австралии, Канаде, Бразилии и ЮАР. В этой связи правительством принята Программа по развитию геологии на 2015-2019 гг. с ожидаемым результатом по приросту ресурсов по многим полезным ископаемым (по золоту - до 400 т, меди - 4 млн т, полиметаллам - 12 млн т) и объему инвестиций. В Казахстане большое внимание уделяется масштабному распространению энергосберегающих технологий. Для этого формируется законодательная база и разработаны привлекательные условия для инвесторов, принят закон «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», действует отраслевая программа «Энергосбережение-2020». Всемирная выставка ЭКСПО, которая пройдет в Астане в 2017 г., будет сосредоточена именно на этой тематике. Для улучшения бизнес-климата с 2015 г. вступил в силу закон по кардинальному улучшению условий для предпринимательства, предусматривающий значительное сокращение количества процедур, сроков и финансовых затрат. Для Международного финансового центра «Астана» создана правовая основа, предусмотрены налоговые льготы для его участников. Внедрено электронное таможенное декларирование и начат процесс интеграции налоговых и таможенных систем. Максимально сокращены сроки предоставления исходно-разрешительных документов в сфере строительства. В целях оказания государственной поддержки и стимулирования привлечения инвестиций в экономику Казахстана законом «Об инвестициях» 2003 г. предусмотрены следующие инвестиционные преференции [5. Ст.13]: 1) по инвестиционному проекту: - освобождение от обложения таможенными пошлинами; - государственные натурные гранты; 2) по инвестиционному приоритетному проекту (т.е. проекту, реализуемому вновь созданным юридическим лицом по определенным приоритетным видам деятельности, перечень которых утверждается правительством, и предусматривающий осуществление инвестиций в размере $20 млн): - преференции по налогам; - инвестиционная субсидия. В перечень приоритетных видов деятельности не включается недропользование, игорный бизнес, производство подакцизных товаров, за исключением сборки легковых автомобилей и транспортных средств. В свете инвестиционной привлекательности и имиджа Казахстана необходимо отметить международное сотрудничество. Для обеспечения гарантированной защиты зарубежных инвесторов и их капиталовложений Казахстаном ведется систематическая работа по заключению соответствующих международных документов. Так, с 1992 г. было подписано 48 двусторонних межправительственных и межгосударственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций и многостороннее межправительственное Соглашение с государствами-членами ЕврАзЭС. Эти усилия Казахстана не были тщетными - по индикатору «Защита инвесторов» рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса-2016» Казахстан занимает 25-е место (Беларусь -57-е, Россия - 66-е, Армения - 49-е и Кыргызстан - 36-е) [6]. Казахстан все более втягивается в орбиту глобализации - в 2015 г. страна стала полноправным членом Всемирной торговой организации. Безусловно, присвоение глобального знака качества казахстанской экономике является важным сигналом для инвесторов, показателем уровня деловой среды и конкуренции. Вхождение Казахстана в ВТО объективно сыграет позитивную роль в обеспечении устойчивого экономического роста, стабильности и привлечении инвестиций. Особое значение придается сотрудничеству с Европейским союзом, который является основным торговым и инвестиционным партнером Казахстана [7]. На долю Евросоюза приходится более половины казахстанского внешнеторгового оборота ($31 млрд) и 50% привлеченного иностранного капитала в экономику страны ($110 млрд) [8]. Казахстан является третьим крупнейшим поставщиком энергоносителей в Европу из стран - не членов ОПЕК, после России и Норвегии. В ряде государств Европы доля поставок казахстанской нефти достаточно высока. Так, в Австрии она составляет 25%, в Румынии -30%. Отдельно следует отметить подписанное в 2015 г. расширенное соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и ЕС, которое нацелено на углубление торгово-экономических связей. Этот документ нового поколения отвечает реалиям и вызовам современности. Одним из ключевых инвесторов в Казахстан является Россия, взаимные накопленные инвестиции составляют $16 млрд. Примечательно, что российские компании представлены во всех областях казахстанской экономики, среди них Газпром, ЛУКОЙЛ, Русал, «Мечел», АвтоВАЗ, КамАЗ, Сбербанк, ВТБ и др. Значительная часть торгово-экономического сотрудничества приходится на топливно-энергетический сектор. Осуществляются взаимные поставки энергоносителей. Россия является основным транзитером казахстанской нефти и газа на внешние рынки. Говоря об инвестициях, в Казахстане подразумевают не только финансовые ресурсы, но и трансферт новых технологий, знаний, управленческого опыта и обновление производства. Вот почему эта страна считала и считает привлечение иностранных инвестиций одним из приоритетных направлений своей экономической политики и нацелена на превращение страны в региональный инвестиционный хаб. Это особенно актуально в свете перспектив развития Евразийского экономического союза. Энергетика, по мнению аналитиков, остается самым привлекательным сектором для капиталовложений в Казахстане. При этом имеется значительный инвестиционный потенциал в таких секторах, как высокие технологии, телекоммуникационное оборудование и инфраструктура, а также профессиональные услуги. С учетом поступательного движения Казахстана в направлении диверсифицированной экономики внимание инвесторов к этим отраслям должно существенно повыситься. Именно на это нацелена Концепция инновационного развития Казахстана до 2020 г. По оценкам экспертов, при сохранении жесткой денежно-кредитной политики и твердом тенге и у казахстанских, и у зарубежных инвесторов значительно увеличится интерес к несырьевым секторам казахстанской экономики. Аграрный бизнес в Казахстане становится все более выгодным и важным сектором экономики. В государственный фонд возвращено и уже вовлечено в оборот более 3 млн га неиспользуемых сельхозземель. Свыше 224 тыс. субъектов аграрного сектора теперь могут приобрести в собственность 97 млн га арендованных ими земель на льготных условиях [10]. В этой связи правительством проводится целенаправленная работа для того, чтобы в полной мере использовать имеющийся потенциал. Например, реализуется программа «Агробизнес-2020», в рамках которой в агропродовольственный сектор будет инвестировано свыше $16 млрд [9]. В целом, несмотря на сложные внешнеэкономические условия, изменения ситуации на мировых рынках и геополитические вызовы, Казахстан демонстрирует устойчивый экономический рост (для справки: в 2015 г. экономика страны, по прогнозам, выросла на 1,5%) и привлекательность для инвесторов. У правительства есть конкретный план действий, направленный на вхождение Казахстана в число 50 стран мира, лидирующих по качеству инфраструктуры. Так, новая экономическая политика государства «Нурлы жол» (Путь в будущее) предусматривает повышение конкурентоспособности субъектов предпринимательства посредством улучшения их доступа к финансированию, поддержку машиностроения и экспорта, а также повышение конкурентоспособности субъектов агропромышленного комплекса [11]. Все это делается для того, чтобы повысить уровень благосостояния граждан и обеспечить их уверенность в завтрашнем дне.

Ключевые слова

Казахстан, инвестиционный климат, законодательство, привлечение инвестиции, торговля, политика, стабильность, Kazakhstan, Investment, Business climate, Trade, Legislation, Policies, Stability

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Иванов Дмитрий АлександровичДипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерацииаспирант кафедры мировой экономикиdm_ivanov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2015-2016: Отчет Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность, 2015-2016 годы».
URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2015_overview_en.pdf: Доклад Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) о мировых инвестициях за 2015 год.
URL: http://www.nationalbank.kz: вебсайт Национального банка Республики Казахстан.
URL: http://www.e-cis.info: Интернет-портал СНГ: Обзор делового климата, льгот инвесторам, свободных экономических зон, промышленных и научно-технических парков государств - участников СНГ (одобрен Решением Экономического совета Содружества Независимых Государств 17 июня 2015 года в городе Санкт-Петербурге).
Закон Республики Казахстан от 8 января 2003 года № 373-II «Об инвестициях».
URL: http://www.doingbusiness.org/~/media/GIAWB/ Doing%20Business/ Documents/ An-nual-Reports/English/DB16-Full-Report.pdf: Доклад Всемирного банка «Ведение бизнеса-2016».
URL: http://mfa.gov.kz: вебсайт Министерства иностранных дел Республики Казахстан.
URL: http://e.customs.kz и http://kgd.gov.kz: вебсайты Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.
Выступление президента Казахстана Н. Назарбаева на 28-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов (Астана, 4 июня 2015 года).
Выступление Президента Казахстана Н. Назарбаева на XVII съезде партии «Hyp Отан» (Астана, 30 января 2016 года).
Казахстанская государственная программа инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 годы от 6 апреля 2015 года.
 Обзор инвестиционного климата Казахстана | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2016. № 4 (36). DOI: 10.17223/19988648/36/15

Обзор инвестиционного климата Казахстана | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2016. № 4 (36). DOI: 10.17223/19988648/36/15