Усовершенствование механизма обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции в договорной работе с контрагентами | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 37. DOI: 10.17223/19988648/37/4

Усовершенствование механизма обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции в договорной работе с контрагентами

В статье рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции на примерах предприятий фармацевтической отрасли в условиях существования внутренних и внешних угроз, которые препятствуют устойчивому развитию предприятия. Учитывая растущее давление со стороны регулятор-ных органов, своевременное проведение антикоррупционной проверки на благонадежность не исключает возможность появления или существования коррупционных рисков. Наличие устойчивой и благонадежной работы механизмов системы внутреннего контроля и комплаенс-программы не защищает репутацию и деятельность компании от тех, кто продолжат использовать любую слабую сторону, чтобы нанести ущерб предприятию.

Economic security and anti-corruption tools improvement in work with contractual counterparties.pdf Недавние опубликованные данные о состоянии российского фармацевтического рынка говорят о его высокой инвестиционной привлекательности, который каждый год оправдывает надежды его участников на сохранение высоких темпов роста и дальнейшего развития. На сегодняшний день фармацевтический рынок России входит в десятку крупнейших фармацевтических рынков мира, согласно проведенным исследованиям DSM Group. Его объем, по итогам 2015 г., составил до 1.3 трлн руб., что на 12% больше показателя 2014 г. [1]. Среди основных тенденций развития фармацевтического рынка следует отметить создание новых фармацевтических альянсов между российскими и иностранными компаниями по разработке лекарственных средств и развитию инновационных биотехнологий, что влечет за собой усложнение механизма международно-правового регулирования и сотрудничества, а также усиление значения государственного аппарата и его регулирования в фармацевтической отрасли. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [2] на микроуровне пристальное внимание уделяется вопросам поддержки и стимулирования развития экономически эффективных предприятий и организаций, а также разработки стандартов и инструкций по обеспечению экономической безопасности внутри предприятий в целях защиты деятельности предприятия от внешних и внутренних угроз. Угрозы экономической безопасности предприятия имеют различное происхождение и направленность. Современные отечественные исследователи в своих научных работах [3] отмечают, что успешно противостоять этим разнообразным угрозам возможно только с использованием комплексного подхода. Согласно современным научным исследованиям задачами комплексной системы обеспечения экономической безопасности обычно являются: • прогнозирование возможных угроз экономической безопасности; • организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры); • выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности; • принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы; • постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предприятия. Интерес к роли обеспечения экономической безопасности в деятельности предприятий наиболее возрос на современном этапе развития экономики. Успешное и эффективное функционирование предприятий в условиях изменяющейся среды - многочисленные изменения нормативно правовой базы, последствия мирового экономического кризиса и преддверие нового кризиса - возможно только при наличии устойчивой системы экономической безопасности. Данный аспект обеспечения экономической безопасности рассматривался в работах В.И. Авдийского [4], В.А. Богомолова [5], А.В. Грачева [6], В.М. Гранатурова [7], А.Ф. Мудрецова [8], В.К. Сенчагова [9], А.С. Ту-лупова [10] и др. Международные предприятия, которые расширяют свое присутствие на российском рынке через сделки слияния и поглощения, сталкиваются с повышенным уровнем риска коррупции. Имея богатый опыт в борьбе с коррупцией, новая международная антикоррупционная эра заставляет многие российские предприятия менять свои привычные методы ведения бизнеса и адаптироваться к соблюдению международного антикоррупционного законодательства, внедряя в систему контроля и управления антикоррупционные директивы и положения, приближенные к российским реалиям. Многие международные и российские предприятия разрабатывают методы и меры, обобщенный алгоритм мер и шагов (нормируемый как стандарт) по предупреждению угроз и опасностей своей деятельности с целью достижения действенных результатов в обеспечении экономической безопасности. Актуальной проблемой российского фармацевтического бизнеса остается несовершенство и непрозрачность законодательного регулирования в рамках противодействия коррупции и создания эффективной комплаенс-программы как для российских, так и для иностранных фармацевтических компаний. Согласно рейтингу Transparency International, по уровню восприятия коррупции Россия улучшила результат в 2015 г. сразу на 17 позиций, сместившись с 136-го на 119-е место из 168 государств [11]. Несмотря на оптимистичные прогнозы в индексе восприятия коррупции, Россия остается в нижней части списка и является страной с высоким уровнем коррумпированности. Взяточничество и коррупция занимают одно из лидирующих мест среди наиболее часто совершаемых экономических преступлений в фармацевтическом бизнесе. Согласно недавнему исследованию PWC, одной из крупнейших международных аудиторских компаний, в последние годы фармацевтический сектор подвергся резкой критике и сомнениям в отношении ведения бизнеса с государственными должностными лицами и работниками здравоохранения. Развитие и ведение бизнеса на рынках с высоким уровнем коррупционных рисков требуют немало усилий в адаптации и реализации улучшенных механизмов и инструментов в системе обеспечения экономической безопасности и управления антикоррупционными рисками, таких как построение эффективной системы контроля и усовершенствование функции внутреннего аудита в выявлении рисков мошенничества, дополнительное обучение персонала, а также проведение дополнительных предынвестиционных проверок [12]. Одним из ключевых элементов построения эффективной системы обеспечения экономической безопасности и управления антикоррупционными рисками является проверка благонадежности контрагентов, которая настоятельно рекомендуется требованиями основных международных законов с экстерриториальным действием (например, UK bribery act [13] и FCPA [14]). Большая часть мошеннических и коррупционных скандалов, связанных с нарушением антикоррупционного законодательства (например, Pfizer, Johnson and Johnson, др.), также включает случаи непрозрачного взаимодействия с третьими лицами (агенты, юристы, консультанты, посредники и т.д.). При этом своевременное проведение проверки контрагента позволило бы избежать нарушения норм антикоррупционного законодательства. В настоящий момент немногие компании фармацевтического бизнеса имеют усовершенствованные механизмы и инструменты по обеспечению экономической безопасности и противодействия коррупции в договорной работе с контрагентами. В большинстве случаев взаимодействие с контрагентами регламентируется политикой и процедурами по заключению договоров, который находится в распоряжении у руководителя юридического департамента. Регламент дает определения таким понятиям, как «контрагент», «процесс заключения договоров», «проверка контрагентов». Особое внимание уделяется роли департамента внутреннего контроля и комплаенс, основной функцией которого является проверка всех контрагентов в соответствии со следующими критериями: • анализ деловой репутации и финансовой стабильности контрагентов (включая анализ учредительных документов и их достоверность); • поиск и сбор информации в открытых публичных источниках; • анализ профиля поставщика и его корпоративной структуры на основе выгрузки из системы СПАРК [15]; • соблюдение регламентных процедур при заключении договоров (подготовка тендерной документации и коммерческих предложений, согласование технических заданий, сметной документации и спецификаций к договору); • контроль над исполнением подписанных договоров с контрагентами. Данная проверка контрагента позволяет только выявить и проверить надежность и платежеспособность компании, выявить фирму-однодневку, найти сведения об учредителях и руководителе фирмы и т.д. Данный анализ является первичным сбором информации, чтобы оценить потенциальные репутационные, налоговые и коммерческие риски. Понятие и определение «антикоррупционная проверка на благонадежность» контрагентов появились сравнительно недавно в комплаенс-программах фармацевтических компаний. Несмотря на то, что большая часть российских фармацевтических компаний входит в структуру иностранных фармацевтических гигантов, внедрение данной процедуры является не обязательным согласно международным антикоррупционным правовым нормам. Стоит отметить, что при взаимодействии с контрагентами предприятия в фармацевтической промышленности сталкиваются с множеством проблем -от выбора благонадежного контрагента до контроля над соблюдением комплаенс и антикоррупционных процедур при взаимодействии с ним. Эффективное управление и проведение своевременной антикоррупционной проверки на благонадежность контрагентов и бизнес-партнеров является основой для действенной системы обеспечения экономической безопасности и управления антикоррупционными рисками, а также одной из ключевых процедур в обеспечении безупречной деловой репутации предприятия. Рис. 1 В эпоху быстрорастущего технологического процесса и активного внедрения IT-систем в процессы внутреннего контроля идеальных и единых механизмов противодействия мошенничеству и коррупции во взаимодействии с контрагентами не существует. Каждая фармацевтическая компания выбирает те или иные составные части комплаенс-программы, включая и проведение антикоррупционной проверки контрагентов на благонадежность, которые помогут своевременно оценить и минимизировать риски мошенничества. По мнению автора статьи, эффективная антикоррупционная проверка контрагентов на благонадежность в системе обеспечения экономической безопасности и управления антикоррупционными рисками должна иметь вид, представленный на рис. 1. Целью антикоррупционной проверки на благонадежность является минимизация причин и условий вовлечения фармацевтической компании и ее сотрудников, контрагентов, бизнес-партнеров, а также представителей органа управления и контроля в коррупционную деятельность. Этап 1. Формирование команды по проведению антикоррупционной проверки контрагента на благонадежность. Первым этапом в проведении антикоррупционной проверки контрагента на благонадежность является формирование команды, которая должна состоять из многопрофильных специалистов, включая специалистов с юридическим образованием, специалистов по судебно-бухгалтерской экспертизе, финансовых аналитиков и др. Данная команда компетентных специалистов дает возможность не только сфокусироваться на выявлении коррупционных и мошеннических рисков, но и сделает процесс проведения антикоррупционной проверки на благонадежность тщательным и всеобъемлющим по сравнению с такими видами проверок на благонадежность, как юридическая или финансовая. Этап 2. Оценка уровня коррупционных и мошеннических рисков в деятельности контрагента. Ключевым шагом в проведении антикоррупционной проверки на благонадежность является детальное изучение коррупционных и мошеннических рисков, связанных с деятельностью контрагента. В этап 2 могут входить следующие шаги по оценке уровня коррупционных и мошеннических рисков: 1) Сбор информации и анализ существующих политик и процедур. Фармацевтическая индустрия предполагает тесное взаимодействие с государственными должностными лицами и работниками здравоохранения и является зоной повышенного коррупционного риска. Особое внимание уделяется обзору и анализу существующих антикоррупционных процедур и комп-лаенс-программы, регламентирующих деятельность контрагента. Их отсутствие значительно увеличивает риск появления мошеннических злоупотреблений и наличия неправомерных коррупционных действий. Детальное изучение структуры комплаенс-программы является основной целью в минимизации других комплаенс-рисков, возникающих вследствие нарушения антимонопольного законодательства или нарушения стандарта по противодействию легализации денег, полученных преступным путем. 2) Обзор и проверка информации и данных контрагента в публичных открытых источниках. Обзор и проверка данных контрагента, а также их сотрудников, акционеров, дочерних предприятий и посредников в публичных открытых источниках является следующим шагом в проведении антикоррупционной проверки на благонадежность. Стоить отметить, что данная проверка также должна включать подборку негативных новостей в отношении деятельности контрагента и его ключевых сотрудников. Любые негативные результаты, выявленные в ходе проверки, необходимо рассматривать как зону повышенного риска. Особое внимание должно уделяться тем случаям, когда невозможно найти необходимую информацию по деятельности контрагента ни в одной из баз данных или подборки новостей. В подобных случаях должны быть проведены дополнительные процедуры, которые включают запрос и получение информации из базы данных локальных судов или коммерческих реестров, с целью изучить и проанализировать регистрационные документы для определения иной деятельности контрагента, помимо фармацевтической, например, туризм, оптовая торговля и т.д. Необходимая информация для проведения проверки также легкодоступна, ее можно найти в публичных отчетах о судебных разбирательствах и в списках задолжников по налогам. 3) Проведение интервью с руководителями и ключевыми сотрудниками в отношении деятельности контрагента. После сбора необходимой информации о деятельности контрагента следующим шагом в проведении антикоррупционной проверки на благонадежность является проведение интервью с руководителями и ключевыми сотрудниками в отношении деятельности контрагента. Данная процедура поможет фармацевтическим компаниям убедиться в исполнении обязательств со стороны контрагента в отношении соблюдения этических норм и принципов прозрачности в ведении бизнеса. Основными вопросами, которые должны быть поставлены во время проведения интервью, являются: • Общие представления о взаимодействии с государственными должностными лицами и работниками здравоохранения. • Определение перечня конкретных правительственных учреждений, органов, департаментов и т. д., с которыми намерена взаимодействовать компания в рамках предложенного сотрудничества, и конкретной причины для взаимодействия. • Проверка наличия и соблюдения антикоррупционных политик и процедур, действующих внутри предприятия, а также выявление случаев, связанных с совершением коррупционных действий, и дальнейшее применение превентивных мер. 4) Оценка уровня взаимодействия с посредниками и их роль в деятельности контрагента. Взаимодействие с посредниками является одной из зон повышенного риска, связанного с взяточничеством и коррупцией. Любые неправомерные действия в деятельности посредников отражаются непосредственно на репутации самого контрагента. Зачастую посредники представляют собой предприятия, которые могут помочь в оказании различных услуг, включая получение разрешений, логистические услуги, таможенное оформление, разрешение споров с государственными структурами или просто оказание консультационных услуг. Во время проведения антикоррупционной проверки на благонадежность необходимо получить информацию по следующим зонам повышенного риска: • степень взаимодействия предприятия со сторонними посредниками; • характер оказываемых услуг этими посредниками; • выполнение и определение условий соглашений со сторонними посредниками; • проведение проверочных процедур на выявление неправомерных платежей государственным должностным лицам/структурам; • определение объема прямых продаж государственным медицинским учреждениям/организациям и объема продаж частным медицинским центрам или продаж через дистрибьюторов / субдилеров; • осуществление благотворительных / спонсорских платежей; • существование письменных договоров и включение в них соответствующих антикоррупционных положений. Этап 3. Проведение проверочных процедур. В зависимости от характера выявленных потенциальных «красных флажков» в ходе проведения этапа 2, дополнительные процедуры по проведению антикоррупционной проверки на благонадежность могут быть необходимы. 1) Анализ финансово-хозяйственной деятельности. После определения зон повышенного риска (например, взаимодействие с неблагонадежными посредническими организациями и предприятиями, выявление подозрительных платежей и т. д.) команде по проведению антикоррупционной проверки на благонадежность следует провести углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности контрагента, сосредоточив пристальное внимание на таких подозрительных операциях, как использование наличных денежных средств, финансирование общественных работ, платежи благотворительным, политическим или иным подобным организациям, спонсорство. 2) Адаптация комплаенс-программы по соблюдению антикоррупционных требований.. Заключительным этапом в проведении антикоррупционной проверки на благонадежность является адаптация и своевременная реализация соответствующей комплаенс-программы по соблюдению антикоррупционного законодательства в деятельности контрагента. Основные положения комплаенс-программы должны включать: • назначение лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной программы и сокращение коррупционной активности; • внедрение процедуры детального мониторинга работы ключевых департаментов и сотрудников; • разработку системы одобрения и контроля платежей повышенного риска, связанных с путешествиями и развлечениями, подарками, благотворительностью и спонсорской поддержкой, и т. д. • проведение регулярного мониторинга операций по выявлению «красных флажков» с целью повышения прозрачности деятельности посредников; • проведение тренингов и семинаров по этическому поведению и противодействию коррупции, тренингов по улучшению эффективности внутренних контролей. В настоящее время целесообразно ожидать, что у контрагента уже выстроена надежная система управления антикоррупционными рисками. Однако не все контрагенты имеют достаточно ресурсов, чтобы разработать и адаптировать адекватную антикоррупционную программу. В связи с этим стоит еще раз подчеркнуть важность и целесообразность проведения антикоррупционной проверки на благонадежность, что поможет фармацевтическим предприятиям при взаимодействии с различными контрагентами выбрать благонадежного бизнес-партнера, детально изучив данные по его структуре и ключевым аспектам деятельности, а также проанализировав финансово-хозяйственную деятельность. Это позволит избежать и минимизировать потенциальные коррупционные, репутационные и коммерческие риски, а также любые негативные последствия во взаимодействии с контрагентами.

Ключевые слова

экономическая безопасность, инструменты обеспечения экономической безопасности, коррупционный риск, фармацевтические компании, economic security, economic security tools, corruption risk, compliance and internal controls, anti-corruption reliability check, pharmaceutical companies, комплаенс и внутренний контроль, антикоррупционная проверка на благонадежность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Федотова Мария АлександровнаИнститут проблем рынка Российской академии наукshamachka@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

URL: http://www.dsm.ru
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.
Мудрецов А.Ф., Тулупов А.С. Проблемы устойчивого развития России // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 5. С. 23-30.
Авдийский В.И., Безденежных В.М. Управление рисками компании. М.: Инфра-М: Аль-фа-М, 2013.
Богомолов В.А. Экономическая безопасность. М.: Юнити, 2006.
Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия. М.: Дело и Сервис, 2004. 192 с.
Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: учеб. пособие. М., 2002.
Мудрецов А.Ф., Тулупов А.С. ВТО и проблемы устойчивого развития России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 1(51). С. 91-101.
Экономическая безопасность России: учеб. / под ред. В.К. Сенчагова. 3-е изд. М.: Бином, 2009. 815 с.
Мудрецов А.Ф., Тулупов А.С. Национальная безопасность (эколого-экономический аспект): понятия, проблемы, решения. М: ЦЭМИ РАН, 2011. 140 с.
URL: http://www.transparency.org
Pharmaceuticals and life sciences' fight against bribery and corruption, 2014. URL: www.pwc.com
UKBA (Закон Великобритании о взяточничестве) // URL: http://www.legislation.gov.uk
FCPA (Закон о борьбе с практикой коррупции за рубежом). URL: http://www.justice.gov
URL: http://www.spark-interfax.ru/
 Усовершенствование механизма обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции в договорной работе с контрагентами | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 37. DOI: 10.17223/19988648/37/4

Усовершенствование механизма обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции в договорной работе с контрагентами | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 37. DOI: 10.17223/19988648/37/4