Оценка потерь бюджета региона от нелегальной трудовой миграции (на примере Свердловской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 37. DOI: 10.17223/19988648/37/15

Оценка потерь бюджета региона от нелегальной трудовой миграции (на примере Свердловской области)

В статье анализируется влияние внешней трудовой миграции с её положительными и отрицательными чертами, полученными эмпирическим путем, а также выделяется одна из наиболее острых проблем - объёмы нелегальной трудовой миграции на территории Свердловской области. Эти аспекты являются важными для понимания финансовым потерь в виде выпадающих доходов бюджета региона. Соответственно этапы исследования логически выстроены и посвящены: анализу нормативно-правовой базы налогообложения трудовых мигрантов по российскому законодательству; оценке ситуации по выдаче патентов и разрешений на работу на территории Свердловской области; оценке пороговыгх значений нелегальной трудовой миграции и ущерба от их воздействий в виде выпадающих доходов бюджета области. Сделаны выводы о том, что урегулирование вопросов легализации доходов трудовых мигрантов позволит региону решить проблемы, связанные с социальной и культурной адаптацией иностранных граждан, и положительно скажется на благополучии принимающей территории.

Evaluation of loss from the region budget caused by illegal labor migration (on an example of Sverdlovsk region).pdf Введение. В современном мире оценка внешних миграционных потоков имеет ключевое значение, поскольку миграция определяет уровень социально-экономического благополучия [1, 2], безопасности [3] и социальной комфортности [4], а также общественного богатства («public purse») [5] в регионах их притяжения. Помимо этого, все чаще проводимые институциональные изменения и вводимые законодательные ограничения [6] порождают нестабильность миграционной политики, формируя коллизии в миграционном праве. К тому же снижение эффективности миграционной политики может привести к проблемам интеграции и уменьшить потенциал развития эмиграции [7. P. 14]. Все это зачастую является причиной роста нелегальной трудовой миграции. Так, проведенный коллективом Института экономики УрО РАН в 2015 г. социологический опрос специалистов, занимающихся вопросами пребывания и размещения иностранных лиц на территории Свердловской области, выявил, что негативное влияние мигрантов на развитие принимающих территорий обусловлено прежде всего тем, что использование дешёвой неквалифицированной силы приводит к снижению заинтересованности бизнеса в совершенствовании производственных процессов. Среди ключевых проблем также отмечены: рост коррупции, часто поощряемой мигрантами; медико-эпидемиологические и культурные аспекты. Однако некоторые специалисты выделяют и положительные последствия иммиграции в Российскую Федерацию, среди которых на 1-м месте - решение проблем рынка труда по невостребованным среди местного населения вакансиям, на 2-м месте - увеличение иммигрантами налоговых поступлений и сборов [8. С. 33-34]. Последнее, в свою очередь, вызывает множество споров в настоящее время. Данная работа логически выстроена и посвящена: 1) краткому анализу особенностей налогообложения трудовых мигрантов по российскому законодательству; 2) оценке ситуации по выдаче патентов и разрешений на работу на территории Свердловской области; 3) оценке пороговых значений нелегальной трудовой миграции в регионе; 4) оценке выпадающих доходов бюджета области от нелегальной трудовой миграции. Краткий анализ особенностей налогообложения трудовых мигрантов по российскому законодательству. Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 207) иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность и получающие доходы на территории Российской Федерации, обязаны выплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) [9]. Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом и полностью поступает в местные и региональные бюджеты. Однако в законодательстве Российской Федерации имеются исключения для некоторых категорий иностранных граждан. Во-первых, это высококвалифицированные специалисты (с июля 2010 г.) и граждане Белоруссии, Казахстана, Армении (с 1 января 2015 г.) [10] и Киргизии (с 12 августа 2015 г.) [11], которые выплачивает НДФЛ по ставке 13% вне зависимости от времени нахождения на территории Российской Федерации, являясь гражданами стран -участников Евразийского союза. Во-вторых, это лица, работающие по патентам, а значит, выплачивающие авансовый платеж по НДФЛ в размере, установленном субъектом РФ (ст. 232 НК РФ). Несмотря на лояльность системы налогообложения, все-таки существуют некоторые проблемы - занижение выплаченной заработной платы в официальных отчетах и наличие большой доли мигрантов, осуществляющих свою трудовую деятельность нелегально. Нерешенность данных вопросов оборачивается для регионов огромными финансовыми потерями, в том числе и для Свердловской области. Выгодное географическое положение данной территории, сформировавшийся развитый промышленный комплекс, высокий уровень среднедушевых доходов населения, относительно невысокий уровень безработицы, а также наличие делового центра в виде города-миллионника Екатеринбурга, занимающего 4-е место по численности населения после гг. Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск - все это определяет высокий уровень миграционных потоков на территорию области. Оценка ситуации по выдаче патентов и разрешений на работу на территории Свердловской области. Так, с начала 2007 г. в регионе был взят курс на ограничение внешней миграции, что нашло отражение в снижении квот (разрешений на работу) на иностранную рабочую силу. К примеру, если в 2009 г. данная квота составляла 100 693 рабочих места, то в 2014 г. она сократилась в 2 раза и составила 47 974, а в 2015 г. снизилась до 11 418. Однако даже после сокращения она не была вычерпана полностью [12]. Проблема в том, что квоты устанавливались в том числе в разрезе квалификации. А поскольку ядро трудовой миграции составляют низкоквалифицированные работники, то квоты по этой группе часто заканчивались еще до начала массового приезда мигрантов. Оставались незаполненными квоты для квалифицированных работников, что провоцировало рост нелегальной миграции. В связи с чем иностранные граждане, приехавшие на заработки из безвизовых стран, не сумевшие получить разрешение на работу из-за исчерпания квоты в разрезе квалификации, вынуждены были либо покупать патент (появился с 2010 г.), либо работать нелегально. Новый вариант легализации занятости трудовых мигрантов установлен 1 июля 2010 г. со вступлением в силу поправок в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые создали правовую основу трудоустройства мигрантов у физических лиц. Иностранные граждане из стран с безвизовым режимом теперь имеют право на получение нового разрешительного документа на трудоустройство - патента, предусматривающего трудоустройство у физических лиц для выполнения работ для личных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [13]. Рис. 1. Динамика оформленных разрешений на работу и патентов в Свердловской области 2010-2015 гг. Несмотря на непродолжительный срок своего существования, патент как особая форма разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности для иностранных граждан из стран с безвизовым режимом достаточно быстро завоевал популярность, став такой же распространенной формой трудоустройства, как и разрешение на работу. В 2012 г. в регионе численность патентов, выданных иностранным гражданам, превысила численность выданных разрешений на работу (33 339 патентов против 30 665 разрешений на работу). Динамика количества выдаваемых патентов продолжала стабильно расти (рис. 1), и в 2014 г. доля мигрантов, работающих по патентам, в Свердловской области составляла 60% от общего числа трудовых мигрантов, а в 2015 г. произошёл существенный разрыв [14]. Во многих регионах Российской Федерации применение патентной системы как новой формы трудоустройства использовалось с нарушениями. Свердловская область также не осталась на стороне. Вследствие незнания мигрантами юридических различий между этими двумя официальными документами патент выступил как альтернативный вариант разрешения на работу. Так, многие мигранты, получив патент, устраивались таксистами, рабочими на стройках, официантами и поварами в ресторанах и кафе, уборщиками и обслуживающим персоналом в офисах фирм, водителями общественного транспорта и кондукторами. Однако некоторые, оформляя патент, умышленно шли по пути «наименьшего сопротивления», понимая, что оформить его проще, легче, быстрее и дешевле, чем разрешение на работу. Далее и женщины-домохозяйки, вслед за своими мужьями, желающими получить работу, использовали патент с целью комфортного их пребывания на принимающей территории. А те, которые не оформили патент и не «вошли» в квоту на получение разрешения на работу, составили нелегальную миграцию. Оценка пороговых значений нелегальной трудовой миграции в регионе. В целом в 2015 г. было отмечено снижение количества прибывающих на территорию Свердловской области квалифицированных специалистов ввиду необходимости подтверждения знания русского языка, истории России и основ законодательства [15]. По сравнению с другими регионами Российской Федерации Свердловская область занимает 6-е место после гг. Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской областей и Краснодарского края по количеству иностранных граждан, поставленных на миграционный учёт. По нашим приблизительным оценкам, в период с 2011 по 2015 г. в Свердловской области насчитывается от 100 до более 200 тыс. иностранных граждан, осуществляющих свою трудовую деятельность нелегально (табл. 1). Нижний порог рассчитывается как разница между показателями 2 и 3 табл. 1 и учитывает иностранных граждан, прибывших только через аэропорт Кольцово. Иностранцы, прибывающие на работу в Свердловскую область железнодорожным и автомобильным транспортом, остаются вне этого учёта. Верхний порог нелегальной миграции рассчитывается как разница между показателями 1 и 3. Нелегальная миграция для территории их притяжения оборачивается экономическими потерями в виде недополученных бюджетом средств от использования иностранной рабочей силы («выпадающие доходы»). Таблица 1. Оценка нелегальной миграции в Свердловской области с 2011 по 2015 г. № Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 1 Численность ИГ и ЛБГ, зарегистрированных по месту пребывания, чел. [14, 16] 257594 289735 356005 325538 297400 2 Численность ИГ и ЛБГ, прибывших в Свердловскую область через аэропорт Коль-цово с целью «работа», чел. [14, 16] 90 289 130 649 141392 129595 95 760 3 Численность ИГ и ЛБГ, получивших разрешительные документы (разрешение на работу или патент) на осуществление трудовой деятельности, чел. [14, 16] 64811 68493 63861 80169 51551 4 Нижний порог нелегальной миграции (тыс. иностранных граждан) 25478 62156 77531 49426 44209 5 Верхний порог нелегальной миграции, тыс. иностранных граждан 192783 221242 292144 245369 245849 Оценка выпадающих доходов бюджета области от нелегальной трудовой миграции. На основе полученных данных о состоянии нелегальной миграции произведен примерный расчёт убытков, которые несет Свердловская область. Наш способ основан на оценке средней заработной платы и количества иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области нелегально (2011-2015 гг.) (табл. 2). Возможно, если допустить, что в связи со сложностью процедуры получения разрешения на работу все нелегальные трудовые мигранты приобретали бы с 2011 г. патент, то поступления в бюджет Свердловской области могли бы быть в разы больше (см. табл. 2). Расчёт приведен с условием, что иностранный гражданин работает 10 месяцев в году - 1 месяц на приезд, обустройство, трудоустройство и 1 месяц отпуска (поездки на родину) в расчёт не берем. Ниже представлены формулы для расчётов потерь бюджета (буквы соответствуют строкам табл. 2): формула расчёта минимальных потерь бюджета: Lmm = imlmin *Р*10, формула расчёта максимальных потерь бюджета: L = iml *Р*10 max max Таблица 2. Расчет потерь бюджета Свердловской области по недополученным денежным средствам от патентов в результате нелегальной трудовой миграции Значения Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 imlmin Нижний порог нелегальной миграции, чел. 25478 62156 77531 49426 44209 imlmax Верхний порог нелегальной миграции, чел. 192 783 221 242 292 144 245 369 245 849 P Стоимость патента, руб. [141 1000 1000 1000 1216 2400 Lmin Минимальные потери бюджета в год, тыс. руб. 254,780 621,560 775,310 601,020 1 061,016 Lmax Максимальные потери бюджета в год, тыс. руб. 1 927,830 2 212,420 2 921,440 2 983,690 5 888,856 Согласно данному способу расчёта минимальные потери Свердловской области, например, в 2015 г. составили более 1 млрд руб., максимальные -почти 6 млрд руб. Помимо этого, есть и другой способ расчёта (табл. 3), который произведён на основе полученных данных: о количестве иностранных граждан, оформивших и получивших разрешение на работу, а также фактически осуществлявших на территории Свердловской области трудовую деятельность; об уровне среднемесячной заработной платы за соответствующие периоды, указанной работодателями в заявлениях на предоставление квоты; о фактических поступлениях в консолидированный бюджет Свердловской области НДФЛ от иностранных граждан (нерезидентов РФ). Данную методику расчета выпадающих доходов не представляется возможным применить после 2011 г. в связи с отсутствием с 2012 г. отдельного кода бюджетной классификации для перечисления налога на доходы с иностранных физических лиц -нерезидентов Российской Федерации. Согласно данному способу выпадающие доходы бюджета области рассчитываются по следующим формулам: 1. Формула для расчета минимальных потерь регионального бюджета (предполагаем, что с доходов всех иностранных граждан, официально трудоустроенных в Российской Федерации, выплачивался НДФЛ по ставке 13%): Lmin = W *5*12*0,13 - T. 2. Формула расчета максимальных потерь бюджета (предполагаем, что с доходов всех иностранных граждан в первые шесть месяцев их работы в Российской Федерации выплачивался НДФЛ по ставке 30%, а последующие 6 месяцев - по ставке 13%): Lmax = W*5*6*0,30 + W*5*6*0,13 - T. Из произведенного расчёта видно, что ежегодно, начиная с 2009 г., минимальные потери бюджета Свердловской области по НДФЛ составляли более 1 млрд руб., максимальные - 2,1 млрд руб. И это только по легально оформленным иностранным гражданам, без учёта трудоустроенных по патентам (с 2010 г.), которые в 2011 г. по численности сравнялись с лицами, работающими по разрешениям. Таблица 3. Расчет выпадающих доходов консолидированного бюджета Свердловской области по НДФЛ от иностранных граждан, фактически осуществлявших трудовую деятельность по разрешениям в 2008-2011 гг. Значения Показатель 2008 2009 2010 2011 W Фактически осуществляли трудовую деятельность, чел. [16] 109167 111031 82969 63878 S Среднемесячная заработная плата, руб. [17] 5717 7420 9560 14700 T Фактически поступило НДФЛ, млн руб. [18] 283,8 259,7 206,7 307,8 Lmin Минимальные потери бюджета (при ставке 13%), млн руб. 689,8 1025,5 1030,7 1157,1 Lmax Максимальные потери бюджета (по ставке 30%), млн руб. 1326,4 1865,8 1839,7 2114,8 Выводы. Потери доходной части бюджета Свердловской области за анализируемые периоды колеблются от 0,1 до 4%. Это наводит на мысль, что объёмы поступлений в бюджет региона по НДФЛ от иностранных граждан, работающих на основании разрешения на работу, не соответствуют численности привлекаемых иностранных работников. В действительности, часть трудовых мигрантов была исключена из сферы налогообложения. Данные цифры могут быть увеличены как минимум до 30% за счёт тех финансовых средств, которые расходуются иностранным гражданином для обеспечения собственной жизнедеятельности на территории пребывания (аренда жилья, питание, одежда, транспорт и др.). Если легализовать доходы иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность и получающих доходы на территории Свердловской области, то объёмы бюджетных поступлений существенно увеличатся. Следовательно, у региона появится возможность создать подходящие условия для социокультурной и экономической адаптации мигрантов. Последнее все чаще стало предметом обсуждения среди научных и экспертных сообществ.

Ключевые слова

иностранная рабочая сила, нелегальная миграция, миграционная политика, оценка, налог на доходы физических лиц, Свердловская область, выпадающий доход регионального бюджета, foreign labor, illegal migration, migration policy, assessment, tax on personal income, Sverdlovsk region, lost income of the regional budget

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Неклюдова Наталья ПавловнаИнститут экономики Уральского отделения РАНкандидат экономических наук, научный сотрудник Центра исследований социоэкономической динамикиnnp81@mail.ru
Илинбаева Екатерина АлександровнаИнститут экономики Уральского отделения РАНкандидат экономических наук, ведущий экономист сектора региональной предпринимательской политикиe-ilinbaewa777@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Современные подходы к оценке влияния потоков трудовых миграций на социально-экономическое благополучие принимающей территории / Е.Б. Бедрина [и др.]. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. 153 с.
What have the immigrants ever done for us? (8.11.2014) [Electronic resourse]: The Economist. Режим доступа: http://www.economist.com/news/britain/21631076-rather-lot-according-new-piece-research-what-have-immigrants-ever-done-us
Комплексная методика диагностики социально-демографической безопасности региона / под ред. акад. РАН А.И. Татаркина, д-ра экон. наук, проф. А.А. Куклина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. 156 с.
Лаженцев В.Н. Экономико-географический подход к территориальной организации хозяйства: пленарные доклады междунар. экон. конф. / под ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 2001. С. 65-79.
Is migration good for the economy? [Electronic resourse]: Migration Policy Debates (May 2014). URL: http://www.oecd.org/els/mig/OECD% 20Migration%20Policy% 20Debates% 20Numero %202.pdf
Stouffer S. Intervening Opportunities: A Theory Relating Mobility and Distance // American Sociological Review. 1940. No 5. P. 845-867;
Tackling the Policy Challenges of Migration: Regulation, Integration, Development (2011) [Electronic resourse]: OECD. URL: http://www.oecd.org/dev/poverty/49199115.pdf
Комплексная оценка влияния трудовой миграции на социально-экономическое развитие принимающей территории в вопросах формирования региональной миграционной политики/ Е.Б. Бедрина [и др.]. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2015. 151 с.
Налоговый кодекс РФ (Часть вторая) [Электронный ресурс]: Закон Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 05.10.2015). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
О налогообложении доходов от работы по найму гражданами Республики Беларусь, Казахстан и Республики Армения в связи с вступлением в силу 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [Электронный ресурс]: Письмо Федеральной налоговой службы России от 10.02.2015 № БС-4-11/1561// Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
О налогообложении доходов физических лиц [Электронный ресурс]: Письмо Федеральной налоговой службы России от 27.08.2015 № ЗН-4-11/ 15078. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Доклад о миграционной ситуации в Свердловской области, основных результатах деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области за 2015 год [Электронный ресурс]: данные УФМС по Свердловской области. URL: http://ufms-ural.ru/
О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Закон Российской Федерации от 21 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 15.05.2010). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Аналитический отчет, характеризующий миграционную ситуацию и деятельность УФМС России по Свердловской области по реализации государственной миграционной политики в регионе за 2014 г., 2015 г. [Электронный ресурс]: данные УФМС по Свердловской области. Режим доступа: http://ufms-ural.ru/
О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 20.04.2014 № 74-ФЗ (ред. от 24.11.2014)» // Информационно-правовой портал «Консультант».
Аналитические отчеты, характеризующие миграционную ситуацию и деятельность УФМС России по Свердловской области по реализации государственной миграционной политики в регионе за 2008, 2009, 2010, 2011 гг. [Электронный ресурс]: данные УФМС по Свердловской области. URL: http://ufms-ural.ru/
Уровень среднемесячной заработной платы за соответствующие периоды, указанной работодателями в заявлениях на предоставление квоты [Электронный ресурс]: данные Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области. URL: http:// szn.gossaas.ru/
Фактически поступило НДФЛ [Электронный ресурс]: данные Управления Федерального казначейства по Свердловской области. URL: http://sverdlovsk.roskazna.ru
 Оценка потерь бюджета региона от нелегальной трудовой миграции (на примере Свердловской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 37. DOI: 10.17223/19988648/37/15

Оценка потерь бюджета региона от нелегальной трудовой миграции (на примере Свердловской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 37. DOI: 10.17223/19988648/37/15