Неудачи в бизнесе и их влияние на предпринимателей | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 37. DOI: 10.17223/19988648/37/18

Неудачи в бизнесе и их влияние на предпринимателей

Выполнен анализ возможных последствий для предпринимателей после опыта неудачи в бизнесе. Рассмотрены социальные и финансовые последствия неудач для владельцев бизнеса. Показана необходимость комплексного изучения вопросов последующего карьерного выбора предпринимателя, трансформации сетевого окружения предпринимателя после неудачи, а также выделения специфики неудач и их последствий для экономик, совершающих системную трансформацию. Приведены рекомендации по дальнейшим направлениям исследований феномена предпринимательской неудачи.

Adverse fortune in business and its impact on entrepreneurs.pdf Неудача в бизнесе (англ. business failure) довольно частое явление. Выживают только 10% стартапов [1], но не все случаи закрытия бизнеса связаны с неудачей. Важным моментов является разделение понятий неудачи в бизнесе и закрытия бизнеса [2], последнее может быть вызвано различными причинами, не связанными с неудачами, например, прекращение деятельности фирмы, вызванное выходом на пенсию предпринимателя, его смертью, болезнью и т. д. По данным информационно-аналитического агентства «KARTOTEKA. RU», в 2016 г. продолжается рост количества банкротств в РФ по сравнению с 2015 и 2014 гг. Так, например, количество публикаций о банкротстве в журнале «Коммерсант» за июль 2016 г. вдвое превышает аналогичный показатель 2014 г. - 10 398 и 5203 соответственно [3]. Также наблюдается рост числа индивидуальных предпринимателей, прекращающих деятельность на территории Российской Федерации в силу различных причин. Данный показатель возрос на 31% за последний год и составляет 699 871 с августа 2015 г. по август 2016 [3]. Подавляющее большинство случаев прекращения деятельности компании обусловлено принятием решения индивидуального предпринимателя о прекращении деятельности и составляет 94% от всех случаев, около 2% в результате смерти и 2% в результате банкротства. Однозначной динамики по регионам РФ не наблюдается, в каждом регионе прослеживаются свои особенности. Неудача в бизнесе не только личная проблема самого предпринимателя; «если издержки (например, финансовые, социальные или психологические) от неудачи слишком велики по сравнению с опытом, который приобрел предприниматель, то он принимает решение оставить предпринимательскую карьеру и заняться чем-то другим. В такой ситуации может пострадать как сам предприниматель, так и общество» [4. P. 164]. Соответственно в тех экономиках, где созданы условия для минимизации внешних рисков для бизнеса, а в случае неудачи предпринимателю дается второй шанс, ниже уровень социальных и экономических потерь от неудач в бизнесе. В литературе существуют различные подходы, которые рассматривают неудачу в бизнесе. Исследования предпринимательской неудачи осуществляются как на уровне фирмы (например, [5, 6, 7]), так и на индивидуальном уровне. Существующие исследования условно можно разделить на те, которые рассматривают (а) причины неудач в бизнесе и (б) их последствия для предпринимателей [8]. В данной статье основной задачей является провести обзор исследований, которые внесли значительный вклад в изучение последствий неудач для предпринимателя. Неудача в бизнесе затрагивает различные сферы жизнедеятельности предпринимателя на разных уровнях: финансовом, социальном, психологическом [4]. Колоссальный пласт литературы посвящен психологическим издержкам (например, [9-13]), но в рамках данный статьи мы сосредоточимся на рассмотрении финансовых и социальных издержек, вызванных неудачей. Однако начать необходимо с определения неудачи в бизнесе, поскольку оно влияет на круг рассматриваемых проблем и подход к ним. Начнем с рассмотрения широкого перечня определений неудач, которые встречаются в литературе: банкротство [14, 15], прекращение отношений собственности [16, 17, 18], в том числе прекращение отношений собственности по причине несостоятельности [9, 19], а также прекращение отношений собственности по причине того, что результаты деятельности компании находятся ниже ожидаемого предпринимателем уровня [13]. Таким образом, существующие определения неудачи в бизнесе варьируются от очень широких, таких как «прекращение отношений собственности», до более узких - «прекращение собственности по причине несостоятельности» и совсем узкого - «банкротство». Рассмотрим данные определения более детально. Прекращение отношений собственности. Самое широкое определение неудачи в бизнесе включает выход предпринимателя из бизнеса [16, 17]. Прекращение отношений собственности включает не только закрытие бизнеса, но и продажу по причине выхода предпринимателя на пенсию или по причинам, связанным со здоровьем, продажу с целью получения прибыли или просто потому, что владелец хочет заняться другим бизнесом [17]. Однако в более поздних исследованиях приравнивание неудачи к прекращению собственности оспаривается, так как прекращение отношений собственности может быть обусловлено в том числе и успехом в бизнесе [18]. Таким образом, не всякое прекращение владения бизнесом означает неудачу. Прекращение отношений собственности по причине несостоятельности как частный случай прекращения отношений собственности - гораздо более близкий к теме настоящей статьи случай. Неудача в бизнесе проявляется в снижении доходов и (или) повышении затрат до таких размеров, что фирма становится несостоятельной и не может привлекать собственные и заемные источники финансирования; соответственно, компания не может больше функционировать, находясь под управлением данного собственника и существующей системы менеджмента [9. P. 318]. Данное определение является более узким, чем описанное выше, и шире, чем банкротство, так как предприниматель может принять решение о слиянии компаний или продаже своего бизнеса, чтобы избежать банкротства. Похожее определение встречается у Коэльо и МакКлюра [19]. Прекращение отношений собственности по причине того, что результаты деятельности компании находятся ниже ожидаемого предпринимателем уровня. Данная ситуация уже может рассматриваться как одно из проявлений неудачи, поскольку, согласно некоторым исследованиям, именно ожидания предпринимателя являются важным критерием при определении неудачи в бизнесе. Гимено и Фольта дают определение неудаче не только как продаже, закрытию бизнеса по причине банкротства, ликвидации или перехода собственности, но и как продаже или закрытию бизнеса по причине несоответствия ожиданиям предпринимателя, которые варьируются в зависимости от личных ожиданий каждого предпринимателя [20]. Сложность выделения данного случая неудачи в бизнесе связана с тем, что не существует никаких внешних - по отношению к собственным ожиданиям предпринимателя - критериев, по которым можно было бы выделить в имеющихся базах данных случаи таких неудач в бизнесе. Банкротство. Является очень узким индикатором неудачи в бизнесе, но преимущество использования данного понятия заключается в том, что его легко отследить по соответствующим базам данных и собрать данные по банкротствам. Такое определение неудачи рассматривается в работах [14, 15]. Восстановление после некоторых форм банкротства возможно (например, ст. 11 в США), но на практике маловероятно [21]. Для проведения систематизированного литературного обзора использовался метод, предложенный Шортом [22] и получивший дальнейшее развитие в работах [4, 23, 24]. Поиск проводился по названиям и ключевым словам в статьях из таких баз данных, как Web of Knowledge (Thomson Reuters), Business Source Premier (EBSCO Publishing), ABI Inform Global (ProQuest). Для поиска использовались такие термины, как «failure», «closure», «bankruptcy», «insolvency», «liquidation», и «entrepreneur», «self-employed», «new venture». На этом этапе были найдены тысячи статей. Вторым этапом было сужение перечня статей. Статья исключалась из списка, если соответствовала хотя бы одному из нижеприведенных критериев: 1) фокус статьи был на причинах неудачи и не рассматривал последствия неудачи; 2) фокус статьи был на нарождающихся предпринимателях, у которых не было факта прекращения бизнеса; 3) фокус статьи был на страхе возможной неудачи, но не было самого опыта неудачи; 4) неудача рассматривалась не на индивидуальном уровне, а, например, на уровне отрасли, экономики, общества; 5) фокус был не на неудаче в бизнесе, а, например, на неудаче проекта. Наряду с описанным выше статья должна была соответствовать хотя бы одному из нижеприведенных критериев: 1) описывать воздействие неудачи в бизнесе на предпринимателя; 2) затрагивать вопросы, связанные с определением понятия неудачи в бизнесе. В итоге был составлен перечень из 16 статей, соответствующих теме настоящего обзора. На следующем этапе отобранные статьи были разделены на три категории: 1) статьи, в которых исследовался вопрос неудач в бизнесе на уровне определения феномена предпринимательской неудачи; 2) статьи, фокус которых был на социальных последствиях после неудачи; 3) статьи, темой исследования которых были финансовые последствия после неудачи. 1) Статьи, в которых исследовался вопрос определения неудачи в бизнесе, представлены в табл. 1. Таблица 1 Автор(ы) Метод Основные идеи Хедд [2] Используются данные бюро переписи населения США, выборка из 12185 фирм, которые начали свою деятельность с 1989 по 1992 г. Только одна треть бизнесов закрывается по причине того, что собственниками воспринимается как неудача. Следовательно, необходимо разделять понятия неудачи и закрытия бизнеса Коэльо и МакКлюр [19] Концептуальный В статье рассказывается о практической пользе неудач. Оптимальнее прекратить вливания в нерентабельное предприятие раньше, чем увеличивать долги и надеяться на лучшее. Упорство и оптимизм хоть и очень ценные качества для предпринимателя, но должны управляться знаниями и реализмом Венберг, Виклунд, ДеТьене, Кардон [18] Количественный. 1735 компаний и их основателей за 8 лет. Данные из баз данных Швеции Высокий уровень неудач, о котором заявляется в академических кругах и прессе, может быть частично обусловлен неверной интерпретацией причин, по которым происходит прекращение собственности. Наряду с этим стоит обратить внимание на человеческий капитал и стратегии по избеганию неудач, которые значительно различаются по четырем направлениям прекращения деятельности Кхелил [8] Концептуальный. Данные собраны в Тунисе Рассматриваются различные формы предпринимательских неудач. Выделены пять профилей предпринимателей, имеющих опыт неудачи 2) Статьи, рассматривающие социальные последствия после неудачи, представлены в табл. 2. Таблица 2 Автор(ы) Тема Метод Основные идеи Коуп, Кейв, Эклс [25] Социальные последствия Качественный. Шесть венчурных инвесторов из США и Великобритании Выделяет различия между определением неудач на уровне компании, предпринимателя и венчурного инвестора. Показывает, что неудача не воспринимается автоматически венчурными капиталистами как «черная метка». Венчурные инвесторы из США и Великобритании демонстрируют гибкость и пытаются понять причины неудачи. Восприятие неудачи описывается с позиции венчурных инвесторов Синх, Корнер, Павлович [16] Финансовые, социальные, психологические последствия и управление ими Качественный. Интервью с пятью предпринимателями из Новой Зеландии Рассматриваются различные издержки, вызванные неудачей, а также стратегии по преодолению неудачи. Обучение на неудачах и их преодоление больше затрагивают экономические аспекты жизни предпринимателей, чем социальные или психологические Вайлант, Лафуэнте [27] Социальные последствия Количественный. Данные Глобального мониторинга предпринимательства по Испании за 2003 г. Выборка из 4877 Вера в существование социальной стигмы по отношению к неудачам у предпринимателей является важным сдерживающим фактором для предпринимательской деятельности в Испании Кирквуд [30] Социальные последствия Качественные интервью с 40 предпринимателями из Новой Зеландии Синдром «высокого мака» может препятствовать началу предпринимательской деятельности. Люди, которые испытали неудачу в бизнесе, не горят желанием начинать другой бизнес из-за реакции общества на их провал. Предприниматели могут ограничить рост своего бизнеса, чтобы не привлекать внимания Укбасаран, Шепхерд, Локет, Лион [4] Социальные, финансовые и психологические последствия Концептуальный В статье рассматриваются как сами события, возникающие после неудачи в бизнесе, так и этап восстановления и то, чему научились предприниматели благодаря неудаче 3) Статьи, темой исследования которых являются финансовые последствия после неудачи, представлены в табл. 3. Таблица 3 Автор(ы) Тема Метод Основные идеи 1 2 3 4 Ли, Пен, Барни [26] Финансовые последствия Концептуальный Более мягкое по отношению к предпринимателям законодательство по банкротствам способствует развитию предпринимательства Хасан, Ван [28] Финансовые и социальные последствия Количественный. 2 753 бизнеса, финансируемых венчурными фондами. Первый раунд инвестиций был с 1984 по 2003 г. Закон по освобождению части активов предпринимателя после банкротства негативно влияет на доступ малых компаний к венчурному капиталу. Высокий уровень освобождения активов предпринимателя после банкротства приводит к снижению раундов финансирования и к меньшему вовлечению венчурных фондов Дью, Сарас-вати, Рид и Вилтбанк [29] Финансовые последствия Концептуальный Рассматривают теорию приемлемых потерь, которая подразумевает, что предприниматели оценивают то, чем они готовы рискнуть, и определяют свои возможные потери, когда совершают ряд действий Арора и Нандкумар [31] Финансовые последствия и поведенческие аспекты Количественный. Архивные данные по 286 стартапам, которые вышли на рынок по защите информации с 1989 по 2004 г. При наличии высоких временных издержек предприниматели будут инвестировать более агрессивно и пытаться быстро обналичить даже при высоком риске неудачи. Предприниматели с меньшими временными издержками могут долго колебаться Продолжение табл. 3 1 2 3 4 Ли, Ямакава, Пен, Барни [32] Финансовые последствия Количественный (количество наблюдений 229). Представлены данные из 29 стран с 1990 по 2008 г. включительно, которые были собраны из различных архивных ресурсов Мягкое и дружелюбное по отношению к предпринимателям законодательство о банкротстве статистически значимо коррелирует с уровнем развития предпринимательства и измеряется уровнем новых фирм, которые выходят на рынок Ван Аукен, Кауфман, Херман [33] Финансовые последствия Количественный. Выборка из 90 малых компаний штата Айова, США Утверждают, что на издержки неудачи влияют решения по привлечению капитала, наряду с законодательством по банкротствам. Находкой статьи является тот факт, что на решения по привлечению капитала не влияет осведомленность собственников о положениях о банкротствах Пен, Ямака-ва, Ли [34] Финансовые последствия Количественный. Архивные данные по законодательствам о банкротстве по 12 странам Законодательство о банкротствах является важным инструментом официального регулирования для выхода новых стартапов на рынок. Выступает в поддержку смягчения законодательства о банкротствах, что будет способствовать развитию предпринимательства На основании сформированного списка публикаций ведущих международных журналов можно выделить социальные и финансовые последствия неудач в бизнесе. Социальные последствия. Различные аспекты социальных последствий неудачи в бизнесе описаны в существующей литературе. Исследователи выделили среди них такие последствия, как стигматизация, или появление своеобразной «черной метки». Так, предприниматели, которые прошли через неудачу в бизнесе, часто подвергаются позору, что продемонстрировали Кар-дон, Стивенс и Поттер [12] на основе анализа описания неудачи в бизнесе в американских газетах. Стигма оказывает влияние на качество взаимоотношений с социальным окружением после неудачи [14] как на личном уровне, так и на профессиональном [35], приводит к «обесцениванию личности» предпринимателя [36]. Неудача в бизнесе может приводить к изменению отношений предпринимателя с близкими, например, разводы, прекращение взаимоотношений с другими членами семьи и потеря друзей [11, 34]. Социальный контекст, в котором существует предприниматель после неудачи, влияет на самооценку и психологическое состояние предпринимателя как на индивидуальном уровне, так и через общественное мнение. Иногда, особенно в сочетании с социокультурными кодами поведения, принятыми в ряде стран, это может приводить даже к крайним мерам, например, самоубийства после банкротства в Японии [36]. Финансовые последствия. Неудача оборачивается для предпринимателя как минимум потерей или уменьшением дохода [35]. Степень финансовых потерь зависит от масштабов неудачи. У классических индивидуальных предпринимателей в результате неудачи образуется долг, на погашение которого понадобятся годы [11]. А для портфельных предпринимателей неудача одного бизнеса означает некоторое снижение стоимости портфеля, т.е. в финансовом отношении приводит к менее тяжелым последствиям. Арора и Нандкумар [31] отмечают, что те предприниматели, у которых бизнес связан с высокими временными издержками на осуществление проекта, соотносят ожидаемую отдачу с более продолжительной затратой собственных усилий, а потому более требовательны в отношении успеха и инвестируют в бизнес более агрессивно, тем самым увеличивая шансы либо на значительную прибыль, либо на значительные финансовые потери. В литературе исследован также социальный контекст неудачи в бизнесе. В частности, речь идет о таких моментах, которые влияют не прямо, а опосредованно на повышение уровня предпринимательской активности и снижают финансовые издержки при банкротстве или иных случаях неудачи. Так, отмечается, что мягкость законодательства о банкротстве варьируется по странам и может сократить финансовые затраты в этом случае неудачи, снижая барьеры выхода и входа на рынок [26, 30, 37]. Проведенное исследование показало, что в современной литературе пока недостаточно изучены вопросы последующего карьерного выбора предпринимателя после неудачи, остается ли он в бизнесе или покидает его и становится наемным работником, переходит в другую отрасль и т.п.; есть дефицит исследований по трансформации сетевого окружения предпринимателя после неудачи как на уровне межличностных отношений, так и деловых; необходимо продолжить исследования изучения феномена предпринимательской неудачи, который может варьироваться как в зависимости от размера бизнеса, так и по отраслям. Многогранный подход по определению неудачи в бизнесе был предложен Кхелилом [8], однако данное исследование проводилось в Тунисе, интересно было бы провести апробацию его теории и в других странах с различными культурными особенностями и уровнем стигмы по отношению к неудаче. Отметим также, что подавляющее большинство исследований выполнено на материалах развитых рыночных экономик. В то же время требуется комплексное изучение неудачи в бизнесе и их последствий для экономик, совершающих системную трансформацию. Этот вопрос пока практически не изучен - возможно, в силу отсутствия достаточных эмпирических данных для анализа.

Ключевые слова

предпринимательство, неудача в бизнесе, предприниматель, прекращение деятельности, последствия неудачи в бизнесе, банкротство, Entrepreneurship, failure (adverse fortune) in business, businessman, discontinuation of activities, the consequences of failure in business, bankruptcy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Петрова Людмила ВладимировнаВысшая школа экономикиаспирантlvpetrova@hse.ru
Всего: 1

Ссылки

Revsin Y. The major reason start-ups fail - and what you can do to avoid them // Forbes. 2015. URL: http://www.forbes.com/sites/theyec/2015/03/05/the-major-reasons-startups-fail-and-how-you-can-avoid-them/ (дата обращения: 15.11.2015).
Headd B. Redefining business success: Distinguishing between closure and failure // Small Business Economics. 2003. Vol. 21. P. 51-61.
URL: http://www.kartoteka.ru (access date: 02.09.2016).
Ucbasaran, D., Shepherd, D. A., Locket, A., Lyon, S.J. Life after business failure ; the process and consequences of business failure for entrepreneurs // Journal of Management. 2013. Vol. 39. P. 163-202.
Bruno A.V., Leidecker, J.K. Causes of new venture failure: 1960s vs. 1980s // Business Horizons. 1988. Vol. 31, N 6. P. 51-56.
Bruno A.V., Mcquarrie E.F., Torgrimson C.G. The evolution of new technology ventures over 20 years: patterns of failure, merger and survival // Journal of Business Venturing. 1992. Vol. 7, N 1. P. 291-302.
Everett J., Watson J. Small business failure and external risk factors // Small Busness Economic. 1998. Vol. 11, N 4. P. 371-390.
Khelil N. The many faces of entrepreneurial failure: Insights from an empirical taxonomy // Journal of business venturing. Vol. 31. P. 72-94.
Shepherd D.A. Learning from business failure: Propositions of grief recovery for the self-employed // Academy of Management Review. Vol. 28. P. 318-328.
Shepherd D. A. Educating entrepreneurship students about emotion and learning from failure // Academy of Management Learning and Education. 2004. Vol. 3. P. 274-287.
Cope J. Entrepreneurial learning from failure: An interpretative phenomenological analysis // Journal of Business Venturing. 2011. Vol. 26. P. 604-623.
CardonM.S., Stevens C.E., PotterD.R. Misfortunes or mistakes? Cultural sensemaking of entrepreneurial failure // Journal of Business Venturing. 2011. Vol. 26. P. 79-92.
Ucbasaran D., WestheadP., Wright M., Flores M. The nature of entrepreneurial experience, business failure and comparative optimism // Journal of Business Venturing. 2010. Vol. 25. P. 541555.
Shepherd D.A., Haynie, J.M. Venture failure, stigma, and impression management: A self-verification, self-determination view // Strategic Entrepreneurship Journal. Vol. 5. P. 178-197.
Zacharakis A. L., Meyer G., DeCastro J. Differing perception of new venture failure: A matched exploratory study of venture capitalists and entrepreneurs // Journal of Small Business Management. 1999. Vol. 37. P. 1-14.
Singh S., Corner P., Pavlovich K. Coping with entrepreneurial failure // Journal of Management & Organization. 2007. Vol. 13. P. 331-344.
Watson J., Everett J. E. Do small businesses have high failure rates: Evidence from Australian retailers // Journal of Small Business Management. 1996. Vol. 34. P. 45-62.
Wennberg K., Wiklund J., DeTienne D., Cardon M. Reconceptualizing entrepreneurial exit: Divergent exit routes and their drivers // Journal of Business Venturing. 2010. Vol. 25. P. 361-375.
Coelho P.R.P., McClure J.E. Learning from failure // Mid-American Journal of Business. 2005. Vol. 20. P. 13-20.
Gimeno J., Folta T.B., Cooper A.C., Woo C.Y. Survival of the fittest? Entrepreneurial human capital and the persistence of underperforming firms // Administrative Science Quarterly. 1997. Vol. 42. P. 750-783.
Moulton W.N., Thomas H. Bankruptcy as a deliberate strategy - Theoretical considerations and empirical-evidence // Strategic Management Journal. 1993. Vol. 14. P. 125-135.
Short, J. The art of writing a review article // Journal of Management. 2009. Vol. 35. P. 13121317.
Menz M. Functional top management team members: A review, synthesis, and research agenda // Journal of Management. 2012. Vol. 38. P. 45-80.
Short J.C., Ketchen D.J., Shook C.L., IrelandR.D. The concept of "opportunity" in entrepre-neurship research: Past accomplishments and future challenges // Journal of Management. Vol. 36. P. 40-65.
Cope J., Cave F., Eccles S. Attitudes of venture capital investors towards entrepreneurs with previous business failure // Venture Capital. 2004. Vol. 6. P. 147-172.
Lee S.H., Peng M. W., Barney, J.B. Bankruptcy law and entrepreneurship development: A real options perspective // Academy of Management Review. Vol. 32. P. 257-272.
Vaillant Y., Lafuente E. Do different institutional frameworks condition the influence of local fear of failure and entrepreneurial examples over entrepreneurial activity? // Entrepreneurship & Regional Development. 2007. Vol. 19. P. 313-337.
Hasan I., Wang H. The US bankruptcy law and private equity financing: Empirical evidence // Small Business Economics. Vol. 31. P. 5-19.
Dew N., Sarasathy S., ReadS., & Wiltbank R. Affordable loss: Behavioral economic aspects of the plunge decision // Strategic Entrepreneurship Journal. 2009. Vol. 3. P. 105-126.
Kirkwood J. Tall poppy syndrome: Implications for entrepreneurship in New Zealand // Journal of Management & Organisation. 2007. Vol. 13. P. 366-382.
Arora A., Nandkumar A. Cash-out or flameout! Opportunity cost and entrepreneurial strategy: Theory and evidence from the information security industry // Management Science. 2011. Vol. 57. P. 1844-1860.
Lee S.H., Yamakawa Y., Peng M.W., Barney J.B. How do bankruptcy laws affect entrepreneurship development around the world? // Journal of Business Venturing. 2011. Vol. 26. P. 505-520.
Van Auken H., Kaufmann J., Herrmann P. An empirical analysis of the relationship between capital acquisition and bankruptcy laws // Journal of Small Business Management. 2009. Vol. 47. P. 23-37.
Peng M.W., Yamakawa Y., Lee S.H. Bankruptcy laws and entrepreneur friendliness //Entrepreneurship Theory and Practice. 2010. Vol. 34. P. 517-530.
Sutton R.I., Callahan A.L. The stigma of bankruptcy: Spoiled organizational image and its management // Academy of Management Journal. Vol. 30. P. 405-436.
Efrat R. Bankruptcy stigma: Plausible cases for shifting norms // Emory Bankruptcy Developments Journal. Vol. 22. P. 481-520.
Fan W., White M.J. Personal bankruptcy and the level of entrepreneurial activity // Journal of Law & Economics. Vol. 46. P. 543-567.
 Неудачи в бизнесе и их влияние на предпринимателей | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 37. DOI: 10.17223/19988648/37/18

Неудачи в бизнесе и их влияние на предпринимателей | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 37. DOI: 10.17223/19988648/37/18