Источники инвестирования в физическую культуру и спорт (на примере Приморского края) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 38. DOI: 10.17223/19988648/38/5

Источники инвестирования в физическую культуру и спорт (на примере Приморского края)

В настоящей работе на основе статистических данных Департамента физической культуры и спорта Приморского края проводится анализ обеспеченности спортивными сооружениями населения. Отслеживается динамика изменения нормативов потребности муниципальных образований Приморского края в объектах физической культуры и спорта за последние пять лет. Формулируются предложения по привлечению инвестиций в спортивную инфраструктуру края и по эффективной эксплуатации имеющихся спортивных сооружений.

Sources of investment in physical culture and sports (on an example of Primorsky Kray).pdf Инвестиционная деятельность как средство получения прибыли достаточно популярна в различных сферах экономики, она сопряжена с большим количеством рисков, учет которых носит вероятностный характер. Особую неопределенность добавляет сложившаяся экономическая ситуация на мировом уровне. Бесконечное колебание мировых экономических показателей, большое число внешних факторов, которые необходимо учесть, в том числе политических, и отсутствие стабильности на мировой арене являются причинами высокой степени экономической неопределенности и риска. В сложившейся ситуации осуществить правильный выбор сферы инвестирования становится особенно трудно. Возможным решением может стать инвестирование в развитие физической культуры и спорта страны. Предложение обосновано тем, что государственный курс развития экономики сегодня направлен на укрепление внутриэкономических показателей. Наравне с этим взаимосвязь здорового образа жизни, уровня системы здравоохранения и социально-экономического развития достаточно очевидна и подтверждается результатами исследований [1]. В них доказано, что отсутствие должного уровня системы здравоохранения приводит к экономическим потерям прямого и косвенного типа. Прямые экономические потери - это потери вследствие заболеваемости, к которым относятся затраты на оказание медицинской помощи: амбулаторное, стационарное, санаторно-курортное лечение, санитарно-эпидемиологическое обслуживание, научно-исследовательская работа, подготовка кадров. Косвенные экономические потери - это потери в связи со снижением производительности труда в результате заболеваемости, объема недопроиз-веденной продукции на промышленном предприятии и интегральное снижение национального дохода на уровне всего народного хозяйства в результате временной или стойкой потери трудоспособности или смерти людей в трудоспособном возрасте [1]. Следовательно, финансовые расходы на здравоохранение, объем которых с каждым годом увеличивается, относятся к экономическим потерям. А именно расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на здравоохранение за пять лет выросли в 1,5 раза и составили в 2014 г. 2532,7 млрд руб., что эквивалентно 9,2% от всего бюджета и 3,5% по отношению к ВВП [2]. Конечно, вопрос высокой производительности также связан с подготовкой кадров и наличием высококвалифицированных специалистов. Он особенно актуален, так как производственная преемственность до недавнего времени носила родственный характер, что отрицательно отражалось на показателях производства и экономике в целом. На данный момент в соответствии с указом Президента РФ утверждено «Положение о кадровом резерве федерального государственного органа» [3], которое направлено на устранение кадрового дефицита в различных сферах [4], что является необходимым условием по реализации долгосрочных проектов и повышения экономических показателей. Следовательно, наличие трудоспособных, высококвалифицированных и здоровых людей является неотъемлемой составляющей социально-экономического процветания страны. Отсутствие таковых можно отнести к косвенным экономическим потерям, а их восполнение требует ещё больших финансовых затрат, связанных с созданием благоприятных социальных условий, воспитанием, обучением и получением необходимой квалификации и опыта работы. И если последнее поддерживается инвестициями и контролируется заинтересованными лицами в виде оплаты за обучение и стажировки, то здоровье остается приоритетом государства и заботой самого человека. Очевидно, что в финансовом и организационном плане целесообразней предупредить болезнь, чем её лечить. Поэтому инвестирование в физическую культуру и спорт является приоритетным направлением государственной политики социального развития, наравне с подготовкой новых кадров. Данный факт подтверждается принятой Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [5]. В ней отмечен переход от экспортно-сырьевой модели экономического роста к инновационной модели социального развития, основанной на человеческом потенциале. В 2014 г. затраты на социальную политику составили 8803,3 млрд руб., что привело к увеличению спроса на здоровый образ жизни и росту цен на услуги физической культуры и спорта в том же году на 5,1% [2]. В основе действующих федеральных и региональных программ развития спорта заложена цель - создать условия, обеспечивающие возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом и повышающие эффективность подготовки квалификации спортсменов [6-7]. Достижение данной цели требует не только строительства новых спортивных объектов, но и реконструкции имеющихся. Следовательно, физическая культура и спорт представляют интерес в плане инвестирования. Особенно сегодня, когда отказ от использования программно -целевых методов в спортивной сфере в 90-х - начале 2000-х привел к отсутствию стабильно высоких результатов в спорте высших достижений, увеличению возраста спортсменов международного уровня и отсутствию преемственности по отдельным спортивным направлениям, снижению физкультурно-спортивной активности населения. В то же время вновь запускаемые федеральные и региональные программы находятся на начальной стадии реализации в условиях отсутствия базовой спортивной инфраструктуры. К примеру, в целях реализации государственной политики по внедрению физической культуры и спорта в массы и исполнения федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. возобновлена Всероссийская программа по сдаче нормативов «Готов к труду и обороне» [6]. Несмотря на повышенный интерес населения, не все регионы на данный момент могут предоставить своим гражданам возможность реализовать право на сдачу норматива. В частности, по данным Департамента физической культуры и спорта Приморского края, на его территории расположено 3 357 спортивных сооружений, которые не рассчитаны на обслуживание всего населения края в размере 1 929 008 человек. Доведение спортивных сооружений до соответствующего уровня требует немалых усилий региональных властей и финансовых вложений как со стороны государства, так и частных инвесторов. С целью выяснения потребности финансовых вложений в сектор физической культуры и спорта Приморского края проведем анализ обеспеченности спортивными сооружениями населения. В соответствии с действующим распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999 № 1683 анализ целесообразно провести по действующей методике определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах физической культуры и спорта [8]. Таблица 1 Норматив потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта Наименование норматива Единица измерения Норматив единовременной пропускной способности 1 900 человек на 10 000 населения Норматив обеспеченности спортивными залами 3 500 кв. м на 10 000 населения Норматив обеспеченности плавательными бассейнами 750 кв. м зеркала воды на 10 000 населения Норматив обеспеченности плоскостными сооружениями 19 500 кв. м на 10 000 населения При определении нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта используются усредненные нормы и нормативы (табл. 1). Уровень достижения этих нормативов рассчитан до 2015 г. (плавательные бассейны в связи с низкой обеспеченностью до 2050 г.). Для обеспечения минимальной двигательной активности населения рассчитываются необходимые площади материально-спортивной базы по трем основным типам спортивных сооружений на 10 000 населения (спортивных залов, плоскостных сооружений, плавательных бассейнов) по следующей формуле: S = N x (C / 10000), где S - площадь (общая) определенного типа спортсооружений; N - норматив обеспеченности определенным типом спортивного сооружения на 10 000 населения; C - численность населения региона (района, города) [8]. Исходя из численности населения региона и норматива единовременной пропускной способности физкультурно-спортивных сооружений, определяется единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений в регионе, необходимая для обеспечения минимальной двигательной активности населения, по формуле Е = С x N / 10000, где Е - единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений; N - норматив единовременной пропускной способности физ-культурно-спортивных сооружений 1 900 человек на 10 000 населения [8]. В ходе обработки данных Департамента физической культуры и спорта Приморского края [9] по действующей методике [8] сформирован список из 10 лидирующих муниципальных образований Приморского края по уровню обеспеченности спортивными сооружениями (табл. 2). Таблица 2 Уровень обеспеченности спортивными сооружениями от норматива в процентном соотношении 2011-2015 гг. 2011 2012 2013 2014 2015 Чугуевский район 94,12 92,55 96,09 97,12 98,02 Ольгинский район 63,84 64,34 66,38 63,85 64,82 г. Арсеньев 60,49 60,13 63,10 63,62 62,36 Ханкайский район 53,10 53,12 54,95 55,42 56,13 Кировский район 38,52 50,28 52,25 52,93 53,78 Яковлевский район 43,40 49,60 51,22 51,75 52,76 г. Артем 42,22 42,46 43,27 48,92 48,23 Анучинский район 44,38 44,38 46,24 46,94 45,69 Октябрьский район 40,07 38,75 39,95 40,11 40,37 Интерес представляет отсутствие в данном списке таких городов, как Владивосток, Находка, Уссурийск, Спасск-Дальний, Большой Камень. На их территории проживает 54% численности населения всего Приморского края, так как в них находятся крупнейшие промышленные предприятия, которые вносят основной вклад в развитие края и региона. При более детальном рассмотрении установлено, что из числа всех 34 муниципальных образований Приморского края ни один не вошел в первую двадцатку по уровню обеспеченности спортивными сооружениями за рассматриваемый период. Наравне с этим динамика по Приморскому краю единовременной пропускной способности физкультурно-спортивных сооружений за 2011-2015 гг. является устойчиво положительной (рис. 1). Рис. 1. Динамика норматива E по Приморскому краю за 2011-2015 гг. Однако данный факт обоснован несущественным увеличением площадей спортсооружений или эффективным региональным и краевым управлением, так как если рассмотреть динамику абсолютного значения норматива E лидирующей тройки муниципальных образований Приморского края (рис. 2-4), то можно заметить, что по всем образованиям наблюдается падение. Получается, что на 5,6% прироста единовременной пропускной способности физкультурно-спортивных сооружений за 2011-2015 гг. по Приморскому краю при среднем увеличении на 2,58% уровня обеспеченности спорт-сооружениями по г. Арсеньеву, Ольгинскому и Чугуевскому районам наблюдается падение фактической единовременной пропускной способности физ-культурно-спортивных сооружений на 1,9% в г. Арсеньев, на 1,7% - в Чугуевском районе, на 3,9% - в Ольгинском районе. Аналогичная картина и в остальных муниципальных образованиях Приморского края. Рис. 3. Динамика норматива E по Ольгинскому району за 2011-2015 гг. Рис. 4. Динамика норматива E по г. Арсеньев за 2011-2015 гг. Полученный парадокс объясняется данными Федеральной службы государственной статистики [10], которые демонстрируют стабильный отток населения из рассмотренных муниципальных образований Приморского края. Следовательно, уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями растет не за счет увеличения их числа, а за счет сокращения численности населения. Несмотря на то, что численность населения в промышленных и центральных муниципальных образованиях края увеличивается, общая численность населения по краю стабильно сокращается. В то же время отток населения из отдельных районов позволяет экономить средства в силу отсутствия потребности в новых спортивных постройках, которые можно перенаправить на развитие в другие районы края. Однако в промышленных центрах края также отсутствует положительная динамика постройки новых спортивных сооружений, которая должна демонстрироваться в ходе продуманной и плановой реализации стратегии социально-экономического развития Приморского края [11] в условиях объявленной территории опережающего социально-экономического развития [12]. Таблица 3 Норматив обеспеченности спортивными сооружениями по видам во Владивостоке, Уссурийске, Находке за 2011-2015 гг. [9] Спортивные залы, тыс. кв. м Плоскостные сооружения, кв. м Плавательные бассейны, кв. м Год Норматив Наличие Норматив Наличие Норматив Наличие - Владивосток 2011 216,77 89,35 1207363 465351 45956 6145 2012 216,77 89,64 1207363 475553 45956 6245 2013 219,78 90,86 1224122 495711 46594 6245 2014 220,51 90,86 1228175 495711 46748 6245 2015 220,99 90,86 1230826 495711 46849 6245 - Уссурийск 2011 65,08 26,69 362481 192336 13797 1108 2012 65,08 27,37 362481 192335 13797 1108 2013 67,19 27,37 374222 192575 14244 1108 2014 67,50 27,37 375930 200737 14309 1300 2015 67,99 23,36 378671 202099 14413 1300 - Находка 2011 56,08 22,94 312376 130734 11890 1281 2012 56,08 23,12 312376 130734 11890 1283 2013 55,43 23,12 308715 130734 11751 1283 2014 55,09 23,02 306830 128029 11679 1100 2015 54,83 23,02 305372 128029 11623 1100 Запущенность спортивного сектора в крае подтверждается показателями нормативов обеспеченности спортивными сооружениями по крупным муниципальным образованиям, которые, не имея высокой единой пропускной способности спортсооружений, содержат положительную динамику по приросту населения и требуют увеличения необходимого норматива. По данным муниципальным образованиям (табл. 3-4) можно отметить увеличение площади: плавательных бассейнов на 192 кв. м, плоскостных сооружений на 8 162 кв. м к 2014 г. в Уссурийске; плоскостных сооружений на 20 158 кв. м к 2013 г. во Владивостоке. По остальным позициям наблюдается отрицательная динамика до 4,01 тыс. кв. м спортивных залов в Уссурийске, 2 705 кв. м плоскостных сооружений и 183 кв. м плавательных бассейнов в Находке. Неудивительно, что среди всех муниципальных образований края Находка с 25-й позиции спустилась на 29-ю за рассматриваемый период. Владивосток в данном случае показывает практически нулевую динамику за 2014, 2015 гг., но в условиях стабильного роста необходимой нормы из-за увеличения численности населения можно говорить об ухудшении ситуации в сфере физической культуры и спорта. Таблица 4 Прирост норматива обеспеченности спортивными сооружениями и их числа по видам во Владивостоке, Уссурийске, Находке за 2012-2015 гг. Спортивные залы, тыс. кв. м Плоскостные сооружения, кв. м Плавательные бассейны, кв. м Год Норматив Наличие Норматив Наличие Норматив Наличие Владивосток 2012 0 0,29 0 10202 0 100 2013 3,01 1,22 16759 20158 638 0 2014 0,73 0 4053 0 154 0 2015 0,48 0 2651 0 101 0 Уссурийск 2012 0 0,68 0 -1 0 0 2013 2,11 2 11741 240 447 0 2014 0 2 1708 8162 65 192 2015 0,49 -4,01 2741 1362 104 0 Находка 2012 0 0,18 0 0 0 2 2013 -0,65 0 -3661 0 -139 0 2014 -0,34 0 -1885 -2705 -72 -183 2015 -0,26 0 -1458 0 -56 0 Очевидно, что уровень жизни населения имеет высокую степень корреляции с экономическими показателями региона. В сложившейся ситуации плановые долгосрочные перспективы (стратегия развития Приморского края до 2025 г. [11]) и ближайшие (инвестиционная стратегия Приморского края до 2018 г. [13]) ставят под сомнение эффективность использования имеющихся спортивных сооружений Приморского края. Особое влияние на край и его будущее оказывает программа «О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.» [11] и принятый ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [12], которые нацелены на рывок в экономическом и индустриальном развитии края, а также на сокращение оттока населения из Приморского края. Таким образом, можно утверждать, что реализация будущих социально-экономических программ невозможна без развития физической культуры и спорта. Следовательно, их выполнение требует продуманных и плановых действий, подкрепленных инвестициями и нацеленных на повышение показателей пропускной способности спортивных сооружений, увеличение массовости спорта, проведение пропаганды здорового образа жизни. В целях развития и повышения экономических показателей региона на уровне краевого управления необходимо разработать дорожную карту поэтапного повышения уровня обеспеченности населения Приморского края спортивными сооружениями. В качестве одной из мер улучшения ситуации в спортивном секторе следует более детально рассмотреть механизм работы самого Департамента физической культуры и спорта Приморского края. Действующий федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [12] необходимо использовать как уникальную возможность развития спортивной сферы и привлечения в неё как частных, так и иностранных инвестиций. Организацией по привлечению инвестиций, конечно, может заниматься каждое учреждение отдельно, но в силу их принадлежности к муниципальным образованиям это должно быть приоритетом соответствующего управления. В целях привлечения частного капитала и раскрытия потенциальной выгоды необходимо провести соответствующие мероприятия, которые должны включать в себя следующие позиции: ■ Мониторинг технического состояния действующих спортивных сооружений на предмет их поддержки и ремонта, так как известно, что своевременный ремонт требует меньших вложений, чем строительство новых спортивных комплексов. ■ Социальные опросы населения на предмет заинтересованности в конкретных видах спортивных сооружений и выборе мест постройки новых спорткомплексов. ■ Разработку регламента передачи спортивных сооружений, находящихся в федеральной собственности, в краевую собственность, так как в последнее время наблюдается тенденция передачи их в частные руки. В этой ситуации особенно важно расставить приоритет в правах передачи с сохранением профиля использования. ■ Организацию процесса передачи в аренду менее востребованных спортивных учреждений, особо нуждающихся в инвестициях, что позволит сохранить или расширить штатное число мест работников физической культуры и спорта, поддержать физическую культуру в крае на соответствующем уровне и пополнить бюджет.

Ключевые слова

инвестиции, экономика региона, физическая культура, спортивные сооружения, норматив потребления, Investments, The economy of the region, Physical Culture, Sports facilities, Consumption rate

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лосев Александр СергеевичИнститут прикладной математики Дальневосточного отделения РАНкандидат физико-математических наук, научный сотрудник лаборатории вероятностных методов и системного анализаAlexax@bk.ru
Всего: 1

Ссылки

Ухлин Д.А. Современные аспекты функционирования сферы здравоохранения в условиях перехода на инновационный путь развития экономики // Современные аспекты экономики. 2009. № 1. С. 43-48.
Здравоохранение в России. 2015: стат. сб. / Росстат. М., 2015. 174 с.
Указ Президента РФ от 01.03.2017 № 96 «Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа». URL: http://docs.cntd.ru/document/420393019
Перечень поручений Президента РФ от 27.12.2014 по итогам заседания Совета по науке и образованию. URL: http://www.spbrc.nw.ru/ru/profsouznews/686
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (с изменениями на 8 августа 2009 года)». URL: http://docs.cntd.ru/document/902130343
Распоряжение Правительства РФ от 7.08.2009 г. № 1101-р «О стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://docs.cntd.ru/document/902169994
Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 г. № 30 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы (с изменениями на 25 мая 2016 года)». URL: http://docs.cntd.ru/document/420248844
Распоряжение Правительства РФ от 19.10.1999 г. № 1683-р «О методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры». URL: http://arhiv.inpravo.ru/data/base513/ text513v166i904.htm
Материалы Департамента физической культуры и спорта Приморского края. URL: http://sportprimorsky.ru
Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
Закон Приморского края от 20.10.2008 г. № 324-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года (с изменениями на 02.02.2016)». URL: http://docs.cntd.ru/document/494219477
Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». URL: https://rg.ru/2014/12/31/territorii-dok.html
Постановление Администрации Приморского края от 23.12.2013 г. № 495-па «Об утверждении инвестиционной стратегии Приморского края на период до 2018 года». URL: http://docs.cntd.ru/document/460232173
 Источники инвестирования в физическую культуру и спорт (на примере Приморского края) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 38. DOI: 10.17223/19988648/38/5

Источники инвестирования в физическую культуру и спорт (на примере Приморского края) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 38. DOI: 10.17223/19988648/38/5