Статистическое исследование уровня инвалидизации в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 39. DOI: 10.17223/19988648/39/3

Статистическое исследование уровня инвалидизации в Российской Федерации

Приоритеты государственной политики в сфере поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями определены в Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы [1]. В качестве ключевых задач установлено, что мероприятия, проводимые органами государственной власти в этой сфере, направлены на обеспечение условий доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности данных категорий граждан, а также на обеспечение данных категорий граждан техническими средствами реабилитации и оказание качественных услуг с целью формирования «доступный среды». Кроме того, система социальной защиты должна включать все элементы социального обеспечения нуждающихся категорий граждан как в денежной форме, так и в форме реальной социальной адаптации. Политика государства в отношении инвалидов должна быть ориентирована на обеспечение равных прав и возможностей инвалидов, основной целью которой выступает обеспечение всестороннего и реального участия инвалидов в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства. В связи с вышесказанным актуальным является задача по комплексному изучению тенденций уровня инвалидизации в России с целью принятия обоснованных решений в социальной политике.

Statistical study of the disablement level in the Russian Federation.pdf По официальным оценкам, инвалидизация населения Российской Федерации сопоставима по уровню с развитыми странами [2]. По состоянию на 1 января 2016 г. численность инвалидов, находящихся на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, составляла 12 418 тыс. чел. [3]. В целом за период 2010-2015 гг. прослеживалось сокращение рассматриваемого показателя (в среднем на 0,6% ежегодно), причем отрицательная динамика наблюдалась по всем группам инвалидности (табл. 1). Таблица 1. Динамика численности инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (на 1 января, тыс. чел.) Показатель Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Всего инвалидов 12866 12843 12738 12608 12589 12418 В том числе: I группы 1513 1487 1457 1423 1328 1255 из них инвалиды с детства 175 181 183 199 202 214 II группы 7074 6850 6624 6384 6266 6049 из них инвалиды с детства 510 527 526 522 527 538 III группы 3739 3945 4089 4221 4391 4497 из них инвалиды с детства 207 225 235 248 264 297 дети-инвалиды 541 560 568 580 605 617 За период 2010-2015 гг. распределение инвалидов по группам инвалидности не было подвержено вариации. Вместе с тем в 2015 г. по сравнению с 2011 г. численность инвалидов I и II групп сократилась на 1,7 и 6,3% соответственно, и, наоборот, на 7,2% увеличилась численность инвалидов III группы и менее чем на 1% увеличилась численность детей-инвалидов. По итогам 2015 г. наибольший удельный вес приходился на инвалидов II группы - 48,7, 36,2% - на инвалидов III группы; на долю инвалидов I группы приходилось 10,1% и на детей-инвалидов - 5% (рис. 1). Ряд1;яяд1- 1группы; инвалидьшЫ^ДОта 5,0% Ряд1; III группы; 4497; 36,2% Рис. 1. Структура численности инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации в 2015 г. По оценкам Федеральной службы государственной статистики, общая численность инвалидов по состоянию на 1 января 2016 г. составляла 12 751 тыс. чел. [3], что незначительно превышает данные Пенсионного фонда РФ. На 1000 чел. населения приходилось 87 инвалидов, что на 5,4% меньше, чем в 2009 г. (табл. 2). Таблица 2. Динамика численности инвалидов по группам инвалидности (на 1 января, тыс. чел.) Показатель Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Всего инвалидов 13134 13209 13189 13082 12946 12924 12751 В том числе: I группы 1920 1540 1515 1496 1451 1355 1283 II группы 7086 7306 7076 6833 6595 6472 6250 III группы 3609 3822 4038 4185 4320 4492 4601 дети-инвалиды 519 541 560 568 580 605 617 Общая численность инва- лидов, приходящихся на 92,0 92,5 92,2 91,3 90,1 88,4 87,0 1000 чел. населения Крайне положительным моментом является установившаяся тенденция к сокращению численности инвалидов. Динамика данного показателя за период с 2000 по 2016 г. характеризуется крайне разнонаправленными изменениями: с 2000 по 2009 г. наблюдался стремительный рост данного показателя. Численность инвалидов за указанный период увеличилась с 10,6 млн чел. до 13,9 млн чел., т.е. прирост составил 3,3 млн чел., или 23,3%. При этом следует отметить, что рост происходил с определенным ускорением. Наибольший рост численности инвалидов наблюдался в 2005 г. и составил 108,7% от уровня предыдущего года. В среднем за год прирост был равен 366,7 тыс. чел., или 3,1%. Дальнейшая динамика численности инвалидов приобретает менее интенсивный характер, а также меняет свое направление. С 2009 г. значения показателя начинают сокращаться и к началу 2016 г. достигают уровня 12,8 млн чел., т.е. за период с 2009 по 2016 г. численность инвалидов сократилась на 1,1 млн чел. В целом за рассматриваемый период с 2000 по 2016 г. численности инвалидов увеличилась на 2,1 млн чел., или на 19,8%. При сохранении тенденции последних лет к 2018 г. можно ожидать сокращение численности инвалидов до 12 683,4 тыс. чел. Существенное влияние на формирование государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов оказывает показатель численности детей-инвалидов, получающих социальные пенсии. Динамика данного показателя не подвержена большим колебаниям: значения показателя варьируют в пределах от 515 тыс. чел. в 2008 г. до 675 тыс. чел. в 2000 г. Вместе с тем характер изменений разнонаправленный: в период с 2000 по 2008 г. наблюдалось сокращение численности с 675 тыс. чел. в 2000 г. до 515 тыс. чел. в 2008 г, а с 2009 г. начала формироваться тенденция к увеличению данного показателя. За период 2000-2008 гг. сокращение составило 160 тыс. чел., или 23,7%. Наибольшее сокращение численности детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, наблюдалось в 2004 г. и составило 31 тыс. чел. от уровня 2003 г., или 7,6%. С 2009 г. наметилось изменение направления динамики: численность детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, начинает расти и к 2016 г. достигает значения 617 тыс. чел. Наибольший рост наблюдался в 2015 г. и составил 25 тыс. чел. от уровня предыдущего года. В среднем за рассматриваемый период численность детей-инвалидов сокращалась на 6,4 тыс. чел., или на 1% [4]. При сохранении тенденций в численности детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, прогнозные оценки к 2020 г. могут достигнуть 730 775 чел. В возрастной структуре инвалидов структурных изменений за последние три года не наблюдается - наибольший удельный вес занимает группа старше трудоспособного возраста, на долю которой по состоянию на 1 января 2016 г. приходится 65,3% [3]. Удельный вес инвалидов трудоспособного возраста составил 29,8% и соответственно детей в возрасте до 18 лет - 4,9%, при этом на долю мужчин старше трудоспособного возраста приходится 49,4%, а женщин - 77%. В распределении инвалидов по полу в группе трудоспособного возраста удельный вес мужчин составил 44,1%, женщин - 19,3% [3]. В анализе динамики численности граждан за период 2008-2015 гг., впервые признанных инвалидами, следует отметить ежегодное сокращение показателя в среднем на 4,6% [3]. По данным Минтруда России, в 2015 г. их число составило 695 тыс. чел., что почти на 1/3 ниже уровня 2008 г. (рис. 2). В 2015 г. на 10 000 чел. населения приходилось 59 лиц, впервые признанных инвалидами, в то время как в 2008 г. их число составляло 83,3 инвалида [3]. Существенное снижение численности лиц, вновь признанных инвалидами, наблюдалось по II и III группам инвалидности. В 2015 г. по сравнению с 2008 г. их число уменьшилось на 48,0 и 14,7% соответственно, при этом число инвалидов I группы, вновь признанных, увеличилось на 23,8% и составило 125 тыс. чел. В анализе структуры численности лиц, впервые признанных инвалидами, в общей численности инвалидов можно отметить два периода: период с 2008 по 2010 г. характеризовался преобладанием доли лиц, впервые признанных инвалидами II группы, а в период 2011-2015 гг. наибольший удельный вес приходился на лиц, впервые признанных инвалидами в категории III группы. При этом на протяжении всего рассматриваемого периода наблюдалось увеличение удельного веса лиц, впервые признанных инвалидами I и III групп при одновременном сокращении лиц II группы с 52,2 до 37,7%. 2008г-;*>г,! 2010Г., 893 842 2011г.; 306 2012г.; 2013г.; 20ИГ- 2015г.; 695 I II I II i II Рис. 2. Динамика численности лиц, впервые признанных инвалидами, за период 2008-2015 гг., тыс. чел. Кроме того, можно отметить существенное сокращение числа лиц, впервые признанных инвалидами, в трудоспособном возрасте. По итогам 2015 г. их число сократилось на 25,8% по сравнению с 2008 г. (ежегодное сокращение в среднем на 4%). При этом доля таких лиц за рассматриваемый период возросла с 44,7 до 46,8%. Наибольший удельный вес наблюдается в 2011 г. -49,5%. Формирование государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов во многом обусловлено региональной дифференциацией изменения численности данной группы населения [5]: по состоянию на начало 2014 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано было 1 684 206 чел., впервые признанных инвалидами. Распределение инвалидов по территории страны представлено в табл. 3. Таблица 3. Распределение инвалидов по федеральным округам Российской Федерации (на 1 января 2014 г.) Федеральный округ Численность инвалидов, % к итогу Центральный 28,9 Северо-Западный 10,4 Южный 9,5 Северо-Кавказский 6,8 Приволжский 22,4 Уральский 8,2 Сибирский 13,2 Дальневосточный 0,4 Можно констатировать, что 28,9% общей численности инвалидов проживают на территории Центрального ФО, 22,4% - на территории Приволжского ФО, 13,2% - на территории Сибирского ФО и 10,4% - на территории СевероЗападного ФО. По данным Минтруда России, за период 2008-2015 гг. наблюдалась тенденция снижения численности лиц, вновь признанных инвалидами по всем причинам, за исключением причин, связанных со злокачественными образованиями и болезнями уха и сосцевидного отростка. Если в 2008 г. число лиц с онкологическими заболеваниями составило 170 тыс. чел., то в 2015 г. их количество увеличилось до 213 тыс. чел. (ежегодный прирост в среднем на 3,3%). Аналогично численность лиц с болезнями уха и сосцевидного отростка в среднем ежегодно увеличивалась на 2,6% и в 2015 г. составила 12 тыс. чел. Существенное снижение лиц, впервые признанных инвалидами, наблюдается по причинам, связанным с последствиями производственных травм и профессиональными болезнями, - в среднем ежегодно на 19,3 и 14,5%. На 10,4% отмечается ежегодное сокращение численность лиц, впервые признанных инвалидами по причине болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. Вследствие травм, отравлений и других воздействий внешних причин численность инвалидов в среднем сокращалась на 8,7% в год; болезней системы кровообращения - на 9,1%; болезней органов дыхания - на 7,9%. По причине болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани численность инвалидов сокращалась в среднем на 6,4% ежегодно [3]. В анализе структуры численности лиц, впервые признанных инвалидами, наибольшая концентрация лиц (на протяжении всего рассматриваемого периода) приходится на инвалидность по причине, связанной с болезнями системы кровообращения и злокачественными новообразованиями. Однако если в 2015 г. по сравнению с 2008 г. вследствие злокачественных новообразований доля таких лиц увеличилась с 17,6 до 30,6%, то по причине болезней системы кровообращения, наоборот, снизилась с 44,6 до 31,8%. Данная тенденция может быть частично связана с повышением оперативности оказания медицинской помощи. В случае инфарктов и инсультов это приводит к сохранению трудоспособности пациентов, а в случае онкологических заболеваний ранняя диагностика и операционные вмешательства уменьшают смертность, но увеличивают инвалидность. По итогам 2015 г. наибольшая доля инвалидизации связана с болезнями системы кровообращения (31,8%) и злокачественными новообразованиями (30,6%). Далее следуют причины болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (7,3%), затем психические расстройства и расстройства поведения (4,6%). В целом следует отметить, что распределение инвалидов по причине смертности за рассматриваемый период существенно изменилось, например вследствие производственных травм и профессиональных болезней, ежегодно доля таких лиц уменьшалась на 15,5 и 10,4 п.п. Наоборот, по причине болезней уха и сосцевидного отростка удельный вес инвалидов возрастал на 7,6 п.п. ежегодно. Вследствие болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ доля инвалидов сокращалась в среднем на 6,1 п.п. в год, болезней органов дыхания - на 3,5 п.п. ежегодно, туберкулеза - на 2,4 п. п. По причине психических расстройств и расстройств поведения удельный вес лиц, впервые признанных инвалидами, увеличивался в среднем на 3,9 п.п., а болезней нервной системы - на 2,7 п.п. Рис. 3. Динамика численности детей, впервые признанных инвалидами, за период 2008-2015 гг., чел. В анализе динамики численности детей, впервые признанных инвалидами, в целом за период 2008-2015 гг. наблюдается тенденция роста: средний темп роста составил 100,6%. Наибольший рост отмечался в 2010 и 2014 гг., а за 2015 г. наблюдалось снижение уровня численности на 4,1%. Как видно из рис. 3, численность детей, впервые признанных инвалидами, в 2015 г. составила 69 805 чел. [6]. Основными причинами инвалидизации детей являются психические расстройства и болезни нервной системы, на долю которых в 2015 г. приходилось 24,7 и 20,3% соответственно. Удельный вес детей с врожденными аномалиями, деформациями и хромосомными нарушениями составляет 17,7%. На долю детей с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ приходится 7,9%. Таким образом, за период 2008-2015 гг. существенные изменения произошли в динамике структуры инвалидизации детей вследствие заболеваемости туберкулеза - доля таких детей снизилась с 1,6 до 0,7%. В 2 раза сократилась доля детей вследствие полученных травм, отравлений и некоторых других воздействий внешних причин. Наряду с этим увеличилась доля детей-инвалидов вследствие психических расстройств и болезней нервной системы - на 5,6 и 2,7% соответственно [7]. По данным Росстата, в период с 2010 по 2015 г. наблюдалась тенденция увеличения среднего размера назначенных пенсий инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации [3]. По итогам 2016 г. показатель увеличился на 56,9% и составил 11 972,9 руб. (рис. 4), при этом положительная динамика наблюдалась по всем группам инвалидности. Так, средний размер пенсий инвалидов I группы вырос на 57%, при этом тех, кто является инвалидами с детства, почти в 2 раза, уровень пенсий инвалидов II группы - на 55,7%, инвалидов III группы - на 65%. Размер пенсий детей-инвалидов увеличился практически в 2 раза, при этом за счет средств из федерального бюджета по всем категориям инвалидности - практически в 1,5 раза [3]. ■ Ряд1; 2014г.; 9967,5 Ряд1; 2013г.; 9122,7 В Ряд1; 2012г.; 8257,3 Ряд1; 2011г.; 7632,3 Рис. 4. Динамика среднего размера назначенных пенсий инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (на 1 января), руб. Ряд1; 2016г.; 11972,9 Ряд1; 2015г.; 10824,5 Ежегодный темп роста за период 2009-2015 гг. составил в среднем 5,5% (табл. 4). Таблица 4. Динамика среднего размера ежемесячных денежных выплат на человека за счет средств федерального бюджета (на 1 января), руб. Показатель Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Инвалиды войны 2903 3209 3439 3658 3873 4071 4301 Инвалиды, всего 1372 1502 1604 1696 1787 1868 1953 В том числе: инвалиды I группы 1957 2165 2316 2460 2596 2720 2864 инвалиды II группы 1376 1518 1629 1732 1833 1935 2025 инвалиды III группы 1055 1161 1247 1324 1402 1463 1541 Дети-инвалиды 1215 1338 1439 1596 1610 1680 1765 Источник: Росстат. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации численность инвалидов войны, получающих регулярные денежные выплаты, ежегодно в среднем снижалась на 4,5% за период 2010-2015 гг. [3]. Несмотря на положительную динамику в период с 2010 по 2012 г., с 2013 г. наблюдается сокращение численности данной категории получателей: по итогам 2015 г. их число составило 20 328 чел., что на 20,7% меньше, чем в 2010 г. Еще большее сокращение численности инвалидов, получающих регулярные денежные выплаты из средств бюджетов субъектов РФ, наблюдается в целом: в среднем за рассматриваемый период ежегодное сокращение произошло почти на 30%. Значительное снижение уровня показателя наблюдалось в 2011 и 2014 гг., о чем свидетельствуют цепные темпы прироста. Вместе с тем можно отметить существенный рост показателя в 2012 и 2013 гг. Противоположная ситуация наблюдалась в отношении детей-инвалидов, получающих регулярные выплаты: за период 2010-2015 гг. отслеживался неуклонный рост показателя на 6,2% ежегодно, а наибольшая динамика отмечалась в 2014 г. (цепной темп прироста составил 112,0%) (табл. 5). Таблица 5. Динамика численности инвалидов-получателей регулярных денежных выплат за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации Показатель Год Средний темп роста, % 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Инвалиды войны, чел. 25639 34204 38313 31216 24546 20328 Цепные темпы роста, % - 133,4 112,0 81,5 78,6 82,8 95,5 Инвалиды, чел. 114779 30459 50191 80011 23911 21627 Цепные темпы роста, % - 26,5 164,8 159,4 29,9 90,4 71,6 Дети-инвалиды, чел. 25354 26717 28992 29343 32856 34199 Цепные темпы роста, % - 105,4 108,5 101,2 112,0 104,1 106,2 Источник: Росстат. На фоне сокращения численности инвалидов войны в среднем можно наблюдать положительную динамику выплат за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - средний темп прироста составлял 20% ежегодно. Сокращение выплат можно наблюдать только в 2012 г. с таким же уровнем в 2013 г. [3]. Наблюдая за общей тенденций регулярных выплат инвалидам, можно отметить существенное снижение уровня в 2012 и 2013 гг., в 2014 г. произошел резкий скачок вверх (в 3,8 раза по сравнению с предшествующим уровнем), а затем некоторое снижение интенсивности роста, но по-прежнему с положительной динамикой в 2015 г. Таким образом, уровень регулярных выплат данной категории в 2015 г. составил 3 654 руб., что в 3,3 раза выше уровня показателя 2010 г. В анализе динамики регулярных выплат детям-инвалидам можно наблюдать положительную тенденцию: в среднем увеличение показателя составило 0,2% ежегодно [6]. Несмотря на отрицательную динамику в 2011 г., в 2012 и 2013 гг. наблюдался рост: цепные темпы роста составили 135,2 и 123,7% соответственно. Численность инвалидов войны, получающих единовременные денежные выплаты, в 2015 г. сократилась в 2 раза по сравнению с 2010 г. и составила 64 766 чел. [3]. Отрицательная динамика наблюдалась практически на протяжении всего периода (за исключением последнего года), и, наоборот, существенно возросла численность инвалидов в целом: по итогам 2015 г. их число выросло в 6,7 раза по сравнению с базисным годом. Однако нельзя не отметить, что в 2012 г. их число сократилось почти на 65%. Положительная тенденция наблюдалась в отношении детей-инвалидов, получающих единовременные денежные выплаты [6]. Количество детей-инвалидов увеличилось более чем в 2 раза по сравнению с 2010 г., и в 2015 г. их было 35 802 чел. Ежегодный темп роста составил 26% в среднем. Средний размер единовременной денежной выплаты на одного инвалида войны в 2015 г. составил 8 772 руб. на человека, что более чем в 1,5 раза выше уровня 2014 г. [3]. Отрицательная динамика наблюдалась только в 2012 г. (более чем на 30%). Вместе с тем в среднем на протяжении всего рассматриваемого периода можно отметить положительную тенденцию - средний темп роста составил 116,1%. В отношении единовременных выплат заметен нисходящий характер тенденции. Преимущественно это связано со значительным снижением уровня в 2013 г., хотя и уровень 2015 г. демонстрирует сокращение выплат по сравнению с 2014 г. Однако 2012 г. характеризовался значительным увеличением выплат - в 1,8 раза по сравнению с 2011 г. В итоге средний размер выплат в 2015 г. составил 1 144 руб./ чел., что на 10,4% ниже уровня 2010 г. Во многом похожая динамика выплат наблюдается и в отношении детей-инвалидов, причем рост выплат в 2014 г. аналогичен динамике выплат инвалидам. Существенное снижение наблюдалось в 2013 г. (почти на 60%) с последующим ростом в 2014 и 2015 гг. Таким образом, средний размер единовременной денежной выплаты детям-инвалидам за счет средств бюджетов субъектов РФ в 2015 г. составил 2 721 руб. [3]. По данным выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах за 2014 г., в среднем на одно домохозяйство, состоящее из инвалидов, приходилось 24 273,3 руб./мес., что на 2,4% выше уровня 2013 г. и на 19% выше уровня 2011 г. [3]. Существенных структурных изменений за рассматриваемый период не произошло - большую часть доходов составляли социальные выплаты: пенсии, пособия, компенсации и др. В 2014 г. в структуре доходов инвалидов удельный вес пенсий составил 65,7%, в 2013 г. - 63,1%, в 2011 г. - 61,5%. Наименьшую долю представляли доходы от собственности - около 1%, вместе с тем сократилась доля доходов от трудовой деятельности - с 13,2% в 2011 г. до 7,9% в 2015 г. Удельный вес денежных поступлений от частных лиц и организаций в 2015 г. составил 7,9%, что на 5,3% меньше, чем в 2011 г. [8]. В среднем на одного члена домохозяйства в 2015 г. приходилось 20 523,90 руб./мес., что на 17,8% выше, чем в 2011 г. В 2015 г. реальный располагаемый доход составил 20 279,3 руб. на одного члена домохозяйства. По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения в 2014 г., большая часть домохозяйств, состоящих только из инвалидов, оценили свое финансовое положение как: «на еду денег хватает, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно» - 43,9%; 43,6% респондентов денег достаточно на еду и одежду, но не могут себе позволить покупать необходимые товары длительного пользования (телевизор, холодильник и т.п.). Среди опрошенных 5,3% домохозяйств не хватает средств даже на еду, а 3,1% домохозяйств достаточно средств, чтобы купить все необходимое. По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения в 2014 г., 47,1% инвалидов в возрасте старше 15 лет оценили свое здоровье как плохое; 42,8% - удовлетворительное; 8,1% - очень плохое, причем проживающие в сельской местности инвалиды оценивают свое здоровье скорее как удовлетворительное, в то время как в городской местности больше инвалидов, оценивающих свое положение как плохое. В распределении оценки своего здоровья по половому признаку отметим, что мужчин, оценивающих свое состояние как хорошее, на 0,7% больше, чем женщин. Соответственно, наоборот, процент женщин, которые оценивают свое здоровье как плохое, больше, чем мужчин. Среди всех опрошенных в возрасте старше 15 лет удельный вес респондентов, оценивающих свое здоровье как удовлетворительное, выше, чем у категории инвалидов. Совсем противоположная картина наблюдается с оценкой здоровья как хорошее. Более трети всех респондентов оценили свое положение как хорошее. В то время как среди инвалидов процент опрошенных составил всего 1,7 [8]. По данным Минздрава России, в 2015 г. было охвачено комплексными медицинскими осмотрами 98,7% от числа находящихся под наблюдением; получили стационарное лечение 96,9% от той же совокупности [3]. По результатам Комплексного обследования, 67,9% респондентов-инвалидов отметили нуждаемость в специализированной медицинской помощи, из которых 50,2% указали на получение в 2013-2014 гг. направления на лечение или обследование, в том числе 36,5% были направлены в территориальную поликлинику (стационар), 14,3% - в специализированное учреждение (диспансер), 6,7% - в специализированный центр с применением высокотехнологичных методов. По факту прохождения лечения (обследования) в 2013-2014 гг. прошли назначенный курс лечения (обследования) полностью 79,7%, прошли назначенный курс лечения (обследования) не полностью 13,1%, не прошли назначенный курс лечения или обследования 7,2%, из общей численность указанных групп 35,7% инвалидов ожидают очереди для прохождения лечения, 29,3% инвалидам предлагается платное лечение, на которое у них нет средств. По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения в январе-сентябре 2014 г., 74,9% инвалидов старше 15 лет обращались за амбула-торно-поликлинической помощью в медорганизации, из них использовали для записи на прием к врачу терминал, установленный в медорганизации, 12,3%. Среди причин, связанных с обращением в 2014 г. за амбулаторно-поликлинической помощью в медорганизации и которую они получили, ключевой является отсутствие нужного специалиста - 28,8% обратившихся, 27,7% инвалидов необходимое лечение предлагалось на платной основе. По данным трех кварталов 2014 г. 34,0% инвалидов в возрасте старше 15 лет обращались с вызовами в скорую медицинскую помощь. Кроме того, зафиксировано 29,1% случаев госпитализации инвалидов. Наряду с этим отмечается, что 44,5% инвалидов испытывали потребность в получении медицинской помощи, но не обращались в медорганизации, при этом 38,3% лечились самостоятельно, 29,0% не удовлетворяет работа медорганизации; 25,9% не рассчитывают на эффективное лечение, 20,0% не могут добраться до медоргани-зации без посторонней помощи; 14,0% инвалидов было тяжело добраться до медорганизации [3]. Результаты наблюдения показали, что лишь 4,6% инвалидов в возрасте 15 лет и старше выезжали на санаторно-курортное лечение в 2014 г. По официальным данным, за летний период 2012-2014 гг. менее 1% детей-инвалидов от общего числа отдыхающих детей находились в детских оздоровительных учреждениях. Наибольший удельный вес отдыхающих детей-инвалидов наблюдался в Приволжском ФО (21,8% от общей численности отдыхающих детей-инвалидов), Сибирском ФО (21,6%), Центральном ФО (19,5%). Наиболее многочисленные субъекты отмечались в Приволжском ФО - Республика Башкортостан, Пермский край, Нижегородская и Оренбургская области и Сибирском ФО - Алтайский и Красноярский края (более 1 000 отдыхающих детей-инвалидов), а также в Центральном ФО - Белгородская, Липецкая и Тамбовская области [3]. Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что инва-лидизация в Российской Федерации находится на уровне развитых стран. По официальным данным, в последние годы численность инвалидов, в том числе детей, сокращается, однако немаловажным в определении числа инвалидов остается вопрос о реальной оценке состояния здоровья населения и, как следствие, уменьшении числа льготных категорий граждан, связанном с ужесточением требований к присвоению статуса инвалида [9]. Необходимо отметить также существенные межрегиональные различия в уровне инвалидиза-ции: наибольшее число инвалидов сосредоточено в Центральном и Приволжском ФО, а самая большая концентрация инвалидов приходится на II группу. В ходе анализа причин инвалидности структурных изменений не наблюдалось, однако практически по всем из них присутствует снижение числа лиц, вновь признанных инвалидами. По-прежнему наибольший удельный вес инвалидизации взрослого населения приходится на болезни системы кровообращения и злокачественные новообразования, а у детей - на психические расстройства и болезни нервной системы. На фоне сокращения общей численности инвалидов можно наблюдать положительную динамику показателя среднего размера назначенных пенсий инвалидов: за период 2009-2015 гг. размер пенсий, выплачиваемых из средств федерального бюджета, увеличился в 1,5 раза. Данные выборочного наблюдения свидетельствуют об увеличении доходов в среднем на одно домохозяйство, состоящее из инвалидов, по сравнению с предшествующим обследованием. Результаты Комплексного наблюдения свидетельствуют о том, что финансовое положение таких домо-хозяйств затруднительно в части оплаты ЖКХ и покупки одежды, кроме того, большей части опрошенных не хватает еще и на покупку товаров длительного пользования. В целом почти половина опрошенных респондентов в возрасте старше 15 лет оценивают свое здоровье как плохое. При этом те, кто проживает в сельской местности, чувствуют себя лучше, чем городские жители. По итогам 2015 г. практически все инвалиды, находящиеся под наблюдением, охвачены комплексными медицинскими осмотрами. Полученные результаты анализа могут служить ориентиром в части принятия стратегических решений в области формирования социальной политики инвалидов.

Ключевые слова

инвалидизация, социальное обеспечение, статистическое исследование

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Клочкова Елена НиколаевнаРоссийский экономический университет им. Г.В. Плехановакандидат экономических наук, доцент кафедры статистикиmrelena_@mail.ru
Дарда Екатерина СергеевнаРоссийский экономический университет им. Г.В. Плехановакандидат экономических наук, доцент кафедры статистикиmre-lena_@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1237 (ред. от 25.05.2016).
Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization, WHO) [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/ru/ (дата обращения: 17.09.2016).
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Росстат. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.09.2016).
Тындик А.О., Васин С.А. Положение детей-инвалидов и их семей по данным переписей населения // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14, № 2. С. 167-180.
Григорьева А.Г., Лебедев М.О. Некоторые аспекты государственной политики в сфере занятости и трудоустройства инвалидов // Естественно-гуманитарные исследования. 2016. № 12 (2). С. 70-73.
Лысенко К.Ю., Трифонова А.Д. Исследование динамики детской инвалидности в России за 2000-2015 гг. // Молодой ученый. 2016. № 14 (118). С. 359-362.
Сон И.М., Поликарпов А.В., Огрызко Е.В., Голубева Т.Ю. Информационное обеспечение статистического наблюдения в части детской инвалидности // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016. Т. 24, № 4. С. 223-229.
Кучмаева О.В. Возможности выборочных обследований в оценке и мониторинге положения инвалидов в Российской Федерации // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития: Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 кн. 2016. С. 162-166.
Официальный сайт Агентства стратегических инициатив [Электронный ресурс]. URL: http://asi.ru/news/20010/
Морозова О. С. Государственная политика по обеспечению избирательных прав лиц с ограниченными возможностями // Выборы: теория и практика. 2016. № 1. С. 20-25.
Кучмаева О.В., Петрякова О.Л. Масштабы и распространенность инклюзивного образования для несовершеннолетних в столице: возможности количественной оценки // Статистика и экономика. 2014. № 5. С. 145-151.
Конвенция ООН о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7.
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015). «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
 Статистическое исследование уровня инвалидизации в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 39. DOI: 10.17223/19988648/39/3

Статистическое исследование уровня инвалидизации в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 39. DOI: 10.17223/19988648/39/3