Развитие методов стратегического управления финансовой подсистемой вузов в условиях модернизации высшего образования и перехода к самофинансированию (на примере Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 39. DOI: 10.17223/19988648/39/11

Развитие методов стратегического управления финансовой подсистемой вузов в условиях модернизации высшего образования и перехода к самофинансированию (на примере Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына)

В статье раскрыты и обоснованы концептуальные предпосылки изменения модели финансирования вузов в Кыргызской Республике. Выделены концептуальные и стратегические задачи перехода вузов Кыргызской Республики на самофинансирование. Приведена практика диверсификации доходов вуза в условиях модернизации системы высшего образования. Представлен анализ системы финансового менеджмента высших учебных заведений, отмечено функциональное изменение роли университетского менеджмента, предоставление больших полномочий учебным структурным подразделениям университета в рамках децентрализации и демократизации финансового планирования и бюджетирования.

Development of the universities financial subsystem strategic management methods under higher education modernization co.pdf Последние годы развития системы высшего образования в Кыргызской Республике (далее - КР) характеризуются значительным изменением условий внешней среды, что влияет на деятельность образовательных учреждений высшего профессионального образования. Изменения происходят прежде всего в экономических и правовых факторах, влияющих на развитие вузов страны. Вектором и ориентиром модернизации системы высшего образования в Кыргызской Республике стали положения Болонского процесса, а также стремление органов государственной власти интегрировать национальную систему высшего образования в международное европейское образовательное пространство. В таких условиях большинство кыргызских вузов должно изменять подходы к управлению своим стратегическим развитием. Изменение подходов и способов управления стратегическим развитием требует в первую очередь учета характера изменения факторов внешней среды. Одним из основных концептуальных и стратегических направлений изменения моделей управления вузами КР является перевод их на механизм самофинансирования. Задача перевода вузов в КР на модель самофинансирования и последствия от ее реализации для обеспечения качества высшего образования и эффективности всей национальной экономики еще недостаточно изучены. Оценивая разработанность выбранной проблематики статьи, можно выделить небольшое число исследований, в которых изучаются или затрагиваются проблемы и отдельные вопросы перевода вузов КР на самофинансирование [1, 4, 5, 14 и др.]. Принятие в 2012 г. Правительством Кыргызской Республики Постановления от 23 марта 2012 г. № 201 «О стратегических направлениях развития системы образования в Кыргызской Республике» [11] стало важной вехой эволюции национальной системы образования и организационно-правовым условием его качественного изменения в долгосрочной перспективе. Указанным актом, в частности, утверждены конкретные стратегические документы: 1. Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 г. (далее - Концепция), которая включала в себя ряд теоретических, методологических и организационных положений, разработанных для мобилизации системы образования в стране на достижение целей ее развития. В отношении высшего образования сформулированы пять стратегических направлений, призванных повысить качество обучения и профессиональной подготовки кадров в вузах с учетом требований экономики страны: • изменить условия предоставления высшего образования; • внести изменения в структуру и содержание высшего образования; • изменить организацию учебного процесса и содержание образовательной среды; • определить направления совершенствования внутренних и внешних механизмов контроля качества высшего образования; • изменить роль науки путем ее интеграции с высшим образованием [6]. К числу важных частных задач, предопределяющих необходимость совершенствования системы управления вузами в КР, в том числе изменения подходов и способов управления финансовой подсистемой в вузах, обозначенных в Концепции, в рамках задачи изменения условий предоставления высшего образования следует назвать: - перевод большей части вузов КР на самофинансирование, обеспечение их автономии и интеграции в экономической среде; - обеспечение возможности свободного выбора управленческой модели вузами [6]. Таким образом, государство задало стратегический ориентир в виде концептуальной задачи, изменив подход к организации финансирования вузов КР. Такие изменения не могут не учитываться вузами КР, поскольку государственное финансирование многих из них составляет основу доходной части, а переход на самофинансирование требует качественной перестройки всех процессов стратегического управления вузами. 2. Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 20122020 гг. (далее - Стратегия), разработанная в целях конкретизации концептуальных задач развития системы образования в стране и формулирующая видение сферы образования в стране к 2020 г. В данном документе среди приоритетных направлений политики в сфере высшего профессионального образования также указана необходимость пересмотра действующих механизмов финансирования высшего образования, в том числе с учетом опыта перевода государственных вузов на самофинансирование [13]. В Стратегии поставлена конкретная задача по увеличению доли государственных вузов, функционирующих на условиях самофинансирования, с 3% в 2011 г. до 14% к 2020 г. 3. План действий по реализации Стратегии развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2014 гг. в качестве первого трехлетнего плана реализации Стратегии развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 гг. (далее - План), в котором определены конкретные мероприятия по основным элементам системы образования для достижения сформулированных задач [7]. В рамках Плана поставлены конкретные задачи по пересмотру способов финансирования государственных вузов в КР: • разработка критериев для выбора вузов, подходящих для перехода на модель самофинансирования; • выбор перечня вузов, переходящих на самофинансирование, а также определение графика перехода; • разработка нормативной правовой базы для перевода ряда вузов на самофинансирование. Практическая реализация концептуальных и стратегических задач, а также мер по их достижению началась с разработки нормативной базы и ее внедрения в деятельность вузов КР. Постановлением Правительства КР от 11 апреля 2016 г. № 191 «О внесении дополнений и изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» [9] с 2016 г. отменено государственное регулирование тарифов на платные образовательные услуги. Отмена регулирования стоимости образовательных услуг частными вузами ставит все образовательные учреждения государства в равные конкурентные условия. Отметим, что механизм, предполагающий отсутствие методов прямого государственного регулирования стоимости образовательных услуг, практикуется во многих зарубежных странах и соседних государствах (к примеру, в Казахстане). Новый механизм финансирования бюджетных мест в вузах КР будет осуществляться по принципу фиксированной стоимости, оплачиваемой только из республиканского бюджета, что, как указывает министр образования и науки КР, «позволяет использовать принцип «деньги идут за студентом» и создает более справедливую систему финансирования государственных вузов» [12]. Таким образом, в системе высшего образования КР в последние годы возникли объективные предпосылки для изменения способов управления финансовыми подсистемами вузов. Это требует со стороны субъектов управления вузами, прежде всего государственными, создания методической базы для оптимального изменения используемых подходов к управлению финансовыми подсистемами. Исследователи выделяют различные способы диверсификации финансовых рисков вуза в условиях перехода к самофинансированию. К примеру, В.В. Гамукин предлагает создавать пропорциональную структуру доходов вуза пятью равными источниками (кроме бюджетного финансирования): • доходы от оказания платных образовательных услуг по основным программам высшего образования 20%; • доходы от оказания платных образовательных услуг по программам дополнительного образования широкого спектра (от довузовского до аспирантуры) - 20%; • доходы от выполнения научных исследований - 20%; • доходы от производственных проектов - 20%; • финансирование на выполнение государственного задания - 20% [2]. Достоинством такого подхода к снижению финансовых рисков является широкий спектр источников диверсификации доходов вуза, предложенный автором. Однако представляется, что «пропорционализировать» доходы вуза в одинаковом соотношении практически невозможно, особенно учитывая различную специализацию вузов. Другие авторы разделяют способы диверсификации доходов вуза на две основные группы: 1. Увеличение доходов за счет прибыли от обучающихся: • введение платы за обучение - в случаях, когда высшее образование было бесплатным; • резкое повышение платы за обучение - в случаях, когда плата за обучение в государственных вузах не взималась; • прием преимущественно обучающихся, которые могут заплатить за обучение (практика «управления зачислением», США); • максимизация зачисления платных студентов; • введение «пользовательских сборов» для покрытия затрат, предоставляемых и ранее субсидируемых социальных учреждений вуза (столовых, общежитий); • сокращение студенческих грантов или стипендий; • увеличение эффективности покрытия затрат по студенческим займам (за счет сокращения субсидии по студенческим грантам); • официальное поощрение, государственное субсидирование зависящего от платы за обучение частного образовательного сектора. 2. Альтернативные формы увеличения доходов вуза: • проведение контрактных исследований; • преподавание курсов, пользующихся большим спросом, студентам, не получающим академическую степень, за дополнительную плату; • продажа или сдача в аренду активов вуза; • пожертвования и др. [3]. Не все из выделенных Д. Б. Джонстоуном методов повышения и диверсификации доходов вуза могут быть использованы в условиях реальности в Кыргызской Республике - многие из них видятся нам «агрессивными», могут способствовать негативному восприятию вуза и снижению его доходов в отдаленной перспективе. Изменение методов стратегического управления финансовой подсистемой вузов в условиях модернизации высшего образования и перехода к самофинансированию в Кыргызской Республике требует учета особенностей функционирования национальной системы высшего образования, стратегических задач, поставленных правительством страны перед данной системой. Нами было принято непосредственное участие в проведении ряда преобразований в системе финансового управления вузом в рамках проводимых реформ - в деятельности Кыргызского национального университета им. Жу-супа Баласагына (далее - КНУ им. Ж. Баласагына). КНУ им. Ж. Баласагына является ведущим вузом в системе высшего образования КР. В учебном процессе вуза задействовано 1 576 штатных педагогов, в том числе 541 кандидат наук и 117 докторов наук. Количество обучающихся в вузе 23 333 человека, из них: - 2 162 - студенты бюджетного отделения; - 21 171 - студенты внебюджетного отделения; - 2 723 - учащиеся по программе среднего профессионального образования; - 191 - обучающиеся по программе общего среднего образования. Образовательная деятельность КНУ им. Ж. Баласагына ведется по следующим направлениям и специальностям: - подготовка бакалавров по 65 направлениям; - подготовка специалистов по 5 специальностям; - переподготовка специалистов по ускоренным программам с нормативным сроком обучения 2,5 и 3,5 года; - подготовка магистров по 35 направлениям; - подготовка специалистов по 22 специальностям среднего профессионального образования: - аспирантская подготовка по 16 отраслям наук; - докторская подготовка по 6 отраслям наук [9]. Значительные масштабы деятельности вуза обусловливают необходимость повышенного внимания вопросам формирования эффективной системы финансового управления. Основными источниками финансирования деятельности вуза, поступающими на единый казначейский счет, являются: - средства государственного бюджета; - средства от обучающихся на контрактной основе; - финансовые поступления от арендной платы; - научные гранты Министерства образования и науки КР; - гранты агентства кадровой службы на проведение тренингов для государственных служащих; - образовательные гранты программы Европейской комиссии Эрасмус+. Основную долю финансирования КНУ им. Ж. Баласагына составляют средства от обучающихся на контрактной основе. При этом на бюджетное финансирование приходится только 10% от общих доходов вуза. До проведения изменений в системе финансового управления вузом средства государственного бюджета распределялись в соответствии с типовым штатным расписанием, утвержденным Постановлением Правительства КР от 20 ноября 2015 г. № 788 [10]. В соответствии с Постановлением Правительства от 1 июля 2016 г. № 370 «О порядке финансирования организаций высшего профессионального образования Кыргызской Республики из средств республиканского бюджета на основе размеров государственного образовательного гранта» [8] изменились принципы финансирования вузов. Так, согласно новой схеме Министерство финансов КР выделяет средства бюджета в соответствии с количеством бюджетных студентов, которое умножается на стоимость обучения (контракта). Ввиду отсутствия типового штатного расписания вузы должны составлять собственное расписание на основе поступивших средств. Изменение схемы финансирования стало причиной недополучения КНУ им. Ж. Баласагына бюджетных средств на сумму 18 млн сомов в 2016 г., что потребовало оптимизации организационной структуры вуза: перевода части сотрудников, получавших заработную плату из бюджета, на контрактный договор, а часть штатных единиц была сокращена. Учитывая изменившийся подход к финансированию, в 2015-2016 учебных годах произошли изменения в доходно-расходной части вуза - в бюджетном и внебюджетном потоках денежных средств. В целях повышения эффективности организации финансового управления вузом были предложены и внедрены следующие мероприятия: - ввиду перехода на двухуровневую систему подготовки (бакалавриат и магистратура) осуществить отказ от института кафедр и перейти к программному управлению учебным процессом; - разрешить самостоятельное формирование руководителем образовательных программ штата ввиду упразднения кафедр, это позволит привлекать профессиональный штат, повысив качество обучения; - создать субсчета по каждой образовательной программе, осуществлять оценку каждой образовательной программы по доходам и расходам для оценки их экономической эффективности; - предоставлять преференции наиболее эффективным образовательным программам, дополнять их зарубежными стажировками, возможностью участия в международных конференциях, материальным поощрением; - программам, показавшим низкую эффективность, предоставлять дотации с временным лагом на 1 год и предупреждением, что по истечении этого срока дотации прекратятся, а доходы преподавателей будут рассчитываться в соответствии с доходами программы. В условиях трансформации подходов государства к финансированию вузов в КР, обеспечения их большей финансовой и управленческой самостоятельности субъекты управления вузами вынуждены пересматривать подходы к организации управления финансовой подсистемой образовательного учреждения. В дальнейшем требуется расширение мер по оптимизации расходов и повышению доходности государственных вузов КР, а также разработке методических рекомендаций по внедрению таких мер.

Ключевые слова

вузы, финансовая система, стратегическое управление, Кыргызская Республика, модернизация, universities, financial system, strategic management, Kyrgyz Republic, modernization

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Адамкулова Чинара УсенбековнаКыргызский национальный университет им. Ж. Баласагынакандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и управленияchinara.adam@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Асан У.Т. Формирование системы частного высшего образования в Кыргызстане // ALATOO ACADEMIC STUDIES. 2015. № 2. С. 37-43.
Гамукин В.В. Доходы вуза: диверсификация бюджетных рисков // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 80-86.
Джонстоун Д.Б. Сокращение финансирования высшего образования: стимулы и ограничения диверсификации доходов // Университетское управление. 2002. № 2(21).
Дмитриенко И.А. Вопросы финансирования высшего профессионального образования: опыт зарубежных стран [Электронный ресурс]. URL: http:// arch.kyrlibnet. kg/ uploads/UADMITRIENKO2013-3.pdf (дата обращения: 03.04.2017).
Жолдошбекова Н.Ж. Эффективный менеджмент в системе высшего образования Кыргызской Республики // Вестн. Междунар. ун-та Кыргызстана. 2015. № 1 (27). С. 77-80.
Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Кыргызской Республики. URL: http:// edu.gov.kg/ru/docs/statistics/standards/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-v-kyrgyzskoj-respublike-do-2020-goda/ (дата обращения: 04.04.2017).
План действий по реализации Стратегии образования в Кыргызской Республике на 2012-2014 годы в качестве первого трехлетнего плана реализации Стратегии развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы [Электронный ресурс] / Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92984/20?cl=ru-ru (дата обращения: 04.04.2017).
Постановление Правительства КР от 1 июля 2016 года № 370 «О Порядке финансирования организаций высшего профессионального образования Кыргызской Республики из средств республиканского бюджета на основе размеров государственного образовательного гранта» [Электронный ресурс] / Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/98527/20?mode=tekst (дата обращения: 07.01.2017).
Постановление Правительства КР от 11 апреля 2016 года № 191 «О внесении дополнений и изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/98433/10?mode=tekst (дата обращения: 05.04.2017).
Постановление Правительства КР от 20 ноября 2015 года № 788 «Об утверждении типовых штатов организаций среднего и высшего профессионального образования системы Министерства образования и науки Кыргызской Республики» [Электронный ресурс] / Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/ 98203/20?mode=tekst (дата обращения: 29.12.2016).
Постановление Правительства КР от 23 марта 2012 года № 201 «О стратегических направлениях развития системы образования в Кыргызской Республике» // Эркин-Тоо. № 44.
Президент Алмазбек Атамбаев принял министра образования и науки Эльвиру Сарие-ву [Электронный ресурс]: Официальный ресурс Президента Кыргызской Республики. URL: http://www.president.kg/ru/novosti/8280_prezident_almazbek_atambaev_prinyal_ministra_obrazovani ya_i_nauki_elviru_sarievu/ (дата обращения: 06.04.2017).
Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Кыргызской Республики. URL:-http://edu.gov.kg/ru/docs/statistics/standards/strategiya-razvitiya-obrazovaniya-v-kyrgyzskoj-respublike-na-2012-2020-gody/ (дата обращения: 04.04.2017).
Тюлюндиева Н.М. Концепция управления бюджетом государства. Бишкек, 2011. 274 с.
 Развитие методов стратегического управления финансовой подсистемой вузов в условиях модернизации высшего образования и перехода к самофинансированию (на примере Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 39. DOI: 10.17223/19988648/39/11

Развитие методов стратегического управления финансовой подсистемой вузов в условиях модернизации высшего образования и перехода к самофинансированию (на примере Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 39. DOI: 10.17223/19988648/39/11