Экономические установки и индивидуальные ценности представителей Перми и Пермского края | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 39. DOI: 10.17223/19988648/39/13

Экономические установки и индивидуальные ценности представителей Перми и Пермского края

В данном исследовании был проведен анализ особенностей ценностных ориентаций и экономических установок жителей Перми и Пермского края, что, по нашему мнению, представляет интерес для региональной науки, в частности, для понимания психологической специфики населения региона. В качестве респондентов выступили жители Пермского края (n = 557) - представители Перми, Кудымкара, Кунгура, Губахи, Соликамска, Березников и некоторых муниципальных районов в составе края: Ильинского, Кишертского, Нытвенского, Осинского, Суксунского. В результате проведения корреляционного анализа было выявлено, что большинство экономических установок положительно связано с ценностями «Самостоятельность: мысли», «Самостоятельность: поступки», «Власть: доминирование», «Власть: ресурсы», «Достижение» и «Безопасность: личная», а негативно с ценностями «Репутация», «Конформизм: правила», «Универсализм: забота о других».

Economic installations and individual values of Perm and Perm Krai representatives.pdf Культура и индивидуальные ценности в некоторой степени несут ответственность за экономическое развитие. Ценности жителей Пермского края, их активная жизненная позиция и представления о том, что важно, а что нет в их жизни, - это именно то, что составляет ядро идентичности представителей Урала. Пермский край постепенно становится центром культурного, экономического и политического развития, что привлекает жителей других регионов и городов России для работы, сотрудничества, учебы или просто кратковременного пребывания. На данный момент работ по проблеме изучения особенностей ценностей и экономических установок у жителей Перми и Пермского края нет, хотя имеется ряд исследований о системе ценностей жителей регионов России [1, 2]; и работы, целью которых было изучение особенностей связи ценностей и экономических установок жителей крупных городов РФ [3-6]. Экономические установки отражают отношение человека к собственному материальному положению. Специалисты часто рассматривают установки на экономическую самостоятельность и экономический патернализм. Субъективный экономический статус - показатель восприятия человеком своего материального положения. СЭС - компонент идентичности личности. Вообще, проблема отношений собственности, богатства стала одной из самых актуальных в России в настоящее время. На взаимодействия в экономической и микросоциальной среде оказывают влияние представления человека о своем материальном положении. Сознание россиян существенно изменилось за последние пятнадцать лет. В основном оно раскрепостилось и избавилось от идеологической табуиро-ванности, стало более толерантным при оценивании экономики. Тем не менее в нем довольно прочно укоренилась боязнь будущего и чувство необъяснимой тревоги. На психологический стресс населения оказывает влияние множество факторов: и катастрофы, и трудности выживания, и этнические, и религиозные конфликты, преступность и, разумеется, экономический кризис. Ученые неоднократно затрагивали вопрос степени удовлетворенности индивидом собственной жизнью. Р. Инглихарт, к примеру, отмечает, что удовлетворенность жизнью отражает сумму степеней удовлетворенности разнообразными ее аспектами: финансовым положением, работой, окружающей средой, здоровьем и т.д. [7]. Установлено, что значение материальных ценностей увеличивается в странах с низким доходом населения. Существует универсальная многокомпонентная модель психологического благополучия, предложенная К. Рифф. Она полагает, что благополучие в некоторой степени, - это развитие личности, самопринятие, цель в жизни, положительные отношения с другими, способность управлять жизненной ситуацией и т.д. [5]. Предложенная К. Рифф модель психологического благополучия включает в себя шесть составляющих: заботливые и доверительные отношения с другими; наличие занятий и целей, которые придают смысл жизни и чувство самореализации и развития; возможность следовать своим убеждениям; способность успешно справляться с требованиями жизни и положительное отношение к самому себе и своему прошлому. Эмпирическое исследование Объектом исследования являются ценности и экономические установки. Предмет исследования - взаимосвязь ценностей и экономических установок у представителей Перми и Пермского края. Цель исследования - анализ особенностей ценностных ориентаций и экономических установок жителей Перми и Пермского края и выявление, какие ценности лежат в основе экономического поведения. Методика исследования Выборка. В качестве респондентов выступили жители Пермского края (n = 557) - представители Перми, Кудымкара, Кунгура, Губахи, Соликамска, Березников и некоторых муниципальных районов в составе края: Ильинского, Кишертского, Нытвенского, Осинского, Суксунского (табл. 1). Таблица 1. Социально-демографические характеристики выборки исследования Город Пермского края Количество респондентов Пол муж/жен Возраст 1 2 3 4 Пермь 147 Жен - 86 Муж - 61 Min: 17 Max: 75 Кунгур 68 Жен - 39 Муж - 29 Min: 18 Max: 69 Кудымкар 35 Жен - 18 Муж - 17 Min: 21 Max: 83 Окончание табл. 1 1 2 3 4 Березники 87 Жен - 34 Муж - 53 Min: 17 Max: 68 Соликамск 27 Жен - 16 Муж - 11 Min: 19 Max: 70 Губаха 39 Жен - 18 Муж - 21 Min: 16 Max: 74 Муниципальные районы в составе Пермского края Кишертский 48 Жен - 17 Муж - 31 Min: 20 Max: 68 Осинский 37 Жен - 22 Муж - 15 Min: 19 Max: 76 Нытвенский 16 Жен - 5 Муж - 11 Min: 19 Max: 77 Суксунский 22 Жен - 14 Муж - 8 Min: 23 Max: 84 Ильинский 31 Жен - 17 Муж - 14 Min: 17 Max: 78 Метод В качестве основного метода исследования был использован метод опроса, заключающийся в заполнении респондентами специально подготовленного опросника, в котором были использованы методика «Субъективное экономическое благополучие» [7] и методика измерения индивидуальных ценностей PVQ-R [8]. Респонденты заполняли онлайн анкету, в некоторых случаях были проведены личные встречи - посещение высших учебных заведений и некоторых предприятий Перми и Пермского края. 1. Для исследования ценностной структуры на индивидуальном уровне используется обновленный опросник структуры ценностей (PVQ-R) Ш. Шварца [8]. В 2011 г. Шварцем была создана новая методика, в которую входили уже не 10 первоначальных ценностей, а 19. Уточненная теория совместима с первоначальной структурой из 10 более широких конструктов, так как эти 19 ценностей охватывают тот же мотивационный континуум, что и изначальные 10. Шварц с соавторами в статье «Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России» представили подтверждения уточненной теории [8]. 2. Методика «Субъективное экономическое благополучие» [7] представляет собой опросник, состоящий из 26 утверждений, к каждому из которых предлагается пять вариантов ответов, где 1 соответствует ответу «не согласен с утверждением», а 5 - «полностью согласен». Далее, в соответствии с ключом, подсчитываются показатели по таким факторам, как экономический пессимизм/оптимизм, экономическая тревожность, субъективная адекватность дохода, финансовая депривированность, текущее благосостояние семьи. Данный опросник был выбран нами, поскольку он предоставляет широкие возможности в анализе богатого и разнопланового эмпирического опыта в области изучения взаимоотношений, объективных условий жизни и благополучия человека, «экономики» благополучия и счастья, субъективных индикаторов благосостояния, ценностно-смысловых аспектов материальных достижений. Опросник СЭБ дает возможность изучения фундаментальной проблемы соотношения объективных и субъективных оценок экономических условий жизни на основе новой методологии. Обратимся к результатам, полученным в первом блоке опросника и отражающим индивидуальные ценности респондентов. Проведенный первичный анализ ответов респондентов позволил выявить минимальное, максимальное и среднее значения, а также стандартное отклонение по каждой переменной (табл. 2). Таблица 2. Ценности индивидуального уровня жителей Перми и Пермского края (по t - критерию Стьюдента) Статистические значения Ценности Респонденты Мин-Макс Ср. знач. Станд. откл. Самостоятельность: поступки 3,4-6 4,7 0,53 Самостоятельность: мысли 3,7-5,8 4,75 0,59 Стимуляция 2,4-5,1 3,75 0,69 Гедонизм 3-4,4 3,7 0,43 Достижение 2,6-5,8 4,2 0,65 Власть: ресурсы 3,9-5,4 4,65 0,79 Власть: доминирование 2,5-5,7 4,1 0,94 Репутация 3-5,6 4,3 0,49 Безопасность: общественная 3,7-6 4,85 0,49 Безопасность: личная 3,3-5,9 4,6 0,59 Конформизм: правила 3,8-5,4 4,6 0,74 Конформизм: межличностный 4,2-6 5,1 0,65 Традиция 2,8-5,8 4,3 0,58 Скромность 3,6-5,9 4,75 0,50 Благожелательность: чувство долга 2,8-5,2 4,0 0,56 Благожелательность: забота 3,4-6 4,7 0,53 Универсализм: забота о других 1,4-3,5 2,45 0,54 Универсализм: забота о природе 2,9-5,1 4,0 0,61 Универсализм: толерантность 2,2-5,4 3,8 0,68 Можно видеть, что на индивидуальном уровне средние показатели по таким ценностям, как «Самостоятельность: поступки», «Самостоятельность: мысли», «Безопасность: личная», «Безопасность: общественная», «Скромность», «Конформизм: межличностный», «Благожелательность: забота» и «Власть: ресурсы», выше других. Главная цель блока ценностей «Самостоятельность» заключается в самостоятельности выбора способов действия в творчестве, исследовательской активности. Более раннее исследование выявило, что показатели по ценности «Самостоятельность: поступки» выше у взрослых россиян, а по блоку «Самостоятельность: мысли» - у представителей российской молодежи [5]. Далее, показатели по блокам ценностей «Безопасность: личная» и «Безопасность: общественная» достаточно высокие, соответственно, респондентам важно чувствовать себя защищенными, быть в безопасности; они стремятся беречь свое здоровье, вести активный образ жизни. Мотивационной целью данного блока ценностей индивидуального уровня является безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Ценность производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей. Важными элементами здесь представляются социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье. Также наблюдаются высокие показатели по блокам ценностей «Скромность», «Конформизм: межличностный», «Благожелательность: забота». Большинство респондентов считают, что неправильно вести себя высокомерно, они не стремятся к публичному вниманию или одобрению. «Конформизм: межличностный» является производной ценностью от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия. Данная ценность предполагает самодисциплину, уважение родителей и старших, вежливость, соблюдение правил и норм, доминирующих в обществе. Поскольку основной целью блока ценностей «Благожелательность: забота» является сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах, и этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации [9, 10], то для большинства респондентов важно заботиться о близких людях и уделять внимание всем нуждам родных им людей. Самые низкие средние значения по блокам ценностей «Гедонизм» и «Универсализм: забота о других», соответственно, для большинства респондентов не так приоритетны удовольствия, веселье, праздный образ жизни. Также представители Перми и Пермского края не считают, что каждый человек в мире должен иметь равные возможности в жизни и что со всеми людьми без исключения должны обращаться справедливо. Следующим шагом мы выявили экономические установки жителей Перми и Пермского края. Проведенный первичный анализ ответов респондентов позволил выявить минимальное, максимальное и среднее значения, а также стандартное отклонение по каждой переменной (табл. 3). Стоит заметить, что средние значения по всем экономическим установкам находятся примерно на одном сравнительно низком уровне, что подтверждает тот факт, что в стране наблюдается экономический кризис. Как отмечают практики, экономическая ситуация в стране сейчас не самая благоприятная: снижение цен на нефть, санкции со стороны стран Запада, ослабление курса рубля, рост инфляции - все это негативным образом сказывается на экономике. По мнению экспертов, потребительская активность россиян в ближайшие полгода заметно сократится. Таблица 3. Экономические установки жителей Перми и Пермского края (по t - критерию Стьюдента) Статистические значения Экономические установки Респонденты Мин-Макс Ср. знач. Станд. откл. Экономический оптимизм/пессимизм 2,4-3,8 3,1 0,53 Текущее благосостояние семьи 1,3-2,7 2,0 0,59 Финансовая депривированность 1,3-4,2 2,75 0,69 Субъективная адекватность дохода 2,1-3,9 3,0 0,53 Экономическая тревожность (финансовый стресс) 2,6-4,7 3,65 0,65 Рассмотрим подробнее экономические установки. Более ранние исследования показали, что оценка условий жизнедеятельности человека и их изменений выступает как одно из важнейших обстоятельств его субъективного экономического благополучия и включает представления о социально-экономической ситуации в стране (или регионе проживания) и ее влиянии на рост благосостояния. Главной особенностью такой оценки является ее ориентированность на выявление характера ожиданий его изменения. В известном смысле субъективное экономическое благополучие - это не только оценка текущего благосостояния индивида, но и в равной мере оценка его в системе экономических ожиданий. Нестабильная финансово-экономическая обстановка привела к тому, что тема финансов стала одной из ключевых в социостатистике. Результаты опросов показывают, что сложившаяся ситуация вызывает у россиян беспокойство и нагнетает обстановку, а влияние каждого из упомянутых индикаторов воспринимается в негативном контексте. Рост цен влияет на потребительскую активность россиян, их финансовые возможности при покупке тех или иных товаров и планирование семейного бюджета [11]. Экономическая установка «Текущее благосостояние семьи» предполагает оценку по 5-балльной шкале таких утверждений, как «Насколько Вы удовлетворены материальным положением Вашей семьи?», «Как вы оцениваете уровень собственного благосостояния на настоящее время?» и «Если расположить все российское население на шкале в соответствии с уровнем материального благосостояния так, чтобы на одном полюсе оказались самые бедные, а на другом - самые богатые, то как Вы отметите собственное положение на шкале благосостояния, в котором Вы находитесь в настоящий момент?» Соответственно удовлетворенность материальным положением семьи и собственным благосостоянием на текущий момент у жителей Перми и Пермского края выше среднего уровня. Среднее значение уровня субъективной адекватности дохода равно 3, что свидетельствуют о том, что доходы представителей Перми и Пермского края в большей степени удовлетворяют потребность в независимости и свободе, потребность в материальном благополучии, потребность в самореализации и безопасности. Таблица 4. Взаимосвязь ценностей и экономических установок: результаты корреляционного анализа (общая выборка) Экономические установки Ценности Эконом. Текущее Финансо Субъектив Эконом. опти- благосостоя вая депри- ная адек тревож мизм/пес- ние семьи вирован- ватность ность симизм ность дохода Сaмoстоятельно 0,13** 0,38 0,95** 0,15* сть: поступки Самсстоятель- 0,36** 0,54** 0,57** 0,48 ность: мысли Стимуляция 0,57 0,66 0,66 0,69** Гедонизм 0,43 0,45 0,45 0,51 Достижение 0,54** 0,49** 0,47 0,56** 0,22* Власть: ресурсы 0,48 0,53** 0,49** 0,55** Власть: домини 0,53** 0,62 0,57 0,63** 0,54** рование Репутация -0,5 -0,15** -0,27** -0,14** Безопасность: -0,10 -0,65 -022** -0,15*** общественная Безопасность: 0,1 0,19** 0,17** 0,13** 0,9*** личная Конформизм: -0,18** -0,32** -0,29** -0,24** правила Конформизм: 0,4 0,98 0,93 межличностный Традиция 0,11 -0,36 0,16 -0,91* Скромность 0,81 -0,10* -0,94 -0,40** -0,47* Благожелатель- 0,15 0,33 -0,41** ность: чувство долга Благожелатель- 0,21** -0,14** 0,19** ность: забота Универсализм: -0,16** -0,10* -0,58 0,62 0,65** забота о других Универсализм: 0,26 -0,16** 0,34 0,33 забота о природе Универсализм: -0,24** -0,44** толерантность *** - различия достоверны на уровне р

Ключевые слова

ценности, экономические установки, экономическое развитие, Пермь, Пермский край, values, economic attitudes, economic development, Perm, Perm Krai

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Федотова Вера АлександровнаНИУ Высшая Школа Экономикист. преподаватель департамента менеджментаvera_fedotova11@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Лясина И.Ю., Соколов Р.В., Хван Н.С. Практика применения теории поколений в исследовании различий ценностей россиян (анализ результатов социологического исследования в г. Волжском Волгоградской области) // Primo Aspectu. 2014. Т. 18, № 16 (143). С. 105-107.
Павленко О.Б. Различия в ценностях, показателях социального капитала и экономических установках между жителями регионов России // Альманах современной науки и образования. 2012. № 1. С. 120-121.
Ефремова М.В., Лепшокова З.Х. Взаимосвязь ценностей и экономических установок у российских студентов: межконфессиональный анализ // Культурно-историческая психология. 2013. № 2. С. 18-27.
Лебедева Н.М. Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям в России // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5, № 2. С. 68-88.
Федотова В.А. Взаимосвязь ценностей и экономических установок у представителей разных поколений россиян / В.А. Федотова // Психология в экономике и управлении. 2015. Т. 7, № 2. С. 111-120.
Шевцова О.В Соотношение социального капитала с экономическими установками, представлениями и моделями экономического поведения этнических групп // Альманах современной науки и образования. 2012. № 7. С. 169-176.
Хащенко В.А. Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение опросника и его валидизация // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4, № 1. С. 106-127.
Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2012. № 2. С. 24-43.
Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности двух поколений россиян и динамика их социальной детерминации // Общественные науки и современность. 2010. № 3. С. 87-97.
Мастикова Н.С. Ценности россиян: что следует из сопоставления статистик мeждународных исследований // Социологический журнал. 2013. № 1. C. 36-46.
Цены на нефть и их влияние на «личную» экономику и экономику страны: Еженедельный опрос «ФОМнибус». URL: http://fom.ru/Ekonomika/11847 (дата обращения: 01.07.2016).
 Экономические установки и индивидуальные ценности представителей Перми и Пермского края | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 39. DOI: 10.17223/19988648/39/13

Экономические установки и индивидуальные ценности представителей Перми и Пермского края | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 39. DOI: 10.17223/19988648/39/13