Взаимообусловленность достойного труда и устойчивого формирования профессиональных знаний | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 40. DOI: 10.17223/19988648/40/4

Взаимообусловленность достойного труда и устойчивого формирования профессиональных знаний

В статье обоснована взаимообусловленность достойного труда и устойчивого формирования профессиональных знаний. Раскрыто содержание деструкции общественного неравенства, достойного труда, системы устойчивого формирования профессиональных знаний, представлена типология профессиональных знаний. С помощью анализа эволюции деструкции общественного неравенства доказано, что основой устойчивого социально инклюзивного экономического развития является достойный труд, в качестве их связующей детерминанты выступают профессиональные знания, при формировании которых ориентирование на традиционную модель системы образования неизбежно приведет к усилению неравенства.

The interdependence of decent work and the stable formation of professional knowledge.pdf Новые очертания развития общества и научно-технический прогресс предопределили новые контуры измерения общественного прогресса, поиска оптимального сочетания объективн^іх (статистических) и субъективн^іх, количественных и качественных показателей, которые бы наиболее полно отражали современный глобализированн^ій мир. Н.Н. Моисеев в работе «Судьба цивилизации. Путь Разума» называет современное общество «информационной ноосферной цивилизацией», для развития которого необходима «выработка общепланетарной идеологии, экологизация образования, диалог религий, культур, цивилизаций, включение разума в механизмы рынка, предвидение будущего и отбор благоприятных сценариев развития, самоорганизация общества, противостоящего миру ТНК, сохранение разнообразия и достижение партнерства цивилизаций^) [1. С. 173-174]. Кроме того, исследователь обращал наше внимание на то, что «^только совместн^іе, хорошо скоординированные действия различных цивилизаций, способные выработать необходимые универсалии во взаимоотношениях природы и человека, дают надежду на благополучный исход наступающего экологического кризиса... Цивилизационные различия и цивилизационные разломы могут стать одним из важнейших факторов постиндустриальной эволюции и нестабильностей постиндустриального мира» [1. C. 85-89]. В совокупности это означает, что первостепенное значение в общественном сознании играет признание высшей ценности личности и поиск адекватных способов ее профессиональной реализации. Вместе с тем макроэкономические процессы, происходящие в общественном развитии, показали, что к концу ХХ в. постиндустриальн^іми можно было назвать экономики ограниченного числа развитых стран и отраслей. М.В. Герман 42 Рост удельного веса ВВП на душу населения наблюдался преимущественно в индустриальн^іх странах Азии. Кроме того, развитие нового высокотехнологичного производства неизбежно привело к увеличению безработицы и появлению региональн^іх социально-экономических проблем. Развивающиеся стран^і Юго-Восточной Азии с индустриальной экономикой оказались более привлекательн^іми для притока капитала. Благодаря наличию значимых конкурентн^іх преимуществ, таких как дешевая земля и рабочая сила, а также приемлемая налоговая политика, они привлекли на свою территорию новые отрасли промышленности. В свою очередь, в постиндустриальн^іх странах развитие высокотехнологич-н^іх производственных систем обеспечило рост производительности труда и потребности в высококвалифицированн^іх специалистах, что соответственно повысило спрос на высшее образование. К концу ХХ в. повышение спроса на высшее образование приобрело угрожающий массовый характер, приведя к росту его стоимости и нарушению баланса на рынке труда. Вместе с тем неравенство в обществе, интеллектуальной и научнотехнической сферах между промышленно развитыми и развивающимися странами, безработица, в большинстве стран преобладание ручного труда побудили активные дискуссии в научных, экономических, политических сообществах и осознание необходимости поиска инструментария деструкции данного явления, тем самым предопределили необходимость институционального регулирования экономических, социальных и правовых изменений в сфере труда. Концептуально деструкцию неравенства в обществе следует рассматривать как объективную сформированную в результате эволюционных технологических, социально-экономических и концептуально-методологических трансформаций труда и профессиональных знаний совокупность побудительных факторов, организационных механизмов, институциональной среды, направленн^іх на устранение (разрушение) процесса неравенства как негативного явления, сдерживающего развитие личности и общества в целом. На современном этапе развития в истории человечества четко обозначились три качественно отличн^іх этапа деструкции неравенства в обществе: 1. Побудительный этап (середина XVIII - конец XIX в.), сформировался в результате признания в качестве основы общественного богатства материального производства, подчинения труда капиталу, разделения труда на производительный и непроизводительн^ій, обострения социального расслоения, появления класса предпринимателей (капиталистов) и наемн^іх работников, снижения ценности индивидуальной квалификации, механизации производства. Это произошло под влиянием концепции развития экономического либерализма А. Смита, концепций стоимости Ж.Б. Сэя, теории факторов производства Д. Рикардо, а также на основании трудовой теории стоимости и теории эксплуатации рабочего класса К. Маркса. Ключевым результатом данного этапа явилось: уменьшение продолжительности рабочего дня, осознание государственной системы обязательного начального образования для детей до 14 лет, распространение грамотности и профессионального обучения, появление первых союзов рабочих или тред-юнионов (Trade-Unions). Взаимообусловленность достойного труда и устойчивого формирования знаний 43 2. Организационн^ій (начало ХХ - 60-е гг. ХХ в.), сформировался в результате перехода к массовому поточному производству, что послужило мотивом для перехода к организации труда на основе стандартизации, синхронизации и централизации, преобладания труда по найму, ориентированного на получение гарантируемой заработной платы, позволяющей удовлетворить растущие потребности, понимания труда и профессии как основы человеческого существования, определения уровня дохода, образа жизни, социального положения (разные статусные оценки получают разн^іе виды труда). Сказалось воздействие теории социального равенства и социальной стратификации П. Сорокина, теории человеческих отношений Э. Мэйо, а также концепций третьей волн^і Э. Тоффлера и постиндустриального общества Д. Бела. К результатам данного этапа следует отнести: создание в 1919 г. на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций Международной организации труда, популяризацию профсоюзного движения, открытие профессиональных учебных заведений, технических университетов, становление реформаторской педагогики, развитие научных знаний в области социального развития и регулирования трудовых отношений. 3. Институциональн^ій (60-е гг. ХХ в. - по настоящее время), сформировался в результате компьютеризации производственного процесса, появления цифровых технологий, Интернета, новых интеллектуальных технологий, под влиянием концепции устойчивого развития, теории благосостояния и концепции непрерывного благополучия, теории качества трудовой жизни, институциональной экономики, концепции коллективного разума Н.Н. Моисеева, а также сетевого общества М. Кастельса и К. Келли. В результате ООН принята Программа устойчивого развития, МОТ принята Программа достойного труда, внесены изменения в Устав МОТ (в основу положены цели достойного труда), группой двадцати (G20) принята стратегия в области профессиональной подготовки кадров «Квалифицированная рабочая сила - основа интенсивного устойчивого и сбалансированного экономического роста». Своего рода ключевой институциональной платформой деструкции общественного неравенства, направленной на глобальные экономические, правовые и социально-трудовые изменения, явилась «Программа достойного труда», представленная Генеральн^ім директором Международной организации труда (МОТ) Х. Сомавия на 87-й сессии Международной конференции труда в 1999 г., которая, в свою очередь, определила траекторию дальнейшего развития мирового сообщества. В докладе Х. Сомавия отмечено, что «первостепенная задача МОТ на сегодня заключается в том, чтобы мужчины и женщины имели возможности получить достойную и продуктивную работу в условиях свободы, равенства, экономической безопасности и человеческого достоинства^ достойн^ій труд стоит в самом центре внимания всех ее четырех стратегических задач: содействие правам в сфере труда; занятость; социальная защита; социальн^ій диалог» [2]. Данная трактовка стала основой для более детального исследования и формализации всех компонентов. В официальных публикациях МОТ подчеркивается, что «^сотрудничество в области глобального развития не ограничивается принятием портфеля проектов, финансируемых на добровольной основе. Программа достойного труда является М.В. Герман 44 целевой основой устойчивого развития, а также политического управления и устойчивого социально-экономического роста» [3]. В настоящее время достойный труд рассматривается в качестве глобальной цели. В нормативн^іх документах и декларациях МОТ «достойн^ій труд» представляется преимущественно как политическая платформа, «обеспечивающая устойчивое развитие, всеохватный и поступательный экономический рост, извлечение взаимной пользы и улучшение интеграции политики и целей в макроэкономической, инвестиционной сфере, в сфере занятости, социальной защиты и защиты окружающей среды, всеобщее процветание и достойную работу для всех с учетом разных уровней национального развития и возможностей, которое ограничивается перечислением его ключевых элементов -принципов» [4]’: - занятость благодаря формированию стабильной институциональной и экономической среды; - социальная защита - социальное обеспечение и защита работников, которые носят устойчивый характер и отвечают национальным условиям; - социальный диалог и трипартизм; - соблюдение, содействие и реализация основополагающих принципов и прав в сфере труда, которые имеют особую важность и как основополагающие права, и как благоприятн^іе условия, необходимые для всеобъемлющего решения всех стратегических задач. В случае отклонения от целевого содержания социально-трудовой сферы, которое заложено в понятии «достойный труд», от фактического, какого-либо из вышеуказанн^іх элементов-принципов возникает «дефицит достойного труда». «Достойный труд является высшей формацией социально-трудовых отношений и одним из самых сложных общественных явлений из-за многообразия и разнонаправленности причинно-следственных связей между его различными элементами-параметрами и факторами, определяющими характер и тенденции развития» [5]. Исследование природы достойного труда и характерных черт, присущих общественному развитию, позволяет сделать следующие выводы: - во-первых, в современном обществе экономическую природу труда составляет не только материальная, но и духовная форма общественного богатства, в структуре которого постоянно возрастает значимость личностной составляющей; - во-вторых, каждый элемент-признак достойного труда выделяет специфическую совокупность факторов, которая определяет вектор критериев эффективности развития общества и соответственно изменяет представления о труде и роли человека; - в-третьих, реализуясь в занятости и социально-трудовых отношениях, достойный труд выступает инструментом деструкции общественного неравенства, искоренения бедности и роста уровня жизни. Достойный труд обретает особый характер ввиду того, что его объект, предмет и субъект, являясь взаимодополняемыми субстанциями, приобретают новые очертания (рис. 1). Взаимообусловленность достойного труда и устойчивого формирования знаний 45 ОБЪЕКТ интеллектуальная инновационная деятельность ДОСТОЙНЫЙ ТРУД ПРЕДМЕТ информация и знания основа: сохранение или восстановление качества окружающей среды, обеспечивающая формирование новых форм организации и приложения труда основа: доступность и качество, обеспечивающая материальное и духовное благосостояние человека и общества в целом основа: обладает профессиональными знаниями и способностью создавать и владеть информацией КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ Создание условий для устойчивого, всеохватного и поступательного экономического роста, всеобщего процветания и достойной работы для всех с учетом разных уровней национального развития и возможностей Надежное сохранение нашей планеты и ее природных ресурсов Расширение прав и возможностей женщин и девочек Защита прав человека и обеспечение гендерного равенства Миролюбивое, справедливое и свободное от социальных барьеров общество Борьба с нищетой и голодом во всем мире; с неравенством внутри стран и между ними СУБЪЕКТ человек (индивид)-интеллектуал НОВАЯ ФОРМА МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДЕСТРУКЦИЯ ОБЩЕ- ОРГАНИЗАЦИИ И И ДУХОВНОЕ БЛА- ВОСПРОИЗ- СТВЕННОГО НЕРА- ПРИЛОЖЕНИЯ ТРУДА ГОСОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА ВОДСТВО ВЕНСТВА, ИСКОРЕНЕНИЕ БЕДНОСТИ И РОСТ УРОВНЯ ЖИЗНИ Рис. 1. Содержание достойного труда Очевидно, что приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценности личности и необходимости поиска адекватн^іх способов ее реализации. Тем не менее, признавая важность личности, не следует забывать, что, являясь автономной структурой современной человеческой цивилизации, она не может быть изолирована. Бытие личности заключается в признании «другим», считал Г. Гегель. «Современн^ій человек обречен действовать и как социальный индивид и как личность, и не всегда векторы этих действий совпадают» [6. C. 67]. К. Юнг утверждал, что поведение человека обусловлено влиянием культуры, языка, истории (традиций), общения, свободного выбора, трансцендентарн^іх ценностей. Существует точка зрения, согласно которой «личность - характеристика человека в его социальных чертах» [7. C. 50]. М.В. Герман 46 Личность отражает меру овладения социокультурной средой, а это означает, что современный человек - активный творец экономической и социальной действительности, генератор и проводник новых идей. «Человек - это, прежде всего, конкретно-единичный, всеобще-индивидуальный субъект, основополагающими неотъемлемыми качествами которого выступают духовность, творчество, свобода, смысло-ценностное самоутверждение. Духовность, творчество, свобода, смысло-ценностное самоутверждение, взятые в единстве и взаимосвязи, свидетельствуют о том, что каждому человеку свойственен огромный, по существу беспредельный потенциал. Этот потенциал есть то зерно, то качество, которое делает человека в чем-то равным обществу, придает его жизнедеятельности огромный общественно-преобразующий масштаб. Благодаря нему человек вступает в отношение с обществом не только как субъект, формируемый обществом, адаптирующийся к нему, но и как человек, деятельно преобразующий и себя и общество» [8. C. 181]. М. Кастельс в работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» справедливо отмечал: «Потенциал современного человека должен быть достаточен для адекватной реакции на изменяющееся информационное пространство, систематизировать которое и заставить работать в нужном для общества направлении возможно лишь при условии перевода информации в знания. Самым ценн^ім знанием становится осознанное знание, позволяющее выбирать и синтезировать необходимую ему информацию из множества предложенн^іх средой вариантов» [9]. М. Кастельс называл человека современного общества «информационным работником». «Для таких людей конкретная специализация менее важна, чем способность к адаптации. Это люди самопрограммируемые, умеющие обучаться и самообучаться по мере необходимости». Становится очевидным, что основой устойчивого социально инклюзивного экономического развития является достойный труд, в качестве связующей детерминанты которого выступают профессиональные знания. Анализ исследований понимания природы профессиональн^іх знаний позволил выделить и систематизировать их типологию (рис. 2). Кроме того, сделать однозначный вывод, свидетельствующий о том, что профессиональные знания, являясь связующей детерминантой устойчивого социально инклюзивного экономического развития и достойного труда, оказывая определяющее влияние на глобальные процессы, происходящие в обществе, изменение технологического ландшафта и рост экономической активности, должны обладать соответствующими свойствами (рис. 3). Из чего следует, что если ориентироваться при формировании профессиональных знаний на традиционную модель системы образования, то это неизбежно будет задерживать общественное развитие и усиливать неравенство. Следовательно, необходимо не просто частично адаптировать систему образования к новым реалиям, а сформировать систему устойчивого формирования профессиональн^іх знаний. Взаимообусловленность достойного труда и устойчивого формирования знаний 47 48 М.В. Герман Рис. 3. Свойства (признаки) профессиональн^іх знаний как детерминанта: устойчивого социально инклюзивного экономического развития и достойного труда Состояние устойчивости является своего рода методологической основой формирования профессиональн^іх знаний с его повышающейся сложностью эволюционирующих формообразований. Дефиниция «устойчивое» в английском языке - «sustainable» трактуется как «поддерживаемое», «управляемое», «допустимое развитие», «поддерживающее и самоподдерживающееся развитие», «оберегаемое», «жизнеспособное», «сбалансированное», «гармоничное», «длительное», «непрерывное», «подкрепляемое», «защищаемое», «непрекращающееся», «бескатастрофное развитие» [10. С. 15]. Как своего рода симбиоз особенностей различных уровней познания мира категория устойчивости проявляет полидисциплинарн^ій характер, что олицетворяется в многообразии подходов к исследованию проблемы устойчивости формирования профессиональн^іх знаний. Устойчивость раскрывает понимание внутренней целевой программы или заданного состояния системы, являющегося неким целевым ориентиром, к которому стремится система в определенных внешних условиях. Степень устойчивости системы определяется степенью отклонения текущего состояния от заданного. Соответственно максимальная согласованность состояний определяет так называемое «динамическое равновесие или динамическую устойчивость» [11. C. 260]. А.В. Поздняков называет стремление к динамическому равновесию «целесообразным свойством системы, проявляющимся в процессе самоорганизации^) [12]. Н.Н. Моисеев в работе «Человек и ноосфера» отмечает: «Одной из важнейших особенностей любого эволюционного процесса, протекающего в живом мире, является противоречивое взаимодействие тенденций двух типов - тенденции к стабильности (сохранению гомеостазиса), нуждающейся в укреплении отрицательных обратных связей, и тенденции поиска новых, более рациональных способов использования внешней энергии и вещества, требующих Взаимообусловленность достойного труда и устойчивого формирования знаний 49 формирования положительных обратных связей. Стремление к гомеостазису должно компенсироваться другими тенденциями, определяющими рост разнообразия. А эти тенденции будут неизбежно формировать механизмы не только отрицательных, но и положительных обратных связей» [13]. А. Л. Романович и А.Д. Урсул в работе «Устойчивое будущее (глобализация, безопасность, ноосферогенез)» сосредоточивают внимание на компенсирующей роли отрицательн^іх обратн^іх связей при внешнем воздействии и поддержании гомеостаза: «Устойчивость, доведенная до своего предела (сильная отрицательная обратная связь), прекращает любое развитие. Она тормозит реализацию принципа изменчивости. Чрезмерная адаптация или специализация столь же опасна для совершенствования элементов, как и их неспособность к адаптации. Если система через отрицательн^іе обратн^іе связи только ограничивает разнообразие (реализует безопасность через защиту), то каким образом можно объяснить ее саморазвитие, устойчивое саморазвитие» [14]. СИСТЕМА устойчивого ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ С 1 ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА (АТТРАКТИВНАЯ ЦЕЛЬ) ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТОЙНОГО ТРУДА И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА УСТОЙЧИВОСТЬ СТРУКТУРЫ УСТОЙЧИВОСТЬ СВЯЗЕЙ УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ УСТОЙЧИВОСТЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Устойчивость институциональных и организационных форм подсистем, обеспечивающих формирование профессиональных знаний Устойчивость внутренних и внешних связей Сбалансированное равновесное развитие подсистем Внешняя социальноэкономическая устойчивость и степень достойности труда Рис. 4. Характеризуем^іе свойства система: устойчивого формирования профессиональн^іх знаний Следовательно, обратные тенденции развития (организации и дезорганизации), которые появляются в результате усиления внутренних противоречий и воздействий внешней среды, влекущих обратную реакцию системы, могут М.В. Герман 50 приводить не только к ее разрушению. В определенн^іх условиях они способствуют самосовершенствованию и развитию системы. Система устойчивого формирования профессиональн^іх знаний - это интегрированная, динамическая система, в качестве целевой программы (аттрактивной цели) которой выступает обеспечение достойного труда и устойчивого развития общества посредством равно доступного интегрированного приобретения и приращения устойчивых к изменениям технологий и рынков профессиональн^іх знаний, развития социальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов, прогнозирования и подготовки к приобретению знаний, необходимых в будущем. Основн^іе характеризуемые свойства системы представлен^і на рис. 4. В свою очередь, взаимообусловленность достойного труда и устойчивости формирования профессиональных знаний проявляется в том, что основными условиями равновесного состояния последнего как системы являются способность получать поток информации и приумножать ресурсы для обеспечения функционирования подсистем, а также существование положитель-н^іх и отрицательн^іх обратных связей. При этом положительная обратная связь характеризуется, с одной стороны, притоком информации и ресурсов, с другой - увеличением числа производительн^іх и высокооплачиваемых рабочих мест и соответственно ростом занятости населения и экологической безопасности, развитием инноваций, увеличением инвестиционной привлекательности, диверсификации и конкурентоспособности экономики, деструкцией общественного неравенства. Отрицательная обратная связь соответственно сопряжена с отсутствием или недостаточностью притока ресурсов и достоверной информации (или ее закрытостью), ростом безработицы, неудовлетворенностью работодателей и рынка труда качеством профессиональных знаний и, следовательно, увеличением неравенства, снижением темпов или остановкой развития общества.

Ключевые слова

труд, деструкция общественного неравенства, достойный труд, профессиональные знания, устойчивое формирование профессиональных знаний, work, social disparity destruction, decent work, professional knowledge, stable formation of professional knowledge

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Герман Мария Викторовна Томский государственный университет кандидат экономических наук, директор офиса (деканат) магистратуры и аспирантуры Института экономики и менеджмента ТГУ, доцент кафедры стратегического менеджмента и маркетинга Института экономики и менеджментаgerman_maria@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: МНЭПУ, 1998. 228 с.
Выдержки из Доклада Генерального директора Международного бюро труда (МБТ) на
сессии Международной конференции труда. Женева, июнь, 1999 г. [Электронный ресурс]. URL: http://lichnost-kultura.narod.ru/2004/20045/2004509/2004509.htm (дата обращения: 17.06.2016).
Partnerships and Field Support. International Labour Organization [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/pardev/lang--en/index.htm (дата обращения: 20.06.2016).
План МОТ по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс] Международная организация труда. URL: http://www.ilo.org/moscow/information-resources/publications/WCMS_510727/lang--ru/index.htm (дата обращения: 30.05.2017).
Decent Work Country Report - The Russian Federation // Tatyana Vasiliouk of Economics. Lomonosov Moscow State University, Regional Office for Europe and Asia, 2008.
Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. 696 c.
Бергстон А. Творческая эволюция. Материя и память: пер. с фр. М.: Кучково поле, 2002. 480 c.
Барулин В.С. Российский человек в ХХ веке. Потери и обретения себя. СПб.: Алетейя, 2000. 431 c.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Электронный ресурс]. Библиотека Гумер - Политология. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/ Polit/kastel/09.php
Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. М.: КМК, 2002.
Волкова Е.С., Невидимова О.Г. Устойчивость в природе и обществе: системносинергетический подход // Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 317.
Поздняков А.В. Стратегия российских реформ. Томск: Изд-во ИОА СО РАН, 1998. 324 с.
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990. 351 с.
Романович А.Л., Урсул А.Д. Устойчивое будущее (глобализация, безопасность, ноосферогенез). М.: Жизнь, 2006. 512 с.
 Взаимообусловленность достойного труда и устойчивого формирования профессиональных знаний | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 40. DOI:  10.17223/19988648/40/4

Взаимообусловленность достойного труда и устойчивого формирования профессиональных знаний | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 40. DOI: 10.17223/19988648/40/4