Локализация производства на предприятиях обрабатывающей промышленности России в разрезе форм собственности | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 40. DOI: 10.17223/19988648/40/5

Локализация производства на предприятиях обрабатывающей промышленности России в разрезе форм собственности

Проведен анализ доли импортного сырья и материалов в отгруженной продукции предприятий отраслей обрабатывающей промышленности России за 2010-2016 гг. Наиболее проблемной является автомобильная промышленность, у которой этот показатель составляет 33%, а у предприятий в иностранной собственности - 48% в 2016 г. Выявлена позитивная тенденция снижения этого показателя у предприятий в иностранной и совместной собственности в 2014-2016 гг. и негативная тенденция роста показателя у предприятий в российской собственности. В пищевой промышленности, машиностроении и производстве прочих транспортных средств установлен рост показателя у предприятий в совместной собственности в 2016 г. Государству необходимо продолжить работу по повышению локализации производства у предприятий всех форм собственности автомобильной промышленности России.

Localization of production at manufacturing enterprises in Russia by forms of ownership.pdf Создание и быстрое развитие предприятий в иностранной и совместной собственности в России в 2005-2013 гг. сделали актуальной проблему локализации производства. Такие предприятия активно импортируют материалы и комплектующие для производства из других стран, что обусловлено, с одной стороны, технологическим отставанием России в отдельных отраслях, а с другой - интересами собственников предприятий, которые таким образом п^ітаются сбыть в Россию свою продукцию, избегая высоких таможенн^іх пошлин [1]. Одной из целей проведенного авторами исследования является определение локализации производства и ее изменения в разрезе отраслей обрабатывающей промышленности и форм собственности предприятий. Объектами исследования выступают четыре вида экономической деятельности (ВЭД) обрабатывающей промышленности (автомобильная промышленность, производство прочих транспортных средств, машиностроение, пищевая промышленность) и три формы собственности предприятий (предприятия в российской (РС), иностранной (ИС) и совместной (СС) собственности). Период исследования: 2010-2016 гг. Метод исследования - анализ динамики показателя «доля импортн^іх сырья и материалов в отгруженной продукции^) (Димп), рассчитанного авторами в разрезе исследуемых отраслей и форм собственности предприятий. Источником выступают данные Росстата [2], полученн^іе по специальным запросам в Росстат. Результаты исследований. Расчетн^іе значения исследуемого показателя локализации производства (Димп) представлены на рис. 1. Рис. 1. Доля импортного сырья в отгруженной продукции, % Представленные данные показывают, что наиболее проблемной является автомобильная промышленность, Димп в которой составляет 33%, а у предприятий в ИС - 48% в 2016 г. В остальн^іх исследуемых отраслях Димп составляет 5-12%, хотя у предприятий в ИС Димп, как правило, выше. Политический кризис 2014 г., введение экономических санкций, падение рубля и меры госрегулирования вызвали существенное снижение Димп у предприятий автомобильной промышленности в ИС и СС в 2014-2016 гг. Однако произошел рост Димп у предприятий в РС в этой отрасли до 30% в 2015-2016 гг. Отметим также рост Димп у предприятий СС пищевой промышленности, машиностроения и производства прочих транспортн^іх средств в 2016 г. Однако он не оказал сильного негативного воздействия на показатель по этим отраслям в целом из-за низкой доли предприятий в СС в отгруженной продукции этих отраслей. Таким образом, государству необходимо продолжить работу по повышению локализации производства в автомобильной промышленности у предприятий всех форм собственности, а также обратить внимание на рост показателя у предприятий трех других отраслей в СС в 2016 г.

Ключевые слова

обрабатывающая промышленность, иностранные инвестиции, формы собственности, локализация производства, импортозамещение, автомобильная промышленность, машиностроение, пищевая промышленность, Россия, manufacturing industry, foreign investments, ownership forms, production localization, import substitution, automotive industry, machine building, food industry, Russia

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Спицын Владислав ВладимировичТомский политехнический университет; Томский университет систем управления и радиоэлектроникикандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента; доцент кафедры экономикиspitsin_vv@mail.ru
Рыжкова Марина ВячеславовнаТомский университет систем управления и радиоэлектроники; Томский политехнический университетдоктор экономических наук, завкафедрой экономики; профессор кафедры менеджментаmarybox@inbox.ru
Всего: 2

Ссылки

Котляров И.Д. Локализация производства как инструмент импортозамещения // Эко. 2016. № 8. С. 128-140.
Отгруженная продукция и расходы на приобретение импортного сырья и материалов в разрезе отраслей и форм собственности / Росстат: По специальному запросу. URL: http://www.gks.ru/
 Локализация производства на предприятиях обрабатывающей промышленности России в разрезе форм собственности | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 40. DOI: 10.17223/19988648/40/5

Локализация производства на предприятиях обрабатывающей промышленности России в разрезе форм собственности | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 40. DOI: 10.17223/19988648/40/5