Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 40. DOI: 10.17223/19988648/40/13

Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса

В статье рассмотрены особенности реализации политики в области корпоративной социальной ответственности в Соединенных Штатах Америки, Европе и Китайской Народной Республики, в том числе на примере бизнес-организаций, которые являются лидерами крупнейшего индекса-оценки корпоративной социальной ответственности Dow Jones Sustainability Index (Hewlett Packard, Abbott Laboratories, Cisco Systems Inc, Metro Group, Nestle, Unilever) и организаций-лидеров КСО в КНР (China Huadian Corporation, China Minmetals Corporation, Alibaba Group).

Foreign realization experience of Social Liability of Business.pdf Современный этап развития экономики требует от бизнес-структур тесного взаимодействия со всеми заинтересованн^іми сторонами поиска взаимовыгодных решений и их эффективной реализации. И в таких условиях одним из важнейших институтов развитой экономики становится корпоративная социальная ответственность (КСО). Важно отметить, что КСО способствует социальному, экономическому и экологически устойчивому развитию из-за увеличения положительного влияния бизнеса на общество. Актуальность вопроса обусловлена необходимостью анализа оп^іта и тенденций развития общества и в первую очередь зарубежного. Принцип^і социальной ответственности бизнеса (СОБ), или корпоративной социальной ответственности бизнес-организаций, сегодня устойчиво распространяются по всему миру, вовлекая новые страны и организации - от мелких предприятий до транснациональных компаний. Хотя принципах СОБ едины, они приобретают характерные черты той страны, компании которой внедряют их в свою деятельность. Свой отпечаток накладывают приоритеты в развитии государства, политическое устройство, положение экономики в стране, ключевые глобальные проблемы. В ранее проведенном исследовании «Классификация видов социальной ответственности бизнеса» мы проанализировали определения СОБ и КСО, встречающиеся в русскоязычном и англоязычном научном пространстве, рассмотрели контексты их употребления в тех или иных ситуациях, в результате чего пришли к выводу, что понятия КСО и СОБ - синонимичны и их можно использовать как равноправн^іе. В данной работе объектом исследо- Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса 153 вания является СОБ, но, изучая опыт зарубежной практики реализации социальной ответственности, мы будем использовать понятие КСО. В представленной статье рассмотрим современн^ій оп^іт реализации КСО в Соединенн^іх Штатах Америки, Европе и Китайской Народной Республике. Такой выбор обусловлен тем, что на мировом рынке, торговых биржах именно они выступают основн^іми конкурентами Российской Федерации. В США и Европе принципы КСО применяются уже давно, сформирована культура КСО в компаниях, тогда как для Китая КСО - относительно новое явление, которое только начинает входить в политику управления компаниями. В рамках данной статьи, рассматривая зарубежный оп^іт реализации корпоративной социальной ответственности, под КСО мы будем понимать определение, представленное в международном стандарте ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности^), в котором данное понятие трактуется как «продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу и способствуют социальному, экономическому и экологическому устойчивому развитию путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативной нагрузки на окружающую среду» [19], а также «обязательство бизнеса вносить вклад в устойчивое экономическое развитие, в трудовые отношения с работниками, их семьями, местным сообществом и обществом в целом для улучшения качества их жизни» [19] и «достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде» [19]. Впервые о КСО заговорили в Америке в конце XIX - начале XX в. 16 июля 1933 г. была создана Национальная администрация по оздоровлению промышленности (НИРА) для наблюдения за подготовкой «кодексов честной конкуренции». Она предполагала правительственный контроль за защитой общественных интересов и гарантию прав рабочих создавать собственные организации, а также участие в заключении коллективных договоров [1]. Однако в конце 30-х гг. в период Великой депрессии этот вопрос отошел на второй план и был возобновлен в 50-60-е гг. В 1953 г. была опубликована книга американского экономиста Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена», где данный термин упоминается впервые. Изначально в понятие КСО вкладывали такие принципы, как необходимость поддерживать рабочих, создавать рабочие места, оказывать заботу о жизни и здоровье сотрудников. В дальнейшем обеспокоенность состоянием окружающей среды и влиянием на нее производственных предприятий потребовала от компаний принятия мер в этом отношении, затем последовала необходимость принятия действия для внесения вклада в решение ряда других глобальных проблем. Для американской модели КСО характерно минимальное вмешательство в политику КСО компаний и корпораций, но при этом созданы такие условия, согласно которым бизнес-организации США прикладывают максимум усилий к созданию и реализации инновационных стратегий КСО (в частности, для компаний, делающих значительный вклад в КСО, применяются льготные условия налогообложения). С целью обзора деятельности компаний США в области реализации принципов КСО обратимся к компаниям-лидерам, по данн^ім ведущего ин- В.В. Даньшина 154 декса, оценивающего компании по степени участия в реализации стратегии КСО, Dow Jones Sustainability Index за 2016 г. [21]. Это такие корпорации, как Hewlett Packard Company, Abbott Laboratories, Cisco Systems Inc. Анализ КСО бизнес-организаций представлен в табл. 1. Таблица 1. КСО бизнес-организаций США Направ ление деятель ности КСО Hewlett Packard Company Наименование корпорации Abbott Laboratories Cisco Systems Inc 1 2 3 4 Экология Социальная работа Сокращение «углеродного следа»; сокращение «водного следа»; сокращение выбросов парниковых газов в цепочке поставок; сокращение использования электроэнергии; сокращение количества производственных отходов; применение в производстве продуктов переработки; утилизация оборудо вания, вышедшего из строя Предо ставление рабочих мест молодежи и мест прохождения стажировок; помощь при ликвидации последствий стихийн^іх бедствий (финансовая, обеспечение экстренной связи); вклад в создание доступного высококачествен ного образования; проект HP LIFE (обучение предпри нимателей); онлайн-платформ^і для микрокредитования; работа в области снижения кибер-рисков Сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу; сокращение использования водн^іх ресурсов; сокращение количества отходов; сокращение потребления электроэнергии Развитие инноваций; зашцта от подделок и борьба с ними; помощь в борьбе со всп^ішкой эбола; помощь в борьбе с сокращением распространения гепатита С в Египте; забота о здоровье женщин; подготовка индийских врачей в направлении оперирования катаракты Сокращение выбросов вредн^іх веществ; сокращение выбросов парниковых газов; сокращение потребления электроэнергии; использование возоб-новляем^іх источников энергии; переработка отработанной продукции и ее повторное использование Обучение предпринимательству; поддержка некоммерческих организаций Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса Окончание табл. 1 1 2 3 4 КСО в Обучение и пере- Обучение и пере- Обучение и переобучеотноше- обучение сотрудников; обучение сотрудников; ние сотрудников в Cisco нии Работникам предостав- стимулирование к рабо- Networking Academy; сотруд- ляется как минимум те в компании предста- ников один день отд^іха еже- вителей разн^іх мень- поддержка толерантно- недельно; шинств; сти и терпимости в ком- поддержка женщин и семьи; охрана здоровья сотрудников; пании; привлечение сотруд- мероприятия, направ- привлечение к участию в ников к участию в программах ксо (во- ленн^іе на ликвидацию нарушений прав чело- проектах КСО; лонтерство, участие в информационно-просветительских проектах); привлечение и поощрение к работе в компании лиц разн^іх полов , национально стей, сексуальной ориентации века привлечение и поощрение к работе в компании лиц разн^іх полов, национальностей, сексуальной ориентации; забота о здоровье сотрудников; выплаты дополнитель-н^іх пособий и вознаграждений Работа с Регулярн^ій аудит Проведение аудита по Работа над соблюдением постав- поставщиков; социальной ответствен- прав человека в наиболее щиками мотивация поставщиков к реализации КСО; проведение просветительских форумов по вопросам КСО и влияние КСО на экономическую эффективность ности поставщиков уязвимых звеньях цепочек поставок Корпора- Следование стандартам Следование стандартам Следование стандартам тивное направ ление корпоративной этики корпоративной этики корпоративной этики 155 Проведенный анализ показал, что в американских компаниях, особенно если речь идет о крупных корпорациях, сформировалась устойчивая культура КСО, которая подразумевает наличие, обнародование и популяризацию стратегии корпоративной социальной ответственности, добровольное следование ее принципам всеми сотрудниками компании, ежегодная (или иной периодичности) публикация отчетов о КСО. Основные положения КСО американских корпораций ярко отражают направления деятельности государства и американского социума. Так, забота об экологии, соблюдении прав человека и основных конституционн^іх прав являются частью менталитета американского общества («^в США свобода слова и совести не только защищена Конституцией страны и всей ее полити- В.В. Даньшина 156 ческой системой, но и является одним из краеугольн^іх камней, на которых построена вся американская государственность и ментальность» [16]). Общая линия КСО корпорации транслируется и на филиалы в других регионах, однако далеко не на всех территориях они приживаются и развиваются (например, 100% американских филиалов используют возобновляемые источники энергии, их поддерживают только 7% всемирн^іх представительств). Америка оказалась одной из первых стран, где начали проявлять обеспокоенность ухудшением состояния окружающей среды. Первыми символами этого стали создание Сьерра Клуба в 1892 г. и выход в 1962 г. книги биолога Рейчел Карсон «Тихая Весна». Сегодня забота об окружающей среде входит в круг основн^іх задач КСО бизнес-организаций в США. Что касается КСО в направлении соблюдения прав человека, принципов толерантности и терпимости, то данный момент, безусловно, играет важную роль во всем мире, однако приобретает особое значение именно для США, где исторически территория объединила представителей разн^іх национальностей и нередко возникали конфликты на национальной и религиозной почве. Особенно интересен опыт КСО и подход корпорации Abbott Laboratories. Занимаясь разработкой и созданием медицинских препаратов, корпорация, помимо экологических, социальн^іх, благотворительных проектов КСО, направила ряд программ на решение наиболее сложных, актуальных локальных региональных проблем (борьба с лихорадкой Эбола, сокращение уровня заболеваемости гепатитом С в Египте, подготовка индийских специалистов в направлении оперирования катаракты). Иначе складывается развитие стратегий КСО в Европе. Активное внедрение КСО бизнес-организаций в Европе началось с момента официального закрепления ее положений на Лиссабонском европейском саммите в 2000 г. и с момента публикации «Зеленой книги о КСО» Европейской комиссией. В объединенной Европе КСО определяется как «концепция интеграции заботы о социальном и экологическом развитии в бизнес-операциях компаний во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой» [8]. В странах Европ^і, как правило, работа компаний в направлении реализации стратегий КСО регламентирована государством: на бизнес-организации возложены обязанности по обязательному медицинскому страхованию, обеспечению пенсиями, охране окружающей среды. Все эти положения закрепле-н^і в Международной организации труда, Всеобщей декларации прав человека, Организации экономического сотрудничества и развития, решениях все-мирн^іх саммитов и др. [9]. Регулирование КСО с точки зрения права осуществляется на трех уровнях: наднациональном, национальном и местном, а основные принципы КСО закреплены в таких общеевропейских документах, как Интегрированная продуктовая политика, Десять принципов глобального договора ООН, Руководящие принципы Организации экономического сотрудничества и развития для многонациональн^іх компаний, Стандарт по социальной ответственности ISO 26000, Руководящие принципах ООН по вопросам бизнеса и прав человека, Схема экологического менеджмента и аудита. Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса 157 Таблица 2. КСО в бизнес-организациях стран Европы Направление деятельности КСО Наименования корпораций 1 Экология Социальная работа Nestle SA Unilever NV (Switzerland) (Netherlands) 2 3 Защита водн^іх ре- Сокращение выбросурсов; сов парниковых гаповышение эффек- зов; тивности использо- сокращение количевания ресурсов на ства отходов, связанпроизводстве; ных с утилизацией улучшение эколо- изделий; гичности производ- уменьшение испольства; зования водных реклиматическая по- сурсов при производлитика; стве продукции информационная работа по экологии и сохранению при- родных богатств Сокращение коли- Пропаганда мытья чества солей, сахара рук, гигиены полости и насыщенн^іх жи- рта; ров в продукции; использование в сообогащение продук- ставе производимых тов питания пита- продуктов питания тельными микро- полезных микроэлеэлементами; ментов; размещение инфор- сотрудничество с мации о правильном небольшими фермери здоровом питании скими хозяйствами и на упаковках; малым бизнесом; продвижение диет и применение сельскоздорового образа хозяйственного сыжизни; рья, произведенного в поддержка фермер- соответствие с принства; ципами устойчивого сотрудничество с развития фермами по произ- водству какао; политика ответст- венного маркетинга; продвижение со- блюдения основных прав и свобод чело- века; противодействие коррупции и взяточ- ничеству METRO AG (Germany) 4 Сокращение выбросов парниковых газов; сокращение потребления водн^іх ресурсов; сокращение потребления электроэнергии на производстве; сокращение отходов и увеличение скорости их переработки Повышение качества продукции, сертифицированной как органическая; следование принципам справедливой торговли продуктами; реализация региональной продукции; благотворительн^іе проект^:; инвестирование в ме-стн^іе сообщества 158 В.В. Даньшина Окончание табл. 2 1 2 3 4 КСО в отношении сотрудников бизнесорганизации Соблюдение прав человека и гендерного баланса на производстве Соблюдение толерантности и уважение прав человека на производстве; ликвидация детского труда; обязательная сертификация работников по охране и гигиене труда Соблюдение гендерного равноправия в компании; сокращение рабочего дня сотрудников; предоставление рабочих мест сотрудникам разн^іх возрастн^іх категорий, национальностей; повышение безопасности труда; обучение и переобучение сотрудников_ Работа с поставщиками Корпоративное направление Использует ответственные источники в цепочке поставок продукции Следование принципам корпоративной этики Контролирует поставщиков на предмет следования политике КСО и устойчивого развития_ Выбор поставщиков и партнеров, следующих принципам КСО Несмотря на значительное количество документов, регламентирующих деятельность КСО, многие компании не только следуют их положениям, но и сами разрабатывают программы и проекты КСО. В рейтинге лидеров индуст-риальн^іх групп DJSI из 24 групп европейские компании лидируют в 17, при этом большинство представляют такие стран^і, как Швейцария, Нидерланды, за ними следуют Германия, Франция, Испания, далее в одной группе представлена бельгийская компания и в одной группе - итальянская компания. В рамках данного исследования мы рассмотрели, каким образом осуществляется реализация стратегий КСО в следующих компаниях-лидерах индустриальных групп DJSI: Nestle SA (Switzerland) группа «Food, Beverage & Tobacco», Unilever NV (Netherlands) группа «Household & Personal Products» и METRO AG (Germany) группа «Food & Staples Retailing», результаты анализа приведены в табл. 2. Таким образом, в странах Европ^і большинство программ КСО бизнесорганизаций также направлено на решение характерн^іх для этих территорий проблем: экология, ведение фермерских хозяйств. В связи с высокой концентрацией промышленных, производственн^іх предприятий на сравнительно небольшой территории забота об охране окружающей среды для стран Европы особенно актуальна (зарубежная Европа давно уже стала едва ли не главным из трех мировых центров дестабилизации окружающей среды. Во многих ее районах доля ненарушенн^іх территорий сократилась до минимума, а частично нарушенн^іх колеблется в пределах от 5 до 25%. Остальн^іе же земли относят к полностью нарушенн^ім. При этом во второй половине XX в. процесс дестабилизации окружающей среды продолжался [17]). Особое внимание в этом направлении бизнес-организации Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса 159 уделяют сохранению водн^іх ресурсов, что также актуально в связи с небольшими запасами пресной воды (например, в рейтинге из 173 стран по объему общих возобновляемых водн^іх ресурсов, составленном по данн^ім CIA The World Factbook, Дания занимает 145-е место, Чехия - 130-е, Германия -52-е, Швейцария - 90-е, Нидерладн^і - 73-е [18]). Также важен для Европы вопрос ведения сельского хозяйства, поддержка и развитие фермерства, поскольку небольшие территории, качество земель значительно усложняют работу фермеров. КСО активно внедряется в стратегии бизнес-организаций не только развитых стран. Обратимся к реализации инициатив КСО в Китайской Народной Республике. Для крупн^іх транснациональн^іх компаний Китая характерных три смежные роли: 1. Они являются легкодоступными объектами для государственного вмешательства. 2. Они являются игроками глобального рынка, серьезно уязвимыми перед международными требованиями по КСО. 3. Они являются наиболее заметными и признанными участниками КСО на национальн^іх рынках. Например, Государственная комиссия КНР по надзору и управлению государственными активами (SASAC) утверждает, что основная причина, по которой требования КСО предъявляются к крупным государственным предприятиям, заключается в том, что «показатели социальной ответственности стали важным критерием оценки предприятий для международного сообщества». В то же время КСО помогает упрочить «имидж Китая как ответственной развивающейся странах». В этих условиях ведущие ТНК Китая выступают первопроходцами и подают пример в сфере КСО другим национальным компаниям. На практике мы отмечаем выделение группы крупнейших ТНК Китая, которые также лидируют в национальных рейтингах и присуждении премий в сфере КСО. В последние годы количество отчетов по КСО постоянно растет. Невзирая на возросшую популярность, направление и содержание развития КСО в Китае испытывают сильное влияние государства. Государство играет важную роль в развитии предпринимательства в Китае по крайней мере по трем причинам. Во-первых, государство контролирует жизненно важные для бизнеса ограниченные ресурсы. Во-вторых, государство часто вмешивается в решения и деятельность бизнеса. В-третьих, бизнесу необходима государственная защита для выживания в условиях нормативно-правовой и политической неопределенности. Перечисленные факты превращают КСО в еще одну арену борьбы компаний за легитимность и другие ресурсы путем взаимодействия с официальными государственными органами. В Китае ведение благотворительной деятельности является удобным способом укрепления личных связей с государственными должностными лицами или усиления поддержки местных органов управления для развития бизнеса в регионе. Лидеры КСО из числа китайских ТНК обычно организуют благотворительную деятельность с использованием бюрократических связей, сопровождая ее проправительственными выступлениями и выполняя административные требования государственных органов. Основное направление такой дея- В.В. Даньшина 160 тельности связано с сокращением бедности и помощью во время стихийных бедствий, что осуществляется главн^ім образом путем участия в государст-венн^іх программах помощи и внесения пожертвований через государствен-н^іе благотворительные фонды. В Китае КСО считается обязательн^ім элементом, необходимым для реализации национальн^іх целей построения гармоничного общества и возрождения великого китайского народа. Китай отличается подходом «сверху вниз» к регулированию развития КСО. Китайское правительство провело работу по подготовке руководящих указаний, политики и предложений. Китайское правительство и различные учреждения опубликовали обширн^ій список рекомендаций, руководящих указаний и принципов политики в отношении практики и отчетности о КСО. В 2005 г. Китайская ассоциация текстильной промышленности первой издала документ «Система управления социальной ответственностью для текстильных предприятий Китая». Поправка в Закон Китайской Народной Республики «О компаниях» в 2006 г. впервые предусматривала внесение КСО в основн^іе правовые акты. В ноябре 2007 г. Совет по устойчивому развитию Конфедерации предприятий Китая издал «Рекомендованные стандарты и образцы для корпоративной социальной ответственности в Китае». В январе 2008 г. комиссия SASAC опубликовала «Рекомендации по практике социальной ответственности для центральных предприятий» и т. д. В результате реализации исходящих от государственных органов инициатив середина первого десятилетия века стала поворотной точкой развития КСО в Китае. При анализе отчетов КСО можно выявить пять основн^іх форм отношений между бизнесом и государством. Первая форма, «бюрократия», относится к официальной и иерархической связи компании с государством в рамках отношений собственности или участия. Вторая форма, «приверженность», отражает одобрение или принятие компанией направления политики государства, ценностей или принципов. Третья форма, «соблюдение», характеризует соответствие компании государственным распоряжениям, запросам, политике или постановлениям. Четвертая форма, «признание», определяет случаи, когда компания получает признание государства за счет официаль-н^іх наград, позиций в рейтингах, призов или других форм одобрения. И, наконец, пятая форма, «партнерство», указывает на взаимовыгодную по своей природе совместную работу компании с органами государственного управления. Лидеры КСО из ТНК Китая предпринимают значительно больше усилий, чтобы описать бюрократические связи с государственными органами и то, как они поддерживают политику государства или основополагающие принцип^і. Государственное право собственности порождает внутренние механизмы благотворительности в Китае. К сожалению, отчеты о КСО большинства организаций Китая существуют только на китайском языке. В рамках данного исследования мы рассмотрели опыт реализации программ и проектов КСО таких компаний, как China Huadian Corporation, China Minmetals Corporation, Alibaba Group. Отчеты о КСО этих компаний и информацию о них возможно найти в англоязычных источниках. Результаты проведенного анализа отчетов приведен^і в табл. 3. Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса Таблица 3. КСО в бизнес-организациях Китайской Народной Республики Наименования корпораций ние деятельности КСО China Huadian Corporation China Minmetals Corporation Alibaba Group Экология Экономное потребление электроэнергии; сокращение выбросов парниковых газов; сокращение количества отходов Мониторинг качества воды и поиск ее источников Социальная деятель ность Борьба с дискриминацией; борьба за свободное выражение убеждений; борьба за достойный уровень жизни; борьба за права коренн^іх народов Реализация благотворительных программ, связанных с поддержкой образования, медициной, ликвидацией последствий стихийных бедствий КСО в отношении сотрудников бизнес-организации Обучение и переобучение сотрудников в регионах; предоставление возможности работать на дому; привлечение сотрудников компании к волонтерской деятельности 161 КСО китайских компаний менее содержательна и разнообразна, чем деятельность американских и европейских компаний, что связано в основном с тем, что КСО в Китае находится только на стартовом уровне, однако ее поддержка со стороны государства закладывает базу для дальнейшего формирования и развития. Рассмотренн^іе китайские бизнес-организации при реализации КСО делают упор на экологическую деятельность. Для Китая проблемы экологии также важны, поскольку на территории страны сосредоточено множество предприятий, чьи экологические стандарты оставляют желать лучшего. В данном случае бизнес-организации реализуют подобн^іе проекты по причине внимания к этим вопросам государства. Однако можно предположить, что на государственном уровне охрана окружающей среды становится одной из задач в связи с внешнеполитическими взаимоотношениями и желанием Китая следовать общеевропейским, американским тенденциям. Такое предположение возникает еще и потому, что экологические программы и проекты схожи с европейскими и американскими, но они не учитывают специфику территории, особенности экологических проблем Китая. Такой же характер носит и КСО, направленная на борьбу с дискриминацией, соблюдением прав человека. 162 В.В. Даньшина Таблица 4. Сравнение направлений деятельности КСО бизнес-организаций в странах Западной Европы, США и КНР Направление КСО США Западная Европа КНР 1 2 3 4 Экология Общее Защита водн^іх ресурсов, сокращение потребления электроэнергии; сокращение выбросов парниковых газов; сокращение количества отходов Различия Сокращение «углеродного следа»; применение в производстве продуктов переработки; утилизация оборудования, вышедшего из строя; использование во-зобновляем^іх источников энергии Повышение эффективности использования ресурсов на производстве; улучшение экологичности производства; климатическая политика; информационная работа по экологии и сохранению природных богатств Социальная деятельность Общее Продвижение соблюдения основн^іх прав и свобод человека; реализация благотворительн^іх программ, связанн^іх с поддержкой образования, медициной, ликвидацией последствий стихийн^іх бедствий Различия Предоставление рабочих мест молодежи и мест прохождения стажировок; поддержка малого бизнеса; работа в области снижения киберрисков; развитие инноваций; защита от подделок и борьба с ними; помощь в подготовке специалистов для лечения различных заболеваний в регионах; поддержка некоммерческих организаций_ Продвижение диет и здорового образа жизни; поддержка фермерства; сотрудничество с фермами по производству какао; политика ответственного маркетинга; использование при производстве продукции полезных для здоровья веществ и микроэлементов; инвестирование в местн^іе сообщества; применение сельскохозяйственного сырья, произведенного в соответствии с принципами устойчивого развития; противодействие коррупции и взяточничеству_ Борьба за права коренных народов Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса 163 Окончание табл. 4 1 2 3 4 КСО в отношении сотрудни ков бизнес-организации Общее Различия Работа с поставщиками Общее Различия Корпоративное направление Общее Обучение и переобучение сотрудников Работникам предоставляется как минимум отд^іха дельно; поддержка женщин и семьи; привлечение со трудников к участию в программах КСО (волонтерство, участие в информационно-просветительских проектах); привлечение к работе и поощрение в компании лиц раз-н^іх полов, национальностей, сексуальной ориентации; охрана здоровья сотрудников; мероприятия, направленн^іе на ликвидацию нарушений прав человека один день ежене- Выбор поставщиков щих принципам КСО Регулярный аудит поставщиков; мотивация поставщиков к реализации КСО; проведение просветительских фору мов по вопросам КСО и влияние КСО на экономическую эффективность; работа над соблюдением прав человека в наиболее уязвимых звеньях цепочек поставок Сокращение рабочего дня сотрудников; предоставление рабочих мест сотрудникам разн^іх возрастн^іх категорий, нацио нальностей; повышение безопасности труда; ликвидация детского труда; обязательная сертификация работников по охране и гигиене труда и партнеров, следую- Следование стандартам корпоративной этики Предоставление возможности работать на дому; привлечение сотрудников компании к волонтерской деятельности В.В. Даньшина 164 В табл. 4 мы объединили полученные при анализе данн^іе о КСО бизнесорганизаций США, стран Западной Европ^і и КНР и выделили схожие и различные направления деятельноети. 120 100 80 60 40 20 UUii ІСША I Европа I Китай сЗ VD >и я 5 5 я я -и й сЗ VD гЯ 2 ® ^ и я со о 3'-' HN со й 3 “ С5 о я о о. о. Я- |>а Э g ijO Ои Я Я Я о о с & я 2 ^ яя. >и 2 ^ Оя я Рис. 1. Экология Анализируя и сравнивая КСО бизнеса в США, Западной Европе и КНР, важно отметить следующее: в каждом регионе есть сильные и слабые сторонѣ! КСО. В рамках данного исследования мы отметим сильн^іе сторон^і. Так, на наш взгляд, важно в экологическом направлении реализовывать такую деятельность, как использование возобновляемых источников энергии на производстве, содействие утилизации вышедшего из строя оборудования, упаковок, контейнеров и т. д. В социальном направлении важно проводить работу, связанную с поддержкой местного предпринимательства и сельхозпроизводителей региона, организовывать рабочие места для молодежи и места для прохождения стажировок обучающимся. В отношении поддержки сотрудников бизнес-организации актуальны такие направления работы, как предоставление рабочих мест людям разных возрастных категорий, разных полов и национальностей, повышение безопасности труда, охрана здоровья сотрудников. Работа с поставщиками и следование стандартам корпоративной этики относятся к высшей стадии развития КСО в бизнес-организации, а именно к гражданской стадии [20], когда компания не только следует нормам законодательства и активно реализует проект и программы КСО, но и прилагает усилия для продвижения идей КСО. Ряд организаций США и Западной Евро-п^і уже находится на этой стадии, тогда как для бизнес-организаций КНР -это скорее цели и планы на будущее. Основные, наиболее характерные направления КСО по рассмотренным бизнес-организациям США, Европ^і и Китая приведен^і на рис. 1-4. Пропаганда соблюдения основных прав и свобод Обучение и переобучение Преимущества для сотрудников (пособия, сокращения рабочего дня) Привлечение к участию в волонтерской деятельности ё й S g Забота о здоровье общества s Образовательные проекты n о tjк о 0 a 1 T3 о и Поддержка фермерских хозяйств Поддержка уязвимых слоев населения (женщины, дети, старики) а SS SS Гі о SS Благотворительность S' Со к m П 166 В.В. Даньшина 120 100 80 60 40 20 0 Работа с поставщиками в направлении КСО Стандарты корпоративной этіики Рис. 4. Прочие направления деятельности КСО ІСША I Европа Как видно из рис. 1, проанализированные бизнес-организации США проявляют наибольшую активность по всем направлениям экологической работы, уделяя меньшее внимание, чем в странах Западной Европ^і, только экономии водн^іх ресурсов. Рассмотренн^іе бизнес-организации стран Западной Европы и КНР не реализуют деятельность в направлении использования продуктов переработки на производстве, кроме того, бизнес-организации КНР не стремятся к содействию переработки отходов. Рисунок 2 показывает, что акценты в социальной работе рассмотренн^іх бизнес-организаций в разн^іх странах расставлен^і по-разному. Так, бизнесорганизации США уделяют наибольшее внимание образовательным проектам, благотворительности. Кроме того, бизнес-организации США и Западной Европы уделяют примерно равное внимание реализации проектов, направ-ленн^іх на поддержку уязвимых слоев населения. Бизнес-организации Западной Европ^і делают основной акцент на заботу о здоровье общества и поддержку фермерских хозяйств. В Китае социальная работа в основном связана с благотворительностью. Из рис. 3 видно, что основн^іе направления КСО в отношении сотрудников бизнес-организаций связаны с обучением и переобучением сотрудников, а также с пропагандой соблюдения основн^іх прав и свобод человека. Привлечение к участию в волонтерской деятельности в основном характерно для рассмотренных бизнес-организаций США. Рисунок 4 иллюстрирует, что работа с поставщиками в отношении КСО и следование стандартам корпоративной этики характерных для бизнесорганизаций США и Западной Европы. Таким образом, в представленных странах сформированы собственные модели реализации стратегий КСО. Основой для формирования тех или иных проектов КСО служат, во-первых, исторические и географические предпосылки, а во-вторых, взаимоотношения бизнеса и государства. Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса 167 Исторические предпосылки формирования народности, ментальности и географические особенности, связанные с объемами тех или ин^іх ресурсов, источников энергии, масштабами территорий, качеством земель, развитием инфраструктуры, определили ряд приоритетн^іх направлений КСО для бизнес-организаций разных стран: Для США: • борьба за соблюдение основн^іх конституционн^іх прав и свобод (равенство рас, религий, гендерное равноправие, соблюдение свободы слова и убеждений и т.д.); • сокращение количества отходов, выбросов парниковых газов, потребления электроэнергии. Для Западной Европ^і: • сокращение потребления водных ресурсов; • поддержка местного фермерства; • укрепление здоровья общества. Для Китая: • сокращение выбросов вредных веществ; • борьба за соблюдение прав и свобод. Относительно принципа формирования КСО бизнес-организаций, основанного на отношении государства к социальной ответственности бизнеса и отношениях бизнес-организаций с государством, стоит отметить, что в США инициативы по реализации стратегий СОБ исходят в первую очередь от бизнес-организаций, хотя и всесторонне поддержаны государством. Европейский подход к стратегиям СОБ подразумевает регламентацию этой деятельности государством, что подтверждается значительным перечнем документов и положений, закрепляющих принципы СОБ и направляющих деятельность компаний. Для стран Европы и США, как для регионов, наиболее развитых в плане КСО, характерны также следование принципам корпоративной этики и активная работа с поставщиками, связанная с сотрудничеством с поставщиками, следующими принципам КСО, а также пропаганда принципов КСО среди поставщиков. В КНР в силу того, что применение принципов КСО в деятельности бизнес-организаций началось относительно недавно, отношение бизнесорганизаций к КСО не сформировано, но однозначно поддерживается государством, а, следовательно, в силу устройства политического управления в КНР должно и исполняться всеми организациями. Безусловно, наибольший вклад в этот процесс вносят государственные корпорации или корпорации с высокой долей участия государства. Рассмотренный зарубежный опыт КСО может быть применен и в Российской Федерации. Ряд проектов, реализуемых за рубежом, уже осуществляется и в бизнес-организациях России (например, сокращение отходов производства, сокращение количества вредных веществ, обучение и переобучение сотрудников, сокращение потребления электроэнергии (ОАО «РЖД», «Сбербанк^)), благотворительные проекты, связанные с поддержкой образования, здравоохранением, молодежной политикой («Сбербанк^), Группа ВТБ), фи- В.В. Даньшина 168 нансовая поддержка природоохранн^іх проектов, формирование и сохранение корпоративн^іх ценностей (Группа ВТБ) и т.д.). Другие проекты, например поддержка сельхозпроизводителей региона, малого бизнеса, защита от подделок и борьба с ними, меры, направленн^іе на борьбу с коррупцией и взяточничеством, работа с поставщиками по вопросу СОБ, внедрение стандартов корпоративной этики, могут уже сейчас более активно внедряться в социально ответственн^іе программы и проекты. Проведенный анализ КСО бизнес-организаций США, Западной Европы и КНР является одной из важнейших основ в продвижении принципов корпоративной социальной ответственности в России и при формировании модели КСО. Наилучший зарубежный опыт должен браться за основу, несмотря на имеющиеся различия в методах ведения бизнеса и в законодательстве. Но необходимо понимать, что деятельность в области КСО будет эффективна только в случае, если она будет осуществляться рационально, т.е. с ориентацией на передовой зарубежный оп^іт, с учетом российских реалий. Таким образом, вопросу развития КСО на современном этапе уделяется большое внимание. Основн^іми направлениями развития КСО являются продвижение социально-экологической ответственности, развитие нефинансовой отчетности, которое охватывает в основном крупные компании, особенно те, что котируются на мировых биржах, оперируют на глобальных рынках, действуют в различных регионах присутствия. Важнейшим новым эта

Ключевые слова

социальная ответственность бизнеса, корпоративная социальная ответственность (КСО), отчет о КСО, ключевые показатели эффективности, устойчивое развитие, охрана окружающей среды, соблюдение прав человека, толерантность, Social Liability of Business (SLB), Corporate Social Responsibility (CSR), CSR report, main performance indicators, sustainable development, environmental protection, human rights respect, tolerance

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Даньшина Варвара ВладимировнаСаратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагаринакандидат педагогических наук, доцент кафедры коммерции и инжиниринга бизнес-процессов, директор Института развития бизнеса и стратегийantipovanv@irbis-edu.ru
Всего: 1

Ссылки

Кузнецова Н.В., Маслова Е.В. Модели корпоративной социальной ответственности // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 4(24).
HP 2015 Sustainability Report [Electronic resourse]. URL: http:// www8.hp.com/h20195/v2/GetPDF.aspx/c05154920.pdf (access date: 22.04.2017).
Социальная практика компании HP [Электронный ресурс]. URL: http:// csrjournal.com/1688-socialnaja-praktika-kompanii-hp.html (дата обращения: 25.04.2017).
Sustainability. Environment. Improving the environmental performance of our customers, operations, and supply chain [Electronic resourse]. URL: http://www8.hp.com/us/en/hpinformation/environment/product-recycling.html?jumpid=in_r138_us/en/corp/sustainability/main-menu-environment (access date: 25.04.2017).
Sustainability. Society. Strengthening our communities and enabling the sustainable development of society [Electronic resourse]. URL: http://www8.hp.com/us/en/hpinformation/global-citizenship/society/supplychain.html (access date: 25.04.2017).
Abbott Global Citizenship Report 2015 [Electronic resourse]. URL: http://dam.abbott.com/global/documents/pdfs/abbott-citizenship/global-reports/Abbott_Global_Citizenship_Report.pdf (access date: 23.04.2017).
Corporate Social Responsibility 2016 Report [Electronic resourse]. URL: http://www.cisco.com/assets/csr/pdf/CSR-Report-2016.pdf (access date: 25.04.2017).
Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для РФ // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 3.
Корпоративная социальная ответственность в Европе: что нужно знать предпринимателю, выходящему на европейские рынки [Электронный ресурс]. URL: http:// permtpp.ru/upload/iblock/58c/kso.pdf (дата обращения: 26.04.2017).
Nestle in society. Creating shared Value and meeting our commitments 2015 [Electronic resourse]. URL: http://www.nestle.com/asset-library/Documents/Library/Documents/ Corporate_Social_Responsibility/Nestle-in-Society-Summary-Report-2015-EN.pdf
Unilever Sustainable living plan summary of progress 2015 [Electronic resourse]. URL: https://www.unilever.com/Images/uslp-mobilising-collective-action-summary-of-progress-2015_tcm244-424809_en.pdf (access date: 23.04.2017).
Corporate Responsibility Report 2015/16 [Electronic resourse]. URL: http://reports.metrogroup.de/2015-2016/corporate-responsibility-report/ (access date: 24.04.2017).
Contemporary corporate social responsibility (CSR) in China: a сase study of a chinese compliant [Electronic resourse]. URL: http://sevenpillarsinstitute.org/wpcontent/uploads/2012/10/Corporate-Social-Responsibility-in-China-EDITED.pdf (access date: 26.04.2017).
The corporate responsibility to respect human right in China and globally [Electronic resourse]. URL: http://www.global-business-initiative.org/wp-content/uploads/2014/10/EN-China- Learning-Project-Report.pdf (access date: 26.04.2017).
Иванова В.А. Корпоративная социальная ответственность в азиатских странах // Транспортное дело России. 2010. № 9.
Злобин Н. Империя свободы. Ценности и фобии американского общества. М.: Эксмо, 2016.
Максаковский В.П. Географическая картина мира. Книга II. Региональная характеристика мира. 4-е изд. М.: Дрофа, 2009. 480 с.
Запасы воды в мире. Список стран по водным ресурсам [Электронный ресурс]. URL: http://www.statdata.ru/zapasi-vody-v-mire (дата обращения: 15.05.2017).
ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Руководство по социальной ответственности/ Консорци-умКодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-26000-2012 (дата обращения: 21.05.2017).
Даньшина В.В. Оценка компаний в области социально ответственного бизнеса // Бизнес. Образование. Право: вестн. Волгоград. ин-та бизнеса. 2016. № 4 (37), С. 44-50.
Industry Group Leaders 2016/ RobecoSam.We are sustainability investing [Electronic resourse]. URL: http://www.robecosam.com/en/sustainability-insights/about-sustainability/corporatesustainability-assessment/industry-group-leaders.jsp (access date: 20.05.2017).
 Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 40. DOI:  10.17223/19988648/40/13

Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 40. DOI: 10.17223/19988648/40/13