Молодежное предпринимательство: проблемы и пути решения | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 40. DOI: 10.17223/19988648/40/15

Молодежное предпринимательство: проблемы и пути решения

Молодежное предпринимательство - одно из наиболее перспективных направлений развития экономики страны, являющееся фактически потенциалом ее роста. В настоящее время его роль и значение активно обсуждаются как в правительственных, так и в предпринимательских и научных кругах. В работе авторами противопоставляются выделяемые в современной научной литературе проблемы функционирования молодежного предпринимательства и результаты собственного исследования, проведенного среди молодых людей, проживающих на территории Дальнего Востока. По мнению авторов, применение теории заинтересованных сторон и выделение основных участников и их интересов могут способствовать повышению эффективности развития изучаемого в работе направления. Использование данной концепции будет, считают авторы, стимулировать и заинтересовывать в развитии молодежного предпринимательства органы власти, население, предпринимателей и вузы. В рамках статьи аргументируется положение, что именно совместные действия представленных стейкхолдеров могут повысить предпринимательскую активность в молодежной среде.

Youth enterprise: problems and solutions.pdf Важность включения молодежи в развитие малого и среднего предпринимательства неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента РФ В.В. Путина, Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, руководителей политических партий и многих общественных деятелей. В своих выступлениях они указывают на то, что молодежное предпринимательство является одним из важнейших приоритетов социально-экономической политики государства. Ориентация на создание условий поддержки молодых предпринимателей и необходимых гарантий их деятельности будет способствовать самореализации молодого человека. К сожалению, на данный момент в стране наблюдается определенн^ій спад его развития. Изучая статистические дан-н^іе, можно наблюдать две отрицательные тенденции. Первая - снижение числа молодых людей, открывающих собственное дело, и вторая - высокая доля закрывающихся начинаний в течение первого года. Во многом это связано с недостаточно эффективн^ім функционированием существующего организационно-экономического механизма поддержки и развития молодых предпринимателей. Общество нуждается в развитии, поощрении и распространении молодежного предпринимательства. Его особенности, связанн^іе с инициативностью, адаптивностью и способностью молодых людей идти на риск, могут стать локомотивом развития региональной экономики. Основной целью представленного ниже исследования является изучение проблем развития молодежного предпринимательства и оценка возможностей применения теории заинтересованн^іх сторон для их снижения [1. С. 24]. В современном мире достаточно непросто определиться с родом и видом деятельности. Сегодня многие молодые люди задумываются открыть свой бизнес, заняться предпринимательством, но не многие решаются на это. Основываясь на анализе различных источников, предпринимательство можно охарактеризовать как рисковую экономическую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ. Молодые люди креативно мыслят, амбициозных и готовы менять мир, рисковать, а не только получать прибыль. Данная социальная группа - самая активная часть общества, которая быстро реагирует на любые изменения в жизни и эффективно воспринимает позитивные их стороны. Феномен молодежного предпринимательства активно рассматривается научными сообществами, и почти все сходятся во мнении, что рассматривать его стоит с учетом особенностей, связанн^іх с возрастом предпринимателей. А.В. Иванова, изучая молодежное предпринимательство в контексте динамического процесса, направленного на формирование новых ценностей в бизнесе, указывает, что возрастная граница молодых людей должна быть до 35 лет, чтобы относиться к данному сектору хозяйствования [1]. Н.В. Ахиярова, соглашаясь с предыдущим исследователем, отмечает специфические качествах молодых людей, снижая возрастной ценз до 30 лет, подчеркивая, что именно у этой группы молодых людей более выражена склонность к инновационности, свободной самореализации и социальной адаптации [2]. Поэтому, по мнению многих исследователей, развитие молодежного предпринимательства и привлечение данной категории граждан к предпринимательской деятельности является важной задачей на сегодняшний день. Стоит отметить, что молодежное предпринимательство сможет стать драйвером развития экономики, пополнения федерального бюджета за счет малого и среднего бизнеса, а также реализовать инновационн^іе идеи. Основываясь на вышеизложенном, мы можем сделать вывод, что данн^ій сегмент предпринимательской деятельности характеризуется более высокой инновационной открытостью, способностью к адаптации к нестабильным социально-экономическим условиям и способностью принимать неоднозначные высокорисковые решения для достижения поставленных целей. Вместе с тем специфика данной категории граждан определяет проблемы, с которыми они сталкиваются при открытии и развитии своего дела. В целях выявления наиболее значимых из них нами был проведен анализ публикаций, посвященных изучению молодежного предпринимательства, на основании которых были выделены три группы проблем, тормозящих его развитие: личностн^іе или мотивационн^іе; отсутствие профессиональн^іх знаний и оп^іта; законодательные. В рамках первой группах такие исследователи, как Е.В. Титова, С.И. Королева, А.В. Ларченко, В.Г. Милославский, Э.Ю. Кочесокова, выделяют лич- Е.Г. Шумик, Е.В. Белик, М.П. Блинов 186 ностн^іе или мотивационные трудности молодежи [3, 4, 5, 6]. Обосновывая проблему низкого социального настроя молодежи, они отмечают слабую выраженность готовности идти на риск, создавать что-то новое, отсутствие духа предпринимательства и мотивации. Исследователи говорят о том, что молодые люди гораздо более охотно выбирают стабильность крупного бизнеса и государственной службы, нежели риск предпринимательства. В рамках второй групп^і основной проблемой, по мнению А.А. Ларичевой, В.И. Петрище, С.Г. Симонова и Л.И. Грошевой, Д.Е. Костыревой, является отсутствие профессиональн^іх и специфических знаний в области предпринимательства, теоретической поддержки и опыта [7, 8, 9]. Образование дает теоретическую базу, но когда подходит дело к практике, большинство не знают, с чего начать. Прежде всего, это связано с недостаточно высоким уровнем и содержанием образовательных программ. Традиционные российские образовательные учреждения дают основы экономических знаний, при этом не формируют стимулы и поведенческие компетенции, без которых успешная предпринимательская деятельность невозможна. Деятельность институтов поддержки предпринимательства также в недостаточной степени ориентирована на содействие молодежному бизнесу. Здесь следует подчеркнуть, что методологическая и теоретическая поддержка молодых предпринимателей является основополагающим механизмом развития малого и среднего предпринимательства в России. Еще одна группа исследователей выделяет не менее существенную проблему: отсутствие четкого законодательного определения понятия «молодежное предпринимательство» и, как следствие, невозможность выделения его субъектов для целей учета и анализа, что препятствует проведению объективной оценки эффективности предпринимаемых законодательных и исполнительных мер. Эта проблема поднимется в исследованиях А.О. Жидико-ва, М.С. Ракитиной, В.И. Игнатов и др. [10, 11]. Для обоснования вышеперечисленных проблем и оценки их важности нами был проведен опрос. По официальным данным, в среднем в вузах Владивостока в общей численности студенческой молодежи более 40% составляют молодые люди, проживающие во Владивостоке и его пригородах, 40% приехали из городов и поселков Приморского края, 10% - из других областей Дальнего Востока, 5% - из других регионов Сибири, Урала и центральной части России, 5% -иностранцѣ! (Китай, Корея, Монголия, Вьетнам). В опросе приняли участие школьники, студенты бакалавриата и магистратуры из различн^іх регионов России, с упором на Дальневосточный федеральный округ (далее - ДФО) и Приморский край. Основную часть опрошенных в Приморском крае составили студенты Владивостока. Социологический опрос был проведен по специально разработанной анкете, которая включала 13 вопросов относительно самооценки опрошенных в части наличия достаточн^іх знаний и компетенций, мотивированности, готовности открыть свой бизнес. В опросе приняли участие 542 человека, из них 408 девушек и 134 юношей. Из 542 опрошенн^іх 531 проживает в ДФО, из которых 410 - в Приморском крае (308 девушек и 102 юноши). Молодежное предпринимательство: проблемы и пути решения 187 Проведенное исследование показало, что более 60% опрошенн^іх хотели бы организовать собственн^ій бизнес, а 4,5% уже его имеют. Таким образом, со стороны студентов достаточно высок уровень заинтересованн^іх в организации собственного бизнеса. Дополнительн^ій анализ показал, что в основном о собственном бизнесе задумываются юноши (практически 91% опро-шенн^іх). іаиболее оптимальное время для начала своего дела [ПРОЦЕНТ] [ПРОЦЕНТН, Ді Через 5 лет и более после окончания вузаа После окончания вуза ■■■ Во время учебы Рис. 1. Результат^! опроса молод^іх людей Е.Г. Шумик, Е.В. Белик, М.П. Блинов 188 Опрос также показал, что большинство желающих открыть собственный бизнес - это студенты экономических направлений - около 80%, по осталь-н^ім направлениям этот процент значительно ниже и составляет около 4050%. Данная тенденция вполне объяснима: как правило, студентыэкономисты имеют более четкое понимание действия рыночных механизмов и самого рынка. 270 опрошенн^іх студентов (66%) готовы начать заняться предпринимательской деятельностью, 119 хотят заниматься во время учебы, 197 - после учебы; остальн^іе считают, что самое оптимальное время для занятия предпринимательской деятельностью через 5 лет после окончания учебы (рис. 1), а 20 человек уже занимаются предпринимательской деятельностью. В перспективе открыть свой бизнес готовы 79,8% от общего количества опрошенных. В ходе опроса 65% респондентов отметили, что им не хватает знаний для открытия собственного бизнеса, при этом основных знаний студентам не хватает в области юридической и экономической. В основном студенты отмечали, что им не хватает знаний как раз именно в той области, которая не является их профильной. Экономисты считают, что им необходимы юридические знания, студенты юридических специальностей - наоборот. При этом чаще всего о нехватке знаний упоминали девушки (309), нежели юноши (64). Исследование также показало, что большинство студентов, начиная с 34-го курса, уже подрабатывают, таких около 50%. Однако многие студенты работают не по своей специальности. Таким образом, по окончании вуза студенты не представляют особой ценности для работодателя. Но, с другой стороны, данное обстоятельство отражает стремление современных студентов к финансовой независимости, что может служить достаточной предпосылкой для создания собственного бизнеса даже во время учебы. Основываясь на результатах опроса, представленных выше, а также опираясь на выделенные проблемы, можно сказать, что на данный момент не все проблемы, выделяемые исследователями, на территории Приморского края являются релевантными. Анализируя результаты опроса, становится очевидным, что мотивацион-н^іе и личностные характеристики, стартовые условия для молодежи, государственная поддержка не всегда являются необходимыми и достаточными условиями для открытия собственного дела. Молодежь в настоящее время готова рисковать, имеет высокую мотивацию, а государство, в свою очередь, пытается максимально поддержать начинания молодых людей. На наш взгляд, и это подтвердили результаты опроса, молодым людям не хватает полученн^іх оп^іта и знаний не столько в вузе, сколько в реальной предпринимательской среде. На основании вышеприведенного исследования можно сделать вывод о том, что развитию молодежного предпринимательства будет способствовать процесс интеграции интересов образовательн^іх учреждений, предпринимателей, населения (общественности) и органов государственной власти, что позволит достичь синергетического эффекта. Необходимость объединения интересов стейкхолдеров для повышения эффективности деятельности различных социально-экономических систем Молодежное предпринимательство: проблемы и пути решения 189 активно рассматривается в современной научной литературе. Само понятие «стейкхолдер» одним из первых использовал в своей работе Э. Фримен [12]. Рис. 2. Взаимодействие стейкхолдеров в развитии предпринимательства С точки зрения современн^іх авторов, к стейкхолдерам могут относиться только те организации, которые не воспринимают интересы стейкхолдеров как ограничения. Ряд авторов указывают, что в первую очередь заинтересо-ванн^іе сторон^і - это те, которые могут влиять на процесс прямо или косвенно, в отношении их действует принцип взаимозависимости. Стоит отметить, что практически все авторы сходятся во мнении, что «к числу стейкхолдеров относятся все потенциальные выгодополучатели от деятельности компаний и фирм» [12-15]. Нами были выделен^і с позиции процесса развития молодежного предпринимательства основн^іе групп^і стейкхолдеров (рис. 2). Таким образом, процесс развития молодежного предпринимательства необходимо рассматривать в системе отношений основных групп стейкхолдеров, а именно: органов власти, населения и предпринимательских структур и вузов. На рис. 3 представлен^і основн^іе интересы в развитии предпринимательства и проблемы, которые может решать тот или иной стейкхолдер. Можно выделить две групп^і взаимодействия стейкхолдеров. Первое взаимодействие - это отношения между основными группами, такими как государство, население, предприниматели и вузы; второе - взаимодействие происходит между основными группами стейкхолдеров и молодежным предпринимательством. Е.Г. Шумик, Е.В. Белик, М.П. Блинов 190 Учасі Интересы Орі ДЕ1Ы 1Х>-сударстіиін-нон власти f -пя Л0ТЮЛ1ГСГЕИС бюджета; развитие экономики Р«І> за с^іет молодежного предпринимательства (малого і\ среднею Орисса); -JioifEJiEicime эаИЖОСТИ молодежи; -трудоустронстьо выпускников вузов Решаемые проблемы Повышение урошоі финаксиравакЕія программ поддержки (тредприі I имател ьст-ьа, снижение адм>і-Еіис'іратиііных барьеров ! Предпрн- \ 1 расіпіірение мясшта-' і ! ' Новаторские Ещ ей в ' Еіиматсль- I І І І бов деятельности; - максимизяіЕия пргл5ы- і ! I 1 развиттіи предприпиское сооб- і- матсльетва, развтии [цество t J І j I І j I j I і I і І І j - наставничество; - увеличение инвестирования 1 J 1 і і ! і ! і і і ! опыта молодых прсдприіінматслсй 1 ) Население і і Г - создание новых рабо- ' ! і ^ Безработица, ' І j чих мост; - ІЮІЕЕзСІІІСЕІИС КИЛЛІ'К^ЕИ- 1 ' і ! дефицш' іоваров j І і і кацтт; 1 1 и услуг на рынке і і - увелЕтчение колЕТчест- 1 ! і 1 j j ва товаров и услуг с 1 ' ; 1 j і развитием малого и 1 ' ; 1 j і 1 1 среді іего б иянеса 1 ■ ■ 1 1 і і ! і ! і г ^^іоіЯяШісзіис колк>^рен^ ТОСПОСОбНОСГИ Еіа рыЕіке образовательных услуг; - повыіиеіше оффек-тшпостн взаимодействия с бтнес-сообіие-ствами ! V i ^ w Н i Р I H I Щ \ I I ^ ! a I *•0 i ^ n H 59 о Вуз J\ Создание иніюваци-онмых проектов, повышение качества образования вып>'ск- НЕІКОВ Рис. 3. Интересы основн^іх заинтересованн^іх участников Рассмотрим первый вид взаимоотношений стейкхолдеров. Так, например, процесс взаимодействия органов власти и предпринимательских структур выражается со стороны предпринимательства в обеспечении занятости местного населения, достижении стратегических целей и задач, росте пост^пле- Молодежное предпринимательство: проблемы и пути решения 191 ний в бюджет. И, наоборот, со стороны власти взаимодействие проявляется в снижении административных барьеров, повышении уровня финансирования программ поддержки предпринимательства, создании объединений предпринимателей. Взаимодействие населения и органов власти поможет обеспечить социальную стабильность, благоприятные условия жизни и занятость населения. Население также играет немаловажную роль в этом взаимодействии - оно способствует формированию благоприятного климата и увеличению численности людей, вовлеченных в трудовую деятельность. Взаимодействие вузов и предпринимательских структур выражается в повышении эффективности взаимодействия с бизнес-сообществами; во взаимодействии с государством эффект выразится в повышении конкурентоспособности рынка образовательн^іх услуг. А взаимодействие вузов и населения будет способствовать повышению качества образования. Второй вид взаимодействия основан собственно на взаимодействии ос-новн^іх групп стейкхолдеров и молодежного предпринимательства. Органы власти, участвуя в развитии молодежного предпринимательства, могут способствовать развитию инфраструктуры, создавать условия для пополнения бюджета, организовывать центры взаимодействия с молодежью. Взаимодействие предпринимательских структур между собой будет способствовать увеличению доходов, расширению масштабов деятельности, диверсификации и модернизации производства, увеличению инвестирования, применению современных технологий. Создание дополнительн^іх рабочих мест, вовлечение населения в предпринимательскую деятельность, повышение квалификации - все это может стать результатом взаимодействия таких групп, как население и молодежные предпринимательские структуры. Роль вузов в развитии молодежного предпринимательства может способствовать повышению уровня образования выпускников и созданию новых инновационных предпринимательских проектов. Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что для решения проблем молодежного предпринимательства государство должно привлекать институты гражданского общества, общественные и некоммерческие организации, самих предпринимателей. При этом важно понимать, что молодежь должна быть непосредственным участником решения региональных проблем и не должна находиться исключительно в роли объекта воспитания, обучения и социализации. Данн^іе меры, на наш взгляд, будут способствовать развитию молодежного предпринимательства, создавая комфортные условия для этого; государство же, в свою очередь, может инициировать массовое привлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность.

Ключевые слова

предпринимательство, молодежное предпринимательство, стейкхолдер, наставничество, enterprise, youth enterprise, concerned parties, mentoring

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шумик Екатерина ГеоргиевнаВладивостокский государственный университет экономики и сервисакандидат экономических наук, доцент кафедры управленияkshumik@mail.ru
Белик Елена ВениаминовнаВладивостокский государственный университет экономики и сервисакандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудитаbelik.lena@bk.ru
Блинов Михаил ПавловичВладивостокский государственный университет экономики и сервисастудентxo-tabof@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Иванова А.В. Комплексная оценка факторов развития молодежного предпринимательства в университетской среде: автореф. дис. ^ канд. экон. наук. Екатеринбург, 2013.
Ахиярова Н.В. Социально-управленческие проблемы государственной поддержки молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан: автореф. дис. канд. социол. наук. Уфа, 2009. С. 17-18.
Ларченко А.В. Молодежное предпринимательство как предмет социального управления: региональный аспект // Власть и управление на Востоке России. 2015. № 3 (72). С. 92-98.
Титова Е.В., Сахарова К.В., Королева С.И. Актуальные вопросы по созданию центра развития молодежного предпринимательства в Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы // Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий импортозамещения: материалы междунар. науч.-практ. конф.: сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов и студентов / под ред. В.И. Малышкова. М., 2015. С. 173-175.
Кочесокова Э.Ю. Исследование основных проблем и перспектив развития молодежного предпринимательства в РФ // Juvenis scientia. 2016. № 1. С. 50-51.
Милославский В.Г. Молодежное предпринимательство как фундамент развития среднего класса в России // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 594-597.
Ларичева А.А. Молодежное предпринимательство как фактор инновационного развития экономики России // XVIII ЦАРСКОСЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова; редакционная коллегия: проф. Т.А. Бороненко, доц. Л.Л. Букин, доц. Д.Ю. Гришин, проф. Л.М. Кобрина (отв. ред.), проф. Т.С. Комиссарова, проф. Н.М. Космачева, доц. А.М. Макарский, проф. А.Г. Маклаков, проф. Т.В. Мальцева, доц. Е.С. Нарышкина. СПб., 2014. С. 97-102.
Петрище В.И. Инновационная среда и молодежное предпринимательство: проблемы и перспективы развития // науч.-метод. электронный журн. «Концепт». 2015. Т. 13. С. 766-770.
Симонов С.Г., Грошева Л.И. Молодежное предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития // Акад. вестн. 2012. № 2 (20). С. 39-44.
Жидикова А.О., РакитинаМ.С. Инновационное молодежное предпринимательство как форма развития гражданского общества // Молодежная политика и гражданское общество в современной России: сб. материалов науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2014. С. 45-50.
Игнатов В.И. Молодежное предпринимательство в Ростовской области: состояние, проблемы развития и направления государственной поддержки // Молодой ученый. 2015. № 24 (104). С. 443-447.
Солодухин К.С. Модель оценки конкурентного потенциала ресурсов и способностей вуза как стейкхолдер-компании / К.С. Солодухин, М.С. Рахманова // Вестн. УрФУ. Серия «Экономика и управление». 2009. №» 3. С. 133-139.
ТажитдиновИ.А. Применение стейкхолдерского подхода в стратегическом управлении развитием территорий // Экономика региона. 2013. № 2 (34). С. 17-27.
Федулова Е.А. Стратегические приоритеты заинтересованных сторон как основа формирования системы публичного управления инвестиционным процессом // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4.
Опфер Е.А. Мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон вуза качеством образования // PrimoAspectu. 2014. Т. 16, № 5 (132). С. 135-138.
Смицких К.В., Терентьева Т.В. Особенности взаимодействия стейкхолдеров в контексте развития предпринимательства // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Серия «Экономика». 2016. № 2. С. 38-44.
Милюков А.С., Апанасенко О.Н. Молодежное предпринимательство и проблемы формирования мотивации студентов к предпринимательской деятельности // Перспективы науки -2015: сб. докл. I Междунар. заочного конкурса науч.-исслед. работ / научный ред. А.В. Гумеров. Казань, 2015. С. 7-11.
Голобоков А.С. Проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в Приморском крае / А.С. Голобоков, Д.В. Немцова // Междунар. журн. прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-5. С. 925-928.
Саран А.Ю. Теоретические подходы к анализу социально-экономического развития села // Вестн. сельского развития и социальной политики. 2014. № 2 (2). С. 14-16.
 Молодежное предпринимательство: проблемы и пути решения | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 40. DOI:  10.17223/19988648/40/15

Молодежное предпринимательство: проблемы и пути решения | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 40. DOI: 10.17223/19988648/40/15