Участие университетского сообщества в повышении доступности высшего образования, социальной адаптации и реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 40. DOI: 10.17223/19988648/40/16

Участие университетского сообщества в повышении доступности высшего образования, социальной адаптации и реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена анализу опыта, моделей и проблем инклюзивного образования в России и развитых странах, в частности США и Германии. Отдельное внимание уделено классификации и характеристике организационных и педагогических технологий, применяемых для создания адаптированной и доступной среды инклюзивного процесса, а также включающих методики, которые могут успешно использоваться в инклюзивной практике преподавателя. Материалы статьи дают четкое представление о том, какие задачи инклюзивного образования могут быть решены системой высшей школы России для создания равных возможностей получения высшего образования людьми с ограниченными возможностями здоровья.

The university community participation in improving the availability of higher education, social adaptation and rehabili.pdf Перед Россией, как перед развитым и социально ориентированн^ім государством, стоит задача максимальной адаптации людей с ограниченн^іми возможностями здоровья (далее - ОВЗ) к современн^ім требованиям рынка труда. Это проблема не только отдельной личности или общества, а государства в целом, учитывая тот фактор, что количество инвалидов в Российской Федерации с каждым годом растет. Инвалидность означает значительное ограничение жизнедеятельности человека, что ведет к социальной дезадаптации, обусловленной нарушениями в полноценном развитии, сложностями общения, обучения, самообслуживания, овладения необходимыми в будущем профессиональными навыками. Учитывая то, что люди с ОВЗ изначально в силу физических особенностей своего организма менее конкурентны по сравнению с людьми, не имеющими подобных проблем, уровень их профессиональной подготовки должен быть более высоким, чтобы повысить их конкурентоспособность. Согласно статистическим данным, в России 40% людей с ОВЗ, находящихся в поисках работы, имеют среднее образование, что зачастую является препятствием для получения ими желаемого рабочего места. Актуальность получения высшего образования обусловлена тем, что в России сегодня насчитывается свыше 12 млн инвалидов (при этом детей - свыше 2 млн человек), а в целом по России численность студентов с ОВЗ в высших учебных заведениях составляет около 18 тыс., т.е. менее 0,15% от всей численности [1]. О.К. Минева, Е.А. Гаджиева, Д.Ш. Смирнова 196 Именно поэтому сегодня имеется острая потребность в том, чтобы помочь таким людям полноценно включиться в жизнь общества, социально и культурно реализоваться, утвердить и осуществить свое право на образование, устранить барьеры, возникающие в процессе обучения. Причинами ограниченного доступа в систему высшего образования выступают как проблемы самого человека с ОВЗ (затрудненная мобильность, ограничения по допустимым нагрузкам и т.п.), так и проблемы учебн^іх заведений (несовершенство инфраструктуры, устаревшие методики обучения, предвзятость со сторон^і вузовского социума и т. п.). Современная система образования полноценно готова принимать в себя только тех, кто отвечает ее определенным требованиям, способных обучаться по уже установленным стандартам. В результате нередко оказывается, что люди, имеющие какие-либо отклонения от нормы, становятся изолирован-н^іми от своих сверстников и выпадают из общего образовательного процесса в силу отсутствия специально подготовленных педагогов либо соответствующего оборудования, необходимого для полноценного участия людей с ОВЗ в образовательной деятельности. Однако глобальн^іе социальнокультурные изменения, происходящие во многих странах мира, обусловили усиление внимания со сторон^і государства к проблемам людей с ОВЗ, а точнее, их образования. Отсутствие в настоящее время безбарьерной среды и недостаточно скоординированная государственная политика по данному вопросу приводят в своей совокупности к образовательной депривации людей с особенностями здоровья. Вместе с тем в нашей стране ведутся активные действия, направленные на преодоление сложившейся ситуации. До недавнего времени понятие «инклюзивное образование» в России юридически не было определено и закреплено на федеральном уровне. Чёткие правовые рамки данн^ій термин получил в связи с принятием в 2012 г. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации^), в котором определено, что инклюзивное образование представляет собой «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образо-вательн^іх потребностей и индивидуальных возможностей^) [2]. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» введение инклюзивного образования в учебных заведениях РФ разного уровня создаёт условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья качественного образования различной направленности без дискриминации, для их социального развития, для коррекции имеющихся у этих лиц нарушений развития и социальной адаптации путём оказания им коррекционной помощи с использованием специальных психологических и педагогических подходов и приемов. Точное определение в законе «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивного образования и области его применения дает возможность разграничения инклюзивного и интегрированного образования. Под интегриро-ванн^ім образованием, как отмечает Р.Н. Жаворонков, принято понимать обучение в коррекционн^іх классах или группах либо в классах (группах) компенсированного обучения, созданных в образовательных учреждениях общего типа. В отличие от этого инклюзивное, или включённое (от франц. inclusif - включающий в себя), образование исключает всякую дискримина- Участие университетского сообщества в повышении доступности образования 197 цию, обеспечивая равное отношение ко всем и одинаковую доступность образования для всех путем создания условий для людей с ОВЗ, приспособления к их индивидуальным потребностям [3]. Таким образом, объединяются традиционная и специальная системы образования под потребности лиц с ОВЗ и реализацию их права на равенство возможностей в получении образования, закрепленного международной Конвенцией о правах инвалидов (ст. 24), которую Россия подписала в 2008 г. и ратифицировала в 2012 г., Са-ламанкской декларацией лиц с особыми потребностями (1994 г.), Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов и другими документами международного уровня. Но, к сожалению, на данн^ій момент Россия не располагает всеми необходимыми материальными, информационными, трудовыми и иными ресурсами для полноценной реализации инклюзивного образования в силу нехватки опыта, специально подготовленных людей, оборудования и по причине отсутствия точного курса и плана действий по улучшению текущей обстановки. В зарубежных странах инклюзивное образование продвинулось значительно дальше и продолжает развиваться с большой скоростью. Главной тенденцией изменения политик этих стран в отношении к проблемам людей с ОВЗ является осуществление принципиального перехода от медицинской модели инвалидности, основанной на разного рода ограничениях, к социальной модели, основанной на правозащитном подходе и возможностях. Развитые страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах инвалидов, утверждают право всех людей-инвалидов на инклюзивное образование - включение их в общепринятую систему образования с получением необходимой индивидуальной поддержки и обеспечением соответствующими приспособлениями. Социальная модель инвалидности, в частности, является основополагающей при реализации высшего образования для лиц с ОВЗ в США. Признаками применения данной модели можно, на наш взгляд, считать такие базовые принцип^і, на которых строится инклюзивное образование, как: • применение технологии инклюзивного образования только к тем людям с особенностями здоровья, которые успешно сдали вступительные экзамены, подтвердив тем самым необходимый для обучения в вузе уровень образования; • воспитание в процессе обучения студентов с ОВЗ в вузе навыков самостоятельного принятия решений, что, безусловно, необходимо для личностного и профессионального роста и развития; • создание возможностей доступа ко всем услугам и образовательным программам вуза у лиц с ОВЗ наравне с другими студентами (оказание услуг, направленных на создание специальных условий; обеспечение оборудованием; защита прав и интересов); • принцип добровольности, реализация которого означает, что студент может не сообщать администрации вуза о наличии у него инвалидности, может сообщить, но требовать соблюдения конфиденциальности, может заявить о необходимости создания для него специальных условий; О.К. Минева, Е.А. Гаджиева, Д.Ш. Смирнова 198 • применение ограничении на реализацию инклюзива для студента с ОВЗ, если это оборачивается для вуза чрезмерной финансовой нагрузкой или созданием угрозы для безопасности и здоровья других обучающихся; • создание гибких подходов к обучению лиц с ОВЗ (адаптация образовательного процесса и (или) процедуры сдачи экзаменов, индивидуальная программа обучения, дополнительная помощь в обучении и т.д.). В США еще в 80-е гг. XX в. принята на государственном уровне и успешно реализуется программа «Инклюжен», целью и философией которой является принятие в систему образования любого ребенка и обеспечение гибкости в подходах к обучению, для чего в государстве создана вся необходимая инфраструктура, включающая образовательные учреждения, Институт по проблемам лиц с особенностями развития, специализированные фонды, общественные организации, систему подготовки педагогов, психологов, тьюторов. Важнейшим фактором доступности высшего образования является оплата образовательн^іх услуг - ни для одной из категорий людей с ОВЗ нет полного освобождения от оплаты за обучение. Однако применяются различные формы компенсации и материальной поддержки в виде пособий, стипендий, грантов, кредитов, финансируемых специализированными фондами, центрами, службами и органами местного самоуправления. Студенты либо обращаются в вузовскую службу, где им дают всю необходимую информацию о том, в каких фондах, организациях искать финансовую помощь, либо самостоятельно ищут источник финансирования. Однако спецификой, например, итальянской системы инклюзивного высшего образования является тот факт, что если человек имеет инвалидность 66% и более, правом на бесплатное обучение он все-таки обладает. Студенты с инвалидностью получают студенческие пособия, которые можно разделить на три групп^і: 1) пособия на индивидуальное техническое оборудование - компьютер, сканер, специализированное программное обеспечение, диктофон, электронный словарь, Оксфордский словарь, различного вида канцелярские товары, страхование и, конечно, постоянная поддержка оборудования в соответствии с индивидуальными потребностями; 2) вспомогательн^іе пособия немедицинского характера - дополнительные занятия, упражнения, не включающие основной курс дисциплины; 3) основное студенческое пособие - копирование, запись ленты для лекций, цветная бумага, дополнительные книги. Размер пособия зависит во многом от того, сколько часов в день обучается студент с инвалидностью, даже находясь на дистанционном обучении. Рассмотрим более детально политику в сфере инклюзивного образования в Германии, на наш взгляд наиболее развитого в этой области государства. В немецких вузах довольно давно сформировалась и действует по сей день система социальной адаптации студентов с ОВЗ [4]. К примеру, в настоящий момент в трех университетах Берлина обучается 128 человек с инвалидностью, 52 - в Университете Гумбольдта, 43 - в Свободном университете и 9 - в Техническом университете. Среди них 43 - с трудностями в пере- Участие университетского сообщества в повышении доступности образования 199 движении, 31 - слеп^іе и слабовидящие, 38 - с ограничениями слуха. Абсолютно все эти студенты получают необходимую помощь от самодеятельной организации «Штудентенверк^>, созданной движением студентов в защиту своих прав для успешного завершения своего образования. В каждом университете Германии есть его представители. Они занимаются социальной работой непосредственно со всеми группами студентов. Обеспечение учебного процесса техникой, конечно, является проблемой из-за ее высокой стоимости, поэтому приборы получить сложно. По медицинской страховке полагается их предоставление инвалидам на время обучения и при дальнейшей работе после окончания учебного заведения, но на практике существует множество препятствий. Официальный представитель «Штудентенверк» в высшем учебном заведении возглавляет службу сопровождения студентов с инвалидностью и имеет помощников (1-2 чел.). Эта организация получает средства от местных органов управления, которые, в свою очередь, специально выделяются на данн^іе нужды из федерального бюджета. Кроме того, каждый студент обязуется платить взнос в организацию по 24 евро два раза в год. Организация «Штудентенверк^> занимается всевозможными вопросами, в том числе жилищными проблемами студентов, предоставляет для студентов-инвалидов специально оборудованные комнаты в общежитиях, оказывает помощь в оформлении документов при устройстве студентов на работу (так как все студенты, в том числе и инвалиды, должны платить за обучение). «Штудентенверк^> содержит сеть студенческих столовых с довольно дешевыми обедами и на доходы от прибыли оказывает помощь студентам-инвалидам, например в приобретении для них приборов и компьютеров. Во всех вузах осуществляется психолого-педагогическое и организационнометодическое сопровождение инвалидов в учебном процессе, есть специально подготовленные оплачиваемые сопровождающие из числа студентов (т. е. для других студентов, таким образом, создаются рабочие места). Важной особенностью является то, что почти все адаптированные вузы заинтересованы также и в дальнейшем трудоустройстве людей с инвалидностью, поэтому всячески помогают им в этом. Следует отметить, что на всех занятиях в германских и американских специализированн^іх вузах помимо преподавателя присутствуют ассистенты - тьюторы, прикрепленные индивидуально к каждому студенту с особыми потребностями в случае необходимости. Они помогают записывать лекционный материал людям с физическими ограничениями здоровья, а также имеющим проблемы со зрением, осуществляют сурдоперевод на язык жестов, а также оказывают поддержку психологического и иногда физического характера. Немаловажно то, что это происходит не только во время непосредственного учебного процесса, но и в процессе общения «особых» людей со сверстниками, что помогает им полностью включиться в социальную жизнь и совершенно не чувствовать какого-либо эмоционального или физического дискомфорта. Помимо тьюторов к студентам прикрепляются люди, помогающие им передвигаться в стенах университета и за его пределами, если они не в состоянии делать это самостоятельно. Слепым студентам дается возможность пользования собакой-поводырем. Для более способн^іх к физической самостоятельности студентов предусмотрены различные поручни, О.К. Минева, Е.А. Гаджиева, Д.Ш. Смирнова 200 пандусы и кнопки вызова как на территории университета, на входах и выходах, так и в уборных помещениях, столовых и, конечно же, в самих классах. Как правило, тьюторской деятельностью занимаются специально обученн^іе специалисты, получившие квалификацию для оказания такой помощи. Этому аспекту в европейских странах уделяется очень большое внимание, создаются специализированн^іе курсы, где можно пройти обучение, и таких курсов довольно много. Ин^іми словами, всеми возможн^іми способами создаются такие условия, в которых человек с ОВЗ не будет чувствовать себя ограни-ченн^ім. В отечественн^іх вузах такой подход, к сожалению, большая редкость. В России инклюзия не имеет такого богатого опыта, как в зарубежн^іх развитых странах, поэтому её неуклонное и интенсивное вхождение в практику сталкивается, как отмечают М.И. Митрофанова [5], Е.В. Михальчи [6] и ряд других исследователей, с целым рядом трудностей, сложных вопросов, проблем и новых задач, отставанием от других государств. В России существуют вузы, которые активно развивают высшее инклюзивное образование. Приведем некоторые наиболее яркие примеры. 1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного высшего образования «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». Главная цель университета - оказание социальной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их адаптации и активной жизнедеятельности в обществе. Основная целевая группа института-интерната - инвалиды с нарушением опорно-двигательной системы [http://www.mggeu.ru/ mggeu/history/]. 2. Московский государственный психолого-педагогический университет принимает на обучение граждан с нарушениями зрения, нарушением опорнодвигательного аппарата, соматическими нарушениями. Обучение в основном идет на факультете дистанционного образования и факультете информацион-н^іх технологий [http://mgppu.ru/nav/education/50]. 3. Московский государственн^ій технический университет им. Н.Э. Баумана. Данн^ій университет реализует и развивает адаптированн^іе образовательные программы инженерного образования для глухих и слабослышащих граждан [http ://www.bmstu.ru/abitur/edu-forms/hair-impaired-edu/]. Обобщая оп^іт реализации подобного образования, можно выделить две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические [7]. Организационн^іе технологии - это фактически создание адаптированной и доступной среды, они связаны с этапами организации инклюзивного процесса. Среди педагогических технологий можно выделить методики, технологии, дидактическое обеспечение, которые могут успешно использоваться в инклюзивной практике преподавателя. Основные технологии инклюзивного образования представлены в таблице [8, 9, 10]. Участие университетского сообщества в повышении доступности образования Основные технологии инклюзивного образования Организационные технологии Педагогические технологии Технологии проектирования Технологии дифференцированного обучения (технологии индивидуализации образовательного процесса) Технологии программирования Технологии коррекции учебн^іх и поведенческих трудностей Технологии командного взаимодействия учителя и специалистов Технологии, направленн^іе на формирование социальн^іх (жизненн^іх) компетенций Технологии организации структурированной, адаптированной и доступной сред^і Технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе Технологии проектирования включают проектирование пространства для инклюзивного обучения; обеспечение специальной материально-технической базы для участников инклюзивного образования от комфортности учебн^іх аудиторий до удобства санитарно-гигиенических требований. Технологии программирования образовательного процесса - это представление его в виде алгоритма последовательности действий «преподаватель-студент». Они подразумевают обеспечение инклюзивного образовательного процесса всеми необходимыми регламентирующими стандартами и доступом к необходимой информации. Технологии командного взаимодействия преподавателя и специалистов предполагают совместную работу. В процессе взаимодействия участников инклюзивного образования может потребоваться консультация тьютора, психолога или иных заинтересованных лиц. Технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды включают, прежде всего, оборудование для студентов с ОВЗ (коррекция качества получаемой информации) и оборудование, облегчающее восприятие информации, например проектор, интерактивн^іе доски или аудиотекстовый редактор, ускоряющий ввод текста в режиме диктовки и трансформации его в аудиозапись и (или) специальн^ій текст с учетом запросов пользователя. Технологии дифференцированного обучения (технологии индивидуализации образовательного процесса) предполагают такое обучение, при котором студент, осознавая цели и задачи обучения, получает возможность выбора учебного материала, форм и методов решения разноуровневых учебных заданий. Данная технология призвана обеспечить максимально равн^іе условия обучения. Технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей содержат общие основания, конкретные методы и технологии преодоления разных видов трудностей обучения, например нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения и технологии прикладного анализа поведения АВА (Applied Behavior Analysis). Технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций, - это прежде всего организация групповых видов активности, это усвоение норм и правил высшей школы от правил «Коллективного генерирования идей^> до «Правил поведения при конфликтн^іх ситуациях». Од- О.К. Минева, Е.А. Гаджиева, Д.Ш. Смирнова 202 ним из вариантов технологии является взаимное обучение, когда один из студентов учит другого (ряд других) под наблюдением преподавателя. Это сейчас очень популярная технология в инклюзивном образовании. Технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе имеют предметом оценки не только результат обучения, но и процесс их достижения (прилагаемые усилия, степень активности, порядок и качество участия в групповой работе). Важн^ім является интегральная комплексная оценка всего образовательного процесса как с позиции студента, так и с позиции преподавателя. Постоянный мониторинг образовательн^іх условий и используемых педагогических технологий призван учесть и сопоставить образовательные потребности и возможности участников. Если происходит расхождение на уровне «потребность» - «возможность», нужно выявить барьер, и включив участников (администрацию, педагогов, специалистов, студентов и т.д.) в проектирование изменений, создать более эффективный образовательный процесс и условия его реализации. На наш взгляд, эффективному включению отечественной образовательной системы в инклюзивное образование должны способствовать университетское сообщество и система высшего образования в целом. Именно в системе высшего образования, в рамках которой реализуются образовательная, научная, методическая, учебная, воспитательная, социальная, развивающая, культурная и другие функции, работают квалифицированные, компетентные педагогические и научные кадры, осуществляется интеграция власти, бизнеса, научн^іх кругов. Система имеет все возможности для формирования и реализации доступной среды для лиц с ОВЗ в современном обществе. Система высшего образования способна решать такие задачи инклюзивного образования, как: 1) организация и обеспечение равн^іх возможностей доступа для лиц с ОВЗ к образовательн^ім программам и услугам; 2) организация дистанционного обучения; 3) организация дополнительного образования, проведение курсов и тренингов по различным направлениям (развитие профессиональных навыков и базовых коммуникативных умений, юридические аспекты обеспечения прав и социальной защиты лиц с ОВЗ, пользование электронными образовательными и информационными ресурсами и др.); 4) осуществление профориентационной работы; 5) организация производственного обучения (зачастую многие люди с ОВЗ имеют «умн^іе руки», т.е. обладают талантами в сфере так называемого практического интеллекта) для обеспечения психологической и отчасти социальной защищенности инвалидов; 6) организация системы повышения квалификации субъектов образовательной и реабилитационной деятельности, а именно специалистов социальных служб, общественных организаций, специализированных учреждений, реабилитационных центров, образовательных учреждений и организаций; 7) воспитание у лиц с ОВЗ навыков самостоятельного принятия решений, самореализации и саморазвития; Участие университетского сообщества в повышении доступности образования 203 8) организация процесса социальной адаптации инвалидов путем включения их в социально приемлемые виды деятельности (учёба, работа, общественная и культурная жизнь) для повышения социальной активности; 9) защита прав и интересов лиц с ОВЗ; 10) изменение стереотипов отношения общества к лицам с ОВЗ; 11) организация и осуществление волонтерской деятельности; 12) активная реализация социальн^іх проектов, программ, устранение барьеров для получения образования; 13) привлечение внимания общества и бизнеса к проблемам лиц с ОВЗ и ряд других задач. В силу своей специфики система высшего образования имеет необходимый потенциал для достижения социально значимой цели полноценной интеграции инвалидов в общество, для воспитания и реализации у лиц с ОВЗ философии независимой жизни. Введение системы инклюзивного образования в высшей школе способствует повышению уровня конкуренции между участниками образовательного процесса, работает формат «студент» - «студент» и «студент» - «преподаватель». Студенты с ОВЗ понимают, что они не такие, как все. И у них есть выбор стараться быть «такими, как все» или «лучше всех». И часто они предпочитают себя оценивать выше обычных людей [11]. Иногда самим фактом своего присутствия, демонстрируя упорство, настойчивость, стремление к достижениям, позитивное отношение к жизни, участники инклюзивного образования стимулируют обычных студентов к учебе. Зарубежные исследователи назвали такую практику «положительной дискриминацией^) в рамках политики равн^іх возможностей [12].

Ключевые слова

инклюзивное образование, высшее образование, инвалид, люди с ограниченными возможностями здоровья, равные возможности, безбарьерная среда, inclusive education, higher education, people with disabilities, equal opportunities, barrier-free environment

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Минева Оксана КарловнаАстраханский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, декан факультета бизнеса и экономикиokmineva@rambler.ru
Гаджиева Елена АнатольевнаАстраханский государственный университетдоцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджментаbeliki@mail.ru
Смирнова Диана ШамасовнаАстраханский государственный университетдоцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджментаd_smirnova@regrant.ru
Всего: 3

Ссылки

Бельков С.В. Особенности обучения инвалидов в организациях высшего образования // Сборник научных статей. 2016. С. 98-102.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Жаворонков Р.Н. Развитие инклюзивного образования в России на современном этапе: социально-правовые аспекты [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование // psyedu.ru. 2011. № 4. URL: http://psyedu.ru/joumal/2011/4/2561.phtml (дата обращения: 27.03.2017).
Зиновьева В.И., Берсенев М.В. Сопровождение студентов с ограниченными возможностями в вузах Германии (Университет Гумбольдта) // Вестн. ТГУ. История. 2011, № 3(15).
Митрофанова М.И. Инклюзивное образование в стране и за рубежом [Электронный ресурс]. URL: http://www.tcek.ru/2013-04-09-05-32-28/486-2013-04-11-09-27-45.html
Михальчи Е.В. Состояние инклюзивного образования в системе высшего образования в России // Современные проблемы науки и образования. 2014. №» 2. URL: http://www.science-education.ru/116-12445 (дата обращения: 27.03.2017).
Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива». URL: https://perspektiva-inva.ru/indusive-edu/ (дата обращения: 29.03.2017).
Самсонова Е.В. Основные педагогические технологии инклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. материалов III Меж^унар. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 84-95. UrL: http://leda29.ru/uploads/com_files/02_2016_sbomik_materialov_inklyuzivnoe_obrazovanie_rezultaty _opyt_perspektivy.pdf (дата обращения: 29.03.2017).
Шеманов А.Ю. Антропологические основания подходов к созданию технологий инклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 123-126. URL: http://leda29.ru/uploads/com_files/02_2016_sbomik_materialovinklyuzivnoe_obrazovanie_ rezultaty_opyt_perspektivy.pdf (дата обращения: 27.03.2017).
Ясин М.И. Отношение глухих и слабослышащих к инклюзивному образованию // Современное образование / под ред. Э.М. Спирова. М.: ООО «НБ-Медиа», 2016, № 3. С. 94-100. URL: http://istina.msu.ru /media/publications/article/2c4/afe/40833339/ NBtnoshenie_ gluhih_islaboslyishashih_k_inklyuzivnomu_obrazovaniyu.pdf (дата обращения: 27.03.2017).
Силантьева Т.А. Инклюзивное образование как способ изменения общества // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Алехиной. М.: МгПпУ, 2015. С. 96-99.
Пугачёва Н.А. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // В мире науки и инноваций: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. С. 229232.
 Участие университетского сообщества в повышении доступности высшего образования, социальной адаптации и реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 40. DOI:  10.17223/19988648/40/16

Участие университетского сообщества в повышении доступности высшего образования, социальной адаптации и реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 40. DOI: 10.17223/19988648/40/16