Спортивная подготовка как способ формирования основ предпринимательских и инновационных навыков | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2018. № 41. DOI: 10.17223/19988648/41/20

Спортивная подготовка как способ формирования основ предпринимательских и инновационных навыков

В последнее время все большее внимание уделяется развитию инноваций и поддержке различных форм предпринимательской деятельности, поскольку именно они призваны обеспечить устойчивое развитие российской экономики в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры. При этом главной площадкой зарождения предпринимательского мышления и инновационной среды все чаще называется университет как место консолидации «талантов». Однако, по мнению авторов, ошибочно недооценивается более ранний этап жизни человека (4-11 лет), на котором и закладываются основы психофизических, интеллектуальных и социализационных качеств личности. Именно на нем, по мнению авторов, посредством занятия физической культурой и спортом могут быть заложены целевые метакомпетенции. Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений и категорий, возникающих в процессе спортивной подготовки. В рамках данного предмета сформулирована гипотеза о том, что спортивная подготовка может выступать в качестве инструмента развития предпринимательских и инновационных навыков. Таким образом, целью статьи является теоретическое обоснование сформулированной гипотезы. Достижение указанной цели обеспечивается последовательным выполнением поставленных задач. Полученные результаты могут быть использованы органами исполнительной власти различных уровней для целей формулировки положений внутренней социальной политики, а также учеными и исследователями, занятыми изучением аспектов: экономики труда и экономики спорта.

Initial sports training as a method of entrepreneurial and innovative potential.pdf Актуальность темы. На протяжении долгого времени в отечественной и зарубежной экономической и социологической литературе роль физической культуры и спорта и связанная с ними роль тренера сводились зачастую исключительно к педагогике и полностью относились к сфере образования. С введением в действие Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) физическая культура и спорт приобрели статус отдельной социально-экономической отрасли. При этом согласно положениям данного закона основные функции спортивных занятий проявляются через их характеристики. Так, спорт характеризуется как «социально-культурная деятельность...»; физическая культура - «часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека... социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития», а физическое воспитание при этом направлено «на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого человека.»10 Таким образом, в Российской Федерации даже на законодательном уровне продекларирована существенная общественная значимость физической культуры, спорта. Однако, кроме озвученных выше функций, авторы акцентируют внимание на априорном развитии широкого круга метакомпетенций («мягких навыков», «soft skills-компетенций») у людей, прошедших хотя бы начальную спортивную подготовку, а именно: - коммуникативные навыки; - умение работать в команде; - целеполагание; - креативность и пр. Все эти навыки являются основой формирования предпринимательского (инновационного) мышления и, как следствие, подобного стиля поведения. Неслучайно большинство успешных бизнесменов и политиков активно занимались и (или) продолжают заниматься физической культурой и спортом даже после достижения высоких должностей и позиций. Целью данного исследования является теоретическое обоснование спортивной подготовки (в частности, начальной спортивной подготовки) в качестве одного из способов развития предпринимательских и инновационных навыков личности. Для достижения поставленной цели в статье решены следующие задачи: 1. Рассмотрен творческий подход к решению задач в рамках предпринимательской и инновационной деятельности, основанный на методологическом базисе теории решения изобретательских задач Генриха Сауловича Альтшуллера, а также представлены и охарактеризованы основные мета-компетенции, развивающиеся посредством занятия физической культурой и спортом, и обозначено их место в парадигме предпринимательского и инновационного мышления. 2. Рассмотрен тренерский труд в качестве комплексной деятельности, объединяющей категории: спорт, труд, воспитание, наставничество и пр. 3. Сформулированы рекомендации по продвижению начальной спортивной подготовки в качестве одного из способов развития предпринимательских и инновационных навыков. Объектом исследования является система физической культуры и спорта Российской Федерации. В качестве предмета исследования выступает совокупность социально-экономических отношений и категорий, возникающих в процессе реализации системы спортивной подготовки. Степень разработанности проблемы. Проблема взаимодействия экономики и спорта - относительно молодая сфера отечественных научных интересов. Более того, зарубежных трудов по данной тематике также немного. К числу представителей российского научного сообщества, затрагивающих взаимоотношения экономики и спорта, можно отнести B.В. Кузина, М.И. Золотова, М.Е. Кутепова, С.Г. Сейранова, В.В. Галкина, А.Н. Попова, В.И. Сысоева, Р.М. Орлова и др. Несмотря на то, что они в своих исследованиях делали попытку комплексного изучения данной проблематики, в основном их труды носили описательный характер и посвящались анализу существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения в области физической культуры и спорта. Ведущая роль в исследовании экономики спорта за рубежом принадлежит американским ученым. Их опыт исследования данного вопроса насчитывает практически полувековую историю и имеет отправной точкой публикацию C. Розенбергом в 1956 г. статьи, посвященной рынку профессиональных игроков в баскетбол. Другие ученые развили исследования: Т. Хоггерти, Г. Па-тон - взаимоотношения коммерческих спортивных организаций США; М. Розентроб - взаимоотношения местных органов власти и спортивных картелей; Дж. Мейсон, Д. Клатель - отношения государства и спорта. Также необходимо отметить большой вклад европейских ученых: Дж. Кейрнс, Н. Дженнет, П. Дж. Слоан рассматривали вопросы экономического поведения продавцов спортивных улуг; М. Брун, А. Херманнс, К. Рот проработали вопросы спортивного спонсорства; исследования У. Андрееффа и И.Ф. Нисса посвящены фундаментальным вопросам экономики спорта [1]. Отдельно стоит отметить исследование П. Доунварда, в котором он с коллегами представляет спортивную экономику как комплексную систему, изучая ее теоретические аспекты и приводя практические примеры [12]. Вопросы развития предпринимательских (инновационных) навыков и компетенций в своих трудах рассматривали Л. А. Медуханова [2], З.Л. Тульженкова [3], А.Э. Федорова [4], В. А. Платов, В.М. Капустян [5] и др. Таким образом, существует широкое разнообразие отечественных и зарубежных трудов, направленных на изучение отдельно аспектов: экономики спорта, экономики труда (в частности, тренерского), развития предпринимательских и инновационных навыков, однако гипотеза о взаимосвязи спортивной подготовки с предпринимательским и инновационным развитием общества до сегодняшнего дня даже логически не обосновывалась, что и определило выбор темы исследования. Предлагаемые методы и подходы и их оригинальность. Для целей рассмотрения особенностей предмета исследования представим определение предпринимательской и инновационной деятельности. Понятие инновации и соответственно инновационная деятельность достаточно широко трактуются в различных нормативно-правовых и научных литературных источниках, в этой связи авторами будет сформулировано собственное определение на основе систематизации мнений, представленных в официальных документах РФ, утвержденных Правительством РФ, отдельными министерствами или даже имеющими статус закона (табл. 1). Таблица 1. Официальные определения терминов «инновация» и «инновационная деятельность» № п/п Источник Определение инноваций (инновационной деятельности) 1 Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7) [15] Инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: - создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); - создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; - применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии. Инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации 2 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2016) [16] Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности 3 ГОСТ Р 56261-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Инновационный менеджмент. Инновации. Основные положения (утв. и введены в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2014 № 1847-ст) [17] Инновация (innovation) - внедрение нового или существенно улучшенного продукта (товара, услуги), процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода ведения бизнеса, организации рабочего места или внешних взаимодействий Таким образом, несмотря на официальный статус источников, в них не содержится единой трактовки терминов «инновации» и «инновационная деятельность». Для целей данного исследования под инновациями авторы будут понимать определение, представленное в национальном стандарте, как в полной мере консолидирующее положения прочих нормативных актов по данной тематике, отраженных в табл. 1. Тогда инновационная деятельность будет пониматься как деятельность, направленная на создание инноваций. Что касается предпринимательской деятельности, то она целиком регламентируется Гражданским кодексом РФ, в этой связи официальным считается следующее определение предпринимательской деятельности: «... самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.»11 Анализируя представленные определения инновационной и предпринимательской деятельности, можно выявить следующие аспекты, объединяющие оба вида активности: 1. Инновационная деятельность может рассматриваться в разрезе двух составляющих: инженерной (создание нового продукта) и предпринимательской (внедрение нового продукта в деятельность конкретного предприятия). 2. Создание нового продукта в рамках инновационной деятельности и минимизация рисков в рамках предпринимательской деятельности требуют применения творческого подхода. 3. Изобретательская и предпринимательская деятельность - это деятельность, направленная на достижение конкретного результата. 4. Инновационная и предпринимательская активности - это комплексные виды деятельности, требующие глубоко проработанных специальных навыков и «soft skills-компетенций». Следовательно, характеристики субъектов деятельности, обеспечивающие алгоритм решения поставленных задач, будут актуальны как для предпринимательской деятельности, так и для инновационной. При этом за методологическую основу решения подобных задач примем теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера [6]. Итак, в качестве ключевой характеристики прмем творческий подход как обеспечивающий консолидацию в себе основных «мягких навыков» и компетенций. Рассмотрим его более детально с целью определения необходимых для его реализации «soft skills-компетенций». Творческое решение новой задачи в рамках творческого подхода в основном включает три стадии, получившие условные названия: аналитическая, оперативная и синтетическая. Аналитическая стадия имеет целью проведение аналитических процедур, направленных на оценку текущего уровня развития рассматриваемого объекта для выявления основного на данном этапе противоречия и выявления причины этого противоречия. Оперативная стадия строится на целевом систематическом исследовании возможных способов устранения выявленной причины противоречия. На синтетической стадии вносятся изменения в остальные элементы системы, обоснованные природой найденного способа устранения выявленного технического противоречия. Далее подробнее. Аналитическая стадия - наиболее «логизированная» часть творческого процесса. У субъекта инновационной и предпринимательской деятельности она представляет собой логическую последовательность суждений, основанных на статистическом, историческом, техническом, экономическом материале и прочих фактах, включая результаты целенаправленных экспериментов. При этом значение результатов аналитической стадии бесспорно. В большинстве случаев правильно проведенный анализ позволяет устранить причину, возникшую на этапе формулировки задачи, противоречия и тем самым облегчить следующую - оперативную стадию творческого процесса. Успех получения необходимого результата на аналитическом этапе определяется специальными знаниями исследуемой области, пониманием логики ее развития, наличием необходимых для выполнения анализа данных, а также умением проводить логический анализ. Следовательно, для развития инновационной и предпринимательской деятельности нужна регулярная тренировка аналитических навыков (например, за счет анализа сделанных ранее изобретения или реализованных предпринимательских практик). Вторая составляющая творческого процесса - оперативная стадия - существенно отличается от первой и представляет собой сочетание логических и нелогических операций. Здесь субъекту деятельности приходится проводить системный, планомерный «мыслительный эксперимент», в результате которого должна сложиться рациональная система поисков, очищенная на аналитическом этапе от поиска абстрактных идей и направленная на поиск путей устранения конкретного противоречия. Во многих случаях противоречия, с которыми приходится сталкиваться в процессе творческой работы, имеют прямые аналогии. Поэтому целесообразно прежде всего исследовать аналогичные противоречия и типичные способы их устранения. В случае, когда исследование аналогов и прообразов не дает результата, субъект деятельности переходит к следующему этапу стадии - поискам новых решений. При этом сначала исследуются возможные изменения в самой системе (что наиболее просто и малозатратно), а затем - во внешней среде, в частности, целесообразно проанализировать рассмотрение возможности изменения параметров среды функционирования или замены данной среды другой, обладающей более благоприятными характеристиками, в ряде случаев достаточным будет установления взаимосвязи между ранее независимыми процессами. Таким образом, резюмируя отличия аналитической стадии творческого процесса от оперативной, можно отметить, что аналитическая стадия дает почти всегда однозначный ответ, оперативная стадия такой однозначностью не отличается: одно и то же противоречие может быть устранено различными путями. В этой связи на оперативной стадии эксперимент играет главную роль, являясь критерием для окончательного выбора того или иного способа, приема, схемы и т. д. Третья стадия творческого процесса - синтетическая - включает четыре этапа: введение функционально обусловленных изменений в систему, введение функционально обусловленных изменений в методы применения системы, проверку применяемости полученного принципа к решению других технических задач и оценку результата. Так же как и аналитическая, синтетическая стадия может быть представлена в виде последовательности логических суждений, при необходимости проверяемых экспериментальным путем. Найденный вариант устранения противоречия почти всегда вызывает необходимость внесения в систему дополнительных изменений, которые обеспечивают придание системе новой формы, соответствующей новому содержанию. Следующий этап синтетической стадии творческого процесса - внесение изменений в методы применения системы обусловливается тем, что создание новой системы (или изменение старой системы) вызывает потребность в поиске новых методов ее практического использования. Третий этап синтетической стадии творческого процесса - проверка возможностей применения найденного способа устранения противоречия к решению прочих, зачастую неаналогичных исходной задач. Так, в ряде случаев полученный принцип решения задачи представляет собой большую ценность, чем само решение, и может быть использован при решении других, более важных задач. Последний этап творческой работы - оценка полученного результата. На этом этапе происходит выявление соотношения между положительным эффектом от результата решения задачи и затратами, необходимыми для его реализации - расчет показателей эффективности. Чем выше значение показателя эффективности, тем более ценно сформулированное решение [7]. Таким образом, реализация творческого подхода к решению задачи требует от субъекта предпринимательской и инновационной деятельности не только специальных навыков, но и ряда «soft skills-компетенций» («мягких навыков»), перечень которых вариативен в зависимости от стадий реализации творческого подхода (табл. 2). При этом под компетенцией будем понимать область вопросов, в которых человек должным образом осведомлен, обладает необходимыми знаниями и опытом [8]. Компетенции проявляют себя посредством личностных характеристик, считающихся необходимыми при выполнении данных трудовых обязанностей. Компетенции способствуют соотнесению характерных, индивидуальных черт отдельных сотрудников с особенностями их труда. «Мягкие навыки» в разрезе данного определения можно представить как специальные компетенции, обеспечивающие взаимодействие между людьми и в этой связи не представляемые моментно [12, 13]. Таблица 2. Перечень «мягких навыков», необходимых для реализации творческого подхода к решению задач* № п/п Стадия Перечень «soft skills-компетенций» 1 Аналитическая Целеполагание, коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение вести исследовательскую деятельность, способность выстраивать логические связи между событиями и явлениями, критический анализ, способность строить идеальные объекты, управление временем, обучаемость, стрессоустойчивость, креативность, ответственность 2 Оперативная Целеполагание, коммуникативные навыки, осознанное мышление, освоение категориального аппарата, умение работать с понятиями, умение работать в команде, способность строить идеальные объекты, организационные навыки, управление временем, стрессоустойчивость, креативность, ответственность 3 Синтетическая Целеполагание, коммуникативные навыки, умение работать в команде, проведение рефлекторного анализа по результатам деятельности, организационные навыки, управление временем, стрессоустойчи-вость, ответственность * Таблица составлена авторами с учетом [11, 14]. Под компетентностью будем понимать владение, обладание человеком соответствующей компетенцией с учетом его личностного отношения к ней и к предмету трудовой деятельности. Компетентность связывает между собой личностные качества человека (ценностно-смысловые ориентации, знания, умения, навыки, способности) и опыт в определенной области деятельности. Кроме того, компетентность проявляется в виде способности и готовности личности к осуществлению самостоятельных вариативных и проектировочных действий при необходимости решения различных задач поведенческого и действенно-практического характера [8]. Как видно из табл. 2, некоторые «мягкие навыки» актуальны для каждой стадии реализации творческого подхода к решению задач. К их числу относятся: умение работать в команде, целеполагание, коммуникативные навыки, управление временем, стрессоустойчивость, ответственность. Анализ полученных результатов. По мнению авторов, подобные компетенции могут быть развиты посредством занятия физической культурой и спортом (в том числе в рамках начальной спортивной подготовки), основным субъектом которой является тренер и тренерский труд, как деятельность, направленная на развитие не только специальных физических характеристик спортсмена, но и ключевых метакомпетенций, в частности за счет реализации аспектов образовательной, воспитательной и наставнической деятельности. Тренерская работа, безусловно, относится к трудовой деятельности. Во-первых, действия тренера характеризуются целесообразностью и социальной значимостью: спортивные победы на международной арене демонстрируют потенциал и силу государства. Во-вторых, на рынке труда в сфере физической культуры и спорта происходит воспроизводство рабочей силы, что является необходимым условием существования такого труда. И, наконец, деятельность тренера многоаспектна, включает в себя социально-экономическую, организационно-техническую и морально-личностную стороны [9]. При этом под тренерским трудом в рамках заявленной специфики предмета исследования - спортивной подготовки - будем понимать целесообразный общественно значимый труд профессионально подготовленного спортивно квалифицированного человека, обеспечивающий постановку совокупности ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека в раннем возрасте. Раскрывая некоторые положения авторского определения тренерского труда, стоит отметить, что функционал работы тренера в силу его комплексного общественно значимого контента включает в себя: научно-исследовательскую составляющую, связанную с актуализацией знаний по существующим методикам преподавания (не реже одного раза в четыре года проходить повышение квалификации), с обеспечением разработки учебных планов и методических рекомендаций, а также с анализом динамики развития подопечных и выявлением резервов их спортивного роста; текущую тренерскую работу, связанную с обеспечением тренировочного занятия и тренировочного процесса в рамках обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», и с решением организационных вопросов, выстраиванием системы коммуникации, мотивации, контроля и поощрения. Более того, постановка «неспортивных» навыков обязывает тренера находиться в роли наставника и воспитателя, обеспечивая молодых спортсменов базовым набором ценностей и навыков работы в команде, целеполагания, планирования, самодисциплины и пр. Представленные выше характеристики тренерского труда влияют на его содержание и характер. При этом содержание тренерского труда зависит от функционала, используемых техник и технологий ведения тренировочного процесса, а также от результатов субъекта труда и в этой связи может динамично изменяться. Тренерский труд определяется рядом факторов, характеризующих условия профессионального и карьерного роста, физической и психологической напряженностью, преобладающим бюджетным финансированием, сезонностью и цикличностью, связанной с особенностью тренировочной деятельности под целевые спортивные мероприятия [10]. Таким образом, особенностью организации тренерского труда в России является наличие сформированного тренда на смену нормативно-правового регулирования его деятельности. Общеобразовательные программы, регламентированные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», сменяются согласно положениям Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» программами спортивной подготовки, в результате чего произойдет переход тренерского труда из образовательной сферы в область физической культуры и спорта, что обосновано его комплексным характером. При этом результаты тренерского труда выходят далеко за достижение определенных квалификационных показателей в рамках этапов развития спортсмена (от этапа начальной спортивной подготовки до этапа высшего спортивного мастерства), затрагивая элементы воспитательного аспекта личности и развития у спортсмена ряда метанавыков, таких как командная работа, целе-полагание, коммуникация, умение применять творческий (нестандартный) подход, оперативно реагировать на сложные ситуации и пр. - все это, согласно выдвинутой авторами гипотезе, должно привести к развитию предпринимательских и инновационных навыков у объекта тренерского труда. Итак, на каком этапе и каким образом посредством системы начальной спортивной подготовки могут развиваться необходимые для появления предпринимательских и инновационных навыков «мягкие компетенции»? Таблица 3. Приемы развития «мягких компетенций» в рамках начальной спортивной подготовки № п/п Компетенция Приемы развития в рамках начальной спортивной подготовки 1 Умение работать в команде Групповая спортивная подготовка (игровые виды спорта, эстафеты, тренинги и пр.) 2 Целеполагание Все виды спортивной активности в совокупности с целевым мотивированием (настройкой на общий и промежуточный результаты) 3 Коммуникативные навыки Все виды спортивной групповой подготовки 4 Управление временем Индивидуальная и (или) групповая спортивная подготовка в рамках отведенного времени с целью достижения определенного результата 5 Стрессоустойчив ость Спортивные сборы, перевод замечания тренера в конструктивное русло 6 Ответственность Групповая и (или) индивидуальная спортивная активность с персональной ответственностью за целевой результат (игровые виды спорта, эстафеты, соревнования и пр.) Прежде всего, сформулируем рамки понятия «начальная спортивная подготовка». Начальная спортивная подготовка - это вид подготовительной спортивной активности, осуществляемой в основном в раннем возрасте (4-11 лет), исключающей специфическое воздействие на конкретное спортивное качество и направленной на развитие координации, общей физической, функциональной, игровой, оздоровительной подготовки, целью которой является приучение к регулярному тренировочному процессу и его содержательной структуре (разминка, общая часть, заминка), формирование физической подготовленности и знакомство с базовыми спортивными элементами. Все это определяет приемы развития «soft skills-компетенций» в рамках начальной спортивной подготовки, которые представлены в табл. 3. Раскрывая содержание табл. 3, кратко охарактеризуем основные представленные в ней приемы развития «мягких навыков» в рамках начальной спортивной подготовки. Групповая спортивная подготовка - коллективный вид спортивной активности, целью которой является достижение результата не индивидом, а командой, в которой каждый участник выполняет определенную функцию. При этом вероятность достижения положительного спортивного результата зависит от слаженности команды - умения находить общий язык (ком-муницировать), формулировать и декомпозировать цель, ответственно подходить к поставленной задаче. Индивидуальная спортивная подготовка - вид спортивной активности, в которой достижение результата персонифицировано. При этом данный вид подготовки предполагает максимально эффективное использование ограниченных ресурсов индивида: временных, психофизиологических, материальных и пр., направленное на достижение сформулированной личной, личностной или коллективной цели. Спортивные сборы - многодневные тренировочные мероприятия (в большинстве случаев за пределами традиционного места осуществления спортивной активности), обеспечивающие подготовку к новому сезону или целевым стартам. Характеризуются высокой интенсивностью и трудоемкостью процесса. В ходе спортивных сборов в стрессовых условиях выявляются реальные возможности спортсменов после межсезонья, а также формулируются цели на предстоящий сезон. Таким образом, представление и расшифровка основных приемов начальной спортивной подготовки ярко свидетельствуют об их направленности на формирование и развитие «soft skills-компетенций», представленных в табл. 3 как универсальных при создании основ предпринимательских и инновационных навыков. Основные выводы. Таким образом, авторами была обоснована гипотеза о том, что занятия физической культурой и спортом, реализованные посредством начальной спортивной подготовки, способны создать почву для появления у субъектов деятельности «мягких навыков», необходимых для развития предпринимательских и инновационных навыков. Следовательно, чтобы увеличить масштаб развития предпринимательского и инновационного потенциала, авторами было сформулировано предложение о включении начальной спортивной подготовки в обязательную часть образовательного процесса для детей 4-11 лет. При этом занятия исключительно физкультурой в рамках школьной программы, по мнению авторов, основные функции по развитию метакомпетенций обеспечить неспособны. В этой связи начальная спортивная подготовка должна осуществляться на базе существующих спортивных комплексов под патронажем спортивных организаций, имеющих соответствующие лицензии, с привлечением тренерского состава, отвечающего всем требованиям Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Однако необходимо организовать возможность реализации индивидуальных спортивных траекторий (с различным уровнем физических нагрузок и акцентом на развитие целевых физических качеств) для различных категорий детей, в частности: 1) детей с ограниченными физическими способностями; 2) детей, ориентированных на спорт высоких достижений; 3) детей, не относящихся к первой и второй группам. При этом основными характеристиками подобной системы начальной спортивной подготовки, по мнению авторов, должны стать: - бесплатность для субъектов спортивной деятельности (финансирование за счет бюджетных средств - муниципальное задание); - возможность участия частных организаций на принципах частно-государственного партнерства или концессионных соглашений; - обеспечение равного доступа всех участников; - целенаправленный акцент на воспитательную деятельность, наряду с организацией физической активности; - обязательность для всех в соответствии с уровнем физического развития и выбранными подготовительными траекториями. Для того чтобы иметь возможность контролировать результаты реализации системы обязательной начальной спортивной подготовки, авторы считают обязательным организовать регулярный (ежегодный) мониторинг компетентностного состояния по сформулированным «мягким навыкам». На начальном этапе это необходимо делать для отражения динамики изменений (сформулировать вывод о целесообразности внедрения системы и продолжения ее реализации), затем при сравнении с ведущими зарубежными бенчмарками или научно обоснованными ориентирами формулировать направления повышения эффективности реализации системы или ее интенсификации. Заключение. Итак, в данной статье авторы рассмотрели спортивную подготовку (в частности, начальную спортивную подготовку) как способ развития предпринимательских и инновационных навыков. Для этого последовательно были решены некоторые задачи: Рассмотрен творческий подход к решению задач в рамках предпринимательской и инновационной деятельности, основанный на методологическом базисе теории решения изобретательских задач Генриха Сауловича Альтшуллера. В ходе решения первой задачи были кратко представлены стадии реализации творческого подхода, а также сформулированы основные типы «мягких навыков», которыми необходимо обладать на каждой из стадий. В заключение были выявлены «soft skills-компетенции», развить которые можно посредством занятия физической культурой и спортом. Второй решенной задачей стало представление тренерского труде в качестве комплексной деятельности, объединяющей категории: спорт, труд, воспитание, наставничество и пр. В данной части исследования авторам удалось обосновать тезис о том, что тренерский труд бесспорно относится к трудовой деятельности и в этой связи входит в сферу интересов экономики труда в силу его организации и результатов его деятельности. В заключение авторами формулируются рекомендации по продвижению начальной спортивной подготовки в качестве одного из способов развития предпринимательских и инновационных навыков, а также описываются принципы и возможности реализации системы в зависимости от уровня физической подготовки.

Ключевые слова

тренерский труд, «мягкие компетенции», инновационная деятельность, предпринимательская деятельность, теория решения исследовательских задач, инновационные навыки, предпринимательские навыки, спортивная подготовка, спорт, физическая культура, coaching work, soft skills, innovation, entrepreneurship, decision theory research tasks, competence potential initial sports training, sports, physical culture

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Баженов Олег ВикторовичУральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцинаканд. экон. наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита6819@list.ru
Зильбер Ирина Александровна«Федерация художественной гимнастики»президент Свердловской областной физкультурно-спортивной организацииirina_veselova_83@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Касимов Р.Х. Экономический аспект управления спортивными сооружениями муниципального образования : автореф. дис.. канд. экон. наук. Ижевск, 2004. 29 с.
Медуханова Л.А. Развитие и повышение эффективности использования человеческого потенциала как условие перехода к инновационному развитию экономики // Проблемы экономики. 2007. № 5. С. 11-16.
Тульженкова З.Л. Инновационный подход к развитию креативного мышления современной молодежи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2010. № 1. С. 17-21.
Гиниева С.Б., Федорова А.Э. Эффективное управление человеческими ресурсами - путь к инновационному развитию региона // Управленец. 2010. № 9-10. С. 44-54.
Платов В.А., Капустян В.М. Некоторые особенности образовательных программ по развитию предпринимательских навыков в сфере подготовки кадров для инновационного процесса // В мире научных открытий. 2010. № 2-1. С. 117-120.
Петров В. Алгоритм решения изобретательских задач: учеб. пособие. Тель-Авив, 1999. 256 с.
Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. 1956. № 6. С. 37-49.
Компетентностный подход в образовательном процессе / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова. Омск : Омскбланкиздат, 2012. 210 с.
Сапожникова К.А. Тренерский труд и методика оценки его эффективности // Дискуссия. 2016. № 3 (66). С. 51-57.
Багирова А.П., Сапожникова К.А. Тренерский труд в Российской Федерации: трудности и противоречия // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (37). С. 60-65.
Клаус П. Софт для карьериста. М. : Попурри, 2009. 192 с.
Downward P., Dawson A., Dejonghe T. Sports economics: Theory, evidence and policy. Elsevier, 2009. 417 p.
Phoewhawm R., Ratana P. Making the knowledge worker as a lifestyle learner // International Journal of Innovation and Learning. 2011. № 10 (3). Р. 241-267.
Galabova L., McKie L. «The five fingers of my hand»: Human capital and well-being in SMEs // Personnel Review. 2013. № 42 (6). Р. 662-683.
Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7).
Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2016).
ГОСТ Р 56261-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Инновационный менеджмент. Инновации. Основные положения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2014 № 1847-ст).
 Спортивная подготовка как способ формирования основ предпринимательских и инновационных навыков | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2018. № 41. DOI: 10.17223/19988648/41/20

Спортивная подготовка как способ формирования основ предпринимательских и инновационных навыков | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2018. № 41. DOI: 10.17223/19988648/41/20