Роль регионального университета в социально-экономическом развитии территории (на примере Приморского края) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2018. № 44. DOI: 10.17223/19988648/44/6

Роль регионального университета в социально-экономическом развитии территории (на примере Приморского края)

В современном мире система высшего образования является одним из решающих факторов развития экономики страны, наряду с материальными, финансовыми, трудовыми, природными и прочими ресурсами. Более того, от качества, а главное - корреляции целей и заДач функционирования субъектов высшей школы во многом зависит эффективность программ развития отдельно взятых территорий. Ввиду этого в исследовательской среде возник новый феномен - региональный университет, под которым авторы статьи понимают высшее учебное заведение, ориентированное на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов. В рамках настоящей статьи авторами будет определена роль регионального университета в социальноэкономическом развитии территории.

The role of a regional university in the socio-economic development of a territory (by the example of Primorsky krai).pdf Интеграция России в мировую экономику приводит к коренным изменениям в жизни общества, созданию нового формата взаимоотношений между субъектами рынка, пересмотру принципов и методов управления экономикой. Сфера образовательных услуг не является исключением. Университеты сегодня - это неотъемлемая часть локальной, национальной и глобальной общественных экономических систем. Сложные региональные социально-экономические и политические контексты, в рамках которых формируется и функционирует высшая школа, обусловливают необходимость университетам вырабатывать стратегии своего развития с учетом особенностей взаимодействия с территориальными органами власти различного уровня, местным сообществом и др. Появление и расширение сети взаимозависимостей обусловливается рядом требующих решения региональных проблем. Первоочередной из них является то, что тенденции в экономике и высшем образовании не отражают друг друга из-за трудности прогнозирования рынка труда и рынка образовательных услуг конкретной территории. Бизнес-сообщество, как показывают многочисленные исследования, не в полной мере удовлетворено качеством образования и перечнем специальностей, по которым происходит подготовка кадров. В этой связи партнерство между бизнесом и образованием должно привести к соответствию выпускаемых специалистов потребностям экономики региона. Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций, ряд сформированных в ее развитие межведомственных и ведомственных программ в сфере образования создали базу для решения следующих основных задач, направленных на усиление роли национальной системы образования в социально-экономическом развитии страны и ее регионов: - приведение содержания, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества; - разработка механизмов управления, адекватных задачам развития национальной системы образования; - создание финансово-экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования. Помимо этого, государство возлагает на высшие учебные заведения социальную ответственность за развитие регионов, активизируя их взаимодействие с предпринимательским сектором экономики и органами местной власти [1. С. 10]. В масштабах региона университет можно рассматривать как организацию по производству научно-инновационных кадров, реализующую образовательные услуги, которая вносит значительный вклад в социальноэкономическое развитие. С учетом последних тенденций роста инновационного потенциала субъектов страны университетам отводится ключевая роль трансфера новых технологий, требующая активного участия в инновационном обновлении региона. Кроме этого, влияние высших учебных заведений на социальноэкономическое развитие субъектов государства обусловливается осуществлением системой образования ряда функций, важнейшими из которых по-прежнему остаются образовательная и научно-исследовательская. Для целей дальнейшего исследования введем новую экономическую категорию - «региональный университет», под которым понимается высшее учебное заведение, ориентированное на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов. К региональным университетам не будут относиться федеральные университеты, а также научные и национальные исследовательские университеты ввиду их специфики и более масштабных стратегических приоритетов развития, не ограничивающихся территориальным расположением. Университет сегодня - социально-ответственный элемент, функции и результаты деятельности которого оказывают непосредственное влияние на развитие территории, ее интеллектуального, инновационного и человеческого потенциала. Деятельность университета, продекларированная в его миссии, цели и задачи, сформулированные в ее развитие, должны напрямую зависеть от стратегических приоритетов и направлений развития региона, в котором он ведет свою деятельность. Следует отметить, что в советской системе образования осуществление университетами своих «региональных функций» было достаточно развитым. Университеты готовили для своих городов и краев специалистов необходимых профессий и квалификаций, активно вели на предприятиях работы по хоздоговорной тематике и т.д. Данную систему подготовки и развития партнерских отношений в ее отдельных частях и элементах целесообразно взять в качестве базы для построения сети стратегических партнерств университета. По данной системе участие в жизни региона как функция современного университета может осуществляться по следующим направлениям: - университет является крупным работодателем, он повышает уровень занятости населения региона за счет создания как рабочих мест непосредственно в самом университете, так и новых структур в результате расширения своих функций (технопарки, бизнес-инкубаторы и т.п.); - развитие научного потенциала региона (трансфер технологий: создание научных парков, система патентования изобретений, оказание консультационных услуг и т.д.); - удовлетворение потребностей населения региона в образовательных услугах, укрепление системы высшего образования с региональным рынком труда [2. С. 30]. Современный университет оказывает значительное влияние на развитие своего региона. В целом это влияние выражается в нескольких основных формах (табл. 1). Таким образом, на университеты ложится колоссальная ответственность в перестроении и развитии своей деятельности в соответствии с приоритетами развития территории, на которой они расположены. Высшая школа сегодня должна выступать не просто «поставщиком» квалифицированных кадров, но и нести социальную ответственность перед своим регионом. По этой причине приоритеты развития территории должны иметь абсолютно прозрачное отображение в приоритетах развития, миссии и целях деятельности каждого отдельного университета (института, академии и т.д.). Более того, на них образовательные организации высшего образования должны ориентироваться в построении своих повседневных задач. Только тогда «камень преткновения» в виде нецелесообразной и неэффективной деятельности образовательных организаций будет разрушен. Важно, чтобы цели и миссия деятельности каждого отдельно взятого образовательного учреждения коррелировали со стратегическими приоритетами развития территорий и областей, на которых они расположены. Данная корреляция способна обеспечить синергетический эффект и позволит региону качественно развиваться благодаря наполнению необходимыми в аспектах конкретной стратегии развития интеллектуальными, инновационными, человеческими, трудовыми ресурсами, генерируемыми образовательными организациями высшего образования. Ввиду огромного многообразия и разнопланового состава региональных образовательных организаций высшего образования, а также особенностей развития территорий РФ для целей дальнейшего исследования были выбраны организации, входящие в состав Приморского края. Данный выбор обусловлен рядом причин. Таблица 1. Формы влияния университета на социально-экономическое развитие региона (территории) Форма влияния Возможные партнеры Механизмы взаимодействия Экспертиза социально-экономического развития региона Главы муниципалитетов, научные фонды, институты РАН, союзы предпринимателей, общественные организации Разработка и реализация научно- исследовательских проектов, учитывающих потребности региона Взаимодействие с профессиональными общественными организациями Кафедры, союзы ректоров, профессиональные союзы и ассоциации, общественные советы по различным социальным вопросам, студенческое сообщество, школы, ассоциации работодателей, общественные организации Участие в разработке законодательных инициатив для целей регионального развития, разработка планов и программ развития, создание курсов повышения квалификации для занятого и незанятого населения Взаимодействие в рамках воспитательной и социальной работы Студенческое сообщество, кафедры, общественные организации, участники муниципалитетов, региональные СМИ, представители бизнес-структур Организация благотворительных акций, творческих вечеров, развитие волонтерства, организация и проведение обучающих семинаров и конференций для студентов, проведение конкурсов, фестивалей и т.п. В настоящее время огромное внимание со стороны федерального правительства уделяется развитию Дальнего Востока, и в частности Приморского края. Ряду государственных структур делегированы полномочия обеспечения реализации программ правительства, при этом регулярно совершенствуется законодательная база. Однако все еще существенной проблемой для Приморского края является отток населения, особенно экономически активного, что способно стать мощным демотиватором развития территории Приморского края (рис. 1, 2). По данным рис. 1 видно, что за последние 10 лет наблюдается негативная тенденция оттока людей из региона. Суммарный отток населения за анализируемый период составил 49 323 человека. Стимулировать снижение оттока экономически активного населения, а также привлечь из центральных регионов России молодых специалистов призваны такие принятые важные документы в развитии Приморского края, как законы о территориях опережающего социальноэкономического развития (ТОСЭР) (регулируется № 473-ФЗ от 29.12.14) и о «Свободном порте Владивосток» (№ 212-ФЗ от 13.06.15), в зону действия которого входят два международных транспортных коридора [4-5]. Реализация законодательных инициатив уже сегодня начала способствовать формированию благоприятного предпринимательского климата, привлечению инвесторов, выстраиванию взаимовыгодных партнерских отношений со странами АТР, закреплению населения и росту внутреннего валового продукта региона. Число выбывших из Приморского Края Рис. 1. Данные о миграции в Приморском крае за 2007-2016* гг. (по данным http://primstat.gks.ru). * Данные за 2017 г. будут подтверждены в декабре 2018 г. Рис. 2. Данные о динамике экономически активного населения в Приморском крае за 2010-2016* гг. [3. С. 27]. * Данные за 2017 г. будут подтверждены в декабре 2018 г. Обозначенные направления развития Приморского края проходят под эгидой Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона”», и не могут быть реализованы в полной мере без наличия необходимых интеллектуальных, инновационных, человеческих, трудовых ресурсов, генерируемых в том числе и в большей степени региональными образовательными организациями высшего образования [6]. Резюмируя стратегические приоритеты развития территории, изложенные в Законе Приморского края от 20 октября 2008 г. № 324-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» и Постановлении Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 г. № 395-па «Об утверждении государственной программы Приморского края “Развитие образования Приморского края”» на 20132020 гг., отметим, что образовательным учреждениям высшего образования необходимо в своей деятельности ориентироваться на следующие приоритетные задачи развития Приморского края [7-8]: 1. Развитие партнерских отношений с учреждениями высшего образования стран АТР. 2. Мониторинг рынка труда для оптимизации планов подготовки кадров в соответствии с потребностями работодателей. 3. Развитие системы непрерывного образования на базе университета. 4. Модернизация материально-технической базы. 5. Профориентация и мотивация в получении знаний по будущей профессии среди обучающихся. 6. Ориентация на повышение качества профессорско-преподавательского состава и оплаты труда данной категории работников. Отметим, что на территории Приморского края расположено 8 региональных образовательных учреждений высшего образования. Классифицируем их согласно одному из самых масштабных национальных рейтингов в рамках проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» (табл. 2) [9]. Причисление университета к одной из классификационных групп определяет его принадлежность и роль в социально-экономическом росте территории исходя из региональных особенностей и программ развития (табл. 3). При этом заявленные в табл. 3 основные задачи деятельности университетов различных классификационных групп должны строиться на строгом соблюдении базовых принципов функционирования объектов высшей школы в современных условиях (рис. 3). Помимо этого, региональным университетам Приморского края необходимо в своей деятельности учитывать законодательные инициативы по вопросам развития обозначенной территории, среди которых на сегодняшний момент: - Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»; - Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальноэкономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и многие другие. Таблица 2. Классификация региональных университетов Приморского края № п/п Классификационная группа Университет 1 Инженерные (технические университеты) Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Дальневосточный институт коммуникаций, Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского 2 Сельскохозяйственные университеты Приморская государственная сельскохозяйственная академия 3 Университеты экономического, финансового и юридического профиля Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, открытый юридический институт 4 Гуманитарные университеты Дальневосточный государственный институт искусств 5 Медицинские университеты Тихоокеанский государственный медицинский университет Таблица 3. Роль региональных университетов в развитии Приморского края (исходя из специфики территории) № п/п Классификационная группа Основные задачи и роль в развитии края 1 Инженерные (технические университеты) 1. Участие в создании и развитии сети рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий и отраслей. 2. Содействие в создании и развитии сети инженернотехнических коммуникаций, направленных на поддержание и обновление обеспечивающих предприятий и отраслей (тепло-электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение). 3. Участие в обновлении дорожного фонда территории, развитии прилегающих коммуникаций, оптимизации логистических потоков 2 Сельскохозяйствен ные университеты 1. Участие в развитии сельскохозяйственных территорий. 2. Продвижение и качественное обновление сельскохозяйственной продукции. 3. Участие в создании и развитии сети сельскохозяйственных коопераций 3 Университеты экономического, финансового и юридического профиля 1. Повышение финансовой, юридической и экономической грамотности населения всех областей деятельности. 2. Развитие и поддержание предпринимательских инициатив среди молодежи. 3. Участие в создании и развитии субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства) 4 Гуманитарные университеты 1. Развитие культурной, спортивной и творческой деятельности среди населения. 2. Участие в создании, развитии и поддержании объектов социально-культурной инфраструктуры. 3. Формирование системы духовно-нравственного развития населения № п/п Классификационная группа Основные задачи и роль в развитии края 5 Медицинские университеты 1. Обеспечение населения высококвалифицированными и доступными медицинскими кадрами. 2. Участие в повышении уровня здравоохранения региона. 3. Содействие в решении актуальных демографических проблем Рис. 3. Базовые принципы функционирования объектов высшей школы в современных условиях Важно, чтобы в рамках выполняемой университетами деятельности прослеживалась четкая тенденция по соответствию приоритетам развития территорий Приморского края. При этом прописываемые как государственными программами развития территорий, так и миссии и цели деятельности отдельно взятого университета не должны обращаться в профанацию деятельности, не связанной с проблемами и перспективами развития региона. При разработке программ развития государственным органам следует ориентироваться на текущие проблемы развития территории и при необходимости их корректировать, изменять в силу ряда сложившихся условий. Также не следует прописывать программы на долгосрочный период без применения редакций, так как соответствие прописанным идеалам в программе с каждым годом может существенно отходить от сложившихся условий. Существуют и всем известны проблемы развития территории Приморского края, которые год от года остаются нерешенными: миграция, отток населения, смертность, рыбопереработка и заготовка, логистика и дорожные сети, сельское хозяйство и реализация сельхозпродукции, трудоустройство по специальности, безработица, низкий уровень жизни и культуры и многое другое. Данные проблемы подтверждаются множеством научных и периодических статей, а также статистическими данными [10-15]. Университеты могут помочь в решении названных проблем. Но их деятельность, как и деятельность государственных органов по разработке программ развития, должна ориентироваться на решение текущих и долгосрочных проблем территории и корректироваться исходя из изменяющихся условий. Также, несомненно, отдельная роль в этом отводится и бизнес-сообществу, и населению, о чем было сказано ранее. Определенно нельзя слепо полагать, что если отдельные моменты деятельности не прописаны в миссии, стратегических приоритетах, задачах, то это значит, что они не присутствуют в реальной деятельности. Нет. Но прописанные миссия и стратегии развития - это ориентир, к которому необходимо стремиться. И если ориентир изначально не выстроен в соответствии с приоритетами развития региона и его проблемами, то они так и останутся недостижимыми и нерешенными.

Ключевые слова

региональный университет, социально-экономическое развитие территории, формы влияния, higher education, regional University, the local labor market, the socio-economic development of the territory

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Варкулевич Татьяна ВладимировнаВладивостокский государственный университет экономики и сервисакандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой управленияTatyana.Varkulevich@vvsu.ru
Арнаут Марина НиколаевнаВладивостокский государственный университет экономики и сервисакандидат экономических наук, доцент кафедры управленияMarina.Kulakova@vvsu.ru
Пашук Наталья РуслановнаВладивостокский государственный университет экономики и сервисаассистент кафедры управленияNatalya.Kravchenko@vvsu.ru
Всего: 3

Ссылки

Милова Ю.Ю., Маркова Е.С., Терентьева В.С. Роль высших учебных заведений в развитии регионов // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Международной научной конференции (г. Уфа, июнь 2014 г.). Уфа, 2014. С. 9-11.
Скворцов Н.Г. Роль современного университета в развитии региона: социально-гуманитарные аспекты // Гуманитарий Юга России. 2015. № 3. С. 28-35.
Латкин А.П., Кравец А.В. Основные проблемы сохранения и развития трудового потенциала российского Приморья // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: «Экономика и управление». 2017. № 1 (28). С. 23-30.
О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 29.06.2018).
О свобоДном порте Владивосток: федеральный закон от 13.07.2015 г. № 212-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2015/07/15/fz212-dok.html (дата обращения: 29.06.2018).
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 308». URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70544078/ (дата обращения: 15.06.2018).
О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года: закон Приморского края от 20 октября 2008 г. № 324-КЗ. URL: http://docs.cntd.ru/document/494219477 (дата обращения: 30.04.2018).
Об утвержДении государственной программы Приморского края «Развитие образования Приморского края» на 2013-2020 годы: постановление Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 г. № 395-па. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 460226778 (дата обращения: 30.06.2018).
Социальный навигатор. МИА «Россия сегодня». URL: http://ria.ru/abitura_rus (дата обращения: 30.06.2018).
Жаворонкова О.Р., Бузни А.Н. Формирование партнерских отношений высшего образования в контексте социально-экономического развития региона // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 118-121.
Терещенко Д.С., Щербаков В.С. Место и роль вузов в инновационном развитии регионов России // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 12. С. 165-177.
Слободчикова И.В., Боджаева В.В., Голденова В.С. Современный университет как субъект устойчивого развития региона в условиях инновационной экономики // Вестник СевКавГТИ. 2014. № 17. С. 42-46.
Официальная статистика: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. URL: http://primstat.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_ts/primstat/ru/statistics/sphere/ (дата обращения 30.06.2018).
Красова Е.В. Тенденции и проблемы развития бизнеса в Приморском крае // Фундаментальные исследования. 2016. № 11 (4). С. 823-827.
Терещенко Н.С., Носовский В.С. Проблемы устойчивого развития территории Приморского края // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2016. № 4 (80). С. 41-49.
 Роль регионального университета в социально-экономическом развитии территории (на примере Приморского края) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2018. № 44. DOI:  10.17223/19988648/44/6

Роль регионального университета в социально-экономическом развитии территории (на примере Приморского края) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2018. № 44. DOI: 10.17223/19988648/44/6