Система бюджетов Российской Федерации и их взаимодействие: введение | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2019. № 47. DOI: 10.17223/19988648/47/10

Система бюджетов Российской Федерации и их взаимодействие: введение

В статье на междисциплинарной базе предлагается концепция системы бюджетов государства (СБГ), включающая бюджетную систему как один из элементов. Системообразующий признак СБГ - принудительные изъятия сосбственности, в том числе и нелегальные. Описываются качественные характеристики СБГ, дается принципиальная четырехчастная структура экономики и перечень элементов СБГ. Концепция СБГ позволяет предложить качественно новую структуру домохозяйств, которая и составляет содержание экономической системы страны.

The System of Budgets of the Russian Federation and Their Interaction: Introduction.pdf Для любого человеческого общества неравный доступ к ресурсам и вознаграждениям является фундаментальным фактом [1, с. 393] В предыдущих работах была описана модель реального государства (МРГ) и система мультикаскадного изъятия имущества [2]; сделан вывод, что теоретической основой доминирования государства в сфере принудительных изъятий является господствующая доктрина финансового права, которая из 6 секторов СНС рассматривает содержательно только финансы государства, что создает предпосылки к поглощению частных финансов публичными [3]. В [4] доказано, что все принудительные платежи сосредотачиваются, перелагаются в цены продуктов, товаров и услуг, конечными потребителями которых в основном являются домохозяйства. Последние различаются отсутствием (наличием) механизмов (легальных и нелегальных), позволяющих преодолеть в перспективе, их конечность. Мы говорим об одиночном и микроколлективном (совместном) проживании людей. В первом случае - это домохозяйства (ΔX), во втором - семьи и ΔX. Существует класс макроколлективного проживания, который находится за пределами ΔX и семьи, это массовое принудительнодобровольное проживание (МПДП): места заключения; вооруженные силы (в широком плане), детские дома; дома малюток; интернаты (дети); дома 144 А.А. Земцов престарелых; медицинские учреждения и т.п. При МПДП тоже имеется конечное потребление. Исходя из существующей доктрины финансового права [3] и вытекающей концепции финансов, бюджетная система РФ определяется как некоторая целостность бюджетов трех уровней (федерального, субъектов и местных) и внебюджетных фондов [5, 6], что оставляет за ее границами бюджеты организаций, домохозяйств, т.е. источники, питающие потоки кодифицированных и некодифицированных изъятий. В данной статье финансовый механизм доминирования государства раскрывается при помощи оригинальной структуры системы бюджетов страны, системообразующим элементом которой является принудительное изъятие собственности (легальное и нелегальное), приводящее к разграничению экономики на экономику собственных и экономику изъятых ресурсов (легально и нелегально). Чтобы системность бюджетов стала подлинной, необходимо произвести кардинальные изменения в составе ее элементов, в межсекторных и других связях. В этих преобразованиях мы опираемся на положения: *) экономики общественного сектора, в которой государство находится в положении партнера и конкурента частных фирм и несет ответственность за поставку специфических материальных благ и услуг [7, с. 5]; *) системы национальных счетов, включающих 6 секторов, каждый из которых состоит из институциональных единиц, отдельных хозяйствующих субъектов (ОХС) [8]; *) теории неформальной экономики, включающей 4 сегмента: домашнюю экономику, экономику дара, криминальную экономику, теневую экономику [9]; *) теории параллельных налоговых систем, основанной на принудительных публичных платежах (кодифицируемых и некодифицируемых [10]); *) теории конкуренции за налогоплательщика - легальные и нелегальные налоговые органы [11]. Позволяет объяснить борьбу с коррупцией; *) трансформации фондов криминальной экономики (общаков) в рыночных условиях [11] - объясняет появление закона против «воров в законе»; *) типологии домохозяйств и превращения алиментов в алиментарные платежи [12]; *) системы доходно-расходных позиций (ДРП) ΔX [13]. Если опираться на объединенную концепцию, то: 1. Система бюджетов включает: бюджеты всех секторов, при ведущей роли аффилированных с ними домохозяйственных бюджетов. 2. В государственный сектор входит весьма многочисленная группа параллельных бюджетов (государственные корпорации), забюджет. 3. Добавляется криминальный сектор, включающий как незаконные изъятия собственности, так и продажу запрещенных к обороту товаров (продуктов) и услуг. 4. Часть теневого сектора составляют коррупционно-взяточеские услуги. Система бюджетов Российской Федерации 145 5. Добавляем сектор некоммерческих организаций (НКО), включающий бюджеты религиозных, партийных и др. организаций. 6. Государственные пенсионные системы требуют дополнительного финансирования из консолидированного бюджета. 7. Межбюджетные отношения (МБО) понимаются как потоки между всеми группами бюджетов. 8. Учитываются все принудительные изъятия, а не только налоговые; Центральное место в МБО занимают потоки из ЭСР в ЭИР и обратные потоки бюджетных услуг. 9. В аспекте МБО существенна роль косвенных налогов, позволяющая через домохозяйства облагать все цвета экономики: белую, серую, черную. 10. Рассматривая законные принудительные изъятия экономики, выделяем «разные деньги», полученные от ЭСР, ЭИР (государственная, теневая и криминальная экономика). 11. Совмещая «разные деньги» с налоговым календарем и межуровневыми перемещениями (потоками) денег, например ГВФ, обнаруживаем интересные феномены. Можно говорить о бюджетах, если как минимум три основных элемента финансовой структуры определены (финансовый администратор, доходы, расходы), и фондах (в широком понимании) как объединение однородных бюджетов сектора, а также «бюджетах», если какой-либо из элементов неясен, и «фондах» (как объединения однородных бюджетов» (по аналогии, исчисляемые и неисчисляемые величины). Итак, элементы системы бюджетов государства (СБГ); фонды и «фонды»: 1) домохозяйств; 2) нефинансовых предприятий; 3) финансовых предприятий; 4) некоммерческих организаций; 5) государственного управления; 6) забюджет государственного управления; 7) «фонд» криминала (общак); 8) «фонд» теневого сектора; 9) «фонд» взяток и коррупции; 10) благотворительных организаций; 11) «фонд» остального мира. Все эти элементы СБГ соединяются всевозможными связями: натуральными, денежными, финансовыми, информационными. Основные типы связей: 1) принудительные кодифицированные изъятия; 2) принудительные некодифицированные изъятия; 3) принудительные нелегальные изъятия; 4) пенсии (особая классификация); 5) пособия (особая классификация); 6) заработная плата (как доходная позиция); 146 А. А. Земцов 7) доход от предпринимательской деятельности; 8) доход от собственности (классификация); 9) бюджетные услуги (конкретные ΔX); 10) государственные трансферты; 11) финансирование государственной пенсионной системы из бюджетов; 12) добровольные платежи (благотворительность); 13) алиментарные платежи домохозяйств (в т.ч. на финансирование внешних домохозяйств); 14) расходы ΔX на предметы, товары, услуги; 15) доходы от реализации предметов, товаров и услуг; 16) получение наследства; 17) передача наследства; 18) получение алиментов; 19) выплата алиментов; 20) получение взяток; 21) выплата взяток. Таким образом, экономика состоит из таких частей, как: * Экономика собственных ресурсов (ЭСР). Включает фонды домохозяйств (бюджеты высшего, среднего и низшего класса), фонды предприятий (коммерческих), которые создаются за счет бюджетов ΔX высшего и среднего класса и являются источником доходов для них; фонды предпринимателей без образования ЮЛ. * Экономика добровольно переданных ресурсов - включает благотворительные фонды, которые состоят из благотворительных бюджетов, а также фонды алиментарных средств. * Экономика легально изъятых ресурсов - государство (ЭЛИР) включает бюджетные фонды и фонды вне бюджета, распадающиеся на ряд бюджетов, фонды домохозяйств, получающих доходы из ЭЛИР. ЭЛИР распадается на государственное управление и на бюджетную сферу. * Экономика нелегально изъятых ресурсов (ЭНИР) - состоит из традиционного и коррупционно-взяточнического криминала, следовательно, из традиционных «фондов» (общаков) и из коррупционно-взяточнических фондов и фондов домохозяйств, получающих доходы от ЭНИР [11, 19, 20]. Можно говорить о первоначальной четырехчастной структуре экономики (СХ I). Каждой части соответствуют свои фонды, состоящие из бюджетов, а также свой сегмент домохозяйств. Но в настоящее время нет закрытых экономик, поэтому включение в схему «остального мира» необходимо. Исходя из логики денежных потоков, его структура должна быть адекватной. В первом приближении - это уплата некоторых прямых и косвенных налогов других стран, путешествующими домохозяевами, что в основном относится к среднему классу, а также наличие зарубежной собственности, это высший класс, которая может быть обычной бытовой (дом), как реальный актив, требуя расходов, или инвестиционной - тогда это источник доходов. Домохозяин может не Система бюДжетов Российской ФеДерации 147 только путешествовать и делать в это время расходы, но и работать там, получая доходы, или владеть собственностью, дающей доходы. Требует отдельного рассмотрения. Остальной мир Рис. 1. Структура экономики Следовательно, все производственные, распределительные и перераспределительные процессы идут в интересах домохозяйств, которые отличаются между собой местонахождением в части экономики (ΔХ ЭСР, АХ ЭДПР, АХ ЭЛИР, АХ ЭНИР), контролируемым потенциалом (имущество -потоки и запасы), отношением к механизму управления доходами. Поэтому в каждом из сегментов существуют свои АХ высшего, среднего и низшего классов. Таким образом, АХ высших классов всех сегментов имеют в своем распоряжении механизм управления доходами, который позволяет им избежать последствий негативного воздействия бремени легальных изъятий путем опережающего роста доходов, а также построения дружественного интерфейса налоговой системы (простейший пример - плоская шкала НДФЛ). У обычного домохозяйства ресурсы состоят из текущих доходов (располагаемых), казны и сбережений (собственные) и заемно-кредитного рейтинга, воплощающегося в цене покупаемых денег и в иных «нефинансовых» факторах, среди которых качество коллекторов . Обратимся к конкретной структуре бюджетной системы государства, причем пока остановимся на первом качественном плане - перечне фондов (состоящих из бюджетов) и входящих в каждую из частей экономики. 148 А. А. Земцов Итак, ЭСР. В этой экономике все ресурсы (потоки и фонды) являются собственными, полученными в результате обмена, выращивания, покупки и т.д. Фонды коммерческих юридических лиц включают фонды нефинансовых корпораций; фонды финансовых корпораций и фонды аффилиро-ванн^іх физических лиц (домохозяйства и ΔX предпринимателей, занимающих промежуточное звено). Как отмечалось нами ранее, юрлица принадлежат домохозяйствам, принося им прибыль, и обладают возможностью переноса издержек через продуктовое ценообразование на конечных потребителей. Экономика легально изъятых ресурсов. Собственно, речь идет о бюджетной системе в традиционном понимании с некоторыми дополнениями. Следующие блоки: Т) Традиционная бюджетная система, включающая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Аффилированные домохозяйства. Г) Государственные внебюджетные фонды (ГВФ), весьма тесно связанные с (Т) из-за дефицита бюджетов ГВФ и однопорядковости доходов (легально изъятые ресурсы); аффилированные домохозяйства. З) Забюджетные фонды - внебюджет в терминах торговопромышленной палаты [10]: 1) Фонд государственных корпораций. Существует два подхода к их определению [18]. В соответствии с законом № 7-ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и создания для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов. Перечень государственных корпораций на март 2019 г.: 1. Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологической промышленной продукции «Ростех». 2. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». 3. Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос». 4. Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. 5. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Система бюджетов Российской Федерации 149 6. Государственная корпорация - Агентство по страхованию вкладов [14]. 2) Фонд резервов (стабилизационный фонд, Резервный фонд, Фонд национального благосостояния [21]). 3) Фонд Центрального банка (как совокупность бюджетов его субструктур). 4) Музейный фонд. Аффилированные домохозяйства. Экономика добровольно переданных ресурсов. 1. 2. 3. Фонд благотворительный. Фонд профсоюзов. Фонд алиментарной помощи. Аффилированные домохозяйства. Экономика нелегально изъятых ресурсов (криминал). Фонды традиционной преступности (общаки). Фонды коррупционные. Фонды взяток. 1. 2. 3. Аффилированные домохозяйства. Исходя из всеобщности налогообложения [22] (Налоговый кодекс) и структурности экономики в аспекте принадлежности (владения) ресурсов, территориальной распределенности населения, нескольких уровней бюджетов, выделяется ряд феноменов, требующих отдельного изучения: *Правило Шохина (правило: Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений [24, с. 298], постепенное, но устойчивое поглощение частных финансов публичными [16. с. 21; 17, с. 8]. * Логистика легальных изъятий - является достаточно сложной и решает ряд специфических проблем для управления доходами государством (Первый контур) [15]. A) Крупный бизнес - основная система налогообложения. Б) Мелкий и средний бизнес, специальные режимы налогообложения. B) Индивидуальные предприниматели. * Вторичное налогообложение, т.е. обложение налогами легально изъятых ресурсов. Пример: уплата НДФЛ работниками ЭЛИР. Но налоги уплачиваются по месту работы, поэтому происходит перераспределение. * Перераспределение вторичных налогов. НДФЛ (налог на имущество физических лиц) поступают в бюджеты 2-го и 3-го уровней, а косвенные налоги - в бюджет 1-го уровня. Этот процесс создает разную заинтересованность налогового центра в ставках разных налогов. НДФЛ - 13; а НДС 0.10.20. *Включенные налоги. Исходя из классической теории ценообразования, налоги - один из элементов цены, поэтому последняя включает ранее уплаченные налоги [23]. * Колористическая проблема, т.е. налогообложение (по преимуществу косвенное) серого и черного секторов экономики, и возникающие при этом вопросы. 150 А. А. Земцов Таким образом, представлена качественная модель системы бюджетов РФ, обозначены основные типы связей между ними, названы интересные феномены СБГ, требующие особого рассмотрения. Количественные параметры СБГ - следующий шаг в ее конкретизации.

Ключевые слова

система бюДжетов государства (СБГ), принудительные изъятия собственности, экономика собственных ресурсов, экономика изъятых ресурсов, доходы домашних хозяйств, system of state budgets, forced seizures of property, economics of own resources, economics of seized resources, household incomes

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Земцов Анатолий АнатольевичТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор кафедры финансов и учета, Институт экономики и менеджментаnalogit@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Радаев В.В. Экономическая социология. М., 2008.
Земцов А.А. Финансовые последствия агрессивно доминирующего государства для бизнеса и сопряженных домохозяйств: мультикаскадная система изъятия имущества // Проблемы учета и финансов. 2016. № 2.
Земцов А.А. Доктрина финансового права в РФ с позиции системы национальных счетов // Проблемы учета и финансов. 2017. № 27.
Земцов А.А. Налогообложение без романтики, или архитектура налоговых систем РФ с позиций бюджета домохозяйства (микроуровень) // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 41.
Бюджетная система Российской Федерации / под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. М., 2004.
Парыгина В.А. и др. Бюджетная система России : учеб. М., 2006.
Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М. : Аспект-Пресс, 1996.
Национальное счетоводство : учеб. 3-е изд. / под ред. Б.И. Башкатова. М. : Финансы и статистика, 2005.
Барсукова С.Ю. Неформальная экономика. М., 2009.
Налоговая реформа: ревизия «параллельной» налоговой системы. М. : ТПП, 2015.
Волков В.В. Силовое предпринимательство, XXI век: экономико социологический анализ. 3-е изд., испр. и доп. СПб., 2012.
Земцов А.А. Домохозяйство: основания, финансы, консалтинг. Томск, 2015.
Земцов А.А. Особенности доходно-расходных позиций в домохозяйстве на макроуровне реальной экономики // Проблемы учета и финансов. 2014. № 2.
URL: https://studwood.ru/1220160/ekonomika/spisok_goskorporatsiy_rossii
Финансовый механизм и право / под ред. С. В. Запольского. М., 2014.
Шохин С.О. Тенденции изменения правового регулирования публичных и частных финансов: кризисный тренд // Финансовое право. 2016. № 5.
Шохин С.О. Экспансия финансового права: правовое обеспечение бюджетной и налоговой политики в кризисных условиях // Финансовое право. 2016. № 11.
Лякин А.Н. Участие государственных корпораций в процессах слияний и поглощений // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Сер. 5, вып. 4. С. 43-55.
Словарь тюремно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы). М., 1992.
Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. Тверь, 1996.
Сагайдачная Н.К. О статусе резервного фонда // Проблемы учета и финансов. 2013. № 2. С. 31-34.
Налоговый кодекс. URL: http://my-biz.ru/nalogi/nalogovyj-rflendar
Полбарреля - таможне. Финансовая схема // Финансы. 2010. № 38.
Толковый словарь русского языка. М., 2001.
 Система бюджетов Российской Федерации и их взаимодействие: введение | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2019. № 47. DOI: 10.17223/19988648/47/10

Система бюджетов Российской Федерации и их взаимодействие: введение | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2019. № 47. DOI: 10.17223/19988648/47/10