Развитие ритейлеров на основе видения будущего | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2019. № 47. DOI: 10.17223/19988648/47/14

Развитие ритейлеров на основе видения будущего

Современный ритейл в России за последние 20 лет прошел путь, который торговые сети в странах Западной Европы проходили около 70 лет. Если в начале 2000-х гг. крупнейшие ритейлеры («Ашан», «Метро») только начинали открывать свои первые магазины в нашей стране, то сегодня на долю семи ключевых ритейлеров приходится треть рынка [1]. Если пару лет назад функция Scan&go (оплата без кассы) была представлена в единичных магазинах, то сейчас многие гипермаркеты активно данную услугу предлагают и развивают. Согласно имеющимся трендам поведение покупателя претерпит изменения в ближайшее время: sharing economy, появление новых девайсов, взросление поколения миллениалов - все эти факторы окажут сильное влияние на ритейлеров в будущем, а инновации могут стать основными движущими силами отрасли. Те ритейлеры, которые не задумываются о видении будущего, занимаясь решением сиюминутных задач по повышению EBITDA, рискуют не успеть подстроиться под новое поколение, которое может уже через пять лет превратиться в главных покупателей. В современном быстроменяющемся мире видение будущего позволяет компании иметь ориентир, направление, вектор развития на текущий момент с учетом трендов на более далекие горизонты. В статьях российских авторов тема ритейла в целом слабо изучена ввиду молодости самой современной розничной торговли в России, и тем более в исследованиях не встречается подход к формированию более долгосрочных стратегий, основанный на изучении мегатрендов. Попытка разобраться в том, что ожидает ритейлеров в будущем и на что им следует обратить внимание уже сегодня при разработке стратегий, и является научной новизной данной работы и личным вкладом автора. Такой подход к разработке стратегии может быть использован любым ритейлером, что говорит о практической значимости работы.

Developing Retailers Based on a Vision of the Future.pdf Нельзя сказать, что тему стратегии развития ритейлеров активно освещают в российских научных статьях. Так, О.В. Чкалова указывает в своей статье [2] на необходимость ритейлерам переориентироваться на стратегии роста, отказавшись от применяемых стратегий защитного характера. П.Г. Иванов в своей работе [3] обосновывает принципы выбора стратегии развития торговой сети и предлагает экономическую модель, которая представляет собой совокупность последовательно решаемых балансовых и регрессионных уравнений преобразования исходных данных в годичном цикле. Авторы Н.В. Иванова и А.Ю. Иванов [4] рассматривают собственные торговые марки в качестве стратегии для одной из торговых сетей. Развитие ритейлеров на основе виДения будущего 183 А.А. Воронов, Е.В. Веклова, В.В. Миненко в своем исследовании [5] делают больший акцент на маркетингово-конкурентных стратегиях с использованием инноваций в практике управления. Есть некий пробел в исследованиях российских авторов на тему инновационных стратегий. В настоящей статье автор рассмотрит подход к формированию стратегии ритейлера, основанный на видении будущего. Видение будущего - это желаемая картина будущего, выражающая устремления и намерения компании или человека, построенная в соответствии с ментальной моделью мира и восприятия изменений [6]. Формирование видения будущего и анализ настоящего положения позволяют компании определить стратегические разрывы. Стратегические разрывы - это разрывы между ресурсами, знаниями или компетенциями, имеющимися в настоящий момент, и теми ресурсами, знаниями и компетенциями, которые необходимы для реализации стратегических намерений в соответствии с видением будущего. Иначе говоря, это те несоответствия, которые мешают компании достичь желаемого положения в будущем. Процесс устранения стратегических разрывов определяет направление действий в настоящем для реализации стратегических намерений в будущем. Еще один важный элемент видения будущего - это предвидение, т.е. представление о результатах, которые могут возникнуть в процессе реализации намерений других компаний. Еще одно понятие, которое неразрывно связано с видением будущего, -это ментальная модель будущего. Это система представлений компании о глобальных процессах, тенденциях и ключевых изменениях, определяющих будущее. Резюмируя вышесказанное, отметим, что видение будущего указывает общее направления движения компании, учитывая при этом будущие изменения. Видение будущего позволяет более точно сформулировать долгосрочную цель компании [6]. В контексте стратегического планирования целесообразно рассматривать три взаимосвязанных стратегических горизонта: дальний, горизонт формализации бизнес-модели и ближний стратегический горизонт. Дальний стратегический горизонт может составлять три, пять, десять или более лет, что зависит от зрелости и масштабов компании. Этот горизонт связан со стратегическим видением будущего. Он предполагает определение перспективы, развивающихся тенденций и формулирование стратегических намерений. Горизонт формализации бизнес-модели усматривает следующую группу вопросов: какой должна быть бизнес-модель, позволяющая создавать денежные потоки, которые будут обеспечивать достижение успеха компании на дальнем стратегическом горизонте? Этот горизонт является промежуточным и может составлять от нескольких месяцев до пяти лет. Ближний горизонт связывает долгосрочные стратегические цели с оперативной деятельностью, стратегию с тактикой. Краткосрочные стратегические задачи определяют решения на оперативном и функциональном уровнях компании. Период ближнего горизонта может составлять от нескольких недель до одного года. 184 Д. К. Попенкова Модель трех стратегических горизонтов решает проблему взаимодействия долгосрочных и краткосрочных целей. При планировании на дальнем горизонте нужны более общие формулировки целей, гипотезы о будущем и намерения приобретают наибольшее значение. Прогнозы и аналитика отходят на второй план. Средний горизонт во многом опирается на исследования рынка и анализ конкурентной среды. На этом горизонте решаются задачи, касающиеся конкурентной борьбы. Планирование на среднем горизонте требует владения информацией о динамике рынка и отрасли, о структуре конкурирующих сил. При формулировке стратегических задач на ближнем горизонте компания опирается на глубокую и полную аналитику ключевых показателей деятельности. Должна быть обеспечена возможность точного измерения результатов решения стратегических задач [6]. История международных торговых сетей в России началась с выхода на рынок компаний «Ашан» и «Метро» в 2001 г. С этого времени произошел активный рост оборота розничной торговли, и за 18 лет ритейл в нашей стране существенно преобразился - от несетевой розницы в лихие девяностые до доли крупнейших торговых сетей около 30% от всего оборота торговли. С учетом столь незначительного срока (по сравнению с многими другими отраслями экономики) считаем, что для рассмотрения дальнего горизонта необходимо выбрать период в пять лет. Обоснованием выбора такого срока служит и тот факт, что поколение миллениалов, которому сейчас около 20 лет, через 5 лет войдет в активную фазу зарабатывания денег и соответственно их трат, в том числе и у ритейлеров, и очень важно выявить, прочувствовать, предвосхитить будущие покупательские предпочтения данного поколения. Исследовательские агентства1 сходятся во мнении, что ключевыми трендами в перспективе пяти лет будут следующие: 1. Центры крупных городов (Осло, Копенгаген, Мадрид, Москва и др.) станут пешеходными, а торговые моллы превратятся в open-air. Торговые центры будут не только местом проведения досуга, но и совмещать в себе обучающие и культурные заведения, офисные пространства для коворкинга, пункты выдачи товаров. Вызов для ритейлера в вытеснении автомобилей из центра города заключается в том, что пространство внутри центральной части города претерпит изменения, у жителей не будет возможности делать большие покупки и на машине довозить их до дома, будет развиваться еда на вынос, потребление вне дома, а в ассортименте магазинов появится больше продукции для немедленного потребления. Жители станут рассматривать магазин не просто как точку совершения покупки, а как место удовлетворения социальных потребностей. Аналогичная ситуация с торговыми молами за пределами центров городов: они перестанут 1 Baldwin C. How the sharing economy is impacting retail. URL: https://www.essentialretail.com/analysis/5873b12e39614-how-the-sharing-economy-is-impacting-retail Развитие ритейлеров на основе видения будущего 185 быть замкнутым в себе пространством для проведения досуга и шопинга, а будут как бы встроенными в облик города точками коммуникации и коворкинга людей. 2. Sharing economy станет нормой жизни для поколения миллениалов. Наиболее популярными категориями будут автомобили, мебель, инструменты, одежда, спортивный инвентарь, а наименее - ювелирные украшения. С учетом развития экономики, основанной на аренде/использовании вещей, бывших в употреблении, вызов для ритейлеров - необходимость развития такого рода платформ, помогающих клиентам это поддерживать и организовывать. По словам представителя компании Deloitte, «миллени-алы хотят жизнь как шампанское за цену лимонада». В настоящий момент о развитии ритейлерами каких-то масштабных платформ по продаже использованных вещей говорить рано, пока это скорее примеры коллаборации: «ИКЕА» сотрудничает с TaskRabbit - маркет-плейсом домашних мастеров, с сервисами доставки, такси и т.д. В США Walmart сотрудничает с UBER по срочной доставке товаров, аналогично торговая сеть «Sam's Club» - с доставщиком Deliv. В Великобритании DIY-ритейлер B&Q создает платформу для шеринга инструментов для ремонта, и это, пожалуй, наиболее прорывная идея в данном направлении [7]. 3. Полное исчезновение смартфонов в пользу небольших разнообразных девайсов, взаимодействующих с человеком с помощью голоса. С этим трендом связан еще один - развитие интернета вещей. В будущем покупка ежедневных товаров будет автоматизирована с помощью умных холодильников, посудомоечных и стиральных машин и т.д. Вызов в развитии интернета вещей видится в том, что процесс логистики должен быть выстроен как часы, про доставку не в день заказа речи уже не пойдет. А исчезновение смартфонов означает необходимость получения большого числа данных (Big Data) сразу с нескольких устройств покупателей и соотнесение их между собой для точного предложения товаров и улучшения покупательского опыта. В настоящее же время необходимо соотносить данные с карт лояльности, смартфона, браузера. Итак, картина мира будет примерно такой: город-пространство для коворкинга, в котором некоторые вещи не принадлежат людям, а используются на правах аренды, и население этих городов управляет всем девайсами, понимающими голосовые сообщения. Далее перейдем к рассмотрению тенденций ближайших двух-трех лет и тех действий, которые ритейлеры предпринимают уже сегодня, чтобы этим трендам соответствовать. 1. Покупательский опыт внутри магазинов (пресловутый customer experience) будет приобретать все большее значение. Поскольку в настоящее время 90% покупок все-таки совершается в оффлайн-магазинах, а не в онлайн, взаимодействие с покупателем в точке продаж продолжает играть большую роль. Эмоциональная связь с брендом будет приобретать решающее значение для поколения миллениалов. Помимо этого, уровень покупательской осведомленности будет расти. Современный и будущий покупатель все большее внимание уделяет этическим 186 Д. К. Попенкова проблемам, достоверности информации, происхождению продукции и т.д. Так, в Великобритании для трети населения имеет значение происхождение товаров, использование принципов fair trade при их производстве, и люди готовы платить больше за бренды, которым они доверяют и считают надежными, честными, прозрачно ведущими бизнес и социально ответственными. Известно, что европейцы отрицательно относятся к использованию меха зверей при пошиве одежды и предпочитают бренды, заменившие его на искусственный (неактуально для российских зим, но даже в России все большую популярность набирают синтетические материалы). К повышенной осведомленности относится еще один аспект - согласно проведенному агентством COMARCH исследованию о том, что будет важным для покупателей Европы на горизонте до 2030 г., 93% респондентов интересует защита личных данных, оставленных при вступлении в программы лояльности ритейлеров [8]. Примером совершенствования покупательского опыта может служить fashion-ритейлер Nike, открывший недавно в Нью-Йорке пятиэтажный магазин, где на площади 55 000 кв. фт. разместилась роскошная баскетбольная площадка, «обувной бар», в котором покупатели могут сконструировать модели обуви персонально под себя. 2. Возрастающая роль искусственного интеллекта (ИИ). Примером применения ИИ может быть интеграция методов машинного обучения в платформу построения взаимоотношений с клиентами (CRM) для совершенствования системы обслуживания клиентов. Другой пример - чат-боты на сайтах ритейлеров и т.д., которые, по прогнозам, будут набирать все большую популярность для «умных» рекомендаций товаров покупателям. Использование ИИ на полную мощность в будущем позволит ритейлерам влиять на покупательский выбор и делать предложения все более персонализированными. Взаимодействие ритейлеров и ИТ-компаний станет все более интересным с точки зрения совместных инвестиций в технологии. Пионером в части внедрения ИИ служит ритейлер Amazon, продающий девайсы Echo and Alexa (объем продаж за второе полугодие 2017 г. составил более 40 млн штук), общение с которыми стало нормой жизни в США до такой степени, что эти девайсы превратились в членов семей. Девайсы используют технологию чат-ботов и распознавания голоса, и, разговаривая с ними, можно заказать товары на дом, проверить календарь, сделать звонок и т.д. Внедрение ритейлерами роботов в разные процессы становится все более распространенным явлением. В таких ритейлерах, как Walmart и Ahold роботы сканируют товар при инвентаризации. В российской сети «Лента» робот помогает с промопредложениями в магазинах. 3. Уход в онлайн. Следует отметить, что в 2017 г. в США зафиксировано рекордное число закрывшихся магазинов - 6 885 точек, среди которых такие известные бренды, как Macy's, J.C. Penney, Sears/Kmart. На рис. 1 видно, что с 2010 г. происходит замедление темпов открытия торговых молов в США. Рис. 1. Количество торговых молов в США, 1970-2016 гг. [12] С уходом ритейлеров в онлайн связан еще один интересный тренд - автозаправочные станции могут превратиться в пункты выдачи товаров онлайн. В перспективе ожидается именно такое сотрудничество ритейлеров и АЗС [13]. В исследовании «The New Digital Divide», проведенном Deloitte в 2016 г., приводятся данные о том, что онлайн-взаимодействие с покупателем влияет на 56 центов из каждого потраченного доллара в классическом магазине (так называемом brick and mortar) [14]. По данным McKinsey, роль социальных сетей, особенно для поколения миллениалов, нельзя недооценивать. В развитых странах мира до 26% покупок онлайн совершается по рекомендациям из социальных сетей [10]. В подтверждении важности присутствия и онлайн, и оффлайн говорит тот факт, что ритейлер Amazon, который вошел в рейтинг ТОП-250 ритейлеров мира в 2000 г. (186-е место), за 17 лет стал ритейлером номер шесть, завоевывая рынки все большего числа стран. Покупка Amazon классических магазинов Whole Foods Market в августе 2016 г. позволила ему получить более чем 450 точек выдачи товаров, заказанных онлайн. Помимо Amazon, концепцию омниканальности развивает и американский гигант Walmart (номер один в рейтинге ТОП-250 ритейлеров мира), однако не инвестируя средства в собственные интернет-платформы, а создавая альянсы с имеющимися онлайн-ритейлерами: Jet.com, ShoeBuy, Moosejaw, ModCloth, Bonobos. Стратегический альянс Walmart - JD.com начался с июня 2016 г. с китайского рынка, когда Walmart продал JD.com свой интернет-магазин Yihaodian, получив 5% доли в JD, которая затем увеличилась до 10%. Недавно JD.com вступил в партнерство с тайским ритейлером Central Group too для развития онлайн-торговли в Таиланде. Таким образом, Walmart обеспечил себе выход сразу на два онлайн-рынка. Другими примерами подобных партнерств служат: французская сеть «Ашан» и китайский ритейлер Alibaba, французская сеть магазинов Casino и онлайн-ритейлер Ocado, испанская сеть MeQuedoUno и компания DIA [12]. 188 Д.К. Попенкова По данным компании «Леруа Мерлен», полученным автором от представителя компании, доля e-commerce разнится по странам присутствия. Если во Франции она уже приближена к 4%, в Испании - к 2%, то в России составляет пока около 1%. Однако прогнозы весьма впечатляют: в России «Леруа Мерлен» планирует выйти на 7% интернет-продаж через 5-6 лет. 4. Автоматизация, инновации и развитие технологий. Появление и массовое распространение мобильных приложений Snapchat, WeChat, WhatsApp, Instagram привело к тому, что в сети все стало происходить в режиме реального времени, покупатели хотят действия ритейлера здесь и сейчас, ответов - немедленных, доставки - в день заказа и т.д. Будущее принадлежит так называемому «mobile first» образу мышления, что для ритейлеров означает прежде всего предоставление возможности сканирования товаров в магазине с помощью смартфона и оплату также со смартфона, избавление от очередей в кассы. Более далекое будущее - за концепцией «Amazon Go», согласно которой достаточно взять товар с полки, положить в тележку и выйти из магазина. Процесс сканирования и оплаты происходит автоматически [11]. К тренду развития технологий относится также преображение внешних фасадов магазинов, которые вместо окон и стен будут иметь интерактивные панели, с помощью Ьх можно делать онлайн-покупки и взаимодействовать с брендом 24/7. Будет развиваться концепция «испытай перед покупкой». Она связана с технологиями VR и AR, которые появляются уже сейчас в мебельном ритейле и будут распространены повсеместно. Покупателям необходимо быть уверенными в покупке. Ритейлеры осваивают популярный метод покупки товаров «Grab and go» уже сегодня благодаря развитию автоматизированных систем платежей. Например, в торговых центрах «Глобус» и «Лента» имеется функция «Scan&go»: при входе в ТЦ покупатель берет сканер, сканирует товары, которые кладет в тележку, затем проходит на специальную кассу, ставит сканер в терминал, производит оплату банковской картой и покидает магазин без очередей в кассу. Ритейлер Home Depot через свое мобильное приложение позволил покупателям использовать технологию дополненной реальности и размещать виртуальные предметы интерьера в свои помещения. Помимо этого, в самих магазинах внедрена система GPS навигации, позволяющая быстро находить нужные товары [9]/ Магазин Adidas уже начал тестировать в США окна-дисплеи, на которых с помощью QR-кодов можно взаимодействовать с брендом круглосуточно. Ритейлеры одежды (Nordstrom, например) активно развивают страницы в Instagram, на которых есть ссылки для покупки товаров, а не просто размещают фото товаров. А такие ритейлеры, как Lamoda, Target уже запустили доставку в день заказа [10]. Развитие ритейлеров на основе видения будущего 189 Если говорить о российских ритейлерах, пожалуй, наиболее инновационным в сегменте DIY является «Петрович», который открывает магазины площадью 30-50 кв. м вблизи новостроек в качестве небольших шоу-румов, а весь товар продает в Интернете. У данной сети имеются и более крупные магазины площадью 4 000 кв. м, в которых часть товара можно купить классическим способом, с полки, но основная часть доступна к заказам через планшеты. Доля e-commerce сети составляет 38%, а по выручке на квадрат-н^ій метр компания занимает первое место среди DIY-ритейлеров в России -более 400 000 руб. без НДС с гвадратного метра в год? в то время, как у «Леруа Мерлен» этот показатель равен 330 000 руб., у «Максидом» и Castorama - около 150 000 руб., у OBI - меньше 130 000 руб. [15]. Следует отметить, что Forbes включил в список 100 самых инновационных компаний ритейлера «Магнит» (53-е место в 2017 г.) [16], если обратиться к стратегии ритейлера, размещенной на их официальном сайте, то там не сказано про развитие инноваций, а весь фокус по-прежнему на экспансии мультиформатной сети магазинов, оптимизации издержек и повышении рентабельности. При этом на Петербургском Международном экономическом форуме-2018 между Samsung Electronics Rus Company подписано соглашение о сотрудничестве, которое подразумевает работу по реализации совместных образовательных инициатив и проектов по таким направлениям, как интернет вещей, «Умный ритейл» и биометрические технологии [17]. Ближайший конкурент «Магнита» - торговая сеть X5 Retail Group с недавнего времени имеет в своей структуре дирекцию по стратегии (возглавляет ее выходец из Walmart) и ведет работу по следующим направлениям: - самостоятельное сканирование товаров с помощью портативного сканера в «Перекрестке». Проект запущен в июле 2018 г., данных об успешности пока нет, но ожидается, что это поможет разгрузить кассовые очереди и повысит средний чек на 10% за счет персонализированных предложений покупателям; - устройства для самостоятельной оплаты товаров в «Пятерочке», которые торговая сеть установила в конце прошлого года и планирует тестировать в текущем году в 10 магазинах в Москве, а по итогам теста эксперты X5 определятся с интерфейсом, способами оплат^і и прочими деталями; - совместно с ИТ-кластером «Сколково» Intelligence Retail тестируется применение видеоаналитики для контроля наличия и правильности выкладки товаров на полках, оценки количества людей в очередях и предотвращения краж в магазинах. Так, в случае нехватки продукции сотрудник получает сигнал о необходимости добавить товар. Еще система отслеживает количество покупателей в очереди и отправляет руководству магазина уведомление о необходимости открыть дополнительную кассу. Также Х5 тестирует с помощью этой системы разработки, определяющие наиболее посещаемые зоны в магазине, эмоции, пол и возраст покупателей, а также несколько разработок, помогающих снизить количество краж в магазинах; 190 Д.К. Попенкова - внедрение «умных» планограмм (учитывающие свойства торгового оборудования, тип упаковки, покупательский спрос), которые уже помогли увеличить продажи в гипермаркетах «Карусель» до 10,5% за счет учета в планограммах максимального количества товаров в категории с точностью до SKU, точного отслеживания и планирования ввода и вывода товара из ассортимента, товарного запаса на складе [18]. Третий игрок - ГК «Дикси» пока не внедрила в своих магазинах инновационные проекты, связанные с обслуживанием покупателей, занимаясь их тестами в стенах своего центрального офиса. По словам их IT-директора, «у продовольственных ритейлеров все еще впереди, западные лидеры набьют шишки, а мы скопируем модель» [19]. Сравним трех ритейлеров - лидеров продуктового ритейла лишь по одному ключевому критерию EBITDA за последний финансовый период и увидим, что «Дикси» значительно уступает двум другим приведенным ритейлерам-конкурентам. Так, согласно данным финансовой отчетности ритейлеров за 2018 год, EBITDA маржа «Магнита» составила 7,3%; Х5 -7,4%; Дикси - 3,7%, в два раза ниже конкурентов [20]. Очевидно, подход «мы подождем, пока другие набьют шишки» является не опережающей, а догоняющей стратегией, что в современном мире - непозволительная роскошь, по мнению автора данной статьи. Хотелось бы немного развить тему «набитых шишек». Так, согласно данным Kalypso, основными причинами провала внедряемых инноваций являются их дороговизна и отсутствие у ритейлера необходимых средств для внедрения, нехватка технологий и экспертизы персонала (рис. 2). Недостаточно возможностей для провдеения изменений в компании Недостаточная эффективнсоть процессов 27% Нехватка экспертизы Нехватка спонсоров Недостаточность технологий и инструментов Недостаточность финансирования Рис. 2. Препятствия к внедрению инноваций в ритейле [21] Ограничением исследования в области инновационных стратегий является практически полное отсутствие информации в открытых источниках об эффективности внедряемых инноваций. Под эффективностью понимаем Развитие ритейлеров на основе виДения будущего 191 их влияние на такие общепризнанные показатели в ритейле, как средний чек, выручка/маржинальность с квадратного метра, прирост продаж like-for-like. Завершая статью, можно заключить, что долгосрочными трендами являются: видоизменение обликов крупных городов и образа жизни их населения, превращение торговых центров в социальные точки, sharing economy, управление частью процессов жизни с помощью девайсов, распознающих голос. Тренды на ближайшие годы: лучший покупательский опыт внутри магазинов, внедрение искусственного интеллекта, автоматизация процессов и активное развитие онлайн-пространства. Те ритейлеры, что не отслеживают тренды («не в тренде»), рискуют тем, что в «будущее возьмут не всех». Автор данной статьи намерен оставаться в тренде и продолжать исследование будущего розничной торговли и сопоставлять действия игроков рынка с запросами молодого поколения.

Ключевые слова

ритейлеры, стратегия ритейлеров, инновации, розничная торговля, международный ритейл, тренды, retailers, retailers' strategy, innovations, retail, international retail, trends

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Попенкова Дарья КонстантиновнаНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры общего и стратегического менеджментаdpopenkova@hse.ru
Всего: 1

Ссылки

Крупнейшие торговые сети FMCG TOP-10 занимают долю 29,3% в структуре розничного рынка Food России. URL: https://marketing.rbc.ru/artides/10340/
Чкалова О. В. Стратегии роста отечественных торговых сетей / Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского // Сборник трудов конференции. 2013. С. 395-399.
Иванов П. Г. Принципы выбора и обоснования стратегии развития мультиформатной торговой сети // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2011. № 1 (37). С. 91-97.
Иванова Н.В., Иванов А.Ю. Собственные торговые марки как инструмент маркетинговой стратегии торговой розничной сети «Кировский» // Экономика и социум. 2014. № 3-2 (12). С. 59-63.
Воронов А.А., Веклова Е.В., Миненко В.В. Маркетинговые инновации функционального и информационного направлений в маркетингово-конкурентной стратегии современной торговой сети // Экономика и предпринимательство. 2018. № 1 (90). С. 764-770.
Константинов Г.Н. Стратегический менеджмент. Концепции : учеб. пособие для слушателей программах МВА, обучающихся по специальностям «Обший и стратегический менеджмент» и «Финансы» / Высшая школа экономики, Высшая школа менеджмента. М. : Бизнес Элайнмент, 2009. 239 с.
Caroline Baldwin How the sharing economy is impacting retail. URL: https://www.essentialretail.com/analysis/5873b12e39614-how-the-sharing-economy-is-impacting-retail
Survey by COMARCH: Future of Shopping. Latest Trends in Retail Today and 2030. URL: https://www.accademiaretail.it/wp-content/uploads/2017/10/Comarch_TNS_survey_ future_of_retail-1.pdf
The World's 50 Most Innovative Retailers. URL: https://www.insider-trends.com/the-worlds-50-most-innovative-retailers/#ixzz5NVAJhgle
McKinsey Report The consumer sector in 2030: Trends and questions to consider. URL: https://www.mckinsey.com/industries/consumer-packaged-goods/our-insights/theconsumer-sector-in-2030-trends-and-questions-to-consider
Deloitte Global Powers of Retailing 2018 Transformative change, reinvigorated commerce. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/at/Documents/about-deloitte/global-powers-of-retailing-2018.pdf
KPMG Global retail trends 2018. Global consumer and retail, March 2018. URL: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/xx/pdf/2018/03/global-retail-trends-2018.pdf
Social Media Marketing for Retailers. URL: http://www.cbre.us/real-estate-services/real-estate-industries/retail-services/retail-innovation-hub/retail-2030
URL: https://www2.deloitte.com/us/en/pages/consumer-business/articles/the-newdigital-divide-retail-sales-influence.html
Интернет-магазин «Петрович» бьет рекорды продаж. URL: https://www.retail.ru/ news/148523 мира.
Forbes включил «Магнит» в список самых инновационных компаний URL: https://www.rbc.ru/business/10/08/2017/598b80a99a79473005b66cfd
URL: http://magnit-info.ru/about/strategy/
URL: https://www.x5.ru/ru/Pages/Media/News/230718.aspx URL:
IT-директор ГК «Дикси» рассказал об инновациях в сети. https://www.retail.ru/news/149110/ Retail
Данные финансовой отчетности за 2018 год ритейлеров «Магнит», «X5 group» и «Дикси». URL:
Retail innovation: Trends, challenges and opportunities. https://www.hackerearth.com/blog/innovation-management/retail-innovation-trends-opportunities/
 Развитие ритейлеров на основе видения будущего | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2019. № 47. DOI: 10.17223/19988648/47/14

Развитие ритейлеров на основе видения будущего | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2019. № 47. DOI: 10.17223/19988648/47/14