Региональный анализ рынка целевых капиталов | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2020. № 49. DOI: 10.17223/19988648/49/11

Региональный анализ рынка целевых капиталов

В данной статье рассмотрены современное состояние рынка целевых капиталов в российском региональном контексте, его потенциал и проблемы развития. Исследование базируется на социологическом опросе некоммерческих организаций Сибирского федерального округа. Выявлены организационного-экономические аспекты функционирования целевых капиталов в российских регионах.

A Regional Analysis of the Endowment Market.pdf Спустя тринадцать лет функционирования закона о целевых капиталах в России (Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 № 275-ФЗ) [1] модель целевого капитала (эндаумент) зарекомендовала себя как перспективный инструмент обеспечения финансовой базы некоммерческой организации - получателя дохода от использования целевого капитала. Можно с уверенностью сказать, что на протяжении прошедших лет некоммерческим сектором планомерно реализуется главный принцип, положенный в основу закона о функционировании целевого капитала, - обеспечение регулирования процесса формирования и использования некоммерческими организациями имущества, служащее источником дополнительного стабильного дохода организаций, в интересах которых создан фонд целевого капитала. Эндаументы (эндаумент-фонды) в Европе и Северной Америке имеют многовековую историю. Тем не менее вопросы развития эндаументов остаются актуальными в исследовательском контуре ученых. Эндаумент [2] постоянно подвергается пристальному изучению со стороны ученых, практикующих специалистов, представителей неправительственных организаций. Особенно популярны эндаументы в сфере образования, в частности высшего образования [3]. Есть государства (Великобритания, Канада, США), которые отдают первенство эндаументам с точки зрения обеспечения основного финансирования сфер культуры и образования. Достаточно подробно функционирование зарубежных эндаументов рассмотрено в издании «Nonprofit essentials: endowment building» [4]. Институт целевого капитала в России начал внедряться с 2007 г., что было обусловлено принятием закона о целевых капиталах в декабре 2006 г. На начало 2020 г. в России зарегистрировано более 170 фондов целевых 150 М.В. Булыгина, А.В. Ложникова, А.В. Бокова и др. капиталов [5]. Большая часть фондов сосредоточена в гг. Москве (70) и в Санкт-Петербурге (24) [6, с. 185]. В регионах практика формирования целевых капиталов в некоммерческом секторе до сих пор представлена слабо либо не представлена совсем. Ознакомиться с опытом формирования целевых капиталов можно в процессе изучения отчетов фондов, которые иво-дятся на сайтах соответствующих организаций, а последние опубликованные отчеты можно найти в базе знаний по целевым капиталам, представленной на электронном ресурсе Научной библиотеки Томского государственного университета [7]. Тем не менее, создание целевых капиталов для поддержки образования и культуры вызывает все больший интерес у организаций некоммерческого сектора. Лидером по количеству фондов целевого капитала среди регионов стал г. Томск. В Томске функционируют 6 фондов целевых капиталов. Данные эндаументы созданы в виде специализированной некоммерческой организации управления целевым капиталом, в организационно-правовой форме фонда. Лидирующие позиции Томска с точки зрения создания фондов целевых капиталов обусловлены количеством функционирующих здесь крупных университетов России (Национальный исследовательский Томский государственный университет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Сибирский государственный медицинский университет, Томский университет систем управления и радиоэлектроники, Томский государственный архитектурно-строительный университет). Как известно, преобладающий тренд по созданию целевых капиталов принадлежит именно организациям высшего профессионального образования [8]. Кроме того, в 2019 г. Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова сформировал целевой капитал, который должен способствовать развитию музея. Создание целевых капиталов в сфере культуры вызывает все больше интерес у учреждений культуры, появляются успешные практики в этом направлении [9]. Также в Томске зарегистрирован фонд целевого капитала Томского института бизнеса. Однако фонд представляет собой только «оболочку», формирования целевого капитала не происходит. В других регионах структура отрасли целевых капиталов представлена иначе. В региональных центрах зарегистрированы 1-2 фонда целевого капитала, либо такие фонды вовсе отсутствуют. При этом широкой общественности результаты деятельности фондов (где таковые существуют), предъявляются достаточно скромно. При проведении социологического исследования по оценке рынка целевых капиталов в Сибирском регионе, результаты которого представлены в данной статье, выяснилось, что существенная доля некоммерческих организаций не осведомлена о таком финансовом инструменте, как целевой капитал, либо частично знакома с моделью целевого капитала, однако признает, что обладает недостаточной информацией о нем для понимания необходимости формирования целевого капитала в интересах своей некоммерческой организации. Цель данной статьи - провести анализ организационно-экономических аспектов функционирования фондов целевого капитала в российских реги- Региональный анализ рынка целевых капиталов 151 онах на примере Сибирского федерального округа. Для достижения поставленной цели сформулирован ряд задач: 1) провести анализ современной ситуации развития целевых капиталов в Сибирском регионе; 2) выявить основные причины отсутствия целевых капиталов в некоммерческом секторе, а также факторы, препятствующие их созданию; 3) определить предпосылки для развития целевых капиталов в некоммерческом секторе в Сибирском федеральном округе. Методология исследования включает анализ больших данных с использованием цифровых технологий для анализа социальных сетей и социологическое исследование посредством массового телефонного опроса руководителей некоммерческих организаций Сибирского региона. В основе представленных результатов лежит «Исследование форм присутствия фондов целевого капитала в социальных медиа и оценка социальных мнений и практик жертвования в онлайн-пространстве», проведенное учеными ТГУ при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина в 2019 г., и социологическое исследование «Оценка современного состояния рынка целевых капиталов в Сибирском федеральном округе», проведенное при поддержке Центра знаний по целевым капиталам в Сибирском регионе. В ходе «Исследования форм присутствия фондов целевого капитала в социальных медиа и оценку социальных мнений и практик жертвования в онлайн-пространстве» были проанализированы данные, представленные в сети Интернет, 101 фонда целевого капитала (76 фондов образовательных учреждений, 10 фондов поддержки искусства и культуры, 11 фондов поддержки социального развития и благотворительности, 4 фонда поддержки в сфере благотворительности). Анализ форм присутствия фондов целевых капиталов в сети Интернет показал, что значительное количество фондов целевых капиталов не имеет своего сайта или сообщества в социальных сетях. Основная информация об этих фондах представлена в виде страницы на сайте организации-благополучателя. Наличие сайта у фонда целевого капитала дает возможность формировать прямой канал коммуникации с потенциальной целевой аудиторией, а также площадку для представления результатов деятельности конкретного фонда для широкой общественности, спсосбствует положительной деловой репутации. Однако даже те фонды, у которых существует официальный сайт, не используют этот информационный канал в полной мере. Данный фактор объясняет причину, по которой существенная доля местного сообщества не имеет представления о функционирующих фондах целевого капитала в регионе его присутствия. Однако популярный тренд создания сообществ в социальных сетях затронул некоторые фонды целевых капиталов. 67 фондов целевых капиталов имеют страницы в социальной сети ВКонтакте, 66 фондов - в социальной сети Facebook, но часть из них (около 20%) не используется фондами, а является «мертвыми» страницами. Наличие страниц и сообществ в социальных сетях имеет значение только лишь при активном их использовании. Эффективность работы этих коммуникационных каналов для фондов целе- 152 М.В. Булыгина, А.В. Ложникова, А.В. Бокова и др. вых капиталов определяется такими базовыми показателями, как количество лайков, репостов, просмотров, комментариев. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что важно найти способы отслеживания потребления информационного контента целевой аудиторией и проводить анализ наиболее эффективных каналов коммуникации, которые способствуют повышению вовлеченности целевой аудитории в деятельность фонда, а значит, и пожертвований в целевой капитал. Исследование «Оценка современного состояния рынка целевых капиталов в Сибирском федеральном округе» проведено посредством массового опроса руководителей некоммерческих организаций. В результате было опрошено 289 некоммерческих организаций из всех субъектов Сибирского федерального округа. Опрос проводился посредством телефонных интервью в 2019 г. Организации-респонденты распределились по субъектам РФ следующим образом: Томская область (25,5%), Красноярский край (15,7%), Омская область (11,8%), Алтайский край (8,6%), Кемеровская область (8,6%), Республика Хакасия (8,6), Новосибирская область (8,2%), Иркутская область (7,1%), Республика Алтай (3,9), Республика Тыва (2%). На материале Сибирского региона можно выявить основные положения региональной специфики рынка целевых капиталов. При каких условиях некоммерческие организации в регионах могут и готовы создавать целевые капиталы? Первое условие - это соответствие организационно-правовой формы некоммерческой организации, разрешенной законодательством для создания целевого капитала. В Федеральном законе «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 № 275-ФЗ (п. 4 ст. 2) указаны допустимые организационноправовые формы некоммерческих организаций для формирования целевого капитала. К ним относятся общественный фонд, некоммерческий фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, религиозная организация [1]. Второе условие - это соответствие разрешенной сфере деятельности, указанной в законе. ФЗ № 275 от 30.12.2006 допускает формирование и использование целевого капитала «_в целях использования в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки), охраны окружающей среды, оказания гражданам бесплатной юридической помощи и осуществления их правового просвещения, а также в целях функционирования общероссийского обязательного общедоступного телеканала общественного телевидения» [1]. Третье условие - это наличие специалистов, владеющих навыками работы с целевыми капиталами. Для многих организаций - держателей целевого капитала проблема отсутствия квалифицированных сотрудников является ключевой. Однако при детальном изучении вопроса подготовки квалифицированных сотрудников для фонда целевого капитала можно выявить источники, которые предоставляют разные организации с точки зре- Региональный анализ рынка целевых капиталов 153 ния обучения сотрудников компетенциям, необходимым в работе с целевым капиталом. В частности, Благотворительный фонд В. Потанина системно поддерживает развитие целевых капиталов в России. С 2012 г. фондом поддерживается программа обучения (теперь при сотрудничестве с МШУ «СКОЛКОВО») «Целевые капиталы: стратегия роста». Сотрудниками ТГУ разработан и запущен массовый открытый онлайн-курс «Целевые капиталы: территория финансовой стабильности в некоммерческом секторе». Данный курс размещен на платформе COURSERA и предназначен для новичков сферы целевых капиталов [10]. Кроме этого, Высшая школа экономики, Европейский университет в Санкт-Петербурге регулярно проводят программы профессиональной подготовки, которые уделяют существенное внимание всем аспектам функционирования эндаумента как механизма стратегической финансовой устойчивости организации (в том числе университета). Четвертое условие - это наличие понятных источников формирования и пополнения целевого капитала. Явное преобладание некоммерческих организаций, не располагающих целевым капиталом (95,3% респондентов), заставляет искать пути решения проблемы малоизвестности и трудоемкости данного финансового инструмента в работе некоммерческой организации, сравнивать его с другими финансовыми источниками, определять степень готовности к созданию своего эндаумент-фонда, искать способы привлечения в целевой капитал, выстраивать коммуникации с потенциальными жертвователями. Основные тезисы, которые хотелось бы обозначить в этой статье, следующие. Некоммерческие организации Сибирского федерального округа в своем большинстве не имеют представления о том, что такое целевой капитал или эндаумент, несмотря на то, что в регионе существуют практики формирования целевых капиталов. Одна из главных причин отсутствия целевых капиталов - это нехватка специалистов, обладающих знаниями и компетенциями для работы с целевыми капиталами. По результатам социологического исследования только треть опрошенных некоммерческих организаций имеет представление о том, что такое целевые капиталы. Выявлен низкий уровень осведомленности некоммерческих организаций Сибирского федерального округа о целевых капиталах. Несколько факторов могут играть решающую роль в повышении уровня осведомленности некоммерческих организаций о целевых капиталах (рис. 1). К ним можно отнести наличие фондов целевых капиталов на территории, активную информационную деятельность в этом направлении центров поддержки некоммерческих организаций, наличие региональных центров знаний по целевым капиталам, ведущих активную деятельность, направленную на популяризацию практик формирования и пополнения целевых капиталов в некоммерческом секторе, широкое освещение деятельности фондов целевых капиталов в интернет-пространстве и обязательное присутствие существующих фондов целевых капиталов в сети Интернет с активной, наполненной и функционирующей страницей фонда (интернет-сообщество фонда). 154 М.В. Булыгина, А.В. Ложникова, А.В. Бокова и др. 6O.0∙⅛ MШСННй Ht ОСБСДОХІПСЮІ СЛЇібО 0СВ-£ДОк1Л£НЫ УдОВЛЄТВО|)ІСІЄЛЬНО передо г. in сны Xt=∣>CU10 РСВСДОШСНЬ] ’.-«л CθB-∣φIIl÷HHO РСЕСДОШСНЫ Рис. 1. Уровень осведомленности о целевых капиталах (самооценка НКО) Этот тезис подтверждается «Исследованием форм присутствия фондов целевого капитала в социальных медиа и оценкой социальных мнений и практик жертвования в онлайн-пространстве», часть выводов которого описана выше. Представления о целевых капиталах среди некоммерческих организаций обусловлены отсутствием знания об этом финансовом инструменте. Респондентам были предложены вопросы с выбором парных суждений, отражающих различные представления о целевых капиталах. В результате были выявлены следующие преобладающие мнения: создание целевого капитала в НКО - слабо реализуемая практика; малоизвестность такого инструмента, как целевой капитал, в некоммерческом секторе; высокая сложность формирования, поддержания и использования целевого капитала. Низкий интерес к целевым капиталам также можно объяснить структурой финансирования некоммерческих организаций, которая складывалась на протяжении многих лет (рис. 2). Г ранты Частые поз-ертвованіи Собственные средства vιacτιπικoE СубсПДІПІ П лата ча оказание усл\\т Корпоративные пожертвования С^’ЕДс’тва бпагогворительньгс фондов Соці [ально е пре дпрннныатеп E ство Среде тва гоЯоЕноіі органи? am □ [ Членские взносы ■ 4 ".5=-(, I J4.5"o 4λl% '0.6

Ключевые слова

целевой капитал, фонд целевого капитала, эндаумент, некоммерческие организации, социальные медиа, endowment, endowment fund, non-profit organizations, social media

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Булыгина Мария ВячеславовнаТомский государственный университетменеджер Центра координации работы с выпускниками ТГУmmariav@inbox.ru
Ложникова Анна ВладимировнаТомский государственный университетд-р экон. наук, профессор кафедры экономики Института экономики и менеджментаtfg@mail.ru
Бокова Анна ВикторовнаТомский государственный университетканд. филос. наук, доцент кафедры культурологии, теории и истории культуры Института искусств и культурыavbokova@gmail.com
Гойко Вячеслав ЛеонидовичТомский государственный университетзав. лабораторией наук о больших данных и проблемах обществаgoiko.slava@gmail.com
Мундриевская Юлия ОлеговнаТомский государственный университетмл. научный сотрудник Лаборатории наук о больших данных и проблемах обществаplaitum356@gmail.com
Новоселов Михаил ВладимировичТомский государственный университетмагистрант кафедры социологии философского факультетаchael652341@gmail.com
Кабанова Анастасия ВладимировнаТомский государственный университетмагистрант кафедры социологии философского факультетаchael652341@gmail.com
Цимбалист Олеся СергеевнаТомский государственный университетмагистрант кафедры социологии философского факультетаchael652341@gmail.com
Всего: 8

Ссылки

Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 № 275-ФЗ.
Dimmock S.G., Neng Wang, Jinqiang Yang. The endowment model and modern portfolio theory: [working papers № 25559]. National Bureau of Economic Research, 2019. 50 p.
College and university endowments: overview and tax policy options: reports / [Molly F. Sherlock, Jane G. Gravelle, Margot L. Crandall-Hollick, Joseph S. Hughes] ; Congressional Research Service. Washington, DC U.S., 2018. 38 p.
Newman Diana S. Nonprofit essentials: endowment building. Hoboken, New Jersey : Wiley, 2005. 265 p.
База данных по фондам ЦК // Аналитика. Пензенский фонд местного сообщества «Гражданский союз». 2019. URL: https://penzafond.ru/2019/04/10/baza-dannyh-pofondam-tsk/ (дата обращения: 01.02.2020).
Фонды целевого капитала: Перспективы развития в России / отв. ред. В. В. Климанов. М.: Благотворительный фонд Владимира Потанина, 2019. 208 с.
База знаний по целевым капиталам // Путеводители по ресурсам. Научная библиотека ТГУ. URL: http://www.lib.tsu.ru/sp/subjects/guide.php?subject=BEF (дата обращения: 01.02.2020).
Морозова И.А. Благотворительность в системе высшего образования: мировой опыт и российские перспективы создания эндаумент-фондов // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 6 (381). С. 48-60.
Шекова Е.Л. Целевой капитал как новый источник финансирования учреждений культуры // Петербургский экономический журнал. 2015. № 1. С. 103-110.
МООК «Целевые капиталы - территория финансовой стабильности в некоммерческом секторе». URL: https://www.coursera.org/learn/tselevyye-kapitaly (дата обращения: 01.02.2020).
 Региональный анализ рынка целевых капиталов | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2020. № 49. DOI: 10.17223/19988648/49/11

Региональный анализ рынка целевых капиталов | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2020. № 49. DOI: 10.17223/19988648/49/11