ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2008. № 2 (3).

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Рассматриваются инвестиционные процессы в сфере образовательных услуг, цели инвестирования, объекты инвестирования, источники финансирования инвестиций, управление инвестиционной деятельностью в данной сфере.

The project investment management in the field of educational services .pdf Инвестиции в сферу образования являются одним из факторов экономического роста. Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования рассматривается в качестве приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, которое позволит обеспечить развитие ресурсной базы, внедрение новых технологий в образовательный процесс, решить проблему дефицита квалифицированных кадров в системе образования и повысить ее управленческий потенциал. Однако в российском обществе традиционно сфера образования рассматривалась как затратная, что объясняет недостаточное внимание как теоретиков, так и практиков к вопросам инвестирования в эту сферу.В сфере образования трудятся 6193 тыс. человек [1. C. 84]. Анализ структуры численности занятых в экономике России в 2005 г. показал, что из 100 % занятых во всей экономике в сфере образования трудятся 9,3 %. Это один из самых высоких показателей в мире: в Швеции он составляет 11,2 %, в Великобритании - 9,1 %, в США - 8,7 %, во Франции - 6,9 %, а в Германии - 5,7 % [2. C. 143]. В 2005 г. от общего числа занятых в сфере образования 50,4 % имели высшее профессиональное образование, 2,1 % - неполное высшее. По этому показателю сферу образования опережает лишь сфера финансовой деятельности, где 66,7 % занятых в ней имеют высшее и 1,8 % -неполное высшее образование [2. C. 143]. Однако, несмотря на очень высокий уровень квалификации работников сферы образования, их заработная плата остается на протяжении многих лет одной из самых низких среди работников других видов деятельности.В целом по России наблюдается общий рост основных фондов, используемых в сфере образования. В 2004 г. они составляли 1163532 млн руб., в 2005 г. - 1213518 млн руб., а в 2006 г. - уже 1275564 млн руб. Но вместе с тем в процентном соотношении к общему объему всех основных фондов, задействованных в экономике России, их доля снизилась с 3,6 % в 2004 г. до 3,1 % в 2006-м [2. C. 326]. Коэффициент обновления основных фондов имеет положительную динамику: в 2004 г. он составлял 1,4; в 2005 г. - 1,6. Однако степень износа основных фондов рассматриваемой сферы продолжает нарастать. Так, если в 2004 г. изношено было 35,5 % основных фондов сферы образования, то в 2005 г. эта цифра увеличилась до 46,5 %, а в 2006 г. составилаА.А. Гейзер48,5 % [2. C. 326, 327, 328]. Таким образом, можно констатировать тот факт, что почти половина основных фондов сферы образования изношена и нуждается в модернизации или замене. Требуют капитального ремонта 35,2 % общеобразовательных учреждений, а 3,1 % находятся в аварийном состоянии.Между тем длительное недоинвестирование в сферу образования чревато крайне опасными для страны последствиями, поскольку подрываются глубинные факторы развития человеческого потенциала, ключевого источника современного экономического роста, повышения конкурентоспособности в глобальном мире, социального прогресса и стабильности. Разительно в этом отношении отличие российских реалий от практики ведущих зарубежных стран, где последние 1,5-2 десятилетия отмечены интенсивным притоком инвестиционных ресурсов в нематериальную сферу, связанным с возрастанием ее роли в общественном развитии, стремительным ростом технологической составляющей нематериальных услуг на базе информационно-коммуникационных технологий. Важность инвестирования в интеллектуальный потенциал общества признана во всех развитых странах. Одним из главных компонентов государственной политики в сфере образования в развитых странах выступает подход к финансированию как к кумулятивному процессу, который требует стабильного ресурсного обеспечения, поскольку негативные последствия недофинансирования на одном этапе невозможно компенсировать даже резким увеличением ассигнований впоследствии.Реализация национального проекта «Образование» в 2006 г. стала катализатором деятельности государственных структур по решению наиболее острых проблем развития образования, выделению дополнительных финансовых ресурсов. Однако остается открытым вопрос о том, насколько направления и конкретные мероприятия проекта создают логично выстроенную систему, позволяющую поднять российское образование на качественно новый уровень, а не решают в оперативном порядке отдельные давно назревшие задачи.Специфика системы образования предопределяет особенности инвестиционных процессов в этой сфере:•·объектами инвестирования могут выступать не только объекты строительства, но и сам образовательный процесс, включая развитие интеллектуального потенциала [3. C. 321];•·характерным является значительное многообразие целей инвестирования в сферу образования (как социальные, так и экономические);•·присутствует значительный временной разрыв между вложениями и получением эффекта (как экономического, так и социального);•·наблюдается долгосрочное позитивное воздействие инвестиционных затрат на развитие учреждений образования;•·многоканальность источников финансирования инвестиций: собственные средства образовательных учреждений, бюджетное финансирование, целевые гранты, пожертвования и пр.;•·разнообразие образовательных услуг, обусловленное многовариантностью образовательных технологий, педагогических приемов и методов, вызывает необходимость рассмотрения при принятии решения об инвестирова--нии значительно большего числа альтернатив как для органов управления, так для учебных заведений и потребителей этих услуг;•·сформированный потенциал внеоборотных активов имеет значительный «запас прочности» и обладает резервами долговременного использования. Однако при достижении предела прироста объема образовательной деятельности в рамках какого-либо направления возникает необходимость возрастания этих активов, и как следствие, возникает острая потребность в инвестиционных средствах. То есть требуется предварительное накопление средств с целью «инвестиционного рывка», что при бюджетной росписи расходов становится проблемой;•·инвестиционная привлекательность образовательных проектов непосредственным образом связана с результатами инновационной деятельности образовательного учреждения;•преимущественно конкурсная основа распределения инвестиций между образовательными учреждениями.Важность решения проблем инвестирования в сфере образования обусловливает необходимость эффективного управления инвестиционной деятельностью. В большинстве случаев управление образовательным учреждением представляет собой функциональную систему, в рамках которой обходятся без внутреннего планирования, ресурсной оптимизации, оценки эффективности инвестиций и других действенных инструментов. Управление инвестиционной деятельностью на уровне учебного заведения должно основываться не на интуиции руководства, а на научной базе, позволяющей принимать эффективные управленческие инвестиционные решения.Мы полагаем, что инвестирование в сфере образования должно выполняться в формате инвестиционного проекта, отвечающего современным подходам к проектной деятельности. В рыночной экономике под проектно-ориентированным управлением понимают управленческий подход, при котором отдельно взятые задачи, решаемые в рамках деятельности организации, рассматриваются как отдельные проекты, к которым применяются принципы и методы управления проектами. Именно возможности проектного управления для реализации инвестиционных проектов в рассматриваемой сфере позволят существенно повысить эффективность использования инвестиционных ресурсов. Такое управление увеличит гибкость и динамичность, децентрализует ответственность функциональных руководителей и обеспечит готовность компании к организационным изменениям. В целях проектного управления инвестициями в сфере образования важной представляется их классификация по ряду признаков.По виду инвестиционные проекты учреждения образования мы подразделяем на проекты, направленные: на развитие и модернизацию образовательных процессов, на организацию новых образовательных программ, на разработку и внедрение новых образовательных технологий и их информационное обеспечение, на развитие материально-технической базы учебных заведений, на улучшение социально-экономических условий обучаемых и работников образовательных учреждений.А.А. ГейзерПо типу (основные сферы деятельности учреждения образования, в которых осуществляется инвестиционный проект) инвестиционных проектов образовательных учреждений можно выделить: технические, организационные, экономические, социальные и смешанные инвестиционные проекты.По масштабу (размер самого проекта, количество участников и степень влияния на окружающий мир) инвестиционные проекты в сфере образования можно разделить: на низкобюджетные (стоимостью до 1 млн руб.), среднебюджетные (от 1 млн до 50 млн руб.), крупнобюджетные (свыше 100 млн руб.).По продолжительности периода осуществления инвестиционного проекта мы выделяем: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 3 лет) и долгосрочные (свыше 3 лет).По характеру проекта инвестиционные проекты рассматриваются нами как форма осуществления инвестиций, направленная на основную образовательную деятельность учреждения образования, либо как эффективная форма вложений, связанная с реализацией изменений в образовательных учреждениях.Для координации усилий подразделений образовательного учреждения по реализации инвестиционных проектов целесообразно функции по управлению инвестиционной деятельностью в образовательном учреждении передать специальному подразделению - проектному бюро. Основными функциями бюро могут стать: рассмотрение и анализ поступающих инвестиционных идей; расчет показателей экономической эффективности инвестиционных проектов учреждения образования; определение вида инвестиционных проектов и процедуры рассмотрения и принятия решения; подготовка инвестиционной идеи для рассмотрения на инвестиционном совете учреждения образования; разработка устава проекта на основании инвестиционных идей, одобренных инвестиционным советом; вынесение устава проекта для рассмотрения и утверждения на инвестиционном совете; формирование инвестиционной программы учреждения образования; подготовка предложений по приоритетности инвестиционных проектов к реализации; текущий мониторинг процесса реализации инвестиционных проектов; проведение сравнительного анализа завершенных инвестиционных проектов; консультирование подразделений и специалистов учреждения образования по вопросам проектного менеджмента.Общее руководство инвестиционной деятельностью на уровне образовательного учреждения может осуществлять инвестиционный совет, который принимает решения о подготовке к реализации, реализации, прекращении реализации инвестиционных проектов в образовательном учреждении; утверждает состав рабочих групп, назначает ответственных за подготовку к реализации и реализацию проектов; рассматривает результаты мониторинга реализации и постинвестиционного мониторинга реализованных проектов; утверждает инвестиционную программу образовательного учреждения.Планирование, организация и контроль образовательным учреждением инвестиционных проектов и рационального использования инвестиционных ресурсов на основе проектного управления смогут обеспечить не только вы-живание учебных заведений в сложных условиях, но и их непрерывное развитие.Литература

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гейзер Алла Альфредовна ТГУ allgey@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. 428 с.
Российский статистический ежегодник, 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. 806 с.
Россия в цифрах. 2006: Краткий стат. сб. / Росстат. М., 2006. 462 с.
 ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ             | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2008. № 2 (3).

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2008. № 2 (3).

Полнотекстовая версия